Глава 3. Первые раннехристианские святые: Софья, Вера, Надежда, Любовь, Татиана, Варвара, Параскева Пятница. «Любовь их содействует спасению»
Святая Варвара
Сподоблюся по тебе в Чертог Небесный.
На краю гибели просила Варвара у Господа не о себе, а о тех, кто через нее станет искать Небесной милости. Продлить земной путь, спасти от нечаянных бед, не дать уйти человеку внезапно и без покаяния, излить на него Небесную благодать – вот о чем была молитва святой Варвары. Ответом ей был голос с Неба, дающий надежду многим. С тех пор святая дева считается покровительницей от внезапной смерти. К ней обращают свои молитвы шахтеры, воины-ракетчики, шоферы и путники. Заступничества святой Варвары просят беременные женщины.
Почитание святой Варвары в христианском мире повсеместно. Православные церкви, хранящие нетленные мощи святой Варвары, совершают 17 декабря праздничное богослужение. По преданиям, святые мощи перенесла из Константинополя в Россию греческая царевна Варвара, дочь императора Алексея Комнина, вышедшая замуж за Киевского князя Святополка. С тех пор они покоятся в Киеве.
Часть мощей возвращена на Афон. И в Москве, в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, и в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево можно приложиться к ее нетленным мощам. Святые мощи на протяжении всего времени их обретения творят бесчисленные чудеса, оберегая и исцеляя молящихся.
С какими просьбами обращаются к святой великомученице Варваре и какого заступничества просят у нее перед Господом:
– о спасении от внезапной кончины;
– от всяких нежданных бедствий;
– о врачевании трудноизлечимых болезней;
– о благополучном исходе беременности и родов; об избавлении от женских болезней;
– о помощи детям;
– об охранении от душевных мучений и уныния, об утешении в печали.
Святая Варвара перенесла много душевных терзаний, поэтому считается заступницей всех, кто в унынии и печали.
Местом рождения святой Варвары был Илиополь Финикийский.
В то время восточной половиной Римской империи правил Максимиан Галерий, зять и соправитель императора Диоклетиана, затем и его преемник. Римским провинциям был навязан культ личности императора. Богослужения совершались даже перед их статуями. Дочь и жена Диоклетиана были христианками. Но в первые годы IV столетия императоры возобновили гонения на христиан, надеясь укрепить империю поклонением общим идолам. Их целью было полное искоренение истинной веры. Указы Диоклетиана запрещали собрания христиан, постановляли разрушать церкви и жечь священные писания. Началась травля священников: им предписывалось служить языческим богам и совершать богоотступнические жертвоприношения перед статуями нечестивых.
Святая дева была единственной дочерью язычника по имени Диоскор. Римлянин рано овдовел, и дитя стало его тылом, отрадой и надеждой. Он умилялся ее красоте, детской игривости, шалостям. И не заметил, как отроковица превратилась в деву и первую красавицу Илиополя. У дома знатного Диоскора стали виться женихи, и ревнивый отец велел воспитательницам и служанкам не выпускать Варвару за порог и быть при ней неотступно.
Самый важный, ключевой к пониманию всей последующей жизни святой Варвары момент сошествия Святого Духа, как знания, митрополит Дмитрий описал так: «В сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе: „Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет“».
Пришло время выдать дочь замуж. Святая и помыслить не могла, что ей придется однажды быть подле чужого мужчины. Единственный, кому она могла довериться, это был Господь. Диоскор был в ужасе. Прислуге отныне было приказано следить, чтобы Варвара не скучала и не уединялась. Отдав необходимые распоряжения, Диоскор по делам службы отправился в дальнюю поездку.
Святая бродила по улицам, заговаривала с людьми и однажды услышала от них о тайных собраниях христиан, гонимых властью. На службе впервые святой Варваре открылось Христово Имя: Иисус. Новые подруги-христианки благовестили Варваре о воплощении Христа от Пречистой Девы Марии, о Его служении, Крестном пути и Воскресении из мертвых. Евангельские рассказы в их простоте и ясности поведали святой Варваре то, что она угадывала сердцем. И без колебаний святая вознамерилась посвятить себя Христовой церкви, приняв обряд крещения.
В то время тайно, под видом купца, из Александрии в Илиополь пришел священник. Святая Варвара принимала его в своем доме, чтобы учиться христианской вере. Священник говорил с ней о Едином Творце, о Святой Троице, о грядущем Царствии Небесном. Видя чистоту и любовь в сердце девы, священник крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа. С часа крещения святая многие дни и ночи подвизалась в посте и молитве, укрепившей ее в мысли сделаться невестой Христовой.
Диоскор пришел в ярость: по всей империи ищут христиан, подрывающих власть императора. А в его собственном доме живет христианка, и кто – единственное дитя! Диоскор был ослеплен порывом бешенства, он забыл любовь к дочери и бросился на нее с мечом. Святая дева обратилась в бегство.
Диоскор гнался за святой девой, как дикий зверь за овцою. Он уже почти настигал ее, и тут на пути беглянки возникла каменная гора. Святая знала, что не отец уже гонится за ней, а сама смерть. Но уповала на Божью волю и милосердие. Она стала горячо молиться Защитнику всех гонимых. Молитва святой девы была услышана, Бог явил ей свое чудо: в горе образовался проход. Святая Варвара вошла в проход, и гора сомкнула за ней свои камни, чтобы скрыть от глаз преследователя и мучителя. С другой стороны горы Варвара поднялась по тропе и укрылась в пещере.
Жестокий Диоскор искал ее повсюду, его гнев становился его безумием: убить святую деву было единственной целью.
На горе пасли стада овец два пастуха, они видели беглянку. Когда Диоскор обратился к ним за помощью в своем кощунственном замысле, один из пастухов, видя перекошенное от гнева лицо преследователя, отказался помочь. Но второй помог. Божий гнев был мгновенным: пастух обернулся каменным столбом, а овцы его ужасной стаей саранчи. Но Диоскор не видел этого знака, он устремился в пещеру святой девы.
Когда преследователь ворвался в пещеру, святая совершала молитву. Господь укреплял ее, зная будущее страдание. Язычник ворвался в пещеру, схватил святую деву и бросил ее на землю. Он топтал ее тело ногами, схватил за волосы и поволок в свой дом. Мучитель заключил ее в подвальном помещении, запер двери и приложил к замку печать.
Неутолимая ярость требовала от безумца дальнейших действий. Он побежал к градоначальнику Мартиану и доложил о христианке, которую пленил. Мартиан, очевидно, охладил гнев Диоскора, искорки холодного языческого разума промелькнули в его словах: Варвару можно вернуть, но Мартиан должен под угрозой мучений склонить ее к вере отца.
Святую деву вывели из заключения и привели к городской управе. Сказал Мартиан: «Пожалей себя, прекрасная дева. Тюрьма и пытки – это наименьшее из того, что у тебя впереди». «Только Господь над всеми и за всех, Ему и последую, господин», – отвечала Варвара.
Мартиан знал, чувствовал, понимал чистоту девы, поэтому раздел ее донага.
Это и есть казнь для святой Варвары: стоять обнаженной пред толпою. Она не могла представить подле себя одного мужчину, а выставлена на поругание многих. Юную деву сбивают с ног и стегают воловьими жилами: бичуют, как и Христа. Перечислять мучения с бесстрастием статиста выше человеческих сил. Скажем только, что о пощаде и прощении святая дева своих палачей не молила.
Деву бросили в темницу, где она ликовала о Христе, еле живая от тяжкого телесного страдания. Раны ее затянулись без следа. Одно лишь желание слиться с Господом овладело юной девой, но Он был уже незрим. И незримо оставался с ней. Святая Варвара благодарила Господа, что не оставил рабу Свою, сохраняющую верность Ему.
Но не одной святой Варваре открылись чудеса Господни. За святой Варварой издали наблюдала женщина из Илиополя Иулиания. Она была богобоязненной христианкой, но не могла постичь, как святая Варвара сумела презреть богатство и радости жизни ради веры? Как не пощадила своего тела, своей красоты и молодости, как вынесла надругательство и беспощадное телесное истязание? Что укрепляет святую Варвару в вере и надеждах на спасение?
Иулиании дано было, приникнув к окошку темницы, увидеть молитву, а затем и чудесное исцеление святой Варвары. Иулиания испытала трепет и восторг. Встреча со святой Варварой стала для Иулиании укреплением в вере: она приняла решение открыто исповедовать христианство и пострадать за Христа, если придется.
На следующий день Мартиан приказал повесить святую Варвару на дереве, терзать ее тело железными когтями, жечь ребра огнем. Лицо и темя ей разбили каменным молотом. Но отныне испытание предназначалось не только для святой Варвары. Настало время Иулиании: она рыдала, видя нечеловеческие страдания юной святой. Было жутко даже в толпе стоять, но Иулиания нашла в себе силы выйти из толпы и обличить Мартиана в бесчеловечности.
Иулианию схватили и спросили, какой она веры. Господь был рядом с ней, Иулиания открыто признала себя христианкой. С этой минуты она разделила участь святой Варвары. Иулианию повесили рядом с Варварой и сдирали кожу железными когтями. Святая Варвара видела это сквозь собственную боль, силы оставляли ее, но горячая молитва не прекращалась.
История знает изуверов, подобных Мартиану, но объяснения их сущности дать не сможет. «После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!“» (Пс. 50:13–14).
Святую Иулианию отвели в тюрьму. А для святой Варвары задумали новые изощренные пытки. Ее, обнаженную, водили по Илиополю. После всех телесных страданий в ее душе все еще осталось место для жгучего стыда. Она просила Господа скрыть ее тело от чужих глаз, как умеет Он укрывать небо облаками и землю мглой. Господь поспешил на помощь к возлюбленной рабе Своей. К святой Варваре спустился ангел с одеждой из света. Свет покрыл наготу тела, и святая дева сделалась спокойна: Господь рядом.
Вывели из тюрьмы мученицу Иулианию и подвергли такой же жестокой и циничной пытке: раздели, чтоб через весь город привести к Мартиану.
Святые девы были осуждены на усечение мечом. Палач для святой Варвары нашелся сразу же, он все время шел следом и был наготове исполнить приговор: это Диоскор, безумный отец святой девы. Диоскор, с обнаженным мечом в руке, повлек свою жертву к месту казни. Один из воинов вел святую Иулианию.
Несколько недель счастья среди членов церкви и один день рядом со святой Иулианией – вот то немногое, но сверхъестественное по силе сочувствование и сострадание, которое дано было святой Варваре в земной жизни.
Святая Варвара последовала за Христом три века спустя, узнав Его в сердце. Святая Иулиания последовала за святой Варварой, наблюдая ее подвиг один день. Своей безоговорочной верностью Христу святые девы возмещали Ему одиночество в Страстные дни. Но помыслы святой Варвары были и о тех, кто будет одинок перед лицом смерти. Пределы предсмертного одиночества обширны: может не оказаться рядом священника или не будет близкого человека, укрепляющего на последнюю молитву, трагическая судьба может не дать и минуты времени для раскаянья.
Когда Небо принимало святых Варвару и Иулианию, над землей разразилась страшная гроза. Диоскор в это время спускался с горы, лобного места Илиополя. Молния прошла сквозь его тело, не оставив праха. Тогда же, во дворе собственного дома, молния поразила и Мартиана.
«Житие и страдание святой великомученицы Варвары» в Четьи-Минеях заканчиваются словами: «В том городе (Илиополе – прим.) жил один благочестивый человек по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающей честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Ему же слава во веки. Аминь».
Галентиан (Валентин) похоронил останки святой Варвары и святой Иулиании в селении Геласия в Малой Азии. Геласия стала местом паломничеством больных проказой, святые мощи даровали больным скорое исцеление.
Не только святой великомученице Варваре, но и святым мощам ее уготована была трагическая судьба. Тем не менее, святая дева служит христианам на протяжении 17 веков каждой частицей своей нетленной плоти.
Первоначального обретения мощей в церковном смысле не было: святость девы явлена при жизни, захоронение святых мощей сразу стало местом притяжения и паломничества страждущих. Но последующие обретения невероятны. Ракурс человеческой жизни не позволяет охватить единым взглядом многовековую историю мощей святой Варвары: все, что за почти две тысячи лет исторически и геополитически происходило с миром, не могло не коснуться судьбы святых мощей. Но Божьим промыслом святые мощи возвращались христианскому миру, как бесценный дар.
И к этому дару, разнесенному по свету правителями и церковными иерархами, спешат тысячи паломников-христиан и получают исцеление от недугов и утешение в своих горестях.
Прикосновение к нетленным мощам святых – это милостиво дарованная возможность мгновенного обращения к Небесной Церкви Христовой, залог непрерываемой связи Господа с паствой.
Из сочинения Ивана Васильевича Попова (1868–1938), мученика и богослова, причисленного к лику святых Русской православной церковью, «Почитание святых мощей» – возьмем несколько глубоких и очень понятных слов, раскрывающих значение нетленных мощей в жизни верующего:
«В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: „Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком…“
Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое… Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: „В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно – состоящее из людей, другое – из небожителей…“ Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах…
Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. „Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих“, – читаем мы в молитве Преподобному Сергию».
Из исторических хроник известно, что в VI веке мощи святой великомученицы Варвары из Илиополя перенесены были в центр христианства Царьград, в храм святой Варвары. И оставались там до начала XII века. В XII веке святые мощи были перенесены в Киевскую Русь. Киевскую историю святых мощей до XVII века дает нам иеромонах Теодосий Софонович (в др. источниках – Феодосий Сафонович), игумен Свято-Михайловского мужского монастыря. Для нас игумен Феодосий оставил важное сочинение «Мучение св. великомученицы Варвары и повесть о преславных чудесах ее». Святитель Дмитрий Ростовский составил «Житие и страдание святой великомученицы Варвары», опираясь на сочинение игумена Феодосия.
Конец ознакомительного фрагмента.