Вы здесь

Священные войны Западного мира. Глава 3. «Братья-мусульмане»: очарованные смертью (У. Ф. Энгдаль, 2015)

Глава 3

«Братья-мусульмане»: очарованные смертью

Аллах – наша цель; Пророк – наш вождь; Коран – наша конституция; джихад – наш путь, смерть во имя Аллаха – наша заветная мечта; Аллах велик.

Кредо египетского общества «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны

Победа может быть достигнута только с овладением «искусством смерти». Мученическая смерть в борьбе за создание нового Халифата – кратчайший и простейший шаг из этой жизни в жизнь загробную.

Хасан аль-Банна, основатель «Братьев-мусульман»

Британский Египет

Начало демонстраций и протестов в Тунисе в декабре 2010 года дало толчок тому, что СМИ впоследствии стали называть «арабской весной». Эти протесты быстро распространились по всему мусульманскому миру. Миллионы недовольных студентов, интеллигентов, членов профсоюзов, простых мужчин и женщин заняли улицы, требуя свободы, демократии и лучшей жизни. Многие выступали за ликвидацию диктаторских режимов, установившихся в их странах со времён окончания Первой мировой войны, когда под давлением сил колониалистов по всему Ближнему Востоку были созданы отдельные вассальные государства.

Поначалу оставался практически незамеченным тот факт, что после каждой смены режима – в Тунисе, Египте, Ливии – одна и та же организация появлялась из тени, оттесняя в сторону слабо организованных протестующих демократов и занимая центральное место. Эта организация – «Братья-мусульмане» (Аль-Ихван аль-Муслимун), напрямую поддерживаемая Соединенными Штатами из Белого дома, возглавляемого Обамой. Совсем недавно, сразу после падения диктатуры Мубарака в феврале 2011 года, когда президентом Египта стал Мухаммед Мурси, лишь немногие люди вне исламского мира что-то слышали о «Братьях». Это была секретная организация с жесткой дисциплиной, созданная на ниве обиды и гнева против британской колониальной оккупации Египта после Первой мировой войны и потери влияния традиционного ислама среди населения.

Британцы незаконно оккупировали Египет, когда тот ещё входил в состав Османского халифата, после восстания 1882 года. Они использовали значительный внешний долг Египта, чтобы получить контроль над Суэцким каналом и объявить над страной британский «протекторат», что по сути является эвфемизмом колонии. Протекторатом называлась фактически подконтрольная Британии страна, в которую введены английские войска, в которой Британия полностью контролирует финансы, «гарантируя» выплату государственных долгов Лондонскому Сити и континентальным европейским банкам. Османская империя перестала существовать в 1919 году, и британцы заполнили вакуум власти, уступив некоторые земли османов, в том числе Ливан и Сирию, французам за их молчаливое согласие в соответствии с соглашением Сайкса-Пико.

Хотя Египет и не был театром боевых действий Первой Мировой войны, египтяне были вынуждены поддерживать военную экономику Британии. Английские солдаты наводнили страну, вызвав дефицит основных продуктов питания, рационирование, стремительный рост цен на еду, голод. Египтяне отреагировали почти так же, как около века спустя на американское присутствие при диктатуре Мубарака: они занимали улицы и сжигали принадлежащие британцам здания. Забастовки, массовые беспорядки и терроризм практически остановили нормальную жизнь в стране.

Почти ежедневно в Египте происходили протесты против контроля со стороны Великобритании. Первые массовые демонстрации начались в 1919 году, причем наряду с мужчинами в акциях протеста участвовали и женщины, что особенно потрясло британцев. Со своей стороны, оккупанты отнеслись к требованиям египтян с имперским презрением и насмешкой. Они попытались жестоко подавить протесты, что привело к гибели сотен людей и вызвало ещё больший всплеск протестов и возмущения против оккупантов. Наконец, в 1922 году британцы согласились уйти из Египта и предоставить ему независимость – на определенных условиях.

Озвученные условия гарантировали фактическое сохранение внешнего контроля над страной через номинальное правительство Египта и его главу, короля Фуада, обязанного своим постом Британии. Условия были, мягко говоря, суровыми. Британия оставляла за собой контроль над внешней и военной политикой Египта и могла принудить его вступить в войну для защиты британских интересов, таких как Суэцкий канал. Данный канал, связывающий Великобританию с Индией, оставался под неоспоримым контролем британцев на основании необходимости обеспечения «безопасности коммуникаций Британской империи». Граждане Британии сохраняли весь бизнес и стратегические активы в Египте. Британия и Египет несли совместную ответственность за управление протекторатом в Судане.[55] Одним словом, независимость Египта была фикцией. Британцы предали вновь.

Рождение зловещего Братства

Рост антибританских националистических настроений в Египте привел к власти на парламентских выборах 1924 года выступающую за независимость государства партию «Вадф». А в 1928-м националистический подъем породил ещё одно мощное антибританское общественное движение во главе с малоизвестным учителем мусульманской школы по имени Хасан аль-Банна – «Общество братьев-мусульман», ставшее известным на Западе как «Братья-мусульмане».[56]

За следующие десятилетия «Братья» выросли в одно из наиболее могущественных тайных обществ в современной истории, во многих отношениях похожее на «Общество Иисуса» – Орден Иезуитов Римско-католической церкви, созданный Игнатием Лойолой как сила Контрреформации для противодействия протестантской Реформации в Европе XVI века. Орден Иезуитов уделял особое внимание специальному обучению молодежи, под демонстрируемыми миру благотворительностью и полезной работой скрывая непреклонный и безжалостный тайный план действий.

Общество, организованное Хасаном аль-Банна, стремилось заполнить вакуум, образовавшийся в результате падения исламского халифата Османской империи. Халифат после длительной борьбы между республиканцами и мусульманами-традиционалистами в провозглашенной Турецкой Республике был формально ликвидирован Великим национальным собранием Турции в 1924 году по инициативе турецкого реформатора Кемаля Ататюрка. Аль-Банна, сын имама, искал альтернативу светскому движению «Вадф», чтобы вернуться к истокам: восстановить верховенство исламских законов шариата и вновь выстроить теократическое исламское государство, способное заменить собой утраченный халифат разрушенной Османской империи.

Практически с самого начала его тайное общество имело своей единственной целью восстановление Халифата, невзирая на все трудности и длительность этого пути. Новое исламское государство должно было распространить свою власть не только в Египте, но охватить собою весь исламский мир, подобно христианскому граду Божьему из сочинений Святого Августина. Оно должно было основываться на интерпретированных аль-Банной законах шариата, созданных в период со смерти Пророка Мухаммеда в VII веке примерно до X века.

Для выполнения поставленной задачи, как было и в истории печально известного католического Ордена Иезуитов с XVI века, аль-Банна объяснял своим последователям, что скрытность и обман являются необходимыми составляющими преданности их миссии. Западник Ататюрк в глазах «Братства» был убежденным вероотступником, надругавшимся над исламом через разрушение халифата и упразднение законов шариата. «Братья-мусульмане» были готовы бороться против этого любыми средствами.[57]

Харизматичный лидер аль-Банна заострил внимание на агитации и привлечении в свои ряды недовольной молодежи, строя свою организацию на идеях о том, что египетские бедность, бессилие и утерянная гордость объясняются принятием западных ценностей и культуры и отказом от ислама. Хасан аль-Банна и его приверженцы дали клятву перед Аллахом быть «солдатами, несущими послание ислама»: «Мы – братья в своем служении исламу и потому мы – Братья-мусульмане». Его девиз был прост: «Ислам – это решение», решение для всех египтян и от всех бед человечества.[58]

Структура семейств

Аль-Банна в 1930-х организовал разветвленную сеть с ячейками по всему Египту, и каждая была связана с мечетью, школой и спортивным клубом. Совместные занятия спортом должны были сближать и связывать между собой людей. Египетское «Братство» начиналось как религиозная социальная организация, проповедовавшая Коран, обучающая необразованных людей, открывающая больницы и занимающаяся бизнесом и в частности, поддержкой независимой прессы. Их стратегия была продумана очень тщательно.

После первых экспериментов по обеспечению контроля над Обществом и сохранению его от разрушения изнутри аль-Банна в итоге организовал «Братьев», опираясь на концепцию «системы семейств» (nizam al-usar al-ta’ awuni). «Семейства» имели определенные внутренние связи, представляя собой ячейки секретной организации и образуя структуру, практически непостижимую для стороннего человека.

Численность каждой ячейки или «семейства» была ограничена пятью братьями, позднее – десятью. Отдельные «семейства» встречались еженедельно для обсуждения личных, социальных или финансовых проблем. Каждое «семейство» избирало своего «старшину» (накиба), который представлял его в более крупном образовании, называемом «племя» (ашира), состоявшем из четырех «семейств» и возглавляемом старшиной первого «семейства». Пять «племен» составляли «группу» (рахт), а пять «групп» – «фалангу» (катиба). Ротация руководителей всех уровней происходила по указанию специального «отдела семейств», подчинявшегося непосредственно аль-Банне, контролировавшему всю сложную пирамиду организации, что делало практически невозможным внедрение или разрушение извне.[59]

Основной задачей «семейств» было проведение идеологической обработки. Индоктринация включала в себя настойчивое требование абсолютного подчинения руководству и принятие ислама как полной и всеобъемлющей системы, определяющей все аспекты жизни и востребованной во все времена и повсеместно. В наставлениях говорилось, что ислам был основан только на двух источниках: Коране и мудрости Пророка Мухаммеда, пример жизни которого описан в составленной из хадисов сунне – совокупности традиционных мусульманских поучений со времён Мухаммеда.[60]

«Братья-мусульмане» Хасана аль-Банны внедряли идею о необходимости возвращения к истинному значению слова «ислам», в переводе с арабского означающего «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» законам Аллаха. Однако для секты аль-Банны «подчинение» было чем-то далеким от любви к Аллаху или к ближнему. Это было подчинение во всех отношениях, схожее с тем тотальным подчинением, которого фюрер требовал от своих нацистских последователей во времена Третьего рейха.

«Братьев» учили точно следовать обрядам и законам ислама, чтобы избежать таких пороков, как пьянство, азартные игры, ростовщичество и прелюбодеяние и чтобы привить мусульманское смирение в семьях их женам и детям. Финансы в мужском «семействе» «Братства» были общими, одна пятая их часть передавалась более высокой ступени организации на нужды Общества для исламского социального страхования.[61] Всё это обеспечивало полную преданность членов «Братства».

Аль-Банна понимал, что в реалиях ислама того времени и многовековых культурных традициях арабского мира ничто не вызывало более сильной и слепой покорности, чем исламская семья с доминирующим авторитарным отцом, навязывающим обязательное изучение Корана и законов шариата, как того требовало «Братство». Он написал трактаты для членов своего Общества, в которых указал, какие части Корана должны были быть прочитаны и, более того, как их следовало понимать, чтобы избежать развития инакомыслия.[62]

Хасан аль-Банна и его «Братья» манипулировали мусульманской покорностью для культивирования потребности воссоздания в XX веке исламского религиозного фундаментализма, возвращающего к жизни жестокие законы пустынь Саудовской Аравии VII века. Именно такой, если не большей, была награда за труды его извращенного гения. И аль-Банна понимал, что основанием такого рода беспрекословного смирения и подчинения является страстное желание «Братьев» принести в жертву во имя Аллаха самое дорогое – собственную жизнь.

«Смерть – это искусство»

В 1936 году «Братство» впервые начало проявлять политическую активность, открыто высказываясь против власти Британии в Египте. Число сторонников и потенциал общества, созданного аль-Банной, росли, и в начале 1930-х им было принято решение о создании «Особого отделения» (al-nizam al-khass), как его называли сами «Братья», или «Тайного аппарата» (al-jihaz al-sirri), как называли его британцы и прочие непосвященные. Это было боевое крыло «Братства», в сущности, «бюро ассасинов». Брат Хасана аль-Банны, Абд аль-Рахман аль-Банна, стал главой «Тайного аппарата».[63] Агенты нацистов, прибывшие из Германии, работали в Египте, помогая тренировать членов «Особого отделения» и снабжая «Братьев» деньгами. Аль-Банна, как и нацисты, питал глубокую ненависть к евреям, и священная война «Братства» – джихад – велась в основном против еврейского населения Египта и Палестины.[64]

Идеи добродетели мученичества, «борьбы за истинную веру», обозначавшуюся словом «джихад», занимали центральное место в поучениях «Братьев-мусульман». Аль-Банна учил, что «джихад – обязанность каждого мусульманина» и что Аллах дарует «достойную жизнь в этом мире той нации, которая хорошо освоила искусство смерти и умеет умирать достойно».[65]

Хасан аль-Банна провозгласил идею особого рода культа смерти, новую для ислама XX столетия. Этот аспект деятельности «Братства» стал благодатной почвой и первоисточником практически для всех суннитских исламских террористических организаций, активно действовавших в 1990-х и позднее с распространением салафитского джихадизма и радикальных исламских групп, таких как «Аль-Каида» и «Хамас». Во многих отношениях культ смерти суннита аль-Банны воспроизводил культ ассасинов – так европейские крестоносцы в XII веке называли смертоносных исламских хашашинов.

Аль-Банна называл этот культ «искусство смерти» или «смерть как искусство». Он наставлял своих последователей, что такого рода праведное мученичество очень почетно и основано на Коране. Оно заставляло людей любить смерть больше, чем жизнь. «Пока философия смерти, которой учит Коран, не вытеснит любовь к жизни, которой охвачены мусульмане, они ничего не достигнут», – утверждает аль-Банна. Он настаивает: «Победа может быть достигнута только с овладением “искусством смерти”». Воинствующий джихад и мученическая смерть в борьбе за создание нового Халифата объявлялись «кратчайшим и простейшим шагом из этой жизни в жизнь загробную».[66] Кредо общества «Братьев-мусульман» было заключено в лозунге из шести коротких фраз: «Аллах – наша цель; Пророк – наш вождь; Коран – наша конституция; джихад – наш путь, смерть во имя Аллаха – наша заветная мечта; Аллах велик».[67]

К 1930-м «Братство» сумело организовать подготовку партизан в секретных тренировочных лагерях, расположенных в холмистой местности в окрестностях Каира. Бойцов тренировали «Братья» – молодые офицеры, служившие в египетской армии. Ими был основан внутренний судебный орган, суд шариата, выпускавший фетвы – законные приговоры тем, кто по решению этого суда считался предателем веры и страны. Как только суд Общества обвинял и приговаривал человека к наказанию, бойцы «Братства» приводили приговор в исполнение. В течение 1940-х эти отряды становились всё более подготовленными и многочисленными; они бомбили торговые комплексы, совершали покушения на официальных сотрудников службы безопасности короля Фарука. В 1948 году ими был убит премьер-министр Нукраши-паша, мешавший осуществлению планов по восстановлению халифата.[68]

Германский психолог Арно Грюн, еврей, ещё ребенком во времена Третьего рейха бежавший в Нью-Йорк с родителями, всю жизнь посвятил исследованию семейных корней фашизма. Проанализировав зависимость между изуродованным детством в дисфункциональных семьях и личной историей людей, разжигавших войну и очарованных смертью, Грюн отмечал: «Если смерть обеспечивает такому человеку наибольшую безопасность, значит он будет стремиться к ней. Это не случайность, что идеологии, выражающие глубочайшее презрение к состраданию и превозносящие мифологическую мужскую силу и героизм, всегда были и остаются идеологиями фашизма. И в каждой из них прославляется смерть». Общество «Братьев-мусульман» имело в основе именно такую идеологию фашизма.[69]

В этом смысле «Братство» было крайне опасной и влиятельной сектой, использующей ислам для идеализации смерти. И не было ничего удивительного в том, что оно примкнуло к силам, нёсшим наиболее мощный культ смерти того времени. И не столь важно было то, что эти силы использовали совсем другую религию и освящали смерть не именем Аллаха, а именем фюрера.


Эмблема "Братьев-мусульман"