Святые Сергии, новомученики Российские
Архимандрит Сергий (Шеин)
Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 года в деревне Колпна Новосельского узда Тульской губернии. Он был десятым ребенком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с ней сроднился».
Дворянский род Шеиных берет свое начало от Михаила Прушанина, «мужа храбра и честна», выехавшего из Пруссии к святому великому князю Александру Невскому. Этот род в истории нашего государства славен именами многих верных слуг и защитников Веры, Самодержавия и Отечества.
В 1893 году Василий Павлович окончил училище правоведения, он занимал ряд ответственных руководящих должностей, состоял помощником статс-секретаря в Правительствующем Совете, а в 1913 году от своей родной Тульской губернии избирался в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь убежденным монархистом, в Думе он примкнул к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, однако, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по церковным делам. Общее направление Думы было чуждо Церкви и Самодержавию, но любящим Бога вся поспешествуют во благое (см.: Рим. 8, 28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь.
В 1917–1918 годах он вошел в состав Секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря, приветствовал Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 года. 30 августа 1920 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он рукополагается в священнический сан и затем возводится в сан архимандрита, а в апреле 1921 года назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий исполнял также должность заместителя председателя правления Общества объединенных Петроградских православных приходов.
Добросовестно неся крест своего монашества, горя духом, отец Сергий был, по его собственным словам, лишь слабой физической нитью привязан к маловременной земной жизни. Хотя он должен был нести и семейные тяготы: на иждивении отца Сергия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию и в нем одном полагавшие свою надежду.
10 июня 1922 года в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.
Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намека на высокомерие и презрение к тем, кто так этого заслуживал. Своих националистических убеждений он не пытался скрыть. На вопрос о его отношении к злободневным проблемам церковно-общественной жизни отец Сергий совершенно искренне отвечал: «Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни». Один из обвинителей так вспоминал позднее об архимандрите Сергии: «С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьезный был противник».
Сокамерником – на Шпалерной улице в доме предварительного заключения – отца Сергия был протоиерей Михаил Чельцов, которому он уступил свои более удобные нары, оправдываясь тем, что «монаху не подобает нежиться». В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отцу Михаилу домашние сумели передать в камеру том собрания творений святителя Иоанна Златоуста, но он, отягченный думами, не смог его читать. Отец Сергий, напротив, утешался чтением и беседовал о прочитанном с отцом Михаилом. Перед расставанием отец Сергий исповедался у протоиерея Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь отец Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с отцом Сергием.
Последние слова отца Сергия, сказанные коммунистическим палачам, были: «Я ни с кем не борюсь – только с самим собою».
5 июля был оглашен приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.
В ночь на 31 июля 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.
Священномученик иерей Сергий Мечев
Отец Сергий Мечев родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье священника отца Алексея Мечева, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке.
По окончании гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1914 году во время войны он стал братом милосердия и на фронте познакомился с сестрой милосердия – Евфросинией Николаевной Шафоростовой, будущей женой.
Одновременно с учебой в университете Сергей Алексеевич принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого, организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера.
В 1917 году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошел и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у Святейшего Патриарха Тихона, который очень его полюбил. В 1919 году, по окончании историко-филологического отделения Московского университета, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал его в апреле 1919 года в Даниловском монастыре священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский).
Конец ознакомительного фрагмента.