Локальный цвет предметов и отражения
На выставке выдающегося русского художника Николая Ге я пристально рассматривал портреты писателей, почти все они были знакомы мне с детства по репродукциям в учебниках литературы. Безжалостная колористическая реалистичность портретиста поразила меня больше всего. Художник, кажется, не был озабочен тем, чтобы понравиться заказчикам. Если он видел фиолетовый, синюшный, красный и даже серый нос, он его таким и писал. Видел бесцветное, неживое пятно на щеке литератора, изображал и его.
Любой профессиональный фотограф-портретист рано или поздно сталкивается с проблемой серых пятен, которую Николай Ге, и не только он, просто игнорировал. Однако опыт научил меня заказные портреты тщательно ретушировать, пряча цветные аномалии и различные природные дефекты. Ведь клиент должен не только узнать себя на портрете, но и полюбить больше прежнего. Сейчас, когда цифровые технологии сделали фотографа всемогущим повелителем красок (перекрасить любой участок снимка нынче не проблема), качество ретуши зависит только от вкуса и практических умений фотографа. Довольно часто приходится снимать людей немолодых, кожа многих далека от гламурной гладкости и золотистости. Серые пятна обычно возникают на коже вокруг глаз, реже на щеках и крыльях носа. Притененные участки в таких случаях могут выглядеть совсем черными, безжизненными. Коммерческое портретирование научило меня: что позволено Юпитеру, не позволено быку. Приходится перекрашивать серую кожу в цвета, близкие к образцам журнального глянца. Правда жизни – не правда искусства (см. фото 11).
Фото 11. Фрагмент мужского портрета
Камера Nikon D3s
Объектив AF Nikkor 85/1,4
Чувствительность 100 ISO
Выдержка 1/200 сек.
Диафрагма 3,2
Экспокоррекция – 0,67 EV
Совсем другое дело, когда фотограф в свободном полете, работает не на заказ. В этом случае он озабочен художественным эффектом воздействия света и цвета на снимок. Ему придется разобраться в причинах появления загадочных серых пятен, прежде чем принимать судьбоносное для снимка решение: красить или не красить. Физическая суть процесса такова. Если какой-то объект выглядит белым, он просто ничего не поглощает, а ведет себя подобно зеркалу – все видимые лучи отражает. Если объект притворяется черным, он проглатывает все излучения и похож на космическую черную дыру – всех впускает, но никого не выпускает (см. фото 12).
Фото 12. Из репортажа «Крещение»
Камера Nikon D3
Объектив Nikkor 18/2,8
Чувствительность 400 ISO
Диафрагма 8
Выдержка 1/30 сек.
Экспокоррекция – 0,67 EV
Фокусное расстояние 18 мм
Окна храма, в которое заглядывает утреннее солнце, в кадре нет. Оно находится слева, за спиной священника. Солнце заменил белый ковшик, на который упал прямой солнечный луч, он и стал главным источником белого, неокрашенного света. Глянцевая поверхность пластмассы практически полностью отразила весь свет и рассеяла его вокруг себя. Лицо батюшки без этого света провалилось бы в глубокую тень, а скользящий вдоль щеки поток лучей создал бы яркий акцент. Не будь сияющего ковшика, именно это пятно на щеке священника и стало бы главным в кадре. Но ковшик выровнял яркость освещения в центре кадра. Все цветные пятна, на которые попал его свет, интенсивно окрашены и выглядят естественно. А вот в тенях можно увидеть местные хроматические аномалии: серое пятно на затененной части руки священника, которая держит ковшик, еще одно серое пятно на левой стороне лба батюшки. Почему так бескомпромиссно перекрашена рука на переднем плане, трудно объяснить, так как в пылу съемки забыл посмотреть, каким именно светом подсвечивалось это место. Зато пятно на лбу батюшки легко объяснимо: на него падает свет, отраженный от синей простыни и голубого платка. Цвет кожи близок к красно-желтому, который контрастирует с синим, – это комплементарные гармоничные цвета, которые при смешивании аннигилируются, превращаясь в ахроматичные оттенки серого. Цветные пятна золотой парчи на груди батюшки и головка ребенка, освещенные ярким белым светом, также ведут себя вполне по-иттеновски – сияют. В тенях цвет теряет насыщенность и обесцвечивается. Обратите внимание на цвет лица папы младенца – его трудно назвать ярко окрашенным. Если там и есть цвет, то это местный желтый цветовой акцент – отражение от парчи рясы священника. Рядом еще один пример локального цветного рефлекса. Рубашка того же персонажа в затененной части перекрасилась в синий цвет, поскольку на нее упало отражение от синей простыни, приготовленной для ребенка.
Чем сильнее окрашен источник света, тем сильнее это влияет на цвет снимаемого объекта. Если синюю рубашку осветить оранжевым светом, она на фотографии будет выглядеть черной, потому что в оранжевом свете нет синих лучей, которые могли бы отразиться от синей рубашки. Этот пример показывает, как важно знать, что именно светит на объект съемки или даже на часть его.
Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещенных предметов. Чем выше насыщенность и чище цвет источника света, тем сильнее он влияет на локальный цвет, и наоборот, чем цвет освещения ближе к белому, тем интенсивнее отражаются непоглощенные предметами цвета и более чистым кажется локальный цвет (см. фото 13а– 13б).
Фото 13а. Пример желтого рефлекса
Камера Nikon D3
Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 640 ISO
Выдержка 1/320 сек.
Диафрагма 2,8
Экспокоррекция – 0,33 EV
Фокусное расстояние 70 мм
Этот кадр из той же репортажной съемки крещения, что и фото 12. Изменилась только точка съемки и положение батюшки по отношению к солнцу. Теперь я снимаю, по сути, против света. Это трудно сразу заметить, потому что окно заслоняется спиной священника. Теперь свет солнца отражается от рясы и образует местные цветовые акценты, отчетливо окрашенные в золотистые тона. Лица героев выглядят необычайно теплыми и объемными. В то же время золотистый рефлекс на ярко-синей простыне, в которую завернут малыш, обесцветился, выбелился, ткань выглядит почти совсем белой. В тенях та же самая ткань своей окраски не потеряла. В нижней части кадра можно увидеть, как золотистый отсвет повлиял на цвет одежды матери, закономерно окрашенной в желтоватые тона, хотя при нормальном белом освещении она была серой (см. фото 12). Условия съемки сами собой привели к гармонизации цветовых пятен в этом кадре, но для меня совершенно неприемлемой оказалась насыщенность синего пятна (махровое полотенце) в нижней части композиции. Пришлось его слегка обесцветить, а заодно навести порядок с яркостью участков кадра, которые отвлекали внимание от главных персонажей (см. фото 13б).
Фото 13б. Из репортажа «Крещение». Эта фотография
отредактирована с учетом моего понимания гармонизации
цветовых и яркостных пятен в кадре (см. фото 13а).
На фото 14 утреннее солнце жаркого летнего дня заливало окно радостным светом, но настроение юного героя по какой-то неведомой мне причине вступило в конфликт с оптимистичным освещением.
Фото 14. «Не с той ноги, или Оранжевый помидор и голубой рефлекс». Пример нижнего света.
Камера Nikon D3s
Объектив AF Nikkor 85/1,4
Чувствительность 200 ISO
Выдержка 1/400 сек.
Диафрагма 1,6
Экспокоррекция – 1,67 EV
Жесткий контровой свет не просто подсветил волосы, плечи и левую руку мальчика, он, словно сказочный персонаж, ударился о клеенку кухонного стола, отразился от нее и превратился из вспомогательного света в рисующий – нижний рассеянный. Любой свет снизу создает непривычные и потому пугающие тени, как бы из преисподней, в отличие от верхнего света – привычного и божественного. В данном случае свет снизу наилучшим образом соответствовал настроению героя в момент съемки.
Так непросто выстраиваются схемы освещения многих сюжетов, возникающих в фотографической практике. Источник света вроде бы один, а ипостасей у него много, и одна из важнейших – переотражение внутри кадра и появление в результате этого локальных цветных или ахроматических пятен. В данном случае бросаются в глаза два локальных цветовых акцента. Солнце пронизывает прямыми лучами помидор, отвечающий на ласку оранжевым сиянием, рефлекс от которого окрасил кожу мальчика в доступных ему местах, а прикрытые от помидорного сияния зоны изображения подверглись воздействию света, отраженного от клеенки. Этот рефлекс голубоватый, и потому обесцвечивает доступные ему оранжевые части картинки (комплементарные цвета). Присмотритесь к рукам и коже на лице – там хорошо видны серые зоны. Мне нравится такое распределение цветовых локальных пятен, но должен признаться, что серая кожа лица вызвала у некоторых зрителей желание исправить неестественность освещения и перекрасить серую кожу в привычные теплые тона. Я попробовал, но результат показался мне менее экспрессивным. Контраст светлого и темного, холодного и теплого помогает передать конфликт солнечной погоды и грустного настроения мальчика.
Конец ознакомительного фрагмента.