Вы здесь

Свет и цвет в фотографии. Цвет как главное выразительное средство (Георгий Розов)

Цвет как главное выразительное средство

Если главным выразительным средством является цвет, то работа над композицией должна начинаться с анализа цветовых пятен, которые определят и рисунок. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии. Иттен полагал, что основные цвета – желтый, красный, синий – образуют классическое гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, получится равносторонний треугольник, в котором каждый цвет представлен с предельной интенсивностью: желтый воспринимается зрителем как желтый, красный – как красный, синий – как синий, а их смесь дает разные оттенки серого. Классическая триада образуется тремя равноудаленными от центра цветами. Любая цветовая триада гармонична, классическая – особенно эффектна, даже если используются бледные, разбеленные оттенки (см. рис. 6).


Рис. 6. Классическая триада.


В фотографической практике главным обычно становится только один цвет, а два других акцентируют внимание на небольших частях кадра. На фото 6: желтый – главный цвет, красный – рефлексирующий отсвет от раскаленного металла, синий – дневной свет, проникший в цех сквозь стеклянные фонари потолка.


Фото 6. «Прокатный стан»

Камера Nikon D3s

Зум AF-S Nikkor 17—35/2,8 ED IF ASP

Чувствительность 4000 ISO

Выдержка 1/125 сек.

Диафрагма 4,5

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 17 мм


Контрастная триада, состоящая из красно-фиолетового, зеленого, оранжевого цветов, образует равнобедренный треугольник, в котором вместо противоположного комплементарного цвета используются соседние с ним цвета. Такой подбор позволяет получать впечатляющие контрасты гармоничных цветовых пятен и легко влиять на них, выбирая один из цветов главным (см. рис. 7, фото 7).


Рис. 7. Контрастная триада.


Фото 7. «Конец рабочего дня» из серии «Наводнение в Венеции». Красно-фиолетовый, зеленый, оранжевый – основные цветные пятна этой фотографии. Они создают довольно яркую картинку, несмотря на отсутствие чистых цветов и их разбеленность. Оранжевые пятна окон занимают в кадре немного места, но без них картинка потеряла бы сочность и умерла.

Камера Nikon D3

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/640 сек.

Диафрагма 4

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 24 мм


Прямоугольник, в котором две пары цветов – красный и зеленый, оранжевый и синий – комплементарные. Эта прямоугольная схема позволяет получить, пожалуй, самое большое количество гармоничных вариаций, входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать такую схему, один цвет можно выбрать доминирующим, остальные будут играть вспомогательную роль (см. рис. 8).


Рис. 8. Прямоугольная схема.


Фото 8. «Дождливое утро» из серии «Наводнение

в Венеции»

Камера Nikon D3

Объектив Nikkor 18/2,8

Чувствительность 400 ISO

Выдержка 1/160 сек.

Диафрагма 3,5

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 18 мм


Фотография 8 сложилась из пятен, близких к прямоугольной схеме, – красный (ближе к розовому), оранжевый, зеленый и синий. Оттенки серого служат прослойками, разделяющими основные пятна цвета, что, на мой взгляд, добавляет яркости и живости этой картинке. Она кажется оптимистичной, несмотря на серое небо, пасмурную погоду и трагическое состояние тонущего города. Должен заметить, что репродукция портрета Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» в окошке второго этажа заставила меня подкорректировать цвет вязаной шапочки прохожего, которая имела другой оттенок синего. Пришлось перекрасить ее в цвет платка девушки.

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную. Две пары цветов – красный (ближе к оранжевому) и зеленый, желтый и синий – комплементарные, только гармоничные цвета в ней равноудалены от центра круга. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет (см. рис. 9).


Рис. 9. Квадратная схема.


Цветные пятна на фото 9 близки к гармонии по квадратной схеме Иттена (см. рис. 9). За основу взят цветовой контраст синего и желтого. Разные оттенки красного и зеленого использованы для окраски фона. Фигурка прохожего почти ахроматична.


Фото 9. «Прогулка по отражениям»

Камера Nikon D2х

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1,8 сек.

Диафрагма 4,5

Экспокоррекция – 2,00 EV

Фокусное расстояние 25 мм


Аналоговая триада встречается обычно в тихих пастельных пейзажах. Образуется тремя соседними цветами двенадцатичастного цветового круга. Фотографы вынуждены прибегать к доработке такого рода снимков, акцентируя какое-то одно цветовое пятно, второй цвет использовать для поддержки первого, а третий – по обстоятельствам. В природе такие сочетания цветовых пятен страдают от низкого контраста (см. рис. 10, фото 10).


Рис. 10. Аналоговая триада.


Фото 10. «Сицилийский пейзаж»

Камера Nikon D3s

Зум AF Nikkor 80—400/4,5—5,6 ED IF VR

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/500 сек.

Диафрагма 5,6

Фокусное расстояние 400 мм


Фото 10 построено на близких по цвету пятнах цветового круга Иттена. Понятно, что идеально точно на фотографии триада желто-зеленого, зеленого и голубого выстроиться не могла. В кадре присутствуют не три оттенка близких цветов, а гораздо больше. Во время ретуширования пришлось поднять насыщенность желто-зеленого пятна.

Цвета круга Иттена образуют гармоничные сочетания, если объединить их по формальному геометрическому принципу вершинами равносторонних и равнобедренных треугольников или углами квадратов и прямоугольников (см. рис. 5—9). Любые три соседних цвета образуют аналоговую гармонию (см. рис.10). Эти фигуры можно свободно вращать в пределах круга.