Часть 3
Наставления, помощь и предсказания святой матушки Матроны
Предсказания святой Матроны
Дар прорицания, духовного рассуждения и исцеления недужных открылся у девочки в возрасте 7–8 лет.
Однажды мать отправилась в церковь, а отец решил остаться дома, чтобы помолиться здесь вместе с Матронушкой. Прежде супруги всегда отправлялись в храм вместе, и Наталии непривычно было находиться там одной. Всю службу она волновалась, переживала, что супруга нет рядом. Оттого была не очень внимательна. И когда она вернулась из церкви, Матрона ей сказала: «Ты, мама, в церкви не была». «Как это? – удивилась
Наталия. – Я же только что оттуда!». – «Нет, – ответила девочка. – Вот мы с папой в храме были, потому что вместе пели и молились. А ты не была!» Духовным зрением увидела слепая девочка, что в церкви мать присутствовала лишь телесно, а душа ее на самом деле была далеко. Так устами дочери Господь напомнил женщине, что главное – не то, где пребывает твое тело, а то, чем наполнена твоя душа. От души молясь дома, ты словно пребываешь в храме. А если, находясь в храме, ты думаешь о чем-то постороннем, то считай, что ты там и не был…
Те, кто окружал девочку, с удивлением отмечали, что слепая малышка как бы видит людей насквозь, может заглянуть внутрь каждой души, и ей открывались грехи людские и помыслы. Матрона обладала необычным чутьем – она могла предвидеть стихийные бедствия, опасные происшествия. Те люди, которые приходили к ней за помощью, ее молитвами получали утешение и избавление от недугов. Очень скоро рассказы о девочке, отмеченной печатью Всевышнего, распространились далеко за пределы деревни, и люди шли и ехали к ней издалека.
О даре предвидения девочки рассказывала одна из родственниц Никоновых, Ксения Ивановна Сифарова. Однажды Матрона сказала матери, что завтра случится пожар, но ее семье бояться нечего – их дом уцелеет. Так и вышло – на утро деревню охватил пожар, однако, когда огонь уже подбирался к дому Никоновых, сменился ветер, и пламя обошло дом избранницы Божьей стороной.
Со всех окрестных уездов и даже из других губерний к домику родителей съезжались телеги с больными, сходились уставшие путники, жаждущие избавиться от хворей или получить совет. И девочка творила чудеса: безнадежные больные, от которых отказывались доктора, уходили из дома Никоновых самостоятельно, рассказывая по пути о своем чудесном исцелении и избраннице Божьей Матроне.
Жизнь всей семьи изменилась – в благодарность за помощь многие посетители оставляли родителям девочки продукты и какие-то вещи в подарок. Так Матрона, от которой хотели избавиться еще до ее появления на свет, чтобы не обременять семью лишним ртом, стала кормилицей для своих родителей, сестры и братьев.
Зинаида Жданова вскоре после окончания Великой Отечественной войны готовилась к защите диплома в Московском архитектурном институте по теме «Министерство военно-морского флота». Работа была сделана очень тщательно и аккуратно, однако научный руководитель девушки явно демонстрировал ей свою неприязнь и накануне защиты открыто заявил, что «завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!».
Девушка была на грани отчаяния – защита диплома и последующая работа были для нее единственной надеждой, так как отец ее был в тюрьме, а мать – на ее содержании.
И Зинаида отправилась за утешением и советом к Матушке Матроне. Та успокоила плачущую девушку и пообещала ей разговор вечером за чаем. Зинаида дожидалась вечера с нетерпением, и когда он наступил, удивлению ее не было предела.
Деревенская старушка, не умеющая читать и писать, повела такие речи, которые сделали бы честь любому искусствоведу. Она сказала: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…» – и начала длинный рассказ об итальянских улицах и зданиях… Обратив внимание девушки на палаццо Питти и еще один дворец, посоветовала ей внести в свой дипломный проект некоторые исправления.
Та, пораженная силой духовного зрения провидицы, послушно выполнила все ее указания. Стоит ли говорить о том, что диплом Зинаиды был одобрен комиссией и допущен к защите.
Когда Матрона жила в Себино, к ней обратился мужчина, живший в нескольких километрах от села. У несчастного отказали обе ноги, и он ждал, что святая угодница Божья поможет ему.
Матрона велела передать больному, чтобы он пришел к ней сам, как может, хоть ползком: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет». Мужчина верил в богоизбранность пророчицы и с точностью выполнил ее указание. Он выполз из дома с утра и так преодолел те километры, что отделяли его дом от избы Матроны. Домой он возвращался уже на ногах.
Вместе с маленькой Матроной крестили еще нескольких младенцев. Сын одного из них, А. Ф. Выборнов, впоследствии поведал об одном из своих родственников, у которого внезапно отнялись руки и ноги. Родные сразу же посоветовали ему обратиться за помощью к местной святой – она-де любую болезнь вылечить может. Но мужчина в богоизбранность Матроны не верил и раньше не раз говорил об этом. Однако сейчас сам он двигаться не мог, и родные на телеге отвезли его в Себино. Сестра больного бросилась к Матроне с просьбой о помощи, да не успела ни слова еще сказать, как святая угодница спросила: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень». Женщина обомлела – ведь Матрона еще не видела недужного, да и рассказать о нем ей никто не мог.
Целительница разрешила привести больного, читала над ним молитвы и поила его водой, после чего мужчина вдруг уснул. Проспав остаток дня и всю ночь, как мертвый, утром он поднялся сам и сказал, что чувствует себя совершенно здоровым. Когда он отправился в дом к Матроне со словами благодарности, святая встретила его словами: «Благодари сестру, ее вера тебя исцелила».
Женщины из соседней деревни Орловки в дни Пасхальной недели пришли к Матроне за советом и благословением. Провидица, сидевшая у окна, побеседовала с ними, и, прощаясь, дала одной из женщин просфору, другой – бутылочку с водой, а третьей – крашеное в красный цвет яйцо. Третьей женщине Матрона велела съесть яйцо, когда она уйдет за село, на гумно. Женщина, сунув яйцо за пазуху, попрощалась и вместе со своими спутницами двинулась в путь.
Выйдя на гумно, женщина вспомнила наказ Матроны и разбила яйцо. Тут разом взвизгнули все трое – под скорлупой сидела мышь. Изумленные женщины поспешили обратно – узнать, что все это означает.
Святая ждала их на том же месте, у окна. Как только они подошли, она сама начала разговор: «Что, гадко мыша-то есть?» Женщина обомлела: конечно, как же можно съесть мышь? А пророчица тем временем продолжала: «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям…» Женщина стала оправдываться – мол, она же мышь вытаскивала, а покупатели и не знали ничего, не видели… И услышала в ответ: «А Бог-то знает, что ты молоко от мыша продавала!»
Часто приезжали к Матронушке в Москву и бывшие односельчане. И всегда везли множество записок от других жителей деревни – каждый писал о какой-то своей нужде, просил помощи. Матрона и сама, уже живя в Москве, несколько раз наведывалась в Себино, навещала родителей, и родные места, по которым скучала.
О необыкновенных провидческих способностях Матронушки и о том, как помогала она односельчанам, уже живя в Москве, много рассказывала Анна Выборнова.
Однажды приехала Анна вместе со своей снохой к Матроне в Москву, а та и говорит ей: «Вы вот в Москве, а что у вас дома делалось! Двадцать пять домов сгорело! Поезжайте быстрее обратно». Они быстро собрались и вернулись обратно в Себино, и узнали, что деревня и впрямь сильно от пожара пострадала из-за того, что одна бабушка спичкой чиркнула в горнице, где у нее много сухой травы хранилось, все и вспыхнуло сразу.
Еще одна женщина из Себино, Валентина, работавшая в Москве секретарем в суде, спрашивала Матрону, соглашаться ли ей на новую работу, которую ей предложил начальник. Работа эта была в кладовой, и начальник намекал, что там, мол, можно будет и поживиться чем-то за государственный счет, так что бедствовать не будешь.
Матронушка сказала Валентине: «Не гонись за выгодой, где работала, там и работай. Тогда найдется для тебя побольше зарплата». Тогда она отказалась переходить в кладовую, и туда направили другого секретаря. А Валентине предложили освободившуюся должность, с большей зарплатой. Рассказав об этом Матроне, она услышала в ответ: «Вот видишь! А та работа была не твоя». Через некоторое время Валентина узнала, что девушка, отправившаяся работать в кладовую, вынесла оттуда какие-то баночки, за что ее осудили и дали срок три года.
И вовсе чудесная история произошла с Анной Выборновой и ее братом. Они пошли в Москву из деревни продавать корову. Прошли километров тридцать, и вдруг оказалось, что брат потерял все документы, и свои, и сестры, и те, что на корову полагались. Брат за голову схватился, обнаружив пропажу, сказал, что впору ему застрелиться: ведь без документов и до Москвы не добраться, и корову не продать, скажут, что ворованная. Тогда Анна и предложила брату: давай попросим Матронушку нам помочь! Ну и что, что она далеко, в Москве? Все равно услышит и нам поможет!
Попросили они Матрону о помощи, помолились, и пошли. Шли до Москвы десять дней. И всю дорогу чувствовали, как Матрона им подсказывала, в какой дом можно попроситься переночевать, а в какой нет. Так и получалось, что стучались они на ночевку только в те дома, где их принимали как родных и ни о чем не спрашивали. Случилось, что в один дом, где они с коровой остановились, патруль зашел. А хозяева говорят: «У нас чужих нет никого – вот, только брат с сестрой приехали». Так благополучно, без приключений добрались до Москвы, пришли к Матроне. А она смеется: «Я, слепая, корову вашу всю дорогу за хвост вела! Вот как я понадобилась-то вам – корову вашу вести, и ночлег вам у хороших людей отыскивать!»
Анна рассказывала, что у брата волосы дыбом встали: как это она все знает? Потом, придя в себя, спросил Матрону, что же теперь делать ему без документов. Она ответила, что за десять рублей он быстро выправит себе новые документы. Так оно и вышло.
Еще об одном примере удивительной матушкиной прозорливости узнаем мы из воспоминаний Зинаиды Владимировны Ждановой, где она рассказывает, как, будучи человеком верующим, вышла замуж за атеиста, не по любви, а в благодарность за помощь ее брату в трудной ситуации. Муж очень скоро начал выпивать, поздно возвращаться домой, ссылаясь на то, что занят на работе.
Когда Зинаида приехала к Матронушке, жившей тогда в Сокольниках, и рассказала, что вышла замуж, та руками всплеснула: «Как же ты не спросила меня! Брось его!»
«А я же дала клятву Богу быть ему верною женою, – пишет дальше Зинаида Жданова. – А она мне: “Я этот грех беру на себя, поезжай домой, муж твой дома – заболел. Приедешь и сразу же скажи: «Боря, дай мне прочесть письмо от Тани», – прочтешь и брось мужа! А спас твоего брата – так он и так тебе бы это сделал”. Всю дорогу от Сокольников я ехала и плакала – разрушить жизнь, на иждивении престарелая мать, институт не окончила! Приезжаю, муж заболел – дома, я вхожу в комнату и сразу же: «Боря, дай мне письмо от Тани». Он достал механически конверт из кармана и тут же сразу же в ужасе требует его обратно: «Как ты узнала? Я только что получил это письмо». Письмо было от официантки Тани, с которой он проводил время. Я бросила мужа».
Предвидение бедствий народных
Но предвидела Матрона не только бытовые сюжеты, но и политические события.
Так, рассказывают, что в 1894 году она попросила у матери куриные перья. Выбрав самое большое и красивое, девочка ободрала его, приговаривая: «Вот так обдерут нашего царя-батюшку».
В действительности, в 1905 году после завершения Русско-Японской войны Россия лишилась Южного Сахалина и Ляодунского полуострова. Прошло еще чуть больше 10 лет и большевики лишили власти Николая II.
В 1899 году Матрона не раз повторяла еще одно страшное предсказание: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать», при этом она сжимала пальцы вытянутых вперед рук и показывала, как люди будут делить участки земли, стараясь захватить себе как можно больше, а потом «все бросят землю и побегут кто куда».
Когда ее спрашивали о том, как же Господь попустит разрушение храмов и гонения на веру, она отвечала: «Потому что верующих будет мало. Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие. Раньше люди ходили в храмы, носили крест, и дома были защищены образами, лампадами. Мне вас жаль, доживете до последних времен.
Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут – выбирайте! Если народ не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».
Революция 1917 года, последовавшие за ней многолетний дележ российской земли и массовые изгнания – все эти события стали оправданием предсказания святой угодницы Божьей.
И действительно, на протяжении практически всего XX века христианство в России поддерживалось малым количеством людей, терпевших беспрерывные гонения.
Отцу Лидии, помещику Янькову, Матрона еще до начала страшных кровавых событий советовала продать свое имущество и найти приют за границей. Он не послушал прозорливицу и стал свидетелем разграбления своего поместья. Самого же Янькова постигла преждевременная гибель, а дочери его пришлось скитаться.
Евгения Ивановна Калачкова, соседка Матроны, рассказывала, что незадолго до революции одна богатая женщина, поселившаяся в Себино, решила построить колокольню и пришла посоветоваться об этом с угодницей Божьей. Однако та сказала ей: «Что ты задумала делать, то не сбудется». Тогда барыня не поняла, что означают эти слова – ведь, казалось бы, все возможности для постройки у нее были – денег достаточно, материалов, рабочих рук – хоть отбавляй. Но начавшаяся в стране смута не дала даже начать строительство.
За один-два года до начала Второй мировой войны Матрона часто предсказывала эти события. Своим родным в деревне она раз сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».
В 1939–1940 годах Матрона часто предсказывала, что вот-вот начнется война. Тогда же она говорила: «Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». В военные годы она не уставала предрекать победу России, даже когда перевес был на стороне немцев: «Красный петух победит черного».
Красная армия (после войны ставшая Советской армией) под красным знаменем в победном мае 1945 года низвергла фашизм, скинув с берлинского Рейхстага флаги с черной свастикой.
Еще во время войны, в 1943 году, Матрона говорила, что 58 статью Уголовного кодекса отменят, и жизнь в стране пойдет по-другому.
Статья 58 УК РСФСР, а затем и СССР, введенная в 1927 году, недаром считалась зловещей. Ее четырнадцать пунктов предусматривали наказания за контрреволюционную деятельность, а фактически в годы сталинизма по этой статье было осуждено огромное количество ни в чем не повинных людей. Любой мог получить клеймо «враг народа» по клеветническому доносу, или даже просто за то, что сам не донес на соседа или товарища, и пойти под расстрел или получить срок в лагерях.
После разоблачения культа личности Сталина уголовное законодательство было серьезно пересмотрено, и в новом Уголовном кодексе, вступившем в действие в 1961 году, этой статьи уже не было, ушел в прошлое и сам термин «контрреволюционные преступления». Фактически же осуждать по этой статье перестали еще в 50-е годы.
В 1950 году Матрона много говорила о предстоящих глобальных переменах в стране: «Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители – один хуже другого. Растащат Россию. “Товарищи” после войны поездят по загранице, зубы “сломают” и обратно на Родину потянутся. И появится в то время Михаил – вот какой будет! Захочет он помочь, все изменить, перевернуть, но если бы он знал, что ничего он не изменит… Начнутся смуты, распри, резня, пойдут одна партия на другую. Будет такое на малое время. Вздохнете, но малое… Все будет – и молебен на Красной площади, и панихиды по убиенном Помазаннике Божием и его семье. Напрасно император Николай отрекся от престола – пожалел народ, собою расплатился… Как мне вас всех жаль…»
Людям, жившим во второй половине XX века, не нужно расшифровывать это предсказание – все именно так и произошло: события 1950–1960-х годов и начало перестройки, деятельность Горбачева и период правления Ельцина. А Николай II и члены его семьи причислены к лику святых русской православной церкви.
Ее окружали люди глубоко верующие, так что для них не было никаких сомнений в том, что они выберут – конечно же крест. Но они спрашивали старицу – а как же они будут жить, лишенные пищи? На что она отвечала им: «А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим и сыты будем!»
Конец ознакомительного фрагмента.