Вы здесь

Святой Георгий. Житие святого великомученика Георгия Победоносца (А. З. Лобанова, 2015)

Житие святого великомученика Георгия Победоносца

Христианство в Римской империи


К концу III века по P. X., когда жил святой Георгий, христианство благодаря трудам апостолов уже распространилось по всей Римской империи. Учение о вечно живом, всемогущем и премудром Господе Боге проникало в умы и сердца людей, обращая их ко Христу. Мрак язычества перед яркими лучами света Христова стал быстро рассеиваться. Но апологеты язычества – жрецы и волхвы, видя в христианской религии учение, совсем не согласное с их личными взглядами, прямо противоположное всему строю языческой жизни, и в то же время сознавая свое бессилие в открытой и явной борьбе с проповедниками христианства, решили противостоять новой религии хитростью и обманом. Они распускали в народных массах самые нелепые, заведомо лживые рассказы о христианах, изображали их безнравственными безбожниками и преступниками, побуждая таким образом простой и доверчивый народ к преследованию христиан. Под влиянием настойчивых убеждений и хитрых речей жрецов язычники стали враждебно относиться к христианской религии и, пользуясь кротостью и смирением христиан, жестоко их преследовали, будучи в то же время совершенно незнакомы ни с сущностью христианского учения, ни со строем и порядком христианской жизни.

Гонения на христиан начались еще в I веке при императоре Нероне и затем – при императоре Домициане. Но сначала римская власть еще не рассматривала христианство как особую враждебную ей религию. Во II веке христиан стали преследовать уже за одну только принадлежность к христианской религиозной общине. Но особенно усилились и приняли необыкновенно жестокий характер гонения на христиан к концу III столетия, когда учение Христа стало проникать и освещать души людей всех сословий и положений языческого общества.

К тому времени последователей Христа можно было обнаружить не только среди простого и бедного люда, но и среди высших классов общества, даже в семействах царей и правителей Римской империи. Уже стало ясно, что христианство явилось на землю, чтобы заменить собою язычество, что вместе эти религии существовать в одном государстве не могут, как взаимно противоположные. Но жрецы не хотели добровольно уступать; им удалось убедить правительство, что с гибелью язычества погибнет и власть государственная, что христианство враждебно римскому государственному строю. Да и сами римские власти осознали, что христианство угрожает традиционным культурным ценностям римского общества. И вот в период царствования императора Диоклетиана начинается особо жестокое преследование христианства как религии, враждебной государству.

Это уже было гонение систематическое, строго обдуманное, не пренебрегающее никакими средствами для достижения своей цели – истребления христиан. Именно в это время особенно много пострадало христианских мучеников и мучениц, преследованию подверглись тысячи людей, земля обагрилась обильными ручьями христианской крови. В это ужасное время и жил святой Георгий, поборник веры, мученик за веру и непобедимый страстотерпец.


Происхождение, первоначальное воспитание святого Георгия, его служебные успехи


Святой великомученик Георгий родился в малоазийской области Каппадокии от знатных благочестивых и богатых родителей-христиан, в царствование императора Диоклетиана – самого ужасного гонителя христиан. От рождения своего Георгий одарен был высокими умственными способностями, красивой внешностью и здоровьем. В доме своих родителей он получил хорошее образование и христианское воспитание, с детства был глубоко благочестивым, добрым и любящим отроком.

Святой Георгий был еще ребенком, когда отец его по распоряжению властей был схвачен и принял смерть за веру во Христа. Мученическая кончина нежно любимого отца вызвала в душе отрока очень сильное переживание и навсегда запечатлелась в его памяти. Мать святого Георгия, опасаясь дольше оставаться в Каппадокии в это тяжелое для христиан время, вскоре после кончины мужа переселилась на свою родину, в Палестину, где ей достались в наследство от родителей богатые имения, в одном из которых они с сыном и поселились.

Мальчик возрастал, преуспевал в науках, развивался в добродетелях и был истинным утешением и отрадой для овдовевшей матери. Как юноша даровитый и особенно отличавшийся физической крепостью, статностью и мужественной красотой, Георгий был призван на военную службу. Мать же его вскоре после этого скончалась.

Проходя военную службу с примерным усердием, высокой порядочностью, честностью и исполнительностью, Георгий вскоре обратил на себя внимание и заслужил расположение своего начальства, так что, будучи двадцати лет от роду, он был назначен военачальником и удостоен высоких наград от самого императора Диоклетиана. Начальники и товарищи полюбили его за храбрость.

Занимая высокую должность в царском войске, Георгий сделался одним из приближенных к царю людей, членом царской свиты. Диоклетиан не знал, какую веру исповедует Георгий. Между тем настало ужасное время для всех, исповедующих имя Христа.


Мученические подвиги и кончина святого Георгия


Будучи приверженцем староримских традиций, Диоклетиан в целях укрепления своего бюрократического государства решил поощрять традиционные римские верования, в том числе культ Юпитера. Постепенно и целеустремленно создавал Диоклетиан и себе культ великого государственника, превознося каждую свою победу над внешним врагом и присваивая различные титулы. Для придания образу императора еще большей божественности он провозгласил себя Иовием, сыном бога Юпитера.

В 303 году начались массовые преследования христиан, вера которых уже успела пустить корни повсюду. Диоклетиан решил истребить христианство силою меча и ужасами казней. Повелено было повсюду разыскивать христиан и заставлять их отрекаться от Христа и объявлять о вере в традиционных богов, и в первую очередь – в императора как сына бога, а не соглашающихся с этим подвергать самым страшным истязаниям, пыткам и казням. Книги христиан приказано было сжигать, церкви разрушать, а самих христиан отдавать на мучения. Темницы наполнились исповедующими истинного Бога, лютым мукам подвергалось множество христиан повсеместно. От пыток и мучений ничто не могло спасти исповедников Христа: их не могли избежать даже члены царской семьи. Началось по всей Римской империи страшное, бесчеловечное преследование христиан, обильными потоками полилась христианская кровь. Возбужденная языческая толпа в один из христианских праздников с яростью набросилась на великолепный христианский храм в Никомидии – столице Восточной римской империи, резиденции императора Диоклетиана. Храм в это время был наполнен богомольцами. Язычники окружили его и подожгли со всех сторон. Под пеплом этого великолепного храма погибли тысячи христиан.

Для того чтобы преследованию христиан придать законный порядок, сделать его особенно сильным и действенным, Диоклетиан образовал у себя во дворце совет из наиболее приближенных лиц. Этот совет издавал распоряжения, руководя репрессиями в масштабах всей империи.

Георгий как лицо, весьма близкое к императору, также должен был участвовать в этом совете. Лишь только начались гонения на христиан, Георгий стал готовиться к смерти: отпустил на свободу своих рабов, имущество и деньги раздал бедным. Считая для себя грехом пользоваться покоем и наслаждаться земными благами в то время, когда его собратья по вере страдают, и особенно оставаться в такое тяжкое время тайным христианином, он решил торжественно исповедать имя Христа и принять мучения за Него.

Однажды, когда сам император в кругу своих близких сановников обсуждал дела и изыскивал меры к истреблению христиан, Георгий произнес страстную речь в защиту христианской веры. Помолившись, полный решимости, он обратился к императору и всему собранию с такими словами:

– Доколе тебе, о царь, и вам, царедворцы и советники, поставленные для законного управления народом, чтобы судить по правде, воздвигать гонение на христиан?! Вы достигли крайней степени неистовства, издавая беззаконные определения и бесчеловечные законы против невинных, никого не обидевших, добродетельных христиан. Вы хотите мучениями и преследованиями заставить согласиться с вашим безумием тех людей, которые просвещены познанием истинного Бога и научились быть благочестивыми. Не обольщайтесь ложью и обманом! Идолы ваши не боги, нет – говорю вам – не боги. Иисус Христос есть истинный Господь во славе Бога Отца. Все сотворено Богом Отцом, и Духом Его Святым все содержится. Итак, или сами вы познайте истину и научитесь благочестию, или же, по крайней мере, не смущайте своим безумием познавших истинного Бога и в правоте служащих истинному Богу.

Все собрание, как громом, было поражено этой неожиданной смелой и восторженною речью святого Георгия. Все устремили свои изумленные взоры на императора, ожидая, что он скажет. Раздраженный и крайне смущенный, Диоклетиан некоторое время молчал, не зная, что сказать, затем знаком руки подозвал к себе своего друга Магнеция и приказал ему возразить на речь Георгия.

– Кто побудил тебя на такой дерзкий поступок? – спросил Георгия Магнеций.

– Истина, – спокойно и с достоинством ответил Георгий.

– Какая истина? – продолжал спрашивать Магнеций.

– Истина сия есть Христос, вами гонимый, – ответил святой.

– Так ты и сам христианин?! – удивленно спросил Магнеций.

– Да, я раб Христа, Бога моего и, на Него уповая, добровольно предстал пред вами, чтобы засвидетельствовать истину.

Я – христианин, и желание свидетельствовать о Христе – Единой Истине – побудило меня сделать это, – закончил Георгий.

Диоклетиан был страшно раздосадован словами Георгия. Однако, не подавая вида, он с притворной лаской обратился к Георгию:

– Доселе я с радостью удивлялся твоим отменным качествам. Еще в юном возрасте ты отличным знанием воинского дела и своей личной храбростью сделался достойным больших наград. И, не обращая внимания на твой возраст, я наградил тебя почетным званием и дал тебе высокий титул в моем воинстве. Даже и теперь, когда ты так дерзко и не на пользу себе говоришь, я люблю тебя за твой ум, за твое мужество. Как отец, советую тебе, для твоей же пользы: не лишай себя воинской славы, не предавай свою молодость безрассудной непокорностью на мучение, принеси жертву нашим богам и за то получишь от нас еще большие почести.

Но не смутили и нисколько не соблазнили святого Георгия эти слова и обещания царя.

– О, если бы ты сам, государь, познал через меня Истинного Бога, – кротко заметил Георгий императору, – Он удостоил бы тебя лучшего Царства – бессмертного, так как то царство, которым ты теперь владеешь и управляешь, наслаждаясь своей властью, есть царство непостоянное, временное. И все, что в нем, все его блага и утешения слишком кратковременны и не могут принести человеку никакой истинной пользы. Поэтому никакие обещания земной славы не в силах уменьшить моей любви к Богу Истинному и вечному, и никакие муки не устрашат меня и не поколеблют моей веры.

После этих слов Диоклетиан не в силах был долее сдерживать свой гнев и с раздражением приказал находившимся тут же воинам схватить Георгия и заключить в темницу. Приказание было немедленно исполнено, но при этом на глазах язычников совершилось нечто поразительное: как только один из воинов, исполняя повеление царя, копьем коснулся тела святого Георгия, железное копье тут же согнулось, как мягкий прут, а мученик громко восславил Господа Бога.

В темнице отнеслись к Георгию с величайшею жестокостью: положили его на землю, на его ноги надели тесные и тяжелые колодки, а на грудь навалили тяжелый камень, и в таком положении святой мученик должен был провести всю ночь. Терпя эти ужасные мучения, святой Георгий не высказал ни одного слова жалобы или сетования, а беспрестанно благодарил и прославлял Бога.

На следующий день император снова велел привести к себе Георгия и опять стал уговаривать его и склонять к покорности.

– Ну что же, – спросил император мученика, проведшего ночь с тяжелым камнем на груди и в колодках и изнуренного мучительными страданиями, – раскаялся ли ты теперь, Георгий, или все еще остаешься в своем упрямстве и непокорности?

На это святой Георгий отвечал:

– Неужели ты думаешь, что я по причине такого незначительного мучения отрекусь от своей веры? Ты, государь, скорее устанешь мучить меня, чем я переносить мучения.

Тогда Диоклетиан велел принести огромное колесо, под которым были доски с укрепленными в них острыми ножами и воткнутыми большими железными гвоздями. Раздетого донага святого мученика привязали к колесу, которое стали вращать по этим доскам. Железные острые орудия впивались в тело святого Георгия и рвали его на части. Несмотря на ужасные боли и страдания, святой мученик не издал ни одного крика, ни одного стона, а только молился и славословил Бога, а по прошествии некоторого времени совсем успокоился и как бы уснул.

Диоклетиан, видя все это, подумал, что Георгий умер, и со злорадством стал порицать истинного Бога, Которому служил Георгий, и восхвалять своих богов:

– Где твой Бог, Георгий?! Что же Он не избавил тебя от такой муки? – говорил Диоклетиан и при этом повелел принести жертву Аполлону, но вдруг услышал ясный голос с неба: «Не бойся, Георгий. Я с тобою».

Затем в необычайном сиянии явился с неба Ангел в образе прекрасного юноши, который, став около мученика и сказав: «Радуйся», возложил на него руку и после этого стал невидим. Когда Ангел Божий стал невидим, все бывшие тут увидели святого Георгия, прославляющим Господа Бога и стоящим около колеса, с которого он был снят и при этом чудесно исцелен Ангелом Божиим.

Диоклетиан не хотел верить, что перед ним стоит его военачальник Георгий, а думал, что это какой-нибудь другой человек, только похожий на него. Но сам Георгий громко свидетельствовал:

– Это я – Георгий.

При этом ужас объял всех присутствующих, и многие из них тут же обратились ко Христу, а двое из царских приближенных – Анатолий и Протолеон – при виде всего этого громко воскликнули:

– Един Бог великий и истинный – Бог Христианский!

За это Диоклетиан тут же приказал их схватить и без всякого суда, выведя за город, казнить.

Супруга Диоклетиана, царица Александра, пораженная всем виденным, также уверовала во Христа и хотела торжественно, перед всеми, исповедать свою веру, но градоначальник Никомидийский, зная, что ожидает царицу за такое поведение, спрятал ее в царских палатах.

Один только Диоклетиан остался непреклонным в своем заблуждении и, несмотря на явное чудо, не уверовал и не изменил своего отношения к святому Георгию. Он приказал отвести мученика и закопать его в ров с негашеной известью.

Отправляясь на это новое мучение, святой Георгий молитвенно взывал к Богу: «Господи Боже мой, Спасе скорбящих, прибежище гонимых, надеждо ненадежных, услыши молитву раба Твоего и призри на мя, помилуй и избави от коварства сопротивного, дай мне силы до конца сохранить исповедание имени Твоего святого. Не остави меня, Владыко, грех моих ради, да не скажут враги мои: где Бог его? Покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне, непотребном рабе Твоем. Пошли недостоинству моему Ангела Твоего Хранителя, Господи, превративший в росу пещь Вавилонскую и сохранивший невредимыми святых отроков, яко благословен еси во веки. Аминь».

После молитвы Георгий перекрестился и лег в ров, а царские слуги засыпали его негашеной известью. Через три дня Диоклетиан, вполне убежденный в гибели Георгия, велел откопать его кости. Но каково было удивление посланников царя, когда они, раскопав известь, нашли в ней святого Георгия целым и невредимым. Видя это непостижимое чудо и слыша славословие и молитвы Георгия, посланные сами уверовали во Христа и прославили Господа, сохраняющего Своих избранников.

Извещенный обо всем этом, Диоклетиан также удивился и немедленно потребовал к себе Георгия. Когда пред ним предстал целым, невредимым и благодушным святой мученик, то суеверный царь, привыкший все для него непонятное объяснять волшебством и чарами, стал требовать от Георгия, чтобы тот открыл ему, какой силой и каким волшебством он остался в живых. В ответ на это святой Георгий еще раз торжественно перед императором и народом исповедал величие и всемогущество Единого Истинного Бога.

– Удивляюсь слепоте вашей, – сказал мученик, – и не понимаю, как до сих пор вы не можете поверить, что спас меня Единый Истинный Бог, Который никогда не оставляет верующих в Него.

Возмущенный таким смелым и твердым исповеданием, Диоклетиан осудил Георгия на новое мучение. Он приказал надеть на его ноги раскаленные железные сапоги с острыми гвоздями, вбитыми в подошвы, и гнать его в этой обуви в темницу. В то время как святой мученик терпеливо переносил и эти ужасные муки, Диоклетиан, ослепленный гневом, издевался над страданиями мученика, говоря:

– Какой быстрый скороход у нас Георгий!

Израненного и измученного Георгия посадили в темницу. В течение ночи Господь, милостиво приняв молитвы и славословия мученика, исцелил его раны. И на другой день Георгий предстал пред царем совершенно здоровым и невредимым. Диоклетиан с насмешкой спросил, доволен ли он своими сапогами, и, получив кроткий утвердительный ответ, снова стал уговаривать и просить Георгия принести жертву богам, утверждая, что и это исцеление совершено им силою волшебства. Но святой Георгий с воодушевлением воскликнул:

– Как вы безумны! Силу Божию вы называете волшебством и прельщаетесь бесовскими наваждениями.

Раздраженный смелыми и вдохновенными речами святого исповедника Христова, свирепый мучитель приказал всем присутствующим бить святого Георгия по устам за оскорбление царского величества, а потом распорядился сечь воловьими жилами, пока кровь его не смешается с землею. Терпеливо и спокойно, с молитвою на устах, переносил святой Георгий все эти бесчеловечные муки и издевательства.

Один из приближенных царя, Магнеций, посоветовал императору пригласить некоего известного, славящегося своими чарами волшебника Aфaнacия, чтобы тот одолел чары Георгия. Призванный волшебник объявил, что он исполнит волю императора и сделает Георгия послушным ему на следующий же день.

В назначенный час собрались все приближенные императора. Из темницы был приведен святой Георгий. Волхв принес два сосуда, наполненные какой-то жидкостью, и, указывая на один из сосудов, сказал царю:

– Прикажи этому безумцу выпить из этого сосуда, если хочешь, чтобы он был покорен тебе. Если же желаешь, чтобы он умер, пусть выпьет из другого сосуда, – и при этих словах он отдал царю оба сосуда.

Святой Георгий выпил поданное ему питье из первого сосуда, но оно не произвело на него никакого действия. Тогда разгневанный царь приказал ему выпить и из другого сосуда, наполненного смертоносным ядом. Святой

Георгий выпил и из этого сосуда, но остался, силою и волею Божиею, цел и невредим.

Необычайно были удивлены этим и волхв Афанасий, и все присутствующие. Диоклетиан, по-прежнему подозревавший в чудесных событиях жизни святого волшебство, опять стал увещевать и просить Георгия открыть, что это за сила, благодаря которой ни мучения и пытки, ни смертоносное питье не вредят ему.

В ответ на эту просьбу святой Георгий рассказал всем присутствующим о той всесильной Божественной помощи, которую Господь подает Своим последователям.

– Не думай, царь, – сказал святой исповедник веры христианской, – что мы спасаемся от мучений чарами. Нет, я здрав и невредим исключительно благодаря силе Христа, уповая на Которого мы, Его ученики, не боимся никаких мучений. Он научил нас не бояться убивающих тело, души же не могущих убить. Он Сам сказал, что и волос с головы вашей не погибнет и, если что смертное испиете, не повредит вам. Слушай же, царь, какое Он нам дал обещание: «Верующий в Меня сотворит и дела, которые Я творю».

А это значит: слепым давать зрение, глухим – слух, прокаженных очищать, хромых исцелять, мертвых воскрешать, нечистых духов изгонять и подобные этим другие дела совершать.

Диоклетиан, желая посрамить Георгия и уличить его в словах, так как в речи святого мученика он видел лишь хвастовство и судил о нем по себе, приказал Георгию воскресить недавно похороненного невдалеке мертвеца. Он был уверен, что тут-то святой будет посрамлен. Но истинный Бог поругаем не бывает! И святой Георгий, молитвенно пребывая с Богом и в Боге, знал, что Господь истинных Своих почитателей всегда послушает. Он не уклонился от предложенного ему испытания, чтобы еще нагляднее явить перед народом величие и всемогущество христианского Бога, действующего через Своих истинных почитателей. Георгий стал молитвенно просить Господа совершить это чудо. Когда гроб с трупом был принесен, святой Георгий, упав на колени, молитвенно воскликнул:

– Господи Боже, дай сему лукавому роду просимое знамение и воскреси мертвеца в посрамление отвергающих Тебя; покажи предстоящим, что Ты – один Истинный Бог во Вселенной и что Твоему повелению все повинуются, и Твоя есть слава во веки. Аминь.

При последнем слове святого мученика «аминь» все присутствующие увидели нечто поразительное: поднялся великий шум, земля затряслась, гроб раскрылся, и перед всеми, помертвевшими от страха и ужаса, покойный встал живым.

Многие из очевидцев этого поразительного чуда тут же уверовали во Христа. Даже волхв Афанасий так был поражен увиденным, что упал к ногам Георгия, исповедуя Христа, умоляя святого простить ему причиненное оскорбление и помолиться за него Богу.

Один только царь остался непреклонным в своем неверии и безумии; злоба ослепила его очи, ожесточила его сердце, так что виденного он не понимал и происходящего перед его глазами как бы не видел!

Наблюдая смятение народа, раздраженный Диоклетиан, приказав собравшимся умолкнуть, с дерзостью ослепленного гордеца стал по-прежнему утверждать, что Георгий действует здесь обманом и чарами и что Афанасий также обманом помогает ему, дав выпить под видом яда волшебное снадобье, а оно только увеличивало его силы… и что Афанасий с Георгием по предварительному сговору вместо мертвеца принесли усыпленного ими же человека. В порыве гнева и раздражения Диоклетиан приказал тут же, без всякого суда, отсечь головы Афанасию и воскрешенному человеку, а Георгия опять заключить в темницу и держать там, пока он, император, не придумает, что сделать с ним.

Исполненный высокой небесной радости и благодарности Господу Богу, прославившему через него Свое имя святое, Георгий возвратился в темницу и здесь излил свою душу в такой благодарственной молитве: «Слава Teбе, Владыко мой, что Ты не посрамляешь уповающих на тебя! Благодарю Тебя, что Ты помогаешь мне на всяком месте и во всякое время. Ты непрестанно являешь мне Свои великие благодеяния и мое недостоинство украшаешь Своею благодатию. Сподоби меня, Господи, посрамить до конца силу диавола и скорее узреть Твою предвечную славу».

Между тем уверовавшие во Христа, узнав о пребывании святого Георгия в темнице, спешили увидеть его. Несмотря на запрещение властей, день и ночь толпы христиан, подкупая стражей, проникали в темницу. Одни – чтобы послушать его богодухновенное учение, другиe – чтобы получить совет, наставление и утешение в скорби. К святому мученику приносили множество больных и увечных, и он исцелял их.

Однажды пришел в темницу к святому бедный земледелец язычник Гликерий и с великим огорчением рассказал, что вол – единственное его имущество и вместе с тем рабочая сила, последнее средство для прокормления его с семьей – разбился насмерть, сорвавшись с горы.

Глубоко сочувствуя горю бедняка, святой Георгий убеждал несчастного надеяться на Бога. Потом, ласково смотря в глаза бедняку, сказал:

– Ступай, брат мой, с миром и радостью домой, Христос Бог мой оживил твоего вола.

Утешенный добрым словом и ласковым приемом, Гликерий вернулся домой и действительно нашел своего вола живым. Став свидетелем такого поразительного чуда, Гликерий немедленно возвратился в темницу к святому Георгию, от всей души благодаря его за помощь. Убедившись, что Бог христианский есть действительно Истинный Бог, бывший язычник принял христианство, за что, по приказание Диоклетиана, был немедленно приговорен к казни. С радостью шел Гликерий на казнь, моля Бога, чтобы смертная казнь за Христа заменила ему Таинство Крещения, которого он не успел принять.

Между тем друзья и советники Диоклетиана стали роптать, что Георгий, находясь в темнице, возмущает народ и многих совращает в христианство. Они настаивали на том, что надо или заставить Георгия перейти в язычество, или казнить. Диоклетиан назначил последний торжественный прилюдный суд над Георгием в храме Аполлона.

В ночь накануне суда Георгий удостоился чудного небесного видения во сне: Сам Господь явился в темницу, подняв Божественной десницей его с одра, и, возложив на голову его венец, сказал:

– Не бойся, будь мужественен и сподобишься царствовать со Мною. Не изнемогай: вскоре Я призову тебя к Себе и ты получишь уготованное тебе.

Это видение убедило святого Георгия, что скоро настанет его кончина, и он стал благодарить Бога, что Он не оставляет его Своею помощью. Затем святой стал просить темничного стража исполнить его единственную просьбу: допустить к нему слугу, который во все время пребывания Георгия в заключении находился неотлучно возле темницы и записывал деяния и слова святого. Допущенный к своему любимому господину, слуга упал к его ногам и горько заплакал. Георгий поднял его, рассказал ему свое видение и напутствовал так:

– Чадо! Скоро Господь меня призовет к Себе. Ты же после моей кончины возьми тело мое отсюда и похорони в Палестине, а также исполни и завещание относительно моего имущества в Палестине. Всегда имей твердую веру в Бога.

Простившись со слугой, Георгий стал ждать суда и готовиться к смерти. На другой день его привели на суд. Диоклетиан опять начал уговаривать Георгия отречься от Христа и принести жертву богам, прельщая его обещаниями разнообразных земных благ и обещая поставить его в Римской империи вторым после себя.

На это Георгий отвечал:

– Государь! Тебе давно следовало обещать мне такие милости, а не мучить меня так жестоко.

Царь обрадовался этим словам Георгия, увидев в них уступчивость узника и некое раскаяние, и еще усерднее стал расточать обещания вознаградить его за все лишения.

Георгий сказал:

– Царь, войдем внутрь храма, чтобы увидеть богов, которых вы почитаете.

Еще больше обрадовался царь после этих слов святого Георгия и с почетом повел его в храм в сопровождении своих советников и народа, думая, что мученик склонился на его слова и хочет в храме принести жертву богам.

В храме в ожидании этой жертвы взоры всех устремились на святого.

Георгий, обратившись к идолу Аполлона, спросил:

– Хочешь ли ты, как бог, принять от меня жертву?

И вдруг в ответ на этот вопрос послышался голос как будто изнутри идола:

– Нет, я не бог, и никто из подобных мне, один только Истинный Бог – Тот, Которого проповедуешь ты; мы же только ангелы, сделавшиеся отступниками от Него и из зависти прельщающие людей.

На это святой снова сказал: – Как же вы смеете пребывать здесь, когда я, служитель Истинного Бога, пришел сюда?!

Лишь только Георгий произнес эти слова, как послышались некий шум и стон, как бы исходящий из идолов, и вдруг все они упали на землю и разбились. Жрецы и многие из присутствующих язычников при виде этого с яростью и озлоблением бросились на Георгия и начали бить его, взывая к царю:

– Погуби волхва сего, царь, погуби, пока он не погубил нас.

Молва о случившемся быстро распространилась по городу и достигла царского дворца. Жена Диоклетиана, Александра, уже ранее уверовавшая во Христа и до времени остававшаяся тайной ученицей Его, ныне, под влиянием всего происшедшего, решила открыто объявить себя христианкой. Между тем Диоклетиан, пораженный виденным, с гневом стал упрекать святого Георгия:

– Такую-то ты благодарность воздал мне за мое к тебе милосердие? – сказал царь. – Так-то ты приносишь жертву богам?!

– Так привык я почитать твоих богов, безумный царь, – отвечал святой Георгий. – Постыдись приписывать силу богам, которые не могут ни себе помочь, ни перенести присутствия слуг Христовых.

Пока так говорил святой Георгий, в храм явилась царица Александра, открыто исповедуя Христа. Припав к ногам святого мученика, она стала порицать безумие и жестокость мучителя и поносить богов и поклоняющихся им. Диоклетиан, глядя на жену, с изумлением слушал ее смелую и восторженную речь. С гневным недоумением он сказал:

– Что сделалось с тобой, Александра, что ты, поверив этому волхву и чародею, столь бесстыдно отрекаешься от богов?!

Царица отвернулась от своего мужа и ни слова не сказала в ответ, зная его ослепление и непреклонную злую волю. Разгневанный царь приказал немедленно отрубить головы Георгию и царице Александре. Воины тут же схватили святых угодников Божиих и повели на казнь. Дорогой царица изнемогла телом и, с дозволения воинов, присела на дороге у стены отдохнуть, где тут же и предала свой дух Господу. Так милосердный Господь пощадил слабые физические силы царицы и не дал грубым воинам терзать чистое тело святой мученицы!

Святой Георгий, славословя Господа за Его милосердие к слабой женщине, радостно продолжал путь. Придя на место казни, Георгий возблагодарил Господа, давшего ему силы вытерпеть все муки и страдания и не допустившего врагам торжествовать.

– Услыши же меня и ныне, Господи, – громко закончил молитву свою мученик. – Не поставь в грех мучителям моим, действующим по неведению, но даруй им прощение и любовь Твою, чтобы и они, познавши Тебя, получили часть в Твоем Царствии с избранными Твоими. Прими и мою душу с благоугодившими Тебе, презрев все мои вольные и невольные грехи. Помяни всех, поминающих имя Твое, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Окончив молитву, святой Георгий спокойно положил свою голову на плаху и был обезглавлен 23 апреля 303 года.

Так доблестный воин царя земного стал победоносным воином Царя Небесного и радостно положил душу свою за верность служения Ему, за что и получил славный венец великомученика.

За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности великомученика Георгия называют еще Победоносцем.

Мощи святого, согласно его завещанию, были положены в палестинском городе Лидде, в храме, носящем его имя. Глава же его хранится в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На Святой Земле, по дороге в Хеврон, среди поля высится арка ворот с изображением святого Георгия Победоносца над ними. Отсюда вьется дорога в селение, посвященное святому, где находятся храм его имени и небольшой монастырь. Окрестное, в том числе и мусульманское, население здесь, как и по всей Палестине, особо почитает святого великомученика Георгия. В храме, помимо двух его чудотворных икон, имеются цепи – узы святого, носимые им во время его страданий. Они почитаются целебными от душевных болезней. Монастырь поставлен на земле, принадлежавшей матери святого Георгия.