Вы здесь

Сверходаренный – поэтому несчастный :( Как использовать свой потенциал. Глава 1. Что означает быть сверходаренным? (Жанна Сио-Фашен, 2008)

Глава 1. Что означает быть сверходаренным?

Сверходаренный – кто ты?

Сверходаренные люди – кто они? Просто дань моде? Средства массовой информации пытаются внушить нам, что эта проблема искусственно раздута слишком нервными родителями таких детей и психологами, обеспокоенными возможностями «сверхразума». В то же время частенько говорят, будто каждый родитель хочет видеть в своем ребенке уникума и переоценивает его необычность, теша свою материнскую и отцовскую гордость. Но так ли это? И почему интерес к таким уникальным людям обострился совсем недавно?

Что же произошло? Здесь соединилось несколько факторов:

♦ во всем мире возрос интерес к психологии;

♦ как следствие, широко распространились психологические консультации для детей и подростков.

Итак, психология сделала большой скачок вперед, детей и подростков стали внимательнее изучать, и постепенно выявилась печальная закономерность: именно дети с высоким уровнем интеллекта испытывают серьезные проблемы с учебой и чаще подвержены психологическим расстройствам. Каким? У них возникают нарушения поведения и трудности с социальной адаптацией; а это значит, что им трудно учиться и их очень трудно учить. Иногда даже и опасно, если ребенок не социализован.

Сработал и еще один фактор: родители стали откровеннее с психологами, они больше и охотнее рассказывают о таких проблемах и о необычности своих детей; следовательно, и родители, и психологи получают больше информации. Необычность ребенка, которую общество раньше клеймило или ставило в вину родителям (это называется «стигматизацией»), перестала быть чем-то постыдным, и теперь таким детям и родителям стараются активно помочь, а не списывать ребенка со счета как безнадежного.

Однако есть и еще один предрассудок, который упорно бытует в обществе. Принято считать, что, если ребенок (или взрослый) одаренный, ему по определению легче добиться успеха в жизни и в работе; более того, считается, что он ОБЯЗАН хорошо учиться и впоследствии преуспевать. А где завышенные ожидания – там и повышенное психологическое давление на психику, которая у сверходаренных и без того хрупка.

Каков здесь вывод? Он прост: сверходаренность – это не просто дар природы, но серьезная проблема для носителя дара и для его близких. В противоположность распространенному убеждению, уникальным людям трудно занять свое место в обществе и преуспеть в жизни. Запомним же основной принцип, делающий наших уникальных людей такими чувствительными и ранимыми: за сверхразвитый ум им приходится расплачиваться своей неустойчивой психикой.

«Странная логика. Разве серьезная работа мысли и серьезные страдания могут привести к одному и тому же результату? Получается, что думать и страдать – это одно и то же?»[1]

Морис Бланшо

Каковы основные заблуждения общества по поводу сверходаренных людей?

♦ Мы прочно ассоциируем их развитый ум с серьезными жизненными успехами.

♦ Мы путаем их теоретические знания и практические результаты.

♦ Мы не видим разницы между потенциалом их разума и его эффективностью.

♦ Мы не понимаем, что их интеллект, кажущийся нам таким полезным в реальной жизни, наоборот, зачастую служит источником страданий и причиной серьезных ошибок (сверходаренные люди умны по-своему).

♦ Мы забываем, что умение быстро усваивать, анализировать и запоминать нужную информацию само по себе не является научным знанием.

♦ Мы не всегда понимаем, что сверхразвитый интеллект всегда «идет в комплекте» со сверхчувствительностью и чрезмерной эмоциональной восприимчивостью.

♦ Мы не понимаем, что сверхразум и сверхчувствительность делают его обладателя более слабым и уязвимым.

♦ Мы не догадываемся, что одаренный человек неимоверно устает от эмоционального напряжения: чтобы глубоко понять мир и нюансы человеческих отношений, ему требуется много сил, а это неизбежно отражается на психике.


Любая беседа об умственных способностях всегда порождает многочисленные поводы для споров. Прежде всего, интересно само значение этого понятия: что означает быть умным? Нас занимает и практическое применение таких способностей: какое будущее ждет умного человека? И наконец, наши личные ожидания: как я могу использовать свой ум? А если у меня ничего не получится, не ставит ли это под сомнение мои высокие умственные способности? Видите, насколько сильны все наши страхи и предрассудки, связанные с чрезмерно развитым умом.

«Быть умной, конечно, здорово, но к этому уму всегда прилагается парочка неприятных „дополнений“, – объясняет мне сверходаренная Аврора. – Я бы с удовольствием взяла один ум без всех этих „бонусов“, ведь он правда очень нужен в повседневной жизни. Но со всем, что прикладывается к нему, жить весьма тяжело».


Запоминаем!

♦ Сверходаренность – это, прежде всего, один из видов умственного развития, нетипичный способ работы разума, использование различных индивидуальных познавательных ресурсов мозга.

♦ Речь идет не о количественно большем уме, а о качественно другом. Это абсолютно разные вещи!

♦ Сверходаренность – это не только высокий уровень интеллектуальных познаний, крайне развитый ум, сильно развитые навыки понимания, анализа и запоминания, но и чрезмерная чувствительность, эмоциональность и восприимчивость, напряженная работа всех пяти чувств, а также проницательность, глубина которой находится за рамками нашего понимания. Таким образом, мы получаем две стороны одной медали:

– сверходаренность – это образ жизни, накладывающий отпечаток на характер человека;

– сверходаренность – это непременно бьющие через край эмоции и постоянная нечеловеческая работа мозга.


Бьем в колокола!

На сегодняшний день статистика по сверходаренным детям неутешительна: у них хромает школьная успеваемость, при этом они часто испытывают психологические проблемы, манию величия, обостренное чувство вины. Казалось бы, у них есть все, чтобы превратить свои способности в плюсы, которые помогали бы свести к минимуму жизненные трудности. Но вместо этого у детей получаются сплошные минусы: неумение контролировать свои эмоции и многочисленные психологические проблемы. В подростковом возрасте такие нарушения порой сопровождаются более серьезными психическими заболеваниями, когда ребенку все сложнее справляться со своими особенностями.

Все эти последствия зависят от возраста, в котором у ребенка была выявлена его сверходаренность. Если ребенок растет, не зная, какой он, риск психологических проблем возрастает. Когда он повзрослеет, его характер будет основан либо на пережитых душевных травмах и ложных предрассудках, либо на своевременно созданных защитных механизмах. Жизненный путь такого повзрослевшего сверходаренного ребенка часто извилист, переменчив и не слишком удачен.

Разумеется, некоторые сверходаренные взрослые способны наладить нормальную жизнь, найти себе занятие по душе и добиться некоторых успехов. Но, к сожалению, кроме таких более-менее счастливых существует еще множество других, запутавшихся в своей жизни и зачастую и не подозревающих о своих сверхспособностях.


Помните: у сверходаренности всегда две стороны – интеллектуальная и эмоциональная.

Забывая о любой из двух этих сторон личности, мы получаем неполную и искаженную картину. Сверходаренность – не выигрыш в лотерею, не божественная благодать, не особый дар, не феноменально развитый ум. Это особый тип личности, обладающий многочисленными интеллектуальными и эмоциональными ресурсами, которые полностью раскрываются, только если их обнаружить и понять их устройство. Только тогда получится выстроить полноценную по всем параметрам жизнь. Если не знать о своих ресурсах и тем более действовать вопреки им, то мы рискуем прожить жизнь напрасно или неудовлетворенно. А это прямой путь к социальной неприспособленности и другим серьезным психологическим проблемам.

«Счастье – это на самом деле не что иное, как использование своих способностей на 100 %».

Михай Чиксентмихайи

Какие названия одаренности вы можете встретить

Перечислю несколько названий, которые могут вам встретиться применительно к одаренности. Я не буду глубоко вдаваться в сложную научную терминологию и ее историю, однако важно, чтобы вы запомнили основные варианты. Дело в том, что разные психологи, педагоги и другие специалисты пользуются разными терминами, хотя и стараются прийти к единому знаменателю. А уж если вы начнете искать материалы о сверходаренных детях в средствах массовой информации, там вас ожидает еще большая путаница.

Итак, сверходаренных детей могут называть: детьми с опережением развития и маленькими вундеркиндами, то есть «чудо-детьми». И то и другое не совсем точно: дело ведь не в том, что ребенок опережает сверстников и успел быстрее сформироваться психически и интеллектуально, чем они. Помните: мы не на соревнованиях и ни с кем не состязаемся. Ну а в определении «чудо-ребенок» или «вундеркинд» есть оттенок цирковой диковины; подразумевается, что такой ребенок вырастет и утратит свои особенности. Так что и это название неточное.

А как насчет расхожего выражения «дети с высоким Ай-Кью»[2]? Да, у сверходаренных детей этот коэффициент высок. Но сверходаренность с ее тонкими эмоциональными нюансами и психологическим проблемами нельзя свести к такому сухому определению.

В последнее время среди специалистов все-таки устоялся термин «сверходаренность». Им мы и будем пользоваться на страницах этой книги. Но не забывайте, что, если вы услышали выражения «вундеркинд» или «человек с высоким IQ», это тоже может означать сверходаренность в устах говорящего.

Родители и дети не всегда и не сразу готовы принять определение «сверходаренный». Почему так получается? Родителям обычно сложно понять, что их ребенок одарен, ведь он может никак не выделяться среди своих сверстников ни в учебе, ни в общем развитии. Ребенку также непросто объяснить, что он обладает неким сверхразумом, когда это никак не соответствует ни его собственным представлениям о своих способностях, ни его оценке со стороны окружающих. В итоге ему становится сложно жить с этим чувством, при этом родители страдают от его несоответствия «стандартным» параметрам. У них просто язык не поворачивается называть его сверходаренным, ведь тогда все начнут бросать на него косые взгляды. И как тогда рассказать, в чем заключается его реальная особенность, и объяснить, что это «не то, о чем они подумали»? Родителям тяжело использовать этот термин еще и потому, что они при этом как бы хвастаются своим ребенком и выставляют напоказ его сверхспособности.

Еще сложнее свыкнуться с определением «сверходаренный» взрослым, к которым оно подходит. Даже те, кто способны принять свою жизнь такой, какая она есть, со всеми ее хорошими и плохими сторонами, или даже считают себя кое-чего добившимися в ней, смущаются от этого определения: я – сверходаренный? Да это вообще ни имеет ко мне никакого отношения, иначе моя жизнь была бы совершенно другой!

Наконец, сверходаренных людей, как детей, так и взрослых, часто называют просто чудаками. Иногда это звучит благожелательно, но чаще всего не очень. Как бы там ни было, если вы родитель особенного ребенка или сами – выросший сверходаренный ребенок, будьте готовы услышать и такое название.

Сверходаренность – что мы сегодня о ней знаем?

В последнее время появилось много научных трудов и исследований на тему сверходаренности; интересы и потребности сверходаренных людей стали учитываться и на государственном уровне. Во-первых, стало понятно, что при правильном подходе они – своего рода национальное достояние, потому что способны на многое, непосильное для обычных людей. Во-вторых – что их можно и нужно встраивать в общество, а не отвергать.

А потому ученые все внимательнее изучают сверходаренных детей, в сфере образования разрабатывают особые методы обучения для них. Но процесс идет медленно, и поэтому до сих пор хватает и недостаточно знающих психологов и педагогов, и обеспокоенных родителей, которые не понимают, почему их ребенок не такой, как все.

Основными открытиями в изучении сверходаренности мы обязаны нейробиологам. Они сумели наглядно показать то, что невозможно было увидеть и понять раньше: магнитно-резонансная томография (МРТ) показывает работу мозга в реальном времени. Мы видим, какие участки мозга отвечают за выполнение конкретных задач. А значит, у нас есть шанс понять, в чем мышление сверходаренных людей отличается от обычного. Эти данные подтвердили то, что предполагалось и раньше: сознание и, как следствие, поведение сверходаренных детей устроено иначе. Они иначе обучаются, иначе ведут себя со взрослыми и сверстниками. И потому, параллельно научному прогрессу и благодаря ему, важнее всего ответить на самый актуальный вопрос: как им помочь? Ответ на него интересует не только их самих, но и всех, кто их окружает, обучает и воспитывает. Наша задача сейчас – научиться оказывать конкретную помощь сверходаренным в контексте их среды и окружения. Я всецело за научные исследования, но твердо уверена: наука должна стоять на службе людям. Поэтому на страницах данной книги не будет сухих теорий и выкладок, не будет рассказов об экспериментах с участием сверходаренных людей. Я всецело сосредоточилась на практической стороне дела. Чтобы вам было спокойнее, могу вас заверить, что научные исследования сверходаренности продолжаются очень активно, исследованы уже сотни людей, создана весомая научная база. Ученые узнали много нового о работе мозга и смогли сделать из этого практические выводы.

То, как устроен мозг сверходаренного человека, помогает понять особенности его мышления и поведения, нюансы психики и навыков обучения.

Тайны мозга, или Что полезного говорят нейробиологи

Вкратце перечислю важные для нашей темы открытия в области нейробиологии, непосредственно связанные со сверходаренными людьми и имеющие практическое значение. Нейробиологи установили, что важно не количество нейронов в мозгу, а количество связей между ними: чем больше этих связей, тем мощнее мозг. Именно они отвечают за интеллект. В процессе учебы мы усваиваем большой объем различной информации, затем применяем полученные знания на практике, в итоге нейроны в нашем мозге выстраиваются в связи. И чем больше этих связей, тем «мощнее» наш мозг.

Раньше было принято считать, что в раннем детстве нейроны образуются в больших количествах, в итоге к наступлению подросткового возраста наш мозг уже полностью сформирован, а затем начинается обратный процесс. Это правда лишь отчасти. Да, в раннем возрасте мозг действительно развивается феноменальными темпами, но ученые установили, что впоследствии угасания не происходит. Прекрасная новость, радостное открытие: наш мозг восстанавливается! Это означает, что теперь можно не бояться за количество наших нейронов, ведь из имеющихся вполне можно создать новые связи. Другими словами, можно всю жизнь учиться, размышлять и запоминать разную информацию и этим подпитывать свой мозг. Невероятно, правда? Почему это важно? Потому что, если вы взрослый, который в детстве в силу обстоятельств не знал о своей сверходаренности, теперь вы можете нагнать упущенные возможности. И это прекрасно.

Еще одно важное с практической точки зрения открытие нейробиологов: с наступлением подросткового возраста наш мозг еще не сформирован окончательно. Причем «незрел» он в той части, которая отвечает за поведение. В чем практическая ценность этого факта? В том, что теперь мы лучше понимаем, почему некоторые подростки так любят бессмысленно рисковать и подвергать опасности свою жизнь: их мозг просто не может приказать им остановиться! Им нужно сделать над собой усилие, чтобы использовать какие-то другие навыки для контроля своего поведения, что для них не вполне естественно. Зная об этом, сами подростки, их родители и учителя смогут решить множество сугубо подростковых проблем.

Далее, нейробиологи сделали поистине революционное открытие: наш мозг универсален. Ранее считалось, что каждая зона нашего мозга отвечает за конкретную функцию. Соответственно, предполагалось, что если одна зона повреждена (например, в результате черепно-мозговой травмы), то соответствующая функция тоже перестает работать. Например, если затронута речевая зона, то больной больше не сможет заговорить. Теперь же доказано, что наш мозг может работать в режиме многозадачности: любая его часть может отвечать за абсолютно разные функции. Другими словами, если повреждена одна зона, то другая «придет на помощь». Все это говорит о том, что возможности нашего мозга поистине безграничны.

Но и это еще не все. Ученым удалось опровергнуть бытовавшее ранее утверждение, что мы якобы используем лишь 10 % мозга. Оказалось, что мы используем весь мозг целиком, но не одновременно и не постоянно. Нагрузка на наш мозг и степень его активности всегда меняется: разные зоны включаются в зависимости от ситуации и решаемой проблемы, тогда как остальные бездействуют. Вот почему некоторую часть информации мы получаем как бы незаметно: когда одна часть мозга изо всех сил работает над основной проблемой, другие анализируют, обрабатывают и запоминают второстепенные данные. Такой феномен обычно называется «интуитивным познанием». Это та информация, об обладании которой не знаем мы сами, а «знает» лишь наш мозг.

Наконец, благодаря новым научным данным, удалось опровергнуть и расхожее убеждение, будто эмоции вредят рассудку. Долгое время считалось, что когда нам требуется что-то серьезно обдумать, то необходимо делать это с холодной головой. Ученые установили, что все обстоит наоборот: эмоции помогают мыслить. Без участия чувств наши решения, выводы и все наше поведение вполне могут оказаться лишенными всякого смысла, мы потеряем чувство реальности. Например, без привлечения эмоций мы не сможем передать нашу субъективную оценку, что ведет к решениям, противоречащим нашим или чужим интересам.

Сверходаренный мозг: гиперактивность и буря в голове

Теперь, когда вы в курсе основных недавних открытий нейробиологов, давайте посмотрим, как работает мозг у сверходаренных людей. Естественно, он подчиняется всем закономерностям, перечисленным выше: формируется постепенно, универсален, работает полностью, но задействуя разные зоны попеременно, и для работы ему полезны эмоции. Но это еще не все…

Мозг у сверходаренного человека, прежде всего, работает активнее, чем у обычного. Он находится в состоянии постоянной гиперактивности и характеризуется высокой скоростью нейронных связей, распространяющихся одновременно во всех направлениях. Такое «кипение» в голове значительно расширяет возможности мозга, но, к сожалению, его не всегда удается направить в нужное русло.

Послушаем, что говорят сверходаренные люди.

♦ «Моя голова настолько переполнена, что я всегда стараюсь разговаривать очень быстро, чтобы успеть все сказать, и постоянно запутываюсь. Это какая-то катастрофа!»

♦ «Я думаю одновременно о стольких вещах, что иногда я уже не понимаю, где я остановился в своих мыслях, и теряю нить. Все это происходит очень быстро, и у меня появляется ощущение, что я забыл что-то важное».

♦ «В моей голове всегда происходит столько всего, что мне иногда кажется, что она буквально нагревается и сейчас что-то вырвется из нее наружу. Меня это, честно говоря, пугает. Я пытаюсь заставить себя думать поменьше, но у меня это не получается. Как будто я нахожусь в плену у собственного мозга».

Для сверходаренных людей характерна повышенная скорость передачи информации: они способны усвоить и обработать гораздо больше, чем другие. Таким образом, умственный процесс происходит у них активнее и затрагивает большой объем данных, обрабатываемых одновременно. Мыслительная деятельность у таких людей не прекращается ни на минуту. Мозг постоянно используется на максимуме своих возможностей, и эту гиперактивность очень сложно «притормозить». Что же мы имеем в итоге? Постоянно работающий разум, который нельзя остановить.

«Я бы так хотел дать отдохнуть своему мозгу», или «Как перестать думать, я так больше не могу», и даже «Может быть, существует какое-то лекарство или хирургическая операция, чтобы остановить этот процесс?» Так обычно жалуются сверходаренные люди, измученные постоянной умственной работой.

Кроме того, обычные люди одновременно обрабатывают самую разную информацию: внешнюю и внутреннюю. У всех нас идет анализ всего объема данных, поступающих снаружи или изнутри. Снаружи – это то, что происходит вокруг нас и улавливается нашими пятью чувствами. Изнутри – то, что творится у нас в голове и связано с нашим воображением, воспоминаниями и ассоциациями. У сверходаренных людей обработка всей информации происходит одновременно, то есть все данные анализируются параллельно и с равным приоритетом. При этом неизбежно растет число используемых нейронов, что и приводит к «буре в голове». К тому же сверходаренные люди вынуждены постоянно сортировать информацию на более или менее важную, выделять то, что в данный момент актуальнее для решения конкретной задачи. Это создает дополнительное эмоциональное напряжение и активирует еще более отдаленные зоны мозга.

Именно поэтому сверходаренные люди страдают от недостатка латентного торможения: им трудно или невозможно отсеивать ненужную информацию и лишние данные от органов чувств. Скажем, нормальный человек сначала замечает тиканье настенных часов, которое может поначалу раздражать, но затем перестает обращать на него внимание. Это и есть латентное торможение: информация превращается во второстепенную. Благодаря этому мы обращаем внимание только на важные и актуальные детали, а все «фоновое» наш мозг отключает. Подобный неврологический процесс помогает не утонуть в море информации и сосредоточиться на главном. Он совершается помимо нашей воли.

Отличие сверходаренных в том, что они не могут фильтровать информацию бессознательно и вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы рассортировать данные на важные и второстепенные, чтобы, решая какую-то задачу, увидеть общую картину и вычленить приоритетную информацию. Представляете, сколько сил на это уходит и насколько в эти мгновения сверходаренным людям мешают все ненужные эмоции? А ведь сверходаренный человек всегда зависим от своего эмоционального состояния, он не может абстрагироваться от своих чувств.

Зависимость от ситуации

То, насколько успешно сверходаренные люди справляются с задачей, во многом зависит от ситуации. Это подтверждают и научные эксперименты, и практические наблюдения, в том числе и за учащимися. Чтобы сверходаренный человек действовал эффективно, нужно сузить круг данных, имеющихся в его распоряжении. Например, в школе они всегда отлично справляются с тестами с пропусками и вопросами с несколькими вариантами ответа. А когда, наоборот, необходимо составить свободный доклад по определенной теме, их широкие познания тонут в бесконечно сменяющих друг друга идеях.

В повседневной жизни сверходаренные люди тоже по-разному ведут себя в зависимости от конкретной ситуации. Либо они сконцентрированы, но обычно это длится не очень долго, так как на эту концентрацию тратится масса энергии. Какое-то время им удается абстрагироваться от всей ненужной информации. В этот момент им нужно ухватить мысль, которая может ускользнуть от них, и идти дальше. Часто бывает, что они переключаются с одного на другое и не могут сконцентрироваться на самом важном, так как это требует большого напряжения внимания.

Либо окружение сверходаренного человека переполнено информацией, особенно эмоциональной, и ему не удается направить свое внимание в нужное русло. Тогда он переходит в «спящий режим» и впускает в свой мозг только минимум данных, необходимых для жизни. В такие моменты создается впечатление, что он не слушает вас или вообще отсутствует. При этом такое состояние «экономии энергии» весьма вредно для него и неприятно для окружающих. В итоге, чтобы достучаться до него, приходится окликнуть его не один раз. Сверходаренные люди способны делать сразу все или ничего. Но «все» часто оказывается для них непосильной задачей.

Ушел в себя, вышел из себя: корни конфликтов

Для сверходаренного человека характерны особенности поведения, которые приводят к конфликтам. Такой человек порой может производить впечатление не вполне вменяемого, настолько необдуманными могут казаться его действия и реакции. В такие моменты при решении даже самой простой задачи он переходит в «спящий режим» и дает поверхностный или, еще хуже, неправильный ответ. Это заставляет относиться к нему с презрением и может служить причиной тяжелых конфликтов. Окружающим зачастую бывает тяжело понять, как такой обычно чуткий и интеллигентный человек может вести тебя таким непочтительным образом. В это бывает просто невозможно поверить!

Обычно потом сверходаренный человек пытается убедить вас, что он сделал это не специально, что он не думал о последствиях, что он вас неправильно понял, и, как ни странно, он при этом не лжет! В итоге все это может привести к безвыходным ситуациям: вы не можете простить ему такое неадекватное поведение и продолжаете обижаться на него. Тогда наш уникум, под давлением весомых аргументов, покидает «поле боя». Он замыкается в себе, молчит, убегает от конфликта. Он не понимает, что нужно делать дальше, предпочитая избегать ненужной конфронтации из-за неспособности что-то вам возразить. У него нет разумных доводов для объяснения своего поведения, но вы все равно не можете простить его.

Истерики, конфликты, бесконечные капризы, самоистязание, взаимные упреки – так обычно заканчиваются данные ситуации, вызванные невольными нервными срывами наших уникальных людей, которые и сами страдают от такого обоюдного непонимания.

Теперь мы легко можем понять, почему такое поведение многими расценивается как наглость, грубость и бесцеремонность. Причем независимо от возраста!

Где я на глобусе мозга?

Как вы все знаете, наш мозг разделен на два полушария – правое и левое. В свою очередь, в каждом из них находится несколько зон, отвечающих за определенные функции.

Обычно принято делить их задачи следующим образом.




Левое полушарие отвечает за линейное мышление, правое – за разветвленное. У обычных людей мозг при обработке информации пользуется обоими методами. В чем они состоят? При линейном или последовательном мышлении мы начинаем с определенной точки и с помощью логических выводов приходим к конкретному результату. Такой метод помогает находить способ решения задачи и совершенствовать его, а также сразу отсеивает ненужную информацию. Мозг блокирует все мысли, идеи и гипотезы, мешающие спокойному и рациональному мыслительному процессу. Благодаря такой способности мозга мы можем обосновать свое предположение, развить идею, составить план доклада, сделать правильные выводы. Линейное мышление наиболее эффективно при заданиях, требующих точности, четкой логики и конкретных методов решения. У так называемых «левополушарных людей» речь обычно ровная и плавная.

Правополушарное мышление – разветвленное, оно работает совсем иначе, собирает ассоциативные ряды, а затем одна идея рождает другую, иногда и без особой логической связи между ними. Анализ происходит одновременно в разных плоскостях, создавая целую разветвленную сеть мыслей. Образы, чувства и эмоции дополняют этот все усложняющийся процесс, в итоге ветви этого «дерева сознания» разрастаются до бесконечности. Число появляющихся мыслей быстро растет, и их становится все сложнее структурировать. Данный визуально-эмоциональный разветвленный ум весьма благоприятен для появления новых креативных идей, но его достаточно трудно выразить в речи и подвести под него доказательную базу.

Как вы уже догадались, у сверходаренных людей обычно доминирует правая половина мозга. Эта гипотеза давно подтверждена научно. При доминировании правого полушария человеку сложнее справляться с повседневными задачами. Речь идет не только об учебе, но и обо всех ситуациях, в которых нужно сконцентрироваться и следовать жесткой логике.

«Когда обычным детям задается какой-либо вопрос, у них как будто вырастает антенна, которая выдвигается вверх и ловит нужные идеи. А у нас появляется сразу двадцать пять антенн, в которых сразу же запутываешься, не в силах уловить их сигналы, а тем более выразить их словами», – объясняет Жюли, 14 лет.

Путем интуиции: я сам не знаю, как меня озарило

При правополушарном мышлении человек не может объяснить методы, которые помогли ему найти правильный ответ. Он, возможно, скажет «сам не знаю, как догадался», или «ну это же ясно», или «просто озарило». В большинстве случаев это все же не очень полезно – сначала в школе, а потом и всю нашу жизнь. Что смущает больше всего, так это то, что сверходаренный человек при этом никого не обманывает. У него действительно не получается адекватно объяснить, как он смог решить ту или иную задачу. Это выходит у него совершенно бессознательно. Даже если бы он всерьез задался целью изучить механизмы своей умственной деятельности, он бы вряд ли смог описать сам алгоритм решения.

Нейропсихологи объясняют эти поразительные явления так: нейронные связи выбирают такие короткие пути, что разум не успевает уследить за ними. Правда, эта скрытая умственная активность видна на томографии. Но объяснить ее словами сам человек не может. Он просто ссылается на свою интуицию. Следует сказать, что у сверходаренных людей, как ни странно, вообще большие проблемы в том, чтобы выразить свои мысли словами. Казалось бы, что проще, если у тебя блестящие способности? Вовсе нет. Если мозг работает на такой скорости, которая опережает слова, возникают сложности.

Не властен над словами: почему сверходаренным людям трудно выражать свои мысли

Правое полушарие мозга отвечает за широкое визуально-образное мышление, а слова, речь и вообще вся линейная структура языка сосредоточены в левом, что требует от сверходаренных людей немалой концентрации и особенных усилий. В сложной ситуации, при решении трудной задачи, в момент преодоления тяжелого препятствия, но также и во время обычных будничных дел у них в первую очередь включаются зоны мозга, ответственные за обработку изображений. Сверходаренный человек сперва видит образы, а затем преобразует их в слова.

При этом могут возникнуть две проблемы.

♦ Каждый образ может стать отправной точкой для появления целого набора разветвленных идей. Сначала нужно «зафиксировать» образ в голове, чтобы потом быстро трансформировать его в слова. Это довольно опасный процесс, потому что у сверходаренных людей на этом этапе уже начинают формироваться визуальные ассоциативные связи.

♦ Визуальный образ соответствует некоему общему явлению, которое невозможно выразить конкретными словами. У сверходаренного человека обычно не получается выделять нужную информацию из множества идей.

Неудивительно, что сознание сверходаренного человека захлестывает лавина образов и разветвленное мышление начинает мешать ему. Круговорот мыслей и эмоций усложняет их превращение в слова. Как передать этот шум внутренних голосов, волну чувств, биение жизни вокруг, не ошибившись в описании; как найти правильные слова, соответствующие данному моменту? Как быть уверенным, что твой собеседник точно поймет, что ты имеешь в виду?

«Стандартное линейное мышление – это когда из всех существующих решений мы выбираем одно, которое кажется нам наиболее верным. А когда мой разум работает в „разветвленном“ режиме, моя речь замедляется, так как я могу оказаться один на один с четырьмя словами, обозначающими примерно одно и то же и пришедшими ко мне одновременно». Рафаэль, 17 лет.

Сверходаренные люди зачастую не могут выразить словами свои мысли в конкретный момент, ведь их речь не всегда «подключена» к разуму.

«В те моменты, когда я думаю, я способен подобрать нужные слова для озвучивания своих мыслей. Но для того чтобы выразить их, мне нужно справиться со своими эмоциями. Если у меня через какое-то время спросят мое мнение по какому-то вопросу, я не смогу его изложить, ведь в тот момент я уже не буду подключен к своему разуму».

У сверходаренных людей вся работа мысли и вся связанная с этим эмоциональная нагрузка могут быть преобразованы в слова только «в реальном времени», то есть сию же минуту. Интенсивность этих процессов усложняет нормальную обработку информации. Иногда какая-то часть полученных данных теряется, а затем появляется вновь. Своевременная мобилизация своих сил начинает требовать слишком большого количества энергии. Нужные идеи быстро ускользают. Получается, что слишком активная умственная деятельность убивает саму мысль.

Когда слова проносятся в голове с огромной скоростью, желание высказаться может привести к серьезным проблемам в общении и глубоким переживаниям. Когда у нас не получается ясно и четко выразить то, что мы имеем в виду, когда мы путаемся и сбиваемся с мысли, мы рискуем быть непонятыми нашим собеседником или понятыми неправильно, что зачастую еще хуже. Нам бывает тяжело подобрать слова еще и тогда, когда нам приходится объяснять то, что мы чувствуем.

В связи с этим сверходаренные люди часто вынуждены молчать. Ведь им просто нечего сказать. А иногда они, наоборот, могут случайно ранить собеседника всего одним словом.

Заблудившись в своих мыслях, они иногда вынуждены идти окольными путями, чтобы прийти к нужной идее. Зачастую это является единственным решением, чтобы попытаться как-то озвучить свои намерения.

Отдельная проблема сверходаренных – неумение распознавать переносное значение слов.

«Нельзя говорить о жизни после смерти, это неправильно. Ведь на самом деле все происходит как раз наоборот – смерть наступает после жизни. По идее, необходимо найти какое-то другое слово». Жюльен, 10 лет, не может понять использование этого, по его мнению, бессмысленного выражения…

Жюльен поведал о конкретной проблеме, но такие сложности типичны для всех сверходаренных людей. Во время обсуждения какой-то темы они могут не понять заданного вопроса или ответить невпопад. Очень быстро такое поведение начинает раздражать и нервировать окружающих. Им кажется, что собеседник делает это специально, провоцируя их. На этом конструктивный диалог обычно заканчивается, превращаясь во взаимные упреки. Почему так происходит? Потому что смысл, вложенный в конкретное слово или выражение, для обычного и сверходаренного человека будет разным.

Для сверходаренного человека абсолютная точность превыше всего, он привык понимать все в буквальном смысле. Для того чтобы он уяснил, что вы хотите ему сказать, вам нужно донести до него весь контекст. Тогда он увидит в ваших словах тот же смысл, что и вы, и вы сможете продолжить диалог с ним. В противном случае он не поймет вас или поймет неправильно. Именно здесь таится источник болезненного недопонимания и тяжелых конфликтов, которые встречаются на всех стадиях жизни сверходаренного человека и во всех сферах его деятельности: в школе такого ребенка называют «неадекватным», так как он порой не может ответить на самый простой вопрос; дома он зачастую делает прямо противоположное тому, о чем его попросили; на работе он начинает «меряться силами» с коллегами или начальством; ну а в личной жизни любой диалог обычно заходит в тупик.

Такие трудности с пониманием элементарных вещей иногда могут вызвать у сверходаренного человека, ребенка или взрослого, ощущение, что он вообще ничего не смыслит в этой жизни. Это усиливает его чувство одиночества и несоответствия окружающим. Получается, что все вокруг ведут себя как надо, а у него так не получается, то есть он оказывается ненормальным! В итоге он страдает и от чувства своей непохожести, изолирующей его от остальных, и от не очень симпатичного собственного образа, который вырисовывается в его сознании из-за его неприятия обществом. Сверходаренному человеку кажется, что это он виноват в сложившейся ситуации, будучи не способным вести себя так же, как остальные. Такое состояние может спровоцировать уход в себя и потерю интереса к жизни.

Думающие сердцем

Особенности психики сверходаренных людей напрямую связаны не только с их активной умственной деятельностью, но и с их необыкновенным сенсорным восприятием. Мы в дальнейшем увидим, что такая чрезмерная эмоциональность сильно влияет на поведение сверходаренных людей и их особенное отношение к окружающему миру. Сверходаренные люди сперва думают сердцем. Это, пожалуй, наиболее распространенная психическая особенность сверходаренных людей, сильно влияющая на их поведение. Несмотря на то что обычно при составлении их портрета основная роль отводится интеллекту, на самом деле их особенный характер проявляется гораздо сильнее как раз с эмоциональной стороны. В некотором роде, можно даже сказать, что сверходаренные люди сперва думают сердцем, а только потом – головой. Именно здесь таится корень не только их взаимного непонимания с окружающими, но и их личных переживаний, с которыми тяжело смириться, а еще сложнее – поделиться с близкими.

Эмоциональная гиперчувствительность играет очень важную роль в характере сверходаренного человека. Он впитывает, как губка, малейшие изменения эмоционального фона вокруг себя. Это касается и настроения окружающих, которое он также способен чутко улавливать. Такую эмоциональную восприимчивость обычно называют эмпатией. Данный процесс у таких людей не прекращается, в итоге мешая их нормальным отношениям с окружающими. У сверходаренного человека не получается просто принимать чужие эмоции как данность, он должен постоянно переживать их как свои собственные. Такая самоотдача отнимает очень много сил и способна привести к психической нестабильности. Кроме того, как остаться равнодушным, когда принимаешь чужие проблемы так близко к сердцу? Как не вмешаться во все эти несправедливые ситуации? Как абстрагироваться от этого эмоционального хаоса, когда сигналы от всех органов чувств поступают к тебе постоянно?

Обостренные чувства

Для сверходаренных людей характерна повышенная чувствительность или более активная работа всех органов чувств. Повышенная чувствительность – это гиперактивная работа всех органов чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус развиты у сверходаренного человека гораздо сильнее, чем у обычных людей.


Более острое зрение

Такие люди обычно видят контуры более четкими, а контрасты – более выраженными. Находится ли нужный предмет на свету или скрыт в тени – ничто не укроется от их проницательного взгляда. Самые незначительные детали, порой совершенно незаметные для окружающих, скрупулезно отмечаются и анализируются ими. Сверходаренные люди обладают поистине орлиным зрением. Их взгляд часто кажется излишне пристальным. Опыты, проводившиеся с такими людьми, показали, что они способны в короткий срок увидеть на изобилующей деталями картине или фотографии гораздо больше мелких элементов, чем обычные люди.


Более чуткий слух

Сверходаренные люди способны одновременно обрабатывать звуковую информацию, исходящую из различных источников, как если бы у них в голове работала целая студия звукозаписи. Вся поступающая аудиоинформация воспринимается ими «в реальном времени», таким образом они в любой момент могут отреагировать на каждый из принимаемых ими сигналов. Окружающие напрасно считают, что невозможно сосредоточиться на чем-то одном, сидя с наушниками на голове и со включенным телевизором, при этом разговаривая по телефону и слыша громкий гул улицы за окном. Сверходаренный человек не только прекрасно слышит все эти звуки, но и прекрасно запоминает их. Попытайтесь незаметно провести небольшой эксперимент, и вы увидите, что он в любой момент ответит вам на вопрос: что я только что рассказывал тебе? Более того, такой выдающийся слух позволяет этим людям слышать шумы, находящиеся в самом низком частотном диапазоне: шепот, шорох и еле слышное эхо воспринимаются ими так же хорошо, как и более громкие звуки.


Более развитое обоняние

В настоящий момент обоняние уже не играет такой важной роли в нашей жизни, уступив в процессе эволюции место зрению и слуху. Мы больше не используем его, чтобы оценить окружающую обстановку, как это делают звери.

Тем не менее сверходаренные люди до сих пор сохранили эту удивительную способность пользоваться обонянием, чтобы получать информацию об окружающих людях и предметах. Они редко распространяются об этом своем умении, так как не догадываются, что оно отсутствует у остальных, а когда наконец осознают это, то начинают считать, что их чрезмерно развитое обоняние, наоборот, является досадным недостатком. Поэтому они не особенно любят афишировать его. Тем не менее, используя свой развитый «нюх», сверходаренные люди еще более расширяют свои возможности познания окружающей действительности и увеличивают объем информации от органов чувств, обрабатываемой мозгом. Обладая такими способностями, они понимают многое из того, что недоступно другим, и делают для себя важные выводы, питая и без того развитый ум.


Вкус и осязание

Эти чувства являются менее изученными, чем остальные, но научные исследования свидетельствуют о большом количестве гурманов среди сверходаренных людей, а также об особенном значении, которое они придают осязанию. Будучи очень чувствительными к прикосновению других людей и тонко различая текстуру различных материалов, они иногда должны потрогать что-то, чтобы лучше это понять. Таким образом они убеждаются, что правильно усвоили форму и структуру предмета целиком и всех его деталей в частности. Было также отмечено, что многие сверходаренные люди не терпят контакта с тем или иным материалом: шерстью, синтетикой, газетной бумагой и т. д. Придавая такое значение осязанию, они часто подвержены различным аллергическим реакциям.

Более развитые органы чувств объясняют повышенную психическую уязвимость сверходаренных людей и важную роль эмоций в их жизни. Такое постоянное эмоциональное напряжение, когда процесс обработки внешней информации не прекращается ни на минуту, наполняет их картину мира новыми красками. Повышенная возбудимость таких людей, то есть излишне бурная реакция на внешние раздражители, напрямую связана с этой сверхчувствительностью.

Мозг и эмоции: таинственный выключатель

В нашем мозге есть зона, напрямую отвечающая за наши эмоции, – миндалевидное тело мозжечка. Недавние исследования отметили повышенную чувствительность этого органа у сверходаренных людей. Это объясняет важную роль чувств в их жизни. Миндалевидное тело сначала обрабатывает образы, звуки, запахи – все ощущения, идущие извне, – а затем автоматически, без какого-то специального анализа, «включает» эмоциональные реакции, вызванные этими ощущениями. Чем оно более развито, тем шире и разнообразнее будут наши чувства и эмоции. Миндалевидное тело – это настоящий часовой нашего организма, улавливающий малейшие сигналы вокруг нас и моментально реагирующий на них. Такая буря эмоций быстро нарушает работу другого важного органа – переднелобной коры головного мозга. Эта зона, расположенная спереди, на уровне лба, отвечает за контроль над нашими эмоциями и организует нашу умственную деятельность. Именно отсюда происходит управление нашими исполнительными функциями. Это так называемый «диспетчерский пункт», откуда наше поведение получает нужные команды, эмоции направляются в правильное русло, а жизненно важные вопросы находят свои ответы. Именно в этой зоне мозга происходит анализ проблем и принимаются «разумные решения».

При сильной нагрузке эта система выключается. В итоге неуправляемые эмоции приобретают полный контроль над ситуацией, ведь теперь они, не получая никаких команд «сверху», предоставлены сами себе. А под влиянием эмоций может произойти все, что угодно. Мозг выключается, и сверходаренный человек уплывает вслед за своими чувствами, со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, если «стандартный набор» эмоций необходим для нормального поведения и принятия правильных решений, то их «излишек», наоборот, ослабляет способности к трезвому анализу.

Чрезмерная возбудимость, присущая особенным людям, – прямое следствие их сверхчувствительности, которую они не в силах сдержать.

Буря чувств

Какое-то время сдерживаться, а потом взрываться… Тогда все выходит из-под контроля. Эмоции бьют через край, чувства зашкаливают. Сила этой эмоциональной бури настолько велика, что ее реальная причина в итоге может показаться совсем незначительной.

Эмоциональный предел достигается в тот момент, когда чувства уже невозможно контролировать или направлять в нужное русло. Такая эмоциональная гиперреактивность объясняется куда более низким эмоциональным порогом сверходаренных людей, не способных нормально управлять своим поведением.

Другими словами, особенные люди сильнее реагируют на внешние раздражители. С точки зрения нейропсихологии это связано с ослаблением функций переднелобной коры головного мозга, вызванным чрезмерной эмоциональной перегрузкой.

Нужно понимать, что сверходаренные люди постоянно пытаются сдерживать себя. Они стараются не впускать в себя все эти без конца одолевающие их ненужные эмоции. Их очень легко обидеть и растрогать. Одно невинное замечание, неверно понятое слово, неправильно сформулированная фраза могут спровоцировать всплеск эмоций, который сверходаренный человек сперва пытается обуздать и свести к минимуму. Он старается держать себя в руках, несмотря на подступающие слезы и растущий гнев. Но если он не справится с собой, все барьеры рухнут и захлестнувшие эмоции, как цунами чудовищной разрушительной силы, унесут все остатки здравого смысла. Причем такая бурная реакция может уже не иметь никакого отношения к вполне невинной изначальной ситуации. В такие моменты мы можем наблюдать громкие крики, слепое махание кулаками и разбрасывание окружающих предметов… Однако данные ситуации не всегда приводят к агрессии, направленной против себя или близких. Такое состояние нужно этим людям для того, чтобы избавиться от излишка эмоций. Это нечто вроде разрядки. Но порой это может спровоцировать настоящий конфликт или привести к неприятным последствиям.

Самое трудное – это заставить его успокоиться. Слова, взывающие к здравому смыслу, обычно помогают слабо. Все, что вы скажете в этот момент, может еще более усугубить его эмоциональную реакцию. Единственный способ – просто ждать. При этом вы можете молчать или говорить какие-то нейтральные слова, переключившись на другую тему. Иногда складывается впечатление, что его необходимо «вернуть с небес на землю», настолько далеко нахлынувшие чувства увели его от здравого смысла. Главное – не дать повода для очередной эмоциональной вспышки. Обсудить эту ситуацию вы сможете и попозже.

Загадка синестезии, или Двойные ощущения

Двойные ощущения – удивительная сенсорная способность, непроизвольное слияние сигналов от двух разных органов чувств, при котором информация от одного органа тут же воспринимается другим, без какого-либо дополнительного раздражения. В результате получаются перекрестные ощущения, накладываемые друг на друга.

Например, обладая такой способностью, мы можем не только видеть красный цвет, но и «слышать» его. Откуда же она берется? От избытка белого вещества головного мозга, которое отвечает за связь различных зон его коры и передачу информации между ними. У многих сверходаренных людей обнаружено повышенное количество этого белого вещества, благодаря чему они могут испытывать такие двойные ощущения.

Такая интересная способность (одновременная работа нескольких органов чувств) способствует более развернутым ассоциациям, более разнообразным чувствам и ощущениям, более широкому и острому познанию окружающего мира. Сами сверходаренные люди редко рассказывают об этом, ведь, как мы уже говорили, они убеждены, что все остальные тоже обладают такими же способностями. Подобные двойные ощущения у сверходаренных людей возникают постоянно и бессознательно, и их невозможно остановить усилием воли.

Теперь мы с вами понимаем, что эта способность к двойным ощущениям еще больше помогает сверходаренным людям воспринимать мир под необычным углом и приводит к их повышенной эмоциональной восприимчивости.

Таким даром обладали многие люди искусства. Вспомним Артюра Рембо и его стихотворение «Гласные», где каждая буква имеет свой цвет. У художника Василия Кандинского каждая краска на холсте была как будто изготовлена из разных материалов. Композитор Ференц Лист видел музыку в цвете и создавал разноцветные музыкальные «картины»…


Занимательный эксперимент

Давайте проверим: а вы способны испытывать двойные ощущения?

♦ Если во время чтения этого текста разные гласные буквы предстают для вас в разном цвете (хотя на самом деле они все черные). Если у каждой буквы есть свой собственный цвет (например, А – желтый, О – синий, Е – белый, И – красный, У – зеленый и т. д.). При этом состоящее из одних гласных японское слово аиои («рожденные и стареющие вместе») должно представлять для вас не набор цветов составляющих его букв, а образ двух параллельно растущих деревьев, то есть коричневый и зеленый!

Если во время разговора с кем-то вы видите вокруг него различные геометрические фигуры.

♦ Если во время прослушивания музыки у вас во рту появляется сладкий привкус…

♦ Или еще что-то похожее на эти чувства…

В таком случае вы точно способны испытывать двойные ощущения!

Подведем итоги

♦ Сверходаренные люди не умнее остальных, просто их разум устроен по-другому.

♦ Сверходаренные люди часто обладают следующими качествами:

– сверхчувствительностью;

– эмоциями, бьющими через край;

– чрезмерной восприимчивостью;

– эмпатией (повышенной чувствительностью к эмоциям окружающих);

– сверхразвитыми органами чувств, что оказывает сильное влияние на их характер.

♦ Разум у таких людей необычайно развит, но при этом обладает следующими особенностями:

– непрекращающаяся умственная активность;

– повышенное число нейронных связей мозга, постоянно образующихся во всех его зонах;

– обработка поступающей информации с помощью «разветвленного» анализа с моментальным образованием связанных идей, которым бывает сложно комбинироваться друг с другом;

– недостаток латентного торможения, заставляющий нервную систему принимать всю внешнюю информацию без какой-либо сортировки. Из-за этого голова у сверходаренных людей всегда переполнена;

– невозможность применить адекватные способы решения проблем, ведь нейронные связи в мозге образуются с огромной скоростью, и сознание не всегда успевает за ними;

– интуитивный разум сверходаренных людей основывается на образах и не всегда дружит с речью и вербальным выражением чувств.

♦ Все эти интеллектуальные и эмоциональные характеристики сверходаренных людей основаны на последних научных данных, в особенности из области нейробиологии. Мы говорим не о народных поверьях, мифах и фантазиях, но об объективной реальности.

Мифы-долгожители

«Те, кто полагает, будто ум возвышает нас, явно не обладают им в достаточной степени, ибо не понимают, что ум – это проклятие».[3]

Действительно, многие до сих пор продолжают считать, что раз сверходаренные люди обладают таким мощным разумом, то у них есть все возможности для того, чтобы преуспеть в жизни, и это ни в коем случае не может стать причиной различных трудностей и неудач.

Вот что пишут некоторые психологи:

«Сильно развитый ум сам по себе не является причиной каких-либо жизненных трудностей или отказа от привычного образа жизни… Человек, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом, вполне может вести нормальную жизнь и добиваться как личных, так и профессиональных успехов».

«Мы считаем, что ребенок или подросток, считающийся сверходаренным, просто злоупотребляет своими знаниями и интеллектуальными способностями, пытаясь таким образом справиться с подростковой депрессией. В некоторых случаях такое подавленное состояние вызвано развитием Эдипова комплекса, когда подростку больше некуда направить свою сексуальную энергию».

Другими словами, даже в наше время психологи продолжают утверждать, что все это чистые фантазии, и даже если некоторые сверходаренные люди испытывают какие-то проблемы, то они вызваны исключительно психическими нарушениями, давно описанными в теории психоанализа, и никак не связаны с особенностями их характера.

Подумать только, на дворе XXI век, а мы до сих пор встречаем научные труды, утверждающие, что разум – это всего лишь механизм борьбы против депрессии…

Как можно чисто по-человечески не признавать всех этих уникальных людей, основываясь на устаревших идеологических предрассудках? Как игнорировать всех этих запутавшихся подростков, а также их отчаявшихся родителей, ищущих любой помощи, чтобы облегчить жизнь своим детям?

Как можно не замечать, что сильно развитый ум вполне способен мешать своему хозяину, более того, что он провоцирует часто ненужную повышенную чувствительность и ясность ума и неизбежно влияет на характер и образ жизни?

Как не признавать особенности развития и поведения этих 2 % населения, находящихся в меньшинстве по отношению к тем, кто так и не научился использовать свой разум на полную мощность? Мы вновь возвращаемся к очевидному утверждению, что таких людей нельзя загонять в искусственные социальные рамки, что наши сверходаренные люди нуждаются в помощи, что необходимо принимать профилактические и педагогические меры, однако воз и ныне там. Как будто данного явления и охваченных им людей не существует в природе. Зачем тратить время и силы на изучение какого-то слишком развитого интеллекта? К чему учитывать все сложности социальной адаптации, которые он может спровоцировать? Все это мне очень не нравится.

Но, честно говоря, в данной ситуации можно успокоить себя тем, что и противоположное явление – умственная отсталость – тоже долго не принималось официальной наукой. Потребовалось несколько десятилетий для понимания того, что умственная неполноценность происходит именно от проблем мозга и что необходимо лечить ее именно в данном контексте. Возможно, нам просто нужно дождаться, что сознание большинства наконец изменится, нейробиологи добьются еще более значительных успехов в изучении человеческого мозга, а врачи пересмотрят свои устаревшие теории, и тогда на сверходаренных людей наконец обратят серьезное внимание и предоставят им необходимую помощь. Как всем тем, кому медицина успешно помогает облегчить их переживания, а психологи шаг за шагом ведут к полноценной жизни.