Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина подвижника и отшельника, бывшего епископа Ниневии
Сотница первая
1. Исаак родом Сирин из Ниневии жил в VII веке. Вместе со своим братом рано поступил в монастырь св. Матфея, возлюбил уединение и жил в пустынной келлии, близ киновии. Малое время был епископом Ниневии и опять ушел в пустыню, где и жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Умер в конце 600 года по Р. Х. Почитается как учитель и руководитель монахов. В переводе его трудов на славянский язык много трудился прп. Паисий Величковский, старец молдавский. Его перевод вышел в 1812 году.
2. Господь явил нам Себя не в громе, не в огне, не в гласе, а сошел как дождь на руно, и как капля, тихо каплющая на землю, – и видим был, и стал как Единый из нашего рода.
3. Тварь в каждом человеке видит образ Владыки своего.
4. Бог возбуждает нас Сам просить у Него Божественных дарований.
5. Покров и Промысл Божий объемлет всех людей, а открывается только очистившим себя от грехов.
6. Проси у Бога младенческой простоты, ведения духовного.
7. Господь терпит всякие немощи, но не терпит человека, всегда ропщущего.
8. Когда благодать Божия утвердит мысли человека, чтобы во всем он уповал на Бога, тогда мало-помалу начинает он входить в искушения. И благодать попускает, чтобы посылаемы были на него искушения, соответственные мере его, чтобы понести человеку силу их, ощущать помощь Божию, обучаться и приобретать мудрость и презирать демонов. Благодать, коль скоро усмотрит, что в помысле человека начинает появляться сомнение, и стал он высоко думать о себе, попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь и опять в смирении не емлется за Бога.
9. Воздаяние благодати бывает не за добродетели и не за труд ради нее, но за рождающееся от них смирение.
10. Кто может с радостью перенести обиду, тот принял утешение от Бога.
11. Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение.
12. В какой мере кто добровольно лишает сам себя мирских благ, в такой сопровождает его Божие милосердие.
13. Слезы изливаются, когда начинает посещать благодать.
14. Тайну блаженства, совершенство и постижение того, что принес Христос, постигают лишь в безмолвии и делании разумном.
15. Начало пути – поучаться всегда умом в слове Божием и проводить жизнь в нищете.
16. Когда начинаешь доброе житие, враг встречает со страшными искушениями, ты же мужественно претерпевай.
17. Когда желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь свою телесными трудами. В них полагается начало жития.
18. Если безбожные люди ради земной, временной славы несут труды, скорби и болезни, то верные, призванные к общению с Богом и вечной жизни, должны терпеть с надеждою и упованием все.
19. Необходимо углубляться в смысл Писания – там сокрыта великая духовная сила.
20. За грех и гордость удаляется от человека Ангел Хранитель, ранее возбуждавший его к праведности. Тогда чуждый дух тьмы приближается к нему, и с того времени нет уже попечения о праведности. Когда приближаются святые Ангелы, отступают искушающие и бывает тишина.
21. В первый день сотворено девять духовных природ в молчании и одна природа – словом: и это свет… Устроение целого мира – долгота и широта; начало – восток; конец – запад; правая сторона – север; левая – юг. Целую землю поставил Бог как одр; высшее небо, как кожу и свод; второе небо – как колесо примкнуто к первому небу.
22. Не всякое доброе желание от Бога, и нужно молиться Богу, благоугодно ли оно воле Божией, ибо и диавол может навести, когда оно не под силу, или не пришло время.
23. Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующие за тем бедствия.
24. Боязливый страдает животолюбием и маловерием. Сердечная бодрость и пренебрежение опасностей бывают или по великой вере в Бога, или по жестокосердию. От жестокосердия – гордость, от веры —смиренномудрие.
25. Надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании пот. Вера требует дел, и надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели.
26. Знай, что в какой мере душа не имеет достаточных сил для великих искушений, то в такой же она недостаточна и для великих дарований; и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования; потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения. Соразмерно с искушением определены Богом и дарования, по Его премудрости, которой не постигнут созданные Им. Наконец, по жестоким скорбям, посылаемым на тебя Божиим Промыслом, постигает душа твоя, какую прияла она честь от величия Божия.
27. Искушения, следующие за гордыню: отъятие силы мудрости, блудные помыслы, скорая раздражительность, желание все поставить по своей воле, препирательства в словах, делание выговора, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие, ощущение пренебрежения от людей, пустословие – и это искушения духовные.
28. Знай, что ни демоны, ни звери, ни люди не могут сотворить зла, если не попустит Правящий Бог. В искушениях исполняйся радостью как уведавший и в точности сознавший, что управляет и распоряжается тобою Владыка.
29. А когда человек заградит врата градские, то есть чувства (победит во внешней брани), тогда ратует внутри, в сердце.
Конец ознакомительного фрагмента.