Создание высокоэффективной культуры
образовательного учреждения с помощью
технологий коучинга
Ирина Шелудько,
коуч РСС ICF, сертифицированный тренер и тьютор по развитию эмоционального интеллекта
(Москва, РФ)
В любой организации есть своя неповторимая культура, но является ли сложившаяся организационная культура конкурентным преимуществом? В статье рассмотрены надежные технологии исследования и создания сильной организационной культуры образовательного учреждения как определяющего фактора эффективного, отвечающего современным требованиям обучения молодых людей будущего.
Ключевые слова: организационная культура, корпоративная культура, образовательное учреждение, обучение, коучинг, технологии коучинга, педагог, организация, изменения, модель Денисона.
Irina Shelud’ko, Business Coach PCC ICF, MBA, certified trainer on emotional intelligence. Former President of ICF Russia Chapter (2014—2015). Founder of Youproject.
Creating a high performance culture of educational institutions with the help of coaching solutions
A unique culture exists in any organization, however, is the prevailing organizational culture a competitive advantage? The article describes reliable technologies of research and creation of a strong organizational culture of an educational institution as a determining factor of an effective, up-to-date training of young people of the future.
Keywords: organizational culture, corporate culture, educational institution, training, coaching, coaching technology, teacher, organization changes, the Denison’s model.
Если вы не будете управлять культурой, она будет управлять вами.
Мир, в котором мы живем
На фоне глобальных изменений, в том числе, в системе образования, когда доступность информации высока, технологии дистанционного обучения стремительно развиваются, а молодые люди большую часть знаний черпают не только из школьных учебников, наши образовательные учреждения находятся под сильным давлением. Изменения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Если раньше было все понятно и предсказуемо, сегодня времена тотальной неопределенности, скорость изменений постоянно увеличивается, технологии, профессии стремительно теряют свою актуальность.
Для того чтобы справляться с нагрузками на огромных скоростях, нужны не только новые технологии, более гибкие, способные интегрироваться в постоянно изменяющие процессы, но и молодые люди, которые будут создавать технологии будущего. Сложность в том, что нашим школам, колледжам, институтам, необходимо быть на шаг впереди, чтобы готовить будущих специалистов, которые смогут отвечать вызовам современности. Это не простое время для системы образования. В таких условиях чаще всего мы уделяем внимание краткосрочным стратегиям развития, планам действий, тогда как внимательный взгляд на культуру может усилить организацию, сделать ее более живой, конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
Коучинг родился в ответ на запрос бизнеса, когда нужна была технология, которая объединяла лучшие практики и методы из психологии, нейрофизиологии, менеджмента, консалтинга, спорта. Сегодня для трансформации системы образования мы можем заимствовать лучшие инновационные практики – будь то современная модель организационной культуры или инструменты коучинга.
Сегодня современные технологии активно приходят в систему образования на всех степенях – среднее, высшее или бизнес-образование. Мы видим творческое использование инструментов коучинга на уровне неравнодушных педагогов, хотя по большей части это их личная инициатива. Есть яркие примеры управления школой. В плане использования персонального коучинга как способа поддержки педагогов – это скорее разговор будущего.
Тем не менее это напоминает точечную мозаику: здесь использование технологии коучинга на уроке географии; здесь в начальной школе; в профориентации; в проектной работе – и совсем мало системного применения коучинга как культуры взаимодействия друг с другом. Именно поэтому мне представляется важным начать разговор о коучинге как технологии, способствующей формированию сильной культуры.
Управление изменениями в культуре
Если учебное заведение серьезно думает о системном внедрении коучинга как стиля обучения, управления, культуры взаимодействия, то сделать первый шаг к трансформации культуры можно с помощью исследования уже сложившейся культуры по модели Денисона – это поможет обратить внимание на те аспекты, которые менее всего представлены в культуре организации.
Модель Денисона отражает целостный подход и ключевые составляющие современной организации, строится на оценке, данной всеми сотрудниками коллектива по четырем ключевым показателям: Миссия, Способность к адаптации, Вовлеченность и Согласованность.
Рис. Модель исследования организационной культуры Денисона
В свою очередь каждый показатель состоит из трех индикаторов, что позволяет подробно рассмотреть 12 характеристик организационной культуры. В сердце модели лежат верования и ожидания (убеждения) организации – это то, что оказывает сильное влияние на культуру, хотя часто мы это не осознаем или не всегда можем быстро сформулировать.
В основе алгоритма лежат инструменты, широко применяемые в коучинге: колесо и шкалирование. В данной модели каждому участнику исследования предлагается выразить свое согласие или несогласие по шкале от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен). В каждом секторе по 15 вопросов, всего их для исследования 60 (см. Приложение к статье). В зависимости от того, к какому сектору тяготеет организация, можно думать, какая культура является преобладающей. Дениэл Денисон отмечает, что наиболее эффективные организации имеют сбалансированный профиль с высокими показателями по всем секторам модели. Каждый показатель является жизненно важным для сильной организационной культуры. Рассмотрим коротко каждый из них.
Вовлеченность
Это командное взаимодействие, высокий уровень сопричастности и ответственности всего коллектива. Здесь мы отвечаем на вопрос: кто мы как команда?
Адаптивность
Здесь мы отвечаем на вопрос: слушаем ли мы рынок? Это то, как организация замечает даже самые слабые сигналы рынка, которые, по сути, еще и сигналами не являются, а только слабые звоночки, и трансформирует их во внутренние поведенческие изменения, т.е. это способность организации меняться и обучаться быстро. Именно здесь коучинг может быть максимально эффективным, так как его основная задача – сопровождать в изменениях, способствовать адаптации в постоянно меняющихся условиях. Без способности меняться, быстро внедрять новые решения сложно представить себе конкурентоспособные организации сегодня.
Миссия
Четкое направление движения, цели развития и действия организации. Здесь мы отвечаем на вопрос: куда мы идем? Что делаем? Миссия – это не просто красивые слова про совместное видение и ценности, это не существительные, а исключительно глаголы, т.е. миссия – это то, что мы делаем. В успешной организации сотрудники хотят быть вкладом и ориентируются на цели организации.
Согласованность (Последовательность)
Ключевое здесь согласие, способность сотрудников приходить к единому решению, уметь договариваться. Отдельно стоит отметить способность к интеграции, когда в уже действующую систему, иногда довольно бюрократическую, с большим количеством правил, формальных процедур, сложно внедрять новые, иногда кардинально новые форматы управления, развития и обучения, развивать другой склад мышления и поведения. Здесь мы задаем себе вопросы: осознаем ли мы возможности? Как мы будем использовать возможности?
Сила модели Денисона, не только в исследовании (диагностике), но и управлении организацией, когда коллектив вместе с руководителем развивает новые поведенческие и управленческие стратегии, основанные на общей системе ценностей и совместном видении будущего.
Конец ознакомительного фрагмента.