Байки от рефмеханика – 2
«Знаешь, а лишить человека работы даже в наше нелёгкое время очень проблематично! Если человек не курит, не пьёт, не имеет вредных привычек, с горем пополам выполняет свои профессиональные обязанности, то шансов отправить этого человека на берег равны «нулю»! А тем более что за его счёт прислать замену – это почти нереально. Вот пример из советского периода. Был у нас, на добывающем флоте такой рефмашинист: человек уже в возрасте, но не пьющий, не имеющий вредных привычек, хотя, очень несносный в общении. Одно положительное качество было у него («положительное» по оценкам того времени): он был партийным, то есть был членом КПСС. Он отлично разбирался в партийной системе. Это давало ему очень большое право в его жизни. Вот возникает конфликтная ситуация на судне, скажем, коллектив настроен против него, начальство, чтобы уладить «неровности», пытается списать этого человека на берег, находит соответствующий предлог. Но представляете такую картину: без стука в дверь, в кабинет капитана – директора входит в рабочей робе человек, чуть ли не пинком открывая перед собой дверь, продвигается в середину помещения. И без спроса садится за стол. Мастер от удивления чуть не икает: «Что за хер?» «Не попутал ли чего, мил человек? Что надо? Пока». А тот спокойно так выложил свой партийный билет перед собой и говорит: «Я, мол, к тебе, «Николаич», не как рефмашинист к Капитану пришёл, а как партийный человек к члену партии!». Вот! Тут «Николаич» уже репу чешет – дело серьёзное! И конфликт загасает, так и не вспыхнув серьёзным образом! Конечно, кого-то накажут для наглядности, но «дело замнут»!
А ещё этот человек был «сексотом». Были раньше в «органах» такие завербованные источники, секретные осведомители. Так этот работал по крупному, «стучал» в КГБ, был там на тарифной ставке – 60 рублей в месяц. Что самое интересное, не скрывал этого, но особенно не распространялся. А так как он должен был посылать отчёты каждый месяц, то телеграммы отправлял регулярно, что, мол, «бдит», работает, следит за народными настроениями и так далее. Но самое невероятное случилось потом, в 80-х годах он получает квартиру. Стояла эта «ячейка общества» в очереди на трёхкомнатную, улучшенной планировки. На тот момент, когда подошла его очередь на получение ордера, супруга уходит от него! Понятно, что о получении прежней квартиры и речи быть не может, ему предлагают однокомнатную. Говорят, что времена пока тяжелые, с жилплощадью трудности, эра всеобщего равенства пока не наступила, довольствуйтесь тем, что дают. Он решительно не согласен, обращается в райком, там его посылают вежливо и решительно. Он идёт «дальше», в вышестоящую инстанцию. Там тоже люди занятые, не обратили должного внимания на проблемы «рядового» партийца! Но тот не промах, пишет письмо самому Леониду Ильичу Брежневу. Заверяет на месте факт отправления и ждёт. Конечно, это письмо сам Брежнев в глаза не видел, для таких целей у него был целый штат, аппарат грамотных сотрудников. Они приняли сообщение, завизировали его и отправили в райком запрос, чтобы там, на месте разобрались. Там люди, конечно, занервничали! Засуетились, с матами и криками, что, мол, «за мудозвон такой объявился?», вызывают его на «ковер».
«Что, мол, не так? Чем тебе не угодили?»
И опять ему квартиру – больше или улучшенной планировки, но тот не сдаётся – «хочу «ту», трёхкомнатную!».
На него смотрят как на придурка, но сказать ничего не могут, потому что неясно, что у такого типа может быть «на уме». А у того уже письмо второе написано, он его так же отмечает, как «заказное», не куда-нибудь, а в бюро ЦК КПСС, самому генеральному секретарю и так далее, и тому подобное. Второе письмо получили, запротоколировали, подшили куда надо, и копию отправили в тот же райком, а заодно и в крайком, мол, «что за хрень такая происходит, не можете работать с людьми, али как?».
Там после такого сообщения все уже зеленые, всем уже плохо, выписывают этому типу ордер и тут же пишут отчёт о проделанной работе с населением. Рефмашинист об этом случае сам спокойно так рассказывал, не стеснялся особенно своих поступков.
Но вернёмся к теме о преждевременном увольнении. Вот в тот же советский период времени был на флоте очень трудный в общении старший рефмеханик. И все об этом знали, а так как по трудовому кодексу его было трудно уволить, а сам он никуда не торопился, работал до пенсии, то в отделе кадров нашли неожиданный выход из сложившегося положения. Вот приходит такой специалист в кадры, а там ему должны работу предоставить. Он уже тянули резину, сколько могли, а теперь им следовало изменить тактику. Они отправляют его в качестве пассажира на транспортном судне в экспедицию, на «плавбазу». Пока едет, он получает суточные, там часть оклада, согласно трудового договора. Сами кадры предупреждают плавбазу об этом факте, там уже голову чешут, что сделать и как быть, они этого человека как «облупленного» знают, можно сказать, что вырос на их глазах – им такого счастья и даром не надо! Выход из положения нашли, пишут липовую бумагу, что «старреф» не имеет отпусков, так как уже отгулял их или взял часть деньгами, и что замена ему преждевременна, и отфутболивают «сменщика». А тому только это и нужно, теперь ему платят по ставке полного оклада, и он едет в направлении другого судна в надежде, что там получит рабочее место. Но там такая же история! Так, помыкавшись в качестве пассажира, специалист сходит на берег, где его отправляют в отпуск. До следующего раза!
А в нынешнее врем, хозяину не «с руки» платить за пассажира – сменщика, если в сутки некоторые компании требуют по «стольнику баксов». Легче подождать и списать на берегу, и то всегда можно найти повод обратиться в суд и потребовать компенсации за моральный ущерб. Но это уже другая история! Поверь!»
Как то в Пусане, в ремонте я общался с бывшим членом экипажа своего судна, корейским электромехаником. Он больше не ходил в море, работал чисто в ремонтах, обслуживал наши суда. Приходил каждый день, выполнял необходимую работу и в определённый час уходил домой, довольный собой и своим состоянием.
Решил я его, так сказать, «достать»! И стал говорить, что без такого специалиста, как он, мы в рейсе обойтись не можем, что наш человек, электромеханик – «нот вери гуд», а он – «вери гуд!». Что всё решено. Наш капитан согласен, его, корейского специалиста, мы берем с собой, в рейс. Сначала это напоминало простую шутку, но с каждым днём настроение у специалиста портилось!
Мне подыграли. Ему объяснили, что с визой проблем не будет, его, мол, спрячут так, что с собаками не найдёшь, что они понимают, что он не хочет, но кто его спрашивать будет, когда в последний рабочий день, его в деревянный ящик «закатают».
В рейсе он раньше получал на 500 «баксов» больше, чем на берегу. Это по береговым меркам не много было. Поэтому он спокойно работал на берегу, и не желал больше подвергаться таким лишениям, какие выпадают обычно в море. Короче, в последние три дня он не появился вообще, перестраховался, должно быть! Вот, так бывает, когда всему, что тебе говорят, пытаешься верить!