Вы здесь

Святая блаженная Матрона Московская. Попроси, и дано будет. Себино. Начало удивительной истории маленькой святой (Иван Федоров, 2011)

Себино. Начало удивительной истории маленькой святой

«Какой великий дух жил в этом маленьком теле!»

Почему так любят Матронушку в народе, почему слава ее возрастает год от года? Конечно, потому что редким даром чудотворства и помощи людям наделена она. А еще и потому, что кажется очень близкой и понятной нам, ныне живущим – и не удивительно, ведь обычно истории святых воспринимаются нами почти как мифы или легенды, и сами они отделены от нас огромными пластами времени… Матронушка же – почти что наша современница. И жила она как обычный человек, в недавнее и знакомое нам советское время, и еще живы люди, которые лично знали и помнят ее. Такая простая, обычная, маленькая, ростом с ребенка, слепенькая – и при этом наделенная великой силы духом, святая чудотворица, какие очень редко отмечают наш земной мир своим присутствием.

Матронушка пришла поддержать нас в самые тяжелые времена, отмеченные революцией, гражданской войной, сталинскими репрессиями, кровавой борьбой с фашизмом, разрушением и осквернением церквей, попранием самой православной веры. И сколько душ спасла она, скольким людям помогла выстоять, выдержать во всей этой круговерти, сохранить себя и дух свой укрепить, к Богу прийти, даже когда святыни рушились кругом. Помогла она нам главную святыню обрести – в сердце своем, которое может оставаться чистым, Богу преданным, что бы ни творилось кругом. Сам Господь ее и прислал нам, для помощи, поддержки, для спасения нашего.

И продолжает Матронушка спасать нас ежедневно и ежечасно, как при жизни земной делала, так и после ухода в жизнь вечную.

«Какой великий дух жил в этом маленьком теле! Сам Господь Бог смотрел на нас через ее закрытые веки. И чудеса вершила она волей Божией», – прочитал я в тетради моей мамы выдержки из письма К. И. Иванова, который сам посещал Матрону и испытал на себе ее чудодейственную помощь: она вылечила его от затяжного бронхита. Я не знаю, кто был этот человек – видимо, знакомый матери, с которым она какое-то время переписывалась. Таких свидетельств сохранилось очень мало, приходится собирать их буквально по крупицам.

В биографии Матроны Московской еще много загадок и тайн

Несмотря на то, что, по историческим меркам, совсем недавно жила святая, но далеко не все ясно сейчас в биографии Матроны Московской.

Причина, как мне представляется, в том, что мы, как известно, «что имеем – не храним». Жила рядом с людьми чудотворица, прозорливица, исцелительница, великая святая душа, ходили люди к ней за помощью, помощь эту получали, но никому не пришло в голову биографию ее писать при жизни, или хотя бы собрать об этой жизни точные данные. А вот когда посмертная слава пришла к ней – спохватились, что знаем-то, оказывается, очень мало. А ведь, по большому счету, надо было бы за ней каждое слово записывать – какой бы это был богатейший материал! Но, увы, не нашлось тогда такого человека.

Однако не будем никого осуждать, может, Господу было так угодно, чтобы урок нам преподать – давайте будем ценить то, что имеем, дорожить каждым мигом жизни, интересоваться теми людьми, с кем нас жизнь сводит, расспрашивать их, записывать, оставлять для потомков те знания, которые нам довелось получить…

И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Рождение необыкновенного ребенка

Есть, конечно, в биографии Матроны Московской и факты, абсолютно точно установленные и неопровержимые.

Один из таких фактов – что Матрона родилась не просто слепой, а вообще без глаз. Под плотно сомкнутыми веками не было глазных яблок.

Такое случается крайне редко. Медицине известны буквально единицы подобных случаев. Но бывало это и раньше, бывает и в наши дни. И медики до сих пор ничего не могут сказать о причинах. Ссылаются на плохую экологию, большое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах. Но во времена, когда родилась Матрона, такой химии еще и не было. Значит, дело все же не в экологии.

Как мы знаем, все в мире происходит не случайно. И то, что не может объяснить наука, легко объясняется Божьим промыслом. Многие считают, что болезни и немощи даются людям только за грехи. Но на самом деле это не так. А что если Бог таким образом не только посылает испытание, но еще и взывает к силе нашего духа, чтобы одержал победу над немощной плотью? Чтобы не сдавались мы немощам, а лишь сильнее становились, принимая их как брошенный судьбой вызов, чтобы крепчали духом.

Святым болезни не могут за грехи даваться, ибо нет у них грехов – а лишь для еще большей святости. По моему же мнению, Господь отметил Матрону таким знаком, чтобы продемонстрировать всем нам: великий дух может жить даже в немощном теле. И сила духа может преодолеть эти немощи, возвыситься над ними и победить их.

И дух Матроны, всегда пребывающий в единстве с Богом, явил чудеса. Матрона была наделена духовным зрением. И это не иносказание: она действительно видела, видела даже без глаз, чему есть немало свидетельств.

Например, Евдокии, будущей матери Зинаиды Ждановой, она в точности рассказала, как будет выглядеть ее жених, «барин с усиками». Как она могла это вообразить себе, если никогда в жизни не видела ни одного человеческого лица? Значит, все же видела.

Есть свидетельства, как она рассказывала приходившей к ней в Москве женщине, что знает все иконы в церкви Ризоположения, и описывала, как эти иконы выглядят и где размещены.

Удивительный случай рассказан Зинаидой Ждановой в ее книге. После войны Зинаида заканчивала архитектурный институт, собиралась защищать диплом, но ее руководитель говорил, что проект недостаточно хорош, и ее скорее всего завалят на защите. Со слезами пришла она к Матронушке, но та сказала: «Защитишься!». А затем посоветовала взять пример с итальянских мастеров, построивших дворцы во Флоренции. И рассказала Зинаиде, как выглядит один из таких дворцов, какие у него великолепные арки для въезда. Добавила: «И ты сделай так же».

Матронушка, которая никогда не была в Италии, не могла видеть флорентийские дворцы ни наяву, ни на картинках или фотографиях – все же говорила о них так, будто воочию видит их.

Зинаида, внеся изменения в свой проект, как советовала святая старица, и впрямь легко защитилась.

А еще известны такие слова Матроны: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».

Как же мы мало еще знаем о человеческих возможностях… Даже не подозреваем, что ограничения плоти могут быть преодолены Божественным духом. Что можно видеть даже без глаз. Что можно путешествовать по всему миру, даже не сходя с места.

Дары эти даны лишь единицам, таким великим душам, как Матронушка. Но, может, пришла она в наш мир еще и для того, чтобы показать нам, на что в самом деле способен человек, чтобы воодушевить нас, продемонстрировав огромный нераскрытый потенциал, таящийся в человеческой натуре.

Святые ведь приходят в наш мир не для того, чтобы мы молились им, как Богу. Они приходят, чтобы показать пример, помочь и нам дотянуться до них, и стать ближе к Богу – так, как близки к Богу они, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от нас, обычных людей, а подчас даже более слабые, немощные, те, кого мы привыкли называть калеками.

Но гораздо больше заслуживают названия калек те, у кого в крепком здоровом теле слабый, не укрепленный верой, ничтожный дух.

Все мы знаем поговорку: «В здоровом теле – здоровый дух», но мало кому известно, что смысл ее сильно искажен, а изначально она звучала примерно так: надо, чтобы в здоровом теле был еще и здоровый дух. То есть одного лишь здорового тела – мало. И здоровое тело – вовсе не гарантия здорового духа. Над духом-то надо трудиться и трудиться, чтобы он здоровым стал. И самым здоровым становится тот дух, что преодолевает немощи и ограничения тела.

Матронушка отличается от большинства известных нам святых тем, что была отмечена святостью уже с рождения. Обычно бывает иначе – судьба хоть и предрекает человеку обрести святость, но по пути к этой святости он проходит через обычную жизнь обычного человека, полную грехов, искушений, суетных дел, мыслей и желаний. И требуется большой подвижнический труд, чтобы душа смогла возвыситься, очиститься, отринуть мирскую суету и прийти к служению Богу. Матронушка же была святой с первого дня своей земной жизни. Ее чистая детская душа никогда не была замутнена никакими грехами, и ни один соблазн внешнего мира над ней не имел и не мог иметь власти. Жила она по сути как ангел во плоти, чуждая человеческим страстям, целиком и полностью пребывающая в Боге, и несущая свет Божественной любви всем людям без исключения.

Была она не только святой, но блаженной – так называют тех, кто отмечен особой благодатью Божией, кто несет в себе особое душевное тепло, мягкость, смирение перед невзгодами, кто даже на зло способен ответить добром и не озлобиться, а оставаться любящей чистой душой, что бы ни происходило вокруг. Если вдуматься, то слабый духом человек на такое не способен – очень сильным должен быть дух, чтобы не ломаться от испытаний и невзгод, а становиться все более умиротворенным, светлым, тихим и любящим.

Конечно, недостаточно просто родиться святым – надо еще суметь сохранить эту святость, и всей жизнью своей подтвердить свою богоизбранность – неустанным служением Богу и бескорыстной самоотверженной помощью людям. В этом смысле жизнь Матроны Московской – настоящий подвиг.

Поверьте, совсем это не просто, и труд требуется колоссальный, чтобы прожить жизнь праведную, святую. Это мы сейчас с вами знаем, что Матрона Московская – святая. Это сейчас она почитаема и всеми признана как великая чудотворица и подвижница. А тогда, когда родилась она, никто ведь об этом не знал. И для всех поначалу она была просто больная девочка, калека, обуза для семьи. Родители были простые, бедные, многодетные, уже не очень молодые. Никто Матроной и ее развитием особо не занимался, ничему ее не учили, книжек ей не читали. Почему она выросла не жалким забитым ребенком, страдающим от своих немощей и жалости к себе – а великой душой, которая и сама никогда не жаловалась, и людям помогала, от бед их спасала? Не ее, калеку, спасали – она спасала, вдумайтесь только! Да потому что с Богом возможно все. Душа, в Боге пребывающая, все побеждает, и вершит чудеса.

Но тогда никто об этом и не подозревал. Тогда думали – родился больной ребенок, калека, наверняка долго не протянет. Смертность в младенчестве в те времена была делом обычным. Есть свидетельства, что и у супругов Никоновых, Дмитрия и Наталии, родителей Матроны, целых четверо детей один за другим умерли во младенчестве. Боялись, что и эта девочка умрет, и чтобы не умерла некрещеной, решили поскорее покрестить.

И вот тут начались настоящие чудеса и знамения, которые всегда указывают на рождение святого.

Чудеса и знамения

Матрона Московская, по рождению – Матрона Дмитриевна Никонова, родилась в ноябре, и крестили ее вскоре после рождения, 9 (по новому стилю – 22) ноября.

Точная дата рождения святой также неизвестна, но принято отмечать его именно 22 ноября, по дню, когда она была крещена в честь святой, чья память отмечается в этот день – Матроны Царьградской.

Но первое чудесное знамение случилось еще до рождения Матроны. Ее матери Наталии приснился необычный сон, в котором вокруг нее кружила белая птица, а потом села на ее руку. У птицы было человеческое лицо. А глаза на этом лице то ли крепко смежены веками, то ли их нет вообще.

Когда этот сон приснился, Наталия не придала ему особого значения. А вспомнила лишь тогда, когда у нее родилась слепая девочка. Сон явно давал понять: эта девочка необычная. Словно дар Божий, белокрылый ангел, спустившийся с небес.

Как во всех крестьянских семьях, нравы в семье Никоновых были простые. И с детьми особо не церемонились, считалось, что не надо их баловать особой заботой – и так вырастут, сами собой, как трава. Но Матрону не обижали, жалели ее, и хоть поругивали иногда, как и всех детей, но все же помнили об особых знамениях, сопровождавших ее появление на свет.

Знамения эти уберегли ее и от приюта, куда вполне могли сдать слабенькую и немощную малышку, которая, к тому же, была лишним ртом в бедной семье. Верующие, богобоязненные Никоновы просто не могли этого сделать с Матроной. Решили, что будут с хлеба на воду перебиваться, а дитя свое при себе оставят. Каким бы оно ни было – а свое, родное.

И на судьбу не жаловались, и не восклицали: «Господи, за что нам такое наказание?» Смиренно принимали судьбу свою, и Бога благодарили за все, в том числе и за испытания. Так принято было всегда в православной Руси.

И вот настал день, когда понесли Матронушку в церковь, крестить. В церкви Успения Пресвятой Богородицы в Себино тогда не было своего священника, был лишь церковный староста. А священники там служили приходящие, из соседних деревень. В тот день пришел отец Василий, необычный батюшка, сам отличавшийся праведной жизнью и наделенный провидческим даром. Опустили малышку в купель – в ту самую, что и сейчас в Успенской церкви в Себино как ценнейшая святыня хранится – и вдруг над купелью поднялся какой-то пар, светящийся как будто, и благоухание разнеслось, которое ощутили все, присутствовавшие тогда в церкви.

Отец Василий был потрясен. Сказал: сорок лет крещу, но такого ни разу не видел. И, конечно, будучи провидцем, он сразу понял, что за младенца крестит. Предрек Матроне ее великое будущее, сказал, что девочка эта святая, подарок от Бога нам всем…

Чудеса и знамения случаются в жизни не так уж и редко. Просто они остаются вне поля зрения науки, ведь наука изучает материальный мир, а явления духовного мира ее не интересуют. Соответственно они мало изучены и не так уж широко известны. И тем не менее невозможно отрицать реальность чудес и знамений. Благоухание, которое многие люди ощущают возле раки с мощами святой Матроны – одно из таких несомненных чудес. Такое же благоухание иногда источает и масло, освященное на мощах, и даже книги про Матрону! Кто-то чувствует этот аромат, которым проявляет себя присутствие святой, а кто-то – нет, что свидетельствует о духовной, а не физической природе благоухания. Мироточение икон – тоже чудо, встречающееся достаточно часто. Мироточила и икона Матроны Московской в Свято-Матронинской храме Екатеринбурга – о чем даже рассказывали средства массовой информации. А нетление святых мощей, обновление икон, которое иногда происходит чудесным образом, само собой, схождение благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме накануне Пасхи – чудеса можно перечислять еще долго. Все они – вещественные проявления Святого Духа, свидетельства присутствия Бога в нашем мире.

Особого рода чудеса и знамения сопровождают рождение святых. Удивительным знамением был отмечен преподобный Сергий Радонежский еще до рождения: находясь в утробе матери, он трижды прокричал во время богослужения, будто провозглашая славу Святой Троице. Серафим Саровский в детстве упал с высокой колокольни и не получил при этом ни царапины. Иоанну Сергиеву, будущему святому Иоанну Кронштадтскому, приснился пророческий сон, в котором он увидел себя священником. Все это, как и благоуханный дым над купелью Матроны Московской, как и сон ее матери Наталии – знаки, посылаемые свыше, которыми всегда отмечен тот, кому суждено быть святым, праведником, подвижником, жизнь отдающим служению Богу и людям.

Чудо при крещении Матроны было не единственным знамением, указывающим на то, что ребенок этот – необыкновенный, отмеченный святостью. Однажды, когда Матроне было лет шесть-семь, она приподняла свой крестильный крестик, словно хотела показать матери что-то под ним. Мать не поняла, заругалась: «Слепая, замучила меня, зачем крест снимаешь!» «Сама ты слепая, мамочка, – будто бы ответила Матронушка. – Посмотри внимательно, у меня свой крестик на груди!» Тут мать и заметила, что на груди у девочки и правда будто выбит небольшой крестик. Начала просить прощения: «Прости, милая дочка, что ругала тебя – я и не видела, что у тебя такой крестик». Это был настоящий нерукотворный крест, которым Бог отмечает избранных.

Похоже, что от рождения у Матроны его не было, он появился позже при необычных обстоятельствах. По воспоминаниям современников, однажды, когда Матрона была совсем ребенком, на двор к Никоновым зашел седобородый старец – видно, странник, потому что в деревне его никто не знал. Он попросил воды, и Матронушка взяла ковш, подошла к ведру, сняла холстину, которой оно было накрыто, зачерпнула воды и поднесла старцу. Все это она сделала быстро и уверенно, будто и не была незрячей. Старец коснулся ее груди и благословил. После этого его в деревне никто не видел. А по деревне по шли слухи, что к Никоновым заходил сам Никола Угодник. Вскоре на груди у девочки и обнаружился нерукотворный крестик – на том самом месте, которого коснулся старец.

Конец ознакомительного фрагмента.