Вы здесь

Святая блаженная Матрона Московская и другие святые женские заступницы. Самые важные молитвы для женщин. Предисловие. Святые жены Руси (О. А. Светлова, 2014)

Замечательная книга, которая обязательно должна быть в доме каждой православной женщины!

Анастасия С., Санкт-Петербург


Эта книга – источник познания и источник утешения. В ней замечательно сочетаются тексты, повествующие о жизни святых праведниц Господних, молитвы, дарящие надежду и истории о чудесах, укрепляющие в вере.

Михаил К., Самара


Я преподаю в школе курс ОПК и с удовольствием буду использовать материал из этой книги для бесед с детьми.

Елена М., Москва


С удовольствием читали книгу с дочерьми – как приятно, когда дети обретают образцы для подражания в истории христианства, а не под влиянием массовой культуры…

Антонина и Николай Р., Иркутск


Нашла в этой книге очень интересные сведения о русских святых – Святой Евфросинии Полоцкой и Святой Февронии Муромской, многих фактов я не знала раньше.

Нина А., Астрахань


В книге есть все, что нужно, – и интересная информация для «головы», для размышления, и молитвы для души.

Т. Л., Северодонецк

Предисловие. Святые жены Руси

Держа светильники зажжены,

Шли до конца на Божий глас

Святой Руси святые жены,

С икон глядящие на нас.

Монах Варнава (Евгений Санин)

…И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

(Быт., 2, 18, 21–23)

Думаю, для всех нас не секрет, что именно женщина явлена в мир уникальным существом. Ей предназначено быть источником любви, не исчерпываемой семьей, материнством, супружеством, а на весь мир простираемой. Женская душа отмечена особенными дарованиями: чувствительностью, нежностью, ранимостью, чрезвычайной терпеливостью, умением угадывать гармонию мира.

Ведь совсем не случайно путь к спасению указывает нам Пресвятая Дева Мария, наша Заступница перед Престолом Вседержителя. И первые последовательницы Христа, сострадая всем и каждому, несли миру удивительную любовь.

В последние земные дни Спасителю сопутствуют именно женщины, бывшие рядом с ним вплоть до самой Голгофы. О Воскресении Иисуса первыми узнали жены-мироносицы. Именно к ним Христос обратился со словами: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф., 28, 10), подарив женщинам новое предназначение и право благовествовать Воскресшего Господа. Многие подвижницы шли по пути, проложенному благовестницами апостольского времени, отдавая свою жизнь служению Всевышнему и ближним своим.

В русской нашей истории подвиг женщины-христианки зачастую тих и неприметен, но это великий подвиг хранения домашнего очага, воспитания детей, послушания мужу. Не раз женщинам приходилось спасать положение в те моменты, когда оказывались бесполезными мужская сила и доблесть, а женское любящее сердце творило чудеса. О преданности русских женщин, любви, кротости, мудрости слагались легенды и стихи.

К особенной категории соотечественниц наших принадлежат святые жены. На протяжении десяти столетий возносим мы им свои молитвы, просим помощи и утешения.

Путь русской женской святости озарен сиянием славы Богородицы. Благоговейное ее почитание, обилие храмов и монастырей, посвященных Ей, чудотворных икон Ее чрезвычайно повлияли на православную духовность.

Среди женщин-святых особенно на Руси были почитаемы великомученица Варвара, Параскева, Екатерина, Вера, Надежда, Любовь и София, оставшиеся в памяти народа идеалом женской святости. Святой княгиней Ольгой воспитан был великий креститель Руси, у истоков женского православного монашества стояла преподобная Евфросиния Полоцкая.

Что ценилось в женщинах на Руси превыше всего? Ореол святости простирался над матерями и женами, над хозяйками, хранительницами дома, преданными своим мужьям, ведь предназначение женщины – давать жизнь и хранить ее – никогда не менялось. Почитались устроительницы храмов и монастырей, мученицы во имя христовой веры, с XVII века прибавились к ним блаженные и юродивые.

Не один святой князь в Царство Божие вошел, сопровождаемый верной спутницей – своей супругой: Ярослав Владимирский, Димитрий Заозерский, Димитрий Донской и множество других.

Канонизировались родственницы православных святых, их матери, дочери, сестры: Мария, мать Сергия Радонежского, Ксения, мать мученика Михаила Тверского, Пелагея Ржевская, мать патриарха Иова, Евдокия, дочь Александра Невского, Параскева, сестра святого Артемия Верковского. За свою праведную жизнь супружеская чета князя Мурома Петра и жены его Февронии была причислена к лику святых.

Православная церковь канонизировала русских мучениц: в 1238 году при взятии татарами Владимира сгоревших в церкви заживо Агафию, Владимирскую княгиню, дочь ее Феодору, снох Христину и Марию. Подобной чести были удостоены за мученическую смерть тридцать пять монахинь Угличского монастыря, в 1609 году убитые интервентами Речи Посполитой.

Блаженную Ксению Петербургскую признали святой еще современники, а канонизирована она была в конце 20 века.

Наиболее известной московской святой нашего времени стала блаженная Матрона, слепая от рождения, ставшая для многих духовной наставницей: принимала в день по сорок человек, чтобы ночью отмаливать у Бога их грехи.

В служении и подвиге русских святых женщин, которые стали воплощением христианских идеалов милосердия и правды, осуществлена заповедь Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

До революции были прославлены общецерковно тринадцать святых жен:

– святая равноапостольная княгиня Ольга;

– святая благоверная княгиня преподобная Анна Новгородская;

– преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая;

– святая благоверная княгиня преподобная Феврония Муромская;

– преподобная благоверная княгиня Евфросиния Суздальская;

– преподобная Харитина, княжна Литовская;

– святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская;

– мученица Иулиания Вяземская и Новоторжская;

– святая Евфросиния Московская;

– святая Гликерия Новгородская;

– святая Иулиания;

– святая Иулиания Лазаревская Муромская;

– святая праведная праведная София, княгиня Слуцкая.

Кончина святой Софии случилась в 1612 году, это рубеж, отделяющий Древнюю Русь от Российского государства. Более трехсот лет после этого канонизаций святых жен не было. Уже в ХХ веке к образцам христианкой женственности, к «светильником горящим и светящим» (Мф., 5, 15) прибавлены были более восьмидесяти игумений, инокинь, послушниц и мирянок, мученически пострадавших за веру. Сонм святых русских жен включает более ста имен.

Вознося молитву святым женщинам, думаешь поневоле, почему они выбрали пустынный тяжелый путь беззаветного служения Всевышнему, бескорыстной помощи людям? Легок ли он был?

Всегда на их устах сияла кроткая непритворная улыбка, жертва их была искренней, приносила утешение. Две тысячи лет тому назад Спаситель говорил, что мир и согласие зависят, в первую очередь, от женщины. Именно к ним взываем мы молитвенно: «Все святые жены, в земли Российской просиявшие, молите Бога о нас!»

Святые Божии угодницы молитвы наши слышат и помогают нам. В земной жизни заступницы были великими просительницами за страждущих, теперь же, неотягощенные плотью, трудятся они неусыпно.

В обращении к Господу через святых есть и большое смирение, и осознание собственной греховности, и раскаяние, а еще вера в мудрое устройство и силу Христовой Церкви, в которой святые, так любившие Христа, получили право просить Его о нас.

Молитвенное обращение наше к святым угодницам будет поистине глубоким и прочувствованным, только если мы неравнодушны к земным их подвигам. Ведь самое главное – стремление быть благодарным по-христиански прежде, чем просящим. Во имя Господа дают нам святые заступницы уроки благодарности, очищая наши души для Него от незримого стяжательства. И от болезней плоти они просят у Всевышнего для нас скорейшего исцеления.

Верующий человек движется к Богу, и дорога к Нему не проста. Путь этот отягощен препятствиями, обойти которые без проводников никому не под силу. Проводников за долгую жизнь мы встречаем множество: малое дитя, озарившее сумрачное утро счастливой улыбкой, близкие, нашедшие слова утешения, священник, указавший на наши прегрешения и утоливший сердце проповедью.

Помощь, к нам приходящая от этих проводников, не случайна, но ежедневно уповать на нее не приходится. А препятствия не ежедневны даже, а ежечасны. И чем крепче наш душевный тыл, тем менее мы уязвимы для лукавой силы. Таким тылом для нас служит Христова церковь, церковь живых, потому что все у Бога живы: святые заступницы и покровительницы, канонизированные церковью, чьи иконы висят в наших домах. К их образам с благоговением мы ставим свечи.

За земными помощниками надобно большею частью посылать и ожидать иногда долгое время, когда они придут, а за этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную… Я сознаю, чувствую ясно, что помощь я получаю от имени тех святых, коих призываю ради живой веры в них. Это дело бывает так, как и в обыкновенном порядке вещей земных. Я сначала увижу своих помощников сердечною верою. Потом, видя, прошу их тоже сердцем, невидимо, но внятно самому себе; затем, получив невидимую помощь совершенно неприметным образом, но ощутительно для души; я вместе с тем получаю сильное убеждение, что эта помощь именно от них, как больной, исцеленный врачом, бывает убежден, что он получил исцеление именно от врача, а не от другого и не сам собою, а именно от врача. Все это делается так просто, что нужны только глаза – видеть.

Иоанн Кронштадский

Вы держите в своих руках книгу о великих женских заступницах-святых. И в наши дни их небесное покровительство не менее важно для нас, чем в прошлые века. Ведь сегодня русской женщине нужно быть сильной, мудрой, зачастую уметь рассчитывать лишь на свои силы, самостоятельно решать множество вопросов. Хорошо, когда есть рядом мудрый супруг, а если не сложилось пока крепкой православной семьи? Многие не знают, у кого просить помощи. А здесь ничего не нужно придумывать, пример стольких святых женщин перед глазами, как напоминание, что в любых условиях мы можем быть не одни, что нас кто-то станет сопровождать и оберегать, неотступно следуя за плечом.

Оберегают нас святые, чьи имена даны человеку при крещении. Оберегают святые, к заступничеству которых мы обращаемся в молитве. Оберегают и святые, о которых мы заранее и не помышляем. Они сами отыскивают нас, помогают в тяжелые дни, а потом преобразуют дольний мир в место почти зримой связи с собой.

Некоторые из них, как Варвара-великомученица, просили истово Бога, чтобы Он удостоил их дара помощи людям. Другие же духовно прозревали, а прозрев, понимали: теперь стезя их – помогать ближним. О третьих ничего не известно достоверно, но зато знаем твердо, что и они помогают в наших деяниях и помыслах.

В книге рассказывается о святых, чья жизнь была достойна изумления и преклонения, чьи добрые дела, чье беззаветное служение Богу возвело их в нелегкий ранг заступниц наших перед Господом.

Прочитав книгу, вы узнаете:

о житии женщин-святых;

о свидетельствах их чудотворения и помощи;

о том, в каких храмах России можно поклониться мощам святых, какие молитвы следует читать перед их иконами.

В каждой главе, которая посвящена той или иной святой, молитвы собраны воедино, чтобы можно было найти утешение в длительном искреннем и горячем потоке моления, чтобы нить, связующая души молящегося и дарующего заступничество, максимально упрочилась. Но время от времени будем прибегать к словам из тропаря и акафиста к святым, поверяя древними церковными строфами каждую самостоятельную строку.