Вы здесь

Себестоимость. От управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. Глава 2. Учет затрат на предприятии (Е. В. Бехтерева, 2009)

Глава 2. Учет затрат на предприятии

2.1. Состав и классификация затрат в бухгалтерском учете

В системе бухгалтерского учета организации готовится информация, необходимая множеству внутренних и внешних пользователей. В свою очередь управленческий учет является основой для формирования информации, необходимой управленческому персоналу для принятия руководящих решений, планирования и прогнозирования, контроля и регулирования хозяйственной деятельности. Основное содержание управленческой информации – издержки производства и обращения, их динамика и анализ.

С целью точного анализа затрат необходима их классификация, т. е. группировка по признакам, определяющим их назначение. В зависимости от назначения подготавливаемой информации для целей управления существует множество способов классификации.

В отечественном учете традиционная классификация затрат затрагивает только их состав, а основное направление учета – учет затрат с целью формирования себестоимости изготавливаемой продукции и полученных доходов. Исходя из этого в отечественном бухгалтерском учете затраты принято группировать по элементам затрат и по статьям калькуляции. В свою очередь сгруппированные затраты по статьям калькуляции делятся на прямые и косвенные, основные и накладные.

Прямые затраты – это расходы, которые связаны непосредственно с процессом производства определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие расходы.

Косвенными называют затраты, которые не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы.

При этом деление затрат на косвенные и прямые зависит от отраслевых особенностей, организации производства, а также принятого метода калькулирования себестоимости продукции.

Основными затратами называют затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных.

Накладные расходы образуются в процессе организации, обслуживания и управления производством. Такие расходы состоят из общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которые можно представить следующим образом:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы;

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) расходы на подготовку и освоение производства;

8) общепроизводственные расходы;

9) потери от брака;

10) прочие производственные расходы;

11) расходы на продажу.

Как уже отмечалось, затраты можно классифицировать по элементам, такая классификация является одной из основных. В соответствии с ПБУ 10/99 затраты организации классифицируются по следующим элементам (п. 8):

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация;

5) прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, а также каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. По элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергия. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

При этом следует отметить, что при классификации затрат по элементам и статьям калькуляции можно выделить такие виды затрат, как:

1) одноэлементные затраты – затраты, состоящие из одного элемента, – заработная плата, амортизация и т. п.;

2) комплексные затраты – затраты, состоящие из нескольких элементов. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы;

3) переменные затраты – расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции, – сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих;

4) условно-переменные расходы – расходы, которые зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная, – общепроизводственные расходы;

5) условно-постоянные расходы – расходы, которые почти не зависит от изменения объема производства продукции, – общехозяйственные расходы и пр.;

6) текущие расходы – расходы, относящиеся к данному текущему периоду и имеющие частую периодичность (расход сырья и материалов);

7) единовременные расходы – расходы, относящиеся к расходам на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств;

8) производственные расходы – расходы, связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость;

9) непроизводственные (коммерческие) расходы – расходы, связанные с реализацией продукции покупателям.

Производственные и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции.

При классификации затрат по элементам необходимо иметь в виду, что под экономическим элементом расходов понимается однородный вид затрат, который невозможно разложить на составные части (например, стоимость покупной электроэнергии).

На практике под элементом расхода понимают экономически однородные затраты, такие как материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды.

Материальные затраты отражают сумму произведенных расходов на:

1) покупное сырье и материалы, используемые на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся дальнейшему монтажу или дополнительной обработки в данной организации;

2) работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонами организации или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

3) топливо всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные расходы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;

4) покупную энергию всех видов, расходуемую на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;

5) потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли и некоторые другие материальные затраты.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов и полуфабрикатов, тепловых носителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.

Возвратные отходы могут оцениваться следующим образом:

1) по сниженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть применены для основного производства, но с повышенными затратами, для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления или реализованы на сторону;

2) по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

Затраты на оплату труда включают в себя любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 Налогового кодекса РФ).

К затратам на оплату труда относятся:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ;

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам в соответствии с установленным законодательством РФ порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации;

6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде;

7) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, – для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, – для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

8) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ;

9) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

10) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ;

11) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;

12) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

13) расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством РФ на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;

14) расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

15) расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ;

16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ;

17) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

18) суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

19) в случаях, предусмотренных законодательством РФ, начисления по основному месту работы рабочим руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

20) расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

21) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда) за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

22) предусмотренные законодательством РФ начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

23) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ;

24) расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

25) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Элемент «Отчисления на социальные нужды» отражает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

Элемент «Амортизация» отражает сумму амортизационных отчислений по собственным и арендованным основным средствам и нематериальным активам.

В состав «Прочих затрат» включаются налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сборы) загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду (в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей)), отчисления в ремонтный фонд, а также другие затраты, входящие в состав себестоимость продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Для получения информации о затратах по экономическим элементам используются данные синтетических счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизации основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» и ряда других счетов для учета прочих затрат (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Для определения затрат по экономическим элементам по обычным видам деятельности необходимо из кредитовых оборотов счетов 10, 70, 69, 02, 04, 05 и ряда счетов по учету прочих затрат исключить суммы оборотов, не относящиеся к обычным видам деятельности, и внутренние обороты.

Перечень статей затрат (калькуляции), их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства (независимо от формы собственности организации).

Кроме того, затраты на производство продукции можно классифицировать следующим образом:

1) по экономической роли в процессе производства – основные и накладные;

2) по составу однородности – одноэлементные и комплексные;

3) по способу включения в себестоимость продукции – прямые и косвенные;

4) по отношению к объему производства – переменные, условно-переменные, условно-постоянные;

5) по периодичности возникновения – текущие и единовременные;

6) по участию в процессе производства – производственные и коммерческие;

7) по эффективности – производительные и непроизводительные.

В зарубежной практике управленческого учета предлагается классифицировать затраты для целей управления и их учета по трем основным направлениям:

1) затраты для определения себестоимости изготавливаемой продукции и получения доходов (прибыли);

2) затраты для принятия управленческих решений;

3) затраты, по данным о которых осуществляется контроль и регулирование.




Первое направление полностью соответствует отечественному бухгалтерскому и управленческому учету. Информация, поступающая из данных учетных регистров, и служит как раз для того, чтобы своевременно информировать менеджеров о всем происходящем в процессе осуществления деятельности с целью своевременного принятия необходимого решения.

По данным различных исследований отечественные предприятия на каждый рубль реализованной продукции приходится около 90–95 коп. на самые различные расходы, в том числе на налоги и сборы. С целью сбора информации о тех или иных расходах, их уровне и динамики необходимо проведение анализа произведенных затрат по их видам, элементам, составу, т. е. на основе классификации и группировки.

Информация о затратах данного направления является содержанием и основой функциональной и технологической моделей бухгалтерского управленческого учета.

В настоящее время необходимо не только учитывать и анализировать уже имеющиеся затраты, но и на основе данных анализа прогнозировать их будущий уровень и динамику, а также учитывать будущие вновь возникающие затраты.

В случае, если прошлые и будущие затраты примерно одинаковы по своему составу, можно выявить их тенденцию роста (снижения) путем применения индекса инфляции. На основе проведенного анализа управленческий персонал сможет принять наиболее оптимальное обоснованное решение.

Если же необходимо провести анализ альтернативных вариантов действий для принятия и планирования решений, то характеристика затрат разрабатывается исходя из особенностей деятельности и характера изменений, способных повлиять на состав и структуру затрат.

Второе направление классификации затрат основано на учете затрат для принятия управленческих решений. Данная классификация содержит такие позиции затрат, как:

1) динамика затрат по отношению к объему (уровню) производства;

2) затраты будущего периода, принимаемые в расчет при оценках;

3) безвозвратные затраты или затраты истекшего периода;

4) затраты, возникающие в результате принятого альтернативного решения (вмененные затраты);

5) инкрементные (приростные) и маржинальные затраты (доходы).

Особое место в такой классификации занимает динамика затрат производства. Основным условием предварительного планирования издержек является учет и анализ входящих и истекших, постоянных и переменных затрат по отношению к объему производства.

Затраты будущего периода в целях управленческого учета подразделяются на принимаемые и не принимаемые в расчет при их оценке. При этом при разработке управленческого решения необходимо различать затраты и доходы, имеющие отношение к данному вопросу и не имеющие никакого отношения к анализируемому вопросу. Затраты, принимаемые в расчет, представляют собой затраты и доходы, которые зависят от принятого решения. Затраты, не принимаемые в расчет, – это те затраты, которые не зависят от принятого решения. Такие затраты учитываются в том случае, если анализируемый период относительно не большой.

Пример

ООО «Матис» некоторое время назад закупило материалы на 10 000 руб. До последнего времени данные материалы не были использованы, и реализовать их также не представлялось возможным.

В настоящее время появился заказчик, готовый приобрести изделия, выполненные из данного материала, оплатив за такую продукцию 25 000 руб.

По расчетам бухгалтерии затраты на изготовление данного изделия составят 20 000 руб. без учета материалов. Перед менеджером встает вопрос: учитывать ли стоимость материалов в себестоимости изделия или нет, принимать в расчет данные затраты или нет? Если стоимость материалов включить в себестоимость изделия, то заказ будет оценен в 30 000 руб. и заказчик от него откажется. При этом если учесть, что затраты на материал уже произведены предприятием, то при заключении сделки с заказчиком на его условиях предприятие получит экономическую выгоду, в виде уменьшения затрат на уже приобретенные материалы на половину их стоимости, т. е. на 5000 руб.

Безвозвратными называются затраты, уже произведенные предприятием в истекшем периоде, т. е. это стоимость уже приобретенных ресурсов, в случае, когда выбор любого альтернативного решения уже не повлияет на сумму данных затрат. Примером таких затрат могут послужить расходы на материалы, приобретенные ранее и уже не используемые в процессе производства, а также остаточная стоимость ранее приобретенных основных средств.

Пример

ООО «Матис» 2 года назад приобрело станок за 150 000 руб. с предполагаемым сроком службы 5 лет. Остаточная стоимость станка при ее равномерном начислении амортизации составит 90 000 руб. Данная остаточная стоимость должна быть списана со счета независимо от дальнейших принятых решений.

Вмененные (воображаемые) затраты – это затраты, подлежащие учету при принятии управленческих решений, однако по данным бухгалтерского учета собрать их не представляется возможным. Такие затраты условно начисляют при принятии каких-либо управленческих решений в случаях, когда для принятия одного варианта действий следует отказаться от другого.

Пример

ООО «Матис» получило заказ на изготовление определенного вида деталей, для чего требуется 100 ч обработки на одной из производственных линий, которая полностью занята на производстве других изделий.

Данный заказ можно принять за счет уменьшения производства уже выпускаемых деталей. При этом потеря в доходах составит 20 000 руб. Дополнительные затраты на выполнение заказа составят 70 000 руб. При таких условиях можно принять заказ, если его цена будет компенсировать дополнительные затраты на производство данной детали и вмененные затраты в виде компенсации упущенной выгоды при уменьшении загрузки производства уже выпускаемой детали. Таким образом, стоимость заказа составит 90 000 руб.

Следует отметить, что вмененные затраты учитываются только при ограниченности ресурсов, в противном случае они не учитываются. Таким образом, если бы в нашем примере производственная линия была бы загружена только на 80 %, то уровень производства на новое производство снижать бы не пришлось, следовательно, вмененных затрат бы не возникло.

Инкрементными (приростными) затратами признаются затраты и доходы, имеющие место только при дополнительно произведенных затратах, или выявляются в результате изготовления или реализации дополнительных единиц продукции. Для того чтобы определить данные затраты, необходимо определить текущие затраты, а затем на основе из анализа спрогнозировать затраты с дополнительным выпуском продукции. Разница между прогнозируемыми и текущими затратами как раз и составляет инкрементные (приростные) затраты. Анализ этих затрат позволяет принять решение, следует ли увеличивать объемы производства.

Маржинальными затратами и доходами являются дополнительные затраты и доходы на единицу продукции. Данные затраты определяются как разность между выручкой от реализации и переменными затратами на производство данной продукции. Маржинальные затраты и доходы сходны с инкрементными затратами и доходами, отличие заключается в том, что маржинальные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы на единицу продукции, а инкрементные являются результатом увеличения объема производства продукции.

Третье направление представленной классификации затрат необходимо для осуществления процесса контроля и регулирования. Данное направление основано на определении и анализе взаимосвязи затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Данное направление учета затраты еще называют учетом затрат по местам их возникновения и центрам ответственности (цех, участок, отдел и их руководители).

Данные затраты, учитываемые по местам их возникновения и центрам ответственности, разделяют на регулируемые и нерегулируемые. При этом степень их регулирования зависит от уровня управления. Исходя из этого, необходимо чтобы каждое подразделение, ответственное за данные расходы, составляли отчеты об исполнении сметы затрат с их обязательным подразделением на регулируемые и нерегулируемые затраты, т. е. те, которые зависят и не зависят от действий данного подразделения. Отчет об исполнении сметы затрат может иметь нижеприведенный вид.


Отчет об исполнении сметы подразделения


Данные пример отражает лишь суть построения такого отчета. При этом при сравнении фактических затрат со сметными необходимо их скорректировать относительно объема производства и привести сметные затраты к реальному объему производства данного отчетного периода.

Данный подход учета, анализа и контроля затрат принято называть составлением смет с учетом изменений затрат, связанных с колебанием объема производства или гибкой сметой.

В целом бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным планированием. Прежде чем говорить о необходимости смет, следует отметить, что смета представляет собой документ, составляемый для определения и исчисления предстоящих расходов и доходов. Смета может составляться, например, для определения общей стоимости объекта строительства (именно на основе смет осуществляется любое строительство объектов), затрат на производство продукции, накладных расходов и т. д.

На основе сметы осуществляется процесс планирования и финансового обоснования финансово-хозяйственной деятельности. Основными принципами составления смет являются:

1) определение будущих целей и направлений деятельности на дальнейшую перспективу;

2) периодическое сопоставление произведенных затрат, полученных финансовых результатов и сметных показателей (исполнение сметы).

Составление смет осуществляется на основе типовой процедуры составления смет, которая заключается в следующем.

I этап – организация специальной группы, на которую возлагаются обязанности по составлению сметы. В такую группу включают таких специалистов, как бухгалтер (контролер), финансист (казначей), менеджеры по производству, продажам и др.

II этап – сбор и обработка информации по данным оперативного бухгалтерского учета, необходимой для составления сметы.

III этап – выбор метода составления сметы.

IV этап – сведение результатов, полученных разными звеньями группы в единую сводную смету.

V этап – доведение утвержденной сметы до исполнителей.

VI этап – анализ полученных результатов с показателями сметы.

Следует отметить, что одним их основных моментов в процедуре сметы является выбор метода ее составления. Среди основных вариантов составления смет выступают следующие:

1) «с нуля». Суть данной сметы состоит в том, что за основу все операции предприятия принимаются равными нулю.

2) «от достигнутого». При применении данного варианта все показатели предыдущей сметы модифицируются в зависимости от результатов деятельности прошлого отчетного периода и ожидаемых отклонений в будущем отчетном периоде.

Однако вне зависимости от того, какой метод составления сметы применяется предприятием, общими критериями сметного (бюджетного) планирования являются следующие:

1) показатели сметы должны быть выполнены;

2) менеджеры участка, для которого составляется смета, должны участвовать в подготовке и составлении сметы.

По оценке специалистов одной из основных причин нерентабельности бизнеса наряду с другими факторами является отсутствие сметного планирования или нереальность поставленного плана, а также недостоверность фактических данных, их несвоевременное поступление или отсутствие.

Для достижения исполнения сметы необходимо организовать сметный (бюджетный) контроль за исполнением смет. При этом процесс контроля должен включать в себя следующие моменты:

1) чтение и интерпретация отчетов об исполнении сметы;

2) анализ отклонений фактических данных от сметных показателей;

3) определение и анализ причин отклонений.

При обнаружении причин, повлиявших на отклонения от сметы, необходимо провести их тщательный анализ и определить направления действий для их устранения.

2.2. Функции расходов и методы их определения

Основной функцией расходов является их целевая направленность для осуществления деятельности. Известно, что для того, чтобы получить какой-либо доход, прежде всего необходимо осуществить какие-либо затраты. Иными словами, доход от какой-либо деятельности получается в том случае, если была произведена продукция, приобретены товары для реализации, были выполнены работы или оказаны услуги. В любом случае получению доходов предшествует финансирование средств в данную деятельность.

Состав и порядок учета расходов, как уже было сказано, регламентирован Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) «Расходы организации».

В соответствии с данным положением расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

При этом расходами организации не признается следующее выбытие активов:

1) в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.);

2) вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

3) по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

4) в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

5) в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

6) в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Такое выбытие активов признается оплатой.

Все расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) операционные расходы;

3) внереализационные расходы.

При этом расходы, которые не могут быть отнесены к расходам по обычным видам деятельности, относятся к прочим расходам, которые также включают в себя чрезвычайные расходы.

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Конец ознакомительного фрагмента.