Вы здесь

Сверходаренный – поэтому несчастный :( Как использовать свой потенциал. Глава 3. От детства к взрослению: сам себе творец (Жанна Сио-Фашен, 2008)

Глава 3. От детства к взрослению: сам себе творец

Когда уходит детство

Пьер, 8 лет, объясняет мне: «Я пришел к вам, чтобы сказать, что я – другой». Причем «другой» в его устах оказывается именем собственным. Далее начинается полуфантастический рассказ о приключениях этого Другого, который, подобно Маленькому Принцу, чувствует себя очень одиноким, жалким, непохожим на других. И вот он скитается по миру, чтобы найти себе друзей. Он одновременно и боится людей, и хочет быть рядом с ними. Он не понимает, почему его отовсюду прогоняют. Он ищет справедливости, любви и понимания. Понемногу, общаясь с Пьером, я начинаю понимать, что Другой может общаться с окружающими только с помощью своих эмоций. Только так он способен установить контакт с окружающим миром. Но его путь слишком долог и труден, и Другому приходится постоянно решать сложнейшие загадки, чтобы его наконец приняли в этот мир, и он все-таки находит друзей… которые оказываются такими же другими, как он!

Я недавно перечитала эту сказку, прекрасно показывающую все подводные камни, встречающиеся на пути нашего маленького сверходаренного героя: жажда понимания и общения любым возможным способом, боль от того, что все вокруг прогоняют тебя, излишняя чувствительность к чужим эмоциям и бесконечное одиночество. Итогом обычно становится тяжелая жизнь изгоя, полная страданий и непонимания.

Давайте проследим весь путь взросления сверходаренного ребенка и остановимся подробнее на наиболее важных этапах.


Младенчество

Едва появившись на свет, такой ребенок уже пристально наблюдает за окружающим миром. Младенец пока не может озвучить свои вопросы, но то, что они его занимают, читается у него на лице. Родители таких детей часто рассказывают, как они теряются под этим пристальным взглядом. Некоторые даже признаются: они чувствуют себя неуютно, поскольку ощущают, что ребенок как будто осуждает их за какие-то неверные действия.

«Мне трудно говорить об этом, но иногда я буквально пугалась его взгляда. Мне казалось, что он меня в чем-то упрекает. В такие моменты я тут же передавала ребенка своему мужу», – рассказывает одна из таких мам.

Он еще совсем кроха, но уже удивляет окружающих своими вполне взрослыми жестами, мимикой, позами, как будто осмысленным лепетом. Живой, любознательный, он общается с миром на своем языке и жадно впитывает все, что происходит вокруг.


Признаки сверходаренности у маленького ребенка

Раннее развитие речи. Вне зависимости от того, в каком возрасте такой ребенок начинает говорить, родители отмечают, что он сразу произносит целые слова и предложения, минуя обычный детский лепет. Очень скоро он уже говорит без ошибок и хорошо построенными фразами, его словарный запас постоянно растет.

Почемучка-философ. У сверходаренного ребенка рано возникают бесконечные вопросы, касающиеся всего на свете. В отличие от обычных детей, он задает вопросы более глубокие и абстрактные. Основной темой обычно становится жизнь и смерть. В такие моменты родители обычно начинают сильно нервничать, так как они не знают, что ответить, когда у них, например, спрашивают: «Зачем мы живем? Что будет после жизни? Что такое смерть? Что было, пока не появился человек?» Сложность здесь в том, что наш юный философ никогда не удовлетворится нашими уклончивыми ответами. Ему нужно понять все досконально, поэтому на все вопросы нужно отвечать прямо. Почему это так важно для него? Потому что это составляет смысл его жизни, он постоянно думает об этом. И это его тревожит. Вы скажете, что это вполне нормальное поведение? Возможно, но не будем забывать, что ему пока всего 2 или 3 года, и это довольно сложно – объяснить такому малышу то, что мы и сами порой толком не можем понять. Кроме того, нам совсем не хочется нервировать его. Тогда мы хитрим и даем расплывчатые ответы. Но это его не устраивает. Он начинает пытать нас снова. Без точных ответов он не может успокоиться. Что же делать? К сожалению, наш растерянный вид его нисколько не останавливает. Он наконец понимает, что у нас нет точных ответов на его вопросы. Это его сильно пугает. Но в то же время он начинает нас жалеть, видя, как мы переживаем за него. Теперь он начинает задавать вопросы сам себе. С этого-то и начинается его одиночество. А родители, в свою очередь, чувствуют себя на седьмом небе от счастья, так как бесконечные вопросы с его стороны наконец прекратились. Они не догадываются, что на самом деле они никуда не делись и продолжают жить в глубине его души, ни на минуту не оставляя его в покое. Все это следует учитывать для понимания того, что такой ребенок, даже когда он вроде ни о чем не просит, постоянно нуждается в родительской поддержке.

Очень раннее освоение чтения. Сверходаренный ребенок гораздо раньше начинает читать. Почему он так набрасывается на книги? Просто он пытается понять окружающий мир и быстро осознает, что, обучившись чтению, он сможет открыть для себя двери в бесконечность. А это именно то, что ему сейчас нужно. Вот он и просит родителей научить его читать. Такая просьба приводит их в замешательство: не рано ли? Ведь большинство родителей во Франции до сих пор считает, что учиться читать следует только накануне поступления в школу, и не хочет нарушать это неписанное правило. А ведь им нужно просто удовлетворить любопытство своего ребенка. Они часто слышат, что «домашнее» образование вредит образованию «академическому» и может спровоцировать серьезные проблемы во время обучения. Мне понятно беспокойство учителей, что родители начнут слишком нагружать ребенка раньше времени, а он, в свою очередь, превратится в «ученую обезьяну». Но зачем загонять родителей в такие жесткие рамки, когда они просто хотят поощрить раннюю жажду знаний у своего чада. Какое опасное заблуждение! Родители, будьте спокойны. Если ваш ребенок хочет учиться читать, не отказывайте ему. Ему нужен не учитель, а проводник в этот бесконечный мир, который открывается перед ним. Неплохая перспектива, не так ли? Затем, очень быстро, такой ребенок от корки до корки прочитывает все, что кажется ему интересным. Жадно и с упоением. Он просто на седьмом небе от счастья. Он глотает все: надписи на упаковках с продуктами, уличную рекламу, магазинные вывески… Он ликует, осознав всю силу, которой он теперь обладает. «Классно», – сказали бы современные дети.


Кто я, какой я?

Прислушиваясь к себе, ребенок начинает чувствовать, что обладает некими сверхспособностями. Он постепенно выстраивает идеальный образ самого себя. На этом этапе, несмотря на первоначальное недопонимание, наш маленький гений вызывает прежде всего восхищение и гордость родителей. Его называют «развитым не по годам», «сообразительным», «забавным». Пока все вроде бы идет нормально.

Школьные годы

Первый раз в первый класс… или в клетку?

Разумеется, маленький ребенок сталкивается с требованиями, налагаемыми обществом, еще в дошкольный период. По правилам нужно вести себя и дома, и в детском саду. Но все-таки переломным этапом для сверходаренных детей становится именно «первый раз в первый класс»: школьные требования и правила для них чаще всего слишком негибки и непонятны. Ведь они рассчитаны на стандартных детей.

Я бы могла привести вам множество примеров, отражающих одну и ту же тенденцию: сверходаренный ребенок не понимает всех школьных правил, которые на первый взгляд кажутся вполне очевидными. Точнее, он интерпретирует их по-своему. Это начинающееся расхождение со школой и всем учебным процессом формирует его будущее отношение к учебе, а также служит причиной будущих трудностей, которые еще долго будут мешать ему и окружающим. В свою очередь учителю бывает сложно догадаться, что не все ученики одинаково хорошо понимают его объяснения. Если ребенок не отвечает на вопрос, то это не провокация, не дерзость, не протест, а обычное непонимание!

Послушаем, как взрослый юноша по имени Артюр в свои 22 года с ностальгией и легким беспокойством вспоминает необычный эпизод из школьного прошлого: «Когда я учился в начальной школе, учительница каждый день писала на доске текущую дату и день недели. Затем она проводила опрос по пройденному материалу. При этом никто не вызывался ответить сам. Я же к тому времени уже умел читать и писать и сделал вывод, что, согласно школьным правилам, когда учитель задает вопрос, отвечать на него не нужно. Только к концу первого класса я догадался, что мои одноклассники ничего не отвечали, потому что не умели читать! Получается, что я неправильно истолковал их молчание и сделал совершенно неверный вывод! В итоге, пока я все это не осознал, я не отвечал на вопросы учительницы и при этом не мог понять, почему это ее так раздражает. Забавная история». Эта ситуация продолжает волновать юношу и много лет спустя. Он не перестает изумляться своему детскому непониманию, часто доставлявшему ему неприятности и повлиявшему и на его теперешние проблемы. Он до сих пор продолжает чувствовать себя не таким, как все, и постоянно сомневается, правильно ли оценивает окружающих…

Позднее, в более старших классах, сверходаренный ребенок сталкивается с новыми проблемами. Когда его просят написать сочинение, выполнить указание учителя или решить задачу, ребенок не может понять, что от него требуется. Его особый образ мышления, отличающийся от традиционной школьной ментальности, уводит его в сторону от правильного ответа. Поэтому он отвечает невпопад, не по теме, или вместо сочинения сдает чистый лист, всерьез считая, что не знает, что именно нужно писать.

Рассказывает Жерар, учитель родного языка и литературы: «Работая с такими учениками и задавая им какие-либо вопросы, я обычно советую им сильно не „умничать“, а отвечать как можно проще. Например, когда идет работа с текстом, в котором нужно найти диалог, я прежде всего прошу их перечислить все его очевидные признаки. То есть то, что все дети обычно отвечают в таких случаях: это диалог, потому что мы видим разговор двух лиц, потому что есть кавычки, потому что предложения начинаются с тире. И все! Не нужно проводить глубокий анализ текста, чтобы найти в нем какой-то скрытый смысл… Вот такие очевидные вещи сверходаренный ребенок не заметит никогда, если их не уточнить ему конкретно. Он просто не может себе представить, что от него требуют именно этого. К тому же, когда я прошу такого ребенка сделать работу над ошибками, он обычно очень удивляется: „А-а-а, так нужно было сделать именно это! Но это же так просто!“»


Заколдованный круг: не понял – виноват?

Теперь вы видите, что такая модель поведения ставит сверходаренных детей в трудное положение и загоняет в ловушку взаимного непонимания. Учителя начинают воспринимать его как хулигана и бунтовщика, не желающего принимать школьные правила. Такой ребенок не осознает причин своих школьных проблем, не догадывается, что его поведение отличается от общепринятых норм, и воспринимает упреки в свой адрес как незаслуженные оскорбления, понижающие его самооценку и подрывающие доверие к взрослым. Кто же может помочь ему?


Точнее! Еще точнее!

Чтобы ответить на вопрос или выполнить задание учителя, сверходаренному ребенку необходимо точно понять их. Часто он может сделать совершенно не то, что от него требовалось, так как он неправильно понял задание. Его постоянные уточняющие вопросы – это вынужденная необходимость, часто воспринимаемая учителями как дерзость и провокация.

На своей консультации я спрашиваю девятилетнего Пьера, какие школьные предметы даются ему лучше всех. Его ответ ставит меня в тупик: «На уроках или на перемене?»

Уточнения требуются сверходаренным детям также и потому, что многие слова они понимают буквально, что часто создает путаницу. «Ну так что, Тео, что ты будешь делать на каникулах?» – «Я буду их проводить», – отвечает мне этот семилетний мальчик, которому я задала банальный вопрос в надежде получить банальный ответ.


«Это не Хогвартс!», или Первые разочарования

Часто бывает так, что сверходаренный ребенок, до этого так стремившийся пойти в школу, разочаровывается после первых учебных дней. Он хотел быстро получить множество новых знаний, а в итоге его заставляют рисовать или делать аппликации. Часто можно услышать от таких детей: школа – это для самых маленьких. По прошествии нескольких лет учебы его постигает другое разочарование: когда ты что-то знаешь, это никого не интересует! Обычная учительская отговорка «Я в курсе, что ты у нас просто ходячая энциклопедия» сильно ранит нашего юного гения. Он делает вывод, что никакое знание в школе не поощряется. Кроме того, его ждет незавидная судьба отличника, которого недолюбливают одноклассники, быстро превратившие его в козла отпущения. Обидное прозвище «ботаник» еще долго будет звучать ему вслед. В итоге ему приходится молчать, чтобы не привлекать лишнего внимания.


«Я не верю в себя»

Но нашего сверходаренного ребенка ожидают и другие трудности, тем более неприятные, что он оказывается к ним совершенно не готов. Привыкший все схватывать на лету, запоминать без особых усилий, играючи заучивать большие объемы материала, он не может выполнять то, что от него требуют. Другими словами, его способ решения задач и его ответы на вопросы не являются правильными, и скоро в его дневнике начинают появляться неприятные замечания и плохие оценки. Растерявшись, он не знает, что делать дальше, и не понимает, почему у него ничего не получается. В свою очередь учителя начинают удивляться падению его успеваемости и часто пишут замечания типа «может заниматься лучше, не хочет прилагать усилий, должен работать более серьезно» и т. д. Должен, но как? Прежде всего, такому ребенку нелегко объяснить окружающим причину своих проблем. Они, разумеется, вызваны его особым мышлением, но кто об этом догадывается? Ему также сложно структурировать свои мысли. Он не может обосновать свой ответ, даже правильный, построить рассуждение, организовать свои идеи, даже когда у него в голове вроде бы имеется конкретный план. Все это – последствия нестандартного мышления, слабо отвечающего школьным требованиям.

Таким образом, когда возникает какая-либо проблема, первоначальный оптимизм сменяется разочарованием и неверием в собственные силы. Эта череда школьных неудач и их неизбежные последствия влияют на психологическое равновесие, поведение ребенка и его самооценку. Такой заколдованный круг очень сложно разорвать, когда проблемы накапливаются, а время безвозвратно уходит.


Задержка развития у сверходаренных детей

Уверена, этот заголовок вас поразил. Ведь, как я уже говорила, один из самых стойких мифов про сверходаренных детей в том и состоит, что они опережают сверстников в развитии. Как же они могут отставать в развитии? Практика показывает, что могут: ведь они чувствительны к стрессам, а вы уже поняли, что, переступив порог начальной школы, сверходаренный ребенок попадает под непривычный стресс и не всегда его выдерживает. Он ведет себя как растение в неблагоприятных новых условиях: вянет и медленнее растет.

Недавние исследования показали, что у сверходаренных детей часто выявляются такие виды нарушений: примерно каждый четвертый страдает дисграфией (сложностями с письмом) или дислексией (нарушением чтения), примерно у 10 % затруднено внимание. Беда в том, что эти проблемы могут долго оставаться незамеченными, так как ребенок старается компенсировать их за счет своего развитого интеллекта. Но в один прекрасный день это уже перестает работать. В итоге ребенок оказывается лицом к лицу с неожиданным затруднением. Это не лучшим образом отражается на его самооценке. Будем же внимательны к школьным трудностям сверходаренных детей, они могут быть вызваны именно такими психическими нарушениями!


Во власти скуки

Скука рождается от несоответствия между своим ритмом и ритмом окружающих: когда ты все понимаешь с полуслова, запоминаешь с первого прочтения, схватываешь с первого объяснения. Что делать со всем этим лишним временем, когда учитель повторяет пройденное, чтобы убедиться, что все усвоили материал? Такие минуты могут длиться очень долго. В итоге сверходаренный ребенок не может полностью использовать свой разум в процессе учебы, ведь, как мы уже увидели, сама образовательная система не дает ему такой возможности. Кроме того, простота материала расслабляет его и лишает мотивации, и в конце концов уроки становятся «свободным временем» для лишних размышлений. А такая «тренировка ума» вполне может оказаться для ребенка источником волнения. В итоге чаще всего сверходаренный ребенок не любит школу. Школьные годы кажутся ему бесконечными… Скука отравляет его учебный процесс. Она может оказаться причиной целой серии проблем и еще больше осложнить социальную адаптацию и психологическое равновесие сверходаренного ребенка.


Гадкий утенок, или Маленький изгой

Вполне естественно, что у сверходаренных детей уже в начальной школе возникают и сложности при общении со сверстниками.

«Я вполне могу „включить“ ту часть себя, которая может общаться со сверстниками, и мне комфортно с ними. Но тем не менее у меня нет никого, с кем я могла бы разделить свои проблемы, кто бы понял, что важно для меня», – признается пятилетняя Хлоя. Она еще совсем кроха, но уже знает, что такое одиночество.

Завести друзей, найти свою любовь – все это может стать целью всей жизни. Для сверходаренного ребенка, которому сложно найти в других какие-то отличительные черты, который чувствует себя одновременно похожим на остальных и не таким, как все, который часто не понимает реакцию и отношение окружающих, который ощущает себя изгоем, даже когда кажется, что он вроде как в своей тарелке… общение со сверстниками дается непросто. Хуже того, оно становится источником бесконечных обид, так как равнодушие и жестокость оставляют незаживающие раны у этого ребенка, удивленного такой сильной агрессией в свой адрес. Он не догадывается, что конкретно вызывает в нем насмешки окружающих. А они просто не понимают этого странного ребенка, доставляющего им столько неудобств одним своим присутствием. Подобно «гадкому утенку», сверходаренный ребенок страдает от этого вынужденного одиночества и чувствует себя настоящим изгоем.

Потребность командовать – еще одна проблема, мешающая нормальным отношениям со сверстниками. Сверходаренный ребенок испытывает непреодолимое желание приказывать, ибо он убежден, что отлично знает, что и как нужно делать. Это не потому, что он считает себя умнее или талантливее других. Просто ему кажется, что так будет лучше для всех. К сожалению, его ранние лидерские качества редко оцениваются по достоинству. Тем более что при этом он часто нервничает и становится вспыльчивым. Особенно это касается мальчиков, так как девочки более склонны решать конфликты мирным путем. Будучи более утонченными натурами, они пытаются как-то справиться со своими «командирскими» наклонностями.


Фонтан эмоций

Это еще одна характеристика человека, плохо приспособленного для жизни в обществе. Когда ты переживаешь все так остро, в том числе чужие эмоции, ты начинаешь быстро подвергаться влиянию среды, что приводит к реакциям, которые могут показаться окружающим странными и неадекватными. От внезапных слез до сильного гнева, от беспричинного страха до бурного энтузиазма… все эти эмоциональные вспышки отдаляют сверходаренного ребенка от его сверстников, делая его не таким, как все. Он и сам может начать стыдиться своих неконтролируемых реакций.

Обостренное чувство справедливости будет заставлять его постоянно выражать свое мнение, вести не всегда уместные дискуссии и словесные баталии. Такое поведение может сильно испортить его отношения с учителями, которые начнут считать такого ребенка грубым и невоспитанным.

Конец ознакомительного фрагмента.