Вы здесь

Святые великомученицы Екатерина и Варвара. Иконография великомученицы Екатерины (А. А. Маркова, 2012)

Иконография великомученицы Екатерины

Образ великомученицы Екатерины в византийском, поствизантийском и русском искусстве

Первые сохранившиеся изображения великомученицы Екатерины относятся к VIII–IX векам, если допустить наиболее раннюю датировку живописи катакомб святого Себастьяна в Риме (VIII–XI вв.) и священномученика Ианнуария в Неаполе (VIII–XII вв.). В X–XI веках образ святой известен в рукописи Минология Василия II и во фресках каппадокийских храмов в Гереме, Чанлы-Килисе в Акхисаре (кон. XI в.) и других. Изображения великомученицы Екатерины в этих памятниках свидетельствуют о том, что иконографическая традиция изображения великомученицы уже сложилась к этому времени. Великомученица Екатерина представлена в богато орнаментированном царском одеянии, с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытых волосах – венец, в правой руке, как правило, – крест. В Каппадокии, где великомученица Екатерина была весьма почитаема, в том числе, как целительница, она нередко изображается в восточной части храма или в нартексе. В лондонской, так называемой Феодоровской, Псалтири представлен диспут святой Екатерины с александрийскими философами.

С XI века образы святой Екатерины получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во многом было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского монастыря. В монастыре великомученицы Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом святой Екатерины, на некоторых она представлена с великомученицей Мариной (иконы XI, XIII вв.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц.

Образ великомученицы Екатерины включался в большинство церковных декораций средне– и поздневизантийского периода, если там изображались святые жены. В монументальной живописи великомученица Екатерина также нередко изображается со святыми женами, известными даром целительства.

На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) великомученица Екатерина представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.

Иконописные изображения святой Екатерины во многих случаях связаны по происхождению с монастырем великомученицы Екатерины на Синае: ранняя житийная икона – «Великомученица Екатерина с 12 клеймами жития» (начало XIII в.); с великомученицей Мариной Александрийской великомученица Екатерина представлена на иконе XI века; среди избранных святых – на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Великомученик Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четверть XIII в.) (все находятся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае).

Образ великомученицы Екатерины включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й половины XI – начала XII века (монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение святой Екатерины приобрело особенную роскошь (церковь Вознесения в Веррии (ок. 1315). По моде того времени ее волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая корона (икона XIV в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). Иногда великомученицу Екатерину представляли с распущенными волосами: фреска из церкви Панагии Гуверниотиссы на острове Крит (XIV в.); предположительно на 2-сторонней иконе «Святая Екатерина и святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей в Афинах).

В поствизантийское время облик великомученицы с волосами, уложенными под сетчатый головной убор (обычно красного или синего цвета), и длинными серьгами был более распространен: в церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм в Склаверохори на острове Крит (критские мастера, XV в.); на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (мастерская Андреаса Рицоса, 2-я пол. XV в.); на иконе «Великомученица Екатерина» (кон. XV – нач. XVI в., монастырь Симонопетра на Афоне) святая Екатерина представлена с 8-конечным крестом на длинном древке в правой руке; на иконах из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе «Богоматерь и великомученица Екатерина» (мастер Ангелос, ок. 1600) и «Великомученица Екатерина» (XVII в.). На иконе XVI века (Византийский музей, Афины) святая изображена в рост с венцом на распущенных волосах, в правой руке у нее крест, левой она опирается на колесо, изображения которого наряду с другими атрибутами святой Екатерины, пальмовой ветвью и Распятием, появились в произведениях критских мастеров под влиянием западноевропейских живописцев в XVI веке.

Во 2-й половине XVI века в творчестве критского мастера Михаила Дамаскиноса (или мастера его уровня) складывается, как было доказано М. Хадзидакисом, новый иконографический тип, представляющий святую Екатерину на троне. Эта иконография получила известность в XVII веке, благодаря произведениям критского мастера Иере мии Палладаса, работавшего в XVI веке в Синайском монастыре и его подворье в Ираклионе (Ираклио) на острове Крит. Особенно известна икона 1612 года, написанная им для главного иконостаса кафедрального собора Синайского монастыря: великомученица Екатерина изображена сидящей в легком повороте, ее левая рука – на колесе, в этой же руке она держит Распятие, в правой – пальмовую ветвь, перед святой Екатериной на пюпитре лежит раскрытое Писание. Облачение составляют: императорское платье, плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов, корона, волосы уложены и покрыты сетчатым головным убором. В нижней части – астрономический глобус, чернильница, философские книги и другие символы мудрости. Иногда, как на иконе 2-й половины XVII века критского же мастера священника Виктора (Византийский музей, Афины), святая держит Распятие и пальмовую ветвь в одной левой руке. Отдельные элементы этой иконографии были заимствованы из произведений итальянских мастеров. Огромный авторитет Синайского монастыря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялась в произведениях многих греческих мастеров XVII–XVIII веков: Георгиоса Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея (икона 40-х гг. XVII в. из церкви Архангелов в Сараеве, круг Сильвестра Теохариса и др.)

Изображения великомученицы Екатерины в рост, с пальмовой ветвью и опирающейся на колесо, известны в иконописи (икона «Избранные святые» из Епископского дворца в городе Тузла, Босния и Герцеговина, XVIII в.) и в росписи храмов в соборах монастырей Хурези (Румыния, 1694) и Святой Троицы в Метеорах (нач. XVIII в.).

В поствизантийской живописи образ великомученицы Екатерины встречается очень часто – на иконах в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как, например, на фреске в церкви святого Антония в Палеохоре на острове Китира (кон. XV в.); в соборе Нямецкого монастыря (Румыния, 1497); в церкви святой Марии монастыря Хумор (Румыния, 1530–1535); на иконе «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) среди избранных святых. В числе праведных жен изображение святой Екатерины включали в состав многофигурных композиций: «О Тебе радуется», например, икона «О Тебе радуется» (XVI в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Образ святой Екатерины или сцена открытия ее мощей есть на иконах и гравюрах с видом Синайского монастыря: икона мастера Кесаревуса «Богоматерь Неопалимая Купина» (1691–1708 гг., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); икона мастера Иакова Мосхоса «Синай» (1-я четверть XVIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

В XVII–XIX веках великомученицу Екатерину изображали вместе с великомучеником Меркурием, память которого отмечают одновременно или накануне дня памяти святой Екатерины: роспись собора монастыря Святой Троицы в Метеорах (XVIII в.); икона «Великомученики Меркурий и Екатерина» (2-я пол. XVIII в., музей монастыря Лимонос на острове Лесбос); «Великомученики Екатерина и Меркурий поражают царей» (Крит, нач. XVII или XIX в.). Иконография святой Екатерины, поражающей нечестивого царя, редко встречается в греческой живописи и, вероятно, была заимствована из западноевропейского искусства, где она известна со времени позднего Средневековья (например, «Великомученица Екатерина Александрийская», картина нидерландского мастера последней четверти XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Изображения великомученицы Екатерины много кратно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский монастырь или созданы в нем: серебряная митра (1636) – дар жителей города Янина; орарь – вклад Никифора Марталиса, архиепископа Синайского (1648 г., критская мастерская); шитый образ святой Екатерины с житийными сценами (1770 г., мастерская в Вене); плащаница с образом великомученицы Екатерины и сценами ее жития (1805 г., мастерская в Вене).

На Руси изображения великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Как святая Екатерина идентифицируется одно из безы мянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Святой Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В ранних памятниках великомученица Екатерина изображалась по византийским образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ святой Екатерины был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30–40-х гг. XII в.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалеве в Великом Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (конец XIV в.). Святая Екатерина представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича (кон. XII – нач. XIII в.). Большое число ранних русских изображений великомученицы Екатерины может свидетельствовать о значительном влиянии, которое оказали на развитие почитания святой Екатерины культурные связи Руси с Византией, Синаем и Западной Европой.

Среди избранных святых, часто рядом с другими женами-великомученицами, святая Екатерина представлена на иконах: на поле иконы «Богоматерь Владимирская» (XV в.); «Святитель Никола Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский и великомученица Екатерина» (кон. XV – нач. XVI в., Ростов) и других. В большинстве случаев великомученица Екатерина представлена как царственная мученица в роскошных одеждах и в венце, иногда – как дева с распущенными волосами и без короны. В более поздних памятниках над нимбом святой Екатерины иногда изображают мученический венец, который на нее возлагают Ангелы. Святая представлена в группе праведных жен в композициях «О Тебе радуется», «Суббота всех святых», «Страшный Суд».

Развитие почитания великомученицы Екатерины в XV–XVI веках, выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в том числе в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин – интенсивность контактов с монастырем великомученицы Екатерины на Синае; в конце XV – начале XVI века в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами великомученицы Екатерины был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; несколько мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе. Особо почиталась святая Екатерина в семье московских великих князей, так как являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами великомученицы Екатерины был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Великий Новгород (1471). В 1-й трети XVI века в мастерской великой княгини Соломонии Сабуровой была создана подвесная пелена «Великомученица Екатерина», где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные – поясные и ростовые – изображения преобладали в живописи Москвы и Средней Руси. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще Тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое, Екатерину, при исходе души его, проводи его миром».

В XVI веке в русской иконописи, очевидно, появились первые изображения святой Екатерины с орудием мучения – колесом.

С XVI века в русском искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве, – «Моление великомученицы Екатерины о народе»: святая со свитком в руке в молении к Спасителю, за фигурой великомученицы – палач, вынимающий меч из ножен; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения, воспроизводящие, как считается, стены монастыря великомученицы Екатерины на Синае или города Александрии, где святая пострадала. На формирование этой иконографии оказало влияние почитание великомученицы как заступницы при исходе души: согласно тексту жития, перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Литературной основой этого сюжета послужил текст жития, известный на Руси по сборнику Миней-Четьих, составленному митрополитом, святителем Макарием в середине XVI века.

Варианты композиции «Моление великомученицы Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI веке преимущественно в памятниках Великого Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы великомученицы Екатерины, с житием»; шитая пелена с клеймами жития из Хутынского монастыря (1-я треть XVI в.). На развернутом свитке святой Екатерины в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног великомученицы Екатерины изображают коленопреклоненные фигуры. В некоторых произведениях в ответ на моление святой Екатерины Христос протягивает ей свиток.

В XVIII веке под влиянием западноевропейских образцов сложилась иконография «Обручение великомученицы Екатерины». Святая Екатерина сидит на коленях Богоматери, Младенец Христос надевает кольцо святой Екатерине, что символизирует ее обручение с Церковью и Христом; у ее ног – орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках – пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева (1778 г., Великий Устюг). С XIX века эта композиция встречается в гравюрах, лито– и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебренникова (1-я пол. XIX в.).

Широкое распространение почитания великомученицы отражает появление ее деревянных скульптур: «Великомученица Екатерина» (Подвинье, XVII в.); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой».

В XVIII веке прославление великомученицы Екатерины как небесной покровительницы двух царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений святой Екатерины на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы великомученицы Екатерины создавались для новых храмов Санкт-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений святой Екатерины способствовало ее почитание как покровительницы наук.

Облик великомученицы Екатерины и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевропейским образцам. Одежды святой Екатерины покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой – венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719); «Великомученица Екатерина», мастер Григорий Попов (1743). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) святая Екатерина представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней Ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне, – сцена перенесения двумя Ангелами мощей святой Екатерины на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне великомученица Екатерина представлена на стихаре XVIII века русской работы (монастырь великомученицы Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке – на иконе «Великомученица Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX – нач. XX в., мастерская Новотихвинского монастыря). С кольцом и мечом святая Екатерина изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Великомученица Екатерина» (ок. 1778).

Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах, в том числе домовых, традиция изображения святой Екатерины в синодальный период была весьма развитой, но о ней в настоящее время известно мало. С XVIII века дошло много образов святой Екатерины, созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762), в Исаакиевском соборе и других храмах Санкт-Петербурга, в церквях его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского).

В этот период изображения великомученицы Екатерины часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в.), финифть (2-я пол. XVIII в.). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во многих семьях.

Житийные циклы и сцены в византийском, Поствизантийском и русском искусстве

Циклы жития великомученицы Екатерины в искусстве православного мира встречаются сравнительно редко и в основном принадлежат к эпохе позднего Средневековья и Нового времени; среди них преобладают русские памятники, выделяющиеся не только количеством, но и расширенным составом сцен. Начальный этап формирования житийной иконографии святой Екатерины относится еще к средневизантийскому периоду, совпадая с появлением ее первых изображений. В лицевых Минологиях и Псалтирях XI века появляются отдельные сцены, демонстрирующие мудрость и стойкость святой в исповедании христианской веры: усекновение главы и сожжение обращенных Екатериной философов на миниатюре Минология Василия II; спор с философами на миниатюре Феодоровской Псалтири 1066 года; усекновение главы великомученицы Екатерины и великомученика Меркурия на иконе Минология на ноябрь 2-й половины XI века (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Первым и уникальным для византийского искусства полным циклом жития мученицы является образ XIII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Это произведение, которое изначально находилось у гробницы мученицы в алтаре синайской базилики, входит в группу сохранившихся в монастыре ранних житийных икон, где, как правило, изображены наиболее почитавшиеся в этой обители святые. Поэтому есть основания полагать, что житийный цикл святой Екатерины сложился именно на Синае, где было особо развито почитание мученицы, и что сохранившаяся икона является одним из первых, если не самым первым, произведением такого рода.

Подражание иконографии и стилю византийских произведений, характерное для искусства Италии XIII века, почитание святынь горы Синай на католическом Западе, где большую популярность имела книга «Золотая легенда» Иакова из Варацце, содержащая житие великомученицы Екатерины, способствовали распространению житийной иконографии мученицы в Италии. Ранним примером цикла жития святой Екатерины служит алтарный образ 50–60-х годов XIII века из пизанской церкви Сан-Сильвестро (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза; изначально был в доминиканском храме великомученицы Екатерины). Это произведение в значительной степени повторяет византийские прототипы, однако заметно отличается от синайской иконы.

Хотя образ великомученицы Екатерины был очень популярен в искусстве поствизантийской эпохи, житийные циклы святой, относящиеся к этому времени, исчисляются единицами. Наиболее ранним из них является критская икона 2-й половины XV века из Византийского музея в Афинах с двумя сценами – вероятно, фрагмент житийного образа с подробным циклом. Кроме ввержения философов в огонь, здесь представлена беседа святой Екатерины с отшельником, показывающим ей образ Богоматери с Младенцем. Появление сюжета (едва ли не впервые в искусстве православного мира) на иконе работы критского мастера может объясняться тесными контактами Крита и Синая с католического миром, пожеланиями заказчика, использованием европейского иконографического образца, который был переработан в духе поствизантийской художественной традиции.

В поствизантийскую эпоху часто встречается отдельная сцена перенесения мощей великомученицы Екатерины на Синай, которая вместе со сценами видения пророком Моисеем Неопалимой Купины и получения им скрижалей завета воспринималась как специфический синайский сюжет произведений, создававшихся как для монастыря и его метохов, так и для многочисленных паломников.

Все русские житийные циклы великомученицы Екатерины, известные в настоящее время, созданы не ранее 1-й трети XVI века; как правило, это храмовые иконы церквей или приделов в честь святой Екатерины. Состав и иконография сцен свидетельствуют о существовании общего прототипа московского или новгородского происхождения, опиравшегося на житийный текст Афанасия, вошедший в состав Великих Миней-Четьих митрополита Макария. Житийные образы великомученицы появились почти одновременно со сценами предсмертного моления святой о народе, которые часто включали панораму Синайского монастыря со стенами, базиликой и минаретом (средники новгородских и псковских произведений и самостоятельные иконы; в среднерусской традиции использовались фронтальные изображения по пояс или в рост), что поз воляет связать возникновение житийных икон святой Екатерины с активизацией контактов Московского государства и Синайского монастыря и усилением почитания святой Екатерины в пост византийскую эпоху. Сцена моления великомученицы Екатерины о народе и многочисленные житийные циклы святой Екатерины не имеют византийских и поствизантийских аналогов. Это свидетельствует о самостоятельном развитии русской иконографической традиции, опиравшейся на почитание святой Екатерины как заступницы умирающих, которое было связано с эсхатологическими настроениями конца XV – начала XVI века и сохранилось в позднем Средневековье.

Процесс распространения житийной иконографии великомученицы на русской почве совпадает в целом с ростом популярности житийных икон других святых жен-мучениц – Параскевы Пятницы и Варвары (в количественном отношении памятники со сценами жития святой Екатерины уступают только житийным иконам Параскевы). Это явление можно считать частью процесса обновления житийной иконографии святых, происходившего на Руси в конце XV – 1-й трети XVI века, прежде всего – великомучеников Георгия и Димитрия Солунского. От последних ранние циклы жития великомученицы Екатерины в со ответствии с особенностями житийного текста отличаются переносом смыслового акцента с мучений на темы видений, исповедания христианской веры; присутствуют и сходные сюжетные мотивы (обращение Георгием царицы Александры – обращение Екатериной царицы Августы), что приводит к появлению близких по иконографии сцен.

Известны девять циклов жития святой Екатерины, относящихся к XVI века или восходящих к традициям этого времени: на шитой пелене из Софийского собора в Великом Новгороде (1-я треть XVI в.) – 12 сцен, в среднике – «Моление великомученицы Екатерины о народе» и других.

Сведения о житийных иконах святой сохранились и в письменных источниках: в описи монастыря святителя Николая Чудотворца на Лятке (1605) и в описи новгородского храма Успения на Торгу (1685), где было два таких образа – в главном храме и Екатерининском приделе, и других.

Русские циклы, основанные на тексте жития Афанасия Тахиграфа, по составу близки к древнейшей синайской иконе. Обычно они включают сцены жертвоприношения в храме, куда приходит святая Екатерина; приведения великомученицы Екатерины к императору (иногда несколько композиций); благословения святой Ангелом; диспута с философами, их обращения и сожжения; бичевания святой Екатерины воловьими жилами; обращения в христианство царицы Августы и воеводы Порфирия; явления Христа и Ангелов великомученице Екатерине; избавления от мучения колесованием (одна или две сцены); усекновения главы. В пространных циклах к этим сюжетам могут добавляться сцены питания Ангелом святой Екатерины в темнице, хотя, согласно житию, пищу святой приносил голубь; обличения императора царицей Августой; ведения святой Екатерины на казнь в сопровождении народа. Описанное в житии чудесное перенесение мощей святой Екатерины на Синай в этот период изображалось нечасто. Уникальной особенностью отмечен цикл на иконе с сюжетом «Моление…» в среднике: сцена «Чудесное перенесение мощей» совмещена с композицией «Усекновение главы». Если в среднике находится фронтальная фигура святой, в состав житийного цикла может включаться сцена ее предсмертного моления о народе (по происхождению это житийный эпизод), соседствующая со сценой казни. Известны случаи, когда сцена казни исключается из цикла благодаря присутствию композиции «Моление…» в среднике. Уникальной особенностью цикла является начальное клеймо с изображением императора, рассылающего послов для сбора народа на жертвоприношение. Необычное сочетание житийного цикла с композицией «Суббота всех святых» на верхнем поле, по-видимому, объясняется заупокойным характером последней сцены, соответствующим почитанию святой Екатерины как заступницы при исходе души.

Пространные житийные циклы продолжали со здаваться в XVII веке, хотя и в меньшем количестве, чем в XVI веке. Для некоторых произведений этого времени характерны особая подробность иллюстрирования текста жития, внимание к второстепенным сюжетным линиям, принципиальная переработка композиционных схем известных ранее сюжетов. В этом отношении наиболее выразительна икона, написанная, возможно, около 1668 года, из церкви великомученицы Варвары в Ярославле, при которой в 1715 году был построен зимний Екатерининский храм. Средник с образом святой в рост окружен 16 клеймами с изображением «Спас в силах» в центре верхнего поля. На многих клеймах представлены второстепенные сюжеты или на заднем плане в уменьшенном размере показаны персонажи; на полях помещены пространные, в несколько строк, надписи. В традиционных сценах цикла выделены или необычно трактованы детали житийного повествования: на 1-м клейме «Великомученица Екатерина в храме, где совершается жертвоприношение» показаны золотые кумиры, трубящие отроки, животные вокруг жертвенника с разожженным огнем; в сцене казни уверовавших философов – огненная печь с телами мучеников; в сцене колесования показано, как Ангел, спасая святую Екатерину, поднимает ее над орудиями мучения с помощью ткани, обернутой вокруг поясницы; финальная сцена перенесения мощей святой на Синай заменена изображением отпевания Екатерины с участием кадящего Ангела-диакона в присутствии народа «и многы видевше, прославиша Бога». Поскольку в среднике помещено фронтальное изображение святой Екатерины, среди клейм присутствует сцена «Моление…» Примечательной чертой ярославского цикла является внимание к судьбам царицы Августы и воеводы Порфирия, обращенных мученицей в христианство. Августа представлена в сцене колесования великомученицы Екатерины: простоволосая, она упрекает царя в жестокости; в следу ющем клейме, кроме сцены «Усекновение главы царицы», показано ее мучение: Августа посажена в деревянный «ковчег», к которому прибиты ее сосцы. Следующая сцена посвящена осуждению и казни Порфирия с 200 уверовавшими воинами.

В XVII веке сцены жития святой Екатерины встречаются не только в местных иконах больших размеров, но и в произведениях, созданных для келейной молитвы (очевидно, в связи с почитанием великомученицы Екатерины как патрональной святой или заступницы умирающих).

Конец ознакомительного фрагмента.