Вы здесь

Сборник тезисов IV Международной конференции «Коучинг в образовании» 22–24 ноября 2016 года. Часть 1. Коучинг в школьном образовании (учебном и воспитательном процессе). Коучинг в вузе. Коучинг в профориентации школьников и студентов. Урок в коуч...

Урок в коуч-формате: формирование личностных и метапредметных результатов при помощи коучинговых практик

Кузнецова Инга Викторовна, учитель высшей категории,

методист КГАОУ «Краевой центр образования»

(г. Хабаровск, РФ)

В данной статье рассматриваются вопросы формирования личностных и метапредметных результатов, определены и прописаны основные этапы урока в коуч-формате, даны примеры артефактов и учебных ситуаций. Также схематично представлена информация о том, какие УУД формируются в рамках урока в коуч-формате, каким образом и при помощи каких коучинговых инструментов.

Ключевые слова: урок в коуч-формате, вдохновение, артефакт, учебная ситуация, колесо достижений, сильные вопросы, УУД, метапредметные и личностные результаты.


Инновационные процессы в образовании требуют новых подходов к обучению. Понимая, что задача образовательного процесса сегодня состоит не столько в передаче знаний, умений, навыков, сколько в личностном развитии учащегося, мы искали технологии, которые бы помогали нам эти задачи решить. Как сделать так, чтобы ребенок относился к учебе более осознанно, а знания, которые он получает, имели бы для него личностный смысл? Как ему прийти к внутреннему пониманию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей?

Требования к результатам подготовки учащихся, определяемые ФГОС, подразделяются на три группы: личностные, метапредметные и предметные.

Если с предметными результатами картина более менее ясная, в силу разработанных критериев контроля и оценки их качества, то с первыми двумя ситуация неоднозначная. Для многих учителей малопонятны и средства, и технологии формирования личностных и метапредметных результатов.

Между тем, метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы предполагают формирование у учащихся умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты в свою очередь предполагают личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Эти задачи помогает решать коучинг, так как в его основе лежит постановка и достижение целей путем мобилизации внутренних ресурсов человека, развитие и совершенствование его способностей, обращение к его истинным потребностям. Коучинговая технология имеет богатый инструментарий, благодаря которому учитель – коуч может подобрать наиболее подходящую комбинацию для каждого конкретного ученика и его ситуации. Инструменты коучинговой технологии просты в применении, а главное – действенны, так как помогают эффективно решать заявленные проблемы.

Коучинг – это про смыслы, осознанность и вовлеченность, это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов развивать гибкость мышления, адаптивность к изменениям, чувство ответственности.

Как спланировать и провести урок в коуч формате?

Дизайн урока каждый выбирает самостоятельно!

Цель урока: чего вы хотите достичь, кому и зачем это нужно?


Рис. 1. Цель урока в коуч-формате


Задачи: шаги, которые вы совершите для достижения цели.

Построение урока в коуч-формате предполагает пять этапов:

· Вдохновение. Вхождение или погружение в тему, актуализация прежних знаний и умений.

· Формирование ожиданий обучающихся

· Проработка содержания темы и постановка цели

· Введение и закрепление нового материала. Актуализация новых знаний.

· Подведение итогов. Рефлексия

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

1 этап.

На первом этапе проектируем учебную ситуацию-мотиватор с использованием АРТЕФАКТОВ, определяемся с ее типом. Артефакты – это самый верный способ инициирования у обучающихся интереса к познанию.

Примеры артефактов:

ü Ролик

ü Провокационный вопрос

ü Интересные факты

ü Любой предмет

ü Притча

ü Что-то другое, что будит воображение, вызывает сомнение, заставляет задуматься.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.


Рис. 2. Типы учебных ситуаций.


Типы учебных ситуаций:

• ситуация проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);

• ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение;

ситуация-иллюстрация – прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал;

• ситуация-тренинг – образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию);

• классическая ситуация (дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной, учащиеся должны самостоятельно вычленить из ее контекста вопрос: по поводу чего им следует принять решение);

живая ситуация (берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило);

• действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту (учащимся предлагается ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).

Пример артефакта и учебной ситуации:

Класс 8

Предмет английский язык

Тема урока «Money in our life»

1. Формулируем цель урока (цель формулирует для себя учитель)

Ученик научится:

Распознавать в речи money expressions Second conditional

Ученик получит возможность:

Употреблять правильно в речи money expressions и условные предложения 2 типа second conditionals.

Осознать, что деньги не являются самоцелью, они лишь средство для осуществления задуманного.

2. Проектируем учебную ситуацию-мотиватор с использованием АРТЕФАКТОВ, определяем ее тип.

Артефакт – короткометражный фильм «The black hole» https://vimeo.com/15759511

Ситуация -оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение.

What would you do if you had a black hole like the one in the film?

Что бы Вы сделали, если бы оказались в такой же ситуации, как герой фильма?

3. Формулируем вопросы к учебной ситуации, способствующие возникновению желания учиться и получать знания на уроке.

1. How important is money for you?

Насколько важны для Вас деньги?

2. What’s the best way of getting rich?

Какой способ разбогатеть является наилучшим?

3. What would you do if suddenly became rich?

Что бы вы сделали, если бы внезапно разбогатели?

4. What would the world be like without money?

Каким бы был наш мир без денег?

5. What would you do if money was no object?

Чем бы Вы занимались, если бы денег не существовало?


2 этап

Формирование ожиданий обучающихся.

Цель на урок. Формулируют учащиеся.

Вопросы учащимся:

Что будет наилучшим результатом?

Чего бы ты хотел достичь за эти 45 минут?

Как ты поймешь, что достиг результата?

Какие вы можете сделать предположения о теме сегодняшнего урока?

3 этап

Проработка содержания темы. Прорабатывать содержание можно как по разделам, так и поурочно. На этапе проработки содержания темы уместно выстраивать работу с помощью колеса достижений и сильных вопросов:

Какие понятия вам знакомы?

Знания о каких вам хотелось бы расширить?

Какие понятия для вас оказались новыми?

Что нужно сделать, чтобы узнать о них?

Для чего вам нужны знания о этих понятиях?

Учащиеся подписывают названия секторов, исходя из того, что они должны знать и уметь к концу раздела (или урока). Если это работа с классом, то уместно совместное заполнение и обсуждение. Необходимо совместно определить идеальный результат по каждому сектору, чтобы у учащихся было ясное понимание, к чему следует стремиться. Имея представление о том, куда обучающийся хочет прийти в идеале, он отмечает на «колесе», где находится сейчас (по собственным ощущениям от 1 до 10). Таким образом мы получаем отправную точку и конечную точку. На основании такой шкалы можно увидеть:

– с чего начинать работу;

– на что обратить особое внимание в процессе обучения;

– какова динамика продвижения к 100%.

Рекомендуем учащимся отмечать «прирост» умений разными цветами в разные промежутки времени. Таким образом, визуально прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям. Именно на этом этапе учащиеся формулируют цель урока.


Рис 1. Пример колеса достижений


Рис. 2. Пример колеса достижений


Рис. 3. Пример колеса достижений


4 этап – Основная часть.

5 этап – Подведение итогов. Рефлексия

Проанализируйте ваше колесо достижений:

1. Отметьте, что в нем изменилось.

2. Кто продвинулся?

3. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

4. Что помогло тебе продвинуться по шкале?

5. Что наиболее ценное было для тебя на уроке?

6. Как ты можешь пойти дальше?

7. Какие знания, полученные ранее, вам пригодились?

8. Все ли ожидания реализовались?

9. Если нет, то что можно сделать для их исполнения.


Вашему вниманию предлагаю таблицу, чему научатся ученики на уроке в коуч-формате




В завершение мне хотелось бы рассказать Вам небольшую историю из книги «Когда Бог смеется» Энтони де Мелло: «Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их семилетнему сыну.

– Что вы будете заказывать?

Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнес:

– Я бы хотел хот-дог.

Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:

– Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.

Официантка проигнорировала ее слова.

– Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? – спросила она мальчика.

– С кетчупом.

– Я буду через минуту, – сказала официантка и отправилась на кухню.

За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец мальчик посмотрел на присутствующих и сказал:

– Знаете что? Она думает, что я настоящий!»

Вам ничего не напоминает? Мне кажется, этот пример довольно красноречиво показывает, что происходило и происходит в нашем образовании. Умение считаться с выбором ребенка, его желаниями, его потребностями- это как раз то, что привносит в деятельность учителя коучинг. И в наших с Вами силах разглядеть то настоящее, что есть в каждом ребенке, уважая и принимая его таким, какой он есть.