Информационные технологии
Автор-составитель:
Терентьева Е.В., доцент, к.и.н.
Рабочая программа дисциплины
Аннотация рабочей программы
Дисциплина «Информационные технологии» является частью базового цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение». Дисциплина реализуется на факультете Документоведения и технотронных архивов кафедрой автоматизированных систем документационного обеспечения управления.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с информационными технологиями.
Цель курса – обеспечить достаточный и необходимый уровень теоретических знаний и навыков их применения в решении практических задач работы с информационными технологиями.
Задачами курса являются изучение теории и практики применения информационных технологий, выработка у студентов навыков самостоятельной работы с современными офисными технологиями.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Информационные технологии» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 034700 «Документоведение и архивоведение» бакалавриат.
Дисциплина «Информационные технологии» относится к базовой части Математического и естественно-научного цикла дисциплин. Изучается во втором семестре.
Дисциплина является предшественницей для курсов:
– «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле» (Базовой общепрофессиональной части Профессионального цикла Б. 3, 5 и 6 семестр).
Для изучения дисциплины студенты должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в области информатики, иметь базовые навыки в обращении с компьютерной техникой.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
– профессиональную терминологию, законодательную и нормативно-методическую базу, регламентирующую применение информационных технологий в управлении (ПК-3);
– виды информационных технологий и основы информационных систем (ПК-4);
– основную проблематику документоведения (ПК-12);
– принципы действия и конструктивные особенности различных технических средств управления, их технико-эксплуатационные характеристики (ПК-39);
– принципы организации работ с применением информационных технологий (ПК-45).
Уметь:
– использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
– работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-15);
– работать с современными системами информационного и технического обеспечения (ПК-41).
Владеть:
– культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных (ПК-8), (ПК-37).
Структура дисциплины (тематический план)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение
Предмет, задачи, содержание и методика изучения курса «Информационные технологии», его роль в подготовке специалистов, связь с другими учебными дисциплинами. Общетеоретические аспекты понятия «технология», «информационные технологии». Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая применение информационных технологий. Учебная, методическая и нормативно-справочная литература.
Тема 2. Классификация информации и информационных технологий
Понятие «информация». Классификация информации по различным признакам. Характеристика видов информации по различным критериям (визуальная, аудиальная, тактильная, органо-лептическая и др.). Формы представления информации. Свойства информации. Информация в управлении. Документированная информация и документация. Понятие «информационные технологии». Классификация информационных технологий. Общая характеристика основных видов информационных технологий (технологии ввода информации, технологии хранения, технологии передачи информации и др.).
Тема 3. Технологии ввода информации в коммуникативный процесс
Способы ввода информации в коммуникативные процессы, используемые в информационных технологиях. Основные виды коммуникаций в современном обществе (речевая, письменная, электронная). Этапы и составляющие коммуникативного процесса. Технология ввода письменной информации. Технология ввода речевой информации. Технические устройства и программные средства, применяемые для осуществления технологических процессов ввода информации. Схемы технологических процессов. Возможности, проблемы и перспективы развития технологий ввода информации в коммуникативные процессы.
Тема 4. Технология организации и поддержки компьютерных сетей
Понятие компьютерной сети. История развития сетевых технологий. Возможности использования, общие компоненты, функции и характеристики, основные технические требования. Локальные компьютерные сети. Сети на основе сервера. Построение глобальной сети, возможности и перспективы развития. Преимущества и задачи применения сетевой технологии в деятельности организаций. Интернет.
Тема 5. Информационные технологии передачи информации
Виды информационных технологий передачи информации. Возможности использования Интернет-технологий. Почтовые программы. Ведение письменных переговоров между удаленными абонентами сети. Интернет-телефония – ведение голосовых переговоров между удаленными абонентами. Интернет-факс – рассылка факсов. Видео-конференции. Возможности и преимущества, перспективы использования комплексных информационных технологий.
Тема 6. Технологии аналитической обработки информации
Понятие аналитической обработки информации. Составление указателей, аннотаций, рефератов, тематических досье, написание обзоров. Построение технологии аналитической деятельности. Комплексы экспертных процедур, методики проведения экспертных опросов, методики обработки экспертных оценок. Функции информационных технологий в выполнении аналитических задач. Системы автоматизированного перевода текста (электронные словари): возможности, проблемы, перспективы и направления развития. Автоматическое аннотирование и реферирование: назначение, возможности, перспективы применения.
Тема 7. Технология организации информационно-справочных систем
Понятие «информационный поиск» в технологическом аспекте. Информационно-справочная система – средство обеспечения поисковой функции. Традиционные и автоматизированные информационно-поисковые системы. Специфика информации, представленной в информационно-справочных системах. Виды информационно-справочных систем по содержанию и назначению. Общеправовые и специализированные информационно-справочные системы. Основные свойства и параметры. Качество информационного наполнения (полнота информации, оперативность актуализации, достоверность, качество обработки). Поисковые (тематический поиск, атрибутивный поиск, интеллектуальный поиск) и сервисные возможности. Дополнительные услуги, предоставляемые пользователям. Способы обновления информации в информационно-справочных системах.
Тема 8. Демонстрационные (мультимедиа) средства
Назначение и особенности демонстрационных (мультимедиа) средств. Возможности использования в рекламной деятельности, подготовке презентаций, докладов и т. д. WEB-технологии. Технология подготовки презентаций. Виды и характеристика технических средств; факторы, определяющие их выбор. Правила организации мультимедиа презентаций.
Тема 9. Специализированные информационные технологии
Обзор рынка специализированных информационных технологий. Характеристика основных специализированных информационных технологий, предназначенных для различных сегментов экономики и управления (бухгалтерский учет, документационное обеспечение управления, управление персоналом организаций, архивное дело, справочно-информационная работа и т. п.), функциональные возможности, область применения, основные пользователи.
Тема 10. Технологии хранения информации
Носители информации, их виды. Критерии выбора носителя информации (соотношение надежности и стоимости, производительность, интерфейс, эксплуатационные характеристики). Оперативное (временное) хранение информации, сроки, условия, технология хранения. Задача актуализации информации. Долговременное хранение информации. Система архивного хранения электронных документов. Законодательное и нормативно-методическое регламентирование процесса хранения информации. Проблемы и направления развития технологий хранения информации.
Тема 11. Методы расчета технико-экономической эффективности и обоснование выбора программно-технических средств
Методы определения эффективности применения информационных технологий. Определение целей, выбор критериев и показателей, определение методов расчета. Прямой и косвенный (экономический и неэкономический) эффект от применения информационных технологий. Расчет затрат и срока окупаемости внедряемого проекта.
Тема 12. Направления развития информационных технологий в современном обществе
Факторы развития информационных технологий в современном обществе. Лидеры в области информационных технологий. Состояние и перспективы развития информационных технологий в России. Роль государства в развитии ИТ. Нанотехнологии. Критерии, определяющие спрос на информационные технологии. Основные области развития информационных технологий (электронное правительство, услуги связи, информационные услуги, развлечения, системы обеспечения бизнеса).
Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины используются различные информационные технологии. Во время лекционных занятий используются электронные презентации с использованием проектора, а также класса, оснащенного современными компьютерами, подключенными к Интернету и объединенными в единую внутреннюю сеть, и демонстрационным экраном, связанным с компьютером преподавателя.
Практические занятия проходят в компьютерном классе с использованием специализированного программного обеспечения, баз данных и информационных ресурсов, а также необходимого технического обеспечения.
Самостоятельная работа студентов включает в себя консультации преподавателя при подготовке рефератов, а также самостоятельную работу студента с ресурсами Интернета, информационными правовыми системами, посещение специализированных выставок и конференций, участие в работе круглых столов и т. п.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерные темы рефератов по разделам дисциплины:
История развития информационных технологий.
Состояние рынка информационных технологий.
Направления развития современных информационных технологий.
Технологии ввода информации.
Технологии хранения информации.
Технология подготовки и проведения видео-конференций.
Организация презентаций с использованием современных технологий.
Специализированные информационные технологии.
Применение информационных технологий в образовании.
Технологии дистанционного обучения.
Технологии аналитической обработки информации.
Анализ технологий компьютерного перевода.
Направления развития комплексных информационных технологий.
Информационные технологии в государственном управлении.
Применение информационных технологий для предоставления государственных услуг.
Примерный перечень вопросов для проведения экзамена:
Государственная политика в сфере использования информационных технологий.
Нормативно-правовая база в сфере использования информационных технологий.
Информация, ее виды и свойства.
Роль и значение информационных технологий в управлении.
Информационные ресурсы.
Системная концепция информационной технологии.
Технологии хранения информации.
Технологии ввода информации в коммуникативный процесс.
Технические устройства и программные средства, применяемые для ввода информации.
Принципы организации и поддержки компьютерных сетей.
Сетевые технологии в деятельности организации.
Информационные технологии передачи информации.
Интернет-технологии передачи информации.
Технологии аналитической обработки информации.
Автоматическое аннотирование и реферирование текстовой информации.
Технология организации информационно-справочных систем.
Виды и назначение информационно-справочных систем.
Демонстрационные (мультимедиа) средства.
Технология подготовки и проведения презентаций.
Специализированные информационные технологии.
Характеристика основных специализированных информационных технологий.
Носители информации, их виды, критерии выбора.
Оперативное и долговременное хранение информации.
Проблемы и перспективы развития технологий хранения информации.
Методы определения эффективности применения информационных технологий.
Перспективы и направления развития информационных технологий в современном обществе.
Приоритеты использования информационных технологий в области государственного управления.
Приоритеты использования информационных технологий в области социально-экономического развития.
Концепция «электронного правительства».
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.
Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин. – М.: Дашков и К, 2012. – 296 с.
В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.
Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.
Дополнительная литература
Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному / М.П. Бобылева. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 295 с.
Бобылева М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному / М.П. Бобылева. – М., МЭИ. 2004. 184 с.
Всемирный Саммит по информационному обществу: Информационное издание. – СПб.: Изд-во РНБ, 2004. – 136 с.
Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. Г.А. Титоренко. 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 439 с.
Божко В.П. Информационные технологии в статистике, 2011. – ФиС. 153 с.
Гультяев А.К., Машин В.А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса, Изд.: Корона-Век, 2010. 352 с.
Евменов В.П., Интеллектуальные системы управления, Изд.: Либроком, 2009. 304 с.
Елепин А.П. Соколова С.В. Компьютерные информационные технологии Изд. Академ книга / Учебник, 2009. – 160 с.
Хубаев Г.Н., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. и др. Информатика. Информационные системы. Информационные технологии. Тестирование. Подготовка к Интернет-экзамену, Изд.: Феникс, 2011. – 368 с.
Гваева И.В., Собалевский С.В. Делопроизводство. Учебный справочник, Изд.: ТетраСистемс 2011. – 224 с.
Интернет-ресурсы
www.gov.ru/ – Сервер органов государственной власти РФ;
www.gosuslugi.ru/ – Справочно-информационный портал «Государственные услуги»;
www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf/ – Собрание законодательства РФ;
www.rg.ru/ – Российская газета;
www.rusarchives.ru – Федеральное архивное агентство;
www.vniidad.ru/ – ВНИИДАД (Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела);
www.minsvyaz.ru/ – Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
www.consultant.ru/ – официальный сайт компании КонсультантПлюс;
www.garant.ru/ – информационно-правовой портал Гарант;
ru.openoffice.org/ – свободный офисный пакет OpenOffice.org
cnews.ru/;
Программное обеспечение
– Офисный пакет приложений Microsoft Office;
– ABBYY FineReader;
– OpenOffice.org;
– Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
– «КонсультантПлюс»;
– «Гарант»;
– «Кодекс».
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, подключенный к Интернету, оснащенный проектором для электронных презентаций и экраном. Все компьютеры должны быть связаны между собой в единую внутреннюю сеть и оснащены специализированным программным обеспечением, библиотека РГГУ.
Программные средства, задействованные в процессе обучения:
– Офисный пакет приложений Microsoft Office;
– ABBYY FineReader;
– OpenOffice.org;
– Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome;
– Справочно-правовые системы «Консультант», «Гарант», «Кодекс».
Планы семинарских занятий и методические указания по их выполнению
Материально-техническое обеспечение семинарских занятий
Компьютерный класс, подключенный к Интернету, оснащенный проектором для электронных презентаций, и экраном. Все компьютеры должны быть связаны между собой в единую внутреннюю сеть и оснащены специализированным программным обеспечением.
Тема 1. Классификация информации и информационных технологий
Вопросы для обсуждения:
Основные составляющие понятий «информация», «технология», «информационная технология».
Признаки классификации информации.
Какие свойства присущи информационной технологии.
Сущность и различия практической, научной и теоретической технологии.
Контрольные вопросы:
Классификация видов информации и ее свойства.
Сущность информационных технологий.
Источники и литература:
Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.
Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин. – М.: Дашков и К, 2012. – 296 с.
В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.
Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.
Тема 2. Ввод информации в коммуникационный процесс с использованием различных устройств
Вопросы для обсуждения:
Технические устройства, применяемые для ввода информации в коммуникационный процесс.
Основные принципы работы различных технических устройств ввода информации (клавиатуры, мыши, сканера, сенсорного экрана, джойстика, светового пера и др.).
Каковы основные принципы действия устройства речевого ввода информации.
Основные проблемы и перспективы развития технологий ввода информации.
Контрольные вопросы:
Принцип действия и назначения устройств ввода информации.
Особенности и направления развития технических устройств ввода информации.
Источники и литература:
Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.
Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин. – М.: Дашков и К, 2012. – 296 с.
В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.
Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.
Интернет-ресурсы: doc-online.ru; ccm.cnews.ru и др.
Тема 3. Изучение технологии работы пользователя в компьютерной сети
Вопросы для обсуждения:
Технология организации сетевой работы.
Преимущества и недостатки различных видов сетей.
Инструкция пользователя компьютерной сети.
Основные правила обеспечения работы в сети.
Контрольные вопросы:
Преимущества технологии работы пользователя в компьютерной сети.
Направления развития технологии сетевой работы.
Источники и литература:
Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.
Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин – М. Дашков и К, 2012. – 296 с.
В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.
Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.
Интернет-ресурсы: http://www.manageserver.ru, www.xnets.ru и др.
Тема 4. Технологии передачи информации
Вопросы для обсуждения:
Основные виды информационных технологий передачи информации.
Технология организации видео-конференций.
Почтовые программы.
Контрольные вопросы:
Возможности и преимущества использования современных технологий передачи информации.
Перспективы развития технологий передачи информации.
Конец ознакомительного фрагмента.