Муромский Свято-Троицкий новодевичий монастырь
Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь, главная святыня которого мощи святых Петра и Февронии, расположен в древнейшей части Мурома – старом вышнем городище, на левом берегу реки Оки.
Согласно исследованиям специалистов, а также местному преданию, в древности на этом месте стоял Муромский кремль, где была поставлена первая в городе церковь во имя святых Бориса и Глеба. Позднее, в 1351 году, на этом месте была выстроена деревянная Троицкая церковь.
В 1643 году тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным был построен каменный Свято-Троицкий собор. Построив собор, Цветной подает прошение епископу Рязанскому и Муромскому об основании на месте Троицкого прихода девичьего монастыря. Для новой обители он жертвует свое дворовое место у церкви и выкупает соседние земли, принадлежавшие Предтеченскому приходу.
В 1640-х годах Цветной делает в новоустроенный монастырь три вклада «по своих родителех» – в 1645 году серебряный с золочением оклад Евангелия, в 1647 году – напрестольный серебряный золоченый крест, обнизанный жемчугом, и в 1648 году жертвует водосвятную серебряную чашу с изысканным чеканным узором и золоченым венцом.
В 1648–1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня.
Тарасий Цветной, основатель Троицкой обители, получивший свое прозвище за торговлю москательными товарами, в том числе красками, был очень интересной личностью, сочетавшей деловые качества, таланты исследователя и искреннее благочестие. Разбогатев, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву. В старости Тарасий-Богдан Цветной отошел от дел, возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре. Здесь им была написана «Повесть о Виленском кресте», посвященная одной из главных святынь Троицкой обители.
Уже в XVII веке новый монастырь начинает расширять свои владения. В 1663 году СвятоТроицкий Новодевичий монастырь получает грамоту от царя Алексея Михайловича, в которой говорится, что обитель получает во владение бобыльские дворы, расположенные близ нее, а игуменья освобождается от всяких податей за эти дворовые места.
В 1724 году в Свято-Троицкую обитель были переведены инокини из Воскресенского Муромского монастыря.
В 1755 году игуменья Неонилла ходатайствовала перед Коллегией Экономии о недостатке средств на ремонт обители. По ее просьбе отпущено было 495 рублей 75 копеек «на поправку монастырских ветхостей».
В 1764 году по предписанию Владимирской Духовной Консистории составляется ведомость о состоянии муромских монастырей. В монастыре к тому времени проживали 15 монахинь с игуменьей. В этом же году в монастырь были переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей – из Вязниковского Введенского девичьего монастыря – игуменья и казначея с четырнадцатью монахинями; из Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда – настоятельница Александра и три схимонахини; из Воскресенского Муромского девичьего монастыря – игуменья Мария, две монахини и две схимонахини. Увеличение числа проживающих не повлекло за собой увеличения монастырского жалования. Сестры обители, как никогда, твердо выполняли обет нестяжания. Такие тяжелые условия не все могли снести, в результате чего к 1777 году в монастыре, кроме послушниц и на искусе проживающих, осталось 17 монашествующих.
28 февраля 1804 года из-за небрежности одной из трудниц в монастыре возник пожар, от которого сгорели все деревянные кельи. Игуменья Евгения шлет прошение епископу: «Так как после пожара в оном монастыре ни одной кельи деревянной не осталось и жительствуют пока в церкви, в трапезной, а так как времена уже наступают холодные и в оной жить невозможно, а что каменные кельи в отделку придут – в это едва могут поверить и старицы», то игуменья просит благословения построить новые кельи. Благословение было получено вместе с запрещением проживания в монастыре лиц без особого на то указа, во избежание подобных несчастий.
В 1805 году пожар уничтожил деревянную монастырскую ограду, и спустя два года вместо нее на средства вдовы, экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой, начала строиться новая каменная ограда с красивыми шатровыми башенками. Сама Нейманова с разрешения архиерея смогла поселиться при монастыре. Впоследствии Нейманова приняла постриг и в 1817 году была возведена в сан игуменьи.
К 1808 году строительство было окончено. В том же году усердием А. Д. Неймановой была переделана низанная риза на иконе Богоматери «Утоли моя печали».
Примерно в это же время муpомский купец Г. Ф. Звоpыкин заменил обветшавшую черепичную кровлю на главах Троицкого собора на железную.
В 1865 году почетный гражданин Алексей Васильевич Еpмаков пожертвовал средства для строительства на территории монастыря каменной надкладезной часовни. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а усердием его жены, Марии Ефимовны, вызолочены главы на колокольне и на надвратной Казанской церкви.
В 1883 году архиепископ Владимирский Феогност посвятил в сан игуменьи благочинную Александровского Успенского монастыря, монахиню Пеpсиду (Ключаpеву). Вскоре она на собственные средства выписала по заказу с Афона икону святого целителя Пантелеимона на кипарисовой доске.
В последующее время игуменья Персида продолжала благоустройство обители. В 1889 году в приделе в честь Скорбященской иконы Божией Матери был сооpужен новый иконостас с иконами греческого письма. В 1891 году начинается реставрация соборного Троицкого храма и Казанской надвратной церкви под наблюдением Московского Археологического Общества. Среди жертвователей помогающих реставрации обители был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В 1898 году вне монастырской ограды был отстроен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899 года с разрешения Училищного совета при Святейшем Синоде при монастыре была открыта одноклассная женская церковно-приходская школа, в программу которой входило также обучение рукоделью. В 1902 году школа из одноклассной была переделана в двухклассную.
В 1906 году 24 февраля от воспаления легких скончалась игуменья Пеpсида. С 1 мая на ее место поступила начальница Ковpовской Знаменской общины монахиня Мария (в миру Александра Владимировна Белаго). За три года ее игуменства в Троицком монастыре был отстроен новый настоятельский корпус на каменном фундаменте. В октябре 1909 года игуменья Мария перемещена в Суздальский Покровский монастырь. На ее место назначена казначея Святоезеpской женской Пустыни Гоpоховецкого уезда монахиня Азаpия с возведением в сан игуменьи.
12 декабря 1917 года после продолжительной и тяжелой болезни скончалась тихо игуменья Азаpия. 6 февраля 1918 года новой настоятельницей была назначена монахиня Рипсимия.
А вскоре началось планомерное выживание монахинь из обители. Поначалу были отобраны несколько келейных корпусов. В 1921 году Троицкая обитель, лишившись почти всех помещений, оказалась на грани закрытия. В 1923 году советская власть прекратила даже полулегальное существование монашеской общины.
В 1930-х годах здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались как склады и архив. В 1941 году Троицкий собор отдали артели им. Крупской под сапожную мастерскую, а в 1960-х годах в корпусах устроили коммунальные квартиры.
В начале 1970-х годов ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. В конце 70–начале 80-х годов на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из села Пьянгус, соседнего Меленковского района, 1715 года постройки.
В 1991 году Свято-Троицкая обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Открытие Свято-Троицкого монастыря состоялось в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба – 15 мая 1991 года.
Вскоре в Троицкую обитель была переведена монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова). Она возглавила возрождающийся монастырь.
После открытия Свято-Троицкой обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии. Рака с мощами изначально стояла в главном городском соборе – Рождественском, ныне разрушенном. После сноса собора мощи передали музею, где они и хранились до 1990-х годов. После этого их на некоторое время перенесли в Благовещенский монастырь, а потом передали Свято-Троицкому.
Конец ознакомительного фрагмента.