Раздел 1. «Лёд тронулся». режиссура свадебного дня
«С чего начать подготовку к свадьбе?» – такими заголовками начинаются главные страницы сайтов свадебных агентств и такими заголовками забиты форумы невест.
Не буду писать «Начните с подачи заявления в ЗАГС». Читают эту книгу, отнюдь, не глупые люди, которые и без меня это знают.
Напишу так: «Начните уже с чего – нибудь. Сделайте первый шаг». А какой из них будет первым, решать вам. Я лишь даю вам подсказки из личного опыта невесты, опыта организатора и свадебной ведущей.
Фото из личного архива
1. Про формат и тему праздника
Выбор формата – задача, которую вам нужно будет решить как только вы начнете работать над режиссурой свадебного дня! Ваш организатор или ведущий подскажет и направит в нужное русло, но только вам под силу понять «что вас греет» больше и что вы хотите получить от свадьбы в конечном итоге!
Фото из портфолио автора
Формат свадьбы – это ее форма, характер и образ. Пафосная или камерная свадьба. Тематическая, стилизованная или классический вариант. На природе или в банкетном зале. С фишками и необычностями или «наши гости это не поймут». В книге масса идей как по формату, так и по темам и концепциям свадеб. Выбирайте и приступайте к организации.
Предположим, вы для себя решили, что ваша свадьба будет на острове. Какие вопросы сразу возникают? На чем добраться до острова? На чем будет стоять посуда? Дресс-код пары и гостей. И сколько вообще гостей будет на такой свадьбе?
2. Список гостей
Сколько и кого приглашать на свадьбу – дело каждого, но по моему твердому убеждению свадьба – не посиделки на лавочке. Приглашаем только близких, родных и только верных и преданных друзей. В моей практике был случай, когда невеста решила, что количеством гостей окупит затраты на свадьбу и в итоге пригласила соседей, сотрудников с работы, одноклассников, одногруппников по Институту и т. д. Стоит ли здесь говорить о том, что свадьба в итоге превратилась в массовое поедание салатов и дарение бесполезных подарков. Вывод: приглашайте тех, кому вы действительно небезразличны.
Не всегда реальное количество гостей совпадает с запланированным. Не стоит огорчаться, если у кого-то не получилось приехать на вашу свадьбу. В любом случае, ваша свадьба – событие, которое вы точно не забудете, сколько бы гостей не пришло.
3. Планирование бюджета
Решив вопрос в каком формате будет свадьба, подумав над темой, вы уже имеете примерное представление, на какой площадке вы хотите провести свадьбу, какое количество гостей у вас будет и сколько нужно машин для свадебного эскорта. От этих составляющих зависит общий бюджет вашей свадьбы. Однако, учтите, что к расходам может добавится еще сумма. Теперь вы приступаете к составлению сметы. Можно это сделать сразу в Microsoft Word или в виде таблицы или в Excel. Выглядит это примерно так:
Примерный образец
4. Планировщик свадьбы и mind-map
Теперь самое время приступить к планированию свадьбы. При грамотном планировании вы успеете все, чем избавите себя от беготни по городу в последнюю минуту и, как следствие, нервов.
Планировщик свадьбы
Например, «Выездная регистрация». В столбцы вы заносите Ф. И. О. подрядчиков и ВСЕ их контакты (телефоны, почту, скайп и т.д.). Почему все? Во избежание «сюрпризов». В соседних столбцах вы пишете стоимость, сумму задатка и остатка.
В следующем столбце вы расписываете все то, что вам нужно решить в контексте этого пункта.
Например, для выездной регистрации вам нужно организовать передачу свидетельства о браке и колец. Так и записывайте, кто этим займется и когда.
На заметку! В Play market или в App store вы можете скачать любую удобную для вас программу свадебного планировщика. Кроме того, вы можете самостоятельно составить интеллект – карту «Mindmap», которая поможет вам последовательно готовиться к свадьбе. Интеллект-карта – это способ систематизировать любую деятельность.
Ментальная карта
Важно! Отведите для этой части определенное количество времени, располагайтесь поудобней и хорошенько себе представьте вашу свадьбу, проиграйте ее мысленно.
Фишка! Сделайте себе красивый, яркий «Дневник невесты» и складывайте туда ваши фото, чеки, записывайте свои мысли и переживания. Это памятная вещица спустя годы будет напоминать вам об этом прекрасном периоде и о вашей свадьбе.
Фото из портфолио автора
5. Делегирование полномочий и современные средства коммуникации
А давайте спросим себя, как часто мы перекладываем рутинную работу, с которой может справиться любой школьник, на других? А ведь как раз это может сэкономить вам массу времени.
Например, зачем перед свадьбой вам с женихом ехать за тортом, фруктами, алкоголем, везти это все в ресторан, если это можно переложить на друзей, родителей?
Зачем бегать по городу в поисках лепестков роз, если можно попросить ваших подружек и друзей?
Зачем сидеть всю ночь перед свадьбой писать сценарий выкупа, если проще доплатить вашему ведущему пару тысяч и он сделает это, во-первых, на более профессиональном уровне, а во-вторых избавит вас от поиска игр и изготовления реквизита в ночь перед свадьбой!
Не повторяйте моих ошибок! В ночь перед свадьбой я писала сценарий выкупа, готовила реквизит к нему. В итоге… чугунная голова в день свадьбы и абсолютно никакого желания расслабиться и отдаться празднику.
Фото из личного архива
Современные средства коммуникации экономят массу вашего времени. Вам не обязательно встречаться с вашим ведущим, декоратором, флористом по 100 раз! Подумайте, сколько времени вы тратите на дорогу, когда стоите в пробках! Все вопросы по организации свадьбы, вы можете решать, используя современные средства коммуникации (скайп, вайбер, почта и/или социальные сети). Со своими невестами я эту проблему решила быстро, чем избавила их от поездок на встречу со мной. Мы общаемся в соц. сетях в закрытых группах или закрытых фотоальбомах, созданных специально для них.
6. Разумная трата сил, времени и денег
Часто сталкиваюсь с тем, что невесты в целях экономии денежных средств взваливают на себя то, чем им абсолютно не стоило бы заниматься. Выше я уже написала про сценарий выкупа. Это самая малость, что могут придумать невесты! Но иногда я просто «восхищаюсь героизмом» своих невест. Взять к примеру одну из свадеб, на которой невеста, вместо того, чтобы получать удовольствие от make-up и прически, за несколько часов до свадьбы украшала автомобили для свадебного кортежа. Для чего такая неразумная трата энергии перед свадьбой?
Во-первых, сделать это качественно и красиво сможет только специалист. Во-вторых, экономия тут всего каких-то пару тысяч. В – третьих, экономия на чем? Все равно затраты будут на материалы для декора. Еще один был случай, когда невеста с женихом занимались флористикой в день свадьбы. Т.е. они ездили с самого утра в день свадьбы на базу за цветами. Потом – на оптовую базу за посудой, где закупали вазы. Потом они секатором обрезали каждый цветочек, привязывали ленточки к каждому цветку, формировали композиции, мыли вазы и т. д.
И все тот же вопрос… зачем? Соглашусь, что флористика – удовольствие не из дешевых, но занимаясь этим самостоятельно вы не экономите, а зря растрачиваете собственные силы и энергию, которая пригодится в свадебный день.
Кроме того, в ходе подготовки к свадьбе есть моменты, которые можно делегировать друзьям, родственникам или родителям. Не стесняйтесь их просить об этом. Им будет приятно быть в гуще событий.
Фото из портфолио автора
7. Выбор банкетного зала
Выбор банкетной площадки – один из важных моментов в процессе подготовки к свадьбе. Мне хотелось бы поделиться с вами своими соображениями на этот счет.
На что ориентироваться при выборе площадки?
– месторасположение банкетного зала. Где он территориально находится: в городе, за городом, на другом берегу Волги. Месторасположение зала либо «нажимает» на ваш свадебный бюджет, либо «облегчает» его. Если банкетная площадка за городом или на другом берегу реки, вам нужно будет серьезно задуматься о трансфере.
– формат вашей свадьбы. Дело в том, что иногда бывает так. Хотят жених и невеста свадьбу в морском стиле – выбирают банкетный зал в восточном стиле. Представьте, сколько вы потратите на оформление и декор, чтоб превратить восточный интерьер в морской. Или вот хотят свадьбу – квест с множеством интерактивных площадок для гостей, поиском и/или собиранием чего-либо, а выбирают пафосный ресторан с маленькой прилегающей территорией.
– пространство для танцев. При выборе банкетного зала я бы рекомендовала обратить внимание на пространство для танцев и проведения развлекательной (игровой части). В практике было масса случаев, когда мы с молодыми придумывали шикарную программу, генерировали необычные фишки, а в итоге приходилось все «перекраивать» по ходу, потому что на 2 кв. м. реализовать задуманное было нереально. Отсюда и получается, что вместо интересных танцевальных, массовых, театрализованных игр, ведущий вынужден ограничиваться застольными играми, играми с привлечением максимум 2—4 гостей. В моей практике были случаи, когда из-за маленького пространства приходилось перекраивать программу и игровые блоки проводить на маленьком «пятачке».
РЕКОМЕНДАЦИЯ АВТОРА. Посмотрите зал глазами фотографа и прикиньте что будет на заднем плане в кадре. Не думаю, что вас порадуют кадры, на которых ваши красивые гости на фоне туалета, дверных проемов, гардеробной и т. д.
– залы с колоннами! Признаюсь честно, такие залы вызывают у меня аллергию. Это головная боль любого ведущего. Как бы молодые не рассадили гостей, одна половина не слышит то, о чем вещает ведущий, другая половина весь вечер мучается от рева, выпрыгивающего из колонок. Большие и пафосные банкетные залы (в основном) построены именно так.
РЕКОМЕНДАЦИЯ АВТОРА. Продумайте вопрос рассадки гостей, попросить ведущего посмотреть площадку вместе с ди-джеем до свадьбы. Грамотный ди-джей соориентируется сколько нужно звука и как расставить аппаратуру, чтобы всем было комфортно.
Фото из портфолио автора
– залы, в которых персонал неопрятно выглядит. Не думаю, что вам приятно будет в ваш светлый и красивый праздник, видеть рядом с собой неухоженных и не понятно во что одетых девушек и молодых людей.
– наличие раздевалки. «Неужели есть залы без раздевалок?», – подумаете вы. Да, дорогие мои. Такие залы есть. И, скажу я вам, это то еще «удовольствие» смотреть на гору верхней одежды в банкетном зале.
– блюда. Не поленитесь, не пожалейте пару сотен, закажите в понравившемся вам ресторане какие-то блюда. Лучше горячее и что-то из закусок.
– обратите внимание на администратора ресторана. Как он (она) ведет переговоры, насколько лояльна она (он) к вам, как выглядит.
– бонусы, скидки и подарки. Не забывайте об этом спрашивать. Во многих ресторанах молодым предоставляют блюдо от шеф-повара в подарок (как вариант), в отелях – номер для молодых и т. д.
– сервировка стола, скатерти, напероны, тарелки.
– наличие и количество розеток. Это нужно будет как для оформителей, так и для ди-джея. Место для ди-джейского пульта. Наличие «гримерки» для артистов и ведущего.
– жилые дома возле ресторана. Если ресторан находится на первом этаже жилого дома, то ваша свадьба закончится в 23.00 и вам уже не разрешат включить даже тихую фоновую музыку.
– парковка и удобный «подъезд к залу». За сколько часов до начала свадьбы можно приехать декораторам и ди-джею и во сколько нужно покинуть банкетный зал.
РЕКОМЕНДАЦИЯ АВТОРА. Заключайте договор, в котором все по пунктам, нежно, вдумчиво и романтично пропишите. Чтобы не было сюрпризов. И снова… не повторяйте моих ошибок. Нам с мужем за сутки (!!!!) до свадьбы хозяйка – самодур заявила: «Если не принесете оставшуюся сумму за банкет, я завтра закрою ресторан и вы сюда вообще не зайдете».
8. Выбор меню и расчет количества алкоголя
Выбор свадебного меню зависит от: сезона, количества гостей, состава гостей, продолжительности праздника
Повторюсь, выбор меню еще зависит и от формата праздника. В практике была свадьба на острове, куда пригласили только молодежь – своих друзей. Это был уютный, молодежный, «пивной праздник» с раками и шашлыком.
Что входит в меню свадебного ужина?
– салаты. Часть из них могут быть порционные, некоторые в общий тарелках.
– закуски: рулетики, «овощные», «мясные» тарелки
– соленья (огурцы, помидоры, груздочки и др.). На русско-украинских свадьбах любят маринованные кусочки арбуза, яблоки.
– горячие закуски: жульены, куриные крылышки и т. д.
– горячие основные блюда. Тут опять же зависит от сезона, состава гостей и формата праздника и особенностей ресторана.
Обратите внимание на состав гостей, причем не только на их возраст и статус, но и на национальную принадлежность. Так, например, на моей собственной свадьбе среди гостей было 5 мужчин – мусульман, у которых как раз в это время был пост. Заказать им свинину было бы с моей стороны просто неразумно.
Из портфолио автора. Советский квартирник
9. Выкуп невесты. где и как?
Что такое выкуп невесты? Где его проводить и как? Эти вопросы возникают почти сразу в процессе подготовки к свадебному торжеству. И если организации свадьбы уделяется особое внимание, то процесс организации выкупа отодвигается на второй план.
Основная задача пары и организатора – определиться с местом проведения. Если вы хотите посмотреть потом на видео это действо и получить удовольствие, скажите «НЕТ» подъезду в многоквартирнике. Посмотрите, как смотрятся фото с выкупа в подъезде. Не антуражно, скажем так.
Фото из личного архива
Варианты мест для проведения выкупа: парк, набережная, двор или прилегающая территория, частный дом.
Идеи и формат выкупа:
1) Квест (очень хорошо проходит в парках. В парке им. Ю. Гагарина есть красивый мост над водой, что может быть финальной точкой. В Струковском парке масса интересных мест, начиная с входа).
2) Фото-кросс можно провести во дворе дома или на набережной
3) Во дворе частного дома «зайдет» любая тема и игровая форма.
4) Частный пляж или набережная
Удачное место – поле для творчества ведущему выкупа. Большая территория дает возможность не только выставить аппаратуру, но и сделать массу интересных фишек.
Фрагмент выкупа на частном пляже
И чтобы потом в финале свадьбы услышать от КАЖДОГО ГОСТЯ: «Спасибо! Было здОрово, начиная с выкупа», нужно серьезно заморочиться.
10. Свадебная прогулка. «За» и «против»
Из личного опыта, свадебная прогулка – абсолютно бесполезная и к тому же затратная часть.
Пробки – это первый момент, из-за которого я бы исключила этот пункт, будь невестой сейчас. 3-часовая прогулка в жару или холод, да еще и с отсутствием туалетов выматывает гостей. И это самая малость.
Самое страшное, что может случится – бесконтрольная «дегустация» спиртных напитков. Знаете, что бывает в таких случаях? Уверенна, догадываетесь. Вам оно нужно? В лучшем случае, проводить будет не для кого. В худшем случае, по этой причине потеряем невесту или жениха. Или обоих сразу.
Фото из личного архива
РЕКОМЕНДАЦИЯ АВТОРА. Если вам, все-таки, захочется организовать свадебную прогулку, продумайте следующее:
– программа для гостей во время прогулки. Это может быть, как минимум, интересная экскурсия. Пока вы фотографируетесь, экскурсовод познакомит гостей с интересными местами города.
– продумайте маршрут с остановками. В нашем случае это была 3-х часовая прогулка с отсутствием туалетов. Не забываем и о пробках в городах – милионниках. Пробки – это риск опоздать к началу свадебного ужина.
– запаситесь напитками, закусками, посудой, салфетками.