© A.B. Блинский, составление, 2004
© Издательство «Сатисъ», 2004
Предварительное слово
Адмирал Федор Ушаков! При этом имени трепетали сердца мечтающих о море мальчишек и почтительно склонялись опаленные сединой головы многоопытнейших военморов. Отвага, мастерство, слава, благородство – все безупречно в этом человеке.
Но теперь мы уже (славен Бог во святых Своих!) не сможем написать просто – адмирал Ушаков, а должны – и это великая радость! – называть его: Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского…
Есть, по-видимому, люди, просветленые свыше, которых почитают все, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов. Это, например, великомученик Георгий, святитель Николай, святой Александр Невский… Думается, что к этому ряду можно отнести и св. воина Феодора.
Прославление русского адмирала замечательно еще и тем, что, кажется, впервые в истории святости, прославлен моряк, военный флотоводец. Стало быть, военные моряки России и всего православного мира обрели своего небесного покровителя, защитника и предстателя. В земной своей жизни это был истинный, любящий, верный сын России. Могли меняться цари, могли меняться начальники, но верность его, беззаветное служение чести и славе Отчизны, любящее сердце пребывали неизменны. Верим, таким взошел он в Царствие Небесное, таким и предстоит Пресвятой Троице, озаренный невечерним светом…
Однако эта книга ценна не только рассказом о святом флотоводце, но еще и повествованием о безупречном благородстве, честности и храбрости простых русских офицеров, матросов и солдат, об их бескорыстии и умении щадить и сострадать. И это особенно нужно знать теперь, когда с таким трудом ведется воцерковление армии и флота, когда тут и там идет война, требующая от воина особых нравственных качеств.
Знаменательно, что эта книга выходит в Санкт-Петербурге, где святой флотоводец возрастал, воспитывался и постигал морскую науку. И даже издательство, в котором готовился этот сборник, расположено всего в десяти минутах ходьбы от Морского корпуса, где учился Феодор Ушаков. Да… набережные и мостовые Петербурга, да и берега Севастопольской бухты отчетливо помнят шаги великого моряка. А мы просим его, чтобы он помолился за нас, грешных, за нашу Отчизну и помог нам в эти трудные времена.