Вы здесь

Святые великомученицы Екатерина и Варвара. Житие великомученицы Екатерины (А. А. Маркова, 2012)

Житие великомученицы Екатерины

Жизнь Екатерины до обращения

Святая великомученица Екатерина была уроженкой египетского города Александрии. По мнению некоторых исследователей, до крещения девушка носила имя Доротея, но в любом случае в церковную историю она вошла как Екатерина.

Она происходила из знатного рода. Одни житийные источники приписывают ей царственное происхождение. Согласно другим – она была дочерью правителя Александрии Конста. Помимо знатного происхождения семья Екатерины, где она была единственной дочерью, обладала также огромным состоянием.

Живя в центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Кроме того, к восемнадцати годам Екатерина овладела диалектикой, ораторским искусством и знала более семидесяти языков.

К тому времени, когда Екатерине исполнилось восемнадцать лет, ее отец скончался – в житии святой он никак не упоминается. Будущая святая осталась вместе с матерью, которая тайно исповедовала христианство, опасаясь гонений.

К Екатерине, по праву считавшейся первой невестой Александрии, сватались многие богатые и знатные юноши, но ни один из них не стал ее избранником. Екатерина не хотела выходить замуж. Родственники часто советовали ей выйти замуж. Но она отвечала им так:

– Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

Родственники, зная, что удовлетворить требованиям Екатерины практически невозможно, говорили ей о том, что любой из знатных юношей, вступив с ней в брак, станет еще богаче и знатнее, однако они навряд ли найдут кого-либо, кто может сравниться с Екатериной по красоте и учености. Екатерина же отвечала им, что не хочет иметь женихом никого иного, как только равного ей по учености.

Мать Екатерины, тайная христианка, очень сокрушалась, что не может уговорить свою дочь вступить в брак. Она советовалась об этом со своим духовником и в конце концов решилась отвести дочь к этому священнику, дабы он наставил Екатерину на путь истинный.

Обращение Екатерины в христианство

Когда мать привела Екатерину к духовнику, он, поговорив с ней, отметил рассудительность юной девушки и решил обратить ее в христианство. Старец сказал ей:

– Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Старец говорил ей о Христе, но Екатерина подумала, что он имеет в виду кого-либо из земных правителей. Она спросила, чей же сын Тот, Кого так восхваляет старец? Он ответил:

– Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом, Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

– Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

– Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, – ответил ей старец, – то сподобишься узреть пресветлое Лицо Его.

Екатерина сказала ему на это:

– Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной – Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.

Вернувшись домой, Екатерина молилась всю ночь. Когда же она утомилась, то в тонком сне увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем в том же виде, в каком Они были изображены на иконе, данной старцем. И Богородица и Спаситель были окружены чудесным светом. Но она не могла видеть лика Младенца Христа, поскольку Он отворачивался от нее. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое.

Так повторилось три раза, а затем Богоматерь сказала Сыну Своему:

– Воззри, Чадо Мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

– Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

– Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

– Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На это Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

– Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

– Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Ошеломленная видением, Екатерина проснулась. Наутро она в сопровождении доверенных служанок отправилась к старцу. Она в слезах рассказала ему о бывшем ей видении и спросила, что ей надо сделать, чтобы узреть Христа. Старец наставил ее в истинах христианства, от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также рассказал ей о неизреченной райской славе праведников и о мучениях грешников. Он заповедал ей хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться.

Вскоре, убедившись в искренности обращения Екатерины, подвижник совершил над ней Таинство святого Крещения. После того старец советовал ей снова помолиться Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первый раз.

Вернувшись домой, Екатерина провела всю ночь в слезной молитве. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Богоматерь спросила Сына Своего:

– Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

– Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какой была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:

– Недостойна я, преславный Владыка, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими.

В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку Екатерины и сказала Сыну Своему:

– Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:

– Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.

После слов Господа видение окончилось. Екатерина пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дивный дар Небесного Жениха. Она почувствовала в сердце своем такую радость, что с того времени сердце ее пребывало в Божественной любви. Она уже не помышляла более ни о чем земном.

Исповедание веры перед императором

В 305 году император Максенций (или Максимин) прибыл в Александрию. Он разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам.

Празднество, устроенное по приказу императора, было особенно пышным и многолюдным. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый вел, кто что мог, для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц или еще что-либо подобное.

В день праздника крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполнили Александрию. Кроме того, наряду с языческим праздником происходило и мучение христиан. Все это печалило святую Екатерину. Взяв с собой небольшую свиту, Екатерина направилась в главный языческий храм Александрии.

Красивая и роскошно одетая девушка привлекала к себе всеобщее внимание. Придя в храм, она просила передать императору Максимину, что ей нужно сказать ему нечто важное. Император приказал пригласить ее. Став перед императором, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, а потом сказала:

– Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя бы своему мудрецу Диодору, который говорит, что боги ваши были некогда людьми и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди ставили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания воздвигли им эти памятники, но, думая, что сама вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им как богам. Знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя бы этим учителям своим и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай единого истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются и весь мир держится. Его единым словом все было создано и сохраняет свое бытие. Этот всесильный и преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Несмотря на раздражение, вызванное проповедью Екатерины, император не мог не оценить глубокую ученость девушки. Он сказал, что выслушает ее по окончании празднеств.

Действительно, едва закончились торжества, император Максимин приказал привести к нему святую Екатерину. Когда же святая пришла во дворец, он сказал ей:

– Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?

Екатерина представилась и рассказала о том, что прежде она занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но затем, уверовав во Христа, решила посвятить себя Ему.

Император удивлялся ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательной красотой и подумал, что она не смер тными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотой и смотря на нее бесстыдным взором, позволил себе двусмысленные выражения.

Но Екатерина сказала ему:

– Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землей и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такой красотой, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Царь оскорбился ее словами и сказал:

– Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.

Но святая возразила ему:

– Если ты желаешь хоть немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми все ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.

Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:

– Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений и уверуешь в наши учения.

Диспут с философами

Будучи несведущим в философии и риторике, император Максенций не стал лично дискутировать со святой Екатериной. Чтобы переубедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, дав им следующее предписание: «Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу и кто призывает наставниц разуму – муз, соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд». [3, c. 30–31]

Однако это предписание показалось императору недостаточным. Поэтому когда философы и риторы собрались к императору, он обратился к ним с такими словами:

– Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите все ваше старание и покажите вашу мудрость так, как если бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона. Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

Один из ораторов, по праву считавшийся самым сведущим в риторике и философии, от имени всех собранных мудрецов ответил царю:

– Не опасайся, царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина она не может обладать мудростью в полном совершенстве и быть вполне искусной в красноречии; повели ей только явиться к нам – и ты увидишь, что она, как только увидит такое множест во философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Уверившись в победе приглашенных им философов, император назначил время диспута, на который собралось множество народа. Тогда император приказал привести святую Екатерину.

Но прежде чем посланные успели прийти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:

– Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют через тебя и примут мученический венец.

В начале диспута философ, обещавший царю победу в споре, обратился к Екатерине со следующими словами:

– Это ты с такой дерзостью и безумием порицаешь богов наших?

– Я, – кротко отвечала ему святая, – но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги – ничто.

Тогда философ сказал ей:

– Великие стихотворцы называют их высшими богами, как же ты с такой дерзостью произносишь хулу на тех, от которых сама приняла премудрость, и сладости даров которых ты вкусила?

– Я не от ваших богов, – отвечала Екатерина, – но от моего единого истинного Бога получила премудрость. Он и Сам есть премудрость и жизнь, и если кто боится и хранит Его Божественные повеления, тот есть истинный философ. Дела же ваших богов и сказания о них достойны смеха и порицания, и преисполнены соблазна. Да и кто из твоих великих стихотворцев, скажи мне, и в каких выражениях называет их богами?

– Мудрейший Гомер, – отвечал философ, – обращаясь с молитвой к Зевсу, первый говорит так: «Славнейший Зевс, превеликий бог, и вы прочие бессмертные боги». А Орфей преславный, обращаясь с благодарностью к Аполлону, говорит так: «О сын Латонов, стреляющий издалека! Сильный Феб, на все смотрящий и царствующий над смертными и бессмертными, солнце на златых крыльях парящее».

– Вот как, – сказал языческий философ, кончая свою речь, – самые первые и славнейшие стихотворцы почитали богов и называли их бессмертными; посему не должна заблуждаться и ты и поклоняться Распятому как Богу; никто из древних мудрецов не только не называл и не признавал Его Богом, но даже не знал о Нем.

Святая Екатерина отвечала:

– Но ведь тот же Гомер ваш в другом месте о великом твоем боге Зевсе говорит, что он был лукавый и лживый обманщик и что другие боги – Гера, Посейдон и Афина – хотели связать его, но он успел скрыться от них бегством. Подобных сему деяний, внушающих презрение к вашим богам, много описано в ваших книгах. Но поскольку ты сказал, что ни один из древних учителей не признавал Распятого Богом, то хотя и не следовало бы много исследовать о Нем в доказательство того, что Он есть истинный Бог и непостижимый, недоступный для исследования и неизреченный Создатель неба и земли, моря, солнца, луны и всего человеческого рода, однако для большего уверения в этой истине я приведу свидетельства из ваших же книг. Послушай, что говорит о Нем мудрейшая Сивилла ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей, и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний не своею волею исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: «Один, – говорит он, – побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало, ибо в Нем и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение, – есть Бог». Это сказал Аполлоний об истинном Боге, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание, и источник всех созданных благ; Он создал мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он был человеком ради нас, жил на земле, наставляя, уча и благодетельствуя людям; потом принял смерть за нас, неблагодарных, чтобы освободить нас от древнего осуждения и даровать нам прежнее блаженство и наслаждение. Таким образом, Он отверз нам снова врата райские, которые мы заключили грехопадением. Через три дня Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и послал Духа Святого ученикам Своим; они же разошлись по всему миру и проповедали Его Божество, в Которое следует веровать и тебе, философ, чтобы ты познал истинного Бога и соделался рабом Того, Который милостив и благоутробен и призывает всех согрешивших, говоря: Придите ко Мне все труждающиися и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Итак, поверь хотя бы своим учителям и богам, – Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно, хотя и вопреки своей воле, признали Христа Богом.

В дальнейшем Екатерина приводила и другие аргументы, так что в конце концов знаменитый философ не мог ничего противопоставить ее словам. Император приказал и другим философам и риторам вступить в диспут со святой Екатериной, но они отказывались, говоря:

– Мы не можем противостоять истине, ибо если самый ученый из нас молчит, побежденный, то что скажем мы?

После поражения в споре философы и риторы были приговорены императором к сожжению на костре. Узнав о приговоре, они просили святую Екатерину молиться о них. В ответ она сказала:

– Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному; твердо надейтесь на Его милость и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением и лестницей, возводящей к небу. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа и перед Царем славы предстанете светлыми и чистыми, как звезды, и соделаетесь возлюбленными друзьями Его.

Затем святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением.

Вечером христиане пришли на место казни философов и нашли тела их совершенно целыми, так, что огонь не коснулся даже волос их. Через это чудо многие из язычников обратились к познанию истины, а мощи святых мучеников были с должной честью погребены.

Арест святой Екатерины

После казни философов угроза нависла над самой святой Екатериной. Однако император Максимин не спешил переходить к карательным мерам. Он лично встретился с Екатериной и предложил ей принести жертву языческим богам:

– Послушай меня, добрая дочь: я, как чадолюбивый отец, советую тебе поклониться великим богам, в особенности же Гермесу, покровителю наук, который украсил тебя такими философскими дарованиями. Я же, если ты исполнишь мое предложение, разделю с тобою царство мое и власть мою – боги мне в том свидетели, – и ты будешь жить со мною в непрестанном веселье.

Но Екатерина осталась равнодушна к посулам императора, так ответив ему:

– Оставь, царь, свою хитрость и не уподобляйся лисице. Я решительно, раз навсегда, сказала тебе, что я христианка и уневестилась Христу. Его Одного имею я Женихом и Наставником, и украшением моего девства; не прельщай меня царскою багряницею – я предпочитаю ей одежды мученические.

Тогда царь сказал ей опять:

– Ты принуждаешь меня, хотя и против моей воли, к тому, чтобы я обесчестил твое достоинство и покрыл прекрасное твое тело множеством ран.

– Делай, что хочешь, – отвечала святая, – через временное бесчестие ты приобретешь мне вечную славу, и великое множество людей (как я надеюсь), уверуют чрез меня во Христа моего; и из твоих палат многие пойдут вместе со мною в священные небесные чертоги.

Отказ Екатерины сильно разгневал императора. Он приказал сорвать со святой одежду и бить ее воловьими жилами. В течение двух часов палачи истязали Екатерину, так что все ее тело было покрыто ранами, а кровь текла ручьем. Екатерина переносила мучения с таким мужеством и доблестью, что все видевшие это были изумлены.

Видя, что ни соблазны, ни мучения не могут отлучить Екатерину от любви Христовой, император приказал бросить ее в тюрьму и не давать ей пищи до его нового распоряжения.

Но оказавшись в темнице, святая Екатерина не лишилась Божией милости. Христос не оставил святую Свою невесту, промышляя о ней. Екатерина пробыла в заточении двенадцать дней. Каждый день в окно темницы, где была заключена святая, влетала голубка и приносила пищу.

Обращение императрицы и военачальника Порфирия

Императрица Августа, жена Максенция, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее. Особенно сильным это желание стало после одного видения, явленного Августе.

Когда император на несколько дней выехал из Александрии, Августа обратилась за помощью к одному из вельмож. Этот вельможа по имени Порфирий был другом императора и военачальником. Он считался человеком мудрым и благоразумным. Императрица рассказала Порфирию о своем желании:

– В одну из прошедших ночей, – сказала она ему, – я видела во сне Екатерину, которая восседала посреди множества прекрасных юношей и дев, одетых в белые одежды. От лица ее исходило такое сияние, что я не могла смотреть на нее. Посадив меня рядом с собой, она возложила на мою голову золотой венец и сказала: «Владыка Христос посылает тебе сей венец». С того времени я имею такое сильное желание видеть ее, что не нахожу покоя для сердца своего; прошу тебя, Порфирий, устрой каким-либо образом, чтобы я тайно могла видеть ее.

– Я исполню, царица, желание твое, – отвечал Порфирий.

Ночью Порфирий взял с собой отряд в двести верных воинов для охраны и отправился провожать императрицу. Придя в тюрьму, он подкупил стражу, и она беспрепятственно пропустила императрицу с Порфирием и сопровождающими к Екатерине.

Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью.

Упав к ногам Екатерины, царица со слезами воскликнула:

– Теперь я считаю себя счастливой и блаженной, ибо сподобилась видеть тебя. Подобно оленю, ищущему утолить жажду свою, я безмерно желала видеть тебя и жаждала слышать сладостные твои речи. Теперь, когда сподобилась получить желаемое, я уже не скорблю, хотя бы пришлось мне лишиться жизни и царства: как я счастлива, что увидела тебя! Блаженна ты и достойна похвалы, что предалась всемогущему Владыке, Который излил на тебя столь великие дарования.

Святая сказала ей в ответ:

– Блаженна и ты, царица, ибо я вижу венец над твоею главою, держимый в высоте руками Ангелов; через три дня ты получишь его за те немногие мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы через них отойти к истинному Царю для вечного царствования.

Царица же отвечала Екатерине:

– Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, а еще больше супруга моего, который весьма жесток и бесчеловечен.

– Не страшись, – сказала ей святая, – Сам Христос будет тебе помощником; Он укрепит сердце твое, и никакое мучение не коснется души твоей; только тело твое пострадает здесь немного и временно, а потом и оно получит вечный покой.

Беседа императрицы со святой Екатериной заинтересовала военачальника Порфирия. Он спросил святую:

– Что дарует Христос тем, которые веруют в Него? Ибо и я желаю веровать в Него и быть воином Его.

Мученица отвечала ему:

– Разве ты не читал или не слыхал ничего из Писания христианского?

– С юных лет, – отвечал Порфирий, – я упражнялся в воинских занятиях и ни о чем другом не имел попечения.

Святая сказала ему:

– Нельзя языком человеческим выразить тех благ, какие преблагой и человеколюбивый Бог уготовал любящим Его и хранящим Его повеления.

После этого все они простились со святой Екатериной и ушли.

Но беседа со святой не прошла даром – и императрица, и военачальник Порфирий, и сопровождавшие их воины уверовали во Христа.

Святой же Екатерине, пребывавшей в заточении, явился Господь наш Иисус Христос, окруженный великой славой и всеми небесными чинами:

– Не бойся, возлюбленная Моя невес та, – сказал Он ей, – Я всегда с тобою и никакое мучение не коснется тебя; терпением своим ты многих обратишь ко Мне и в награду за то сподобишься многих нетленных венцов.

Утешив ее такими словами, Господь стал невидим.

Исповедание веры императрицей и Порфирием

На следующее утро после явления Господа Иисуса Христа святую Екатерину препроводили в судилище. Император, увидев Екатерину совершенно здоровой и цветущей, был удивлен. Он решил, что стражники вопреки его приказанию кормили святую. Он хотел казнить стражников, но за них заступилась сама святая Екатерина, сказавшая царю:

– Знай, царь, что никакая рука человеческая не подавала мне пищу, но Владыка мой Христос, Который невидимо печется о рабах Своих, питал меня.

Император вновь попытался уговорить святую Екатерину принести жертву идолам. Он обратился к ней с ласковой речью:

– Ты, солнечнозрачная девица, красотою своею превосходишь саму Артемиду; ты рождена владычествовать, дочь моя. Итак, приди, поклонись и принеси жертву богам нашим, тогда будешь царствовать с нами и проведешь в радости жизнь свою; прошу тебя: не губи такую свою светлую красоту через мучения.

– Я земля и прах, – отвечала святая, – вся же красота, как цвет увядает, и, как сон, исчезает от самой небольшой болезни или от старости, а по смерти предается совершенному тлению; итак, не заботься, царь, о моей красоте.

Один из вельмож, известный как гонитель христиан, предложил императору новое орудие пытки, состоящее из четырех колес с острыми гвоздями. Он сказал императору:

– Я, царь, изобрел такое мучение, посредством которого ты победишь сию девицу. Прикажи устроить на одной оси четыре деревянных колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; посредине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колеса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, – то пусть примет мучительную смерть.

Император последовал совету вельможи и приказал изготовить орудия пытки. Когда они были готовы, святую вновь вывели из темницы и привели на место мучения. Поначалу, желая напугать Екатерину, палачи начали вращать колеса, а император говорил ей:

– Видишь, какие мучения приготовлены для тебя! И ты примешь в них ужаснейшую смерть, если не поклонишься богам.

Но на это Екатерина отвечала:

– Много раз уже я высказывала свое решение остаться христианкой; посему, царь, не теряй напрасно времени, а делай, что хочешь.

Тогда император приказал привязать Екатерину к колесам и с силою вращать их, чтобы она была растерзана на части и, таким образом, умерла бы ужасной смертью.

Но едва успели привязать святую Екатерину к колесам, как внезапно с неба сошел Ангел, освободил ее и разрушил колеса, так что некоторые части их попали в языческую толпу. Некоторые из присутствовавших при этом чуде уверовали во Христа.

Императрица, видя, что чудо не вразумило Максимина, попыталась заступиться за святую, обратившись к императору с такими словами:

– Поистине, – говорила она, – ты дерзок и безумен, ибо осмеливаешься бороться с живым Богом и несправедливо мучить Его рабу.

Слова жены разгневали и без того пребывавшего в раздражении императора. Он отдал приказ пытать и ее. Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за истинного Бога, и молилась Ему, да ниспошлет Он ей благодатную Свою помощь. В конце концов, после жестоких пыток император приказал казнить Августу.

Она, выслушав приговор, сказала святой Екатерине:

– Раба истинного Бога, помолись о мне!

– Иди с миром, – отвечала ей святая дева, – чтобы царствовать со Христом вечно.

В тот же день императрицу казнили. Военачальник Порфирий взял ее останки и похоронил.

А на следующее утро Порфирий вместе с уверовавшими во Христа воинами отправился к императору и сказал:

– И мы – христиане, воины великого Бога.

Не имея сил слышать этого, царь вздохнул из глубины сердца и воскликнул:

– Увы, погиб я, ибо лишился дивного Порфирия.

Потом, обратившись к прочим воинам, сказал:

– И вы, воины мои достолюбезные, соблазнились и от богов, в которых веровали отцы ваши, отреклись; что сделали вам боги, за что оставили их вы?

Они же не отвечали ему ни одного слова. Только Порфирий сказал ему:

– Почему ты оставляешь без внимания главу и вопрошаешь ноги? Со мною беседуй.

– Ты злая глава, виновник их погибели, – воскликнул Максимин.

В этом случае император не стал пытать воинов, чтобы вернуть их в язычество. Он тут же приказал казнить их.

Мученическая кончина святой Екатерины

На следующий день после казни Порфирия с воинами Екатерину вновь привели к императору. Он обратился к святой с такими словами:

– Великую скорбь и большое огорчение ты причинила мне. Ты прельстила мою жену и погубила мужественного моего военачальника, который был всею силою моего войска; много и других зол причинено мне через тебя, так что нужно было бы умертвить тебя без милосердия; но я прощаю тебя, потому что не желаю погубить тебя, девицу столь прекрасную и премудрую. Исполни же, наконец, мою волю, моя возлюбленная, принеси жертву богам, и я сделаю тебя своей царицей и никогда не оскорблю тебя, и без твоего совета не исполню никакого дела, и ты будешь жить со мной в таком веселии и блаженстве, какими ни одна царица не наслаждалась.

Но святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу. Тогда император приговорил Екатерину к смерти.

Екатерину в Александрии знали и любили – к месту казни ее провожала целая толпа. Все плакали и сожалели о том, что погибает столь прекрасная и премудрая девица. Многие знатные женщины уговаривали Екатерину принести жертву идолам и сохранить свою жизнь. Со слезами они говорили ей:

– Прекраснейшая и пресветлая девица! Почему ты так жестокосерда к себе, что предпочитаешь смерть сладостной жизни? Зачем ты губишь безвременно и бесплодно цвет юности своей? Не лучше ли тебе послушать царя и наслаждаться благами в сей жизни, чем умереть такой позорной смертью.

– Оставьте ваш бесполезный плач, – отвечала святая, – но лучше радуйтесь о том, что я ныне вижу возлюбленного Жениха Иисуса Христа, Творца и Спасителя моего, Который есть красота, венец и слава мучеников. Он призывает меня к неизреченному блаженству райскому. С Ним я буду царствовать и наслаждаться в бесконечные веки. Итак, не обо мне, а о себе плачьте, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бесконечные мучения.

Придя на место казни, Екатерина обратилась к Господу с молитвой:

– Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на кресте, и прими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе. Вспомни Господи, что я – плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшном Суде соделали явными согрешения мои, в неведении соделанные; но омой их кровью, которую я изливаю за Тебя и соделай, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечом, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое вовеки.

Окончив молитву, святая сказала исполнителю казни:

– Оканчивай приказанное.

После этого воин вынул меч и отрубил Екатерине голову. Ее тело тут же было взято Ангелами и перенесено на гору, соседнюю с горой Синай.