Глава IV. Первый раздел русской нации
Создав единое русское государство, князь Владимир Великий разделил его между своими сыновьями, что повлекло за собой многовековую феодальную раздробленность. В свою очередь, феодальная раздробленность стала причиной ослабления русского государства, которое, не сумев противостоять натиску иноплеменников, полностью лишилось трёх своих территорий: Тмутараканского княжества, Карпатской Руси и земель Росовлахии (Молдавии). В связи с их обособлением и произошёл первый раздел русского народа, от которого откололись казаки, карпатороссы (карпатские русины) и молдаване. О происхождении этих трёх народов в современной историографии сведений очень мало, да и те в основном не соответствуют действительности.
Первой областью, которая была «аннексирована» у Древней Руси, стало Тмутараканское княжество: в 1094 году оно перешло под контроль Византии. С этих времён весь русский народ и все исконные русские земли уже никогда не находились полностью в одном государстве, однако, несмотря на это, в течение многих веков русским людям, живущим в разных государствах, удавалось сохранять духовное единство. Совокупность русских, которые не забыли свои корни, проживая в других странах, я буду называть, как сейчас принято, русским миром.
Каких масштабов достигла феодальная раздробленность на Руси и как она повлияла на единство русского народа? Где находились Тмутаракань и Тмутараканское княжество? Откуда появились казаки и каково их происхождение? Как единая Русь разделилась на Великую и Малую? Как возникла Карпатская Русь? Каким образом на исконных русских землях появилось Молдавское княжество? Какие территории можно считать исконными землями карпатороссов, молдаван и казаков?
§ 1. Феодальная раздробленность
После смерти князя Владимира Святославича Русь была разделена между его потомками на множество княжеств (князем в то время мог быть только Рюрикович, потомок князя Владимира). Формально великим князем всея Руси считался князь Киевский, хотя фактической власти над другими княжествами он не имел. Раскол русских земель был настолько глубоким, что официально отражался в формулировке большого титула российских императоров вплоть до начала XX века. Привожу список этих великих (то есть больших) княжеств из российского императорского титула: Киевское, Владимирское, Новгородское, Московское, Псковское, Смоленское, Волынское, Подольское, Белостокское, Тверское, Вятское, Нижегородское, Черниговское, Рязанское, Полоцкое, Ростовское, Ярославское, Белозерское, Витебское, Мстиславское. В императорском титуле не присутствовали названия рано утерянного Русью Тмутараканского княжества, а также Галицкого, которое не входило на тот момент в состав Российской империи. Забегая вперёд, скажу, что княжество Тмутараканское всё-таки было в числе земель, перечисляемых в титуле российских императоров, – под именем Астраханского царства, а название Галицкого княжества входило в состав большого титула австро-венгерских императоров, которые на тот момент им владели: «король Галиции и Лодомерии (Волыни. – Авт.)». Во времена раздробленности все эти княжества делились на мелкие, а те, в свою очередь, на ещё более мелкие. Доходило до того, что столицами мини-княжеств становились небольшие посёлки. Например, современное село Спас-Конино (Алексинский район Тульской области, Россия) было столицей Конинского княжества, село Оболенское (Жуковский район Калужской области, Россия) – Оболенского княжества, село Четвертня (Маневичский район Волынской области, Украина) – Четвертинского княжества, село Старое Соколино (Толочинский район Витебской области, Белоруссия) – Соколинского княжества и т. д. Российский историк и собиратель древнерусских летописей А. И. Мусин-Пушкин (1744–1817) пишет об этом периоде: «Превратностям счастия подвержены Цари и Царства, равно как частные люди. Великий Владимир вознёс Россию до высшей степени славы, силы и величия; просветил её светом веры, цвели науки и художества, как и в самой Греции: все полезные сочинения Греческия начали переходить, на Русском языке изложенные, из рук в руки в те самые времена, как запад Европы был погружён в густейший мрак невежества, стенал под варварским феодальным правлением и под тираническою властию Папы, суеверием, умы народов обуявшим; но потомки Владимира, взаимной завистью жегомые, расслабили священный узел единовластия, державший всё в мерности и порядке, истощали Государство междоусобными войнами и сами самим себе мешали быть благополучными». Между удельными князьями постоянно велись междоусобные войны. Результатом одной из таких войн стало то, что в 1169 году вместо одного великого князя всея Руси появилось два. Вместо Киева, который с этого времени перестал быть столицей Руси, они избрали своими столицами два города, основанные Владимиром Великим и носившие его имя: Владимир-Залесский (ныне – Владимир во Владимирской области России) и Владимир-Волынский (сейчас находится в составе Волынской области Украины) (см. § 5 главы IV).
Несмотря на территориальную раздробленность, русский народ продолжал быть единым. В каком бы княжестве ни жил человек – в Галицком, Киевском, Нижегородском, Псковском, Полоцком или любом другом, – по национальности он оставался русином, то есть не появлялись такие народы, как галичане, киевляне, полочане, нижегородцы и т. д. Русские сохраняли верность православию и своему языку, что помогло им оставаться единой нацией вплоть до начала XX века. Причиной же появления обособленных частей русского народа стало отторжение трёх исконно русских земель иноплеменниками. Народы, населявшие эти земли, впоследствии стали молдаванами, казаками и карпатороссами. Молдаване относительно рано утратили связь с русским миром, хотя и не полностью; казаки же и карпатороссы, напротив, считали себя неотъемлемой частью русского народа и уже в XX веке вместе с ним раскололись на русских (россиян) и украинцев.
Гербы великих княжеств: Галицкого (1), Московского (2), Полоцкого (3), Мстиславского (4), Витебского (5), Белостокского (6), Черниговского (7), Киевского (8), Владимирского (9), Новгородского (10), Ярославского (11), Вятского (12)
Гербы великих княжеств: Рязанского (13), Подольского (14), Волынского (15), Белозерского (16), Псковского (17), Нижегородского (18), Ростовского (19), Смоленского (20), Тмутараканского (21)
§ 2. Тмутаракань
Как говорилось выше, первой областью, утраченной ослабевшим русским государством, было Тмутараканское княжество, перешедшее в 1094 году под контроль Византийской империи.
Где находились Тмутаракань и Тмутараканское княжество? Об их местонахождении Василий Никитич Татищев (1686–1750) в «Истории Российской» писал следующее: «О княжении Тмутараканском в историях русских обстоятельно мест или урочищ не описано, и в давние времена незнающие пользы исторической, имена народов и земель оставя, по новопостроенным городам именовали, что и с этим случилось. А потом писатели, не зная, где его отыскать, в разных и весьма неверных местах указывали». Современные учёные твёрдо убеждены, что Тмутаракань – это станица Тамань в Краснодарском крае, а Тмутараканское княжество – это Темрюкский район Краснодарского края. Размеры княжества они определили на глаз, а тому, что Тмутаракань и есть Тамань, у них есть «реальное» подтверждение. Это найденный в 1792 году в Тамани «тмутараканский камень», на котором высечено: «В лето 6576 (1068 год. – Авт.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева (Керчи. – Авт.) 14000 сажен». Но здесь слово «Тмутаракань», скорее всего, является синонимом всего Тмутараканского княжества, то есть князь Глеб мерил расстояние от крайней точки княжества, которой являлась Тамань, до Керчи. На самом же деле Тмутаракань – это столица Хазарского каганата Итиль, современная Астрахань. Царь Иван Грозный, посылая свои войска на завоевание Астраханского царства, говорил: «Когда святой Владимир делил свои волости детям, то эту Астрахань, называвшуюся тогда Тмутараканем, отдал сыну своему Мстиславу. Здесь был построен храм Пречистыя, здесь правили многие государи христианские, потомки святого Владимира, сродники царя Иоанна Васильевича, а потом, вследствие междоусобных браней русских государей, перешла Астрахань в руки царей нечестивых ордынских». Если столицы Хазарского каганата и Тмутараканского княжества совпадают, то, скорее всего, совпадают и их территории. Чтобы определить исконные земли Хазарии, приведу сведения о некоторых значимых хазарских городах. Вторым из них по значимости – после Итиля-Тмутаракани – был Саркел, или Белая Вежа (у хазарских городов было по два названия: славянское и тюркское; так, у Тмутаракани было тюркское название Итиль). О местонахождении Белой Вежи говорится у российского историка и собирателя древнерусских летописей А. И. Мусина-Пушкина (1744–1817): «Белая Вежа. Под сим именем известны были три города: Белая Вежа, инако Саркел, город на Донце <…>, около того места, где в 1593 году Белгород Русский построен был…».
Герб Астрахани
Таким образом, Белая Вежа – это современный российский город Белгород. Ещё один хазарский город, Семендер, или Андреева Деревня, бывший одно время столицей каганата, сейчас – село Эндирей в Хасавюртовском районе Дагестана. Одно из названий Каспийского моря в древности – Хазарское. Таким образом, исконная территория Хазарии, а соответственно, и территория Тмутараканского княжества включала в себя Северный Кавказ и простиралась от Дона до Волги, а скорее всего, даже до Урала. Тот факт, что земли хазар стали частью русского государства, подтверждается и во многих древнерусских летописях: например, в «Степенной книге» они упоминаются в главе «Имена областям русским».
§ 3. Казаки
Можно заметить, что границы Тмутараканского княжества совпадают с границами исконных казачьих земель в бассейнах Дона, Волги, Терека, Кубани и Урала. Куда же с этих земель пропало их древнее население, хазары, и откуда появились на них казаки? Начну по порядку.
С древнейших времён существует казачество – обособленная часть русской нации. Казаки всегда резко отличались от остальной части русского народа своей воинственностью. Та их часть, которая жила в польско-литовском государстве (Речи Посполитой), с оружием в руках отстаивала православие и русский уклад жизни, а та, что жила в России, за счёт своих военных походов расширяла границы государства. Характерными чертами казаков были также особое свободолюбие и непокорность: известно множество казачьих бунтов против царской власти в России и королевской власти в Речи Посполитой. Советские историки выводили их происхождение от беглых крепостных крестьян, собиравшихся в отряды на окраинах Российского государства; украинские историки утверждают, что «козаки» (так на свой лад они пишут слово «казаки») есть исконные жители Украины-Руси. Сейчас появилось много других всевозможных теорий, которые говорят о происхождении казаков от различных народов, в том числе и от обрусевших казахов. Вначале развенчаю три приведённых мною версии.
1. «Крепостная» версия. Казаки на самом деле принимали в свои ряды беглых крепостных крестьян, но ведут своё происхождение не от них. Начало закрепощения крестьян в Московской Руси относится к 1497 году, когда было введено ограничение на переход от одного помещика к другому (только за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него). Однако одно из первых упоминаний о казаках относится к 1380 году, ко временам Куликовской битвы. Гребнёвская летопись (1471 год) говорит: «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. И тогда князь Дмитрий Иоаннович принял сей бесценный дар <…> и по Дону реки достигает ещё казана городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, своё жалование "за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка"».
2. Версия Руси-Украины, или Киевской Руси. Ни в одном из древних источников не говорится о существовании казаков в Киевской Руси, а об их появлении в Малороссии пишет российский историк В. Н. Татищев (его слова подтверждает и Лаврентьевская летопись): «Первые казаки – сброд из черкес горских, в княжение Курском в XIV столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили». Отмечу, что «черкесы», или «черкасы», упомянутые в данном тексте, – это не современные черкесы, а древний синоним малороссийских казаков.
3. «Казахская» версия основывается на том, что до Октябрьской революции официальное название казахов было «киргиз-кайсаки», что означало «киргизские казаки». Атаман уральских казаков И. Г. Меркульев рассказывал такую историю: его отец, войсковой атаман Григорий Меркульев, умерший в возрасте 100 лет в 1741 году, имел бабушку, которая при его жизни также скончалась в столетнем возрасте. Когда той было около 20 лет, она знала престарелую женщину татарской породы по прозвищу Гугниха, которая о возникновении Яицкого (Уральского) войска сообщила следующее: «В самые те времена, когда Тимир Аксак (Тамерлан, правил в 1370–1405 годах. – Авт.) разные области разорял, был некто из донских казаков имянем Василий Гугня. Сей, прибрав там в товарищество тамошних казаков, человек тридцать, в том числе был один татарин, и с товарищи вышли они к Каспийскому морю, где в камышах провели зиму. С весны, добыв лодки, запасшись провиантом, вышли в море, где нападали на торговые суда и грабили их. Добравшись до устья реки Яика (сейчас Урал. – Авт.), там зазимовали, найдя зимовку удобной, со многими лесами на горе. Потом спустившись по реке, примерно на 60 вёрст на урочище Коловоротное, где и основали своё становище. Зимы проводили там, а с каждой весной спускались на море на промысел, на грабежи торговых судов. Первое время жили по соседству с татарами, остатками Золотой Орды, заселившими низовья реки Яика. Но татары скоро покинули Яик, потому что у них произошли раздоры между улусами. <…> Вскоре, по уходу татар к реке Яику, прикочевали киргизы, с которыми первое время казаки жили дружно, меняли им награбленный товар на скотину и покупали у них жён. <…> Пленными и другими приходящими людьми казаки умножились, и к тому времени перешли на урочище Орешное, что находится в 10 верстах выше по Яику от Коловоротного». Из этого рассказа видно, что пришедшие киргизы – это будущие киргиз-кайсаки, заселившие Казахстан. Киргиз-кайсаками, для отличия от других киргизов, они стали называться после того, как стали жить совместно с яицкими (уральскими) казаками, которые назывались казаками и до встречи с ними. Таким образом, казаки дали имя казахам и Казахстану, а не наоборот.
Конец ознакомительного фрагмента.