Вы здесь

Святые апостолы. Апостол Иоанн Богослов (А. А. Маркова, 2013)

Апостол Иоанн Богослов

Ученик Иоанна Предтечи

Будущий апостол Иоанн Богослов предположительно родился в Капернауме; по крайней мере, его семья проживала там. Он был младшим сыном богатого рыбака Заведея и его жены Саломии; согласно Преданию она была дочерью Иосифа Обручника. Так что можно предположить, что Иоанн был с детства знаком со Спасителем.

Семья Заведея отличалась ревностным благочестием. Но даже в своей семье юный Иоанн выделялся особым духовным настроем и набожностью. Ему едва минуло шестнадцать лет, когда он, услышав проповедь Иоанна Крестителя, оставляет родительский дом, уходит в пустыню и становится учеником проповедника покаяния. Здесь он сильно сблизился со своим земляком Андреем – также будущим апостолом.

Ученичество у Иоанна Крестителя было связанно со строгой аскезой. Сам Креститель был подвижником: пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет (Лк. 7, 33), и такого же подвижничества требовал от своих учеников. Они много постились и творили молитвы: ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят (Лк. 5, 33).

Как-то раз, когда они вместе с наставником стояли на берегу Иордана, Иоанн Креститель указал ученикам на идущего к ним Человека и сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36). В этом Человеке Иоанн Заведеев узнал Иисуса из Назарета.

Предтеча остался на берегу Иордана, а его ученики, Иоанн и Андрей, направились вслед за Тем, на Кого указал им Иоанн Креститель. Впоследствии в написанном им Евангелии Иоанн Богослов так рассказывал о произошедшем: Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1, 38–39).

Далее Евангелие говорит о том, что будущий апостол Андрей рассказал о Христе своему брату – Симону; возможно, также поступил и будущий апостол Иоанн. В любом случае, вскоре после беседы со Спасителем Иоанн и Андрей оставляют иорданские берега и вслед за Господом возвращаются на родину – в Галилею.

Следование за Христом: от встречи со Спасителем до призвания

Сэтого времени – еще до окончательного призвания, Иоанн – возлюбленный ученик Христов – один из самых ближайших к Спасителю. Так что если апостол Петр олицитворял общественную составлющую апостольского служения, то Иоанн – духовную. Именно благодаря своему духовному настрою апостол Иоанн подмечал многое, что его собратья по апостольству оставляли без внимания. Благодаря этому в Евангелии, написанном впоследствии апостолом Иоанном, сохранилось свидетельство о событиях, о которых не сказано в синоптических Евангелиях.

Так, он рассказывает о чуде в Кане Галилейской, которому стал свидетелем. Можно предположить, что он был одним из тех, кто наполнял кувшины водой, которую Господь Иисус претворил в вино. В любом случае и для него и для его собратьев по апостольству это чудо стало еще одним свидетельством того, что их Наставник – Мессия.

Вскоре после чуда в Кане Галилейской Спаситель с учениками, в числе которых был и Иоанн, отправляются в Иудею. Согласно закону и обычаю, все совершеннолетние мужчины были обязаны на Пасху принести жертву в Иерусалимском храме.

Описывая это время в Евангелии, апостол Иоанн останавливается на событии, которое уже многие века вызывает недоумение библеистов – это первое изгнание торгующих из храма. В синоптических Евангелиях это событие опущено; поэтому многие исследователи не верят в его достоверность, считая, что апостол Иоанн перенес в начало повествования события более позднего времени. Возможно, однако, и то, что апостол Иоанн, как и в других случаях, обратил внимание на событие, не показавшееся другим особенно значимым.

Примерно в это же время апостол Иоанн становится свидетелем беседы Господа Иисуса с Никодимом. Как известно, Никодим пришел побеседовать со Спасителем ночью, так что, возможно, другие ученики уже спали или же не сочли эту беседу достойной последующего упоминания. На апостола же Иоанна беседа произвела сильное впечатление.

После Пасхи Господь Иисус Христос с учениками на некоторое время задержались в Иудее. Причем они остановились вблизи Иордана, недалеко от того места, где проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Также как и Предтеча, апостолы, по указанию Спасителя, крестили приходящих крещением покаяния. Так апостол Иоанн вновь оказался в тех местах, где жил во время ученичества у Предтечи. Но его бывшие сотовариши восприняли деятельность Христа с ревностью – они жаловались Иоанну Предтече, что: Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин. 3, 26). Но он сам вновь засвидетельствовал об Иисусе, как о Христе – Мессии. Впоследствии апостол Иоанн напишет об этом свидетельстве в Евангелии.

Но в Иудее Господь Иисус с учениками оставались недолго – зарождавшаяся вражда фарисеев заставила их покинуть берега Иордана и отправиться в Галилею. По дороге в Галилею они проходили через Самарию, где близ городка Сихема Спаситель беседовал с самарянкой. Возможно, единственным свидетелем этой беседы стал именно апостол Иоанн, поскольку, несмотря на подробное описание, он упоминает, что другие ученики отлучились в город купить пищу.

По возвращении в Галилею Иоанн, подобно своим сотоварищам по апостольству, совмещает общение со Спасителем с повседневным трудом, помогая отцу и старшему брату Иакову в рыболовстве.

Однако вскоре все меняется – житейские заботы отходят на второй план. Господь Иисус ставит Своих учеников перед выбором, и они откликаются на Его призыв. Вот как Евангелие рассказывает об этом событии: Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 19–20).

Следование за Христом: от призвания до Страстной седмицы

Спаситель называл Иоанна и его брата Иакова – «Воанергес» – сыновья грома. Они вместе с апостолом Петром стали Его ближайшими учениками.

Вскоре после призвания апостолов все они во главе с Господом Иисусом направились в Иерусалим на празднование Пасхи и стали там свидетелями события, впоследствии описанного в Евангелии от Иоанна – исцеления расслабленного при Овчей купели. Кроме того, апостол Иоанн запомнил и впоследствии описал в Евангелии проповедь Спасителя в Иерусалиме.

Из Иерусалима все они возвратились в Галилею. Именно здесь произошло избрание двенадцати апостолов: В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами (Лк. 6, 12–13). Во всех апостольских списках известных из синоптических Евангелий Иоанн упомянут третьим или четвертым.

Но даже среди двенадцати апостол Иоанн по-прежнему был одним из самых близких к Господу учеников. Это выразилось в том, что Иоанн вместе с Петром и своим братом Иаковом становится свидетелем воскрешения дочери Иаира. Поначалу Господь отправился в дом начальника синагоги Иаира, просившего об исцелении умирающей дочери, со всеми двенадцатью учениками, а потом: приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5, 35–37). Именно они – Петр, Иоанн и Иаков – стали свидетелями чуда воскрешения умершей девочки. Некоторые исследователи предполагают, что Господь поступил так, не желая делать это чудо широко известным.

Вскоре после этого Иоанн вместе со своими собратьями по апостольству был послан на самостоятельную проповедь, но об этом известно лишь то, что апостолы, проповедуя, ходили по двое и, подобно Спасителю, исцеляли больных и изгоняли бесов.

По возвращении учеников с проповеди Господь Иисус уводит их в пустынное место – в окрестности Тивериады. Но и там находят их толпы народа, жаждущего наставления и исцелений. Именно там Господь творит чудо умножения хлебов и насыщает пятью хлебами пять тысяч человек. Рассказ об этом событии апостола Иоанна немного отличается от рассказа синоптических Евангелий. Только он подмечает, что поспешное отплытите апостолов и уединенная молитва Господа Иисуса был вызваны тем, что народ готов был признать Господа Мессией; но не Спасителем мира, а земным правителем, Который будет всегда подавать им «такой хлеб» (см. Ин. 6, 34).

Последующая беседа Господа Иисуса с народом только усугубила создавшееся положение – многие ученики отошли и больше не ходили за Спасителем. И тогда выбор вновь встал перед двенадцатью, однако апостолы единодушно вновь последовали за Господом.

Вскоре – через несколько дней после исповедания Петра у Кесарии Филипповой – апостол Иоанн Богослов в числе трех избранных учеников стал свидетелем Преображения Спасителя. Сам апостол Иоанн нигде не упоминает об этом чуде, возможно по смирению, а возможно, потому что о Преображении было широко известно из синоптических Евангелий.

После Преображения Господь Иисус с апостолами вновь отправились в Галилею. Там, в Капернауме, произошел случай, высветивший еще одну сторону личности апостола Иоанна. Однажды, Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами (Мк. 9, 38). Возможно, именно Иоанн был инициатором запрещения, поскольку в этот раз он, а не апостол Петр, как обычно, говорит от лица всех учеников. Так что Спаситель недаром называл Иоанна и его брата Иакова сыновьями грома; их пылкая ревность подчас была не меньшей, чем у апостола Петра. Однако Господь не одобрил действия апостолов: Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Мк. 9, 39–40).

В Галилее они пробыли вплоть до праздника Кущей. Напряжение нарастало, но время Страстей еще не пришло; поэтому на праздник Кущей Господь с учениками отправились тайно. По дороге они проходили через Самарию. На сей раз в одном из самарянских селений отказались принять паломников, идущих в Иерусалим. Это так разгневало сыновей Заведеевых, что: ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54–56). Действительно, в это время даже апостол Иоанн, несмотря на все свои духовные склонности, прежде всего видел в Господе Иисусе земного царя и грозного пророка – так представляли Мессию все иудеи.

На этот раз апостолы вместе со Спасителем задержались в Иерусалиме вплоть до праздника Обновления Храма. Впоследствии в написанном им Евангелии апостол Иоанн подробно останавливается на проповедях Господа, произнесенных Им в то время в Иерусалиме. Эти проповеди совершенного иного склада, нежели проповеди Христа в Галилее, поскольку в Иерусалиме Он обращался к книжникам и законникам.

Но напряженность в отношениях с религиозной элитой только нарастала: как впоследствии напишет Иоанн в Евангелии, иудеи даже хотели побить Спасителя камнями. И всех, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги (Ин. 9, 22). Так что Христос вместе с двенадцатью апостолами ушел в Заиорданскую страну Перею.

Но вскоре Господь Иисус с учениками вновь ненадолго возвращается в Иудею. Для того чтобы совершить одно из великих чудес – воскресить Лазаря, который уже четыре дня пролежал в гробу. Апостол Иоанн – единственный из евангелистов, кто рассказывает об этом чуде, которое никак не могло ускользнуть от внимания других апостолов. Но, по предположениям богословов, только он смог рассказать о чуде воскрешения четверодневного мертвеца, поскольку к тому времени практически все участники этого события переселились в вечность.

Действительно, после восрешения Лазаря вражда религиозной элиты по отношению ко Христу и Его последователям достигла своего апогея. Апостол Иоанн знал об этом не понаслышке. Он был вхож в дом к первосвященнику: возможно, как юноша из состоятельной семьи, или же как ученик пользовавшегося большим уважением и происходившего из первосвященнического рода Иоанна Крестителя, а возможно, по обеим причинам – точного ответа на этот вопрос не существует. В написанном им Евангелии апостол Иоанн рассказывает о том, что по инициативе первосвященника Каиафы был созван синедрион, на котором почти единогласно было решено любыми путями погубить Господа Иисуса, и не только Его, но и воскрешенного Им Лазаря, дабы прекратить разговоры о свершившемся чуде.

Страстная седмица

Перед Пасхой апостолы вослед за Господом Иисусом вновь направились в Иерусалим. На сей раз их спровождали толпы народа, ожидавшего прихода Мессии – пророка, чудотворца и могущественного правителя. Несмотря на то, что Господь неоднократно говорил ученикам о том, что в Иерусалиме Его ждет поругание и казнь, апостол Иоанн с родственниками не остался чужд всеобщей эйфории. Вот как об этом говорится в Евангелии: Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Мф. 20, 20–23). Действительно, даже возлюбленный ученик тогда еще не мог понять, что Сына Божьего и Сына Человеческого ждет путь не земного царя, но Распятого и Воскресшего. Остальные апостолы стали негодовать на сыновей Заведеевый, но Спаситель не допустил конфликта среди ближайших учеников.

Вместе со своими собратьями по апостольству Иоанн стал свидетелем входа Господня в Иерусалим и многих знамений, совершенных Господом Иисусом во время Страстной Седмицы. Услышав пророчество Спасителя о разрушении Иерусалимского храма, апостол Иоанн вместе с другими близкими учениками – Петром, Андреем и Иаковом – расспрашивал Господа Иисуса о том, когда же это произойдет. Однако, все они услышали в ответ только призыв к духовной бдительности.

Между тем, приближалась Пасха. Господь Иисус, зная, что один из двенадцати предаст Его, и не желая чтобы таинство последней пасхальной вечери было чем-либо омрачено, поручает подготовить ее Петру и Иоанну. Вот как об этом говорится в Евангелии: и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху (Лк. 22, 8–13). Согласно предположениям исследователей, рассказ об этом событии восходит к преданию иерусалимской общины.

Описание Тайной Вечери, оставленное апостолом Иоанном, несколько отличается от описаний синоптических Евангелий. Можно сказать, что он заостряет внимание на нескольких моментах. Во-первых, на смирении Спасителя, проявленном Им во время умовения ног, вовторых, на предсказании о предательстве Иуды и, в-третьих, на прощальной беседе с учениками и первосвященнической молитве. Сам апостол Иоанн принимал непосрественное участие в вопрошании о предателе: Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту (Ин. 13, 21–26)

По окончании Тайной Вечери апостолы вслед за Господом отправились за поток Кердрон в Гефсиманию. Там Спаситель попросил трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – остаться поблизости во время Его молитвы. Но ученики были столь утомлены событиями, что, несмотря на все увещания, уснули.

Между тем, в сад ворвалась храмовая стража и римские воины во главе с Иудой, разыскивающие Иисуса Назорея. В написанном им Евангелии апостол Иоанн описывает это событие ярко и подробно, добавляя множество деталей, которые доступны только внимательному очевидцу.

После ареста Господа Иисуса только двое из учеников осмелились последовать за Ним во двор к первосвященнику – Петр и Иоанн. Вот как об этом пишет сам апостол: За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра (Ин. 18, 15–16).

После суда синедриона и Пилата, утвердившего приговор иудейских первосвященников, Господь Иисус был распят. Апостол Иоанн был единственным из учеников, кто осмелился подойти ко кресту: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). Так Спаситель поручил апостолу Иоанну заботу о Богородице. Как известно из Предания, апостол Иоанн достойно выполнил волю Господа Иисуса, заботясь о Божией Матери вплоть до Ее Успения.

Можно предположить, что после казни Господа апостол Иоанн сопровождал Богородицу и во время погребения Спасителя. Недаром в Евангелии от Иоанна содержатся такие подробности, что Иосифу Аримафейскому, просившему у Пилата тело Господа Иисуса, в погребении помогал Никодим, принесший специальный состав, которым натирали умерших.

После субботнего покоя, апостолы был обескуражены известием, принесенным Марией Магдалиной. Вот как об этом говорится в Евангелии: В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых (Ин. 20, 1–9). Из этого отрывка, как полагают библеисты, можно предположить, что апостол Иоанн, хотя и не знал точно, что Господь Иисус воскрес, но, увидев лежащие пелены, уверовал, что такое возможно.

От Воскресения до Сошествия Святого Духа

Вскоре и апостол Иоанн, и его собратья по апостольству смогли лично убедиться в Воскресении Спасителя. Вот как описывает это сам апостол Иоанн: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 19–21).

По Воскресении Господь неоднократно являлся апостолам – о нескольких таких явлениях писал апостол Иоанн; в данном случае наиболее интересным представляется явление Спасителя при Тивериадском море в Галилее, куда апостолы возвратились из Иерусалима.

Как-то раз апостол Петр, собираясь на рыбную ловлю, пригласил с собой и собратьев по апостольству. Однако, в ту ночь они ничего не поймали. Лишь под утро они увидели на берегу Человека, посоветовавшего им закинуть сеть по правую сторону лодки – Иоанн узнал в Нем Господа Иисуса, о чем и сообщил сначала апостолу Петру, а затем и другим своим собратьям. Когда же апостолы пристали к берегу, их ждала трапеза. После трапезы состоялся разговор Господа с апостолом Петром. Свидететелем этой беседы был апостол Иоанн. Поскольку во время этой беседы Спаситель предсказал грядущий путь апостола Петра, сам Петр спросил Господа о Иоанне: Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин. 21, 21–22). Повидимому, ответ Спасителя вызвал сильное недоумение апостола Петра, так что о нем стало известно и другим апостолам, и как следствие: И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин. 21, 23). В любом случае, вопрос относительно мощей апостола Иоанна вплоть до настоящего времени остается открытым.

Вместе со своими собратьями по апостольству Иоанн, по слову Господа, возвратился в Иерусалим. Там они все – и апостолы, и другие последователи Господа Иисуса – стали свидетелями Вознесения Господа, повелевшего апостолам не покидать Иерусалим.

Несколько дней спустя апостолы, желая восполнить число двенадцати, по жребию совершили избрание Матфия. И затем произошло событие, которое принято считать началом бытия Церкви, – все двенадцать приняли Святого Духа, и, благодаря Его влиянию, готовы были выйти на проповедь.

У истоков Церкви

Первые несколько лет все двенадцать апостолов провели в Иерусалиме, по воле Божией созидая Иерусалимскую Церковь. Поначалу община была небольшой – всего около 500 человек – в основном это были выходцы из Галилеи. Но, благодаря апостольской проповеди, иерусалимская община быстно пополнялась новообращенными. Бытие первой общины называют счастливым детством Церкви – всю жизнь общины пронизывала молитва и скрепляла Евхаристия. Те, у кого было какое-либо имущество, продавали его и вносили средства в общину, так что каждый из нуждающихся членов общины мог получить помощь.

Руководителем первой общины был единодушно признан апостол Петр. Деятельность апостола Иоанна в этот период времени не столь заметна, но, согласно Деяниям, он был ближайшим сотрудником апостола Петра. В списке апостолов – свидетелей Пятидесятницы – он упомянут сразу после апостола Петра, что соответствует его роли в Иерусалимской Церкви.

Можно сказать, что как и во времена земной жизни Спасителя, апостол Иоанн, помогая апостолу Петру, олицетворял духовную составляющую апостольского служения. Примером такого сотрудничества может служить чудо исцеления хромого, о котором говорится в Деяниях: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени. И вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога, и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов (Деян. 3, 1–11). Из этого видно, что помощь апостола Иоанна была именно молитвенной. Впоследствии, согласно Преданию, Господь, являясь апостолу Иоанну, будеть посылать его для оказания молитвенной поддержки собратьям по апостольству.

В этот же раз, когда апостол Петр стал проповедовать в притворе Соломонове, апостолов заметила храмовая стража и доложила первосвященнику. Первосвященник приказал арестовать апостолов. На следующий день апостолы предстали перед синедрионом – члены синедриона желали узнать, каким образом было сотворено чудо исцеления. Петр, чувствуя благодать Святого Духа и молчаливую поддержку собрата по апостольству, ответил, что чудо было сотворено именем Иисуса Христа; Иоанн подтвердил его слова. В ответ первосвященники потребовали от апостолов прекратить проповедь. Апостолы были возмущены этим требованием, они единодушно ответили: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Судьи синедреона были вынуждены отпустить апостолов, хотя и не перестали угрожать им.

Между тем, Церковь переживала свои первые искушения: они были и внутренними – не все новообращенные были готовы к общинной жизни, и внешними – синедрион по-прежнему продолжал преследовать апостолов. Религиозная элита была возмущена множеством чудес, творимых апостолами – по приказанию первосвященника все двенадцать были арестованы. Апостолы, освобожденные Ангелом, продолжили проповедь в храме, откуда и были препровождены на очередное судилище синедриона. Первосвященник требовал, чтобы апостолы прекратили проповедь, а они продолжали исповедовать Христа. За апостолов заступился глава фарисейского течения Гамалиил – в результате их подвергли бичеванию и отпустили.

Но еще большие испытания ждали их впереди – в скором времени началось первое полномасштабное гонение. Оно было связано с именем одного из семи мужей, избранных апостолами для служения, Стефаном. Представители одной из иерусалимских синагог обвинили Стефана в богохульстве – в результате он был схвачен, предстал перед синедрионом и казнен. После этого преследования обратились и на других последователей Христа. Многие скрылись, и лишь двенадцать апостолов по-прежнему оставались в Иерусалиме.

Гонение способствовало росту Церкви – апостол от 70 – Филипп – отправился в Самарию, где проповедовал Христа. Благодаря его проповеди многие самаряне уверовали и крестились. Однако, будучи лишь диаконом, Филипп не мог призвать на уверовавших благодать Духа Святого. О своей нужде он известил апостолов в Иерусалиме. Иерусалимская община была обрадована тем, что, несмотря на гонение, христианская проповедь продолжается. По всеобщему мнению благословить новообращенных и призвать на них благодать Святого Духа должны были лидеры иерусалимской общины – Петр и Иоанн. Так апостол Иоанн вместе с Петром отправился в Самарию; там они призвали на новообращенных благодать Святого Духа. После этого: Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие (Деян. 8, 25). Это последние упоминание Деяний апостольских об Иоанне Богослове.

Из Предания известно, что некоторое время после окончания гонения двенадцать апостолов бросили жребий, куда кому отправиться – апостол Иоанн должен был проповедовать в Малой Азии. Однако ему пришлось повременить с проповедью вне Иерусалима – Иоанн по слову Господа продолжал заботиться о Божией Матери. Так что согласно свидетельству апостола Павла, когда он вернулся из Аравии в Иерусалим, апостол Иоанн все еще жил там. Проповедуя в Иерусалиме, Иоанн обрел учеников, ближайшим из которых был Прохор – впоследствии его сотрудник.

После Успения Богородицы Иоанн, взяв с собой Прохора, покинул Иерусалим и отправился в Малую Азию.

Апостольское путешествия: Эфес

Апостол Иоанн с Прохором отправились в Иоппию, где сели на корабль; однако вскоре разразилась буря, и они потерпели кораблекрушение. Выбравшись на берег, они обнаружили, что находятся близ Эфеса.

Придя в Эфес, Иоанн и Прохор нанялись на работу к содержательнице общественных бань Романе и практически попали к ней в кабалу. Поскольку в свое время строительство бань сопровождалось жертвоприношением, в бане обитал нечистый дух. По проискам этого нечистого духа в бане погиб сын знатного горожанини Диоскорида Домн. Романа, переживавшая о смерти юноши, обвинила в случившемся апостола Иоанна. В ответ Иоанн начал молиться и по его молитве Бог воскресил юношу. Это произвело огромное впечатление на Роману – она решила, что в ее доме оказался какой-либо бог.

Иоанн же начал проповедовать ей Христа. В результате его проповеди в христианство обратились и Романа и Диоскорид, и Домн. Кроме того, своими молитвами апостол изгнал из бани нечистого духа.

Некоторое время спустя, во время праздника Артемиды, Иоанн вышел на площадь, обличая язычников. В ответ они стали кидать в апостола камни, но ни один из камней не попал в него. Внезапно настал великий зной, от которого многие падали замертво – все были напуганы. Иоанн помолился Богу и все пришли в нормальное состояние. Многи после этого уверовали и крестились.

Там же, на некотором месте, называемом Тихи, Иоанн исцелил расслабленного, лежавшего двенадцать лет. Исцеленный прославил Бога. Пребывая в Эфесе, Иоанн совершил также много других чудес.

Однако в Эфесе, считавшемся городом Артемиды, было множество языческих храмов, в которых обитали демоны. Один из этих демонов, приняв вид воина, говорил: «Я из Кесарии Палестинской, начальник над темницами, велено мне было стеречь двух волхвов, из Иерусалима пришедших, Иоанна и Прохора, коих, по причине множества их злодеяний, осудили на смерть. Утром они должны были погибнуть лютой смертью, но волхвованием своим ночью убежали из темничного заключения, а я из-за них впал в беду, так как князь хочет погубить меня вместо них. Я умолил князя, чтобы он пустил меня преследовать их, и вот я слышу, что те волхвы находятся здесь, но не имею никого, кто бы помог мне поймать их». Кроме того, он обещал вознаграждение тому, кто поможет ему поймать Иоанна и Прохора.

В результате собралась языческая толпа, которая, придя к дому Диоскорида, в котором обитал апостол Иоанн, требовала выдать апостолов, в противном случае они угрожали поджечь дом. Диоскорид хотел защитить Иоанна и Прохора, однако, апостол Иоанн с Прохором вышли к народу. Народ привел их к одному из языческих капищ. Там Иоанн помолился Богу – и внезапно храм идольский пал, не повредив ни одного человека.

Апостол сказал сидящему там бесу:

– Тебе говорю, нечестивый бес, скажи, сколько лет ты живешь здесь, и ты ли возбудил против нас народ этот?

Бес же отвечал:

– 109 лет я пребываю здесь, и я возбудил народ этот на вас.

Иоанн же сказал ему:

– Во имя Иисуса Назарянина повелеваю тебе оставить место это. И тотчас бес вышел.

Ужас объял всех людей, и они уверовали во Христа.

Из Эфеса апостол Иоанн по воле Божией ненадолго отправился в Лидию. Там он встретил своих собратьев по апостольству, Филиппа и Варфоломея. Все вместе они отправились во Фригию, дабы проповедовать в Иераполе Фригийском. Во Фригии, в том числе молитвами апостола Иоанна, было умерщвлено местное божесто – священная змея.

В Эфесе апостола Иоанна посещал его друг – апостол Андрей Первозванный. К тому времени уже было написано Евангелие от Матфея; поэтому апостол Андрей просил апостола Иоанна дополнить написанное Матфеем, но время для написания четвертого Евангелия еще не пришло.

Гонение в Риме

Несколько десятилетий апостол Иоанн проповедовал в Эфесе и других городах и селениях Малой Азии – вплоть до нового гонения на христиан, наступившего при императоре Домициане. По приказу императора правитель Асийский (как тогда называли Малую Азию) арестовал апостола Иоанна и отправил его в Рим. По дороге в Рим апостолу Иоанну явился Христос, сказавший: «Много подобает тебе пострадать и будешь изгнан на некоторый остров, который весьма в тебе нуждается».

В Риме апостол Иоанн исповедовал Христа перед императором и был подвергнут бичеванию. Затем апостола заставили выпить смертельный яд, но он остался жив. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но апостол Иоанн вновь остался невредим. Последняя казнь привлекла большое внимание – многие римляне уверовали во Христа. Император, не желая более рисковать и посчитав Иоанна бессмертным, сослал его на рудники на остров Патмос. В изгнание за апостолом Иоанном последовал его ученик Прохор.

В сопровождении отряда воинов они сели на корабль и отплыли. Во время плаванья им пришлось пережить множество событий. Так, через несколько дней после отплытия юноша – сын одного из чиновников, приставленного к ссыльным, – упал в воду и утонул. Язычники, считая Иоанна сильным колдуном, просили его помочь. Он обличил языческие заблуждения, но, тем не менее, стал усердно молиться Богу о спасении юноши. В ответ на молитву Иоанна Бог сотворил чудо, и юноша был спасен. На радостях отец юноши приказал снять с апостола оковы.

Через некоторое время, под утро, началась сильная буря. Корабль мотало из стороны в сторону, так что он уже начал разрушаться. Впавшие в панику пассажиры просили апостола Иоанна умолить своего Бога и спасти всех от погибели. Апостол велел им замолчать и начал молиться – вскоре буря утихла.

За время плаванья апостол Иоанн совершил и несколько других чудес. Он исцелил воина, больного желудочной болезнью. А в другой раз, когда закончилась питьевая вода, он велел Прохору наполнить сосуды морской водой, и по молитве апостола она стала пресной.

В результате многие воины и другие сопровождающие приняли крещение. Более того, они хотели отпустить апостола Иоанна, но он просил их доставить его на Патмос.

По просьбе апостола, его действительно доставили к месту ссылки; однако, не отправили на рудники, но попросили местного правителя заботиться о нем.

В ссылке на Патмосе: в столице острова

Апостола Иоанна с Прохором поселили в доме Мирона – тестя правителя острова. Старший сын Мирона, Аполлонид, был одержим духом прорицания. При помощи этого духа он узнал, что в доме поселится апостол, и бежал в другой город. Все были огорчены пропажей Аполлонида, как вдруг от него пришло письмо, в котором он сообщал, что его изгнал из дома своим чародейством Иоанн, и что он не может возвратиться до тех пор, пока Иоанн жив.

Мирон рассказал об этом своему зятю. Правитель приказал схватить Иоанна, предполагая бросить апостола на съедение львам. Иоанн попросил отложить казнь, послав своего ученика Прохора к Аполлониду. Правитель согласился, но заковал апостола Иоанна в цепи и посадил в темницу. А тем временем Прохор нашел Аполлонида и отдал ему послание апостола Иоаннна. В послании было написано: «Я, Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, прорицающему духу, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца, и Сына, и Святого Духа: выйди из создания Божьего и никогда не входи в него, но будь один вне этого острова в местах безводных, а не среди людей». Бес тотчас оставил Аполлонида. К нему вернулся разум и он вместе с Прохором пошел домой.

Добравшись до родного города, Аполлонид первым делом отправился в темницу, где содержался апостол Иоанн. Он благодарил апостола за избавление от нечистого духа. Затем он отправился к своим родственникам – вся его семья желала узнать, что же произошло. Аполлонид просил зятя освободить апостола Иоанна, а затем рассказал, что некоторое время назад он стал одержимым бесом прорицания, при помощи которого он и предсказывал будущее. Когда же в доме появился апостол Христов, демон велел Аполлониду бежать в другой город. Лишь послание апостола Иоанна избавило Аполлонида от демона.

Все семейство Аполлонида благодарило апостола за исцеление. Он же начал проповедовать им Христа. Сначало все семейство Мирона приняло христианство, а затем уверовал и его зять Лаврентий – правитель острова, после этого оставивший свой пост.

После этого апостол Иоанн остался в доме Мирона, – уже не как узник, но как гость. Около трех лет он спокойно и безбоязненно проповедовал слово Божие в столице острова Патмос. Проповедь апостола сопровождалась многими чудесами. Местные жители охотно слушали апостола и под его влиянием принимали христианство. Но, в конце концов, апостольская проповедь сильно раздражила жрецов Аполлона. Они решили обратиться за помощью к одному из местных колдунов – Кинопсу, жившему в пустыне и общавшемуся с демонами.

Уступая неотступным просьбам жрецов, Кинопс натравил на апостола одного из демонов, приказав ему взять душу апостола. Но Иоанн изгнал демона, повелев ему покинуть остров. Кинопс же, видя, что дух не возвратился, послал другого; но и тот также пострадал. И еще двоих из князей темных послал он: одному велел войти к Иоанну, а другому стоять снаружи, чтобы принести ему ответ. Вошедший к Иоанну бес пострадал так же, как и приходивший ранее; другой же бес, стоявший снаружи, увидев беду своего друга, убежал к Кинопсу и рассказал о случившемся.

Кинопс пришел в ярость; он решил отомстить апостолу. Взяв с собой демонов, он пришел в город и направился к тому месту, где проповедовал Иоанн. Там Кинопс предложил Иоанну состязаться с ним в творении чудес. После этого он на глазах у народа извлек живым утопленника из моря, а затем представил убитого живым. Народ, видя чудеса, схватил апостола Иоанна. Апостол же, в отличие от толпы, ничуть не удивился чудесам и предсказал, что они скоро разрушатся. В ответ экзольтированная толпа набросилась на апостола – его били, пока он не потерял сознание. Сочтя его умершим, они оставили апостола Христова.

Однако вскоре они узнали, что Иоанн жив и поучает христиан. Тогда Кинопс вновь пришел к апостолу с угрозами. Затем вместе с сопровождавшей его толпой и демонами он отправился на берег моря. Там Кинопс вошел в море, обещая вскоре вернуться. Апостол же начал молиться Богу. Кинопс уже не вышел из моря.

А тем бесам, которых народ считал за людей, воскресших из мертвых, Иоанн сказал:

– Во имя Иисуса Христа распятого и в третий день воскресшего, уйдите с этого острова. И они тотчас исчезли.

Толпа, не дождавшись Кинопса, пребывала в изумлении, но апостол Иоанн обратился к ним с увещеванием и исцелил их больных. После этого они единодушно обратились к Господу, крестились и разошлись по домам своим, славя Христа.

После этого жизнь апостола на некоторое время вновь вошла в нормальное русло. Он проповедовал, наставлял и исцелял. Однажды он нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением. В другой раз он дискутировал с иудеем от Писания, и затем был приглашен в его дом: там он исцелил от проказы жену иудея Филона – после этого супруги уверовали и крестились.

Как-то Иоанн проповедовал на площади. К нему подошел один из местных жрецов и просил его, искушая:

– Учитель! Имею я сына, хромого на обе ноги, умоляю тебя, исцели его; если ты исцелишь его, то и я уверую в Того Бога, Которого ты проповедуешь.

Апостол же сказал ему:

– Зачем ты так искушаешь Бога, Который явно покажет лукавство твоего сердца?

Сказав это, Иоанн послал к сыну его с такими словами:

– Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне.

И тот, тотчас встав, пришел к святому здоровым; а отец в тот же час за это искушение охромел на обе ноги и с криком упал на землю, умоляя апостола Иоанна:

– Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа, Бога твоего, ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его.

Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил его во имя Иисуса Христа.

Много и других чудес сотворил апостол Иоанн в административном центре острова Патмос. Так что после нескольких лет его деятельности там почти не осталось язычников – все обратились в христианство. Тогда апостол решает совершить апостольское путешествие в другие города и веси Патмоса, дабы и там обратить язычников.

В ссылке на Патмосе: на периферии

Придя в один из патмосских городов, апостол Иоанн увидел там языческий праздник – местные жители, почитая бога-волка, собирались принести ему в жертву нескольких юношей. Апостол попросил одного из местных жителей привести его туда, где обитает это божество. Тот привел его к болоту, сказав, что именно с этого болота выходит бог-волк.

Некоторое время они ждали явления языческого божества – вот вышел демон в виде огромного волка. Апостол Иоанн, узнав, что он уже много лет обольщает людей, повелел ему покинуть остров. Демон тотчас исчез. Местный житель, приведший апостола к болоту, был ошеломлен – в ответ апостол Иоанн поведал ему о Христе.

Как раз в это время к болоту приблизилась процессия во главе со жрецами; они готовились к жертвоприношению. Но божество не показывалось. Вместо него к жрецам подошел апостол Иоанн – он просил жрецов освободить невинных юношей, говоря, что их божества больше нет – это был демон, и он побежден силой Христовой. Жрецы поначалу не поверили апостолу, но, обыскав все, убедились в правоте апостола и отпустили юношей. А об апостоле Иоанне разнеслась слава как о чудотворце.

Поэтому, некоторое время спустя, когда у одного жреца сын погиб в бане, он отправился к апостолу, прося воскресить сына и обещая уверовать во Христа. Апостол помог ему. И, узнав от воскрешенного им юноши, что в бане живет бес, апостол Иоанн направился в баню и изгнал оттуда беса. После этих событий все семейство жреца крестилось. В другой раз апостол по просьбе женщины исцелил ее бесноватого сына.

В том же городе находился храм Бахуса, которого язычники называли «отцом свободы». Там устраивались различные оргии. Апостол Иоанн, придя к языческому храму, увещевал собравшихся там прекратить бесчинство, но они посмеялись над апостолом и избили его. Тогда апостол взмолился к Богу и языческий храм обрушился; однако, под обломками погибли только жрецы – всем остальным удалось спастись.

Некоторое время спустя еще один местный жрец, по имени Нукиан, пришел к апостолу, требуя воскресить жрецов. Апостол отказался. Тогда жрец призвал демонов. Демоны приняли вид погибших жрецов, они повелели Нукиану возбудить народ против апостола. Нукиан так и сделал. Апостол же Иоанн изгнал бесов, принявших облик жрецов. Тогда толпа схватила Нукиана и притащила его к апостолу, желая убить жреца. Но апостол остановил их. Затем, познав силу Божию, Нукиан покаялся и крестился.

Среди обращенных апостолом в христианство был один юноша, по имени Сосипатр. Он убежал из дома, поскольку его мать – богатая и красивая вдова – воспылала к нему беззаконной страстью. Женщина пыталась возвратить сына домой, но безуспешно. Тогда она оклеветала его перед правителем – будто бы он попытался изнасиловать ее, послушавшись своего наставника – апостола Иоанна. Правитель приговорил обоих – Сосипатра и апостола – к смерти. Апостол начал молиться – произошло великое землетрясение, но никто, кроме правителя и вдовы, не пострадал. После этого правитель умолял апостола помиловать и исцелить его – апостол исцелил и его, и ту женщину и наставил их на путь покаяния.

Там же, на Патмосе, апостолом Иоанном было написано Откровение. Согласно Преданию, ему явился Христос и показал некие видения, которые и были записаны апостолом. Вопрос о том, когда были написаны другие труды апостола Иоанна, остается открытым; однако, большинство исследователей склоняется к тому, что они были написаны позднее.

Когда Домициан был убит, римским императором стал Нерва. Он приказал освободить всех, сосланных при Домициане. Апостол Иоанн также был освобожден. Несмотря на просьбы своих духовных чад, он решил вернуться в Эфес.

Но прежде он обошел весь остров, утверждая христиан в вере. Во время этого путешествия с ним произошел такой случай. У некоего жреца, по имени Евхарис, был слепой сын. Слыша об апостоле Иоанне, жрец надеялся упросить апостола исцелить его сына. Когда же апостол пришел в то селение, где жил Евхарис, он просил апостола Иоанна о помощи. Апостол пришел к нему в дом и исцелил мальчика. После этого вся семья приняла крещение.

Возвращение в Малую Азию

Возвращение апостола в Эфес было с ликованием встречено христианами. В Эфесе апостол вступил в полемику с языческим философом Кратоном, который учил о бренности всего земного и призывал людей уничтожать свои драгоценности. Апостол Иоанн объяснил ему, что богатства следует раздавать бедным, после чего Кратон с учениками принял крещение.

Вскоре по возвращении апостол Иоанн отправился в путешествие по Малой Азии, дабы утвердить христиан в вере. Дело в том, что Церковь переживала не только гонения, но и нестроения. В христианской среде появились различные ереси. Дабы оградить паству, апостол Иоанн поставил епископом Смирнским своего ученика Поликарпа.

Конец ознакомительного фрагмента.