«Чистый язык» в классе
(по материалам выступления)
Джули МакКрэкен
(Лондон, Великобритания)
Перевод Анастасии Борисовой
В статье описан опыт практического применения вопросов «чистого языка» как части педагогического подхода к установлению «чистой культуры» в классе, в ситуациях моделирования математического мышления, при написании историй, для формирования школьных представлений.
Ключевые слова: «чистый язык» в классе, моделирование математического мышления, написание историй, установление «чистой культуры» в классе.
«Clean Language» in the classroom
(based on the speech on November 24, 2016)
Julie McCracken, (London, Great Britain)
Translated by Anastasia Borisova
The following article describes cases of practical application of «clean questions» as part of the pedagogical approach to the establishment of a «clean culture» in the classroom. The examples given deal with modeling of mathematical thinking, writing stories and organization of school performances.
Keywords: «clean language» in the classroom, modeling of mathematical thinking, writing stories, establishment of «clean culture» in the classroom.
В начале своего выступления Джули рассказала о том, что в настоящий момент основной формой занятости для нее является чтение лекций в университете для тех, кто учится на социальных работников. Также она консультирует педагогов, которые взаимодействуют с детьми с особыми потребностями. А еще Джули работает в тюрьмах, чтобы помочь реабилитации заключенных.
В ее видении «чистый язык» – это набор вопросов и специфический способ их формулирования, который направляет внимание, не сужая, не ограничивая и не изменяя его. Когда мы говорим о направлении, мы понимаем, что важно направлять внимание детей на что-то, на что им важно посмотреть, и при этом не направлять их мысли в определенное русло. Джули показывала рисунки детей и то, как «чистыми вопросами» можно направлять детское внимание на детали, тем самым давая им возможность стилизовать рисунки, делать их более объемными.
Джули продемонстрировала рисунок с изображением банана. Это был натюрморт – срисовывание банана с живого фрукта. И если до ее вопросов банан был абсолютно желтым, то уже после них он стал желтым, зеленым, коричневым, у него появились тени, белые блики. Таким образом, она помогла направить внимание ребенка на важные моменты, и рисунок получился более естественным. Аналогичным образом чистые вопросы помогают в широком спектре школьных предметов, чтобы педагог мог направлять внимание ребенка туда, куда важно его направить, и развивать навык у детей удерживать внимание на чем-то.
И если вернуться к определению «чистого языка», то это очень тонкий подход к слушанию, который, насколько это возможно, свободен от предположений, допущений, догадок, оценок и суждений. Такой способ слушания и слышания устанавливает связь между учителем и учеником и между самими учениками. В своем выступлении Джули процитировала слова Хелен Маллей, которая является редактором журнала «Учитель в средней школе», сказанные ею с позиции профессионала, родителя и педагога: «Чистый язык – это, по сути, способ общения, который убирает фильтры и предрассудки, что позволяет использующему его человеку получать доступ и понимать сложные и уникальные метафоры, которые формируют восприятие другого человека. Этому способствует ряд вопросов, которые задают особым способом, наряду с внимательным и восприимчивым слушанием ответов, которые они порождают…»
Итак, «чистый язык» в классе помогает:
– учителю стимулировать мыслительные процессы учеников, не вмешиваясь в них;
– детям лучше понимать, что и как они думают, видеть различия и схожие черты в мыслительных процессах друг друга;
– детям учиться думать, когда они научаются понимать собственные мыслительные стратегии, высказывать или на физическом уровне проявлять то, что происходит.
Таким образом, в классе создается атмосфера, где легко поделиться тем, что ты думаешь. И внешние наблюдатели, которые присутствуют на уроках Джули, отмечают более высокий уровень мышления у детей – они мыслят и выражают себя, как более взрослые дети. Кроме всего прочего, дети становятся более осознанными в выражении своих чувств: они учатся замечать свои ощущения на физическом уровне и выражать свои чувства. Это все приводит к тому, что они лучше понимают себя. А когда я хорошо понимаю, что я чувствую и почему я это чувствую, если я вижу то, что происходит с моими товарищами, что чувствуют они и как выражают свои чувства – уровень взаимоуважения в классе становится гораздо выше. Мышление становится более рефлексивным, а дети менее реактивными, они больше думают, прежде чем сразу эмоционально реагировать на ситуацию и лезть в драку с кулаками.
Итак, «чистый язык» способствует:
– когнитивному и эмоциональному развитию;
– развитию осознанности;
– уважение к себе и окружающим;
– повышению веры в собственные силы.
Джули демонстрировала на экране картинки, на которых дети изображали то, как они чувствуют, когда завершили что-то и удовлетворены результатом. На одних рисунках дети рисовали сердечки – именно так они ощущали удовлетворение и посылали его туда (в сердце). Есть картинка, на которой изображено в голове много маленьких точек, и человек ощущает это удовлетворение в голове. Еще на одном рисунке изображено удовольствие, которое в виде покалывания начинается от кончиков пальцев ног и поднимается вверх по телу, опускается в руки и снова проходит вовнутрь, в сердце, и делает его больше.
И как если вспомнить время, момент, когда вы полностью были удовлетворены собой, как это было в тот момент? И когда буквально минутку дети живут в этом состоянии воспоминания, она спрашивает у них: «Ну, как вам? Получилось вспомнить это ощущение?» И просит нарисовать рисунок и посмотреть, насколько он отражает то ощущение, которое у них было. Фактически рисунок должен давать им такие же ощущения, из которого они его рисовали. Джули рассказала о том, что раньше, когда она преподавала, она давала детям за хорошую работу маленькие бонусы – звездочки, баллы, стикеры со смайлами. Теперь же она может предложить им в ситуации, когда у них что-то получилось, почувствовать это ощущение удовлетворения, которое они нарисовали. И они наслаждаются этим гораздо больше, чем стикером. И это учит их быть самомотивирующимися – иметь внутреннюю мотивацию. И они учатся наслаждаться – самостоятельно получать удовольствие от хорошо проделанной работы. Когда перед учителем класс, который замотивирован, который хочет работать, готов выполнять задания просто ради того, чтобы получить это ощущение удовлетворения, это совершенно прекрасно.
До того, как Джули стала практиковать чистый язык, она обычно начинала каждый год с детьми, обсуждая, каким они хотят, чтобы был этот год, как они будут относиться друг к другу, как будут использовать ресурсы класса, как хотят взаимодействовать. Используя чистый язык, она задает вопрос: «Когда ты учишься самым наилучшим образом, ты как что?» (идея заимствована у Кейтлин Уолкер). Джули показала рисунок 4-летней девочки, на котором она нарисовала, как себя ощущает, когда учится наилучшим образом, и учительница записала ее эмоции – то, что она озвучила про этот рисунок. «Когда я счастлива, я как большое теплое яркое солнце. И под этим солнцем я слышу жужжание большой-большой пчелы, и над этой большой пчелой – яркая цветная радуга».
И вместо установленных учителем правил в начале года – каждый ученик делится с классом тем, какой он, когда он учится наилучшим образом. Джули продолжила показывать рисунки и образы, какими видят себя дети, когда учатся наилучшим образом. Это были рисунки с изображением неба и пояснением ребенка, что ему важно видеть небо, когда он учится наилучшим образом. Он садится у окошка и лучше концентрируется на этом месте в классе – у окна. Еще один образ – это образ сверчка. Когда этот ребенок учится, он прыгает из точки в точку – для того, чтобы ему учиться наилучшим образом, ему требовалось пространство, движение. Еще один ребенок описал себя, как солнце, которое изливает свет. И ему нужна спокойная обстановка. Еще для одного ребенка процесс обучения – это как копать землю, чтобы найти секреты и сокровища. Ему было интересно знать, что там под чем-то, глубже. И что мы получаем в результате этого? Фактически, мы можем увидеть наилучший способ обучения для каждого ребенка. И не только учитель в классе, но и все дети понимают, какие условия являются наилучшими для каждого ребенка, чтобы все они хорошо обучались. Таким образом они могут уважать нужды друг друга, и межличностная связь между ними становится лучше. Вместо того чтобы говорить о правилах, которые в некотором роде все равно устанавливаются учителем, дети, благодаря такому подходу, сами учатся уважать пространство друг друга.
Конец ознакомительного фрагмента.