Вы здесь

Святая блаженная Матрона Московская и другие святые женские заступницы. Самые важные молитвы для женщин. Глава 2. Слово о женах-мироносицах. «Стопы Христа кропя слезою» (О. А. Светлова, 2014)

Глава 2. Слово о женах-мироносицах. «Стопы Христа кропя слезою»

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его.

(2 Иоан. 6)

Господь на страницах Евангелия обращается часто к женщинам. Как и апостолы, те женщины, которые следовали за Христом, называли Его своим Учителем. Однако, в отличие от апостолов, избранных Самим Господом, женщины следовали за Христом только по зову своего сердца.

В дни испытания Христос говорил апостолам: «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Но даже апостолы, любящие Христа, разбежались в скорбный его час. С Ним остались те, о ком практически ничего не говорится в Евангелии до событий, произошедших на Голгофе. Это были тихие и скромные женщины, всюду за Христом ходившие и служившие Ему. Теперь же, когда истерзанного пытками Христа вели на распятие, эти женщины были рядом.

Когда читаешь евангельские строки, перед мысленным взором встает картина идущих за Спасителем на Голгофу женщин. Еле сдерживая рыдания, идут они в молчаливой скорби. Лишь в любви эти женщины черпают силы.

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16, 1).

Так начинает свой рассказ о женах-мироносицах евангелист Марк. Мироносицы пришли ко гробу Христа в очень важный день, третий по погребении, когда, как полагали традиционно, душа покидает тело окончательно. И они не нашли тела. Евангелист заканчивает свой рассказ словами ангела, который возвестил мироносицам, а через них и всей вселенной о Воскресении: «…Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16, 6–7).

Когда же время пришло и прославился Спаситель, первым благую весть о воскресении даровал Он женщинам. Евангелисты выделяют особенно Марию Магдалину – дважды удостоилась она видеть Учителя. Придя к гробу Христа, жены-мироносицы видят рядом ним отваленный камень, сам гроб пуст, внутри два ангела, блистающих белым светом, и пустые погребальные пелены. На отваленном камне тоже сидит ангел и, отвечая на недоумение женщин, говорит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес!». Мария Магдалина торопится к вдруг увиденному человеку, думая, что это садовник, который тайно захоронил тело Иисуса.

Она не признала в Нем Учителя – по Воскресении Христос пребывал в другом облике. Просит Мария сказать, где похоронил садовник Тело Иисуса. И только услышав голос человека, узнает она в Нем Учителя, начинает понимать, что же произошло.

Лишь Божественное откровение дало ей понимание слов Ангела. Христос просит, чтобы шла Мария к Его ученикам с вестью о Его Воскресении. Иисус знает, что они сидят в страхе и что были они не с Ним, однако Он все равно любит их и говорит, что ждет их, как договаривались, в Галилее.

Эта история очень поучительна. Знание посрамляется без любящего сердца, любящее сердце преодолевает страх и смерть, женщина оказывается в самый главный момент гораздо сильнее мужчины.

В святом подвиге жен-мироносиц явлена высота женского служения Господу и миру. Эти женщины остались в христианской истории навсегда, подарив нам праздник жен-мироносиц, который приходится на третье воскресенье после Пасхи.

Великой чести сподобились ныне жены-мироносицы, ибо Церковь Святая чтит память их в третье воскресенье Пасхи. Чем заслужили они такую честь, почему прославляет их Церковь Святая? Потому что сияют они для всех вас, женщин, святым и недосягаемым по высоте примером того, чем должны быть все женщины. Честью великой чтит Святая Церковь святых мироносиц за их несказанную любовь ко Христу, ибо всецело предали они сердца свои Господу Иисусу. Чтит их за то, что они всем, чем могли, служили Ему: служили имением своим, служили женскими заботами, они удовлетворяли все Его бытовые нужды. И подали всем вам, женщинам, пример того, как должны вы всем сердцем любить Господа Иисуса и служить Ему…Подражайте им, и прежде всего Марии Магдалине, заслужившей наименование равноапостольной усердной проповедью своею; и всем мироносицам, в не меньшей мере, чем сами апостолы, творившим дело апостольское. Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!». Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа… Блаженны вы все, потому что вы женщины. Гордитесь званием женщины, гордитесь тем, что родились не мужчинами, а женщинами, ибо Господь дал вам сердце гораздо лучшее, чем сердце мужское, сердце восприимчивое ко всему святому, сердце мягкое, как воск, чувствующее правду Христову.

…Прежде чем стать достойными подражательницами святых мироносиц, вы должны покаяться, вы должны очистить сердца ваши, вы должны исторгнуть из них все то, чего и следа не было в сердцах святых мироносиц – все злое.

…Да будут для вас идеалом женского совершенства жены-мироносицы… Да стремитесь всем, чем можете, служить Ему, как служили жены-мироносицы, а служить будете любовью к людям, милосердием своим к ним.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), 13 мая 1951 г.

Запомним же великие имена их: Мария Магдалина; мать братьев Иоанна и Иакова Саломия; жена надзирателя в доме царя Ирода Иоанна; сестры четверодневного Лазаря, которого воскресил Иисус, Мария и Марфа; Мария Клеопова; Сусанна, Мария Иаковлева. Стояла у креста и Богородица.

Мария Магдалина. После Девы Марии это, наверно, самая известная женщина. Она канонизирована в лике равноапостольной (подобной чести удостоились только пять женщин), в средневековье трубадуры называли ее Чашей Грааля, матерью царственной династии.

На берегу Геннисаретского озера, что между Тивериадой и Капернаумом, в небольшом городке Магдале, остатки которого сохранились до наших дней, родилась и выросла Мария Магдалина. Евангелие не сообщает о юных ее годах, но Предание говорит, что Мария была красива, молода, вела грешную жизнь. Евангелие повествует, что изгнал Господь из нее семь бесов. Исцелившись, Мария стала верной ученицей Христа. С благой вестью о воскресении Спасителя отправилась она в Рим и подала на Понтия Пилата жалобу, поднеся императору Тиберию красное куриное яйцо (только это и было у нее) со словами «Христос Воскрес!».

Священное Предание сообщает: везде возвещала она людям о Христе, о Его учении, и когда не верили ей, что Христос воскрес, Мария говорила то же, что она сказала апостолам в утро Воскресения: «Я видела Господа». С этой проповедью Магдалина обошла всю Италию.

Благодаря Марии Магдалине и возник обычай дарить пасхальные яйца. В древнем греческом пергаментном уставе библиотеки монастыря святой Анастасии близ Фессалоник помещена молитва, которая читается на Пасху на освящение сыра и яиц и в которой указывается, что раздавая освященные яйца, игумен говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Апостол Павел в своем Послании к Римлянам упоминает Марию, которая «много потрудилась для нас». Она, как говорит предание, была в Риме до появления там апостола Павла и еще два года после первого над ним суда. Из Рима Магдалина приехала в Эфес, и там с ее слов написал Иоанн двадцатую главу Евангелия. Там закончила она земную жизнь. Ее мощи в IX веке перенесены в Константинополь, в эпоху крестовых походов они оказались в Риме, под алтарем Латеранского собора. Частицы мощей есть во Франции, в Святоафонских монастырях, в Иерусалиме.

Святая Мария Клеопова была дочерью Иосифа, супруга Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Она была еще юной, когда Пресвятая Мария была обручена с праведным Иосифом. Святая Дева жила в одном доме с дочерью Иосифа, и подружились они, как сестры. Иосиф по возвращении с Богомладенцем и Богоматерью в Назарет из Египта выдал замуж свою дочь за брата своего Клеопу, Мария Клеопова и означает, что она жена Клеопы. Благословенным плодом этого брака был Симеон, священномученик, апостол от семидесяти, второй епископ Иерусалимской Церкви.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, который был домоправителем царя Ирода, следовала за Иисусом во время проповеди Его и служила Ему. После Крестной смерти Христа вместе с другими женами Иоанна пришла ко Гробу, чтобы миром помазать Святое Тело, и слышала от ангела радостную весть о славном Воскресении Его.

Праведные сестры Марфа и Мария, родом из Вифании, уверовали в Иисуса еще до воскрешения их брата Лазаря. Иисус любил сестер, часто у них останавливался. Согласно преданию, за неделю до Пасхи Мария помазала Иисусу ноги миром, отерев их своими волосами.

Из Евангелия от Луки представляется нам образ Марфы как более практичной, земной девушки, тогда как Мария, по словам Христа, «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Марфа однажды упрекнула Марию, что она не помогает ей, но Иисус сказал: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». Марфа и Мария являются олицетворением двух путей христианского спасения: пути деятельного служения Господу и ближним и пути созерцательной, молитвенной жизни. Так видим мы, что можно спастись на обоих путях.

Марфа и Мария проживали в Вифании, они не ходили за Христом, но душою были с Ним. Когда наступили скорбные часы, сестры были среди жен-мироносиц, стояли до конца на Голгофе вместе с Богородицей, потом служили Спасителю, принявшему смерть. Сестры помогали святому брату своему в разных странах в благовествовании Евангелия. О времени и о месте кончины их сведений не сохранилось.

Праведные Марфа и Мария, такие разные по характеру, были в истинном духовном родстве. Не случайно великой княгиней Елизаветой Феодоровной создана была в Москве Марфо-Мариинская обитель. Там и соединились оба пути служения: молитвенное и действенное. Елизавета Феодоровна посещала с сестрами беднейшие кварталы, во время войны принимала раненых, тратила большие средства на храмы, больницы, медикаменты.

По словам митрополита Антония Сурожского, Мария – «та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своей силе и возможностям способна созерцать», а Марфа – «та сторона нашей души… которая способна… с вдохновением творить в жизни Божие дело, … превращать своими руками, своей любовью и заботой все самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией».

Саломия была матерью братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна Богослова, автора одного из четырех Евангелий.

Сусанна упоминается в Новом Завете мельком, как та, кто следовала за Спасителем во время проповедей Его.

Мария Иаковлева, мать Иакова Алфеева и Иосии, тоже мельком упоминается в Евангелии от Луки.

Каждая женщина проходит по жизни мироносицей: несет мир миру, семье, домашнему очагу, рожает детей, служит опорой мужу.

По примеру жен-мироносиц должно и нам иметь в сердце истинную любовь к Спасителю, чтобы ничто не могло нас отлучить от Него: ни настоящее, ни будущее, ни жизнь, ни смерть.

День наступил, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел!..

И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

Сказал: «Воскресну!» – и воскрес!

Бегут… молчат… признать не смеют,

Что смерти нет, что будет час —

Их гробы тоже опустеют,

Пожаром неба осветясь!

Константин Случевский

Молитвы святым женам-мироносицам

О святии Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние.

Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия.

Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков.

Молитва первая святой равноапостольной Марии Магдалине

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие!

К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся.

Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы.

Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия.

Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго.

Сего ради к тебе припадаю и умиленною душою и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ищя моея погибели.

Славная и всехвальная ученице Христова, Марие! Умоли возлюбленнаго тобою, и возлюбившаго тя, Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши единосушную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.