Глава 2. О маленьких зеленых гномиках
Мы часто просим открыть нам нечто, скрытое от нас. Мы надеемся на то, что, получив это, мы станем какими-то другими, и наша жизнь изменится. Мы страстно желаем этого. Что будет, однако, если мы действительно получим то, о чем просим? Если нам со всей очевидностью станет ясно, что некоторые явления, которые, с одной стороны, противоречат и опыту, и знаниям, но, с другой стороны, открывают невероятные перспективы, действительно существуют? Что каждый из нас будет делать дальше с этим знанием?
Мы иногда шутим, что будет, если вдруг открыть ладонь руки, а там сидит маленький зеленый гномик. Он вежливо говорит: «Привет!», машет своим зеленым колпачком и потом растворяется в воздухе. Что каждый из нас будет делать, когда гномик исчезнет? Здравый человеческий рассудок будет требовать подтверждений того, что это не иллюзия. Да, но как часто мы встречается с иллюзиями в зеленых колпачках? И вообще кто-нибудь видел в жизни настоящую иллюзию или все только ссылаются на нее, когда ничего другого не остается? Давайте для облегчения задачи предположим, что все видели этого гномика и все описания всех персон совпадают во всех мелочах. Вот, все согласились в том, что видели именно зелененького маленького гномика, который растворился в воздухе. Что дальше? Очевидно, что после того, как гномик исчез, все будут вести себя по-разному. Давайте проследим, как отдельные персонажи реагируют на это событие.
Пусть первый персонаж – это отрицатель. Он тоже видел гномика, но… Отрицатель не может допустить мысли, что гномик действительно может существовать. Ведь это абсурд. Никто никогда не видел гномиков, разве что только зеленых чертиков после излишних возлияний, гномики нигде не описаны, гномиков, в конце концов, не может быть по физиологическим причинам, – в общем, гномиков не существует. Природа отрицателей такова, что они зажаты между задней стеной дома, забором и мусорным контейнером. У них нет места для маневра. Отрицатель сведет факт появления гномика к массовой галлюцинации, пищевому отравлению, смогу. Через неделю он даже откажется от того, что вообще видел гномика.
Недалеко от отрицателя находится скептик. Однако скептики бывают двух типов. Первый тип скептика – это патологоанатом. Пока он не вскроет гномика скальпелем, не исследует содержимое его кишечника, не посмотрит, что у него в голове и в штанах, факт существования гномика будет подвергаться массивному сомнению. Второй тип скептика – это скептик-обыватель. Несмотря на то что он видел гномика, общественное мнение не позволяет ему допустить его существования. Еще не было научно-популярной статьи, которая описывала достоинства и недостатки гномиков, характеризуя их по цвету, размеру, запаху и выделительным функциям. Как только такая статья появится, а еще лучше, если автор будет «е. п. р. с. т. наук», «академик международной академии» (чем больше непонятных непонятностей, тем убедительней для скептика-обывателя), – так сразу существование гномиков зеленого типа встанет в привычную картину мира.
Скептик-патологоанатом является производной от экспериментатора-любителя. Для экспериментатора-любителя появление гномика означает возможность изучить новый объект, и он нисколько не сомневается в его реальности до тех пор, пока с гномиком можно экспериментировать. Однако если патологоанатом познает через расчленение, то экспериментатор познает через внешние появления. Он будет сажать гномика на раскаленную печку, чтобы проверить, насколько крепкие у него ботиночки, стукать молоточком по гномику, чтобы проверить его реакции. В пределе экспериментатор может дойти и до членовредительства, однако у него, как правило, не хватает нервов и мужества для этого. В любом случае гномику явно не поздоровится от встречи с обоими.
Скептик-обыватель – это скрещивание патологоанатома с обывателем обычным. Обыватель обычный не подвергает факт существования гномиков никакому сомнению, он даже расскажет на вечеринке о том, какой забавный случай с ним приключился. Но, по большому счету, гномик мало что означает в его жизни. Пусть хоть завтра инопланетяне приземлятся у соседа, главное, чтобы у него был завтрак-обед-ужин и чтобы, когда по телевизору будут показывать соседских инопланетян, показали и его домик. Обывателю все равно, существуют гномики или нет, до тех пор, пока они не касаются его самого.
Практик-прагматик стоит несколько в стороне от экспериментаторов, хотя он и принимает во внимание их выводы. Прагматик более похож на обывателя обычного, можно сказать, что если обыватель сможет перелезть через забор личной важности и не свалиться при этом в мусорный ящик цинизма, то из него может получиться неплохой прагматик. Прагматик ищет в появлении гномика в первую очередь выгоду, и поэтому все гномики существуют для прагматика только в той мере, сколько выгоды он может из этого извлечь. Именно прагматик будет возить гномика по ярмаркам, он пригласит все семейство зеленых гномиков для организации бизнес-тура, в крайнем случае прагматик может даже продать гномика на эксперименты, но это мероприятие в глазах прагматика выглядит явно убыточным. Если гномик исчезнет еще до того момента, как попадет в руки прагматику, тот скорее всего вообще проигнорирует факт его появления.
Отдельную группу участвующих в представлении гномика образуют искатель сенсаций, мистик и фанатик. Все они не от мира сего, поэтому чем более гномик нереален, тем лучше для них. Они все твердо убеждены, что с миром что-то не в порядке, и поэтому гномик, русалка или инопланетяне – все они представляют собой объекты одной группы, являются лишь еще одним подтверждением этого. Можно даже сказать, что гномик всегда существовал для них. Искатель сенсаций будет громко орать: «Гномик, гномик!», и тыкать в него пальцем. Он может организовать газетную шумиху, всяческие ток-шоу, где будет брать интервью у участников события и спрашивать мнения папы римского о зеленых гномиках. После того как гномики станут неактуальными, на очереди русалки, а после – инопланетяне. Искатель сенсаций – это наиболее энергичный тип из всей компании, однако его задора хватает лишь на три дня. После этого гномик интересует его не более, чем прошлогодний снег.
Для мистика появление гномика – это осуществление тайных молитв и надежд. Он наконец получил желанный сигнал свыше. При этом этот сигнал может означать как скорый конец света, так и приход братьев по разуму из созвездия диких овец или же послание Наполеона с того света. Мистик живет в своем внутреннем мире, и его интерпретация гномика зависит от всего, например, от яркости лампочек, чиханий других участников и даже жужжания мух. Все это тоже сигналы, которые преобразуются в воспаленном мозгу мистика в странную смесь – они создают мир мистика, в котором все влияет на все. В целом мистик вполне безвредный тип, в отличие от фанатика.
Фанатик – это мистик, у которого сгорели все предохранители. Смесь, которая образуется в голове у мистика, у фанатика взрывоопасна. Например, мистик вряд ли будет организовывать культ зеленых гномиков, а фанатик не только организует его, но будет следить, чтобы все усердно молились. Если кто-то будет противостоять этому культу, то мистик просто проигнорирует эту персону. Фанатик же объявит священную войну. Даже если фанатику придется погибнуть, он непременно попадет в им же созданный рай и постарается прихватить как можно больше неверных с собой. Понятно, что зеленый гномик играет только второстепенную роль, более того, если вдруг гномик поведет себя не так, как это предписывает созданное фанатиком священное описание гномиков, то гномик, скорее всего, перейдет в иной мир и будет посмертно канонизирован.
Вот так маленькая группа граждан освидетельствовала появление гномика. В конце концов каждый забудет о нем и будет следовать лишь собственным идеям, постулатам, мнениям, сомнениям, верованиям, теориям, экспериментальным выводам и т. д. Поскольку все они имеют лишь отдаленное отношение к самому гномику, гномик, предвидя это, просто исчез.