Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС Р17-712-0469
Небесная покровительница
В программу некоторых туристических маршрутов по Европе включено паломничество к мощам святой Людмилы Чешской.
Множество женщин в России и других славянских странах носят имя чешской святой.
Первое житие святой княгини Людмилы (IX в.), наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти X века одним из выдающихся членов славянской миссии – священником Павлом Каихом, который был особенно близок к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них – это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное в своем наиболее древнем варианте. Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, например Житию святой благоверной княгини Людмилы в изложении Димитрия Ростовского[1], в общих чертах была восстановлена ее жизнь.
В возрасте примерно 14 лет княжна была выдана замуж за чешского князя Борживоя (Боривоя) из рода Пршемысловичей. Он получил во владение земли, на которых позднее была основана столица нынешней Чехии Прага. В то время чешский народ еще не был крещен. Князь Борживой и его молодая супруга приняли Крещение от святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян, став первыми христианскими правителями Чешских земель.
Официальная канонизации святой Людмилы состоялась лишь в XII веке. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период с 1197 по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Сегодня католическая базилика Святого Георгия в Праге, где находятся мощи святой Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются редко. Однако если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы Святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.
На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным атрибутом изображения является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святую можно видеть с чашей, наполненной виноградом. Часто на иконах святую Людмилу изображают вместе с малолетним Вячеславом, которого она учит.
Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka ceske zeme»). Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади.
Не случайно в конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие все известные чешские деятели культуры.
Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.
Святая мученица Людмила очень почитается в Русской Православной Церкви, ее имя внесено в русские святцы, а в храмах есть ее образа. Кроме того, ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.
Описания церквей, где находятся иконы и частицы мощей святой Людмилы и ее внука, святого Вячеслава, вы найдете в этом сборнике. Также вы узнаете о еще одной святой Людмиле. На сегодняшний день среди канонизированных новомучеников российских есть лишь одна святая с таким именем – это новомученица Людмила Петрова.
«Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, она – первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа – ибо светом святости произвела день богопочитания <…> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею – то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет». («Слово на память
Людмилы, покровительницы Чехии», чешская рукопись XI в.)
Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену горячо верующую и милосердную. Народ полюбил святую за ее благочестивую жизнь. Она стала примером такой любви, которую заповедал Господь, – любви, которая забывает о себе и думает о нуждах тех, кто находится вокруг, любви, которая сияет для доброго и злого, любви, которая всегда останется верной Богу и Церкви.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Людмила Чуткова