Вы здесь

Святой огонь, живые камни. Глава 2. Пламя Господней любви (Ульф Экман, 2009)

Глава 2

Пламя Господней любви

…Потому что Бог наш есть огонь поядающий.

Евреям 12:29

Этот стих Писания нечасто используется в проповедях и, пожалуй, не у многих это любимый стих. Однако это позитивное место Писания, потому что все, связанное с Богом, носит положительный характер. Нет ничего негативного в Нем. Люди, бывает, злятся на Бога, когда Он отвечает на молитвы не так, как им хотелось бы, бывает, разочаровываются в Боге, когда Он не «подгоняет» обстоятельства под их планы. Другие задаются вопросом: зачем еще пришел Иисус на землю, кроме как чтобы сделать мир лучше и дать благосостояние каждому? Однажды я услышал одного проповедника, который хорошо ответил на этот вопрос: «Иисус пришел в этот мир не только чтобы сделать его лучше. Он пришел, чтобы вернуть нам Бога».

Удовлетворение жизнью лежит в Господе! Наш фокус должен находиться на Нем, а не на том, что Он делает или на Его благословениях. В Библии много говорится о том, что Бог совершил, и мы, похоже, не очень-то задумываемся, каков Он. Апостол Иоанн описал природу Бога следующим образом: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). Это – сущность Божьего естества. Любовь тут нужно понимать исходя из Библии, а не из современного светского мышления.

Любовь и огонь

Ветхий Завет повторяется в Новом. Не всегда прямыми цитатами, но образно. К примеру, Новый Завет говорит, что Бог дал нам Своего Духа как печать (см. 2 Кор. 1:22, Еф. 1:13). Бог запечатлел свое присутствие на нас Святым Духом. Можно еще сказать как Павел: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Господь поставил на нас печать, на которой значатся Его инициалы. Он дал нам любовь и огонь одновременно.

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.

Песни Песней 8:6, 7

Кто Бог на самом деле, и каков Он? Давайте вместе посмотрим на несколько описаний триединого Бога. Бог есть любовь, это мы уже отметили, но Он же и огонь поядающий!

Бог-Отец – это огонь. «…Потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29).

Пламя и сияние – написано о Боге-Сыне. «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1:14–16).

Бог-Дух предстает перед нами как светильники огненные. «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5).

Вся суть Бога заключена в любви и огне. Автор книги Песни Песней был вдохновлен Святым Духом, чтобы описать эти два понятия как одно целое. Любовь словно пламя, словно страсть. Люди постоянно чем-то увлекаются, но не тем, чем нужно. Мы часто бываем фанатически преданы каким-то взглядам. Однако сейчас мы говорим совсем о другом. Речь идет об огне Господнем, о том, как излилась любовь Бога словно языки пламени, о горении. В Писании есть много мест, указывающих на такие проявления Бога.

Иоанн-Креститель пророчествовал об Иисусе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). В книге же Деяний апостолов Лука рассказывает, как это пророчество исполнилось. Еще интереснее, что об этом же пророчествовал Иоиль, но за несколько сотен лет до Иоанна:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

Деяния 2:1-3

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

Иоиля 2:28

Мы можем по-разному воспринимать как сам Святой Дух, так и выражение «огонь Духа». Некоторые сразу думают о пробуждении, о том, как изменяется жизнь церкви под воздействием Святого Духа. Иногда мы думаем правильно, иногда шаблонно, а иногда даже как романтики. Дух же хочет дать нам обширное библейское понимание этого вопроса и значения, которое Он имеет для нас.

Любовь и сила

Часто мы думаем об огне Духа и о его разрушающей силе нераздельно. Несомненно, эти две вещи тесно связанны между собой. Но сила без любви может быстро наломать дров. Духовная сила, не имеющая любви, ведет к надменности. У любви без силы недостает смелости. Поэтому и любовь, и сила нужны одновременно. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на учеников языками пламени, и они наполнились любовью к Иисусу. Когда Святой Дух касается нас, мы тоже «влюбляемся» в Господа.

Все вращается вокруг любви. «Ибо так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16). Там не написано что-то вроде: «Бог так устал от всего происходящего на земле, что послал Сына Своего» Нет, Бог возлюбил! Именно поэтому, когда Дух приходит, нас захлестывает любовью как огромной волной. Одновременно мы не можем не делиться этой любовью с ближним. Нас переполняет пламя Господней любви.

Зачем мы хотим, чтобы люди приходили к вере и спасались? Не только потому, что мир погружен во мрак и грех господствует в нем, нет. В первую очередь потому, что Бог любит всех людей. В присутствии Святого Духа что-то хорошее происходит внутри человека, приходит любовь к Иисусу, к чтению Библии, к молитве, к церкви, к братьям и сестрам по вере, ко всем людям вообще.

Жизнь бывает далека от теории

В библейских школах различные обширные темы разделяют на специализированные предметы. На практике это означает, что такие области теологии, как вера, праведность, исцеление, авторитет изучаются отдельно друг от друга. Это делается из педагогических соображений. Опасность состоит именно в разделении взаимосвязанных понятий на ячейки, потому что жизнь выглядит иначе. Жизнь не теория. Хотелось бы найти такой баланс в преподавании, который не разделял бы теорию и практику. В условиях библейской школы достичь этого трудно. Беспорядок будет слишком велик, чтобы школа могла функционировать нормально.

Наше мировоззрение часто строится по принципу «либо-либо». Мы думаем: «Истинно либо одно, либо другое». Таким образом, мы противопоставляем понятия друг другу. «У меня характер такой-то и никакой другой», – думаем мы. Подобное мышление берет свое начало в греческой философии, целью которой было отделить и четко определить основные понятия бытия. Это привело к тому, что человек стал противопоставлять все всему. В результате, мы начинаем задаваться вопросами: «Что важнее: вера любовь?». В Библии написано, что «теперь пребывают» вера, надежда и любовь, а не только вера, или только надежда, или только любовь (см. 1 Кор. 13:13). Нет нужды выбирать, что из них важнее. Нам необходимы все три для того, чтобы наше христианское хождение было сбалансированным. С другой стороны, все это не означает, что мы меняем наши взгляды в зависимости от ситуации и размываем границы основных истин, в которые верим. Просто зачастую эти границы трудно обозначить.

Именно поэтому мы не можем говорить о силе Духа и одновременно молчать о любви Божьей. Если мы называем какое-то проявление действием Святого Духа, а в результате не видно любви, то вообще сомнительно, Святой ли это Дух. Когда Ему дано много места в нашей жизни, в нас видны и сила, и любовь одновременно. Сила и любовь действуют вместе.

Девять дней приготовлений

Давайте вернемся к молитвенному собранию в «верхней зале», описанной в книге Деяния. Разнообразные люди были там. Одними из наиболее заметных, конечно, были апостолы и Мария, мать Иисуса (см. Деян. 1:13, 14). Иисус тщательно выбирал Себе учеников, но не так, чтобы они подходили друг другу. Наоборот, они были настолько разными, что это различие после смерти Господа сразу же и проявилось. Их дружба подверглась сильнейшему испытанию. Не было, к примеру, больших духовных привязанностей между неисправимым оптимистом Петром и окончательным пессимистом Фомой. Мы помним Петра, его, казалось бы, непоколебимость, когда он заявлял во всеуслышание: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16); «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь», «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26:33, 35); «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33). Ничего плохого не было в обещаниях Петра, но он не смог их исполнить. Все собравшиеся знали это. Сам Петр наверняка был потрясен таким исходом до самого основания. И мы, конечно, помним Фому, его неуверенность и сомнения. Когда Лазарь умер, а Иисус решил идти к нему, Фома говорит отстраненно, с какой-то отчаянной смелостью: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Фоме, ко всему прочему, было тяжело поверить в воскресение Иисуса. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). В тот момент Фома не был крепкой сваей, которой можно было бы подпереть крышу дома.

Трения однозначно были и между остальными собравшимися. Ничего удивительного, что понадобилось девять дней, чтобы сто двадцать собравшихся выяснили отношения. Необходимо было провести большую подготовку, чтобы апостолы стали «одним сердцем и одной душой» (см. Деян. 4:32).

Несомненно, в тот момент фактором, который отчасти помог ученикам собраться, послужила Мария. Она была матерью Иисуса, она была старше всех, и она знала Иисуса ближе всех. Возможно даже, что ученики испытывали родственные чувства к ней, особенно после того, как Иоанн передал слова Иисуса с креста: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26, 27).

Что же заставило этих людей с разными темпераментами и личностными качествами сойтись в одно целое? Почему двенадцать апостолов не основали двенадцать отдельных церквей? Вместо этого они держались вместе, и из них началась одна церковь. Что заставило их держаться как одно? Объединяющая сила Святого Духа.

В первую очередь закладывай хорошее основание

Подготовка важна во всем! Если тебе предстоит перекрашивать комнату или переклеивать обои, ты должен провести предварительные работы, чтобы конечный результат оказался хорош. Без скучной и неблагодарной очистки, шпаклевки и шлифовки не обойтись. Красивый дом в итоге требует доскональной подготовки в самом начале. В первую очередь, должно быть положено хорошее основание.

Любое пробуждение начинается с подготовки, которой мы, бывает, нетерпеливо пренебрегаем. Нам хочется сразу заполучить красивый торт, нам нужен результат и немедленно, мы хотим участвовать в том, что захватывает, нам нравится «снимать сливки». А незаметная, неблагодарная, кропотливая работа пусть достанется кому-то другому. Подготовительные работы не менее ценны, чем всё остальное. Именно такую подготовку Бог проводит сегодня в Теле Христа.

Даже апостолам – людям, которые жили с Иисусом и собственными глазами видели Его вознесение на небо, – необходима была подготовка, чтобы принять сошествие Святого Духа. Потому нет ничего странного в том, что она нужна и нам.

Воспользуйся правильно временем подготовки, данным Богом. Прислушивайся к Святому Духу. Он будет направлять тебя через необходимый период приготовлений. Когда же придет время действовать, ты будешь смотреть назад и благодарить Господа за то, что Он дал тебе возможность подготовиться. Бог благ, поэтому Он сначала очищает нас огнем от неправильных побуждений.

Прогони хищных птиц

Из Библии мы знаем, что одним из самых обычных проявлений Бога является огонь. Давайте посмотрим, как, например, Авраам испытал это на себе.

В 15-й главе книги Бытие мы находим описание того, как Бог заключил завет с Авраамом (вернее, с Аврамом, как его тогда звали). Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Господь сказал Аврааму: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Быт. 15:7). Закрепить завет должно было жертвоприношение. Когда Авраам приготовил несколько животных, которых указал ему Господь, «налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их» (Быт. 15:11).

Тебе и мне лучше отдать себя в жертву Богу для «духовного богослужения». Но всегда у жертвоприношения Богу находятся враги, которые пытаются помешать. Нападкам подвергается наша преданность – чтобы она ослабла. Атакам подвергается наше желание измениться после того, как Святой Дух показал, что нужно менять. Никогда не будет достаточно сходить на служение и зажечься там, потому что прямо на выходе нас сразу атакуют, чтобы забрать полученное благословение. В такие моменты нам нужно встречать врага лицом к лицу. Нужно прогонять хищных птиц. Бог не будет это делать за нас.

Люди хотят получать Божьи благословения, но далеко не всегда находят в себе желание посвящать свою жизнь Ему, к чему все мы были призваны когда-то. Никто, на самом деле, не собирается каждый день буквально «брать крест свой» (см. Мф. 16:24) и следовать за Иисусом. Небо и земля, Божья воля и наша должны объединиться. Законничество, качества характера или дела рук – то, что выставляется часто на показ, – не помогут, но лишь огонь Божьей любви, хранимый в самой глубине сердца.

Хищные птицы будут слетаться на наше жертвоприношение. Если мы находим в себе силы отогнать их, отношения с Богом будут углубляться. Именно так и получилось с Авраамом. Наступил вечер, «крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий» (Быт. 15:12). Нам это знакомо. Мы тоже иногда проходим через темные периоды в жизни, когда непонятно, чего ждать впереди, чего хочет Бог, и вообще, куда мы идем.

Многие думают, что Бог раздает «пилюли счастья» на каждом служении. Быть спасенным не означает периодически наполняться радостью. Нас ждут задачи, которые нужно исполнить, они достанутся ценой, которую придется заплатить. Впереди – путь «жертвоприношений». Хищники будут кружить над головой постоянно. Спасение народов мира во многом зависит от нашей готовности нести этот крест за Иисусом. Такая готовность во сто крат важнее любого человеческого признания. Иисус сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), и еще: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38).

Все это не означает, что жизнь христианина – серое, скучное существование, обделенное интересными вещами из-за ограниченности мышления и уныния. Наша жизнь красочна, наполнена радостью в Святом Духе. Вот каково наше наследие! Не будем упускать из вида, однако, всю серьезность настоящего времени. Небеса жаждут проявлений Бога на земле сегодня. Мы живем только ради этого!

Учись различать проявления Бога

Нечто интересное можно наблюдать, читая историю жертвоприношения Авраама. «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию» (Быт. 15:17, 18). Заключая завет с Авраамом, Бог явился в виде пламени. Аврааму было дано ощутить яркое проявление присутствия Бога. С того момента его жизнь изменилась. «Духовный ожог» остался в его душе навсегда.

Бог направляет, укрепляет, обновляет, вдохновляет и благословляет нас постоянно, но я сомневаюсь, что Он дает нам большое количество сверхъестественных «духовных переживаний». Обычно такие прикосновения Господа, которые оставили отпечаток на всю жизнь, можно пересчитать по пальцам. Они подталкивают нас на верную дорогу, дают основное направление. Если мы принимаем это с благодарностью, Бог в ответ наполняет нас огнем!

Бытует представление, что проявления Бога и Его огонь тесно связаны с тем, как сильно мы наполнены энтузиазмом и насколько спонтанны. Однако не всегда самые эмоциональные и самые спонтанные – самые преданные. Люди разные, оттого огонь Духа Святого наполняет каждого по-разному. Есть те, кому легко заплакать. Это еще не означает ни силу посвящения, ни его глубину. Есть те, кто больше склонен слушать доводы разума. Такие люди обычно общаются сухо, что неверно истолковывается как духовная незрелость.

Как ни удивительно, мы сформировали церкви, объединения, союзы, основываясь на общности определенных душевных качеств, даже на определенных чертах характера, если хотите. Исходя из собственных традиций, опыта, мы установили рамки, в которых Святой Дух якобы обязан действовать. Иными словами, мы постановили регламент и указали критерии для Божьего присутствия. После этого мы заявляем, что «Святой Дух наполняет нас». Да, наполняет. Но делает это очень по-разному. Далеко ходить за примером не будем: «Семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5). Как мы видим, огонь Божий может проявляться разнообразно.

Независимо от того, что мы представляем собой как личности, Дух касается нас, действует через нас. И тут у каждого есть шанс научиться отличать настоящее проявление Бога от надуманного. Прислушиваясь к себе, ты начнешь замечать, когда нет тепла, горения, рвения, а когда они есть. Ты начнешь понимать, что есть всего лишь поверхностная увлеченность, а что – настоящая ревность по Богу. Все могут говорить правильные слова. Важнее, чтобы горение – языки пламени Господней любви – были на нас как на жертве (см. Песн. 8:6).

Не растеряй любовь

Наша плотская природа часто берет верх над всем, что есть в нас от Бога. Мы все усложняем и говорим друг другу, что жизнь христианина трудна, полна забот. Это неизменно ведет к ослаблению веры, потере правильного направления и радости. Мы забываем, что основы Евангелия учат нас совсем не этому. Бог может очистить, изменить полностью – так, чтобы мы начали смотреть на реальность совсем по-другому, с Его точки зрения. То же самое касается и нашего «менталитета обороны», когда мы как сторожевые собаки охраняем свои собственные часто меняющиеся границы духовной территории. Подобное поведение сковывает, обессиливает, открывает дверь сектантству. Такие вещи говорят о недостатке любви. Важно увидеть, что сила Святого Духа, излияние Духа на апостолов в день Пятидесятницы произошло в виде языков пламени. Это пламя любви.

Кто-то обязательно спросит: «Как же все-таки насчет силы? Нужна она или нет?» Естественно. Сила и любовь взаимодействуют друг с другом. Любовь все переносит, любовь исцеляет, дает милость и сострадание, и только по милости Бога наша жизнь – жизнь с избытком. Именно в такой атмосфере на учеников Иисуса сошел Святой Дух. Этот духовный настрой был необходим для излияния Духа в Пятидесятницу.

Иногда мы, стремясь защитить свои теологические позиции и традиции, теряем любовь. Наши аргументы могут быть самыми обстоятельными. Одновременно наш тон может быть самым разрушительным. И это тоже говорит о недостатке любви. Сила без любви создала и продолжает создавать огромное количество проблем. Некоторые особенно ревностные защитники собственной теологии были готовы употребить в ущерб «противнику» даже помазание Святого Духа. Даже ученики Иисуса не могли удержаться от соблазна.

Когда Иисус на пути в Иерусалим хотел остановиться в одной самарянской деревне, а Его не приняли, ученики отреагировали так: «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9:54–56).

Иисус не призвал огонь с неба на «лицемерных» и «неразумных» самарян за то, что они не ходили на праздники в Иерусалим, не соблюдали иудейских обрядов, а держались своей ереси. Иисус не вычеркнул их сразу из списка. Он посетил их. А когда они отказали Ему, Он пошел в другое селение. Заметьте, Он осадил учеников: «Вы не понимаете, какого вы духа!» Разница в том, что Дух, который был в Иисусе и на Нем, всегда был Духом любви.

Бог излил Свой Дух, Свою любовь в наши сердца. Из Своего собственного сердца, от самого трона, от того места, где Агнец был заклан, где вселенная взяла свое начало (см. Откр. 13:8). Именно отсюда течет к нам Божья любовь. Бог не увлекается, как люди, мгновенными результатами, не переполняется неразумной ревностью и нетерпением. Бог есть любовь. Познавая Святого Духа, человек познает любовь Бога к людям.