Вы здесь

Святая блаженная Матрона Московская и другие святые женские заступницы. Самые важные молитвы для женщин. Глава 1. Мария Пречистая. «Незакатная звезда» (О. А. Светлова, 2014)

Глава 1. Мария Пречистая. «Незакатная звезда»

Земная жизнь Царицы Небесной

Образ Твой, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след.

Максимилиан Волошин

Человеческий род достиг высшего своего духовного развития в Пречистой Деве Марии. Поднявшись до ангельских высот, превзошла Она их, став «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Явилась она Небесными Вратами, через которые пришел в мир Спаситель, и стала на все времена знаменем женского естества, которое освящено Божественным величием.

Но мало кто задумывался о том, что была Царица Небесная земной женщиной, пусть необычной, но земной! Жила так же, как я или вы. Трудилась, сомневалась, верила, страдала. Поэтому, наверно, каждый человек в свои трудные минуты с молитвой обращается к Ней. И мы верим, что предстательство за нас Девы Марии является самым верным, самым надежным путем быть услышанным Богом и получить Божию помощь.

Меня всегда поражает, с какой смелостью мы обращаемся к Ней за милостью, за заступлением, за спасением. Наша молитва говорит ярко, сильно о том безграничном доверии, которое у нас есть к Ней. Но ведь каждая наша молитва к Божией Матери могла бы выразиться так: «Мать, я своими грехами, неправдой своей жизни, отдаленностью своей от Бога ответственен за крестную смерть Сына Твоего, и за страшные часы Гефсиманского сада, за все поругание и за все страдание Его. Мать, если Ты простишь и Заступницей станешь моей, никто меня не осудит, никто меня не отвергнет…»

Митрополит Антоний Сурожский

Более двадцати веков отделяют нас от времени, когда по земле ходила Пресвятая Богоматерь. Земная жизнь Ее укладывается в 72 года. Об этом свидетельствуют древние святые отцы и авторитетные церковные исследователи. Бытие Ее протекало в уединении, в неизвестности, величие было скрыто под покровом смирения. Но с распространением веры в Спасителя нашего Христа распространилась и слава Его Матери.

Мария была дочерью Иоакима и Анны. Родители Ее жили в бедности, хотя происходил Иоаким из царственного рода Давида, Анна же происходила из священнического рода. Но не бедность их печалила, а то, что не было у них детей. Бесплодие считалось тогда позором в Земле Израилевой; верили люди, что Господь, не давая детей людям, наказывает их за чудовищные грехи.

Однажды молились пожилые Иоаким и Анна, умоляя Господа даровать им дитя. И явился им Ангел с вестью, что у них родится дочь. Обрадованные, обещали они посвятить дитя Богу.

Дочь назвали Марией. В три года родители торжественно отвели Ее в Иерусалимский Храм, в котором Пресвятой Деве было суждено провести многие годы. Храм являлся прообразом монашеской обители. Здесь учили чтению священных книг и рукоделию. Мария легко постигала трудные места книг, рукоделие Ей тоже удавалось лучше всех.

Когда ей исполнилось четырнадцать лет, объявили Ей первосвященники, что пришла пора выходить замуж. Мария же отвечала, что желает Она посвятить жизнь Богу и сохранить девство.

Явился ангел Господень первосвященнику Захарии, поведал совет Всевышнего: «Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства».

Так и сделал первосвященник. Посохи приглашенных мужей оставлены были в святилище. Когда пришли за ними, сразу увидели, что один посох расцвел и на ветвях его сидела голубица. Владельцем этого посоха был пожилой вдовец Иосиф, плотник.

Мария повиновалась воле Всевышнего, Иосиф стал ее супругом. Скорее, он стал хранителем ее святости. Поселилась Мария в Назарете, в доме Иосифа.

И явился к Ней вскоре Архангел Гавриил с Благой вестью о том, что родится от Нее Всевышний. «Радуйся, благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах… Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – удивилась Мария. Но тут же смиренно добавила: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 28–38).

Младенец родился, и жизнь Пречистой посвящена была служению Ему.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

(Мтф. 2, 1–23)

Когда прошло сорок дней, явились Мария и Иосиф с Младенцем в храм для принесения очистительной жертвы: принесли двух голубиных птенцов и двух горлиц, обязательных для бедняков. При входе в храм встретил Богомладенца праведный старец Симеон, и он пророчествовал Богородице, как будет сердце Ее пронизано мечами, когда увидит Она муки и смерть ее Божественного Сына.

Вскоре вернулось Святое Семейство в Назарет. Богородица занималась рукоделием, учила местных детей грамоте. Спустя несколько лет супруг Ее Иосиф умер. Все это время пребывала Она в молитве, Ее мысли были с Богом. А когда исполнилось Иисусу 12 лет, заметили все, как он беседует мудро с иудейскими учителями. И тогда предугадала Богоматерь, что в будущем ждет Ее Сына, Ее Саму.

Сладчайшим утешением для Нее было видеть раскрывающееся постепенно Божественное величие Сына. Перед взором Марии Сын «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости».

Из Евангелия знаем мы, каким был Христос. Душа Его была нежной. Восхищался Он полевыми цветами, любил Иерусалим, грустил, представляя его разрушение, ценил дружбу, плакал над могилой Лазаря. В Христе сочетались мягкость и сила, и, читая Евангелие, мы будто бы видим перед собой умного, серьезного, доброго молодого мужчину. Воспитание, формирование характера происходит на земле, и развитием этой земной Его стороны занималась Мать. И когда Иисус, умирая мучительной смертью, благословляет с Креста Богородице быть Его ученикам Матерью, это говорит нам о том, что всем Он желает такую Мать, какая была у Него.

Богоматерь приложила максимально труды к трудам, дабы содержать и Себя, и Сына. Среди всей своей работы успела Она соткать для Сына красный полотняный хитон, бывший впоследствии постоянной одеждой Его до самой смерти.

Ребенок Марии был Богом. Однако исключительность ситуации не умалила духовную сторону Ее материнства, так же как Божество Иисуса не мешало Ему быть истинным человеком и испытывать сыновние чувства в ответ на Ее материнскую любовь. И это не бессмысленные рассуждения. Недопустимо вторгаться в священную тайну уникальных, неизреченных отношений Матери и Ее Божественного Сына. Но еще менее допустимо обходить эту тайну совершенным молчанием. Так или иначе, жалким убожеством было бы видеть в Матери Господа лишь физический инструмент для облечения Его плотью. Такой взгляд не только узок и кощунствен, он с самых древних времен формально отвергнут Церковью. Богоматерь – не «канал», по которому появился на свет Господь, но истинная Мать. А Мать – это та, которую связывают с ребенком узы любви и нежности. Мать – та, которая воспитывает ребенка, оберегает его, направляет в жизни, пока ребенок не вырастет.

Протоиерей Георгий Флоровский

Твердая вера Матери во всемогущество Сына, Ее любовь к Нему побуждали Пресвятую Деву быть всегда, насколько это было возможно, как можно ближе к Иисусу, странствующему непрерывно по городам, весям, пустыням.

Но вот наступили самые страшные дни, когда сбылось слово святого Симеона Богоприимца, сказанное Марии после рождения Богомладенца, в сороковой день: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… и Тебе Самой оружие пройдет душу». (Лк. 2, 34–35).

Пресвятая Богородица следовала мысленно рядом с Сыном по пути страданий, разделяя скорбь Спасителя, сильно и глубоко прочувствованные Богоматерью в Ее молитвенном уединении.

Сына пытают, затем распинают на Кресте. Стоит Мать у подножия Креста и не может ничем помочь своему Сыну.

Окаменевшая Пресвятая Богородица смотрит на окровавленного, покрытого ранами, с терновым венцом на голове Сына, вспоминая пророчество святого Симеона.

С высоты Креста Христос, увидев Мать и любимого ученика Иоанна, сказал Ей: «Жено, се сын Твой». А Иоанну сказал: «Се Мати твоя». В лице Иоанна Он передал Матери весь человеческий род под Ее святой Покров.

По Вознесении Сына на небеса пребывала Богоматерь вместе с учениками Иисуса.

Через десять дней от Вознесения Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков, более всего на Богоматерь, которая приняла тогда Святого Духа значительнее всего и стала выше апостолов, пророков, святых.

Пресвятая Дева жила в доме Иоанна, что на Сионской горе. Все годы Она проводила в молитвах, вспоминая последнюю молитву Сына в Гефсиманском саду, последние Его слова и вздохи.

Часто Она ходила по тем местам, где Сын гулял младенцем, отроком, все ждала, когда призовет Он Ее к себе.

В одной из пламенных молитв, происходившей в Гефсиманском саду, предстал перед Богородицей Архангел Гавриил, возвещая волю Божию об успении Ее, имеющем совершиться спустя три дня: «Радуйся, родившая Христа, Бога нашего! Молитва твоя дошла до неба и принята. Ты вскоре по желанию своему, оставив мир сей, отойдешь на небо к Сыну Своему для жизни истинной и вечной».

Благовестник вручил Богородице райскую, небесным светом сияющую ветку финикового дерева, которую нужно было нести перед гробом Богородицы в день погребения тела Ее.

Возвратившись в Вифлеем, Богоматерь стала молиться: «Господь мой, Иисус Христос, изволивший по великой своей благости из меня родиться! Услышь голос мой и пошли ко мне Иоанна апостола, и, увидев его, порадуюсь. И пришли ко мне святых апостолов Твоих, и тех, которые уже к Тебе отошли, и тех, кто еще на этом свете в разных странах по Твоему повелению, чтобы, увидев их, благословила я великое и славное имя Твое. Надеюсь, что услышишь эту просьбу мою, рабы Твоей». Такой была последняя Ее молитва.

В книге «Житие Богородицы» рассказывается обо всех событиях, связанных с Матерью Иисуса. Откуда же взялось это житие?

Книга составлена из древнехристианских документов. Существует совершенно уникальный текст, Протоевангелие, или Первоевангелие от Иакова, из которого черпаем мы много сведений. По преданию, писал его апостол Иаков. По данным науки, оно было составлено в начале II века иудеями, которые жили в Египте. Все свидетельствует об этом: слог, стиль, знакомство с обрядами и обычаями. Книгу явно писал человек, который вышел из иудейской среды.

Почему Протоевангелие появилось в Египте? В Палестине о Богоматери слышали и знали достаточно много. Однако в Египте, в котором сложилась большая христианская община, о Божией Матери мало что было известно. Поэтому все предания, какие только сумели найти, были записаны.

Пятнадцатого августа (28 по новому стилю) в полдень собрались все в Храме, где возлежала на одре Богоматерь, ожидая исхода своего и пришествия Сына Своего. Собрались в день погребения апостолы, находящиеся в разных странах, оповещенные Святым Духом. Шли, неся перед гробом ветвь финикового дерева.

На протяжении столетий все звучат слова из Акафиста Успению Божией Матери: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!»

Никогда Она не оставляет нас заботой Своей и любовью.

Доступная немногим в земной жизни, по Успении стала Она доступна всем. И все мы, православные, даны Ей в дочери и сыны. Вмещает Ее любвеобильное сердце скорбящих, обидимых, алчущих, обуреваемых, больных… Всем, кто прибегает к Ней с глубокой верой, не замедлит Она послать Свою помощь.

Молиться Богоматери можно своими словами; можно краткой молитвенной формулой; а можно пользоваться «готовыми молитвами».

День памяти, иконы, храмы

Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Богородицы 28 августа по новому стилю. Согласно церковному преданию, апостолы в этот день собрались чудесным образом в Иерусалиме, чтобы совершить погребение Богоматери. К этому Дню ведет христиан двухнедельный Успенский пост, сравнимый по строгости с Великим постом.

В письменных памятниках с IV века находим мы упоминания о жизни Божией Матери после распятия Христа. Авторы пишут, что была Она телесно восхищена (взята) на небо. За три дня до ее смерти явился Богородице Архангел Гавриил с вестью о предстоящем Успении. Она тогда пребывала в Иерусалиме. Случилось все так, как было сказано Архангелом. После смерти Богородицы апостолы погребли тело Ее в Гефсимании, где покоились Ее родители и супруг – праведный Иосиф. Присутствовали все, кроме Фомы-апостола. На третий после погребения день Фома захотел увидеть гроб Марии. Гроб открыли, однако тела Ее в нем не было – лишь плащаница.

Почитание Богоматери, начавшееся еще при земной жизни Иисуса Христа, проходит через все века истории христианства.

И веками идут люди к иконам Богородицы, ищут помощи у великой Заступницы, получают от них утешение и исцеление.

Икона по сущности своей только тогда чудотворна, когда хватает у нас веры, чтобы с нами произошло по молитве нашей перед ней чудо.

Издавна за некоторыми иконами закрепилась слава чудотворных: по чудесному их обретению, по исцелениям и чудесам, связанным с ними. Некоторые иконы написаны святыми (Владимирская, Смоленская и Тихвинская апостолом Лукой), некоторые найдены по снам и видениям (Казанская, «Неупиваемая Чаша»).

Все иконы Богоматери объединяет одно: по молитвам перед ними всегда откликается она на наши просьбы, спасает нас, когда невозможно спасение человеческими силами. С любой чудотворной иконой Богородицы связаны десятки чудесных историй помощи, спасения, исцеления.

Но не нужно полагать, что икона есть некий «накопитель» Божией благодати, которую мы можем при необходимости почерпнуть. Не от иконы действует благодать, а через икону. И воздается по вере. Икона вовсе не является оберегом, гарантирующим нам отсутствие проблем и сложностей. Но она может помочь справиться с проблемами, если мы сами будем этого желать всей душой.

Иконы Пресвятой Богородицы были всегда особенно любимы нашим народом. Во все лихие для страны времена всегда с нами был образ Богоматери.

Отец Павел Флоренский пишет:

«По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Богородица была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно черные; нос продолговатый; лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные…»

Именно этим описанием руководствовались иконописцы всех веков.

На русских иконах Богоматерь всегда в печали, однако печаль ее разная: то скорбная, то светлая, но всегда она исполнена душевной ясности, большой духовной силы. Богородица всегда полна благоговения, поклоняется Она Своему Божественному Младенцу, кротко смиряясь с неизбежностью жертвы. Просветленность, лиричность, отрешенность являются главными чертами, характерными для изображения Богоматери на русских иконах.

Как у замужней женщины, у Богоматери на голове покрывало, по-гречески оно называется мафорий. Пишется мафорий красным (символ страданий, память о царском происхождении). Голубыми пишутся нижние одежды (знак небесной чистоты). Нарукавники являются символом служения всей Церкви и Христу. На челе Богородицы и плечах обыкновенно изображают три золотые звезды как знак, что до Рождества, в Рождестве, по Рождестве Богородица пребыла Девою. Это еще и символ Святой Троицы.

Сотни образов Богоматери в земле Русской. Каждая икона, с которой лик Матери Божьей взирает на нас с любовью, безмерно свята для нас.

На Руси Богоматерь почитали особо. Десятинная киевкая церковь, построенная еще при Владимире, посвящена была Богородице (празднику Успения). Князь Андрей Боголюбский в XII веке ввел праздник – Покров, обозначив тем самым официально веру в покровительство Богоматери Русской земле. За века христианской культуры написано в России множество гимнов Богородице, создано потрясающее количество Ее икон, многие из них прославились как чудотворные, были участниками русской истории. Например, Владимирская икона, охранявшая наши земли на протяжении веков.

Образ Богородицы столь глубок, что Ее иконы оказываются близки и неграмотной простой женщине, принимающей каждую икону за самостоятельную личность в любви к Богоматери, и интеллектуалу-богослову, видящему даже в очень простых образах сложный подтекст.

Разнообразие икон Богоматери поражает воображение: количество почитаемых икон достигает семисот.

На большинстве икон Бородицы изображена Она с Младенцем. Отношения их, представленные на иконе, условно можно разделить по христианским добродетелям – вера, надежда, любовь, запомнив так три типа иконографии.

Вера: иконография, которая получила название Знамение (Оранта). Богородица представлена на иконах в позе Оранты («молящаяся» с греческого), с воздетыми руками. Самые известные иконы: Курская-Коренная, Знамение, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Ярославская Оранта, Никопея.

Надежда: Одигитрия («путеводительница»). Богородица держит Младенца и показывает на Него рукой, направляя внимание молящихся к Спасителю. Христос благословляет Мать правой рукой, а в лице Ее и всех нас, в левой руке у Него свернутый свиток. Это символ Евангелия. Иисус Христос сказал: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), Богородица помогает нам по этому пути идти, Она наша ходатаица, наша надежда. Наиболее известные иконы: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Грузинская, Страстная, Споручница грешных, Ченстоховская.

Любовь: Умиление или Елеуса (с греческого «милующая»). Это самый лиричный тип иконографии, который открывает интимную сторону общения Богоматери со Своим Сыном. Богородица и Младенец изображаются прильнувшими друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Младенцу, Он обнимает Мать за шею рукой. В трогательной композиции заключена глубочайшая богословская идея: Богоматерь представлена не только лишь как Мать, которая ласкает Сына, но еще как символ души, которая находится в близком общении и в любви с Господом. Самые известные иконы: Владимирская, Донская, Корсунская, Почаевская, Взыскание погибших, Федоровская.

В церковной поэзии Богоматерь величается как «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», «невестой неневестной», «Матерью Света». Четвертый тип иконографии Богоматери акафистный, он основан на гимнографии. Иконографические схемы иллюстрируют тот или иной эпитет, которым величается Богородица в акафисте или в других текстах. Композиция иконы выстраивается наложением на изображения Богородицы с Младенцем (сидящей обычно на троне) разных символов, которые иллюстрируют акафистные эпитеты. Акафистных икон очень много: «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник», «Нечаянная радость» и множество других.

Часто в бедах и в болезнях трудно обратиться нам к Господу напрямую, найти «своего» святого тоже удается не каждому, а вот Богородице-Матушке наше сердце открывается легко. Не было за два тысячелетия, наверно, ни одного мгновения, когда бы не шел с земли людской зов к Божией Матери: «Помоги, Преблагая».

О чем просить Святую Деву Марию

«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7), – говорит Господь. Любая сердечная просьба, обращенная к Божией Матери, будет услышана.

Пречистая Богородица слышит каждое наше слово, читает каждую мысль: обратись мы к Ней, немедленно откликнется Она на просьбу. Есть даже икона «Скоропослушница».

Уникальность Богоматери в том, что близка Она каждому из нас, поскольку была от рождения человеком. Но сила благодати, пребывающей с Ней, святости Ее такова, что Она смогла вознестись на Небеса и предстоит пред Сыном своим, с материнской любовью моля о защите, о помощи для каждого из нас, живущих на земле.

Познавшая чудо Богорождения, скорбь утраты, бесчисленные тяготы земного пути разделившая с Божественным Сыном, осеняет Она святым покровом каждого, кто обратится к ней.

Одним из доказательств, что Царица Небесная нас не оставляет заступничеством своим, являются многочисленные чудеса, происходящие от Ее святых образов на протяжении веков.

Многие иконы Бородицы прославились особенной благодатью: чудесами исцеления болезней, помощью в недугах и скорби. Однако испокон веков существует традиция перед особыми образами возносить молитвы с определенными просьбами.

Есть обычай молиться Феодоровской иконе Богоматери как неизменной помощнице в родах, Казанской молятся от слепоты, «Неупиваемую чашу» просят об исцелении от пьянства, к «Взысканию погибших» взывают о вразумлении от веры отпавших, о погибающих детях. «Живоносный источник» и «Всецарица» исцеляют от страшных болезней, «Семистрельная» мирит враждующих.

Иконе «Всех скорбящих радость» молятся обиженные, угнетенные, страждущие.

Муромскую просят о даровании благочестия, милосердия, чистоты и правды.

Иконе «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни. Чистая пламенная молитва помогает разрешить тяжелые семейные проблемы. Совершается много исцелений от недугов.

«Умиление», почитаемая преподобным Серафимом Саровским икона, по вере дает исцеление.

«Утоли мои печали» просят об избавлении от скорбей телесных, от греховных страстей.

Особенно на Руси почитаются иконы-покровительницы нашей земли: Казанская, Владимирская, Иверская, Тихвинская, Донская, Смоленская, «Знамение Пресвятой Богородицы», Феодоровско-Костромская.

Многим страждущим дает помощь Богоматерь. Главное, чтобы вера наша обращалась к первообразу: именно Богородице молимся мы, а не изображению Ее.

Как молиться Богоматери

Канонические молитвы можно найти в Молитвослове. В них есть молитвы Господу, Богородице и святым. В расширенных Молитвословах содержатся еще акафисты, тропари, кондаки, величания на Господни Праздники, праздники Богородицы, святых, а также икон Божией Матери.

Можно молиться любому святому и перед любой иконой, лишь бы молитва шла от души. К сожалению, мы слишком часто не очень хорошо можем уловить смысл канонических молитв, не понимаем многих слов. И в них надо разобраться, иначе обращение к Высшим Силам останется набором непонятных слов. Но можно молиться и своими словами. Митрополит Нестор Камчатский вспоминает в своей книге «Моя Камчатка», как молился он в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Когда убедительны для нас самих будут молитвенные слова, будут они убедительны и для Господа.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «…Очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений…»

А вот слова святого Иоанна Кронштадского: «Иногда, чтобы адресовать Богу свою горячую просьбу, нет нужды прибегать к словам. Молитва может быть безмолвной. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: „Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо“».

С давних времен молитву рекомендовали читать не спеша, чтобы «заключить внимание в слова». Лишь тогда, когда молитва многое для нас значит, можно «достучаться» до Господа.

Очень часто можно слышать жалобу, что молитва осталась без ответа. Мы отчего-то уверены, что достаточно нам начать молиться и Бог просто обязан обратить на нас Свое внимание, дать ощутить Свое присутствие.

Митрополит Антоний Сурожский говорил так:

«Если можно было бы вызвать Бога… механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе…. Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: „Извини, я занят“, или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше!»

Один из Отцов Церкви считает, что молитва похожа на стрелу, но полетит ли эта стрела, достигнет ли цели, зависит лишь от умения, терпения, силы воли стрелка.

К сожалению, часто мы не замечаем, что уже получили ответ на нашу молитву. Ответ не всегда приятен, но дается как лекарство, которое редко бывают сладким.

Молитвы Пресвятой Богородице

Хвалебная песнь

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице

Молитва первая

Пресвятая Владычице Богородице, единая чистейшая душею и телом, единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, единая всецело соделавшаяся обителию всецелой благодати всясвятаго Духа, самыя невещественыя силы здесь еще несравненно превзошедшая чистотою и святынею души и тела, призри на мя мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстей жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую Матерь истиннаго Света – Христа, Бога нашего; потому что Тебя одну с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.

Молитва третья

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице, чтомая в день воскресный, преподобного Нила Сорского

О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надеждо и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго Спасителя, Господа Иисуса Христа, Человеколюбца и Бога моего, Свете помраченныя души моея! К Тебе аз многогрешный припадаю, и Тебе молюся, источниче милосердия и пучину щедрот и человеколюбия рождшая: помилуй мя, вопию Ти болезненно, помилуй мя, всего уязвленнаго, в лютые разбойники впадшаго, и от одежды, в нюже облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго. Темже возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Но, Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно: воззри на мя милостивым Своим оком, и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго: умилосердися на мя, и даждь ми руку помощи, во еже воздвигнута мя из глубины греховныя. О Радосте моя! Избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, возстави падшаго люте: можеши бо вся, яко Мати Бога Всемогущаго. Излей на мя елей милосердия Твоего, и вино умиления точити ми подаждь; Тебе бо воистину едину надежду стяжах в житии моем. Не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, Ходатаице спасения моего.

Молитвы благодарственные ко Пресвятой Богородице

Песнь хвалебная Пресвятой Богородице

Тебе, Матерь Божию, хвалим; Тя, Марие, Деву Богородицу исповедуем; Тя, превечнаго Отца Дщерь, вся земля величает. Тебе вси Ангели и Архангели и вся Начала смиренно служат; Тебе вся Власти, Престоли, Господствия и вся превышния Силы небесныя повинуются. Тебе Херувими и Серафими радующеся предстоят и непрестанным гласом вопиют: Святая Богородице Мати, полны суть небеса и земля величества славы плода чрева Твоего. Тебе преславный апостольский лик своего Творца Матерь восхваляет; Тебе мучеников множество Богородицу величает; Тебе преславный исповедников сонм Бога Слова храм нарицает; Тебе господственнии полцы девства образ проповедают; Тебе вся небесная воинства Царицу Небесную восхваляют. Тебе по всей вселенней Церковь святая прославляет, Матерь Божию почитающи; Тя истиннаго Царя небеснаго Отроковицу превозносит. Ты еси Ангелом Госпожа, Ты еси райская дверь, Ты лествица Царствия Небеснаго, Ты Царя славы чертог, Ты ковчег благочестия и благодати, Ты еси бездна щедрот, Ты еси прибежище грешных. Ты Мати Спасителева, Ты свобождения ради пленнаго человека, Бога восприяла еси во чреве. Тобою попран бысть враг; Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго. Ты одесную Бога стоиши; Ты Бога за нас молиши, Дево Марие, Иже будет судити живым и мертвым. Тя убо просим, Заступницу пред Сыном Твоим и Богом, Иже кровию Своею нас искупи, да мзду восприимем в вечной славе. Спаси люди Твоя, Богородице, и благослови достояние Твое, яко да будем причастницы наследия Твоего; упаси и соблюди нас даже до века. На всяк день, о Пресвятая, хвалити и ублажати Тя желаем сердцем и устами. Сподоби, Премилосердая Мати, ныне и всегда от греха сохранитися нам; помилуй нас, Заступнице, помилуй нас. Буди милость Твоя на нас, якоже на Тя уповахом во веки. Аминь.

Молитвы просительные ко Пресвятой Богородице

Молитва первая

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная: Господь с Тобою!

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая

Дева Владычица Богородица, носившая во чреве Спасителя Христа и Бога нашего, на Тебя возлагаю всю мою надежду, на Тебя уповаю, высшую всех Небесных сил. Ты, Пречистая, охраняй меня Божественною Твоею благодатию. Управь жизнь мою и путеводствуй согласно со святой волею Сына Твоего и Бога нашего. Даруй мне оставление грехопадений, будь мне прибежищем, покровом, защитою и руководительницею, препровождающею в жизнь вечную. В страшный же час смертный не оставь меня, Владычица моя, но ускори на помощь мне и исхить меня из горького мучительства бесов. Ибо в произволении Своем имеешь и силу; соделай сие, как воистину Матерь Божия и над всем владычествующая, Приими досточестные и Тебе единой приносимые дары от нас, недостойных рабов Твоих, преблагосердная, всесвятая Владычица Богоматерь, избранная из всех родов, оказавшаяся высшею всякой твари небесной и земной. Поелику чрез Тебя познали мы Сына Божия, чрез Тебя с нами стал Господь сил, и сподобились мы святаго Тела и Крови Его, то блаженна Ты в роды родов, богоблаженнейшая, святейшая Херувимов и славнейшая Серафимов; и ныне, препетая, Всесвятая Богородице, не преставай умолять за нас, недостойных рабов Твоих, чтобы избавиться нам от всякой козни лукаваго и от всякой крайности, и соблюсти неуязвленными при всяком ядоносном приражении. Даже и до конца молитвами Твоими сохрани нас неосужденными, да спасенные Твоим заступлением и Твоею помощию всегда будем возсылать славу, хвалу, благодарение и поклонение единому в Троице Богу и Создателю всех. Благая и преблагословенная Владычица, Матерь благаго, всеблагаго и преблагаго Бога, на молитву недостойнаго и непотребнаго раба Твоего призри милостивым оком Твоим, и поступи со мною по великой милости неизреченнаго Твоего благоутробия и не взирай на прегрешения мои, и в слове, и в деле, и всяким чувством соделанныя, произвольно и непроизвольно, с ведением и по неведению, и обнови всего меня, соделав храмом всесвятаго, животворящаго и владычественнаго Духа, Который есть сила Вышняго, и приосенил всепречистую утробу Твою, и обитал в ней. Ибо Ты – помощница утружденных, предстательница бедствующих, спасительница обуреваемых, пристань треволнуемых, защитница и заступница находящихся в крайности. Даруй рабу Твоему сокрушение, тишину помыслов, постоянство мысли, ум целомудренный, трезвение души, смиренный образ мыслей, святолепное и трезвенное настроение духа, нрав благоразумный и благоустроенный, служащий признаком душевной собранности, также благочестие и мир, какой Господь наш даровал ученикам Своим. Да приидет моление мое в святый храм Твой и в жилище славы Твоей; очи мои да изведут из себя источники слез, и да омоешь Ты меня собственными моими слезами, убелишь потоками слез моих, очищая меня от скверны страстей. Изгладь рукописание грехопадений моих, разсей облаки печали моей, мглу и смятение помыслов, удали от меня бурю и стремление страстей, соблюди меня в безмятежии и тишине, разшири сердце мое духовным разширением, возвесели и возрадуй меня радостию неизглаголанною, веселием непрестанным, чтобы правыми путями заповедей Сына Твоего шел я верно и с неукоризненною совестию проходил непоползновенное житие. Дай же мне, молящемуся пред Тобою, и чистую молитву, чтобы невозмущенным умом, неблуждающим размышлением и с ненасытною душею постоянно день и ночь поучался я словесам Божественных Писаний, во исповедании воспевал, и в радовании сердца приносил молитву в славу, честь и величание единороднаго Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице святого Ефрема Сирина

Дева, Владычица Богородица, паче естества и слова родившая единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества; несравненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, честь и слава преподобных, непогрешительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных тайн, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес, Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбиваго Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушение душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истиннаго Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычица, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горькаго рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы через Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единороднаго Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, рассей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевнаго обстояния и подай им светлое благодушие и радость, возставив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь, город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев отврати, по благоволению и благодати единороднаго Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с Совечным и Животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитвенное воззвание ко Пресвятой Богородице святого Иоанна Кронштадтского

О, Владычице! Да не вотще и всуе мы нарицаем Тебя Владычицей: яви и являй присно над нами Твое святое, живое, действенное владычество. Яви, ибо все можеши во благое, яко Мати всеблагая всеблагого Царя; разгоняй мрак сердец наших, отражай стрелы лукавых духов, льстивно на нас движимые. Мир Сына Твоего, мир Твой да царствует в сердцах наших, да все присно радостно восклицаем: кто после Господа, яко Владычица наша, всеблагая, всеблагомощная и пребыстрая Заступница наша? На то Ты возвеличена, Владычица, на то обилие несказанное божественной благодати Тебе дано, на то неизреченное дерзновение и сила у престола Божия и дар всемогущей молитвы даны Тебе, на то Ты неизреченной святостью и чистотой благоукрашена, на то Тебе могущество безприкладное от Господа дано, чтобы Тебе сохранять, защищать, заступать, очищать и спасать нас, наследие Сына Твоего и Бога, и Твое. Спасай же нас, о Пречистая, Всеблагая, Премудрая и Всеблагомощная! Ты бо еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спаситель. Нам, странствующим в житии сем, свойственно падать, ибо мы обложены плотью многострастной, окружены духами злобы поднебесными, прельщающими ко греху, живем в мире прелюбодейном и грешном, соблазняющем на грех; а Ты превыше всякого греха, Ты Солнце пресветлое, Ты еси Пречистая, Всеблагая и Всеблагомощная, Тебе свойственно очищать нас, оскверненных грехами, как мать очищает детей своих, если мы воззовем к Тебе смиренно о помощи, Тебе свойственно подымать нас, непрестанно падающих, заступать, охранять и спасать нас, наветуемых от духов злобы, и наставлять нас шествовать ко всякому пути спасительному.

Моление к Богоматери

О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама: посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, все премогшая, – все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила ее, и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика, о Богоматерь, о Всепетая, о Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, повергаю к Пречистым ногам Твоим, Владычице! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

Чудотворные деяния Богородицы: свидетельства

Во Успении Твоем мира не оставила еси…

Из тропаря

Помощь от иконы «Знамение» в Новгороде

В 1170 году на жителей города свои же русские напали. Икону вынесли на городскую стену. Лицом была она обращена к городу: слезы текли из очей. Это обращение явилось знамением милосердия Богоматери к новгородцам, и враги были отогнаны.


Помощь от Иверской иконы

Так называется она потому, что взял ее из воды монах из Грузии (Иверии), живший в Афонском монастыре, куда приплыла она по Средиземному морю из города Никон, близ Константинополя.

Одна вдова во время иконоборческих гонений пустила икону ночью в море. Когда она прибыла на Афон, то святой монах грузин, по имени Гавриил, пошел по воде, как посуху, и принял ее на свои руки. Поставили икону в храме; но она перенеслась на ворота – трижды. Там ей и устроили место. Потому она иначе называется «Портаитиссой», – с греческого языка: Вратарницей или Привратницей; «не хочу быть хранима от вас, но буду хранительницею вашей» – так Божия Матерь объяснила свое перемещение монахам.

Патриарх Никон велел снять копию для Москвы. Теперь она находится в Воскресенском храме в Сокольниках. Другую копию сняли для того же патриарха Никона, для Валдайского монастыря.

От иконы «Всех скорбящих Радость» совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, жившей в Москве на Ордынке, именем Евфимия. К ней прибегают скорбящие.


Помощь от Почаевской иконы Божией Матери

Икона принесена была в Почаев греческим митрополитом Неофитом и, «в благодарность за оказанное ему гостеприимство», подарена была некоей Анне Гойской. Икона «являлась в лучезарном свете жившим в доме Гойской, а ей самой во сне, но Анна не верила». Но Божия Матерь явилась ей уже не во сне, а наяву. И с той поры начали чтить икону. Совершилось чудо и на брате ее, бывшем слепым от рождения. Тогда ее перенесли в обитель, в местечко Почаев (1597). И доселе Божия Матерь чтится православными людьми, особенно на юге нашей страны, но приезжают и с севера России, и из Сибири.


Муромская икона принесена из Киева в Муром в начале XII века. Здесь был епископом святой Василий. Его обвиняли в порочной жизни и хотели убить. Он просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа. Всю ночь он молился в церкви святых Бориса и Глеба; совершил литургию. Пошел в Благовещенскую церковь и там отслужил Божией Матери молебен и, взяв эту икону, направился к реке Оке. «Снявши с себя мантию, он распростер ее по воде, стал на нее с образом Богоматери и поплыл против течения». В девятый час он доплыл до места «Старая Рязань». Здесь учреждена, вместо Мурома, кафедра и поставлена в храме икона; она называлась «Моление святого Василия».


В Америке, в Сан-Франциско, жила бабушка с внучкой. Будучи еще девушкой, она была приглашена своей подругой погулять в лесу. Туда были позваны и два молодых человека. Но скоро выяснилось, что у них были нечистые намерения. Увидев это, рассказчица бросилась бежать куда глаза глядят. А впереди – глубокий обрывистый овраг. Она, с молитвой «Богородице Дево», без размышления, прыгнула и покатилась. И все кончилось благополучно. Но за ней прыгнул и юноша, и сломал себе ногу.

Источник: Митрополит Вениамин (Федченков).

Размышления о двунадесятых праздниках.

М. 2008


Помощь по молитвам у чудотворной иконы Экономисса (Домостроительница). Игумения горы Афонской

Спасибо тебе, Матушка-Заступница, за помощь твою!

Внучка моя в прошлом году закончила институт, хотела осенью на работу устроиться, да никак не удавалось… Совсем девчонка нос повесила, да только я-то не забывала о том, что все в руках Божьих. И молилась каждый день перед иконой старинной, которую «Домостроительница» называют… И услышала Матушка мои молитвы: внучка поехала какую-то бумажку из института забрать, которую ей почему-то сразу отдать забыли, а в это время в деканат зашла женщина, которая пришла студентов-старшекурсников на работу приглашать. Декан ей Светлану нашу и порекомендовал как одну из лучших выпускниц. Так что завтра внучка моя на работу выходит.

А я ей образок Божьей Матери на шею надела и велела всегда – всегда, как только трудность какая возникнет, сразу же Царицу Небесную на помощь призывать. И она обязательно поможет!


Помощь Хлебной иконы, одной из главных святынь Соловецкого монастыря.

Случилось это в суровые дни блокады, в страшную зиму 1941 г. Тысячи семей голодали тогда в промерзшем городе. Наталья Васильевна Федорова, когда кончился черный хлеб, замешанный на опилках и земле, и вода, стала кормить двух своих детей газетами. На третий день доведенная до отчаяния женщина отправилась просить хоть какой-то помощи для маленьких сына и дочери.

На Малой Морской улице ее застиг артобстрел. Бежавший мимо матрос, спасая, толкнул ее на землю. Поднимаясь, Наталья Васильевна вдруг увидела на снегу три святых лика. Чудо было явлено несчастной женщине: перед ней лежали три иконы: святого Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая и Пресвятой Богородицы. На образе Матери Божьей увидела она надпись «Хлебная Пресв. Богородица», и в сердце ее затеплилась надежда на спасение.

…Чудеса начались на следующий же день: незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса. Этим овсом, сберегая каждое зернышко, она и выкормила своих детей в те страшные дни. А неделю спустя по Дороге жизни началась поставка продуктов в осажденный город. Все три иконы с благоговением хранила женщина в своем доме, вознося перед ними молитвенные просьбы о помощи. И заступничество святых угодников Божьих и Пречистой Его Матери спасло всю семью: они пережили блокаду. Спаслись и все те, кто в эти годы бывал в их доме и обращался с молитвами к святым иконам.


Помощь Тихвинской иконы

Я не могу об этом говорить без слез. Мне 60 лет, у меня сильно болели ноги. Я не могла дойти до туалета. В церковь еле пришла внука крестить. Был праздник Успения. Знакомая уговорила меня встать на колени перед Тихвинской Богородицей и помолиться. А я могла только сидеть. Просила не здоровья, а облегчения, молилась и боялась, что потом не встану с колен. Даже не думала, что поднимусь. Сделала три поклона и поднялась без всякой помощи.

Теперь я прихожу в церковь каждый день и не устаю. А ведь где я только не была. Я из-за ног чуть на тот свет не ушла.

Зинаида Тимофеевна, пенсионерка


Помощь иконы «Неупиваемая чаша»

Благодарю Пресвятую Богородицу, именуемую «Неупиваемая Чаша», за то, что помогла мне избавиться от недуга пьянства. После посещения сей обители я молился, читал акафист, тяга к спирному прошла. Я не пью уже два года. У меня хорошая семья, работа.

Александр, г. Москва. 10 мая 2001 г.


Помощь иконы «Всецарица»

Рассказывает Галина Сечкина: «Врачи сказали, что я не жилец… Узнаю, что здесь икона „Всецарица“, прихожу, начинаю молиться, прикладываться. Был момент, когда вопрос стоял о жизни и смерти, я читала ежедневно акафист. Врачи поставили на мне крест полностью. Через год медицинский диагноз: рака нет, миомы нет, кисты нет, ничего нет. Никакие препараты я не принимала, потому что врачи выписали столько, что никакой зарплаты не хватит. Врачи просто не могут понять и объяснить, что со мной происходит».


Помощь Федоровской иконы

1991 год. Супружеская семья из Москвы, побывавшая у чудотворной иконы с группой паломников, прислала в обитель благодарственное письмо в связи с благополучным рождением ребенка (женщина имела серьезное заболевание, вследствие чего врачи запретили ей иметь детей). Письмо завершается словами: «Все прошло благополучно: я и мой сын чувствуем себя хорошо. Это чудо! Чудо, которое совершила Матерь Божия! Смилостивилась над нами по вашим молитвам…»


Помощь иконы «Скоропослушница»

Четыре раза будучи беременной, я не вынашивала детей. Мне сказали, что нужно помолиться именно перед иконой «Скоропослушница» в селе Городище. Мы с мужем ездили туда и просили Царицу Небесную о даровании нам ребенка. Сейчас мы пришли к иконе благодарить Пресвятую Богородицу о дарованном нам ребеночке.

Анна


Помощь иконы «Избавительница от бед»

Об этом случае я узнала недавно от своих близких знакомых. Случилось это в 1985 году. Как это часто бывает, жена была верующей, ходила в церковь, молилась и дома. А муж был человеком неверующим.

И когда его жена брала в руки Евангелие, чтобы прочесть обязательную главу перед сном, он обыкновенно упрекал ее. Однажды он уничтожил все Православные книги. И уже через месяц с ним случилось несчастье – его парализовало (вся правая сторона была поражена). Врачи ничем не могли помочь, время шло, а улучшения не было. Наконец жена уговорила его позвать священника в дом и причаститься. После этого муж сказал: «Не отмолить мне теперь своих грехов…» Жена же ответила: «Будем молиться вместе!»

Решили они съездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там, на церковном дворе, после службы они подошли к монаху. Он долго беседовал с мужем, стоя в сторонке, и жена заметила в глазах супруга волнение. Оказалось, что монах предсказал ему выздоровление при следующей встрече.

Через некоторое время муж оказался в Самаре у матери и там услышал о Ташлинском источнике. Он не спал всю ночь. А утром вместе с матерью на «клюшках» добрался до Ташлы. После службы и водосвятного молебна мать пошла за водой, а сын остался сидеть на лавочке. И тут произошло то самое, что он ждал каждый день и час! Он увидел монаха, того самого! Мужчина вскочил и, превозмогая боль, сделал два шага ему навстречу. «Ничего, браток, все будет хорошо», – сказал ему с доброй улыбкой монах.

Мать вскоре пришла со святой водой, но по дороге того монаха не встретила. Он исчез.

Не прошло и двух недель с той встречи, как в «клюшках» отпала необходимость. В Москву этот мужчина вернулся здоровым.

И. Ш., г. Самара


Помощь по молитвам Почаевской иконе

Моему внуку Юре 6 лет. Мальчик переболел и не стал слышать. Положили в больницу в Екатеринбурге и сказали, что будут лечить очень долго. Когда мама повезла его в больницу, икона Почаевской Божией Матери находилась в Екатеринбурге. Я посоветовала ей зайти в храм и приложиться к иконе. Они зашли. Им позволили приложиться к иконе три раза. Так наш Юра лежал в больнице. Я ездила его навещать и заходила к иконе каждый раз. Один раз купила иконочку небольшую, приложила ее к иконе и поехала в больницу. Дала внуку поцеловать иконочку. А он стал у меня просить ее оставить у него. Но я побоялась ее оставить, подумала, вдруг кто-то посмеется, надругается над ней. Но Юрочка так умолял меня. Так я и оставила. Прошел день, мы даже не ожидали (так как врач сказала, что будут лечить долго). Звонят из больницы, что Юру выписали.

Привезли домой, опять затемпературил, и опять ушки не слышат. И вот Матушка Царица Небесная посетила наш город. Встретили ее, прошли Крестным ходом, и мы с внучатами тоже шли. Сколько радости было у Юрочки, что он встретил Божию Матерь и шел с ней. Потом ушли домой. И случилось чудо. Как он сам сказал: «Папа мне ушки не вылечил, мама не вылечила, врач не вылечил, а сейчас – пшик – как продул кто-то, и я слышу». Вот какое чудо совершила нам Матерь Божия Почаевская. Матушка, Царица Небесная, моли Бога о нас.

Бабушка Кокорина Валя г. Красноуфимск

По материалам сайта «Православие и мир»