Вы здесь

Святые Архангелы Михаил и Гавриил. Чудеса святого Архангела Михаила (А. А. Маркова, 2013)

Чудеса святого Архангела Михаила

Явление Иисусу Навину

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Нав. 5: 13–15).

Предсказание о рождении Самсона

Согласно Преданию, ангел, явившийся жене Маноя и самому Маною и предсказавший им рождение Самсона, был Архангел Михаил.

В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: «вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий». Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем. И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. Жена тотчас побежала, и известила мужа своего, и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал, и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку, и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? Ангел сказал: я. И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним? Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера, и не ест ничего нечистого, и соблюдает все, что я приказал ей. И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя, пока мы изготовим для тебя козленка. Ангел Господень сказал Маною: хотя бы ты и удержал меня, но я не буду есть хлеба твоего; если же хочешь совершить всесожжение Господу, то вознеси его. Маной же не знал, что это Ангел Господень. И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно. И взял Маной козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он чудо, которое видели Маной и жена его. Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень (Суд. 13: 2–21).

Уничтожение воинства царя Сеннахирима

В случае с Сеннахиримом Священное Писание также не называет ангела по имени, однако, согласно мнению святых отцов и Преданию Церкви, это деяние относят к Архангелу Михаилу.

После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе. Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: «Да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды». И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших». И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского. После сего послал Сеннахирим, царь Ассирийский, рабов своих в Иерусалим, – сам он стоял против Лахиса, и вся сила его с ним, – к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, которые в Иерусалиме, сказать: «Так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский: на что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме? Не обольщает ли вас Езекия, чтобы предать вас смерти от голода и жажды, говоря: «Господь Бог наш спасет нас от руки царя Ассирийского?» Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения? Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей? Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же возможет ваш Бог спасти вас от руки моей? И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей». И еще многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его. И письма писал он, в которых поносил Господа Бога Израилева и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей.

И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его, и напугать его, и взять город. И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, – изделии рук человеческих. И помолились царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу. И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, – исшедшие из чресл его поразили его там мечом. Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду. Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов. (2 Пар. 32: 1–23)

Спасение отроков в печи огненной

В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?.. И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.

Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! (Дан. 3: 8–28).

Помощь Пророку Даниилу

В неканонической 14 главе книги пророка Даниила помещен рассказ о помощи пророку, второй раз оказавшемся во рву со львами. Согласно Преданию, Ангелом, оказавшим помощь пророку, был Архангел Михаил.

Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов, и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой. И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней. Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жрецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подойдя ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме Тебя! (Дан. 14: 28–41).

Грешница, ставшая святой

В царствование императора Траяна (96–117) жила в Илиополе Финикийском девица по имени Евдокия. Она была столь красива, что ни один художник не смог бы достойно изобразить ее красоту. Но как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию. И Евдокия пошла по широкому пути удовольствий. В скором времени греховная жизнь сделала ее чрезвычайно богатой. Но Бог, хотящий всем спасения, устроил ей путь к покаянию.

Один монах, остановившийся в Илиополе поблизости от ее дома, стал ночью громко читать книгу о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Евдокия, которая не спала в ту ночь, слышала это чтение.

Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах посоветовал ей закрыться на неделю в своей комнате, поститься и молиться со слезами о своем спасении. И она провела эти дни в плаче и молитве. В последнюю ночь она внезапно увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Там ее встретило множество людей в белых ризах. Внезапно явился, скрежеща зубами, черный великан, который сказал:

– Я за малое непослушание был изгнан из рая, а ты, Архистратиг, вводишь туда ту, которая осквернила стольких людей!

– Так благословил Бог поступать с кающимися, – раздался голос из среды неизреченного сияния.

Затем тот же голос продолжал:

– Отведи ее, Михаил, в ее дом, пусть совершит свой подвиг, а Я Сам буду с ней во все дни ее жизни.

Когда они вернулись, Евдокия спросила:

– Открой мне, господин, кто ты?

– Я, – Архангел Божий. Я принимаю кающихся грешников и руковожу их к вечной жизни. На небе великая радость бывает о каждом из них.

Сказав это, Архангел осенил ее крестным знамением и отошел на небеса.

После такого Божественного видения Евдокия крестилась во имя Святой Троицы, раздала нищим свои бесчисленные богатства и посвятила свою жизнь Господу, подвизаясь в пустынном женском монастыре. Спустя некоторое время она стала игуменьей этого монастыря, а затем, во время гонений на христиан, приняла мученический венец.

Чудо Михаила Архангела в Хонех (Колоссах)

Вo Фригийском городе Колоссах, близ города Иераполя, над источником чудотворной воды стоял храм святого Архистратига Михаила. От воды сего источника больные получали много исцелений, даже больше, чем в купальне Силоамской. В ту купальню только однажды в год сходил ангел Господень и возмущал воду, здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника ангелов. Там бывал здоров только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь – все приходившие с верою, первые и последние, становились здоровыми. Там были необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так как иные едва только чрез 38 лет получали здравие, – здесь же, в один день или в один час, больной становился здоровым. О происхождении сего источника повествуют так… Святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, святому апостолу Филиппу… Ставши на некотором месте, называемом «Херотопа», они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет посещать воевода Небесных Сил, святой Архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Все сие вскоре и сбылось… На том месте, по пророчеству святого апостола, появилась чудотворная вода… К сему источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех.

В это время в Лаодикии жил один эллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее очень скорбел о сем и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но ничего не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. В одну ночь, уснув на своей постели, он узрел в видении ангела Божия, сияющего, как солнце. Сие видение было ему не потому, что он был того достоин, но чтобы чрез то он пришел к познанию истины и привел бы с собою и других к Богу. Увидав ангела, он испугался, но в то же время услышал от него такие слова:

– Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему источнику, находящемуся в «Херотопе», близ Иераполя, напои ее водой из сего источника и тогда увидишь славу Божию.

Проснувшись, человек сей удивлялся виденному, и, поверив сказанным ему словам, тотчас же взял дочь, и поспешил к чудотворной воде. Там он нашел множество людей, черпающих сию воду, крещающихся в ней и получающих исцеления от своих болезней. Он спросил их:

– Кого призываете вы, омываясь этой водой?

Те ответили ему:

– Мы призываем имя Отца и Сына и Святого Духа, призываем в помощь и святого Архистратига Михаила.

Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки, сказал:

– Отче и Сыне и Святый Душе, Боже христианский, помилуй нас! Святой Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!

При сем он почерпнул воды из источника и влил ее с верою в уста дочери; тотчас же связанный немотою язык ее разрешился на славословие Божие, и она ясно проговорила:

– Боже христианский, помилуй меня! Святой Михаиле, помоги мне!..

Эллин же тот, видя, что дочь его исцелилась, чрезвычайно обрадовался и немедля крестился вместе со своею дочерью и всеми домашними своими, пришедшими с ним. В знак своей благодарности он построил над чудотворным источником прекрасную церковь во имя святого Архистратига Михаила, воеводы Небесных Сил. С великим благолепием украсив сию церковь и немало помолившись в ней, эллин тот возвратился к себе домой.

В 90-й год от построения сей церкви пришел туда из Иераполя десятилетний отрок, по имени Архипп; родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви святого Архистратига Михаила, исполняя при ней пономарскую службу. Отрок сей начал руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени, как он поселился при той церкви, служа Богу, он ничего не вкушал из мирских кушаний и питий: ни мяса, ни вина, даже хлеба он не ел, но питался одною пустынною зеленью, которую сам собирал и варил; пищу принимал он один раз в неделю, и то без соли, питием же для него служило лишь незначительное количество воды. Чрез такое воздержание сей отрок умертвил свою плоть и в таких добродетелях неизменно пребывал от юности до самой старости, всею душою приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных. Одежда его была очень бедна: он имел только два вретища, из которых одно носил на теле, а другим покрывал свою постель, устланную острыми камнями. Он покрывал ее вретищем для того, чтобы входившие в его жилище не видали, что он спит на острых камнях; изголовьем же для него служил небольшой мешок, наполненный тернием. Такова была постель сего блаженного подвижника. Сон же и отдых его состоял в следующем: когда он чувствовал потребность во сне, то ложился на камнях и остром тернии, так что это было скорее бодрствование, чем сон, и отдых его был более мучением, чем покоем… Каждый год Архипп переменял свою одежду: тем вретищем, которое носил на теле, он покрывал свою постель, а которое было на постели, он надевал на себя; по прошествии года он опять переменял те вретища. Так, не имея покоя ни днем, ни ночью, он умерщвлял свое тело и соблюдал свою душу от сетей вражиих. Проходя столь тесный и прескорбный путь жизни, блаженный Архипп, взывая к Богу, молился:

– Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для жизни вечной.

Так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться ангелу Божию, проводящему небесное житие на земле. И не о своем только спасении заботился святой, но и о спасении других, ибо многих неверных обратил он ко Христу и крестил их. Нечестивые эллины, видя все это, завидовали блаженному Архиппу и, не терпя преславных чудес, являемых от святого источника, возненавидели жившего там сего праведного мужа. Часто они нападали на св. Архиппа, терзали его за волосы и за бороду и, повалив на землю, топтали ногами и после различных истязаний выгоняли оттуда…

Однажды нечестивые эллины, собравшись во множестве, говорили между собой:

– Если мы не засыплем землею сей источник и не убьем того человека, одетого в рубище, то все боги наши будут совершенно унижены изза исцеляющихся там.

Вслед затем они пошли, чтобы засыпать землею чудотворную воду и убить неповинного человека – блаженного Архиппа. Подойдя к святому месту с двух сторон, одни из них устремились к церкви и к источнику, а другие поспешили к жилищу блаженного Архиппа, чтобы убить его. Но Господь, пекущийся о судьбе праведных и не дающий их в руки грешников, сохранил Своего раба от тех убийц: внезапно у них омертвели руки, так что они не могли ими и дотронуться до преподобного. От воды же явилось необыкновенное чудо: как только нечестивые приблизились к источнику, тотчас вышел из воды огненный пламень и, устремившись на беззаконных, отогнал их далеко от источника; таким образом, беззаконники сии бежали со стыдом от источника и от преподобного Архиппа, не причинив ему никакого зла. Однако они не вразумились сим чудом…

На том месте была река, по имени Хрисос, протекавшая по левую сторону церкви. Беззаконники задумали пустить ее на святое место, чтобы святой источник, смешавшись с речной водой, потерял свою чудотворную силу. Но когда они начали приводить в исполнение злой умысел свой и направили течение реки к источнику, чтобы она затопила его, тогда река, по повелению Божию, дала своим струям иное течение и потекла по правую сторону церкви. И опять нечестивые со стыдом возвратились домой.

Были там еще две другие реки, протекавшие с востока и приближавшиеся к тому святому месту на расстоянии трех стадий; имя одной реки – Ликокапер, а другой – Куфос. Обе эти реки, встретившись у подошвы большой горы, соединялись вместе и, направляясь в правую сторону, протекали в Ликийскую страну… Диавол внушил нечестивым людям злой умысел: он научил их пустить воды обеих тех рек на чудотворное место, вследствие чего должен был разрушиться храм святого Архистратига Михаила, а вода должна была залить святой источник и потопить святого Архиппа. Местность же сия была очень удобна для направления туда воды, ибо реки выходили с вершины горы, а церковь была в самом низу. Сговорившись, нечестивые пришли в великом множестве изо всех городов в селение Лаодикию и отправились к церкви. Близ церковного алтаря находился огромный камень; от сего камня они начали копать глубокий и широкий ров вплоть до той горы, под которой реки соединялись вместе. Затем они прокопали с великим трудом ров, по которому вода могла быть пущена на церковь, и запрудили те реки, чтобы накопилось больше воды; десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле. Видя сие дело нечестивых, преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу, призывая в помощь скорого предстателя – святого Архистратига Михаила, чтобы он сохранил святое место от потопления и не дал порадоваться врагам, старающимся погубить святыню Господню.

– Не отойду от сего места, – говорил блаженный Архипп, – не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место.

По прошествии десяти дней, когда вода сильно поднялась, нечестивые раскопали то место, по которому вода должна была устремиться по приготовленному для нее пути, и пустили реки на святой храм в первом часу ночи; сами же отошли оттуда и стали на высоком месте с левой стороны, желая видеть потопление святого места. Тогда вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Преподобный Архипп, находясь в церкви на молитве, услыхал шум от воды и еще усерднее стал молиться Богу и святому Архистратигу Михаилу, чтобы не было потоплено сие святое место…

Когда воспевал сие блаженный Архипп, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя рода христианского – святого Архистратига Михаила, в образе прекрасного и пресветлого мужа… Блаженный Архипп, не будучи в состоянии смотреть на него, от страха упал на землю.

Архангел же сказал ему:

– Не бойся, встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах.

Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к воеводе Сил Небесных, остановился, по повелению его, на левой стороне; при сем он увидел огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, Архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:

– Остановитесь там!

И тотчас же воды обратились назад… Реки стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за сим Архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась, и камень разделился надвое, образовав в себе громадное ущелье. При сем Архангел Михаил произнес следующие слова:

– Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верою!

Сказав сие, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам:

– Войдите в сие ущелье!

И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли сим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели. Сохранивши от потопления свой храм и преподобного Архиппа, святой Архистратиг Михаил взошел на небо, и блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо, прославлял великого хранителя, Архистратига Михаила, за его великое заступление… С того времени постановили праздновать тот день, в который совершилось чудо чрез явление ангела. Преподобный Архипп прожил много лет на том месте, усердно работая Богу, и скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте, которое за вышеупомянутое чудо названо «Хони», т. е. погружение, потому что там воды погрузились в камень.

Явление на горе Гарган

Около 490 года возле горы Гарган (Гаргано) в городе Сипонт, что на Адриатическом побережье Италии, епископу этого города Лаврентию явился в видении Архангел Михаил. Он возвестил, что избрал себе место на этой горе, хранит его и будет помогать людям, приходящим туда с молитвой. Спустя некоторое время на город напала шайка язычников из Неаполя. Архангел Михаил явился епископу и обещал свою помощь. И действительно, на следующий день над Гарган появились огонь, дым, молния и гром, как некогда на Синае (см. Исх. 19), и сам Архистратиг Михаил поражал врагов с высоты громом и молнией. Граждане Сипонта одержали победу, а язычники, познав крепкую десницу всесильного Бога, приняли святую веру.

Сипонтийские граждане воздали благодарение Богу и хотели выстроить церковь во имя Архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, а также и иные чудеса совершались в той церкви по молитвам святого Архистратига Михаила.

Это место, известное ныне как город Монте-Сент-Анжело, по сей день привлекает многочисленных паломников.

Избавление от чумы

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана Архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура Архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

Назидание Архангела

Когда в Византии правил Михаил III (842–856) со своей матерью, святой Феодорой (ок. 867), жил в Константинополе, в монастыре Архангела Михаила, один монах по имени Маркиан.

Каждый раз, когда он заболевал, он не прибегал к врачам и лекарствам, а склонялся перед иконой Архангела, молясь о своем выздоровлении, – и получал исцеление.

Однажды отец Маркиан сильно заболел, а Архангел, желая испытать монаха, не исцелил его. Его друзья и родные советовали обратиться к врачу, но он не захотел. Тогда они сами пошли к одному врачу, хорошо знавшему монаха, который дал им подходящую мазь и посоветовал намазать больного во время сна. Они взяли лекарство и, дождавшись удобного случая, спрятали его под подушкой отца Маркиана, который спал в притворе храма.

Ночью его друзья заснули, а он молился и увидел Архангела, выходящего из святых врат церкви вместе с двумя благолепными юношами. Он подошел к подушке больного и, увидев лекарство, спросил:

– Что это?

– Я не знаю, – ответил монах.

Тогда Архангел обернулся к юношам и повелел:

– Возьмите это лекарство и положите его под подушку тому врачу, который его изготовил.

Сказав это, Архангел взял масло из лампады, стоявшей перед его иконой, и помазал отца Маркиана, который тотчас выздоровел и прославил Бога.

В полночь пришел в храм священник, чтобы служить утреню, и нашел отца Маркиана здоровым. Узнав от него о совершившемся чуде, священник отправился в дом к врачу и нашел его сильно больным. Он рассказал ему то, что услышал от монаха. Тогда врач поднялся и, поддерживаемый священником, отправился в монастырь Архистратига Михаила.

Целый день он пролежал на одре в притворе храма, а вечером оказался совершенно здоров! Но он не вернулся к себе домой, а остался подвизаться в обители Архангела, куда отдал и все свое имение.

Первое упоминание русских летописей

Драгоценные свидетельства явления святых ангелов и, в частности, их чиноначальника – Архангела Михаила – имеются в довольно ранних материалах древнерусских летописей, относящихся к XI–XIII вв. Первое летописное упоминание явления ангелов встречается под 1019 годом. Тогда Силы Небесные помогли свершить праведный суд князю Ярославу Мудрому над Святополком, прозванным за свои многочисленные преступления Окаянным. Новый Каин, убивший трех братьев и приведший на Русскую землю ее врагов – половцев, не мог остаться без наказания свыше.

Чудо в монастыре Дохиар

В годы правления императора Никифора III (1078–1081) подвизался на Святой Горе в местечке Дафни монах Евфимий со своей монашеской общиной. После нашествия сарацинов они были вынуждены переселиться на новое место, где теперь расположен Дохиарский монастырь. Там они и основали свою обитель.

После Евфимия игуменом стал его племянник Неофит. Неофит имел в мире большое имение, которое он потратил на строительство монастыря. Но денег на роспись храма не хватало, и игумен стал просить помощи Божией. Господь не оставил его молитву без призрения и явил чудо.

В шестидесяти верстах от Святой Горы на острове Логнос было расположено подворье монастыря, а невдалеке от него стоял древний каменный идол с надписью: «Кто ударит меня по голове, найдет много золота». Многие били идола по голове, но безуспешно.

Один юноша, работник подворья, много размышляя над этим, решил копать землю в том месте, куда падает тень от головы идола при восходе солнца, и нашел сосуд, полный золотых монет. Однако сосуд был привален сверху огромным камнем, отвалить который у юноши не было сил, – он смог вытащить лишь несколько монет.

В радости он спрятал сосуд и поспешил в монастырь.

– Отче, – сказал он игумену, – я нашел много золота на нашем подворье. Благослови послать монахов, чтобы перенести его в монастырь.

Игумен послал с ним трех монахов, которые достали сосуд, перенесли его на корабль и отправились в монастырь.

Но монахи не выдержали соблазна, забрали золото себе, а юношу бросили в море, привязав к его шее камень.

Оказавшись в воде, отрок воскликнул:

– Святые Архангелы, спасите меня!

Тотчас явились Архангелы Михаил и Гавриил и, словно златокрылые орлы, взяли его и перенесли в церковь Дохиарского монастыря. От пережитого он потерял сознание. Когда екклесиарх[1] открыл церковь к утрене, то увидел юношу и очень испугался. Он побежал к игумену и сказал:

– Отче, я видел привидение в храме и не могу войти.

– Не бойся, – ответил он, – перекрестись и иди.

Монах во второй раз пошел в храм, но опять увидел юношу. Тогда он позвал игумена, и тот убедился, что это не было видением. Отрок лежал на полу с камнем на шее, и с одежды его текла морская вода. Игумен узнал его и спросил:

– Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Юноша очнулся и рассказал, что произошло.

Игумен велел ему оставаться пока в церкви.

А тем временем те три монаха поделили золото между собой и спрятали его. К утру они вернулись в монастырь. Игумен встретил их и спросил, что случилось с сокровищем.

– Отче, – ответили они, – мальчишка нас обманул, сказав, что нашел сокровище. Он не смог ничего показать и со стыда куда-то скрылся.

– Да будет воля Божия, – ответил на это игумен. Пойдемте в церковь, поблагодарим Бога.

Войдя в храм, монахи увидели юношу и пришли в ужас. Игумен пригрозил им, и они признались в содеянном и вернули все сокровище в монастырь. Затем их выгнали из монастыря, а юношу постригли в монашество. Церковь была расписана на деньги, найденные им, и посвящена святым Архистратигам Михаилу и Гавриилу.

Ангел народа Божия

Одно из самых замечательных описаний ангельского явления отмечено под 1110 годом в «Повести временных лет». Рассказывая об ангельском явлении в виде огненного столпа над гробницей преподобного Феодосия в Киево-Печерском монастыре и о помощи Небесных Сил Владимиру Мономаху в победе над половцами, летописец делает выводы, важные для понимания не только современных ему событий, но и всей русской истории на много столетий вперед. Автор «Повести временных лет» заключает, что каждая земля и каждый народ, ее населяющий, имеют своего Ангела Хpaнителя, который, по повелению Божию, руководит судьбой вверенного ему удела. В последующей «Похвале ангелам», венчающей рассказ о деяниях ангельских, автор, воспевая подвиги святых Архангелов Михаила, Гавриила и прочих Сил Бесплотных, отдает явное предпочтение первому из них, назвав его по имени 8 раз и описав подробно деяния и события, с ним связанные, почти на трех летописных листах! Не случайно и то, что главное место здесь занимают ссылки на книгу пророка Даниила, впервые открывающую нам имя ангела богоизбранного народа и особенно богатую на описание явлений Михаила Архангела в ветхозаветный период.

Помощь Архангела потомкам Мономаха

В 1126 году половцы предприняли очередной набег на Русь, воспользовавшись смертью своего главного противника, великого князя Владимира Мономаха. Навстречу врагу выступил его сын – князь Ярополк Владимирович, и, как пишется в летописи, «поганые были побеждены силою Честного Креста и святым Архангелом Михаилом».

Через сто лет, в 1225 году, Силы Небесные во главе с Архангелами Михаилом и Гавриилом вновь помогают потомкам Владимира Мономаха одержать победу над ратями иноплеменных: князь Ярослав (в крещении Феодор) отразил натиск литовцев.

К XIII веку относятся свидетельства явления Архангела Михаила в Галицкой Руси. Здесь Архистратиг Божий помогает великому князю Даниилу Галицкому и его брату Василько, князю Владимиро-Волынскому, потомкам Владимира Мономаха, отражать натиск врагов внешних и внутренних.

Мандамадоский Архистратиг

В конце X – начале XI века, когда Византийская империя переживала вершину своего расцвета, в то же время и слава сарацинских пиратов также пребывала в своем апогее. Не страшась ничего, пираты причаливали к островам Эгейского моря, грабили селения, сжигали дома и захватывали в плен людей, которых затем продавали в рабство.

Остров Лесбос, богатый и изобильный, стал излюбленным местом набегов безжалостных пиратов. В районе Лесвадос, недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь святых Небесных Сил бесплотных, основание которого теряется в глубине веков. О его истории можно узнать из живого местного предания, сохранившегося до наших дней. Внешне эта обитель походила на замок и была укреплена крепостной стеной и сторожевой башней. Пиратам никак не удавалось преодолеть его укрепления, и с давних времен заветным желанием многих из них стало увидеть обитель разрушенной.

Однажды весной предводитель пиратов, Шерхан, известный своей жестокостью, собрав своих разбойников, сказал им:

– В этот раз мы войдем в монастырь, чего бы нам это ни стоило! Все, что вы там найдете, отдаю вам. Для себя же хочу лишь золотую чашу из их церкви. Я буду пить из нее вино.

Сам Шерхан принимать участие в набеге не стал. Пираты взяли курс на Лесбос. К полуночи они достигли монастырских стен и спрятались среди деревьев. Монахи же, пребывая в беспечности после зимней тишины, не охраняли монастырь должным образом и даже не подозревали о надвигающейся опасности. Вот ударило било, созывая иноков на утреннюю службу. Стали слышны шаги черноризцев, собиравшихся в церковь. Вскоре все утихло, и вожак разбойников дал знак. Один из пиратов бросил крюк с привязанной к нему веревкой, вскарабкался на стену и через минуту открыл монастырские ворота. С раздирающими душу воплями пираты ворвались в церковь. Прежде чем монахи успели осознать произошедшее, почти все они были перебиты. Послушник Гавриил – единственный, кого не коснулся пиратский нож, находился в алтаре. Видя безвыходность положения, юноша в мгновение ока взобрался на крышу храма. Кровожадные убийцы начали его преследовать. Но вдруг сверху раздался ужасный рев, и крыша чудотворным образом превратилась в бушующее море! На пенящихся волнах явился сам Архангел Михаил в виде грозного воина с огненным мечом. Нечестивцы, побросав оружие и награбленное, в панике бросились бежать из храма.

Гавриил, пораженный чудом, спустился в храм и в благодарности припал к иконе Архангела. Внезапно на какое-то мгновение икона преобразилась – лик Архангела стал как живой. Послушник воспылал желанием изобразить его.

– Архангеле, – взмолился он, – моли Господа упокоить души моих братьев, а меня сподоби изобразить твой дивный лик!

Гавриил, вдохновляемый святым Архангелом, взял губку, благоговейно собрал кровь пострадавших монахов в таз, смешал ее с белой глиной и стал лепить образ небесного заступника, ощущая присутствие и помощь самого Архистратига. Руки послушника, как бы водимые невидимой силой, быстро и точно изобразили в глине лик Архангела Михаила, как он явился ему на крыше храма – грозный, но исполненный Божественной благодати.

Когда в монастыре Архистратига Михаила произошло это страшное событие, жизнь в близлежащих деревнях продолжала течь своим чередом. Лишь один пастушок, оглядывая в лучах восходящего солнца море, увидел с вершины горы пришвартованные к берегу пиратские корабли. Юноша тут же вскочил на лошадь и поскакал в монастырь, спеша предупредить монахов. От развернувшегося перед его глазами зрелища пастух потерял сознание.

Придя в себя, он побежал и известил о происшедшем Алексея, старосту прилегавшей к монастырю деревни Стенака. Староста взял с собой пятьдесят всадников и направился в обитель. Войдя в храм, люди растерялись. На полу, на земле в крови лежали тела убитых монахов. Перед святым престолом нашли тело игумена. Староста призвал односельчан отомстить убийцам. Вскочив на лошадей, воины поскакали по следам бежавших пиратов. Следы вывели их на равнину. Вдруг всадники резко остановились. Страшное зрелище заставило их вздрогнуть: на широком пространстве были разбросаны мертвые тела пиратов, рассеченные мечом. Никто из всадников не спросил:

«Кто это сделал?» Все догадались, кто наказал нечестивцев.

– Велика благодать и сила твоя, Архангеле! – прошептали всадники и осенили себя крестным знамением.

Между тем, пираты, остававшиеся на кораблях вместе с главарем своим Шерханом, узнав о гибели товарищей, решили, что это дело рук жителей деревни и поклялись отомстить им.

На следующий год кровожадный Шерхан попытался захватить селение Стенака. Под покровом ночи пираты бесшумно сошли на морской берег и спрятались в засаде, чтобы на рассвете напасть на ничего не подозревавшее и мирно спавшее селение. Но в этот момент Архистратиг Михаил снова подал православным свою помощь, явившись Стефану, сыну старосты Алексея. Архангел предстал юноше в сверкающем золотом воинском облачении, с огненным мечом в правой руке и сказал:

– Вставай, Стефан! Буди отца и готовьтесь к обороне деревни. На вас собираются напасть сарацины. Но ничего не бойтесь, рядом с вами непрестанно буду я. Пираты высадились в бухте, немного ниже вашего селения. Несколько из них взберутся на стены и, избив охраняющих часовых, отворят врата. Пираты нападут на вас в час, когда ночь борется с днем. Будьте внимательны на вратах!

События развивались так, как предвестил Архангел Михаил. Когда пираты напали, защитники были наготове и укрепились на бойницах. Отряд под предводительством Стефана бесшумно спустился к берегу моря и поджег пиратские корабли. Увидев восходящее с моря огненное зарево, пираты растерялись и отступили. Бежавших к морю разбойников преследовали и поражали жители Стенака. К концу дня все пираты до одного были истреблены.

Прошли века. Из-за непрекращающихся набегов басурман обитель опустела, но в XVIII веке на месте старой церквушки был возведен новый, большой и просторный храм. Чудотворная, вылепленная из крови и глины икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником Гавриилом. Икона совершенно не пострадала от времени. Ко лбу и к щекам образа люди прикладывают монеты, оставляющие на лице Архангела следы. Но каждый раз они исчезают сами по себе. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, и христиане бережно их утирают. То же самое они делают, когда на лице Архистратига появляются капельки пота. Потрясающие чудеса творит благодать Архангела с теми, кто прибегает к его образу с пламенной верой.

Строительство нового храма также связанно с чудом. Комиссия, созданная для строительства, решила возвести новую церковь за пределами монастыря. Рабочие начали копать фундамент, но на следующие утро они нашли его засыпанным землей, а свои инструменты – во дворе старого храма, что находился в монастыре святого Архангела. Рабочие снова принялись за работу на указанном им месте. В следующую ночь произошло то же самое, причем несколько рабочих, специально спрятавшихся, чтобы посмотреть, что произойдет, видели огненную дугу, простершуюся от старого храма до места строительства нового. Все поняли, что Архангел желал, чтобы новый храм возвели на месте старого.

Строительство началось. В строительных работах принимали участие все, даже турки-мусульмане. Они боялись и чтили Архангела с давних времен. Бывало, что некоторые из них осмеливались осквернить храм, например, въехать в монастырский двор верхом на лошади, но каждый раз Архангел наказывал их.

Строительные работы продвигались довольно быстро. Однако, когда постройка храма была почти завершена, казна истощилась. Оставшихся денег не хватало даже на оплату дневного заработка рабочим. Комиссия по строительству храма собралась в доме казначея. До позднего вечера она пыталась найти какой-либо выход, но все разошлись, не придя ни к какому решению.

Время было за полночь. Удрученный и задумавшийся казначей одиноко сидел в кресле, как вдруг входная дверь неожиданно отворилась. В дом вошел неизвестный и поднялся по ступенькам в комнату, где хранился сундук с немногими предназначавшимися для строительства деньгами. Казначей попытался остановить его, но не мог ни встать, ни даже пошевелить пальцем. Тело не слушалось, словно кто-то пригвоздил его к креслу. Он услышал, как крышка сундука дважды скрипнула, и неизвестный вышел. Вновь ощутив в себе силы, казначей бросился к сундуку, который оказался запертым. Отворив замок, он замер от изумления: еще недавно почти пустой сундук был наполнен золотыми и серебряными монетами.

Явления Архистратига Михаила хану Батыю

В начале 1237 года войско хана Батыя, беспощадно разрушая русские селения и города, продвигалось по направлению к Великому Новгороду. Желанная добыча находилась всего в 100 верстах, как вдруг татары повернули своих коней и устремились обратно, отбросив свое намерение взять богатый торговый город. Столь неожиданное избавление от неминуемой смерти сами новгородцы восприняли как чудо, дарованное Богом через Архистратига Небесных Сил – святого Архангела Михаила. Об этом событии повествуется и в Волоколамском Патерике, где преподобный Пафнутий Боровский передает ученикам рассказ, слышанный им от его деда Мартина, бывшего татарского баскака. Новгород защитил Бог явлением Архистратига Михаила, который возбранил Батыю идти на него. Придя к Киеву и увидев изображение Архангела на стене церкви, Батый сказал своим князьям: «Сей мне возбранил пойти на Великий Новгород» [3, с. 135].

Явление Архангела Михаила преподобной Евфросинье Московской

Благочестивой супруге великого князя Дмитрия Донского – благоверной княгине Евдокии Дмитриевне (в иночестве Евфросинии) Архангел Михаил принес известие о приближающейся кончине. «Господь же всяческих, – говорится в древнем житии святой княгини, – исполнял прошения ее и ради многих ее добродетелей послал к ней ангела Своего, за несколько времени возвещающего ей из мира сего исшествие. Она же, когда увидела ангела Божия, от пресветлого вида его не могла ни единого слова промолвить и многие дни молчала. Знаками повелела она призвать к себе иконописцев и рукою указывала им, да напишут образ ангела Господня, как она видела его. Они же, написав, принесли его к ней; блаженная же поклонилась образу ангела Господня и не сказала ничего. И опять, дав знак рукой, повелела иным образом написать икону. Они написали другую икону, но и на сей раз княгиня не смогла промолвить ни слова. Когда же в третий раз написан был образ святого Божия Архистратига Михаила, – о великое чудо! Только лишь увидела блаженная тот образ, тотчас разрешились узы языка ее, и начала говорить чисто, благодаря и славя Бога и уверяя, что в таком виде явился ей ангел» [3, с. 139–141].

Избавление от пиратов

Стоит полночь. На острове Скопелос городские ворота закрыты с заката. Плохие вести принесли два матроса: пять турецких фрегатов идут опустошить остров.

Население острова не спит. Все жители, закрывшись в церкви, просят коленопреклоненно Бога и Архангела Михаила спасти их.

В гавани бушует ветер. Огромные волны накатываются на берег, сметая все на своем пути. Черные грозовые тучи, кажется, смешались с морской пеной.

– Пресвятая Богородице, святой Архистратиже, помогите нам! – смиренно молят жители острова. В час по полуночи раздались крики:

– Приближаются, приближаются!

Это кричат ночные сторожа, охраняющие остров с моря.

Все содрогнулись. И действительно, вот уже совсем близко турецкие суда борются с водной стихией. Проходит час, и жители с затаенным дыханием прислушиваются к шуму бури, ожидая услышать топот неверных. Но время идет, а никаких звуков не слышно. Молитва продолжается до тех пор, пока первые лучи солнца не появляются на горизонте и ветер затихает. Тогда с любопытством люди смотрят на море, и что же они видят: турецкие корабли, разбитые о скалы, паруса, разбросанные здесь и там, и множество тел. Только один турок остался жив и едва мог подняться.

Тотчас открылись ворота, и самые смелые жители вышли из крепости, чтобы убедиться в гибели врагов. Турка окружили. Придя в себя, он стал боязливо оглядываться вокруг, спрашивая:

– Где ваш воевода?

Жители смотрели на него с удивлением, не понимая, о чем идет речь. Тогда турок, который оказался начальником кораблей, рассказал о своем бедствии:

– Когда я зашел в вашу гавань, бушующее море стремилось нас поглотить. Я видел, как мои корабли разбивались о скалы, и не мог ничего сделать. И вот неожиданно появился громадный муж и начал сечь всех вокруг своим мечом. Он безжалостно посек все мое войско, и я не мог его остановить. Тогда я упал ему в ноги и просил не убивать меня, потому что понял, что мне не избавиться от этого призрака, один меч которого излучал свет. Кто этот божественный ваш воевода? Я хочу поклониться ему.

Конец ознакомительного фрагмента.