По Афону
Монастыри, келлии, скиты
В начале ХХ столетия на Афоне было 20 монастырей, 16 больших скитов и около шестисот келлий. Были каливиты, и простые сиромахи (бедные монахи), и отшельники – всех иноков до восьми тысяч, из них пять тысяч триста – русских.
Паломник, приезжавший на пароходе в Константинополь, видел там Пантелеимоновское подворье с чудным видом на панораму Босфора, Андреевское подворье с церковью св. ап. Андрея Первозванного, еще Ильинское подворье, подворье обители свт. Иоанна Златоустого, подворье Положения Пояса Богоматери, и подворья свт. Николая Чудотворца и Воздвижения Креста Господня. Видел он там русские официальные и частные учреждения, а именно: Российское Императорское посольство, церковь русскую, генеральное консульство, русский Николаевский госпиталь, построенный послом Игнатьевым, и при нем храм свт. Николая, Археологический русский институт, основанный ученым академиком Ф. И. Успенским, где музей и библиотека, издательство, две русские школы, Главное агентство русского пароходства и торговли и русская почта. На пароходе, который отправлялся по понедельникам в четыре часа утра, паломник на следующий день, часов в семь-восемь вечера, прибывал на Афон.
Населенный прежде идолопоклонниками и ставший после Рождества Христова Уделом Богородицы, Афон представлял для паломника большой интерес, ибо он там видел множество святых обителей и строгую жизнь.
Были там монастыри штатные и общежительные, которые управлялись настоятелями. Их названия:
1) Пантелеимоновский, русский, общежительный, 1200 человек;
2) Котоломуш, греческий, общежительный, 75 человек;
3) Есфигмен, греческий, общежительный, 100 человек;
4) Зограф, болгарский, 200 человек;
5) Костамонит, греческий, 100 человек;
6) Ксеноф, греческий, 60 человек;
7) Григориат, греческий, 120 человек;
8) Дионисиат, греческий, 50 человек;
9) св. Павла, греческий, 80 человек;
10) Каракал, греческий, 50 человек;
11) Ставроникита, греческий, 20 человек;
12) Пантократор, греческий, 80 человек;
13) Ватопед, греческий, 250 человек, проигумены;
14) Хилендар, сербский славянский, 80 человек, эпитропы;
15) Дохиар, греческий, 50 человек, эпитропы;
16) Ксиропотам, греческий, 75 человек, эпитропы;
17) Симоно-Петра, греческий, 60 человек;
18) лавра св. Афанасия, греческий, 150 человек, эпитропы;
19) Филофей, греческий, 45 человек, эпитропы;
20) Ивер, греческий, 150 человек, эпитропы;
Всего около 2995 человек.
В старом Нагорном Русике, принадлежащем Пантелеимонову монастырю, подвизалось 60 монахов.
Вторую группу монашества составляют скиты общие – из собрания келлий и калив. Эти скиты находятся на земле больших монастырей. Всего в скитах насчитывалось около 1865 иноков.
К третьей группе монашества на Афоне относятся келлии (маленькие монастыри).
Управляются они старцами монастыря. На Афоне было около шестисот келлий, из них 66 заселяли русские монахи. Вот список русский келлий:
1. На земле Хилендарского монастыря: свт. Иоанна Златоустого, ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи, Благовещенский, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-й), Святой Троицы (2-й), свт. Николая Чудотворца, Рождества св. Иоанна Предтечи.
2. На земле Иверского монастыря: свт. Иоанна Златоустого, прпп. Петра и Онуфрия, Положения Пояса Богородицы, Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца, ап. Иоанна Богослова.
3. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Трех святителей, ап. Андрея Первозванного, мч. Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенский, Архистратига Михаила.
4. На земле монастыря Филофей: св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери.
5. На земле монастыря Котоломуш: вмц. Варвары, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата.
6. На земле лавры св. Афанасия: св. Артема, св. Георгия (Кераши), ап. Иоанна Богослова (1-й), ап. Иоанна Богослова (2-й), св. Иоанна Предтечи, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, прп. Макария, вмч. Георгия, св. Иннокентия, Рождества Богородицы.
7. На земле монастыря Пантократор: свт. Тихона Задонского, Рождества Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, свт. Димитрия Ростовского, прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, свв. Космы и Дамиана, Двенадцати апостолов, иконы Божией Матери «Скоропослушница», Сретения Господня, свт. Николая Чудотворца (1-й), свт. Николая Чудотворца (2-й), вмч. Димитрия Солунского, прп. Саввы Освященного, ап. Андрея Первозванного и равно-ап. Нины.
8. На земле монастыря Симоно-Петра: Благовещенский.
9. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня.
10. На земле монастыря Григориат: Благовещения.
Четвертую группу монашества на Афоне составляют каливиты. Они живут в маленьких домиках без церкви, по одному, двое, трое. Для пропитания занимаются ремеслом. Калив около трехсот, и каливитов-монахов около пятисот.
К пятой группе относятся кавиоты, или сиромонахи, которые не имеют ни жилья, ни пропитания, а живут милостыней больше от русских келлий и скитов. Среди кавиотов около тысячи русских.
Есть еще группа отшельников в местности Каруля в неприступных горах.
Афон – это монашеская республика. Земли все поделены между двадцатью монастырями, и есть Протат – орган управления, члены которого избираются от двадцати монастырей по одному и имеют равные голоса. Главное управление Афона находится в Карее. На кладбище, в усыпальнице, хранятся черепа и кости почившей братии, согласно существующему на Афоне обычаю: после трех лет вынимать кости усопших; если труп не разложился, что есть признак греховности, то его закапывают еще на три года и усиленно молятся. Еще один обычай: не допускать на Афон женщин.
В Дафне, где останавливаются путешествующие, три подворья: Пантелеимоновское, Андреевское и Ильинское, агентство пароходства, русская почта и таможня. На Афоне паломникам предоставлялись гостиницы и сытная трапеза. Три дня они говели, даже без масла, причащались и потом посещали монастыри Афона. За угощение платы не полагалось, но подавались лишь хлеб, сыр, вино и масло. Афонские иноки благословляли иконами, четками, брошюрами, листками и провожали до лодок, на которых путешествующих доставляли на пароход, при этом советовали не входить в общение с назойливыми проводниками, чтобы не поплатиться за свою доверчивость и неопытность.
Пантелеимоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты имеют свои направления в зависимости от времени года и количества паломников. Во всяком случае каждый паломник может пожелать по пути зайти в тот или другой монастырь.
Монастырь расположен на юго-западной стороне Афона, на низменной скале побережья Святогорского залива, среди прекрасной местности. Основан он был еще во времена св. равноап. Владимира. В монастыре хранятся грамоты русских царей и патриарха Иова. Как русский монастырь, он самый старый из всех других. Вначале он находился на месте, где теперь скит в честь Пресвятой Богородицы, – Ксиллургу, но в XII веке русские переместились в Нагорный Руссик. В конце XVIII столетия русские иноки опять переселились к самому морю, в обитель с храмом Вознесения, на месте нынешнего монастыря. Главная святыня всей обители – глава вмч. и целителя Пантелеимона, которая хранится в храме святого великомученика в алтаре, в драгоценном ковчеге. В храме Покрова Пресвятой Богородицы имеется чудотворный образ великомученика Пантелеимона. Это драгоценнейшая святыня обители, перед которой еженедельно совершается торжественное молебное пение.
В 1874 году, перед войной с Турцией, в монастыре возникла мысль устроить в России приют, куда можно было бы удалиться в случае каких-либо обстоятельств. И после долгих поисков остановились на Кавказе, где на развалинах старого храма св. ап. Петра и основали Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, на берегу Черного моря.
Своими громадными корпусами, храмами, колокольней, всевозможными постройками и хорошей гаванью монастырь напоминает небольшой портовый город. Ввиду того что он устроен на горе, постройки идут уступами. На самом берегу находится громадный шестнадцатиэтажный корпус с церковью посередине. В этом корпусе помещаются больница, богадельня, иконописная мастерская и школа живописи, братские келлии и большие фондарики для паломников, с отдельными и общими номерами.
Против этого корпуса устроены красивые ворота, ведущие во вторую, внутреннюю, часть монастыря. Налево дорога ведет к пристани и к другим корпусам. Внутри же двора, налево, высится громадная колокольня над трапезой. Трапеза вмещает до восьмисот человек. Все стены и потолок разукрашены живописью. На колокольне имеются часы. Против трапезы находится храм св. целителя Пантелеимона, устроенный в греческом стиле.
Недалеко от него храм свт. Митрофания Воронежского, около которого красивая лестница, обложенная цветами, ведет на наружную галерею по главному корпусу и во внутренность корпуса.
За церковью свт. Митрофания небольшая церковь Успения. За ней длинное здание занимает громадная библиотека, заключающая в себе более двадцати тысяч томов. В ней имеются древние книги, рукописи, Евангелия и ценные старинные издания.
В главном корпусе братские келлии, фондарик, гостиницы для паломников и собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы с таким же большим приделом во имя св. Александра Невского. Кроме вышеназванных храмов в монастыре имеется до восемнадцати больших и малых параклисов во имя разных святых угодников Божиих.
В многочисленных храмах, соборах и параклисах имеются чудотворные иконы, мощи святых угодников и другие святыни.
Вне главного корпуса, параллельно этому корпусу, построена большая двух-придельная церковь для братской усыпальницы.
Невдалеке от монастырских построек, в лощине, обителью устроена большая мельница и раскинулись кипера (огороды). Земли в монастыре очень много (около десяти верст в окружности), но, как почти вся земля на Афоне, она очень неудобна для возделывания; если что и возделано, то с большими расходами и затруднениями.
Насаждены виноградники, масличные деревья, фруктовые сады и огороды, где живет до двухсот человек братии. Вся братия по окончании ранних литургий дружно трудится в течение дня на различных послушаниях: в хлебне, в трапезе, в двух больницах, двух аптеках, на пристани, на строительных работах, в канцелярии, в слесарных и столярных мастерских, на кожевенном заводе и на парусном монастырском судне, на пароходе, в типографии.
Вот обычный день афонского подвижника:
0.30–1.00 Полунощница
1.00–5.00 Утреня
5.00–7.00 Ранняя литургия (после нее все идут на послушания)
7.00–11.00 Поздняя литургия и молебен (поет старшая братия)
11.00–11.30 Общая трапеза
11.30–13.30 Отдых
13.30–16.15 Продолжение послушания
16.15–17.00 Отдых (желающие пьют чай без хлеба)
17.00–19.00 Вечернее богослужение
19.00–19.30 Вечерняя трапеза (по понедельникам, средам и пятницам не бывает)
19.30–20.30 Повечерие (с акафистом по дню седмицы)
20.30–24.00 Келейное правило и сон.
Некоторые ревностные иноки, с благословения аввы игумена и духовника, налагали на себя усиленные суровые подвиги. Так, одни из них жили только хлебом и водой (или чаем), не посещая трапезы, другие совершали неусыпное чтение Псалтири и непрестанную молитву за грешный, безумный мир и почившую братию, некоторые священноиноки брали обет совершения ежедневно Божественной литургии. Все схимонахи, а их в Пантелеимоновом монастыре чуть ли не половина, несли послушание наравне со всеми братиями, отличаясь только удвоенным исполнением монашеского правила и причащались дважды в неделю Святых Христовых Таин (тогда как монахи причащались раз в неделю, а послушники – раз в две недели).
Всенощные бдения совершались на Афоне очень торжественно. По уставу Святой Горы их совершали в двунадесятые, великие и Богородичные праздники и воскресные дни. Всего братии в монастыре Пантелеимоновом было более тысячи пятисот человек, из которых более ста – иеромонахов. В монастыре две больницы, две аптеки и все необходимые мастерские. Имелся собственный пароходик.
Для поддержания духовного общения с Россией монастырь издавал «Душеполезный собеседник», массу религиозных брошюр и картин, и листики, наподобие «Троицких листков», с поучениями.
По дороге от Пантелеимоновского монастыря на Карею – столицу Афона, на расстоянии часа пути, в небольшой, но очень живописной лощине, окруженной горами, находятся частью развалины, частью возобновленные постройки древнего Русика. Здесь жило до шестидесяти русских иноков монастыря по самому строгому постническому правилу, в старинной башне монастыря, уцелевшей с ХI века. В ней когда-то постригался в монашество сербский королевич свт. Савва Сербский († 1237; память 12/25 января), основатель Хилендарского монастыря и множества келлий. При раскопке развалин древней церкви нашли икону вмч. Пантелеимона и икону св. ап. и ев. Луки, которые, как древние святыни, хранятся в храме Руссика.
Русская общежительная келлия свт. Иоан на Златоуста располагалась на северном склоне Афона, на очень живописном, уединенном холме, мимо дороги, ведущей из Русика на Карею и Ватопед. С южной и северо-западной стороны обитель окружена горами, покрытыми вечно зеленеющей растительностью. С остальных сторон она совершенно открыта, и вдали видны Серай (Андреевский скит) и море с уходящими вдаль островами.
Обитель основана в ХI веке вместе с Хилендарской лаврой, о чем имеются документы и надпись на камне, найденном при раскопках ветхого храма. Она не имеет древних зданий и других достопримечательностей, кроме чудотворной иконы Божией Матери Испанской, старинного образа свт. Иоанна Златоуста, мощей святых угодников и некоторых старинных рукописей в большой библиотеке обители. Братии – сто монахов. В Константинополе имела свое подворье. В пропасти нанесли землю и устроили огороды и виноградники, и выделывали много масла для России. Имелись фото-, иконо- и живописные мастерские. Храм свт. Иоанна Златоуста, основанный в 1894 году, самый красивый из всех скитских. Посажено много тропических растений и цветов. В 1902 году обитель открыла школу в Константинополе для русских. Устав общежительный. Паломники находили в обители радушный прием.
Русский скит во имя св. ап. Анд рея находился на расстоянии четверти часа пути от Кареи, с левой ее стороны, на северовосточном склоне горы, на земле Ватопедского монастыря. Возник скит в 1849 году. В нем более четырнадцати храмов, соборов, церквей и параклисов. Древние церкви во имя ап. Андрея и прп. Антония Великого и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Из новых замечательна церковь во имя свт. Петра, митрополита Московского, и собор Богоматери «В скорбях и печалях Утешение». В этом соборе имеется чудотворная икона Божией Матери; когда ее возили по России, то многие получили от нее исцеление. Надтрапезная церковь – во имя Пресвятой Троицы.
Но самый лучший храм не только в скиту, но и на всем Афоне – во имя св. ап. Андрея Первозванного. Это колоссальный храм, по своему великолепию и архитектуре. С трех сторон храм окружают громадные корпуса скита. Перед храмом на площади, обложенной плитами, красуется фонтан, обсаженный молодыми кипарисами. Против храма красивая порта ведет в братскую трапезную, всю разрисованную картинами религиозного быта.
В скиту жило около пятисот монахов. Устав – общежительный афонскому.
Кругом скита виднелись огороды, виноградники и масличные сады, вперемежку с различными плодовыми деревьями, придавая красивый вид скиту. Невдалеке от скита находилось множество калив, населенных пустынниками, получающими все потребное для жизни от скита. Скит имел подворья в Петербурге и Одессе, Константинополе, Салониках.
Скит издавал журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», книги, брошюры и духовные картины.
Рядом с обителью свт. Иоанна Златоуста располагалась большая келлия св. ап. Иоан на Богослова, основанная свт. Саввой Сербским в пределах Хилендарской лавры. Келлия представляла собой длинный и узкий участок земли, одной стороной выходящий к высокой непроходимой горе, а другой – в большой овраг.
В главном из них устроен храм во имя св. ап. и ев. Иоан на Богослова, в котором хранится старинная икона св. Иоанна Предтечи и мощи святых подвижников.
Нельзя не отдать справедливость нашим русским афонским монахам за их любовь и радение об украшении дома Божия. Они не держат его в пренебрежении, как это делают греческие иноки. Поэтому во всех русских келлиях отмечали чистоту и великолепие храмов, а вместе с тем и различных построек, устроенных прочно и красиво. Братии до восьмидесяти человек.
Ввиду того что обитель находилась на главной дороге, паломники обычно ее посещали.
До переселения в эту обитель о. Герасим Попов, пришедший на Афон еще в 1882 году и скоро посвященный в иеромонашеский сан, настоятельствовал в обители св. Иоан на Предтечи, находящейся также в пределах Хилендарской лавры, и управление лавры оставило за ним права на обе келлии. В той обители монахов около десяти человек. На всем Афоне только два старца настоятельствовали в двух келлиях. В келлии св. Иоанна Предтечи хранились две чудо творные иконы: Божией Матери «Мироточивая» и Иоанна Мироточивого. О последней иконе сообщался интересный факт. Когда с нее хотели снимать фотографию, то это никак не удавалось ни одному фотографу: то лопнет пластинка, то лопнет негатив.
Недалеко от Андреевского скита, на верху городка Кареи, находится большая русская общежительная келлия сщмч. Игнатия Богоносца, в пределах Хилендарской лавры, мимо дороги из скита в Карею и Ильинский скит. Основана она была в конце ХII века сербским царем Стефаном Неманей (в иночестве Симеон); его сын – свт. Савва, архиепископ Сербский, всегда покровительствовал обители.
Корпус был построен в три этажа. Первый этаж занимали братская трапеза, келлии и подвалы, второй – келлии и старинный храм, переименованный во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Она одна только уцелела (отчасти) из развалин древней обители. На третьем этаже, пристроенном на половине корпуса, находился большой храм. Святыни обители: чудотворная икона Божией Матери и часть святых мощей сщмч. Игнатия Богоносца.
Недалеко от келлии сщмч. Игнатия Бого носца находится русская келлия во имя Трех святителей, основанная в конце ХI века сербскими монахами, выходцами из Хилендарской лавры.
В 50-х годах XIX столетия келлия была приобретена от живших там греков одним русским иеромонахом Сисоем, уроженцем Санкт-Петербурга, и им были отстроены новый храм во имя Трех святителей и большой трехэтажный корпус для братии, которых в обители было около тридцати человек. Нашли здесь пристанище и несколько бедных сиромонахов.
Повыше келлии сщмч. Игнатия Богоносца, на расчищенном месте, находится старинная и известная всем русским келлия Благовещения. Как и все русские келлии Хилендарской лавры, она была основана в ХI веке. Келлия своими тремя корпусами прилепилась к каменной скале и как будто висела над пропастью.
В старом корпусе располагался храм во имя Святого Благовещения, в котором хранилась икона Божией Матери «Скоропослушница», Святое Евангелие – дар императрицы Марии Александровны – и частицы мощей. В большом корпусе был устроен храм во имя Воскресения Христова. Богослужение начиналось в 12 часов ночи, с заутреней и литургией. Затем послушания и работы, в 11 часов дня обед. Богослужение торжественное. Были мастерские: столярные, кузнечные, слесарные, иконописные. Имелись своя кузница, большая слесарная мастерская и цистерна с водой для орошения огородов, конный двор, кладбище, усыпальница. Обитель много помогала бедным, сиромонахам и пустынникам; братство в семьдесят человек.
Рядом с келлией Трех святителей, наверху Кареи, была расположена келлия Святой Троицы, своим видом очень украшающая незатейливые постройки городка. Начало основания ее относится к ХI веку. Она представляла собой большой корпус с красивым храмом во имя Святой Троицы, под которым устроена нижняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Построили корпуса, трапезную, мастерские, гостиницы. Возделали огороды и посадки, и обитель стала одной из лучших на Святой Горе. Паломники получали здесь радушный прием и благословение. В обители было сорок иноков и семь священнослужителей.
Раньше здесь был так называемый Карейский скит, от которого уцелел храм во имя Успения Богоматери; служба в нем, по Афонскому уставу, совершается каждый день.
Весь город занят некоторыми греческими келлиями, лавками со всевозможными товарами. Здесь есть и светские торговцы, турецкая почта и телеграф, извозчики, гостиницы; здесь центр главной власти Афона – монашеской и турецкой.
Карея на Афоне – это особый типичный городок, где каждую субботу бывает базар, а в день Успения Богоматери – ярмарка.
Управление Афона сосредоточено в Протате. Каждый монастырь имеет в Карее своего представителя, уполномоченного во всех делах. Все эти представители от двадцати монастырей и составляют из себя Протат, члены которого называются проэстосами. Из своей среды они избирают на год главного эпистаса.
Протат разбирает все дела, касающиеся общих афонских дел и взаимных недоразумений между монастырями или келлиями.
Недалеко от Кареи расположена русская келлия во имя Успения Богоматери. Возобновил ее русский инок Михаил. Один храм посвящен Успению, другой – свт. Тихону Задонскому. Жило в келлии семь иноков и три священнослужителя. Служба была ежедневная. Кругом раскинуты огороды и масличные деревья. Рядом с обителью келлия во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с Кареей, с правой стороны, расположен греческий общежительный монастырь Котломуш. Издали кажется, будто он сливается с городскими постройками. Местность, окружающая его, весьма красива. С одной стороны – горы, с другой – долина, усеянная садами и виноградниками.
Странное наименование его дает повод ко всевозможным толкованиям, так как это название непереводимо ни на один язык.
На месте монастыря в древности стояла небольшая обитель во имя Преображения Господня. Монастырь же основан в ХII веке греческим императором Алексеем Комнином.
Для водосвятия рядом с храмом построен из белого мрамора красивый фиал (колодец), поддерживаемый десятью легкими колонками. В монастыре имелись еще три параклиса и вне его, в различных постройках, – до восемнадцати церквей.
Монастырь имел много святых мощей и ценную библиотеку; земли было достаточно, но монастырь был не богатым и число братии его, управляемой игуменом, было невелико.
Во владении Котломуша есть замечательная греческая келлия св. Георгия.
Здесь подвизался отшельник Киприан, отправившийся со Святой Горы в Солунь и Константинополь проповедовать христианскую веру.
Невдалеке от монастыря и в его владениях расположен скит св. вмч. Пантелеимона. Основание его относится к концу ХVIII столетия. На колокольне обозначен 1784 год, каковой и считают за начало скита. Строителем был один из афонских иноков.
Скит был разбросан на отдельные келлии, где жило от двух до пяти человек, и в них было до тринадцати церквей.
Общим связующим звеном являлся соборный храм св. вмч. Пантелеимона, где служба производилась ежедневно очередными иеромонахами, из каждой келлии.
Близ Котломуша и Кареи находилась бессарабско-молдавская обитель вмчч. Фео дора Тирона и Феодора Стратилата. В число русских обителей перешла в конце XIX века. Имелось два корпуса. Братства было тринадцать человек.
Келлия располагалась на земле Иверского монастыря, на северо-восточной стороне Афонской Горы, в пятнадцати минутах ходьбы по дороге в Карею, позади Белозерской обители. Здесь бывало очень много паломников-богомольцев, ибо обитель расположена на большой дороге. Окружают ее виноградники, фруктовые деревья и девственный лес. Обитель эта древняя, в начале XIX столетия перешла к русским инокам. Теперь в обители три больших корпуса. Братии двадцать человек. Храм свт. Иоанна Златоуста. Есть источник вкусной здоровой воды. У источника построена часовня. Был еще источник воды на огородах. Богослужение совершалось строго по Афонскому уставу. Настоятель обители – иеромонах Константин в Русско-японскую войну организовал из монахов санитарную дружину в количестве пятидесяти трех человек для оказания медицинской помощи раненым на Дальнем Востоке. Он был награжден медалями, грамотами и крестом.
По главной дороге из Андреевского скита в Ильинский скит и Иверский монастырь находится русская пустынная келлия свт. Николая Чудотворца, именуемая «Белозерка». Обитель была устроена в ХII веке лично самим свт. Саввой Сербским. Впоследствии ее, полуразвалившуюся и заброшенную, приобрел иеромонах Петр со своими учениками; произвели большие постройки. В обители большая колокольня в русском стиле, построенная у входа в главный корпус, и храм свт. Николая, нижняя церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Были построены корпуса, мастерские, земля, хотя с оврагом под крутыми горами, вся возделывалась. Братии в обители насчитывалось до пятидесяти человек. В храме имелось несколько ковчежцев со святыми мощами и частью Древа Животворящего Креста Господня.
Дорога у самой келлии «Белозерка» разветвляется: правая, северная, дорога ведет в Ивер, а левая – в Ильинский скит.
Недалеко от Горбатого моста стоит большая Покровская келлия, находящаяся в ведении Ставроникитского греческого монастыря. В келлии два храма: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и другой – во имя Двенадцати апостолов. Братии в обители было двадцать человек и пять священнослужителей, и земли у них имелось до десяти десятин на красивой ровной местности по берегу потока.
Расположена в пределах Ставроникитского монастыря и недалеко от Покровской келлии, окружена со всех сторон горами. Основана она более восьмисот лет тому назад, а в русских руках более шестисот лет. В ней некоторое время жили основатели Андреевского скита, старцы Виссарион и Варсонофий. В храме хранилось много мощей и старинные иконы. Про одну из икон Божией Матери сохранилось такое предание: когда настоятель о. Илиодор умер, то он завещал Ильинскому скиту кое-какие вещи из церковной утвари, и между прочим икону Божией Матери. Когда ее хотели снять, то никак не могли и после многих попыток решили оставить на месте.
От Кареи, на расстоянии полутора часа пути, на берегу моря, стоит на высоком крутом берегу греческий монастырь Ставроникита (что значит «Крест Никиты»).
С двух сторон монастырь омывается водой. Раньше здесь подвизался Никита, который поставил крест. Впоследствии здесь основалась небольшая обитель во имя св. Иоанна Предтечи. Обновителем ее и основателем настоящего монастыря был патриарх Иеремия I († 1543).
В соборе хранилось много частиц святых мощей: св. праматери Анны, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых угодников и сподвижников Христовых.
Самую главную святыню монастыря составлял чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, выполненный весь из мозаики. В присутствии патриарха-строителя его извлекли из моря рыбаки. В море он был брошен иконоборцами, вероятно, в царствование иконоборца Феофила. Образ обложен хорошей серебряной ризой. По извлечении иконы на ней оказалась приросшая большая раковина; из одной половины ее сделали блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – панагию.
Этой панагией Константинопольский патриарх благословил нашего русского патриарха Иова.
В монастыре было пять параклисов и церквей, а вне монастыря – одиннадцать.
Братии было немного. В библиотеке монастыря есть замечательная греческая Псалтирь, принадлежавшая свт. Иоанну Златоусту. Она написана золотом, весьма изящно. Изображения заглавных букв и заставки разрисованы различными красками.
Поклонники посещали Ставроникитскую обитель очень редко, так как она удалена от главной дороги.
Около монастыря Ставроникиты, на крутом и высоком берегу моря, расположена русская келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы. В русских владениях она с 1820 года. Первый русский старец был Иоанникий, потом появились старцы Севастиан, Виссарион, Митрофан и теперь иеромонах Матфий. В обители была библиотека, где до тысячи книг. Братии было двадцать человек.
Из всех русских обителей на Афоне Ильинский скит – самый старейший, так как основан еще в 1857 году знаменитым старцем Паисием Величковским.
Преподобный Паисий, в миру Петр, родился в Полтаве и с самых ранних лет, движимый ревностью к духовной жизни, отправился на Афон. Из монахов Ильинского скита вышли основатели Андреевской обители – иеромонахи Варсонофий и Виссарион, а также духовник Русского Пантелеимоновского монастыря – иеро-схимонах Иероним.
Ильинский скит все постройки и необходимые для них материалы производил сам. В этом отношении скит был похож на какой-то полупромышленный-полумонашеский городок. Здесь имелись свои литейные, кузнечные, столярные, слесарные, токарные и другие мастерские, где производились необходимые материалы не хуже, чем на заводах.
Скит представлял собой трехсторонний корпус. Правая его часть старая и заключала две церкви древней постройки, современной основанию скита. По фасаду главного корпуса над портой высилась колокольня. В левой стороне корпусов находились столовые, трапезные, фондарики, келлии и т. п.
Помимо мастерских в скиту, за главной портой, имелась своя паровая мельница, которой пользовались многие монастыри на Афоне. Была хорошая больница, которую перестраивали и увеличивали. Как и другие монастыри, Ильинский скит особенно обращал внимание на издание духовно-нравственных и религиозных книг и брошюр, для чего в Одессе существовала своя редакция и склад. Имелись подворья в Одессе, Таганроге и Константинополе.
В скиту насчитывалось более трехсот человек братии, кроме подворских.
Между Ставроникитским и Пантократорским монастырями паломник находил русскую Благовещенскую келлию. Ее построил русский иеросхимонах Иона в 1846 году, ибо ему понравилась эта местность. Здесь была церковь Благовещения. Братии было двенадцать человек.
Это русская общежительная обитель. Обитель была бедна, удалена от дороги и почти не посещалась паломниками.
На полчаса пути от Ильинского скита, на самом берегу моря, на красивом холме, стоит греческий монастырь Пантократор, омываемый с двух сторон морем.
Пантократор (по-русски – Вседержитель) основан в последних годах ХIII века. Соборный храм во имя Преображения Господня был выстроен весь из белого мрамора. В храме было много замечательных икон, как, например, икона Успения Богоматери, над западными вратами. На левом столпе соборного храма находилась чудотворная икона Божией Матери, обложенная серебряной ризой новой чеканки. Икона сделана в рост, Богоматерь представлена в старческом возрасте, без Младенца. Икона названа «Геронтисса», или «Попечительница». Об иконе сохранилось следующее предание. Во время нападения сарацин на Афон, некоторые варвары сняли с иконы дорогие украшения, а икону бросили в колодец. По дороге они ослепли и познали в этом наказание Божие. Через несколько лет монастырь наполнился иноками, которые нашли в колодце икону.
Кроме собора, в монастыре еще восемь параклисов и церквей. В соборе же хранилось много мощей. Как старина и редкость, в монастыре сохранялось Евангелие, написанное в V веке прп. Иоанном Кущником; при Евангелии несколько статей – духовных размышлений.
В местности Капсаль, близ Пантократорского монастыря, была расположена русская келлия прп. Саввы Освященного. Русские стали владеть ею с 1853 года. Обитель трудами русских иноков была обновлена, увеличена и приведена в благоустроенный вид, а раньше она сорок лет пустовала. В обители имелись чудотворная икона прп. Саввы и много мощей. Было три корпуса. Обитель поражала своей красотой. Братии было двадцать человек.
В той же местности, в получасе пути от Кареи, была расположена славянская обитель «Достойно есть». Здесь было явление Архангела. 11 июня 982 года, в воскресный день, к послушнику в келлию пришел инок, назвавший себя Гавриилом. Они вместе стали совершать службу перед образом Божией Матери «Милующая», и во время славословия в честь Пресвятой Богородицы небесный гость добавил: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», – и, перстом написав на каменной скрижали сию дивную песнь, стал невидим. Это был Архангел Гавриил. После этого события келлию стали называть «Достойно есть». Земли немного, братии насчитывалось до пятнадцати человек. Служба совершалась на славянском языке ежедневно по уставу. Обитель перешла к славянам около 1830 года.
Рядом с келлией «Достойно есть» по дороге в Ильинский скит была расположена русская келлия свт. Николая Чудотворца. Около келлии источник прп. Феофила Мироточивого. Корпус в два этажа со всеми помещениями. В обители жил святогорец Никодим, писатель прологов и сочинений. В русские руки перешла в половине XIX века.
Недалеко от Ильинского скита по дороге в Ватопед был устроен очень красивый на вид скит во имя Богородицы «Ксилургу». Начало скита неизвестно, но он древний и замечателен тем, что при великом князе Ярославе в нем поселились русские иноки, успевшие получить право наравне с другими славянскими племенами. По некоторым рукописям известно, что греческий император Алексей Комнин указом повелел отдать его в собственность русским. И тогда скит имел название «Ксилургу», что значит «древоделие».
В скиту главный соборный храм был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. По своей древности он очень замечателен. Второй храм, небольших размеров, был посвящен прп. Иоанну Рыльскому.
На берегу залива Контесса, на северо-восточной стороне горы, расположен один из древнейших монастырей – Ватопед.
От внутренней части дороги, по хребту, к нему ведет одна дорога, которая расползается, как нити, в разные монастыри и скиты. Вся история обители проходит под покровом Владычицы: основана она в честь спасения юного императора Аркадия (во время бури он упал с корабля в море и был найден спящим под кустом); не раз Пресвятая Дева защищала обитель от нашествия разбойников.
Во всем монастыре двадцать шесть храмов (с соборами и параклисами). Главнейший из них храм Благовещения. Здесь хранятся такие святыни монастыря, как Пояс Божией Матери, находившийся раньше во Влахернском монастыре, в Константинополе, и подаренный обители свт. Саввой Сербским; большая часть Древа Животворящего Креста Господня; крест царя Константина Великого, с которым он ходил на войну; часть трости, которой бичевали Иисуса Христа. Все это древности, насчитывающие за собой более восемнадцати веков; ими монастырь очень дорожит и не всем их показывает. В этом храме имеются мощи сподвижников Иисуса Христа и многих святых и преподобных угодников. Все эти святыни хранятся в особенных серебряных ковчегах в алтаре собора. Есть еще три древние чудотворные иконы Богородицы: «Возвестительница», «Закланная», «Утешение».
Кроме богатства святынь, Ватопед имеет большую свою библиотеку, в которой множество книг и более тысячи рукописей, большинство из них относится к IХ веку. Есть больница.
Находится к югу от монастыря Ватопед, в расстоянии от него на полчаса пути, в самом уединенном и безмолвном месте, в нем было тридцать иноков. Название свое скит получил от храма, посвященного св. вмч. Димитрию. Этот храм, по преданию, построил сам великомученик в честь Пресвятой Богородицы.
«Есфигмен» по-русски значит «утесненный». И действительно, несмотря на то что он находится на берегу моря, с восточной стороны, он загорожен горами с трех сторон. Кто основал его – неизвестно. По преданию, основание было в V веке.
В середине монастыря сооружен, в греческом стиле, соборный храм во имя Вознесения Господня. Архитектура храма и внутренний вид его очень красивы. Всего в монастыре, кроме соборного храма, было двадцать церквей и параклисов. В соборном храме во имя Вознесения Господня хранились глава св. ап. Иакова Алфеева, частицы мощей равноап. Марии Магдалины, свт. Иоанна Златоустого, мч. Трифона, глава новомученика Агафангела († 1819). В Есфигмене в разное время подвизалось много старцев и мучеников, причисленных Вселенской Церковью к лику святых.
В Есфигмене, есть предание, подвизался прп. Антоний Киево-Печерский – основатель русского монашества. Сохранилась высеченная над морем в скале пещера, где уединялся преподобный.
Недалеко от границы Афона, на восточной его стороне, стоит большой славяно-сербский монастырь Хилендар, на земле которого расположено много больших русских келлий. От Кареи монастырь находится в шести часах пути, а от моря – в получасе. Он ниоткуда не заметен, так как расположен в равнине, окруженной большими скалистыми горами, поросшими густым лесом.
Конец ознакомительного фрагмента.