Вы здесь

Сборник тезисов IV Международной конференции «Коучинг в образовании» 22–24 ноября 2016 года. Часть 3. Коучинг в управлении образованием. Коучинг в дополнительном образовании и повышении квалификации. Коучинг в репетиторстве. Коучинговая культура в...

Коучинговая культура в развитии профессионализма руководителя образовательного учреждения

Евтюхова Виктория Сергеевна,

коуч, сертифицированный МЭУК, директор МБОУ СОШ №5 г. Красный Сулин, РФ

Одно из важных качеств современного образования – умение слышать потребности времени и следовать им. Потому одной из важных задач руководителя образовательного учреждения становится овладение компетенцией по овладению компетенциями, а также создание команды единомышленников и поддерживающего пространства для профессионального развития всей команды и каждого учителя. В статье пойдет речь о том, как выстроить новые отношения субъектов образования от обучения коучингу до формирования коучинговой культуры взаимодействия на основе принципов коучинга, а также будут рассмотрены программа сопровождения роста педагога «Мосты», этический кодекс и компетенции современного педагога-коуча.

Ключевые слова: командообразование, самокоучинг руководителя, поддерживающая среда, программа сопровождения роста педагога «Мосты», этический кодекс, компетенции, педагог-коуч.


Coaching culture in the development of professionalism of the head of the educational institution

Evtyukhova Victoria, Coach, certified by the Ericson International University of Coaching, head of secondary school №5 (Krasny Sulin, Russia)

One of the most important qualities of modern education is understanding the needs of the time and following them. That’s why one of the most important tasks of the head of the educational institution is to master competencies and create a team of like-minded people and supportive space for their professional development (the team and each teacher). This article covers the topic of building a new relationship between subjects of education through introducing coaching approach into teaching and establishment of coaching culture. The program of maintenance of a teacher’s growth «Bridges», a code of ethics and competences of the modern teacher-coach are also reviewed.

Keywords: team building, self-couching of a manager, supportive environment, program of maintenance of a teacher’s growth «Bridges», code of ethics, competences, teacher-coach.


Сегодня школа находится на этапе преобразования. С одной стороны, понимание необходимости изменений в современной школе обусловлено нормативными документами: концепцией развития образования до 2020 года, ФГОС общего образования, профессиональным стандартом «Педагог»; с другой стороны – нововведения в системе образования обусловлены технологической эпохой, в которую человечество вступает очень стремительно и неизбежно. Знаете ли вы, что завершается пятый технологический период развития человеческого общества, связанный с освоением новых технологий коммуникации: высокоскоростной транспорт и IT, макроскопическое воздействие на материалы для получения заданных свойств (порошковая металлургия), доведенные до совершенства традиционные источники энергии, среди которых и атомная. Мир нацелился на новый, шестой, технологический период своего развития, основу которого составят нанотехнологии, биотехнологии и все те же IT. Речь идет о высокоинтеллектуальных технологиях в отличие от индустриальных сегодняшних. Кроме того, человечество уже живет в эпоху, когда на протяжении профессиональной жизни человека условия его деятельности многократно и кардинально меняются. Следовательно, запросом современности является создание принципиально новых образовательных отношений субъектов педагогического взаимодействия.

В период масштабных изменений в системе российского образования у нас появляется уникальная возможность расти, развиваться, сохраняя при этом лучшие традиции. Очевидно, что ценностное, содержательное, технологическое обновление образования неизбежно требует изменения роли руководителя в школе, самого учителя (его профессиональных компетентностей, педагогической позиции, личностных качеств) и всей образовательной среды школы.

Какой должна быть современная школа?

В чем истинный смысл школьного образования?

Что наиболее важное и ценное приобретет выпускник школы?

Какими навыками должен овладеть современный руководитель, учитель?

Какими наилучшими способами организовать сотрудничество учителей, родителей и детей?

Что каждый из нас может привнести в создание новой образовательной среды?

Осознанный процесс нововведений в школьной среде характеризуется образовательной стратегией в логике реализации личностного потенциала:

•обеспечение жизненного успеха;

•нацеленность на «производящую мощность личности»;

•акцент на развитии инфраструктуры продуктивной занятости;

•ориентация на «продукты деятельности»;

•ориентация на отсроченные результаты образования;

•акцент на умении использовать знания;

•методология «обучение через делание»;

•школа – это место, где ребенок живет здесь и сейчас.

Данная образовательная стратегия может быть реализована при условии огромной работы каждого руководителя по саморазвитию, созданию поддерживающей среды для профессионального и личностного роста педагогов, созданию педагогической команды, вдохновленной любимым делом, формирующей новую культуру отношений в педагогическом сообществе.

Перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Задача руководителя современного образовательного учреждения заключается в создании условий для формирования новой роли учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребенку возможность проявить себя».

Как известно, в различные периоды рядовой представитель общества: будь то ученик, или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель – каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личность учителя». Интересно было узнать, каково мнение современного школьника об учителе. На самом деле, представления учеников о современном учителе не расходятся с требованиями актуальных нормативных документов, описывающих компетенции педагога. По итогам интервью получены следующие результаты. Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Но спешу заметить, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Можно назвать ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, проявляет искренний интерес к каждому ученику, заинтересовывает своим предметом, создает представление учебного предмета не как сухой и холодной науки, но как удивительного приключения человеческой мысли. Кроме того, он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Знает психологические особенности детей и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, вдохновлять, проявлять внимательность к проблемам детей, эрудирован, обладает чувством юмора.

Представления об идеальном учителе позволяют сделать вывод о том, что сегодня недостаточно быть наставником, тьютором, ментором. Приоритетом во взаимодействии с учениками объявлены поддержка детской индивидуальности, умение слушать, вдохновлять, заинтересовывать, ориентировать на успех. Это подчеркивает необходимость овладения педагогом новым статусом: педагог-коуч. Профессиональный рост современного учителя заключается не столько в достижениях, победах в различных конкурсах и участии в конференциях, сколько в осознании миссии образования на современном этапе, в овладении компетенциями по максимальному развитию личности, в результате чего возможен «сдвиг парадигмы». Однако в одиночку учитель не сможет справиться со столь сложной задачей самосовершенствования педагогического мастерства. В образовательном учреждении должна быть выстроена система поддержки педагога в его личностном и профессиональном росте, основанном на переосмыслении новой роли педагога в гуманистической парадигме.

Из всего многообразия технологий личностно-ориентированной направленности коучинг является самой оптимальной для решения всего спектра задач, связанных с формированием новой культуры образовательного учреждения, нового статуса «педагог-коуч». Хороший коучинг – это искусство, требующее глубокого понимания и большой практики, что способствует наиболее полному раскрытию возможностей этой технологии. Коучинг в школе внедряется системно по следующим направлениям: коучинг в управлении, коучинг в урочной и внеурочной деятельности, коучинг проектов, коучинг в работе с родителями, коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся.

В нашей школе работают 32 сотрудника, 21 из них – педагоги. В рамках обучения в Международном Эриксоновском университете коучинга в Москве сотрудники школы имеют возможность отрабатывать личные и профессиональные запросы с независимым коучем. Однако в самом ОУ уже сегодня работают 8 внутренних профессиональных коучей. Понимая важность жизненного баланса для каждого из работников, мы практикуем проведение коуч-сессий в формате долгосрочного коучинга. Это помогает осознать приоритеты в развитии факторов, влияющих на гармонизацию сфер, которые связаны с профессиональным и личностным развитием.

В школе реализуется программа поддержки и сопровождения личностного и профессионального роста педагога «Мосты». Данная программа реализуется профессиональными коучами школы. Само название программы выбрано не случайно. Мост всегда символизировал соединенность с самим собой, налаживание коммуникаций, установление прочных связей, преодоление препятствий на пути, продвижение вперед без ограничений, достижение взаимопонимания. Только мы с Вами вправе выбирать: строить мосты или воздвигать стены. Данная программа помогает каждому педагогу раскрываться в полной мере, получать удовлетворение от своей работы, получать максимальный эффект в достижении поставленных целей.

Цель программы: актуализация внутренних ресурсов и поддержка индивидуально-личностного развития педагогов.

Основные разделы программы:

1. Мост «Доверие»

2. Мост «Притяжение осознанной цели»

3. Мост «Ценности»

4. Мост «Фокус на компетенциях»

5. Мост «Эффективная обратная связь»

6. Мост «Приверженность»

7. Мост «Благодарность»

Программа поддержки педагога на основе коучингового сопровождения позволяет сформировать новую культуру взаимоотношений. В основу таких отношений положены пять принципов Милтона Эриксона.

1. Со всеми всё ОК.

Каждый педагог – индивидуальность, личность. Важно видеть в своем учителе-чемпионе лучшие качества, сильные стороны, позволяя ему быть собой. Ведь человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл.

2. У людей уже есть все ресурсы, которые им необходимы, чтобы достичь того, что они действительно хотят.

Учителями становятся люди, наделенные особым талантом – духовно-ценностной одаренностью. Настоящий успех для учителя – видеть, как благодаря его поддержке ученики достигают поставленных целей, становятся успешными, обретают высокий нравственный облик. Вера в огромный внутренний потенциал педагога позволяет приобретать собственный опыт, уверенность в своих силах, дает возможность учителю взять на себя ответственность за принятые решения в определенных учебных ситуациях или ситуациях общения.

3. За каждым поведением лежит позитивное намерение.

В основе любого принятого решения или действия педагога лежит позитивное намерение. Опираясь на данный принцип, коуч способен превратить неудачи и ошибки учителя в ресурс преодоления и развития, в возможность личностного и профессионального роста.

4. Люди постоянно меняются.

Позитивные изменения в развитии профмастерства и личности в целом не только возможны, но и неизбежны.

5. Люди делают наилучший выбор из доступных им возможностей.

В зависимости от обстоятельств, знаний, опыта, возможностей учитель делает выбор, принимает решение, совершает то или иное действие в педагогической коммуникации. Развитие внутреннего потенциала личности учителя зависит, в первую очередь, от того количества Выборов, которые он видит перед собой. Педагог-коуч помогает прояснить картину наилучших выборов посредством открытого диалога и создать пространство новых возможностей, способов взаимодействия для достижения наилучших результатов.

Взгляд на учителя с позиции принципов Милтона Эриксона – основа трансформационных процессов при переходе на гуманистическую парадигму.

Каждый раздел программы предполагает мастерское владение навыками и инструментами коучинга для того, чтобы помочь и руководителям, и учителям создать новые стимулы к труду, благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованного внимания к достижениям каждого, выявить профессиональную компетентность педагогов и сделать уровень профессионализма каждого учителя проявленным для самого себя и окружающих, наметить перспективы профессионального роста педагогов как важную составляющую развития ОУ в целом. Даже не обучаясь коучингу профессионально, Вы можете попрактиковать коучинговый подход для формирования навыка эффективной обратной связи. Особое значение при этом имеют доброжелательность и искренняя заинтересованность, которые невозможно ни «внедрить», ни имитировать. Если Вы действительно верите в высокий уровень профессионализма педагога, считаете его успех условием создания положительного имиджа Вашего образовательного учреждения, то рекомендую Вам воспользоваться двумя парами воображаемых очков и посмотреть сквозь них на педагога.

Программа, о которой идет речь в статье, предполагает систему взаимосвязанных событий, последовательность которых также определяется индивидуально. В числе таких мероприятий: беседы в коуч-формате, коучинг по запросу, посещение урока и самоанализ на основе открытых вопросов, долгосрочный коучинг, интервизия, супервизия. Рекомендую воспользоваться для анализа урока картой самоанализа (см. Приложение). После посещения урока дайте возможность учителю самостоятельно сделать анализ на основе этой карты. При этом помните об искренней заинтересованности и доброжелательной обстановке. Позвольте педагогу ответить на вопросы, и Вы увидите, что Вам останется только акцентировать внимание на самых удачных моментах проведенного учебного занятия. Понаблюдайте, как меняется Ваше отношение к учителю? Насколько огромен его личностный и профессиональный потенциал? Чем еще Вы можете поддержать учителя в развитии профессиональных компетенций?

Важным условием успешной реализации программы является постоянный процесс развития коучинговых навыков. С этой целью еженедельно проводятся интервизии, в ходе которых педагоги-коучи целенаправленно отрабатывают и развивают профессиональные компетенции, осуществляют поиск оптимальных путей решения различных педагогических задач, помогают достичь высокого уровня в развитии навыков работы с людьми: коллегами, родителями, детьми.

Инновационная среда в ОУ позволяет определенным образом выстроить систему самокоучинга руководителя:

1. «Авторская позиция»

2. Коуч-позиция руководителя

3. «Живой» дневник

4. Фокус на компетенциях

5. Эффективная обратная связь

6. Правило погрешности

7. Быть вкладом в людей

Созидая школу нового поколения, мы развиваем осознание новой позиции учителя и руководителя в образовательном процессе. И в связи с этим в формате долгосрочного коучинга ведется работа по совершенствованию профессионального мастерства и развитию компетенций педагога-коуча с использованием техники колеса развития: «Колесо профессионального роста», «Колесо самосовершенствования», «Колесо развития педагогических компетенций», «Колесо развития навыков педагога-коуча». В рамках методической платформы «Коучинг в образовании» 4 раза в год учителя школы представляют в форме презентаций и мастер-классов свои наработки, связанные с эффективным применением инструментов коучинга на уроке или внеклассном занятии, с целью получения профессиональной обратной связи, возможности что-то улучшить, поделиться опытом с коллегами. Следует отметить, что глубинная работа в рамках поиска оптимальных путей решения поставленных перед школой и каждым педагогом задач позволяет разрушать привычные рамки, видеть новые возможности, открывать пространство для творчества, совместного проектирования. Наилучшим способом продвижения в достижении планируемых результатов сегодня педагоги считают коуч-сессии по запросу, когда каждый из них может стать коучем другого учителя; самокоучинг; коучинг команд в случае работы творческих групп учителей в формате коучинга.

Таким образом, за последнее время в нашем учреждении произошли важные изменения в культуре педагогического взаимодействия, основанные на следующих новообразованиях:

• умение слушать;

• уважение мнения коллег;

• умение дать эффективную обратную связь;

• акцент не на ошибки, а на успешный опыт;

• готовность поддержать коллег в решении важных профессиональных и личных задач.

Удивительным образом навыки коучинга, освоенные педагогами и системно используемые ими в общении с детьми и их родителями, становятся новым способом взаимодействия и на уровнях ученик – ученик, ученик – родитель, учитель – ученик, учитель – родитель.

При реализации программы поддержки личностного и профессионального роста педагога на основе коучингового подхода происходит трансформация принципов педагогического взаимодействия. Это позволяет формировать в педагогическом коллективе определенный профессиональный стандарт, являющийся синтезом требований современного профессионального стандарта педагога и 11 компетенций коуча.

Так сегодня в основе профессионального мастерства педагога-коуча в нашей школе осознанно приняты следующие компетенции:

• компетенции в области личностных качеств (умение видеть сильные стороны и перспективы развития каждого обучающегося; умение создавать доверительные отношения; умение организовать деятельность для достижения намеченных целей; умение сохранять самообладание в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой; самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане);

• компетенции в области постановки образовательных целей и задач (уметь вовлечь обучающихся в постановку целей и задач образования; создавать видение наилучшего результата учебной деятельности и способов его достижения);

• компетенции в области мотивации (умение создавать ситуации успеха для каждого из обучающихся; уметь активизировать творческие способности; поощрять выход за рамки требований программы; предоставлять возможность самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности; создавать условия для расширения горизонтов познания);

• компетенции в области организации образовательного процесса (поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся; учитывает мнение родителей, коллег при принятии педагогических решений; умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, коллегами; умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами; поддерживает в прояснении личностных смыслов учения с помощью инструментов коучинга; осуществляет психолого-педагогическую поддержку обучающихся в учебном процессе посредством коучингового подхода; создает вариативное поле учебных возможностей для учеников; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся, в том числе с использованием инструментов: шкала 1—10, колесо развития; организует исследовательскую деятельность обучающихся; акцентирует внимание на достигнутом; проясняет, что можно сделать по-другому для достижения планируемого результата; развивает способность ученика принимать решения, работать с ключевыми проблемами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, анализировать свой опыт и черпать из него знания);

• компетенции в области информационного обеспечения образовательного процесса (владеет современными методами личностно-ориентированного обучения; использует инструменты коучинга в учебном процессе для достижения планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных; ориентируется в социальной ситуации класса, учитывает взаимоотношения обучающихся; имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными запросами).

Говоря о системном внедрении коучинга в образование и развитие профессионального мастерства современного педагога, педагог-коуч придерживается формы коучинга, определенной Международной федерацией коучей (ICF), при которой уважается личный и профессиональный опыт обучающихся, и каждый из них рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность. Опираясь на этот фундамент, педагоги-коучи берут на себя ответственность:

• поддерживать учащихся в прояснении целей, которых они желают достичь;

• создавать ситуации успеха для самостоятельных открытий учеников;

• выявлять разработанные учеником решения и стратегии;

• наделять ученика ответственностью и контролем;

• быть способным учиться у своих учеников.


Главными преимуществами использования коучинга в развитии профессионального мастерства современного педагога являются следующие новообразования и позитивные изменения в образовательном пространстве школы:

• возрастает инициативность, творческий подход к решению педагогических задач;

• улучшаются взаимоотношения в команде, с учениками и родителями;

• происходят позитивные изменения в личной жизни коллег;

• эффективно используются навыки и ресурсы учителей в реализации образовательных проектов;

• повышается мотивация педагогической команды и каждого учителя;

• коучинг – мета-навык по гармонизации личностной и профессиональной сфер;

• культурная трансформация в педагогической среде позволяет ощутить действенные результаты погружения в гуманистическую парадигму.

Надеюсь и верю, что главным новообразованием в педагогической среде, благодаря реализации программы поддержки и сопровождения личностного и профессионального роста педагога на основе коучингового подхода, овладения коучингом как мета-профессией для современного учителя и руководителя школы станет коучинговая культура взаимоотношений, позволяющая эффективно справляться с вызовами современности. Руководитель школы сегодня – источник вдохновения и позитивного восприятия мира, признающий уникальность личности каждого педагога, стремящийся к саморазвитию и открывающий новые горизонты познания для своих коллег. И задача руководителя, управленческой команды создать оптимальные условия для реализации внутреннего потенциала учителя. Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».


Карта самоанализа урока

Ф.И.О. учителя _______________________________________

Дата _______ Класс ________

Тема __________________________________________________


1. Какого наилучшего результата Вы хотели достичь на данном уроке?

2. Почему это важно?

3. Насколько Вам удалось достичь этого результата? Оцените по шкале 1—10.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Насколько высокой была мотивация учащихся на данном уроке?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Что способствовало высокой мотивации?

6. Что помешало успешному мотивационному началу урока?

7. Что сделаете по-другому для вовлечения и заинтересованности учащихся в изучении данного предмета, темы?

8. Какие цели урока были поставлены?

Насколько они достигнуты?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Как Вы поняли, что цели (или актуальный уровень достижения) достигнуты?

10. Какие УУД развивались в контексте данного урока?

Личностные______________________________________________

Познавательные _________________________________________

Регулятивные ____________________________________________

Коммуникативные _______________________________________

11. Какие виды деятельности наиболее эффективно сработали на развитие данных УУД на уроке?

12. Что можно улучшить, чтобы повысить эффективность урока с позиции развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий?

13. Какие личностно-значимые цели учащихся относительно данного урока были поставлены?

14. Насколько они реализованы?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Как Вы это поняли?

15. Как ведется система фиксации трудностей каждого обучающегося?

16. Почему это важно?

17. Насколько Вы удовлетворены данным уроком?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Какие компетенции современного педагога Вы развивали на данном уроке?

19. Над чем хотели бы еще поработать?

20. Насколько учащиеся были удовлетворены результатами и процессом урока?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21. Как Вы это поняли?

22. Что помогает Вам сохранять приверженность в развитии профессиональных компетенций на каждом уроке?

23. Какой самый лучший совет Вы бы дали себе при подготовке следующего урока в данном классе?