Глава 6. Святые целители и избавители
Связь между волей Верховного существа и простым смертным обеспечивают угодники и святые, которым и дается обет: эти люди объединяют в себе ирреальное и реальное. Первое поскольку многие из них легендарны и харизматичны, но мощи их – прямое доказательство второго. И святые болели и страдали, как нынешние люди теперь, поэтому все скорби и немощи людей им хорошо известны.
Кроме местных и общих святынь, существуют еще угодники-целители по преимуществу. Некоторые из них, например, Николай-чудотворец, святой Пантелеймон-целитель, Косьма и Дамиан (Козьма и Демьян) – врачи-бессеребренники – помогают от всех болезней. Другие святые врачуют исключительно от одной, всем известной и определенной болезни[12].
Святой Антипий почти повсеместно считается целителем зубных болезней, а иногда вместе с ним и Федор Сикеот.
Целителями всех простудных заболеваний, сопровождаемых ознобом или жаром, являются святая Фотинья (Фотина, 20 марта), преподобный Марон и Василий Новый (26 марта).
От болезней глаз исцеляет Казанская Божья Матерь, великомученица Варвара, Лонгин Сотник, Мина Египтянин и архидиакон Лаврентий.
При головной боли следует обращаться к Николаю-чудотворцу или к иконе усекновения главы Иоанна Предтечи[13].
От запоя и пьянства помогают святой Фрол и Лавр, а также мученик Бонифатий и преподобный Моисей Мурин.
От порчи исцеляет Симеон Мироточец и никому не ведомая «воздушная» Божья Матерь, которая будто бы пишется только в воздухе и на царских вратах (Пензенская область), а от сумасшествия и душевных болезней исцеляют святомученик Киприан и мученица Юстина.
Беременных охраняет Федоровская Божья Матерь, а облегчают родовые муки великомученица Екатерина и Анна-пророчица.
Об исцелении от грыжи следует молиться великомученику Артемию, от оспы – святому Конону, моровой язвы – Фоме-юродивому, а об исцелении от блудной страсти следует обращаться к преподобному Иоанну-многострадальцу.
Целителем родимца у детей считается великомученик Никита, а болей живота – отроки Ананий, Азария и Мисаил.
При коклюшном кашле у детей, говоря про ребенка, что он «перхает», народ молится «Иоанну Перхателю», разумея Иоанна Предтечу.
В зависимости от размеров и характера обрушившегося несчастья, к молебнам присоединяют иногда крестные ходы. Любопытно, что в отдельных случаях такие ходы совершаются одними мирянами, без участия духовенства, притом не только во время эпидемии, но и с чисто предохранительной целью. В таких случаях иконы обносятся сначала вокруг уже пораженных болезнью домов, а затем и вокруг всего селения. В некоторых деревнях Саратовской области для предохранения всех жителей от всевозможных болезней на второй день Пасхи старики и старухи собирали иконы со всей деревни и обходили ее с пением «Христос Воскресе»[14]. Совершенно своеобразная религиозная мера, интересная с психологической точки зрения, практиковалась в селе Ляхи (Владимирская губерния) во время холерных эпидемий начала ХХ века, при наступлении паники в народе. «Люди, в особенности женщины, по ночам собирались у церкви и, с разрешения священника, получали в нее доступ. Здесь пелись молитвы, распевались ирмосы и читались акафисты. Жалобный тон пения, троекратное аллилуйя, припев «Пресвятая Богородица, спаси нас» производили жуткое и вместе трогательное впечатление, унося мысль к первым векам христианства. Только здесь, в церкви, народ чувствовал себя спокойным и защищенным».[15]