Вы здесь

Свет и цвет в фотографии. Цветовые круги Гете и Иттена (Георгий Розов)

Цветовые круги Гете и Иттена

Исаак Ньютон считал, что свет может быть только белым, а цвет – индивидуальная реакция человека на длину волны света. Гете, великий поэт и мыслитель, считал исследование цвета важнейшим делом своей жизни, он, в отличие от Ньютона, был уверен, что цвет объективно существует. Строго научного решения этого спора до сих пор нет, но цветовой круг Гете не просто есть, им пользуются дизайнеры, архитекторы, художники и фотографы (см. рис. 3).


Рис. 3. Цветовой круг Гете, в котором монохромные цвета группируются каждый в своем секторе, разбеливаясь от края к центру.


Гете выявил три цвета, которые не смог получить путем смешивания других цветов, – красный, желтый, синий. Их он назвал основными. Оранжевый, зеленый и фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов, из них в свою очередь можно получить миллионы оттенков цвета, плавно переходящих из одного в другой. Оттенки расположены в цветовом круге Гете между основными цветами. Монохромные цвета группируются каждый в своем секторе, постепенно теряя насыщенность от края к центру.

Каждый цвет Гете наделил темпераментом, который по-разному проявляет себя рядом с другими цветами. Эмоциональная реакция зрителя на эти сочетания для Гете – основа гармонии цвета. Оценивая различные цветовые коктейли, Гете не стеснялся в выражениях. Желто-зеленая пара казалась ему «вульгарно-пошлой», а сине-зеленая – «грубой, противной и просто дурацкой». Желто-пурпурная, сине-пурпурная и оранжево-фиолетовая пары, по мнению Гете, имеют «характер вялый, но со склонностью к великолепию», а желто-синяя пара – «бедная, банальная и обыденная». У Гете было много последователей, которые продолжили исследование цвета.

Книга швейцарского художника, теоретика нового искусства и педагога Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» стала учебником для нескольких поколений художников. Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета Иттен считал цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Шестицветный круг Гете Иттен превратил в двенадцатицветный (см. рис. 4).


Рис. 4. Цветовой круг Иттена.


Ученики Иттена рисовали цветовой круг следующим образом:

– круг делится на двенадцать равновеликих секторов;

– три основных цвета – желтый, синий, красный – размещаются на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в круг, причем желтый, как самый близкий к белому, помещается наверху;

– средние секторы, расположенные между основными цветами, закрашиваются цветом, полученным при их смешивании: зеленым, фиолетовым, оранжевым;

– оставшиеся секторы закрашиваются цветом, полученным при смешивании пигментов двух соседних секторов круга.

На противоположных сторонах двенадцатицветного круга Иттена размещаются наиболее контрастные гармоничные цвета, обесцвечивающиеся при смешивании до разных оттенков серого, – они называются дополнительными, или комплементарными (от англ. complementary – дополнительный). По мнению Иттена, все цветовые гармоничные цвета при смешивании должны обесцвечиваться. Например, в цветовом круге Иттена синий расположен против оранжевого, смесь этих цветов дает серый. Делается вывод, что эти цвета являются гармоничными, то есть комплементарными (см. рис. 5, фото 5).


Рис. 5. Комплементарные, или дополнительные, цвета расположены на противоположных сторонах круга Иттена. Они гармоничны и наиболее контрастны, особенно при максимальной насыщенности цвета (см. фото 5).


Фото 5. «Вечер в Саянах»

Камера Nikon D3

Зум AF-S Nikkor 17—35/2,8 ED IF ASP

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/8 сек

Диафрагма 10

Экспокоррекция – 1,00 EV

Фокусное расстояние 17 мм


В сумерках царил монохром (см. рис. 5). Никаких цветов, кроме нежных оттенков синего разной яркости, я не различал, а хотелось чего-нибудь цветного. Поставив камеру на штатив, я включил фонарик. Вот откуда в кадре имитация закатного освещения. На снимке много оттенков холодного синего и теплого темно-оранжевого. Благодаря подсветке использованы контрасты светлого и темного, теплого и холодного – контраст комплементарных цветов. В результате удалось не просто вытащить камни из полного провала, но и подчеркнуть глубину пространства. Многие художники, в том числе и Иттен, писали, что красные объекты на переднем плане как бы приближаются к зрителю, а синие – удаляются, увеличивая иллюзию разрыва между планами.

Иттен настаивал на том, что предметы сами по себе не имеют никакого цвета. Цвет возникает при их освещении в результате вычитания (поглощения) части солнечного излучения. Причем при смешивании пигментных красок три основных цвета – желтый, красный, синий – образуют серый. Тогда как в опытах с призмой при смешивании излучения основных цветов возникает белый, то есть цветные лучи становятся светлыми, обесцвечиваются, и не в результате вычитания, а в результате сложения. Фотографу надо помнить, что обрабатывая исходные файлы за компьютером, он рисует именно лучами, а не пигментными красками, и его инструменты подчиняются правилам сложения, при котором гармоничные комплементарные цвета при накладывании слоев фотошопа один на другой в режимах смешивания обесцвечиваются.