Часть 1. Ангелы и святые
Самые главные святые покровители – наши и наших детей – это Господь наш Иисус Христос и Его Пресвятая Божия Матерь. А также два покровителя, которые есть у каждого православного человека.
В таинстве Крещения каждый христианин обретает двух небесных покровителей. Первый – ангел-хранитель – хранит, предостерегает нас и наших детей от зла, хранит от несчастий и помогает делать добро.
Второй – святой (или святая), чье имя мы носим.
Ангел-хранитель
Ангел-хранитель даруется человеку в таинстве Крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, неотступно сопровождая его и ограждая от всяких зол и напастей.
Ангел Божий не только охраняет нас, но и побуждает к совершению богоугодных дел, дел любви и милосердия, помогает бороться с дурными помыслами и желаниями. Совершая же плохие поступки, преступая заповеди Божии, мы оскорбляем и печалим его.
В Священном Писании постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом говорит само название «ангел», то есть «вестник», указывающее на род его служения. Ангел-хранитель, которого отличает особая близость к людям, – это прежде всего небесный друг, который не оставляет верных Богу не только на земле, но и в минуты смерти и после нее.
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
Святой, имя которого мы носим
Второй наш небесный покровитель – святой (или святая), имя которого мы носим. Он и ангел-хранитель – две разные персоны.
Каждый из нас при рождении получает имя. После совершения таинства Крещения святой, имя которого выбрано новорожденному, становится его Небесным покровителем. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещеного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом.
День памяти святого становится праздничным днем для крещеного – днем именин.
Патриарх Алексий II:
«Уже сам факт тождественности имени человека с именем того или иного святого угодника предполагает наличие у них некой общности в характере, жизненном пути, призвании, склонностях, подобно тому, как музыкальные произведения, написанные в одной тональности, обнаруживают признаки неявного родства. Для христиан это великая духовная радость, поддержка и утешение – иметь соименного нам Небесного заступника, жизненному подвигу которого можно подражать. Именно этим соображением руководствуются Церковь, родители и духовные восприемники при наречении имени. Незримой и благодатной помощью тезоименитого (соименного. – Ред.) святого человеку сообщается духовная сила, в которой он нуждается для совершения богоугодных деяний».
В Русской православной церкви людям нарекаются не любые имена, а только в честь святых. Поэтому если родители выбрали и записали в свидетельстве о рождении неправославное имя (Эдуард, Руслан, Виолетта, Диана и т. п.), перед крещением выбирают созвучное имя в честь православного святого. Например, Анжела получает в крещении имя Ангелина, Жанна – Иоанна, Оксана – Ксения, Денис – Дионисий, Светлана – Фотина и т. д. Из благоговения перед именем Спасителя в православной церкви не нарекается имя Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых.
День рождения и именины – разные праздники
Часто в день рождения человека можно услышать, что его называют «именинником», преподносят ему «именинный пирог». Но именинником правильно называть человека не в день его рождения, а в день именин.
Именины – это день памяти святого, в честь которого человек назван. Этот праздничный день еще называют днем ангела. Почему же произошла такая путаница?
Раньше человек получал имя от Церкви при Крещении. Оно выбиралось не произвольно, а по одному из нескольких правил. Чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день Крещения. При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. Поэтому и возникла неправильная традиция называть именинниками тех, кто празднует день рождения. Христиане же празднуют именины в честь святого.
Как узнать день своих именин?
Если неизвестно, имя какого точно святого носите вы или ваши дети, отыщите по церковному календарю ближайший после дня рождения день памяти святого с тем же именем. Например, если человек родился в начале июля и его зовут Петр, то его именины – 12 июля, а если Петр родился в конце декабря, – то именины 3 января.
Святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз: так, святых с именем Александр около тридцати, с именем Иоанн – более восьмидесяти и т. п. Кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти – день преставления (кончины), день обретения мощей, день перенесения мощей, день прославления и т. д.
Как узнать день именин, если под одним именем указано несколько святых, а иногда одному святому соответствует несколько дат?
Основные церковные правила по определению дня именин
1. Если в церковном календаре встречается несколько дней памяти святых, носящих одно и то же имя, то днем именин (или днем ангела) будет ближайший день после вашего дня рождения. Святой, память которого совершается в этот день, и будет вашим Небесным покровителем.
2. Если у вашего святого несколько дней памяти в течение года, то именины – ближайший день его памяти после дня вашего рождения. Остальные дни памяти этого святого называют «малыми именинами».
Все эти правила применимы и к вашим детям.
Найдите своего святого
Чтобы определить день своего ангела или узнать, когда именины у ваших детей, найдите имя в алфавитном списке (все даты указаны по новому стилю).
Александр – в переводе «защитник людей» (греческое имя)
Великий князь Александр Невский – 12 сентября, 6 декабря.
Александр Пересвет, воин, схимонах – 19 июля, воскресенье перед 8 сентября, 5 октября. Александр Воин, мученик – 23 июня.
Алексий (Алексей) – защитник (греческое)
Алексий, митрополит Московский и Всея Руси – 25 февраля, 2 июня.
Андрей — мужественный (греческое)
Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов – 13 июля, 13 декабря.
Преподобный Андрей Рублев, иконописец – 17 июля.
Андрей Ослябя, воин, схимонах – 19 июля, воскресенье перед 8 сентября, 5 октября.
Великий князь Андрей Боголюбский – 17 июля.
Василий – царский (греческое)
Василий Московский, Христа ради юродивый – 15 августа, воскресенье перед 8 сен-тября.
Василий Великий, архиепископ Кесарийский (Капподакийский) – 14 января, 12 февраля.
Виталий — жизненный (латинское)
Преподобный Виталий Александрийский – 5 мая.
Владимир – (славянское)
Равноапостольный князь Владимир (в крещении Василий) – 28 июля.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий – 7 февраля.
Вячеслав — высокославный, многославный (славянское)
Князь Вячеслав Чешский, срастотерпец – 17 марта, 11 октября.
Георгий — земледелец (греческое)
Великомученик Георгий Победоносец – 6 мая.
Даниил (Данила) – Бог мой судья, судья Божий (еврейское)
Князь Даниил Московский – 17 марта, 12 сентября.
Пророк Даниил – 30 декабря.
Димитрий (Дмитрий) – плод земной (греческое)
Великий князь Дмитрий Донской – 1 июня.
Митрополит Дмитрий Ростовский – 5 июня, 4 октября, 10 ноября.
Дионисий (Денис) – Дионису принадлежащий (греческое)
Дионисий Ареопагит, один из 70 апостолов, епископ Афинский, священномученик – 17 января, 16 октября.
Дионисий Радонежский, архимандрит – 25 мая.
Илия (Илья) – крепость Господня (еврейское)
Пророк Илья – 2 августа.
Илья Муромец Печерский – 11 октября, 1 января.
Иоанн (Иван) – благодать Божия (еврейское)
Апостол Иоанн Богослов, один из 12 апостолов, евангелист – 21 мая, 13 июля, 9 октября.
Иоанн Златоуст, Константинопольский, патриарх, вселенский учитель – 9 февраля, 12 февраля, 27 сентября, 26 ноября.
Иоанн Кронштадтский, протоиерей – 2 января.
Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень – 20 января, 9 марта, 7 июня, 7 июля, 6 октября, 25 октября.
Константин – твердый, постоянный (латинское)
Равноапостольный Константин Великий, император – 3 июня.
Максим – величайший (латинское)
Преподобный Максим Грек – 3 февраля, 4 июля.
Михаил – кто как Бог (еврейское)
Великий князь Михаил Ярославович Тверской – 5 декабря, воскресенье после 12 июля.
Архангел Михаил, архистратиг – 19 сентября, 21 ноября.
Николай – побеждающий народ (греческое)
Чудотворец Николай Мирликийский, архиепископ – 22 мая, 19 декабря.
Павел — малый (латинское)
Павел, первоверховный апостол – 12 июля.
Петр – камень (греческое)
Петр первоверховный апостол – 29 января, 12 июля.
Роман – римский (латинское)
Мученик Роман Олегович, Рязанский, князь – 1 августа.
Сергий (Сергей) – высокочтимый, почтенный (латинское)
Преподобный Сергий Радонежский, игумен – 18 июля, 8 октября.
Стефан (Степан) – венец (греческое)
Первомученик Стефан, один из 70 апостолов, архидиакон – 17 января, 15 августа, 28 сентября, 9 января.
Филипп – любящий коней (греческое)
Митрополит Филипп II Московский и Всея Руси – 22 января, 16 июля, 18 октября.
Александра – защитница (греческое)
Императрица Александра Римская, Никомидийская, мученица – 6 мая.
Анастасия – воскресение (греческое)
Великомученица Анастасия Узорешительница, Иллирийская – 4 января.
Анна – благодать (еврейское)
Княгиня Анна Кашинская, Тверская, схимонахиня – 25 июня, 15 октября.
Антонина – приобретающая взамен (греческое)
Мученица Антонина, дева – 23 июня.
Вера
Мученица Вера Римская, отроковица – 30 сентября.
Галина – тишина, спокойствие (греческое)
Мученица Галина Коринфская – 23 марта, 29 апреля.
Дария (Дарья) – сильная, побеждающая (персидское)
Мученица Дария Римская – 1 апреля.
Екатерина – всегда чистая (греческое)
Великомученица Екатерина Александрийская, дева – 7 декабря.
Елена – факел (греческое)
Равноапостольная Елена Константинопольская, царица – 19 марта, 3 июня.
Елисавета (Елизавета) – почитающая Бога (еврейское)
Великая княгиня Елизавета Феодоровна, преподобномученица – 18 июля, воскресенье перед 8 сентября, воскресенье после 7 февраля, 3-я неделя по Пятидесятнице.
Зоя — жизнь (греческое)
Преподобная Зоя Палестинская – 26 февраля.
Ирина – мир (греческое)
Великомученица Ирина Македонская – 18 мая.
Иулия (Юлия) – кудрявая, волнистая (латинское)
Мученица Иулия, Карфагенская, Корсиканская, дева – 29 июля.
Ксения – иностранка, странница (греческое)
Ксения Петербургская, Христа ради юродивая – 6 февраля.
Любовь – древнерусские формы Любава, Любаша (славянское)
Мученица Любовь Римская, отроковица – 30 сентября.
Людмила – людям милая (славянское)
Мученица Людмила Чешская, княгиня – 29 сентября.
Мария – госпожа (еврейское)
Преподобная Мария Египетская – 14 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста.
Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица – 4 августа, в Неделю святых жен-мироносиц (во второе воскресенье после Пасхи).
Надежда
Мученица Надежда Римская, отроковица – 30 сентября.
Наталия – природная (латинское)
Мученица Наталия Никомидийская, супруга мученика Адриана Никомидийского – 8 сентября.
Ольга – святая, священная (древнескандинавское)
Равноапостольная Великая княгиня российская Ольга – 24 июля.
Светлана (Фотина, Фотиния) – светлая (греческое).
Преподобная Фотиния Палестинская – 26 февраля.
София (Софья) – премудрость (греческое)
Мученица София Римская – 30 сентября.
Княжна София Слуцкая – 1 апреля.
Татиана (Татьяна) – учредительница (греческое);
Мученица Татиана Римская, дева, диакониса – 25 января.
Узнать о жизни вашего святого или святых – покровителей ваших детей, можно из сборников житий.
Как праздновать именины?
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя.
Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имели особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы приподнести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» Корнея Чуковского за «пропаганду именин».
Сейчас православные люди в дни своих именин обычно посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Приходя на богослужение, положено возжигать свечу перед иконой своего святого. Если такой иконы в данном храме нет, то свечу можно поставить перед иконой «Всех святых».
Дома в кругу близких обычно совершается праздничная трапеза. Если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, совпавшие с будним днем, переносятся на ближайшую субботу или воскресение.
Молитва небесному покровителю
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (назовите его имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
О святых
Святыми называют людей, которые угодили Богу своей праведной жизнью и были причислены Церковью к лику (званию) святых. Теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогая нам, живущим на земле.
Их называют по-разному – в зависимости от их земного служения.
Апостолы – ближайшие двенадцать учеников Иисуса Христа, посланные Им в разные страны мира проповедовать христианскую веру. Кроме них апостолами называются еще 70 учеников Спасителя.
В переводе с греческого слово «апостол» означает «посланник».
Четыре апостола, написавшие Евангелия, – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – называются евангелистами.
Апостолы Петр и Павел называются первоверховными (главными) за усердное распространение веры Христовой.
Бессребреники – святые, получившие от Бога дар исцеления и бескорыстно (не за деньги) лечившие бедных и больных.
Это святые Косьма и Дамиан, великомученик Пантелеимон, Ермолай и другие.
Благоверные – знатные люди царского или княжеского происхождения, угодившие Богу своей праведной жизнью.
Среди них – князь Мстислав Храбрый, Великий князь Александр Невский, князь Довмонт Псковский, Великий князь Дмитрий Донской и другие.
Блаженные и Христа ради юродивые – люди разных званий, добровольно несшие подвиг крайней нищеты. Они казались слабоумными и даже ненормальными, за что терпели поношения от окружающих, но на самом деле были наделены Богом духовной мудростью и прозорливостью. Они обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих.
Среди них – святой Василий Блаженный, святой Иоанн Московский, святая Ксения Петербургская и другие.
Мученики – христиане, за свою веру в Бога претерпевшие мучения и даже смерть.
Среди них различают:
– великомучеников — умерших за святую веру после особенно тяжелых (великих) и продолжительных мучений (святой Георгий Победоносец, святые Варвара и Екатерина и другие);
– священномучеников – священников или епископов, отдавших жизнь за Христа (митрополиты Московские Филипп и Гермоген, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и другие);
– преподобномучеников — мучеников-монахов (Анастасий Персиянин, Великая княгиня Елизавета Федоровна и другие);
– новомучеников — мучеников нового времени (погибших при советской власти в первой половине XX века).
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
Праведные – семейные люди разных званий, прославившиеся добродетельной жизнью в миру.
Среди них – родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, святой Иоанн Кронштадтский, святой Филарет Милостивый и другие.
Преподобные (уподобившиеся Господу) – люди, удалившиеся в монастыри и пустыни и послужившие Богу в монашеском звании.
Многие из преподобных достигли высочайшего духовного совершенства. Среди них – святой Сергий Радонежский, святой Серафим Саровский, святой оптинский старец Амвросий и другие.
Пророки – Божьи избранники, жившие в основном в ветхозаветное время (жили до пришествия Спасителя на землю). Их миссией было возвестить людям волю Всевышнего. Они предсказывали пришествие Христа Спасителя и важнейшие события в жизни народа Божьего и других народов. Они учили людей истинной вере и благочестию, творили чудеса.
Среди них – пророк Илия, Иоанн Предтеча и другие. Известны и пророчицы-женщины, например, праведная Анна.
Равноапостольными называют святых, распространявших христианскую веру подобно апостолам и приведших своей проповедью ко Христу целые народы и страны.
Среди них – мироносица Мария Магдалина; царь Константин Великий; его мать, царица Елена; княгиня Ольга; князь Владимир и другие.
Святители – высшие духовные руководители Православной Церкви: епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи, угодившие Богу своей праведной жизнью.
Это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; Николай Чудотворец, московские святители – Петр, Алексий, Гермоген, Филипп и другие.