Вы здесь

Святая гора Афон. История (Е. Михайлов, 2009)

История

В эпоху античности гора, носящая, как считали древние, имя мифического фракийского гиганта Афона (догреческого происхождения), была малонаселена и известна главным образом своей величиной. <...> С IV века до Рождества Христова, как и вся Халкидика, Афон входил в состав Македонии. <...>

Со II века до Рождества Xристова полуостров входил в состав Римского государства. На его территории и в непосредственной близости к нему было расположено несколько небольших городов-полисов <...>. В один из них, Аполлонию, находившуюся у перешейка, связывавшего Афон с Халкидикой, по пути из Амфиполя в Фессалонику заходил апостол Павел (Деян. 17, 1). Предание о пребывании апостола спустя много веков сохранилось среди жителей возникшего на месте древней Аполлонии города Иериссо <...>. Ко времени гонений начала IV века в Аполлонии уже было немало христиан; здесь пострадали мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Перегрин и градоначальники Руф и Руфин. Окончательно христианство утвердилось в этих краях во времена равноапостольного Константина I Великого, когда в Аполлонию был поставлен первый епископ. В это же время полнились первые храмы и на самом Афоне. Не исключено, что наряду с храмами здесь в IV веке возникли и первые монастыри. О посещении афонских обителей в начале V века преподобными Варнавой и Софронием рассказывает греческое Житие святых Варнавы, Софрония и Христофора (память греческая 17 августа) из «Нового Лимонария» (Афонский патерик. М., 1897. С. VI).

В VII веке все древние города на полуострове пришли в упадок и прекратили свое существование. Между 670 и 675 годами Афон, как и многие другие местности северного побережья Эгейского моря, был опустошен арабами, осаждавшими Константинополь. Постоянная угроза морских набегов арабских пиратов, укрепившихся на острове Крит, сохранялась до середины X века. К концу VIII – началу IX века на Афоне практически не осталось поселений, единственными его обитателями были пастухи, кочевавшие со своими стадами.

Предания о начале афонских монастырей. О древнейшей истории христианского Афона повествуют устные афонские предания, дошедшие до настоящего времени в поздней книжной традиции XVII–XVIII веков.

Согласно сказанию, сохранившемуся у Сте фа на Святогорца и ставшему известным на Руси с первой четверти XVI века (издано в сборнике «Рай мысленный», 1659), вскоре после Вознесения Спасителя Афон удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, Великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богородица «возрадовасе духом, рече: Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего» и, благословив народ, произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земли, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и Аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». <...>

Древнейшая редакция Жития преподобного Петра Николая Синаита (конец Х–XI века) сообщает о явлении Богородицы преподобному Петру. Повелев ему идти на Афон, Она предвозвестила: «Придет время, когда Афон наполнится монахами от края до края».

Большинство афонских монастырей низводят начало своей истории к первым векам христианства. Император Константин Великий († 337), по преданию, <...> основал храм в честь Успения Божией Матери в Карее, а также Ватопедский и Кастамонитский (Констамонитский) монастыри. Название Каракальской обители дало повод считать ее основателем императора Каракаллу (III век). Строительницей монастырей Эсфигмен и Ксиропотам считалась императ рица святая Пульхерия.

Цикл преданий связан с Ватопедским монастырем. После того как он был построен при императоре Константине, монастырь был разорен Юлианом Отступником. Его возобновили с большой роскошью императоры Феодосий I Великий и его сын Аркадий в память о случившемся там чуде, которое пересказывает Иоанн Комнин. Во время бури юный Аркадий был унесен с палубы корабля в открытое море, но когда сопровождавшие его причалили к афонскому берегу, они обнаружили и зарослях кустарника (βάτος) мирно спящего царственного отрока (ποαδίον), откуда и произошло название Ватопед. Согласно другой версии, приводимой Стефаном Святогорцем, чудесно спасся не сын, а племянник Феодосия I, «отрок Вато». <...> О древности Ватопедского собора могут свидетельствовать сохранившиеся четыре колонны из порфирового гранита, а также священный колодец в алтаре. Тот же Иоанн Комнин приводит рассказ о посещении Ватопеда дочерью Феодосия I Галлой Плацидией († 450). Прибыв на Афон, она собиралась совершить поклонение в храме, но у входа в собор была остановлена гласом свыше: «Стой, не иди далее, да не пострадаешь зло». Императрица в слезах взмолилась о прощении ей греха дерзновения и построила придел во имя великомученика Димитрия. <...>

Образование монашеского сообщества. <...> Афон ская традиция связывает заселение полуострова отшельниками с бегством монахов с земель, завоеванных арабами в VII веке. <...>

Наиболее вероятно, что монахи начали заселять опустевший Афон в конце VIII века, хотя отдельные отшельники, возможно, укрывались на этой лесистой и крутой горе и в более древние времена. <...> В середине IX века на Афоне жило уже значительное количество монахов и Святая Гора была достаточно известна в Византии.

Довольно долгое время на Афоне не было крупных монастырей, что отличало его от других монашеских центров. Здесь подвизались аскеты и отшельники, приходившие из других обителей в поисках совершенного уединения.

Первым известным афонским святым является преподобный Петр. Время его подвижничества приблизительно относится к первой половине IX века. Самым ранним свидетельством об этом отшельнике является канон, составленный в его честь преподобным Иосифом Песнописцем в середине IX века. Следует отметить, что почитание преподобного Петра уже в X веке было довольно широко распространено и за пределами Афона, о чем свидетельствует его житие. <...>.

Важные сведения о развитии афонского монашества в IX веке дает Житие преподобного Евфимия Нового <...>. Преподобный Евфимий принял постриг на горе Олимп в Вифинии, прожил около пятнадцати лет в общежительном монастыре, а затем в поисках уединения отправился на Афон (около 859 года). Некоторое время он подвизался в полном одиночестве, затем вокруг него стали собираться другие отшельники, признавшие его своим духовным наставником. Преподобный Евфимий не раз покидал Афон, уходил в Фессалонику, жил некоторое время на острове Неи и в основанном им близ Фессалоники общежительном монастыре. Автор жития говорит, что за время жизни преподобного Евфимия число монахов на Афоне значительно увеличилось. Когда преподобный пришел на Афон, он нашел здесь отшельников и аскетов, живших небольшими группами, однако о каких-либо монастырях, имевших внутреннюю организацию, житие не упоминает. По-видимому, в IX веке большинство афонских монахов либо вели отшельнический образ жизни, либо объединялись в малые общины вокруг того или иного духовного наставника.

Один из монахов, подвизавшихся вместе с преподобным Евфимием, преподобный Иоанн Колов, основал между 866 и 883 годами монастырь на перешейке, соединяющем Афон с материком. Монастырь быстро увеличил свои владения и скоро стал обладателем значительных земельных участков на Афоне. <...> В 979–980 годах обитель Иоанна Колова перешла в собственность Иверского монастыря. <...>

С начала X века на Афоне интенсивно шло формирование и развитие крупных монастырей, в которые объединялись более мелкие обители и келлии отшельников. Наиболее значительной из них была Кафедра Старцев в северо-западной части Афона, названная «древней» уже в хрисовуле 934 года. Общее богослужение совершалось в центральном храме, старцы собирались несколько раз в году на общее собрание (синаксис) под председательством прота. <...>

В середине X века местопребыванием прота стала лавра Великого Меса в центральной части полуострова; в наши дни здесь находится административный центр Афона Карея.

Постепенно сформировалась единая система управления Афона, включавшая общее собрание Протат и совет игуменов при проте, которая просуществовала без значительных изменений до конца византийского периода. Прот распоряжался всеми земельными владениями Святой Горы, так как они принадлежали не отдельным монастырям или общинам, но всем афонским насельникам. К нему приходили новоприбывшие на Афон монахи, и он раздавал им келлии для жительства. По вопросу об окончательном наделении землей прот должен был заручиться согласием др. монахов. Прот представлял Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, вместе с советом из игуменов вел судопроизводство на Афоне, следил за сохранением мира и порядка, утверждал избрание настоятелей и вручал игуменский посох. Эконом Протата ведал распределением ежегодных пожертвований, поступавших из императорской казны. Высшей инстанцией, к которой апеллировал афонский прот, был не архиепископ Фессалоникийский и не Константинопольский Патриарх, а сам император. Довольно быстро вокруг прота сформировался совет из наиболее уважаемых и влиятельных монахов, осуществлявший избрание прота и участвовавший в рассмотрении судебных дел. Совет прота первоначально не был строго регламентированным институтом: порядок вхождения в него и количество его членов не были четко определены. В X веке совет состоял примерно из четырнадцати игуменов крупнейших монастырей. Кроме постоянно действовавшего Протата и периодически собиравшегося совета существовало также собрание всех афонских монахов. Собираясь три раза в году в Протате (Карея) на великие церковные праздники (Рождество Христово, Пасха и Успение Богородицы), монахи обсуждали проблемы, касавшиеся всех афонских насельников. <...>

К концу X века преобладающей формой монашеской жизни на Афоне стало общежительство. Начало его распространению было наложено преподобным Афанасием Афонским. Получив в 961–962 годах средства от военачальника и будущего императора Никифора II Фоки, он начал строительство на Афоне большого общежительного монастыря, названного впоследствии Великой Лаврой. Традиционной датой ее основания считается 963 год, когда был освящен соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра преподобного Афанасия фактически получила статус императорского монастыря. Уже при жизни своего основателя монастырь стал одним из крупнейших на Афоне (число иноков достигло 80 человек). Для Великой Лавры преподобный Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973–975 годы), а также так называемое Завещание – Диатипосис преподобного Афанасия (после 993 года) <...>; многие положения этих документов вошли в уставы других афонских общежительных монастырей.

Запрет доступа женщин действовал на Афоне, вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то, что он не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе преподобного Афанасия Афонского запрещается присутствие в монастыре даже самок животных (глава 31). В Житии преподобного Петра (конце X – начале XI века) говорится, что, поскольку Христос даровал Афон Своей Матери, другим женщинам нет места на нем <...>.

Среди других крупных обителей на Афоне пользовался известностью Ватопедский монастырь, основанный, по наиболее достоверным сведениям, в 970-х годах <...>. Также в X веке были основаны монастыри Ксиропотам, Зограф и Фессалоникийца во имя святого Пантелеимона, позднее переданный русским монахам. К тому же столетию относят основание преподобным Павлом Ксиропотамским монастыря, получившего впоследствии его имя. <...> В конце Х или начале XI века был основан монастырь преподобного Ксенофонта. Основание Дохиарского монастыря предание приписывает императору Никифору III Вотаниату (1078–1081), однако известна подпись игумена этой обители, датируемая до 1030 года. В XI веке были основаны монастыри Эсфигмен, Каракал и Кастамонит, а также монастыри Филофея и Симонопетра. <...> Многие монастыри, существовавшие на Афоне в X–XI веках, позднее исчезли. В то же время появлялись новые обители: преподобного Григория (около 1347 года), Пантократор (около 1363 года), преподобного Дионисия (около 1370 года). В 1541–1542 годах скит Ставроникита (с ХI века) был преобразован в монастырь.

В конце 971 или начале 972 года был издан первый официальный устав афонского монашеского сообщества – Типикон Иоанна Цимисхия. Этот документ, известный также под названием «Трагос»,состоял из 28 правил и действовал без значительных изменений на протяжении всей византийской эпохи (типиконы 1045 и 1406 годах фактически лишь дополняют его положения). <...>

Типикон Иоанна Цимисхия закрепил превращение Афона из прибежища отшельников <...> в центр общежительного монашества. <...> Был определен новый порядок проведения собраний: вместо трех раз монахи собирались лишь раз в году на Успение. Ограничивалось и число участников этих собраний. <...> Все возникавшие споры и разногласия, даже внутри одного монастыря, игумены должны были выносить на суд прота. Тот в свою очередь не мог принимать решения без одобрения всех игуменов афонских монастырей. Избрание прота должно происходить «по прежнему обычаю». <...> Группы келлиотов и отшельники получали те же права, что и игумены крупных монастырей. Все три группы (игумены, духовные наставники групп келлиотов и отшельники) могли принимать участие в собраниях и влиять на решения, касавшиеся всего Афона. Монахи, пришедшие из других мест, согласно типикону, не могли селиться на Афоне без предварительного разрешения прота. Тe, кто хотели принять постриг на Афоне, должны были найти здесь себе духовного наставника и затем в течение года быть у него послушниками. Монахам и отшельникам запрещалось крестить детей или вступать в побратимство с мирянами и гостить у мирян, покидая свои монастыри; запрещалось торговать с мирянами лесом и вином, перепродавать свои участки земли. <...>

Эконом Протата должен был разбирать все споры на территории Кареи и изгонять виновников раздоров. Если возникали недоразумения на остальной территории Афона, он должен был провести расследование при участии нескольких игуменов. Распределением ежегодных пожертвований из императорской казны ведал эконом, который должен был отчитываться перед собранием. <...> Монастырям было предоставлено право получать неограниченные пожертвования, приобретать земли как на Афоне, так и вне его. Под документом стоит 56 подписей (47 из них принадлежат игуменам афонских монастырей <...>).

Согласно Житию Афанасия Афонского, к преподобному стекались тысячи людей из разных стран. <...> С полным правом можно утверждать, что Афон с этого времени соединял в одну монашескую общину представителей разных народностей, для которых Святая Гора стала высшей школой христианского подвижничества.

На рубеже Х–ХI веков на Афоне, согласно житийным данным, подвизалось около 3 тысяч иноков.

В 960-х годах на Афоне появились первые грузинские монахи Иоанн и Евфимий Святогорец (Мтацминдели). Согласно их житию, написанному преподобным Георгием Святогорцем, преподобный Иоанн еще в молодости стал монахом и подвизался в разных обителях; позднее вместе с сыном Евфимием он попал в Константинополь, оттуда перебрался на Олимп в Вифинию, а затем на Афон, где был благожелательно принят преподобным Афанасием в Великой Лавре (около 965 года). Вскоре после этого родственник Иоанна Ивира Иоанн Торникий (Торник) также прибыл на Афон; постепенно вокруг них собралась небольшая община грузинских монахов, обосновавшаяся близ Великой Лавры. После успешного подавления Торником мятежа Варды Склира в 978 году император Василий II удостоил его почестей и щедрых пожалований. Вернувшись на Афон, Торник основал новый грузинский (Иверский) монастырь (979–980 годы), получивший значительные земельные владения <...>. Преподобный Иоанн Торник стал первым игуменом монастыря. В начале XI века, в игуменство преподобного Евфимия, «лавра грузин» стала одним из самых крупных монастырей на Афоне; здесь проживало около 300 монахов, как грузин, так и греков. При Иверском монастыре возник скрипторий, где сформировалась знаменитая литературная школа. Главную роль здесь играли преподобный Евфимий и греческий монах Феофан, осуществившие многочисленные переводы на грузинский язык греческой богослужебной и патристической литературы. Грузинская средневековая словесность многим обязана литературной деятельности Иверского монастыря. В монастыре сохранилась значительная коллекция грузинский рукописей.

При жизни преподобного Афанасия на Афоне возникли монастыри, основанные выходцами из Южной Италии и с Сицилии, в том числе монастырь, основанный около 993 года <...> по уставу преподобного Венедикта Нурсийского.

В XI веке засвидетельствовано существование крупной русской монашеской общины в монастыре Ксилургу, которой в 1169 году был передан монастырь Фессалоникийца, известный с того времени как Русская обитель <...>.

В конце XII века святой Савва Сербский, сын великого жупана Сербии, основал сербский Хиландарский монастырь. К той же эпохе относятся первые сведения о болгарских иноках <...>.

В XI веке Афон оказался в центре наметившегося в Византии движения за возрождение монашества. Для византийского общества все большее значение стали приобретать идеалы мистического подвижничества, которые проповедовал преподобный Симеон Новый Богослов. Они нашли отклик как в деятельности многих подвижников (святые Лазарь Галисийский, Мелетий Новый и другие), так и в окружении Константинопольских Патриархов (Алексия Студита, Михаила I Кирулария) и даже при императорским дворе.

В 1045 году был составлен новый афонский устав из пятнадцати статей – Типикон Константина Мономаха <...>. Он был призван не столько заменить собой Типикон Иоанна Цимисхия, сколько дополнить его положения в соответствии с изменившимися условиями <...>.

Монастырям предписывалось держать лишь небольшие суда и торговать только тем, что производится в самих монастырях; было запрещено владеть скотом и пасти на территории Афона стада, пригоняемые с соседних территорий; запрещалось продавать заготовлявшийся на Афоне лес за его пределами. Подвергалась строгой регламентации покупка, продажа, наследование и распоряжение землями. Монахам запрещалось покидать Святую Гору во время Святой Четыредесятницы. Запрещалось рукополагать во диакона и пресвитера и избирать игуменом лиц моложе 21 года. <...>

Типикон Константина Moнoмаха был призван ограничить хозяйственную активность на Афоне. <...>

В конце XI века приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению императорского тропа и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения Афона и его места в византийском обществе. <...>

XIII–XV века были для Афона непростым временем. После захвата Константинополя латинянами (1204) Святая Гора <...> попала в церковное подчинение титулярного католического <...> епископа. Монастыри стали подвергаться притеснениям и грабежам отрядов крестоносцев. <...>

Православные государи, считавшие себя наследниками Константинопольских василевсов (императоры Никеи и Трапезунда, эпирские деспоты), постоянно оказывали активную поддержку Святой Горе. В 1222 году территория Македонии была завоевана деспотом Феодором Дукой и Афон был освобожден от владычества крестоносцев. После восстановления Византийской империи при императоре Михаиле VIII Палеологе (1261) возобновились давние особые отношения Афона с императорами. Внешняя политика Михаила, рассчитывавшего на выгоды от сближения с Западом, привела к заключению церковной унии на Лионском Соборе (1274). Это вызвало противостояние с афонскими монахами, не желавшими принимать унию и отказавшимися поминать императора-униата во время литургии. <...>

Сын и наследник императора Михаила VIII Андроник II Палеолог проявил себя как противник унии, что окончательно восстановило отношения Афона с династией Палеологов.

Императоры проявляли особую заботу о Святой Горе, осыпая монастыри пожертвованиями и земельными дарениями. С ними соревновались в щедрости правители Сербии, Болгарии и Валахии.

В 1307–1309 годах Афон жестоко опустошили приглашенные Андроником II отряды каталанских наемников, отказавшиеся подчиняться императору: многие монастыри были сожжены и разорены, драгоценные реликвии и предметы искусства разграблены.

При Андронике II претерпели изменение отношения Афона с Константинопольским Патриархатом. Появившийся в XII веке статус автономных (ставропигиальных) монастырей с начала XIV века стал придаваться на Афоне каждой новооснованной обители. Это означало подчинение монастырей непосредственной юрисдикции Константинопольского Патриарха, который таким образом получал на Святой Горе права, каких у него не было ранее. Главным приобретением Патриарха было подчинение ему афонского прота, утвержденное императорским хрисовулом (1312). В нем определялось, что отныне прот должен получать поставление от Константинопольского Патриарха, прежний его статус без рукоположения признавался неканоничным. При этом титулу прота придавался ряд почетных привилегий. <...>

Период с XIII по XV век ознаменовался расцветом монашества на Афоне, получив известность как эпоха исихазма. Известная уже с V–VI веков практика исихии (греч. безмолвие, покой), углубленного молитвенного делания, призванного отсечь помыслы и соединить ум с сердцем, распространилась на Афоне со второй половины XIII века. В это время преподобный Никифор Уединенник (Исихаст; память на Афоне 4 мая) создал «Слово о трезвении и хранении сердца», где подробно описана сердечная молитва. Дальнейшая история афонского исихазма связала с именами преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы, а также их учеников и сподвижников. Традиционно считается, что главным инициатором исихастского возрождения на Афоне был преподобный Григорий Синаит († 1346). Обучившись умной молитве на Крите под руководством старца Арсения, преподобный Григорий прибыл в начале XIV века на Афон. В то время среди святогорцев было немало подвижников, достигших высоких степеней созерцательной жизни (например, преподобный Максим Кавсокаливит), но все они приобретали духовный опыт без наставников. Преподобный Григорий начал обучение афонских монахов практике умной молитвы. Его воспитанники предпочитали держаться в отдалении от больших обителей, в пустынных местах, келлиях и скитах; наибольшее число «безмолвствующих» обитало в окрестностях Великой Лавры. Идеалом исихастов стало скитское житие, при котором братия, пребывающая в уединении в течение всей недели, по субботам и воскресеньям и во дни великих праздников собирается в храме для участия в богослужении и Причащения Святых Таин.

Святитель Григорий Палама дал древней исихастской практике богословское обоснование. В 1317 году он удалился на Афон, где ему предстояло провести в общей сложности около двадцати лет, и поселился близ монастыря Ватопед, приняв духовное руководство исихаста преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля). Спустя три года Григорий Палама переселился в Великую Лавру, затем ушел в скит Глоссия на ceверо-восточном склоне Святой Горы, где его наставником стал знаменитый исихаст Григорий Цареградец. В 1325 году Григорий Палама уехал в Фессалонику, но через пять лет вернулся на Афон, поселившись в скиту святого Саввы близ Великой Лавры. Здесь около 1334 года он создал свои первые сочинения, в том числе Житие святого Петра Афонского, в котором преподобный Петр предстает как идеал исихаста. Около 1335–1336 года прот и совет Афона назначили святителя Григория игуменом крупного общежительного монастыря Эсфигмен, но вскоре, оставив игуменство, он вернулся в скит святого Саввы. В те же годы в окрестностях Великой Лавры непродолжительное время подвизался преподобный Григорий Синаит с учениками Каллистом и Марком. <...> Около 1339 года святитель Григорий прибыл на Афон, чтобы убедить игуменов главных монастырей и известных подвижников поставить свои подписи под составленным им исповеданием исихазма – так называемым Святогорским свитком. Документ был подписан в Карее протом, игуменами Великой Лавры, Ватопеда, Эсфигмена, Кутлумуша, Иверского и Хиландарского монастырей, а также иеромонахом Великой Лавры Филофеем Коккином (будущий Константинопольский Патриарх, друг и соратник Паламы), учениками преподобного Григория Синаита Исаией, Марком и Каллистом и даже неким сирийцем, исихастом из Кареи, поставившим подпись «на своем языке». Когда в 1341 году делегация во главе со святым Григорием Паламой прибыла в Констан тинополь на Собор, в ее составе были все наиболее известные афонские исихасты. <...>

В 1345–1371 годах Афон входил в состав владений Стефана Душана, «царя сербов и греков», и его наследников. <...>

Торжество исихазма привело к значительному росту духовного влияния Афона – места, где зародилось это движение. Многие иерархи того времени избирались из среды афонского монашества. Афон стал важнейшим религиозным центром не только Византийской империи, но и стран юго-восточной Европы. Отсюда исихастское влияние распространялось по всему православному миру. Афон неизменно притягивал ищущих духовного наставничества и исихии подвижников из Болгарии, Сербии, Валахии, Руси. <...>

Афон после падения Византии. В османскую эпоху Афон оставался под покровительством <...> турецких султанов. Афонская община имела своих представителей при турецкой администрации: одного – в Фессалонике и двух – в Константинополе (при Патриархе и Высокой Порте). Афон пользовался относительной независимостью и являлся своего рода оазисом для христиан, где укрывались притесняемые, стремившиеся в безмолвии и аскезе забыть о своем порабощении. Афон оставался совершенно обособ ленным от остального мира, и лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. Монахи жили в покое, не интересуясь политикой, чем обезопасили себя от произвола турок. Во время турецкого владычества монашеская жизнь была сосредоточена главным образом в девятнадцати монастырях, к которым в 1541–1542 году добавился монастырь Ставроникита. <...> Так сложилась существующая и поныне группа из двадцати основных обителей, между которыми была поделена вся область Святой Горы, и никто, кроме них, не мог отныне владеть землей на Афоне.

В 1513 году султан Селим I <...> издал фирман, касающийся монастыря Ксиропотам, и подтвердил привилегии Святой Горы. То же сделали позже султаны Ахмед III, Селим III, Махмуд II и другие. По законам ислама запрещалось строить и восстанавливать христианские здания, однако для Афона подобное разрешение давалось без затруднений. Впрочем, <...> на всех насельников Святой Горы был наложен весьма высокий подушный налог (харадж), размер и порядок взимания которого определяли султанские фирманы, Патриаршие сигиллии и прочие документы. <...> С монастырей также не раз взимались непосильные дополнительные подати и поборы, нередко производилась конфискация монастырских подворий и владений за пределами Афона. <...>

После того как с конца XV века были установлены официальные отношения между Афоном и московскими великими князьями и митрополитами, Россию регулярно посещали посольства афонских монастырей для сбора материальной помощи Святой Горе. <...>

В XVI веке происходило возвращение некоторых монастырей к древнему общежительному уставу (Великая Лавра, Ватопед), однако на протяжении XVII века <...> все афонские обители стали особножительными. Другой особенностью этой эпохи было начавшееся со второй половины XVI века появление скитов. В древности слово «скит» являлось синонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из нескольких домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм – кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от монастырей. Общиной скитских отшельников управлял дикей (греч. справедливый) с несколькими помощниками. <...> Первым был основан скит святой Анны, принадлежавший Великой Лавре (1572). Кавсокаливийский скит основал преподобный Акакий Новый Кавcoкаливит († 1730), прославившийся особо суровой аскезой. В XVI–XVII веках появились другие крупные скиты: святого Димитрия (Ватопед), Иоанна Предтечи (Иверский монастырь), святого Пантелеимона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румынский скит святого Димитрия (монастырь Святого Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), пророка Илии (Пантократор). <...>

Патриарх Гавриил IV издал в 1783 году новый типикон Святой Горы. <...> Его главной целью было восстановление древних обычаев сурового иноческого жития <...>. Было запрещено есть мясо, без разрешения покидать Святую Гору и уходить из монастыря в скит, ограничивалось число мирян, проживавших в Карее. Восстанавливалась упраздненная с 1585 года должность прота, к которому были присоединены четыре coyправителя, избиравшиеся из числа монахов двадцати монастырей. Образованная таким образом Священная Эпистасия (попечительство) принимала на себя заботу по надзору за жизнью и поведением монахов. Прот избирался пожизненно и получал рукоположение от Патриарха. Он хранил ключи от зала собраний, каждый из эпистатов получал четвертую часть печати Святой Горы. <...> Одним из важнейших результатов преобразований Гавриила IV стало постепенное возвращение к общежительству. На киновийный устав перешли монастыри Ксенофонт (1784), Эсфигмен (1796), Симонопетра (1801), Свято-Пантелеимонов (1803), преподобного Дионисия (1803), Каракал (1813), Кастамонит (1818), Святого Павла (1839), за ними вскоре последовали монастыри преподобного Григория, Зограф и Кутлумуш.

В XVIII веке духовная жизнь на Афоне оживилась благодаря основанию духовных школ и усилению культурных контактов с Западом и славянскими странами. <...>

В середине XVIII века была основана Афонская академия – Афониада. <...> Одним из самых ярких представителей афонской духовной жизни этого периода был преподобный Никодим Святогорец. В 1775 году, в возрасте 26 лет, он пришел на Святую Гору и поселился в монастыре Дионисия, где через два года был пострижен в монахи. Изучив рукописные сокровища монастыря, он по просьбе преподобного Макария подготовил к изданию «Добротолюбие», выверив и дополнив текст по различным рукописям (1782). Преподобный Никодим издал также «Собрание богопрореченных слов и поучений богоносных святых отцов» и сочинение Неофита Кавсокаливита «О частом Божественном Причащении». <...> Преподобному Никодиму принадлежит сборник канонов, посвященных Божией Матери (Богородичник), он перевел и издал трактат «Невидимая брань», где подробно описана практика духовной жизни. <...> Умер преподобный Никодим на Святой Горе. В 1955 году по инициативе афонских монахов Константинопольский Патриархат причислил его к лику святых.

В XVIII веке возрос интерес монахов к истории Святой Горы. В середине века Макарий Тригонис из Великой Лавры составил «Проскинитарий лавры»; примерно в то же время монах Евфимий написал стихотворный «Проскинитарий лавры» и Житие преподобного Афанасия Афонского. Иаков из монастыря Григория перевел сначала на валашский, а затем на новогреческий язык описание этой обители, сделанное в 1720-х годах русским паломником В. Г. Григоровичем-Барским. Феодорит, игумен Эсфигменского монастыря, написал историю своей обители.

Многие видные иерархи той эпохи (среди них – несколько Патриархов) удалялись на покой на Святую Гору. <...> Духовный подъем на Афоне не мог не затронуть и монахов негреческого происхождения. Преподобный Паисий Хиландарский составил в середине XVIII века первую историю болгарского народа. Румынский монах Филофей Святогорец перевел на румынский язык «Христианские учения» и «Цвет муз». Многие воспитанники Афонской академии распространяли свои знания в Молдавии и Валахии. Распространение святогорской духовной практики в России связано с именем преподобного Паисия Beличковского.

Преподобный Паисий (Величковский) в 1746 го ду ушел на Святую Гору, где был пострижен в монахи. Преподобный Паисий поселился в уединенной каливе неподалеку от монастыря Пантократор, через некоторое время вокруг него собралась монашеская община. В 1757 году, когда она стала многочисленной, старец вместе с учениками получил разрешение перейти в заброшенную Ильинскую келлию, преобразованную им в общежительный скит. Для духовного руководства братией старец Паисий обратился к творениям святых отцов об «умном, внутреннем делании». Так на Афоне возникла школа старца Паисия по изучению, переводу и переписыванию святоотеческих творений, которая продолжила свою деятельность в монастырях Драгомирна, Секу и Нямецком. <...>

Опытно познав на Святой Горе и в молдавских обителях школу старчества и аскетического делания под руководством преподобного Паисия и его учеников, многие русские иноки в конце XVIII века вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. <...> В новосозданных и восстановленных обителях ученики преподобного Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К середине ХIХ века монастыри, придерживавшиеся аскетической школы преподобного Паисия (Величковского), располагались в тридцати епархиях, в том числе Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. <...>

В начале XIX века <...> все <святогорские> монастыри, в особенности Великая Лавра, Ватопед и Иверский, переживали период процветания. Росло число скитов. В 1810 году был принят новый устав, утвержденный тypецким наместником в Фессалонике. <...> Органом управления монашеского сообщества Афона стал Священный Кинот, органом надзора – Священная Эпистасия. Должность прота была упразднена окончательно. Возвращение к общежительному уставу привело к нравственному и духовному расцвету. <...>

С 1869 года Святая Гора управлялась турецким каймакамом, резиденция которого находилась в Карее. Он подчинялся турецкому финансовому ведомству и обладал весьма ограниченными правами, в основном ведал сбором налогов и исполнял политические функции.

В течение XIX века значительно усилился интерес к Афону со стороны России, самой сильной православной державы. <...> Число русских монахов на Афоне стремительно росло, чему способствовала щедрая материальная и дипломатическая поддержка России. При покровительстве императорского дома с невиданным размахом шло строительство русских скитов святого Андрея Первозванного и Илии пророка, но главным центром русского присутствия на Афоне стал монастырь святого Пантелеимона, издревле носивший название Русского. Если в начале XIX века здесь практически не было русских монахов, то к 1874 году на 200 греков в монастыре приходилось 300 русских; был впервые избран русский игумен Макарий (1875), число насельников непрерывно увеличивалось. <...> В 1913 году их число резко сократилось в результате депортации с Афона более 800 приверженцев движения имяславцев. Революция 1917 году и последующие события привели к прекращению притока монахов из России. <...>

<В 1912 году> многовековое турецкое владычество закончилось.

Лондонская мирная конференция послов (1913) в форме временного постановления утвердила статус Афона как автономного и независимого монашеского государства под совместным протекторатом балканских православных держав. Однако, согласно одной из статей Севрского договора (1920), подтвержденной в 1923 году в Лозанне, Афон был официально признан частью Греции. По этому соглашению греческие власти формально гарантировали неприкосновенность монахам негреческого происхождения.

В 1924 году была выработана «Уставная хартия» Святой Горы, которая до настоящего времени определяет управление Афоном. <...>

Вплоть до 1970-х годов число насельников Афона постоянно снижалось. В 1971 году был отмечен минимум – 1145 человек; в 1972 году их количество впервые увеличилось, что было воспринято как знаменательное событие. С тех пор численность святогорского монашества постоянно росла, увеличиваясь в год примерно на тридцать иноков.

В 1981 году при греческом правительстве был учрежден Центр по охране святогорского наследия, взявший под свой контроль учет и сохранение афонских ценностей, а также новое строительство на Афоне.