Глава 2. МОЛИТВА: Тихое ожидание
Одним незабываемым воскресным утром я очутилась в небольшой компании безмолвно молящихся людей, которые сидели вместе без слов для того, чтобы каждый мог почувствовать, мог быть вовлечённым в близость Священного Присутствия. Тишина этому не препятствовала, а скорее помогала. Высказывания не возбранялись, если слова приходили. Перед окончанием собрания одна или две фразы были изречены в своей величественной простоте стариком, который вставал со своего места средь нас, сидящих. Я не очень внимательно слушала слова его и не помню смысла их. Вся душа моя была преисполнена невыразимого спокойствия по причине благоприятной не нарушаемой возможности общения с Богом. Меня наполняло чувство, что наконец-то найдено место, где я могу соединиться с другими в поиске Его присутствия, и всё это совершенно искренне и бесхитростно. Простое сидение в тишине, по крайней мере, ни к чему меня не обязывало; в то же время оно могло открыть (как и случилось тем утром) мне самые врата райские.
Этот отрывок написан почти сто лет назад Каролайн Стефен (1835—1909), тетушкой писательницы Вирджинии Вульф. Он отражает чувства, которые испытывали многие люди, пришедшие на своё первое квакерское собрание для богослужения. Многие вспоминают, что их ощущения были сродни тем, которые мы испытываем, когда возвращаемся домой после долгих странствий. Конечно, не всегда это именно так. Многие вообще почти ничего не чувствуют, некоторые томятся молчанием, для других это просто спокойно проведённое время, но не более того. Квакеры научились опасаться слишком сильных эмоций в молитве, ибо в прошлом они сыграли свою разъединительную роль. Посему вовсе не следует ожидать, что собрание для богослужения сможет ввести кого-то в экстаз. Пожалуй, правильнее будет назвать его тихим ожиданием Бога. Но бывают такие моменты, вроде описанного Каролайн Стефен, когда молящиеся могут почувствовать, что их затронуло глубокое духовное осознание священного присутствия.
Само выражение «Богослужение» представляет собой некоторое затруднение. Можно подумать, что надо отбивать поклоны перед неким господином-тираном. Слово worship2в английском языке происходит от слова worth3. То есть собрание для богослужения это то время, когда квакеры пытаются найти ценное в своих жизнях. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет каких-то установленных молитв. Есть час спокойствия, внутренней молитвы, созерцания и размышления. Всякий, кто чувствует позыв, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство» (ministry). Пастырство в этом контексте не функция какого-то одного человека, а дар, которым могут обладать многие. По прошествии часа собравшиеся пожимают друг другу руки, и собрание заканчивается.
Случайно заглянувшему человеку может показаться, что ничего особенного не происходит. Для участника же, однако, это – созерцательный и медитативный процесс и, прежде всего, общая деятельность. Медитация сама по себе, особенно та, которую практикуют многие восточные религии, – это побег от сознания, опустошение себя самого. Квакерское собрание, в его лучшем проявлении, это наполненность. Собравшиеся наполнены глубоким взаимным чувством присутствия. Это порой ведёт их к уверенности, что, как говорила мать Джулия Норвичская, «всё будет хорошо» (и это несмотря на трудности и проблемы, преследующие весь мир). В то время как в восточной медитации человек уводится прочь из мира, на квакерском собрании человек приводится обратно в мир. Как говорится, «служба начинается с окончанием собрания». Посредством собрания для богослужения человек становится частью большой общины молящихся, каковые являются друзьями в самом широком смысле этого слова.
На одном из квакерских собраний в Лондоне
Молитвенные собрания открыты для всех, это общественное мероприятие. Гости на собрании всегда желанны, постоянные прихожане окружены заботой, члены собрания чувствуют себя как дома. Во время собрания между ними нет никаких различий. Все вместе спокойно ожидают, каждый волен говорить или не говорить.
Тишина сама по себе драгоценна и целительна. Как писала Каролайн Стефен, «Просто сидеть в тишине, по крайней мере, ни к чему меня не обязывало». Ничего ведь не теряешь от того, что попробуешь. Скорее, наоборот, в наше время тишина мало ценится, равно как и способность слушать, а квакерское собрание может стать своего рода терапией. На одном из собраний, которое мне довелось посетить, одна пожилая женщина всегда засыпала. Местные квакеры вовсе не были этим расстроены, а пояснили мне, что ей очень трудно заснуть дома и собрание для богослужения – единственное место, где она спокойно может поспать. Все были очень довольны тем, что давали ей возможность погружаться, хоть и ненадолго, в целительный сон.
Посещение собрания
Слово «собрание» (meeting) требует некоторого объяснения. Во-первых, собрание есть место, как, например, «Оксфордское Собрание». Во-вторых, это собирательное существительное, применимое к группе молящихся в определённом месте, как, например, во фразе «Вестминстерское Собрание решило сделать ремонт на своей кухне». В-третьих, это тот повод, ради которого группа собирается на службу (в данной ситуации сокращение фразы «собрание для богослужения»). Квакеры говорят: «Я иду на собрание сегодня», тогда как другие христиане говорят: «Я иду в церковь».
Давайте пойдём на собрание для богослужения. Поскольку квакеров довольно мало, и дома для собраний разбросаны, их бывает трудно разыскать. Если вы возьмёте телефонный справочник, ищите «Друзей», «Общество Друзей», «Религиозное собрание Друзей» или «квакеров». Даже позвонив по указанному номеру, вы не будете знать, с кем вы разговариваете. Это может быть староста дома для собраний или Друг, который в нём живёт, или просто смотритель, клерк, старейшина или наблюдатель (все эти термины мы рассмотрим позднее). Так что, если вам удалось поговорить с квакером или найти дом для собраний, – вам повезло. Я говорю это не потому, что квакеры стараются быть невидимыми, а потому, что квакеров может быть мало в ваших краях или их дом для собраний расположен где-то не близко. Некоторые квакерские группы не так заботятся о саморекламе, как они могли бы, а потому порой разыскать их непросто.
Итак, вы нашли дом для собраний. Им может оказаться просто комната в каком-то общественном центре, школе, церкви или частном доме. Неважно, где это происходит: собрание открытое, и вам рады. Если это здание, то оно может быть построено лет триста назад или быть совершенно новым. Независимо от своего возраста, здания, где проходят квакерские собрания, выглядят просто и функционально. Религиозные символы отсутствуют: нет статуй, крестов, распятий, нет ни алтаря, ни кафедры. В переднем вестибюле вы можете увидеть группу людей, просматривающих буклеты, читающих список мероприятий, передающих друг другу какие-то заметки, которые надо огласить после собрания. Большинство домов для собраний имеют стенды с различными брошюрками и буклетами, и вы можете брать то, что вас заинтересовало. В некоторых Собраниях, если вы новый человек, вам, вероятно, предложат ознакомиться с буклетом, под названием «Вы впервые на квакерском собрании». Вам это пригодится в течение следующего часа, ибо один час тишины может показаться вам чем-то новым, и хорошо, если вам будет что почитать, чтобы привыкнуть к окружающей обстановке.
Дом собраний в Манчестере, Великобритания
Само собрание начинается, как только первый человек молча сядет. Один из наиболее любимых квакерами вопросов из «Советов и вопросов» звучит так: «Приходите ли вы на собрание преданно для служения, с сердцем и разумом, готовыми для того?» Одна из редакций выглядит следующим образом: «Служение – это наш ответ осознанию Божественного присутствия. Как лучше можно подготовить ваше сердце и разум для этого?» Это вовсе не означает, что нужно заранее приготовить текст своего выступления. Это бы испортило спонтанность собрания. Это значит, что в течение всей недели надо помнить о собрании для богослужения и о ваших собратьях, приходящих на него, и таким образом еженедельное собрание не обратится в дополнение или замену вашей церковной жизни, а останется составляющей частью её. Некоторые квакеры стараются каждый день проводить какое-то время за безмолвными размышлениями, ибо трудно втиснуть всю недельную службу, молитву в один час воскресного утра. Прийти с подготовленным сердцем и рассудком – значит также быть в этот воскресный день достаточно раскрепощённым, нескованным, что сделает участие в службе естественным и простым. Понятно, что это не всегда так просто. Надо приготовить обед, присмотреть за детьми, да и до места собрания, порой, путь не близок. Ещё одна традиция молчания, соблюдаемая многими квакерами в течение недели, – безмолвная молитва перед едой; тогда получается, что вся ваша жизнь и вся ваша пища становятся своего рода причастием.
Конец ознакомительного фрагмента.