Вы здесь

Сделки с недвижимостью. Как приобрести новостройку. Глава 3. Чистота сделки – результат проверки (Комплексная экспертиза компании-застройщика) (Е. А. Шамонова, 2012)

Глава 3

Чистота сделки – результат проверки (Комплексная экспертиза компании-застройщика)

В настоящей главе разговор у нас пойдет о проверке на возможность совершения мошенничества со стороны компаний-застройщиков или посредников, а также их доблестных сотрудников, иногда в штате фирмы просто не числящихся. Конечно, на практике встречаются случаи, когда наивные граждане, возбужденные низкой ценой или выгодными условиями рассрочки, подписывали договора и вносили по ним деньги без проведения какой-либо экспертизы, руководствуясь только эмоциями, а не фактами. Но в дальнейшем именно такие люди, забывшие старинные житейские принципы о сыре в мышеловке, дырке от бублика и жадном фраере, попадали (и будут попадать в дальнейшем) во всевозможные инициативные группы обманутых пайщиков (дольщиков, вкладчиков, соинвесторов), пополняя собой ряды бомжей, купивших (проинвестировавших) квартиру. Надеюсь, уважаемый читатель, Вы не хотите оказаться в их числе? Тогда давайте более подробно рассмотрим типовой алгоритм проверки юридического лица, осуществляющего строительство и/или реализацию квартир или коттеджей, которую, безусловно, придется проводить приобретателю, т. е. Вам. Далеко не все из указанных ниже действий удастся выполнить самостоятельно – за помощью придется обращаться и к юристам-практикам, и в детективные фирмы, и к сотрудникам правоохранительных органов.

Итак, основные этапы проверки юридического лица, осуществляющего возведение и продажу новостроек:

– принципиальный выбор компании-застройщика;

– анализ комплекта документов на строительство;

– выяснение деловой репутации фирмы;

– экспертиза предлагаемых к подписанию договоров.

Давайте рассмотрим указанные действия подробнее.

3.1. Как выбрать девелоперскую (риэлтерскую) фирму

Итак, взвесив все «за» и «против» Вы, уважаемый читатель, решились приобрести квартиру, таунхаус, коттедж или нежилое помещение на первичном рынке, и планируете для этого обратиться в строительную (девелоперскую) или риэлтерскую компанию, располагая, естественно, необходимыми денежными средствами или возможностью их получения. Вы уже определились с типом и месторасположением дома, который хотели бы приобрести (см. главу 1), и теперь пытаетесь не потеряться среди огромного количества предложений строительных, девелоперских и риэлтерских фирм.

В этом разделе мы коротко рассмотрим те принципы (критерии), которыми должен руководствоваться зрелый и трезвомыслящий человек в своем поиске достойных и компетентных специалистов.


1. Рекомендации друзей и знакомых, изучение различных форумов в сети.

Как показала практика, уже более 50 % граждан при изменении своих жилищных условий приобретают квартиру или загородную недвижимость в новостройках, т. е. на первичном рынке. Наверняка среди Ваших родственников, друзей, знакомых или сослуживцев найдутся люди, которые успешно прошли путь от «аванса до новоселья» или сами работают в риэлтерском агентстве или девелоперской компании. Их рекомендации, подкрепленные знакомством, помогут Вам сделать правильный выбор.

Также здесь необходимо иметь в виду, что строительные фирмы специализируются на определенных типовых сериях домов, которые, в свою очередь, имеют стандартные планировки. Например, нельзя желать трехкомнатную квартиру в доме серии П-44Т (см. Приложение 2) общей площадью 100–110 кв. м., так как по проекту «трешки» в этом доме, исходя из индивидуальных особенностей, имеют размер 78–83 кв. м. Или – эркер в доме серии КОПЭ – проект этого здания такого планировочного решения не предусматривает. Кроме того, как уже говорилось выше, Ваш выбор ограничивает и «подведомственность» типовых серий домов – например, в Москве реализацией квартир в зданиях типа П-44 занимаются структуры, тесно связанные с ДСК-1.


2. Рекламная кампания и цены.

Если по рекомендациям друзей и знакомых подходящую фирму найти не удалось (или у таковой нет вариантов в интересующем Вас районе и доме), то придется внимательно просматривать рекламные предложения компаний-застройщиков и риэлтерских агентств. В основном это объявления в профильных изданиях (для Москвы и Подмосковья рекомендуем «Из рук в руки» и «Недвижимость и цены»); соответствующие сайты в Интернете (например, раздел «Недвижимость» списка «ТОР-100» на www.rambler.ru), а также щиты, плакаты, растяжки и баннеры непосредственно на стройплощадках. При подборе вариантов, среди пестроты рекламных модулей, обилии информации и обещаний различных скидок и распродаж, как и в любом другом деле, вредны крайности – не стоит рассматривать предложения по цене, отличающейся на 10–15 % в обе стороны от средней по данному типу дома и району. Никогда не забывайте старинную житейскую мудрость про сыр в мышеловке, дырку от бублика и жадного фраера.


3. Происхождение и статус компании.

Постарайтесь собрать максимум информации о застройщике. Лучше иметь дело с организациями, созданными на базе бывших государственных стройуправлений и трестов или являющихся дочерними компаниями таковых. Во-первых, подобные компании сумели выжить в постперестроечное время, закрепиться и хорошо зарекомендовать себя на сегодняшнем рынке жилья. Во-вторых, подобные организации занимаются строительством жилья от «А» до «Я», т. е. начинают с согласования и утверждения проекта будущего дома, строят, продают и оформляют в собственность. В-третьих, в них еще работают номенклатурные сотрудники «совковых времен», соблюдающих при проектировании и строительстве нормативы Строительных Норм и Правил (СНиПов) и ГОСТов.

К сожалению, в последние годы нормативная база строительной отрасли претерпела большое количество изменений и многие СНи-Пы были отменены, а взамен ничего не принято. Отсюда следует появление большое количество однодневок-«помоек», низкое качество строительства и юридически неграмотное оформление в собственность.

Если в рекламе фирмы сказано, что она является, например, «уполномоченной правительства Москвы» или строит жилье на деньги крупного банка, то это ничего не значит – сейчас часто применяют подобные рекламные трюки.

В разговоре по телефону сразу поинтересуйтесь, в какой организационно-правовой форме зарегистрирована организация – ОАО, ЗАО, ООО (эти аббревиатуры, надеемся, знакомы всем читателям), или же учредители избрали более редкие из допустимых законодательством: коммандитное товарищество (далее – КТ), автономная некоммерческая организация (АНО) или жилищно-накопительный кооператив (далее – ЖНК). Как показала практика, больше всего жалоб и нареканий со стороны клиентов поступает именно в адрес КТ и ЖНК (к слову сказать, таких компаний осталось немного).


4. Стаж на рынке и количество построенных объектов.

В учредительных документах компании (о их проверке речь пойдет в разделе – 3.2.4.) указана дата регистрации (перерегистрации, слияния, разделения) юридического лица, косвенно говорящая о стаже работы фирмы. Организация, проработавшая более 3-х лет, считается имеющей достаточный опыт работы на рынке жилья.

Внимание! Каждая афера с новостройками обязательно «сопровождается» учреждением и открытием хотя бы одной «свежеиспеченной» фирмы!

Поэтому не стоит иметь дело с конторами, которые пока не возвели и не сдали ни одного жилого дома, даже если коробка здания строится! Вполне возможно, что в последний момент у организации «вдруг» закончатся средства. Или руководство внезапно исчезнет, или с Вас потребуют доплатить. При прозвоне рекламных объявлений, особенно с «интересными» ценовыми предложениями, сразу задавайте сотрудникам компании вопрос: «Сколько домов построено с участием Вашей фирмы? Можно ли узнать их адреса?» Если менеджер будет ссылаться на пресловутую «коммерческую тайну» или предложит: «Приезжайте, все расскажем на месте», – не тратьте впустую время и про эту организацию забудьте.


5. Принцип «готовой коробки».

Как показала практика, вкладывать деньги в строительство жилого дома есть смысл только тогда, когда проложены коммуникации, закончен нулевой цикл и коробка строения уже смонтирована. В этом случае приблизительно 60–70 % средств на строительство уже освоено. И риск, соответственно, значительно меньше.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 130–131 ГК РФ (в редакции Закона РФ № 213-ФЗ)* вступившего в силу с 01.01.2005 г., можно зарегистрировать право собственности и на не завершенный строительством объект, но для этого необходимо, чтобы стены вашей будущей квартиры реально существовали. И тогда, даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств, вы все же сумеете оформить (через суд) свои права на это жилье.

Не стоит иметь дело с предложениями по очень низкой цене, но сроком сдачи дома в эксплуатацию через год и более (для кирпично-монолитных зданий – полтора года), особенно если на стройплощадке работы только начались! Сейчас еще достаточно много компаний, которые пытаются «продавать» жилую площадь еще не имея разрешительных документов на строительство, предлагая к подписанию предварительные договоры.

В дальнейшем, как правило, по подобным объектам серьезно нарушается срок их строительства, могут измениться планировки квартир, а стало быть, и площадь приобретаемого жилья.


6. Рекомендации жильцов построенных домов.

Узнайте в офисе компании адреса уже заселенных объектов, не поленитесь, съездите на место и подойдите к людям, которые там живут и прошли уже весь путь «от первого взноса до квартиры». Главный вопрос, который Вы должны будете задать: «Сколько Вам обещали и во что обошелся квадратный метр в реальности?» Если итоговая цифра сильно отличается от того, что было названо фирмой Вашими предшественниками, то не связывайтесь с ней. Обращаться лучше всего к председателю, бухгалтеру или коменданту ТСЖ (Товарищества собственников жилья), которое наверняка создано для управления вновь построенным многоквартирным домом.


7. Отношение к потенциальному клиенту.

Театр, как известно, начинается с вешалки, а репутация любой коммерческой фирмы – с отношения к клиенту. Если при первом посещении офиса компании Вы столкнетесь с долгим ожиданием, безразличием сотрудников, нежеланием последних идти навстречу

Вашим просьбам («не хотите – не покупайте») или, что самое худшее, откровенным «лечением» с предложениями типа: «Вносите аванс сегодня, а то в понедельник цены будут выше», – то сразу отказывайтесь от их услуг, какими бы выгодными ни казались цены. Представьте себе, что будет после того, когда Вы действительно внесете предоплату!

Обратите внимание, что из себя представляет офис компании. Занимают ли они какое-то отдельное здание или снимают несколько номеров в гостинице, аренда которых может закончиться уже завтра? Более подробно об этом у нас пойдет речь в разделе 3.2.

* * *

Таков, уважаемый читатель, краткий алгоритм выбора девелоперской (риэлтерской) фирмы, у которой Вы планируете (пока только планируете) приобрести новостройку.

Но недаром говорят в народе: «Доверяй, но проверяй!» После предварительного выбора, который пока сделан, предстоит пройти следующий, более ответственный этап – комплексную проверку партнерского юридического лица. Возможно, это придется делать не один раз.

И еще – не вносите никакой предоплаты, даже 10–20 тыс. руб. за «бронирование» варианта, до тех пор, пока не будет выполнена тщательная проверка, об элементах которой у нас пойдет речь в следующих трех разделах этой главы!

3.2. Комплексная проверка юридического лица

В процессе работы над подбором квартиры в доме-новостройке Вам, уважаемый читатель, непременно придется столкнуться с различными юридическими лицами (не нужно путать с правовой формой – ООО, ЗАО и т. п.), основные из которых – девелоперы, риэлтеры, «владельцы».

Первые из них обычно продают построенные (или проинвестированные) объекты на первичном рынке; вторые – оказывают посреднические услуги по реализации всех типов жилых и нежилых помещений, третьи сами являются юридическими владельцами объекта или потенциальными приобретателями Вашей недвижимости «для себя». Соответственно, первым и третьим Вы заплатите полную стоимость предполагаемой квартиры, вторым – лишь за посреднические услуги.

Однако осуществлять проверку юридического лица необходимо в любом случае, независимо от того, с каким из вышеперечисленных типов фирм Вы собираетесь сотрудничать дальше. Приобретая квартиру через риэлтеров, не следует надеяться, что они, взяв на себя обязательства по реализации недвижимости, проведут качественную экспертизу всех документов. Ничего подобного! С них «взятки гладки». Агентства недвижимости лишь нашли Вас как покупателя и никакой ответственности за действия, а чаще всего бывает, за бездействие застройщика (строительной компании) не несут. Поэтому, приобретая квартиру через посредников, Вам в первую очередь потребуется проверить именно компанию-застройщика, а уже во вторую – посредников или последующих владельцев прав.

И вполне понятно, что комплекс работ по проверке вышеуказанных фигурантов рынка будет отличаться – самая сложная и подробная экспертиза, о которой речь пойдет ниже, осуществляется именно в отношении девелоперской (строительной) компании. Конечно, риэлтерскую фирму проверить тоже надо, но не забывайте, что посредникам вы платите в среднем лишь 2–5 % от цены недвижимости (за нахождение Вас, уважаемый читатель, как покупателя), а девелоперам и владельцам – полную стоимость объекта, который намерены приобрести.

Итак, что включает в себя стандартная проверка юридического лица?

• проверка фирменного стиля компании;

• выяснение деловой репутации;

• посещение стройплощадки и офиса фирмы;

• анализ атрибутики компании;

• проверка финансового состояния;

• работа с персоналом фирмы.

Часть указанных этапов, конечно, можно выполнить самостоятельно, особенно если Вы обладаете здравым смыслом, коммуникативными способностями и большим жизненным опытом. Однако отдельные действия требуют привлечения профильных специалистов (независимого риэлтера, строительного эксперта, бухгалтера-аудитора, а чаще всего квалифицированного юриста). Конечно, их услуги стоят недешево, но и «цена вопроса» тоже высока – остаться без квартиры и без денег не просто, а очень просто. Итак, давайте рассматривать алгоритм наших совместных действий подробнее.


1. Фирменный стиль компании.

Выявление подлинного лица фирмы начинается, как это ни банально звучит, с анализа ее рекламной кампании, точнее говоря, image creation – усилий по насаждению положительного имиджа. Уже на этом этапе можно распознать «неделовую» контору повышенной опасности и просто не тратить свое личное время на общение с ее представителями, какими бы интересными по цене и заманчивыми по форме подачи информации ни казались бы фирменные предложения. Итак, на что следует обращать внимание в первую очередь?

указание рекламных телефонов

Определите по номерам, указанным в рекламе, к какому типу (городские, коммерческие операторы, прямые мобильные) они принадлежат (в Москве это делают по базе данных МГТС). Самый неблагоприятный случай – телефоны сотовые или квартирные диспетчерские – в случае чего концов на такую фирму впоследствии не сыскать. Кроме того, некоторые компании указывают координаты «филиалов» или даже «представительств» в регионах и за рубежом. Не поленитесь позвонить и туда.

анализ итернет-сайта

При первом звонке по рекламному телефону сразу спросите адрес компании в сети (подразумевается, что он должен быть). Далее проанализируйте наполненность сайта, его обновление, список контактов и партнеров, посмотрите разделы «про нас пишут» и официальную книгу отзывов (естественно, негативные мнения о деятельности фирмы туда не попадают, а присутствует явная заказнуха, причем сделанная зачастую в едином стиле). Кроме того, в любой поисковой системе (Google, Яндекс, Рамблер) сделайте независимый запрос, например, «Инвестиционная корпорация F&C development» (что, кстати, может негласно расшифровываться «факиш и кукиш вам, а не квартиру») или «новостройки в Мухоранске, микрорайон Ново-Долбуново». При просмотре открывшихся ссылок можно натолкнуться и на форумы обманутых дольщиков той самой «F&C», и на координаты адвокатов, ведущих соответствующие дела в судах… А Вы говорите, надежная компания!

сбор рекламных носителей

При посещении офиса или даже стройплощадки любой сотрудник фирмы охотно выдаст Вам «дезкомплект» рекламных буклетов, а также всякую «приблуду» в виде папочек, ручек, календариков и прочих массовых бизнес-аксессуаров. Конечно, желание руководства компании произвести впечатление столь простыми средствами вполне понятно, но амбиции должны соответствовать амуниции – откуда стиль, когда делов-то небогато? Естественно, все полученные таким образом смысловые носители (листовки, проспекты, мини-газеты, ссылки на публикации и даже визитки) подлежат в дальнейшем тщательному изучению, желательно с привлечением профильных специалистов.

лукавая и агрессивная реклама

Мы подошли к самому сложному (но и самому важному!) элементу анализа фирменного стиля компании – выявлению навязчивой, явно манипулятивной и агрессивной рекламы, подаваемой с целью дезинформации потенциального потребителя. Известно, что средства для похудания рекламируют стройные манекенщицы, а крем от морщин – совсем юные леди, хотя ни тем, ни другим эти товары не нужны. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке недвижимости и девелопмента – воздействие осуществляется на определенный социально-демографический слой (образ «счастливый новосел»), разыгрывается фишка «гениальной идеи» финансирования строительства, а также используются уже навязшие в зубах приемы типа голословного раздувания деловых качеств руководителя, подтверждения солидности и надежности фирмы, ссылки на уважаемых лиц или институты власти (например, правительство Москвы). Ваша задача в проведении подобного «контекст-анализа» – выявить не столько указанные манипуляторские трюки, сколько истинные намерения затейников – например, основная доля рекламных материалов направлена на привлечение новых пайщиков, небольшая часть говорит о реализации инвестпроектов, а о реально построенных объектах – ни слова. Впрочем, выводы делайте сами.

ТЕСНА КВАРТИРА? ВТЯНИ ПУЗО!

Приведенные здесь рекламные фразы взяты с реальных объявлений по недвижимости. (В скобках – комментарии авторов.)

– Наша цель – ваша недвижимость.

(Если Вам не нравится Ваша квартира, то приходите к нам. Нам понравится.)

– Молодая семья без детей и других вредных привычек снимет комнату.

что, заводить детей – это вредная привычка?)

– Самые низкие комиссионные: почти на общественных началах!

(Очередной благотворительный фонд по честному отъему денег у населения.)

– Государственные риэлтеры. Мы не обманем.

(Чем наглее ложь, тем больше ей верят.)

– Вы спасли нас от фашистов – мы защитим вас от аферистов.

(Реклама услуг по пожизненному содержанию стариков. Объявление вышло накануне 9мая.)

– Выбранный вариант квартиры обмену и возврату не подлежит.

(Вариация на эту же тему: «После схода пены требуйте долива».)

– В Москве такого еще не было…

(Такого обмана клиентов, что ли?)

– Хорошо, когда каждый занимается этим делом…

(Конечно, хорошо. Главное, чтобы на пользу…)

– Предъявитель данного купона имеет право на бесплатный сеанс массажа.

слабо одновременно с юридическими консультациями?)

– Интеллигентный москвич, кандидат наук, сымет квартиру.

(А скоко академиев мы кончали?)

– Хотите? Нас легко найти!

(А если кто не хочет? Тем что, найти трудно?)

– Сдаю полдома… 5 соседей, есть козел.

за сохранность домашнего оленя, в натуре, ответишь!)

– Комнату… с одинокой молодой хозяйкой, недорого сниму. Без интима, только помощь по хозяйству.

(Да… Наверное, товарищ больной или нестандартной ориентации.)

– Кто с Господом в душе и муками в сердце, придите к нам.

(Реклама аренды квартир, исходящая от «общины храма святых Петра и Павла» – скорее всего, сектанты.)

– Бесплатно два квадратных метра.

(Интересно, где? На Новодевичьем или Ваганьковском?)

– Сдаю квартиру… агентам, аферистам и прочей сволочи не звонить. (Господа риэлтеры, посмотрите на себя со стороны!)

ПРИЗНАКИ НЕДОСТОВЕРНОЙ РЕКЛАМЫ В НЕДВИЖИМОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

– Цена от 49 тыс. руб.! Рассрочка от 1 % годовых!.

(По такой цене однозначно вариантов нет. А реально рассрочка обойдется в 4–5 %.)

– Звездочки * и мелкий нечитаемый шрифт.

(То, что написано крупным рекламным шрифтом, не соответствует действительности.)

– Спешите, количество ограничено! Осталось 5 квартир!

(Известный принцип «Хватай мешки, вокзал уходит». На самом деле с реализацией объемов у застройщика проблемы.)

– Акция действует до… Сейчас или никогда!

(«Акция» будет продлена еще на несколько месяцев.)

– Лучше всех, быстрее всех, дешевле всех! (Лучшее предложение на рынке!!!)

(Без комментариев. Прямое нарушение Закона о рекламе.)

– Премиум-класс по цене Бизнес! (или Бизнес по цене Эконом.)

(На самом деле никакой это не Премиум-класс.)

– Продажа от застройщика (аренда от собственника).

(В большинстве случаев через однодневку или от посредников.)

– Все коммуникации (для коттеджных поселков).

(Запроектированы, но техусловия не получены. Коммуникации придется оплачивать отдельно и ждать несколько лет.)

– Зачет старого жилья (система Trade-In).

(Зачет с грабительской скидкой 10–15 %, как при срочной продаже.)

– Бесплатные подарки (Купи квартиру – выиграй авто).

(Стоимость «подарка» 0,01 % от стоимости недвижимости. А авто выигрывает подставной сотрудник компании.)

– Визуальный ряд «Счастливый новосел».

(Эксплуатируется социальный стереотип преуспевающего человека и его семьи.)

– Визуальный ряд «Красивый дом (поселок)».

(Приезжайте на стройплощадку и увидите нечто иное. Если вообще что-либо увидите, кроме забора и котлована.)

– Телесный низ и бранные слова.

(Слоганы типа «сДАЮ за копейки»; «если ты не п…с (папуас), покупай бизнес-класс…)

проведение PR-акций

Подобная деятельность (public relation – формирование общественного мнения) дополняет и «утяжеляет» основные виды рекламы и может проявляться в виде кампанейщины (например, обещание квартир ветеранам перед днем Победы), различных видов адресной помощи малоимущим (немотивированной благотворительности, как известно, не бывает), финансирования всевозможных тусовочных или даже «социально значимых» акций, а также участие в политических партиях и движениях. Эти элементы имиджа фирмы – всегда сигнал о том, что организация на самом деле выглядит хуже, чем хочет казаться.

* * *

Экспертиза фирменного стиля компании, которой Вы, уважаемый читатель, хотите доверить деньги или хотя бы ведение сделки, может дать массу полезной информации, при анализе которой принимается решение: двигаться в сотрудничестве дальше или, пока не поздно, выбрать других. На этом этапе цена потерь еще небольшая – всего лишь только потраченное время…


2. Выяснение деловой репутации.

В этом подразделе пойдет речь о проверке «нематериальных» и «материальных» активов компании – под первым термином подразумевается выяснение деловой репутации потенциального партнера (конечно, если таковая имеется), под вторым – анализ ее платежеспособности и финансового состояния. Однако «экономическую» часть проверки может выполнить только специалист-профессионал (что обычно бывает весьма накладно), а собрать информацию о добром (или не очень) имени фирмы может каждый из нас. Итак, на что необходимо обратить внимание в первую очередь?

проверка через «черные списки»

Как уже говорилось выше, риэлтерами Московского региона создана и поддерживается профессиональная база данных «черный список» – это перечень недобросовестных агентств недвижимости и девелоперских фирм, а также частных маклеров, брокеров, экспертов, запятнавших свое имя явно неправомерными действиями. Основаниями для занесения в такую базу обычно являются: откровенное мошенничество или попытки вымогательства; невыполнение взятых на себя обязательств по отношению к клиенту; невозврат аванса или оригиналов правоустанавливающих документов с «эксклюзива»; немотивированное повышение цены или изменение условий совершения сделки. При посещении офиса компании обязательно узнайте фамилии директора, завотделом и менеджера (агента), который будет вести именно Ваш вариант, и проверьте их, обратившись по телефону (495) 585-83-80 (услуга бесплатная). Если фирма или указанные лица хотя бы раз за последние три года засветились в каких-либо неблаговидных делах, то оператор даст Вам координаты тех клиентов, которые реально пострадали от этих «суперпрофессионалов», и Вы сможете узнать подробности непосредственно «из первых рук».

проверка через Интернет-ссылки

Как уже говорилось выше, на официальном сайте компании, в том числе и в гостевой книге, дается только «хорошая» информация о ее деятельности, а любые негативные сообщения блокируются администратором (модератором). Поэтому обязательно спросите о фирме у Яндекса или Гугла – введите запрос либо по названию компании (агентства), либо по строительному адресу объекта. При просмотре открывшихся ссылок можно найти и форумы обманутых клиентов, и координаты юристов (инициативных групп, адвокатов), которые ведут против фирмы дела в судах. Кроме того, просмотрите и обзор региональной прессы – наряду с явной заказнухой, опубликованной рекламными службами, можно найти и действительно интересные заметки о деятельности компании. То же самое можно проделать и по фамилиям руководителей (конечно, если это не Кузнецов, Иванов или, допустим, мистер Смит или герр Мюллер).

посещение других объектов

Не стоит иметь дело с фирмами, которые пока не возвели и не сдали ни одного жилого дома, даже если коробка здания строится! Вполне возможно, что в последний момент у организации «вдруг» закончатся средства, или руководство внезапно исчезнет, или с Вас потребуют доплатить – обо всем этом у нас шла речь выше. При прозвоне рекламных объявлений, особенно с «интересными» ценовыми предложениями, сразу задавайте сотрудникам компании вопрос: «Сколько домов построено с участием Вашей фирмы? Можно ли узнать их адреса?» Если менеджер будет ссылаться на пресловутую «коммерческую тайну» или предложит: «Приезжайте, все расскажем на месте» – не тратьте впустую время и про эту организацию забудьте.

Кроме того, узнайте в офисе компании адреса уже построенных домов, съездите на место и подойдите к людям, которые там живут и прошли уже весь путь «от первого взноса до квартиры». Главный вопрос, который Вы должны задать: «Сколько Вам обещали и во что обошелся квадратный метр в реальности?» Если итоговая цифра сильно отличается от того, что было названо фирмой Вашим предшественникам, то не связывайтесь с ней. Обращаться лучше всего к председателю, бухгалтеру или коменданту ТСЖ, которое наверняка создано для управления имуществом во вновь заселенном доме.

посещение местной администрации

Если строительство (или риэлтерская деятельность) ведется компанией в районных городах Московской или соседних областей, то обязательно посетите соответствующий отдел местной администрации (например, капитального строительства). За символическое «конфетно-букетное» вознаграждение соответствующие чиновники (чаще всего чиновницы) расскажут Вам о деятельности проверяемой организации очень много интересного или хотя бы дадут координаты тех лиц, которые могут это сделать (в том числе, например, инициативной группы обманутых пайщиков). В крупных мегаполисах (Москва, Питер, Киев, Нижний, Ростов) такой подход, к сожалению, малоэффективен – фирм много, да и «чинарики» в префектурах и муниципалитетах шибко занятые.


3. Посещение стройплощадки.

Как уже говорилось выше, рекламную информацию о деятельности девелоперских (или риэлтерских) компаний можно получить не только через СМИ (газеты и журналы), но и «от земли», т. е. путем осмотра и посещения стройплощадок в интересующих Вас районах. На объекте в любом случае стоит побывать, как минимум, дважды: сначала в сопровождении представителя фирмы, потом самостоятельно, с целью сбора необходимой для принятия решения информации.

Итак, каким образом «отрабатывается» стройплощадка»?

беседа с «людьми в машинах»

Так на жаргоне риэлтеров называются сотрудники (агенты) фирм, продающих квартиры в соответствующем строящемся доме, ведь их «мобильный офис» расположен чаще всего в припаркованных рядом микроавтобусах (иногда в возведенных на стройплощадке бытовках). Там можно ознакомиться с рекламными материалами компании, просмотреть прайс-лист и типовые планировки и даже, если все устраивает, внести «предоплату за бронирование» (естественно, этого пока не следует делать!). При первичной беседе с агентом изобразите из себя простоватого незнайку – этакого волка в овечьей шкуре и подробно послушайте, насколько квалифицированно Вас будут «лечить». Обострять отношения с человеком в машине не следует даже в случае откровенного хамства со стороны последнего – ведь если Вы примите решение о дальнейшем сотрудничестве с этой компанией, агент (за дополнительную небольшую плату) может рассказать очень много интересного – надо только знать, что и как спрашивать.

беседа со строителями и охраной

Подойдите (желательно не с пустыми руками) непосредственно к работникам на стройке (лучше всего к руководителям низового звена – мастеру, бригадиру, прорабу, начальнику охраны). Таким путем собираются сведения не только о фирме, с которой началось сотрудничество, но и о других участниках инвестиционного процесса: возможно, стоимость квадратного метра и другие условия сделки у них более выгодные. В вечернее время можно также наладить контакт и с охранниками.

Конец ознакомительного фрагмента.