Вы здесь

Сделки с недвижимостью. Как приобрести новостройку. Глава 2. Бендеры от строительства (Криминал на первичном рынке жилья) (Е. А. Шамонова, 2012)

Глава 2

Бендеры от строительства (Криминал на первичном рынке жилья)

Одна из прекрасных черт, доставшихся нашим людям от советской эпохи, – доверчивость. Раз написано в газете – значит правда, раз человек клятвенно обещал – значит выполнит. А уж если кто-то кого-то обманул – сто процентов за то, что со мной такое не случится… Знакомая позиция, не правда ли?

Случится. И вовсе не потому, что Вы, уважаемый читатель, лопух, неудачник или простофиля. Просто сейчас мы живем в эпоху талантливых «великих комбинаторов».

Как показывает практика работы риэлтерских фирм и правоохранительных органов, в среднем каждый пятнадцатый – двадцатый участник рынка недвижимости является потенциальной жертвой (потерпевшим) – именно такую часть сделок организуют и проводят в этой сфере бизнеса профессиональные преступники. Ведь недвижимость и строительство – весьма денежные сегменты рынка, к тому же фигурантами сделок являются не только бизнесмены, но и простые граждане, которых легче обмануть, а расчеты часто ведутся «черным налом». Поэтому операции с квартирами, домами, нежилыми объектами притягивают к себе, как магнит, не только способных внуков Остапа Бендера, владеющих тысячей способов относительно честного отъема денег у населения, но и публику посерьезнее – кидал, вымогателей и откровенных бандитов, для которых человеческая жизнь – что ломаный грош.

Но не стоит сгущать краски – изменять свои жилищные условия все равно в среднем раз в 8—10 лет приходится каждому из нас. Практика показывает, что жертвами преступных элементов становятся в первую очередь люди, не знакомые с законами, правилами «игры» на рынке недвижимости, не знающие, куда необходимо обращаться для проведения варианта сделки и где можно получить помощь действительно грамотных и компетентных специалистов. Эти проблемы подробно рассматривались в книгах с общим названием «Сделки с недвижимостью» (в 1997–2012 гг. их вышло тридцать восемь).

В настоящей главе более подробно пойдет речь о преступлениях и схемах относительно честного отъема денег, связанных с первичным рынком жилья. Мы разберем не только признаки и схемы противоправных действий, но и наметим основные способы защиты от них и нейтрализации злоумышленников.

2.1. Схемы обмана приобретателей новостроек

В настоящий момент в крупных городах России и европейской части СНГ фактически сформировались два рынка жилья: вторичный, на который выставляется недвижимость, уже имеющая хозяев, и первичный, где работают организации, строящие квартиры и их продающие. Причем это направление с каждым годом набирает обороты, ведь хозяйствующие субъекты (инвесторы и строители) достигают при грамотном ведении дела рентабельности на уровне 40–60 %, что по нынешним временам весьма неплохо.

При взаимодействии организации, предлагающей квартиры, коттеджи или таунхаусы на первичном рынке (а это может быть и инвестор строительства, и заказчик-застройщик, и фирма-взаимозачетник, и риэлтерское агентство), с потенциальным покупателем (соинвестором, дольщиком, пайщиком, вкладчиком), в ход часто идут различные схемы и приемы получения с клиента дополнительных денежных сумм, не предусмотренных предварительными договоренностями между сторонами. Кроме того, на практике до сих пор встречаются попытки лжезастройщиков скрыться с деньгами доверившихся им граждан (это деяние попадает под состав ст. 159 ч. 4 УК РФ), осуществить искусственное банкротство или фиктивное правопреемство своей организации (ст. 195–197 УК), незаконно распорядиться полученными с клиентов и других участников инвестиционного процесса средствами (ст. 176, 177, 200 УК). Именно о таких противозаконных схемах (откровенно криминальных, явно невыгодных покупателю или направленных на выдаивание денег с последнего) и пойдет речь ниже. Дальше, в разделе 3.2, мы рассмотрим порядок выбора и проверки фирмы-застройщика, а также экспертизы предложенного договора (раздел 3.4).

В настоящем разделе мы попытаемся рассмотреть самые распространенные из схем, которые организуются не совсем добросовестными компаниями-застройщиками, лжекооперативами или риэлтерскими агентствами против потенциальных приобретателей объектов (квартир, таунхаусов, коттеджей) на первичном рынке. Со временем часть из указанных способов обмана, безусловно, утратит свою актуальность, однако творческая мысль «Бендеров от строительства» тоже развивается – вместо грубых и наглых схем, за которые в большинстве случаев можно сесть на «черную скамью» подсудимых, будут изобретаться и внедряться «честные способы отъема денег у населения», не связанные с привлечением к уголовной ответственности.

Схемы обмана приобретателей, рассматриваемые в этой главе, условно можно разбить на три группы: во-первых, откровенное мошенничество, когда покупатели в конечном итоге не получают ни квартиры, ни денег (или им возвращают жалкие крохи); во-вторых, заведомо неприемлемые, часто кабальные условия приобретения жилья (клиент под воздействием психологических уловок застройщиков подписывает договор на крайне невыгодных для себя условиях); в-третьих, «подъем пассажира на бабло», т. е. истребование, часто на вполне законных основаниях, дополнительных денежных сумм, не предусмотренных первоначальными договоренностями между сторонами. Давайте разберем эти схемы более подробно.


1. Бегство с деньгами клиентов.

Указанная выше схема мошенничества, самая грубая и примитивная из всех рассматриваемых, была актуальна на рынке недвижимости и строительства в начале двухтысячных годов, когда порядка тридцати риэлтерских и девелоперских «контор» откровенно торговали «воздухом». Однако после введения c 01.04.2005 г. в действие Федеральных законов № 214-ФЗ[4] и № 215-ФЗ[5] собирать таким образом деньги с клиентов стало значительно сложнее. В сложившейся ситуации преступные группировки пошли путем «сближения» с коррумпированными представителями правоохранительных органов, и типичная схема «кидалова» покупателей новостроек на сегодняшний день примерно такова: на нескольких стройплощадках аферисты расставляют рекламные автомобили (обслуживающие их агенты в большинстве случаев и не подозревают, что торгуют несуществующими квартирами), а также распространяют в Интернете и подают в профильные СМИ (в Москве это «Из рук в руки», «Недвижимость и цены» и другие) объявления с очень привлекательными ценами. При этом, естественно, снимается приличный офис и фабрикуется необходимый комплект документов на продаваемые строительные адреса.

Конечно, в среднем через 2–3 недели деятельность «лжеконторы» попадает в поле зрения соответствующих правоохранительных органов (в столице – одного из отделов УБЭПиПК ГУМВД по Москве, бывшего УБЭП), однако у аферистов есть «предварительная договоренность» с обэповцами, скрепленная, естественно, немалой денежной суммой или подтвержденная покровительством соответствующего полицейского «лампасника». Формально начинается проверка поступивших сигналов (обычно информацию о торговцах воздухом сообщают другие риэлтерские фирмы, продающие жилье по тем же адресам), и в среднем еще через 1,5–2 месяца «оборотни» сообщают фармазонам, что «пора рвать когти». Иногда организаторы аферы, скрывшиеся с основной суммой денег, сдают полиции второстепенных участников или наемных работников (вплоть до назначенного «со стороны» Зица – гендиректора) и последних привлекают к уголовной ответственности по ст. 159 ч. 4 УК РФ: «Предлагаю работу директора инвестиционно-строительной компании. График – год через пять».

Способы защиты от вышеизложенных мошеннических действий очевидны – ни в коем случае нельзя иметь дело с компанией, которая продает объекты по относительно низкой цене, не имеет «истории» работы на рынке, а также требует расчет в наличной форме! Более подробно об этом пойдет речь в разделах 5.3–5.5.


2. Искусственное лжебанкротство.

В соответствии с Законом РФ «О банкротстве»[6] под указанным термином подразумевается неспособность коммерческой организации удовлетворить требования кредиторов (в случае строительства и продажи жилья – подрядных организаций и покупателей) по оплате работ и услуг, а также по предоставлению квартир, таунхаузов или коттеджей. В соответствии со ст. 65 ГК РФ по решению арбитражного суда может быть признана банкротом не только коммерческая структура (ОАО, ЗАО, ООО), но и потребительский кооператив, и некоммерческая организация, и индивидуальный предприниматель. Кроме того, все вышеуказанные юридические лица могут объявить банкротами сами себя, с последующей самоликвидацией.

На рынке недвижимости и строительства к процедуре искусственного банкротства прибегают чаще всего те компании, которые заключают со своими клиентами «серые договоры» в обход требований закона № 214-ФЗ, в результате чего «обездольщики» не получают ни квартир, ни денег (или им возвращают жалкие крохи). Формально указанные действия попадают под ст. 195–197 УК РФ, однако в реальности доказать их состав и привлечь виновных (руководителей и подлинных хозяев якобы несостоятельных организаций) к уголовной ответственности весьма сложно – в «черной» российской бизнес-практике существует множество вполне легальных схем банкротства (внешнее управление, санация, конкурсный процесс), а также используются и внесудебные процедуры самоликвидации, например, с предшествующей реорганизацией в форме разделения. Более подробно об этом у нас пойдет речь в разделе 4.5.


3. Жилищные пирамиды.

Давайте мы рассмотрим отличительные признаки «строителей-пирамидостроителей», которые, к сожалению, активно действуют на рынке недвижимости, привлекая денежные средства пайщиков (соинвесторов, вкладчиков, дольщиков) под очень выгодные на первый взгляд условия. Такая организация может существовать до тех пор, пока количество вновь вербуемых участников не станет меньше, чем «стариков», с которыми, несмотря на все уловки и ухищрения фармазонов, необходимо рассчитываться построенными или приобретенными на вторичном рынке квартирами. При наступлении такого критического момента (организаторы «дела», естественно, стараются до него не доводить) совершается либо искусственное банкротство, либо уклонение от обязательств по цепочке правопреемства (об этой схеме речь пойдет ниже), либо аферисты «покидают» своих клиентов, т. е. скрываются с оставшимися деньгами. Итак, основными признаками «жилищной пирамиды», которая, естественно, рано или поздно развалится, являются:

отсутствие точного адреса и параметров приобретаемого жилья

В большинстве случаев клиенту предлагаются либо «накопительные» схемы (предложение вносить деньги небольшими частями), либо отсрочку в предоставлении жилья (например, 30 % от рыночной стоимости квартиры вносится сразу, и «пирамида» якобы подбирает вариант в течение 1–3 месяцев). При этом доверчивый пайщик не имеет точных данных по предлагаемой квартире (ему сообщают только общие параметры: ориентировочную цену и площадь, номер дома или корпуса и т. д.)

низкий процент при покупке в рассрочку

Основным рекламным трюком, позволяющим завлечь наивных простаков во всевозможные пирамидальные конторы, является декларируемый последними очень низкий процент (3–5 % годовых) при приобретении жилья в рассрочку. Давайте отвлечемся от рекламы и станем рассуждать здраво: откуда относительно небольшая организация возьмет на российском финансовом рынке деньги под такие проценты? Правильно, только с граждан, вступивших в «пирамиду» ранее (банки, работающие по солидным схемам реального ипотечного кредитования, предлагают рассрочку под минимум 10–12 % в год, при этом они являются фактически посредниками при выдаче дешевых «западных» кредитов, предоставляемых траншами по 100 млн. $ и более).

ограничение и ущемление прав пайщиков

При вступлении в пирамиду гражданам обычно предлагают осуществить, часто без договора и кассового чека, первоначальный платеж, написать заявление о приеме (обычно в одном экземпляре, который в дальнейшем «теряется»), вносить всевозможные «членские взносы» и в дальнейшем. Естественно, пирамидостроители стараются уклониться от договорных обязательств с клиентом (или последним предлагается подписать явно кабальное соглашение), а также отказываются выкупать квартиру, подобранную гражданином самостоятельно: например, клиент договорился о приобретении жилья у кого-либо из родственников и предлагает «кооперативу» оформить эту квартиру на тех условиях, которые декларируются в рекламе: оплата 10 % от рыночной стоимости объекта сразу, вселение через 3–4 месяца, рассрочка 3–5 % годовых на 10 лет. Конечно, организаторы пирамиды никогда так делать не станут – уважительные причины всегда найдутся.


4. Многократная продажа объекта.

В любом строящемся доме-новостройке есть «выгодные» и «невыгодные» квартиры – к числу первых относятся варианты с панорамным видом из окна, более высокими потолками, окнами во двор, нестандартными архитектурными решениями. Вторая включает в себя жилплощадь на 2–3 этажах, с «видом» на стену соседского дома или в торец других секций, окнами на проезжую часть или промзону. Естественно, варианты этой группы «продаются» слабо, а на выгодные всегда имеется повышенный спрос. Поэтому некоторые застройщики идут на следующий «маркетинговый ход»: предлагают ликвидные квартиры сразу нескольким клиентам, заключают с ними «предварительные договоры», а в дальнейшем, когда наступает «час расплаты», фабрикуют «форс-мажор» и предлагают либо доплатить за хороший вариант (в среднем 5—10 тыс. руб. c квадратного метра), либо за те же деньги, без доплаты, взять неликвид, т. е. квартиры, относящиеся ко второй группе. Некоторые конторы идут еще дальше – предлагают клиентам переоформить договора на следующую возводимую секцию или корпус, превращая их в своего рода «вечную дойную корову».

В компаниях, продающих квартиры по договорам долевого участия, подобная порочная практика прекращена (в связи с необходимостью государственной регистрации таких договоров в соответствии с Законом 214-ФЗ), однако у некоторых мелких застройщиков и кооперативах «курилка» пока жив.


5. Капитализация и хозяйственные споры.

Под первым термином, вынесенным в подзаголовок, подразумевается обременение строящихся или даже уже построенных объектов залогом в пользу третьих юридических лиц, не являющихся участниками инвестиционного процесса (строительства). Капитализацию не следует путать с коммерциализацией – реализацией заложенного жилого помещения (квартиры, группы квартир или дома в целом). Указанные схемы обеспечения финансовой устойчивости и повышения доходности используются в основном кооперативами (жилищными, жилищно-накопительными и и ипотечными), а также коммандитными товариществами: квартиры и таунхаузы, за которые клиенты уже внесли взнос в складочный (паевой) фонд организации, в дальнейшем закладываются. Естественно, в большинстве случаев руководство кооператива не имеет возможности расплатиться и, даже если дом возведен, обманутые пайщики (соинвесторы, вкладчики, дольщики) долго, иногда годами, судятся с кредиторами (обычно на практике люди «де-факто» вселяются в свои квартиры, а «де-юре» оформить право собственности и получить соответствующие документы не могут). Также используется и другая схема, называемая обычно «искусственный хозяйственный спор». После того как заказчик-застройщик получил деньги с клиентов и обязан предоставить последним жилье, он заключает ряд хозяйственных договоров с подставными аффилированными лицами (т. е. с фирмами, принадлежащими руководству компании, их друзьям и знакомым) и сознательно не выполняет взятые на себя по вышеуказанным договорам обязательства. Естественно, «обманутые» контрагенты подают на застройщика иски в арбитражный суд, имущество и счета последнего (точнее говоря, что на них осталось) арестовываются, и строительство прекращается на неопределенный срок. На деньги же, полученные с потенциальных приобретателей квартир, выкупается еще несколько стройплощадок, но уже на другие юридические лица (подробнее об этом – ниже).


6. Уклонение от обязательств по цепочке.

При разборе предыдущей схемы у нас шла речь о том, как недобросовестные застройщики уклоняются от своих обязательств перед клиентами путем «ареста» своих активов, что якобы делает невозможным дальнейшее строительство. Однако при этом перед руководством фирмы стоит задача предварительно вывести денежные средства, полученные с граждан, с возможностью их дальнейшего использования (или расхищения последних). Для этого обычно используется прием, получивший в черной российской бизнес-практике название «цепочка»: во-первых, клиентам сразу предлагают осуществить проплату взноса не в компанию «Рога и копыта», являющуюся стороной инвестиционного процесса, а на счет фирмы «Лабеан» (прочтите ее название справа налево), у которой с «Рогами и копытами» есть соответствующий агентский договор; во-вторых, права по первичному инвестконтракту несколько раз (полностью или частично) переуступаются; в-третьих, выстраиваются всевозможные схемы взаимозачетных операций. Все указанные действия руководства «Рогов и копыт» приводят к тому, что обманутые клиенты не могут разобраться, с какой организации все-таки требовать квартиры.


7. Несоблюдение сроков сдачи, заселения и оформления объектов.

Первое из понятий, вынесенных в подзаголовок, означает подписание Акта ввода объекта в эксплуатацию (Приемочной комиссии), который «де-юре» подтверждает окончание строительства («де-факто» устранение недоделок будет осуществляться еще несколько месяцев); второе – срок, когда владелец жилплощади может получить ключи от своей квартиры, поставить в ней дверь и начать ремонт (а теоретически – и жить); третье – время получения правоустанавливающих документов на жилье, в первую очередь Свидетельства о государственной регистрации права собственности. В договорах, которые фирма-застройщик (а также уполномоченное агентство недвижимости, коммандитное товарищество или жилищный кооператив) предлагает подписать клиенту, указан обычно только «ориентировочный срок сдачи дома» (например, I квартал 2012 г., что подразумевает, что объект будет принят не позднее 31 марта 2012 г.). При этом офис-менеджер компании на словах объясняет покупателю, что в течение месяца, т. е. к майским праздникам, в квартиру можно заселяться, т. е. начинать ремонт, а еще через 3–4 месяца, как раз к началу нового учебного года, будут готовы документы, т. е. жилье оформлено в собственность.

Конечно, такие оптимистические прогнозы в большинстве случаев не соответствуют действительности, т. е. наивного парамошу откровенно лечат: «Не верите в сказки о нашей компании? Приходите, сами будете рассказывать!» На конец 2011 г. в Москве сложились следующие реальные сроки сдачи, заселения и оформления квартир: предоставление землеотвода и исходно-разрешительная документация – 1–1,5 года; само строительство: панельный дом – 8—10 месяцев, кирпично-монолитный – 1–1,5 года; процедура заселения (акты приемки квартир, обмеры БТИ, договор с эксплуатационной организацией, подключение коммуникаций) – 3–6 месяцев; оформление документов – 0,5–1,5 года. Естественно, в процессе реализации инвестиционного проекта возникают «непредвиденные трудности», и сроки могут затянуться еще на 20–30 %, особенно в «кооперативных» домах, а также в Московской области и других регионах России (за исключением, может быть, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода).


8. Невыгодные условия оплаты.

К числу последних обычно относятся: оплата через дочернюю или ассоциированную компанию; невыгодный курс пересчета валюты в рубли и наоборот; высокая комиссия банка за зачисление денег; необходимость проплаты «боковика», т. е. суммы, на которую покупатель согласился, но она не учтена в договоре. Давайте остановимся на этих вопросах подробнее.

выяснение реквизитов компании

В тексте договора обязательно должны быть указаны юридический адрес фирмы (сравните его с фактическим), данные о государственной регистрации (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также банковские реквизиты (имейте в виду, что по ныне действующему законодательству юридическое лицо может иметь несколько счетов в разных банках). Более подробно об этом пойдет речь в разделе 5.3.

валюта и вид оплаты

Рассчитываться наличными в офисе (полностью или частично) вообще-то не стоит, хотя это, безусловно, удобно для клиента. За безналичные платежи на расчетный счет фирмы банк, который будет обслуживать операцию, вправе удержать комиссионный процент (от 0,2 до 2 % от суммы). Так что самый оптимальный способ расчета – наличными рублями в кассу или на счет фирмы в соответствующий банк (если Вы держите свои сбережения в долларах или евро, поговорите с сотрудниками компании – они наверняка порекомендуют расположенный недалеко обменный пункт с выгодным курсом). Если в рекламе объект выставлен в СКВ, все расчеты должны вестись по курсу ЦБ РФ (например, оговоренную сумму 1000 $/м2 Вам пересчитывают в рубли по курсу ЦБ + 1 %, то на самом деле придется заплатить не 1000, а 1010 $/м2).

Чтобы избежать комиссионных сборов, деньги следует вносить в рублях на расчетный счет, который указан в договоре, с получением, естественно, всех подтверждающих документов (сразу сделайте с них несколько копий). Перевод через Сбербанк возможен только в том случае, если счет фирмы находится в одном из его филиалов (в противном случае придется платить комиссионный сбор).

платеж через дочернюю или ассоциированную компанию

На практике встречаются случаи, когда договор заключается с компанией «Рога и Копыта», а деньги предлагается провести через счет фирмы «Рога и Копыта-инвест». Такой способ, безусловно, выгоден для застройщика (особенно если у него возникли определенные финансовые или налоговые проблемы), но весьма рискован для клиента – ведь соответствующий дочерний «Инвест» или вышеупомянутый «Лабеан» может исчезнуть неизвестно куда.

проплата официальной суммы и «боковика»

Представьте себе, что стороны (менеджер фирмы-застройщика и клиент) договорились о цене (например, 100 тыс. руб./м2), но при этом представитель компании предлагает оплатить 80 тыс. руб./м2 официально, по договору, а оставшуюся сумму – в виде «боковика» (купить «страховой полис»; подписать договор о выполнении дополнительного ремонта или отделки; перевести 80 тыс. руб./м2 на счет «Рогов и Копыт», а 20 тыс. руб./м2 – оплатить в кассу «Инвеста» или вообще передать эти деньги руководителю (менеджеру) под расписку или гарантийное письмо фирмы). К сожалению, подобные вещи практикуются во многих строительных и риэлтерских компаниях, и самой надежной формой оформления «боковика» является не расписка, а договор займа с особыми условиями, который подписывает сотрудник фирмы, непосредственно принимающий у Вас «боковые» деньги (чтобы было в случае чего с кого спросить).

Возможен также вариант «страховика», т. е. фиктивного страхового полиса, а вот с «гарантийными письмами» от фирмы лучше не связываться – это простая, ничем не обеспеченная бумажка.


9. Немотивированное повышение цены.

Обычно в тексте договора, который компания-застройщик предлагает подписать клиенту (об экспертизе подобных соглашений у нас пойдет речь в разделе 5.5) указывается фиксированная стоимость 1 кв. м общей строительной (по проекту) площади квартиры, которая является якобы окончательной и изменению не подлежит. В случае, если фирма предоставляет рассрочку платежа, то определяется либо график оплаты (например, 50 % по цене 100 тыс. руб./м2 в момент подписания договора, 25 % по 102 тыс. руб./м2 не позднее 01.04.2012 г., 25 % по 103 тыс. руб./м2 не позднее 01.08.2012 г.), либо определенная процентная ставка (например, 1,5 % в месяц с оставшейся суммы). Однако в процессе исполнения инвестиционного проекта застройщик пытается, в отдельных случаях значительно, в пределах 5–7 тыс. руб./м2, повышать стоимость квадратного метра. Обычно это делается не с целью извлечь дополнительную прибыль, ибо такие действия всегда наносят ущерб репутации компании, а в результате неправильных расчетов «экономики» проекта или существенного ухудшения конъюнктуры рынка. Для получения с клиента лишних сумм обычно фабрикуются обстоятельства «форс-мажор», о которых речь пойдет ниже.

Чтобы в дальнейшем избежать подобных неправомерных действий со стороны застройщика, лучше всего находить варианты со сроком сдачи дома через 6–9 месяцев (2–3 квартала вперед), ибо окончание строительства через год, а тем более через два однозначно приведет к повышению цен: например, одна фирма строит на одной улице два абсолютно одинаковых дома: квартиры в первом корпусе продаются по 110 тыс. руб./м2 со сдачей через полгода, во втором же – по 100 тыс. руб./м2 через год. Желающие сэкономить должны иметь в виду: все равно придется заплатить по 110 тыс. руб./м2, только Вы будете лишних шесть месяцев жить на чемоданах и трепать себе нервы.


10. Беспроцентные кредиты у населения.

При реализации рассматриваемой схемы организация-застройщик (чаще всего кооператив или коммандита) привлекают средства большего числа клиентов, чем в доме (коттеджном поселке) имеется квартир (таунхаузов, домов). В дальнейшем полученные деньги инвестируются в другие коммерческие проекты, т. е. прокручиваются, а с приближением «часа расплаты» фирма сознательно фабрикует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), при наступлении которых она не может выполнить взятые на себя обязательства, и в лучшем случае возвращает доверчивым гражданам полученные от них год-два назад и, естественно, уже обесценившиеся средства. Таким образом, организация-застройщик не берет для своей коммерческой деятельности банковский кредит под высокие проценты, а «работает» (полностью или частично) на деньгах своих клиентов.


11. Ограничение законных прав клиентов.

Согласно ст. 382–390 ГК РФ любой участник инвестиционного процесса, в первую очередь приобретатель жилья, заключивший первичный договор с застройщиком, имеет возможность возмездной переуступки требования квартиры (таунхауза, коттеджа) третьим юридическим или физическим лицам по рыночным (договорным) ценам, сложившимся на момент подобной уступки. Однако зачастую девелоперские и риэлтерские фирмы искусственно ограничивают это законное право приобретателя: в тексте соответствующего договора (подробнее см. раздел 5.3) указывается, что переуступка возможна только с письменного разрешения (или согласования, что то же самое) компании-застройщика. Например, сложилась такая ситуация: на первоначальном («стадия котлована») этапе строительства гражданин оплатил право требования квартиры по 80 тыс. руб./м, а через полтора года, за месяц до сдачи дома в эксплуатацию, решил перепродать жилье за 160 тыс. руб./м, т. е. получить 100 % от вложенных средств, или, выражаясь иначе, «два конца», что вполне возможно при нынешней благоприятной конъюнктуре рынка. Как известно, на каждую покупку есть свой покупатель, но в первичном договоре, который гражданин подписал со строительной компанией, были ограничения его права: переуступка третьим лицам возможна только с разрешения застройщика. При обращении в компанию незадачливому спекулянту жильем сказали: разрешение дадим, но пусть новый соинвестор оплатит разницу между первоначальной (80 тыс. руб./м) и нынешней (строители не стали заниматься откровенным грабежом и обозначили ее как 120 тыс. руб./м) стоимостью квадратного метра.

Также много нарушений прав клиентов встречается в коммандитных товариществах и жилищных кооперативах: в первых сразу, формально в соответствии с законом, устанавливается двухступенчатая структура: наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность (организаторы, руководство и их подставные), в компанию входят вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в управлении товариществом и имеющие право только принести свои деньги. В ЖК и других потребительских кооперативах дело обстоит немного по-иному: формально все члены кооператива равноправны, однако при приеме обычно оговаривается, что пайщик приобретает право голоса только после полной уплаты взноса (что, естественно, противоречит Закону № 215-ФЗ о накопительных кооперативах).

Теоретически в ЖК (точно так же, как и в ТСЖ, ЖСК, ДСК, ГСК, СНТ и т. д.) можно устроить «революцию», т. е. переизбрать на общем собрании (конференции) правление, ревизионную комиссию, назначить новых бухгалтера и коменданта, однако, как сказано в известной песне, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»: большинство пайщиков до окончания строительства не знают друг друга вообще.


12. Дополнительные поборы с клиентов.

Все без исключения компании – участники инвестиционного процесса практикуют «сверхнормативные» поборы со своих клиентов, предлагая на разных этапах исполнения договора внести дополнительные суммы, которые не входят в оговоренную сторонами стоимость квадратного метра (например, 100 тыс. руб./м). Случай повышения цен под обстоятельства форс-мажор, о котором шла речь выше, мы здесь рассматривать не будем, так как этим злоупотребляет далеко не каждая риэлтерская и девелоперская фирма, а остановимся на тех статьях расходов, которые потенциальным клиентам нужно учитывать, особенно если деньги на покупку квартиры – действительно последние. В целом внесение всех вышеуказанных платежей повышает стоимость метра на 6–8 %, т. е. в нашем примере Вы заплатите не 100 тыс. руб./м (точнее говоря, 990, о которых кричит реклама, а 106–108. Итак, на какие дополнительные поборы нужно обратить внимание и выяснить их величину еще до подписания договора?

замеры площади БТИ

В тексте договора обычно указывается и оплачивается ориентировочная (строительная) площадь объекта, однако после возведения здания она обычно оказывается меньше (в среднем на 1–3 %). Недобросовестные компании обычно устанавливают нижний предел (2–3 %) расхождения проектной и реальной площадей, при недостижении которого перерасчет не производится. Например, Вы заплатили за 100 кв. м, однако фактически, в результате замеров бюро Росте-хинвентаризации (БТИ), площадь квартиры оказалась 98,02 кв. м, и компенсацию разницы никто не вернет. На практике встречается и другой случай: после замеров площадь составила якобы 103,14 кв. м, и застройщик требует, если порог расхождения 2–3 % не был установлен или превышен, доплатить за лишний метраж. Если Вы не поленитесь самостоятельно тщательно измерить все помещения своей квартиры, то цифры могут оказаться не те (например, 100,22 м), что заявлены техником БТИ (последний, естественно, получает из дополнительно внесенных клиентами денег свой небольшой процент). Кроме того, многие застройщики пытаются включить в общую площадь жилья летние помещения (балконы и лоджии), что с 01.03.2005 г., с введением в действие нового ЖК РФ, не допускается.

оплата нотариального оформления и регистрации

Как уже говорилось выше, оформление договоров купли-продажи или передачи квартир в новостройках не требуют нотариального оформления, и взимание нотариусом платы за техническую работу (0,5–1 % от стоимости, указанной в договоре) с клиента – явное нарушение закона! Единственно, за что требуется заплатить – это заверение нескольких видов документов, необходимых для госрегистрации, однако стоят такие действия смехотворно мало – 1–2 тыс. руб. с квартиры.

Также с покупателя жилья иногда требуют деньги за учетную регистрацию инвестиционного договора. Во-первых, такая на сегодняшний день обязательной не является (хотя желательна для клиента), во-вторых, плата за нее тоже невелика – 500—1000 рублей.

Естественно, оплачивается и государственная регистрация договора долевого участия в строительстве в соответствии с Законом № 214-ФЗ – на момент написания настоящей книги она составляет 1000 руб. за регистрацию права.

оплата перевода денег через банк

Как уже говорилось выше, самым оптимальным видом платежа за квартиру является внесение наличных рублей на расчетный счет компании, реквизиты которого указаны в договоре. При этом банк, где расположен счет, не должен взимать дополнительную комиссию за зачисление суммы. Однако на практике, особенно при расчете в СКВ (долларами или евро), а также по безналу, с Вас могут потребовать дополнительную комиссию, доходящую иногда до 2 % от величины платежа (например, чтобы на счет фирмы зачислили 100 тыс. долл., надо перевести по безналу 102 тыс.), или суммму в рублях по явно невыгодному курсу: ЦБ + 1–2%.

оплата коммунальных платежей

Очень часто квартплату начинают начислять с даты принятия объекта, а также компания-застройщик требует оплатить услуги некоего ЧОП «за охрану дома и территории». Такие поборы незаконны: коммунальные платежи взимаются только со дня подписания соответствующего договора с эксплуатационной организацией. Именно с этого момента (а не со сдачи дома!) квартплата обычно берется за 4 месяца вперед.

обязательство вступить в ТСЖ

Иногда в тексте договора сказано, что клиент берет на себя обязательство вступить после окончания строительства в создаваемое на объекте (многоквартирном доме) Товарищество собственников жилья (при этом подразумевается оплата, помимо «коммуналки», вступительных и членских взносов, правда, небольших). Такое положение договора незаконно – в соответствии со ст. 143 ЖК РФ участие жильцов в ТСЖ – их право, а не обязанность, и на величину квартплаты подобное «членство» не влияет.

оплата посреднических услуг по оформлению документов

Иногда компания навязывает клиенту свои платные услуги по оформлению комплекта документов в собственность, причем по явно кабальным ценам, доходящим до 2 % от стоимости квартиры, таунхауса или коттеджа (в Москве, например, все необходимые действия можно выполнить в судебном порядке за 50–70 тыс. руб. и 4–6 месяцев). Такое положение договора явно противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей»[7], однако застройщик имеет реальные возможности «заволокитить» процесс независимого оформления, и при назначении общей стоимости работ в пределах до 100 тыс. руб. все-таки, как показала практика, лучше воспользоваться такими явно навязанными услугами, а не искать счастья (или правды) на стороне, ибо судебное оформление (приобретение прав собственности по суду) стоит сейчас примерно столько же.

* * *

В настоящем разделе авторы попытались рассмотреть и систематизировать основные явные или скрытые схемы обмана приобретателей нового жилья, начиная с откровенно мошеннических и заканчивая относительно честными. Далее у нас пойдет речь о том, как выбрать и проверить строительную (девелоперскую) компанию, которая хотя и использует указанные методы, но делает это все-таки в рамках закона и не выходит за пределы разумного. Перечень организаций, имеющих меньше всего замечаний со стороны клиентов, приведен в Приложении 1 нашей книги.

2.2. Психологические приемы аферистов

В предшествующем разделе мы рассмотрели основные виды афер с новостройками «по существу», т. е. как они организуются и проводятся. Но все-таки главное для фармазона – не только продумать схему преступления, подобрать «реквизит» и распределить роли, но и втереться жертве в доверие, убедить человека в том, что предлагаемая схема «сделки» выгодна и безопасна, что ее «участники» (т. е. аферисты) честные и порядочные люди, а потом жестоко «лоха развести», т. е. жертву обмануть.

В подавляющем большинстве случаев мошенник выбирает при работе с клиентом манипулятивный стиль общения: для него жертва – соперник в игре, которую обязательно надо выиграть, т. е. получить выгоду: сначала – психологическую, а в перспективе – материальную. При этом выявляются и «схватываются» слабые места в характере «лоха» (один человек очень жаден до денег, другой покупается на дешевую лесть, третий мнит себя Наполеоном наших дней – у каждого «шизика», как известно, есть свой пунктик), после чего манипулятор, улавливая первые психологические реакции собеседника, старается внушить ему постулат «Ты – честный, и я – честный. Давай держаться друг друга». При этом тактика общения постоянно меняется: схемы воздействия на клиента, не приносящие успеха, отбрасываются, и мошенник переходит к другим, взятым из его богатого арсенала.

Особенностью мошенничества на первичном рынке жилья является, во-первых, многоэпизодность афер («квартиры в новостройках» предлагаются сразу большому количеству приобретателей); во-вторых, гражданам наносится, как правило, особо крупный ущерб (по квалификации ст. 159 ч. 4 УК РФ – более 1 млн рублей); в-третьих, с «пассажирами» работает несколько фармазонов (организованная группа), залегендированная как инвестиционная, риэлтерская, строительная, взаимозачетная или девелоперская фирма. В указанном преступном сообществе четко распределены роли: «бригадир», или «гендиректор» (т. е. организатор, мозговой центр преступления, сам находящийся в тени и с клиентами не работающий), «нижние» (непосредственные исполнители) и «верхние» (обычно коррумпированные госслужащие, осуществляющие прикрытие операции). Из числа «нижних» дополнительно выбирается «просто директор» – наиболее презентабельный и общительный человек, который непосредственно «беседует» с жертвами. Очень часто подобная группа является скрытой, или латентной (на «поверхности» находится только «директор», который в большинстве случаев имеет подложные документы и после совершения преступления «ложится на дно», т. е. скрывается).

Кроме того, для создания соответствующего антуража в организованную быстросъемно-кидальную «контору Никанора» приглашается и наемный персонал, начиная с агентов на стройплощадках и заканчивая гендиректором «с графиком работы год через пять».

Давайте более подробно рассмотрим основные психологические приемы, которые «хитроумные маравихеры» могут применить против вас:


1. Дешевый сыр – только в мышеловке!

Этот прием встречается на практике чаще всего – аферисты предлагают либо приобрести объект (все равно, на какой стадии – от пустой стройплощадки до готового дома «за пять дней получения собственности») по явно заниженной стоимости (80–90 % от среднерыночной), либо следуют предложения по вполне реальной цене, но на слишком выгодных условиях рассрочки платежей или банковского кредита.

В нашем народе практически неистребима тяга ко всевозможной «халяве», поэтому реализовать на практике старый воровской принцип «жадность фраера погубит» даже для начинающих фармазонов большого труда не составляет.

Если Вы, уважаемый читатель, столкнулись на практике с такими заманчивыми предложениями, то советуем мысленно остановиться, сосчитать в уме до ста и трезво взвесить: с какой такой стати строители проявляют благотворительность? На рынке недвижимости (и не только) уже много лет назад сложилась методика определения реальных (подчеркиваем: реальных, а не называемых Вами или Вам) цен на объекты, и любой гражданин, посидев час в Интернете или купив ряд специализированных газет и журналов (в Москве это «Из рук в руки», «Недвижимость и цены»), вполне может их определить (назначить).

Первый сигнал об опасности в подобной ситуации поступает из подсознания: возникает ощущение, что Вам очень крупно повезло: «Раз в жизни счастье появится на пороге вашей двери. Важно только в этот момент оказаться дома».

Вот почему очень важно в такой ситуации рассказать о поступившем «интересном предложении» своим друзьям, родственникам или доверенным лицам, а также проконсультироваться с заслуживающими доверия специалистами – юристами, строителями или риэлтерами. Опытный человек, которому Вы доверяете, слегка остудит Ваш пыл, после чего можно будет приступать к стандартной проверке потенциального партнера и его заманчивых предложений (подробнее о том, как это делают профессионалы, речь пойдет в главе 3).


2. Спешка нужна в двух случаях…

Правильно – при ловле блох и поносе, но никак не при покупке жилья в новостройке. Этот рекламный трюк часто используется в сочетании с предыдущим: «Распродажа? Нет, срочная ликвидация!» Подобные манипулятивные хронотехнологии очень распространены на всех стадиях взаимодействия с клиентом, начиная с посещения стройплощадки (агент в машине гонит хорошо заученный текст – «такая квартира осталась одна, и люди, которые ее смотрели до вас, уже поехали за деньгами…»), заканчивая беседой с гендиректором, который вставляет лялю типа: «В понедельник мы продаем этот объем оптом, так что Вам придется обращаться уже в фирму «Фунт дыма», но у них будет уже на 10 тыс.(с метра. – Примеч. авт.) дороже».

Очень важным моментом партнерского взаимодействия в рассматриваемом случае является выяснение истинных мотивов «срочной» продажи. Если Вы зададите вопрос «в лоб»: «Почему так дешево и срочно?», – то ответ нормального сотрудника (или афериста-аса) будет нейтральным: «Компании очень нужны деньги на новый проект». Постарайтесь в процессе психологической работы «разговорить» оппонента (как это делается, подробно разъяснялось в ранее изданных книгах серии «Сделки с недвижимостью»[8]) и все полученные от него сведения тщательно перепроверить, причем не обращая внимания на искусно создаваемый партнером цейтнот: «Мы ни за кем не гонимся, если у вас есть другие покупатели, флаг им в руки…»

На практике встречается и другое – агенты или менеджеры сами начинают рассказывать Вам о постигших их чрезвычайных обстоятельствах (Вы их за язык не тянете), при этом показывают всевозможные документы (инвестконтракт, письма из госорганов, договоры с партнерами и т. д.), причем делают это весьма эмоционально (хороший мошенник – всегда хороший артист). Такое поведение оппонентов должно настораживать, особенно если следует предложение сразу же внести какую-либо сумму в качестве аванса. Так что не спешите верить, не спешите действовать, а руководствуйтесь старым чиновничьим принципом: «дело должно вылежаться».


3. «Не душите меня весом…»

Когда группа быстросъемщиков организует крупную инвестиционно-строительную аферу, то они (мошенники) снимают на несколько месяцев роскошный офис со всей инфраструктурой в престижном бизнес-центре, доставляют туда клиентов со стройплощадки на «фирменном» автомобиле или микроавтобусе, изображают из себя богатых, преуспевающих и одновременно мягких и интеллигентных людей, которые сыпят, как из рога изобилия, умными мыслями, цитатами, суждениями.

Кроме того, в ход идут такие набившие оскомину манипулятивные приемы, как апелляция к прежнему позитивному опыту «Наша компания построила уже более двухсот объектов в девяноста регионах России»; ссылки на значимые имена или институты власти «Наш гендиректор с П. на лыжах катается, с М. в твиттере переписывается, а к Г. вообще дверь ногой открывает – в одном полку служили»; рекомендации или награды полностью фуфлыжных фондов, гильдий или даже академий со звучными названиями: Типа тех, которые использовало руководство крупнейшей жилищной пирамиды «Социальная инициатива»: Имярек – почетный академик Международной академии геополитических исследований» (сразу вспоминается бессмертный междупланетный шахматный конгресс в Нью-Васюках). О комплексной проверке подобных «крутых» фирм у нас пойдет речь в разделе 3.2.


4. «Копия лучше оригинала».

Этот прием работы фармазонов очень похож на предыдущий: разница заключается в том, что мошенники представляются от имени реальной солидной риэлтерской или девелоперской фирмы, имеющей устойчивую репутацию на рынке. Чаще всего мозговым центром подобной аферы является бывший (или иногда действующий) сотрудник организации-«оригинала», имеющий доступ к служебным документам. Встречаются случаи, когда руководство фирмы знает о существовании «двойника» и имеет определенную долю с этого, хотя факт подобного преступного сговора сторон практически недоказуем.

Способов защиты от явно организованной мошеннической группы, выдающей себя за законно действующее юридическое лицо, разработано в российской бизнес-практике немало. Более подробно об этом пойдет разговор в главе 3.

5. «В два смычка».

Этот метод взят фармазонами из хорошо им известной милицейской практики, когда допрос подозреваемого (в нашей ситуации – беседы с клиентом) ведут по очереди «злой» и «добрый» следователи (т. е. менеджеры фирмы). Возможно также выступление дуэтом или даже трио, а также прием «мальчик для битья» – сначала в контакт с жертвой вступает рядовой сотрудник, подсознательно вызывающий у вас симпатию, затем же приходит «злой босс», этакий Дон Педро, и все «обламывает».

В случае продажи «воздушных» новостроек классика жанра выглядит обычно так: после посещения стройплощадки клиент приезжает в офис фирмы, и с ним сразу начинает работать «бригада» переговорщиков с четко персонифицированными и выдержанными ролями, например: «хороший» – завотделом; «плохой» – рядовой менеджер; «злой» – директор.

При этом в ход пускается интересная домашняя заготовка, многократно опробованная до этого на других «лохах», и «артисты оригинального жанра» всевозможными манипулятивными приемами, открытым дезинформированием, а также воздействием на подсознание жертвы вынуждают Вас подписать явно невыгодный договор и внести деньги.

Более подробно о подобных методах «траха мозгов» речь пойдет ниже в конце этого подраздела.


6. «Чем наглее ложь…»

Правильно, тем больше ей верят – этот постулат доброго доктора Геббельса так никто опровергнуть не смог. Причем в нашем случае вранье является своего рода узаконенным – партнерская фирма в лице ее доблестных менеджеров заведомо не собирается выполнять взятые на себя обещания, а сотрудники имеют заранее сформулированную установку на обман и, самое главное, умеют качественно мистифицировать клиента. Мошенники-асы впадают при этом в настоящий артистический экстаз, выражающийся в непоколебимой вере в «правое дело» родной компании и своей личной кристальной честности, и вычислить такого «фиолетового жоржика» может только тот, кто умеет мастерски врать сам.

Как уже говорилось выше, даже хорошего лгуна можно проколоть, обнаружив в совокупности ряд визуальных, вегетативных, аудиальных (речевых) и кинестетических (двигательных) признаков, выдающих последнего «с головой». К простейшим из них относятся: блеск глаз, расширение зрачков, «взгляд удава» или «бегающие глазки», «отзеркаливание улыбки», потовыделение по принципу «у вруна нос блестит», пересыхание рта и горла (облизывание губ, прикладывание к напиткам), непроизвольная жестикуляция руками и ногами, частые стремления закурить или даже позывы в туалет. Кроме того, хорошо известны такие более высокоорганизованные признаки лжи, как переспрашивание ваших вопросов, увиливание от прямого ответа, приемы из серии «вопросом на вопрос», использование всевозможных клятв и заверений, чрезмерная детализация ответа с уводом темы разговора в сторону, а также явно демагогические фразы типа «народ нас не поймет» или «репутация (понты) дороже денег». Кстати, хорошая тренировка обнаружения лживого поведения – просмотр телеинтервью с известными или не очень политиками – даже при профессионально поставленном рабочем имидже лживые нотки всегда дают о себе знать.


7. «Развод кроликов».

В тексте нашей книги часто используется понятие «манипуляция», т. е. косвенное, неявное воздействие на поведение окружающих людей (в рассматриваемом случае – приобретателей новостроек). Человек, ставший жертвой этого психологического метода, делает именно то, что хочет манипулятор (в нашей ситуации – менеджер отдела продаж), пребывая, однако, в уверенности, что поступает так (подписывает явно невыгодный договор и проплачивает деньги) по своей воле или даже действует против стремлений оппонента («вот как мне удалось их прогнуть…») Самыми простыми примерами подобных действий менеджеров компании являются явные или неявные сообщения типа «эта квартира уже забронирована, люди поехали за деньгами, но если вы подпишете договор сейчас.», или «извините, с понедельника по объекту прошло повышение цен, но из-за того, что у нас была первая встреча в пятницу, я попрошу гендиректора о персональной скидке.», или «обычно мы не даем рассрочки, но, учитывая Ваши обстоятельства, я попытаюсь помочь.»

Распознать подобные манипулятивные воздействия в отдельных случаях бывает непросто, особенно если ваш оппонент – искушенный в подобном общении человек (а в «успешных» компаниях других до работы с клиентами не допускают). На мысль о том, что из Вас хотят сделать «идеального покупателя ерундукторов», т. е. просто развести на деньги, должны наталкивать следующие признаки: перевод разговора в доверительное (личное) русло; деятельное «участие» и сочувствие в решении Ваших проблем; повышенный интерес к философским темам «за жизнь», попытки снизить значимость Вашего «основного» действия; завышение Вашего делового или личностного положения; апелляция к третьим лицам, авторитетным для Вас; сноски на значимые имена или институты власти, нагнетание тревожности и искусственные цейтноты; «цепляние» к Вашим профессиональным самооценкам. В арсенале хорошего манипулятора всегда имеется несколько разных тактических схем, и при низкой эффективности одной из них таковая отбрасывается и оппонент начинает применять другие (или используется разобранный выше прием «в два смычка»). При этом опытный ловец человеческих душ волей-неволей загоняет «кролика» в угол, обрекая жертву на неправильный по существу выбор между двумя-тремя явно неприемлемыми и навязанными решениями по принципу «куда не кинь – везде клин».

Простейшая контрманипулятивная тактика заключается в том, чтобы подарить затейнику шнурок, на котором он впоследствии и удавится – сделайте вид, что Вы принимаете все предложенные менеджером условия. А как дело дойдет до действий (подписание договора или, не дай бог, внесение денег), смело заявляйте, что «рука отсохла» или «кредитная карточка сломалась». Можно также сказать, что «я посоветуюсь по поводу Ваших предложений со своим духовным учителем» или даже «схожу завтра к гадалке». В общем, «ты сер, а я, приятель, сед… ищи дураков в зеркале».


8. «Трахание мозгов».

Практика работы как на первичном, так и вторичном рынках недвижимости показывает, что самые «лучшие» риэлтеры и девелоперы среднего звена (брокеры, начальники групп и отделов, заместители руководителей), непосредственно работающие со «сложными» заказчиками, зачастую занимались ранее продажей гербалайфа, таймшер-сертификатов, других «ерундукторов» или «фуфлометов», а также оказывали услуги в области экстрасенсорики, эзотерики, нетрадиционной медицины или хотя бы классической психотерапии.

Многие из этих специалистов хорошо владеют психологическими методиками прямого воздействия на подсознание человека, взятых их арсенала техник НЛП (нейролингвистического программирования), приемов продаж сетевых компаний (американского или китайского происхождения), а также работы тоталитарных сект (в первую очередь хаббардистской дианетики). Естественно, малоискушенный в подобных «приемчиках» работы клиент с радостью выплачивает затейникам денежные суммы, зачастую даже без всякого юридического обеспечения, ибо в момент «профессионального» воздействия фактически находится в трансе, сродни гипнотическому.

Давайте более подробно рассмотрим основные инструменты психотехник НЛП (кстати, каждый из нас за весьма умеренную плату может пройти специальные сертифицированные курсы и получить одну из трех квалификаций: НЛП-практик, мастер или даже тренер, что в первом приближении соответствует агенту, маклеру и брокеру в сфере недвижимости). Итак, коммуникация (общение) на бессознательном (подсознательном) уровне гораздо более эффективна, и если НЛПерцу при помощи определенных технических приемов удается отключить (подавить) Ваше рациональное (логическое) начало, то в дальнейшем из клиента в полном смысле слова можно вить веревки. В структуре эффективной NLP-communication можно выделить несколько этапов: конгруэнтный визуальный контакт (правильно обставленный офис и кабинет, внешний вид менеджера, его жестикуляция); знакомство и аудиальный контакт (грамотно поставленные голос и речь, совершенные манипуляции); начало общения и кинестетический контакт (демонстрация дружелюбия и симпатии на подсознательном уровне); сведение в раппорт и капсулирование (создание и поддержание доверия к менеджеру); вход в ресурсное состояние (наведение психотерапевтического транса и предложение подписать договор с внесением денег); вывод из транса (прощание и закрепление послевкусия). К большому сожалению, подробное рассмотрение всевозможных техник НЛП (методики наведения транса, конструирование метафор, ресурсные состояния, якоря и аналоговое маркирование, раппорты и коконы, конструирование шаблонов, фильтры восприятия, калибровки, модальности и т. д.) не входит в предмет нашей книги, да и авторы не вправе считать себя специалистами в этой области, хотя, безусловно, используют часть приведенных выше приемов в своей работе и повседневной жизни. Просто мы постарались развернуть ситуацию в обратную сторону и попробовали взглянуть на методики подсознательного управления поведением с точки зрения обрабатываемого, хотя на практике противостоять этим термоядерным техникам весьма непросто – проверено на собственном опыте.

* * *

Квалифицированная защита от психологических приемов, о которых шла речь выше, требует от человека большой выдержки и в отдельных случаях специальной «антипрессинговой» подготовки – практика показывает, что даже зрелые люди, имеющие к тому же солидный опыт руководящей работы или практического общения, попадаются на те нехитрые разводки, которые рассматривались в этой главе. Конечно, поняв, кто перед Вами, можно попытаться «переиграть» мошенника, но более рационально в подобном случае «выйти из игры», т. е. либо прекратить под благовидным предлогом общение с аферистом (если, конечно, не переданы или не получены какие-либо денежные средства), либо сделать так, чтобы фармазон «сам отвял». Об этом пойдет речь в следующих главах.

2.3. Должностные преступления на рынке новостроек

С чего начинается сделка с недвижимостью? Для большинства из нас, причем вне зависимости от того, выбрали ли мы новостройку или «вторичное» жилье, – с вечнозеленых открыточек к столетию Бенджамина Франклина или цветных картинок с видами Ярославля и Хабаровска, которые необходимо будет передать государственным и муниципальным чиновникам, – ведь если не подмажешь, сделка не тронется с места…

Конечно, коррупция существует во многих странах, однако в России это явление приняло масштабы национального бедствия – ведь речь идет не об отдельных случаях мздоимства, а о хорошо отлаженной Системе, направленной на планомерный отъем больших денег (по отдельным данным, до 10–15 млрд. «зеленых» в год) у экономически активных членов общества (например, приобретателей недвижимости) и просто у рядовых граждан.

В этом разделе пойдет разговор о «низовой» коррупции в государственных и муниципальных органах, имеющих отношение к рынку новостроек. На риторический вопрос «Подмазывать или не подмазывать?» каждый участник сделки отвечает для себя сам, однако практика свидетельствует, что в 80–90 % случаев вопрос приходится решать «по-хорошему», а не официально, даже несмотря на то, что в действиях и взяткодателя, и мздоимца, и посредника присутствует состав ст. 290, 291 и 291 прим УК РФ.

Давайте более подробно разберемся с квалифицирующими признаками этих преступлений, а также их отличием от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ).

Основным отличием получения взятки от коммерческого подкупа является то, что субъектом первого деяния может быть только должностное лицо (такой же принцип действует и при квалификации превышения служебных полномочий). Согласно Закону РФ «О государственной службе в Российской Федерации» к числу последних относятся лица, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции власти на федеральном, областном (субъекта Федерации) или местном (муниципальном) уровнях, а также выполняющие организационно-распорядительные, руководящие и административные задачи в государственных органах, учреждениях и предприятиях, включая хозяйственные общества и товарищества, в которых доля государства превышает 50 %. Естественно, что в эту категорию лиц также попадают военнослужащие (за исключением солдат и сержантов срочной службы), а также все сотрудники силовых и правоохранительных органов, включая и вольнонаемных. Субъектами данного преступления не являются те работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют только технические обязанности (например, машинистка паспортного стола, медсестра в поликлинике, охранник высокопоставленного чиновника и т. д.), а также нотариусы и адвокаты. Аналогично нельзя привлечь к уголовной ответственности за получение взятки лицо, выполняющее управляющие функции в коммерческой или общественной организации (в том числе и в тех, где доля государства в уставном фонде не превышает 50 %), некоммерческом партнерстве или потребительском кооперативе. Для квалификации действий указанных граждан применяется ст. 204 УК РФ – коммерческий подкуп, а наказание по ней значительно мягче (максимум 5 лет лишения свободы!).

Квалифицированным (ст. 290 ч. 2 и 3) считается получение взятки за незаконные действия или бездействие (например, начальник паспортного стола ОВД организует прописку взяткодателя на жилплощадь асоциального элемента без согласия последнего), а также совершенное высокопоставленным «первым лицом», начиная с главы органа местного самоуправления (в Москве – управы, в Подмосковье – района), а также исполняющим обязанности такового. Особо квалифицированным (ст. 290 ч. 4) считается взяточничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору (при этом обязательно учитывается и посредник), неоднократно (в том числе и несколько раз от одного лица за разные действия или бездействие); сопряженное с вымогательством (взяткодателя вынуждают платить, иначе его законные права или интересы будут ущемлены), а также в крупном размере (на сумму свыше 100 тыс. руб.). Естественно, по смыслу ст. 290 взяткой считается не только полученные должностным лицом деньги, но и иное материальное вознаграждение (например, подарки, оплата отдыха, ценные бумаги, объекты недвижимости), а также любые выгоды имущественного характера.

Аналогично Уголовный кодекс трактует и действия по даче взятки (посредничество во взяточничестве), только эти составы преступления (ст. 291, 291 прим УК РФ) предполагают общий субъект, т. е. к ответственности может быть привлечено любое дееспособное лицо, включая и иностранных граждан. Конечно, наказание за подобные деяния значительно мягче, причем законодательство предусматривает освобождение от уголовной ответственности в случае, если взяткодатель добровольно заявил в органы, имеющие право возбудить уголовное дело по ст. 290 УК РФ (а это службы собственной безопасности подразделений МВД, налоговой инспекции, таможни, а также прокуратура и ФСБ), о факте дачи взятки (на практике очень часто соответствующие органы «получают» подобным образом признательные показания на неугодных должностных лиц, по разным причинам «выпавших» из плотной чиновничьей обоймы).

Итак, давайте подробнее рассмотрим неофициальные взаимоотношения руководства небольшой девелоперской компании (все равно, заведомо кидальной или нет) с представителями «профильных» силовых, государственных и муниципальных органов:

– Полиции (ОБЭПов и УБЭПов разных уровней)

– Суда и прокуратуры (включая службу судебных приставов и адвокатуру)

– Согласующих инстанций (земкомитетов)

– Архитектурно-строительного надзора

– Органов регистрации (соответствующих УФ РС)

– Эксплутационных организаций (энергосбыт, гортепло и т. д.).


1. Полиция и ФСБ.

Как показывает практика ведения судебных дел обманутых дольщиков, т. е. граждан, пожелавших несколько лет назад купить квартиры, таунхаусы или коттеджи у отдельных инвестиционно-строительных компаний по явно заниженным ценам или с использованием привлекательных финансовых схем, полицейские и «конторские» оборотни в погонах не просто крышуют девелоперов (об этом речь шла выше, в разделе 2.1), а сами, используя свои немалые служебные возможности, подобные «рога и копыта» учреждают и создают! Естественно, все это делается через сеть подставных лиц, но львиная доля средств, собранных с доверчивых «кроликов» под несуществующее строительство, оседает в карманах силовиков, и обращаться в дальнейшем за помощью в правоохранительные органы (все равно, официально или через знакомых), а также «наезжать» на подставных руководителей компании на самом деле бесполезно – в лучшем случае удастся вернуть небольшую часть вложенных несколько лет назад и поэтому обесцененных средств!

Что же, в современной России это вполне нормальное и закономерное явление, и всевозможными акциями протеста типа голодовок, перекрытия дорог или на худой конец писем в ООН или Европейский суд делу, к сожалению, не поможешь – более того, обманутым пайщикам активно навязывают свои услуги те же «ментовские» адвокатские конторы – процессы в судах тянутся годами, люди на что-то надеются, платят дополнительные деньги… впрочем, результат заранее известен.

Наиболее активными крышевателями Бендеров от строительства являются отделы и управления по экономической безопасности и противодействия коррупции разного уровня, начиная с района и заканчивая центральным аппаратом МВД (на жаргоне – «Житкой»).

В эту полицейскую службу (ранее – ОБЭП, УБЭП) обращаются в основном агентства недвижимости, занимающиеся нежилым фондом, а также строительством и реализацией новостроек. Сотрудники ОЭБиПК (в Москве – при УВД административных округов, см. Приложение 6) осуществляют «помощь» при подборе арендодателей нежилых помещений (офисов, складов, магазинов), «крышуют» фирмы, участвующие в реализации новостроек, закрывая при этом глаза на многочисленные нарушения, а также, при поддержке своих коллег из городских структур, дают некоторое время просуществовать откровенным жилищным пирамидам, подставные руководители которых собирают с доверчивых граждан деньги для приобретения квартир на этапе строительства (см. раздел 2.1). Также неоценимую помощь обэповцы оказывают при выяснении истинных владельцев объектов нежилого фонда (земельных участков, отдельно стоящих зданий, магазинов, складов), а при достаточном финансировании со стороны заинтересованных лиц (например, потенциального покупателя здания с участком) готовы «провести работу» с продавцом (стоимость их услуг при этом составляет обычно 50 % от разницы между «рыночной» и «окончательной» ценой продажи, которая, естественно, значительно ниже).

Именно найдя подходы к этим структурам, можно попытаться (обычно с дисконтом 30–50 %) вернуть вложенные деньги назад.


2. Суды и прокуратуры.

«На кривой суд управы нет» – гласит народная мудрость. Действительно, храмы правосудия стали в последнее время рассадниками махрового взяточничества и коррупции. Об органах прокуратуры и говорить не приходится: двое из семи бывших генпрокуроров России успели посидеть на нарах, третий прославился на всю страну своими банными похождениями, за что получил заслуженное звание «Генитальный» – рыба, как известно, тухнет с головы…

В судах общей юрисдикции обманутым дольщикам, купившим квартиры, но ставшим при этом бомжами, приходится отстаивать свои права по двум основным направлениям: во-первых, возврат вложенных денежных средств (что в большинстве случаев бесполезно); во-вторых, признание прав собственности на недострой (если тот этаж и секция, где расположена проинвестированная квартира, возведены, но весь дом не закончен и не введен в эксплуатацию). Более подробно об этом у нас пойдет речь в главах 3 и 4. Кроме того, за судебной защитой обращаются и граждане, формально квартиру, таунхаус или коттедж получившие, но столкнувшиеся с проблемами при заселении (много строительных недоделок), эксплуатации (обычно необоснованные дополнительные поборы), а также оформлением прав собственности. Указанные вопросы мы также будем разбирать в следующих главах нашей книги.

Однако формальный выигрыш дела в суде, даже за взятку, – еще только полдела. Далее следует плодотворное общение с соответствующей службой судебных приставов, где за сумму менее чем 10 % от указанной в исполнительном деле никто просто не поднимет свою пятую точку со стула. К тому же по искам к девелоперским фирмам, в отношении которых совершено искусственное банкротство, деньги взыскивать не с кого – у компании-однодневки, с которой заключались договоры, на счетах давно уже одни дырки от бублика.

В районную прокуратуру обычно обращаются обманутые дольщики, получившие в полиции необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела против руководства не выполнившей свои обязательства девелоперской компании, а также граждане, недовольные проводимым расследованием (если, конечно, дело было открыто). Кроме того, в отдельных случаях прокуратуры (обычно уровня областной или городской) формально рассматривают коллективные заявления граждан, получившие общественный резонанс (например, от большого количества жертв очередного строительного казино, начиная от 20 человек). Однако большинство таких проверок заканчивается по принципу «гора родила «мышь»: полицейская или даже «конторская» крыша девелоперов либо «привлекает пресловутый «административный ресурс», либо заносит проверяющим определенные немалые суммы (от 50 тыс. $ и более), либо просто берет прокурорских в долю – ворон ворону, как известно, глаз не выклюет…


3. Муниципальные образования.

К числу «муниципалов», сотрудничающих с девелоперскими компаниями, относятся в первую очередь главы соответствующих районов (в Москве – префекты), а также их заместители по капстроительству. Кроме того, руководителям строительных фирм приходится иметь дело и с чиновниками из земкомитетов. Процедура получения площадки под застройку (давайте рассмотрим этот процесс на примере одного из городов Московской области) может вестись по двум основным схемам: первичной (девелоперская компания «выходит» лично на главу муниципального образования, между сторонами достигается предварительная договоренность (цена этого этапа от 200 тыс. $); затем выпускается соответствующее распоряжение главы (200–500 тыс. $), составляется инвестконтракт (100–200 тыс. $); земкомитетом оформляется краткосрочная аренда участка (50—100 тыс.) и можно собирать деньги с пайщиков, еще не получив разрешения (ордера) на строительство, что, безусловно, противоречит Закону 214-Ф3, однако повсеместно имеет место быть на практике. Вторичная же схема более затратна, но менее хлопотна: любая (подчеркиваем: любая, не обязательно инвестиционно-строительная) компания выкупает площадку с необходимой минимальной документацией, которая оформлена чиновниками на «свое» юридическое лицо, где впоследствии делается банальная замена состава учредителей. Однако стоимость такого «удовольствия» составляет от 2 млн. $, что по карману только инвесторам, уже «обработавшим» пайщиков на предыдущих объектах и заложившим хорошую материальную основу для своей пирамиды. При этом большинство «согласующих инстанций» полностью или частично пройдены продавцами, и можно сразу приступать к делу – реализации квартир (домов) будущим обманутым дольщикам.


4. Органы регистрации.

Согласно ст. 131 и 164 ГК РФ, а также Закону 122-Ф3[9] право собственности на квартиру в новостройке, таунхаус или коттедж возникает только после его государственной регистрации, осуществляемой в установленном порядке органами юстиции (Управлением Росреестра). Кроме того, с 01.01.2005 г. пайщик (дольщик) может зарегистрировать свое право и на недострой, главное, чтобы сам объект (квартира или индивидуальный дом) существовал физически.

На практике же процедура госрегистрации оказалась очень сильно забюрокраченной, в первую очередь потому, что фирма-застройщик обычно не в состоянии предоставить необходимый для этого комплект документов. В такой ситуации либо сильно затягиваются сроки (по отдельным объектам – до трех лет), либо руководители девелоперской фирмы ищут подходы к регистрационным органам, перекладывая финансовые траты по взяткам на плечи дольщиков (пайщиков). Стоимость подобных навязанных услуг составляет до 2 % от цены договора, однако зарегистрировать свое право (все равно, на квартиру в сданном доме или недострой) самостоятельно еще сложнее – фирма-застройщик под благовидным предлогом просто не предоставит вам необходимых документов, и все равно придется обращаться в суд. Более подробно об этом у нас пойдет разговор в разделе 5.5.


5. Эксплуатационные организации.

К числу указанных относятся в первую очередь УК – аффилированные с продавцами управляющие компании, с которыми компания-застройщик (или ТСЖ, созданное из граждан-собственников) заключает договор на обслуживание (кстати, квартплата с жильцов должна начисляться именно с этого момента), а также городские структуры ведающие энерго- и теплоснабжением (Водоканал, Гортепло, Энергосбыт.) Поборы (как и с представителей застройщика, так и граждан) возникают начиная момента ввода дома в эксплуатацию (за согласование подводимых коммуникаций, предоставление мощностей, открытие титулов, лицевых счетов и т. д.). В дальнейшем, особенно если ТСЖ, созданное самими жильцами для управления многоквартирным домом, останавливает свой выбор на независимой, т. е. формально не подчиняющейся муниципалитету, эксплуатационной организации, все понесенные расходы просто списываются на квартплату.

* * *

Все мы хорошо знаем, кто такие «воры в законе». Однако стоит ввести еще одно понятие – «воры закона». Это бюрократы, облаченные государственной властью (кстати, любую должность, начиная от начальника ДЭЗ и заканчивая министром или главой фракции в Думе, можно купить – были бы деньги), которые украли у рядовых граждан веру в справедливость и торжество закона и превратили себя в клан «неприкасаемых». Кстати, раскрываемость преступлений по ст. 290 УК РФ (взяточничество) составляет примерно 10 %, а до суда доходят дела единиц, причем тех бывших чиновников, которые по разным причинам «выпали из обоймы».

Теме борьбы с российской коррупцией посвящены многие исследования, однако наглое и циничное «воровство закона» продолжается, в том числе и в области совершения сделок с недвижимостью. Вспомните, дорогие читатели, себя 20 лет назад, в конце перестройки и начале реформ: Вы хотели демократию и свободный рынок? Вот их и получили: народ имеет ту власть, которую заслуживает. А если народ не заслуживает, то власть имеет его…