Вы здесь

Сборник статей. 2013 г., часть 2. 4. Исследование личности Иисуса Христа продолжается! (Андрей Тихомиров)

4. Исследование личности Иисуса Христа продолжается!

Иисус Христос, скорее всего, был лидером кумранитов. Кумраниты это члены религиозной общины, существовавшей во 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. в районе Кумрана на берегу Мертвого моря (современная Иордания). Они исповедовали иудаизм, но не признавали власти первосвященников, свою общину называли Новый союз (имея в виду союз с богом), а себя – «сынами света», «нищими», «простецами», вспомним высказывание Христа: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство небесное». Кумраниты верили, что наступит решающая схватка «сынов света» с «сынами тьмы» – и зло будет побеждено. В ожидании этого кумраниты жили замкнутой общиной. Они ввели общность имущества, совместный труд, осуждали рабство. Чтобы попасть в общину, нужно было пройти через испытания. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина: во главе стояли жрецы: «младшие» члены (т. е. еще не прошедшие всех испытаний) подчинялись «старшим». Основателем общины считался некий «учитель праведности», который умер, преследуемый «нечестивым жрецом». Они верили, что он вернется на землю. Кумраниты были частью более широкого движения эссенов. Их община была уничтожена во время восстания против римлян в Иудее (66—73 гг. н.э.). Их идеология оказала большое влияние на формирование раннего христианства. Вполне можно предположить, что существовали связи кумранитов-эссенов с вечным врагом Рима – Парфией (современный Иран), которой было выгодно любое противодействие римским властям, а так как кумраниты-эссены выступали против Рима, а также компрадорской верхушки еврейского государства и иудейских священников, то их необходимо было всячески поддерживать (в частности, тайно, на уровне неких «ангелов», т.е. вестников воли парфян), чтобы ослабить, а затем и захватить еврейские территории. Вожди народных движений должны были быть «божьими избранниками», иначе за ними никто не пошел бы, поэтому было важно им самим внушить, что они «избранные», многие вожди сами верили в то, что они «избраны самим Богом» для освобождения от нечестивого ига. Кукловоды же управляли вождями и народными движениями закулисно, чтобы не вызывать ненужных подозрений в ангажированности всего «революционного процесса». Сейчас методы такие же!

В этом же районе найдены до 40 тысяч различных рукописей, получивших название кумранских, главным образом на иврите, греческом языке и арамейских диалектах. К произведениям самих кумранитов относятся Устав общины, Свиток войны, Свиток гимнов, комментарии на пророчества и ряд др. В Уставе речь идет о целях общины, порядке приема членов, их обязанностях. Проводится идея о борьбе царства света и праведности с царством тьмы и зла. В Свитке войны изображена последняя схватка между ними. Комментарии расшифровывают различные пророчества. Эссены или ессеи – иудейская секта, сведения о которой сохранились у писателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. Эссены образовывали общины, в которых, как правило, отсутствовала частная собственность, осуждалось рабство, обязательным был физический труд, в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что эссены жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег («Естественная история», V, 17, 73). Их общины носили замкнутый характер, попасть в них было трудно. Они принимали активное участие в антиримском восстании в Иудее, за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергали пленных эссенов жестоким пыткам («Иудейская война», II, 8, 2—13). Большинство ученых причисляют к эссенам и кумранитов.

Многие исследователи полагают, что «учителем праведности» вполне мог быть Иисус Христос, его нельзя было называть по имени по религиозным и политическим причинам, в частности, из-за того, что рукописи могли попасть в руки врагов общины и их «учитель» и они могли пострадать. «Нечестивый жрец» – это, скорее всего, верховный иудейский первосвященник Иосиф, который получил прозвище Каиафа, упоминающийся в Новом завете, с арамейского языка его имя переводится буквально «смирение». Среди иерусалимских первосвященников вообще никогда не было ни одного Каиафы, с самого начала и до самого конца – 79 года н.э., когда последний из них, Фанаиас, сын Самуила, стал свидетелем падения Иерусалима и разрушения Иерусалимского храма. Зато был Иосиф из рода Иуды; он оставался первосвященником восемнадцать лет, вскоре после того, как Понтий Пилат был отстранен от управления над Иудеей, Каиафа, «смиренно» подчинявшийся Пилату и покорный Риму (18 лет на своем посту!), был лишен звания первосвященника. Иначе говоря, Иосиф был на своем посту и три года спустя после имевшего место распятия Христа в 33 году. А затем его функции перешли к Ионафану из рода Анании. Анания, который в традиционном переводе превратился в Анну (упоминается в Евангелии от Луки, в качестве Анны, где наряду с ним упоминается и другой первосвященник Каиафа, хотя во все эпохи верховным священником у евреев одновременно мог быть только один человек). Впрочем, Лука изрекает это лишь в связи с предсказаниями Иоанна Крестителя, а когда дело доходит до страстей господних, он говорит только об одном первосвященнике, не упоминая даже его имени), стал первосвященником через год после низложения Архелая и замены царя иудейского римским прокуратором, то есть в 7 году нашей эры. Он сменил предшествовавшего ему Иисуса, сына Сиаха, и был девятнадцатым по счету первосвященником, если начинать с Иуды Маккавея. С 7 по 18 год эту высшую у евреев священную должность последовательно занимали три первосвященника: Исмаил, сын Фабии, Елеазар, сын покойного Анании, и Симон, сын Камита. В 19 году в этот верховный сан был возведен Иосиф из рода Иуды.

Хронология иерусалимских первосвященников сохранилась в трудах писателей периода первых римских цезарей. Возможно, было соперничество между Иисусом и предавшим его Иудой именно из-за борьбы за первенство в общине.

В четырех Евангелиях много противоречий, которые происходят по причине того, что сведения об Иисусе передавались из уст в уста и, естественно, со временем искажались. Если опросить даже очевидцев тех или иных событий, наблюдавших одновременно за какими-либо происшествиями, так и они могут дать самые разноречивые показания, это зависит от пола, возраста, эмоциональной напряженности, усталости и других причин. Кроме того, во времена Августа и Тиберия в Палестине появлялись самые различные люди, называвшие себя мессиями. Патриотизм евреев, особенно народных масс, был высок; никто не желал мириться ни с римским завоеванием, ни с властью царей из династии Ирода, ибо они тоже были чужестранцами, пришедшими из Идумеи. Таких мессий было в действительности немало. Все они называли себя посланцами бога, пришедшими освободить свой угнетенный народ и вернуть детям Израиля первородство, предсказанное пророками. Возбужденное мессианскими надеждами население легко откликалось на зов пророков, вспыхивали волнения, которые затем жестоко подавлялись. В ответ на кровавые расправы римлян возникла группировка «зелотов», призывавших к борьбе с римлянами не на жизнь, а на смерть. Террористы, так называемые «сикарии» («кинжальщики»), свирепствовали в городах Галилеи и Иудеи, убивая в уличной толпе захватчиков и их еврейских приспешников. Прокуратором Иудеи был Понтий Пилат, человек грубый и ограниченный, не понимающий психологии населения управляемой им провинции, словом, тупой римский чиновник. Обстановка обострялась еще и тем, что и еврейская верхушка не пользовалась в народе популярностью. Ирода, четвертовластника Галилеи, из опасения мятежа казнившего Иоанна Крестителя, считали безвольным орудием Рима. Священники составляли мощную, богатую аристократическую касту, далекую от народа и сохранявшую лояльные отношения с римлянами.

Иисус, как смутьян, был крайне опасен для иудейской верхушки, боявшейся ухудшению отношений с Римом. Тогдашний первосвященник Иудеи Иосиф – Каиафа соблюдал в отношениях с Пилатом полную видимость лояльности и, возможно, именно благодаря этому продержался на своей должности целых 18 лет. Въезд Христа в Иерусалим совпал с приближением праздника пасхи. В Иерусалим и его окрестности стеклись толпы паломников. В этой толчее недолго было вспыхнуть беспорядкам. Сознавая это, римляне и священника усилили бдительность и чрезвычайно подозрительно относились ко всему, что хотя бы отдаленно походило на политическую демонстрацию. Иудейские иерархи приняли решение арестовать Иисуса: «Если оставим его [Иисуса] так, то все уверуют в него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (11: 48 Иоанна). А первосвященник Каиафа добавил: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (11: 50). Таким образом, арест Иисуса был вызван политическими причинами. Правящая каста священников, которая обладала властью и богатством, боялась народных выступлений, которые могли послужить предлогом для репрессий со стороны римских войск и поставить под угрозу их имущество и привилегии. Вот и главные причины конформизма богатых! Иисус был схвачен и препровожден в римский трибунал, где и был приговорен к распятию как политический преступник. Однако самый суд в таком виде, в каком мы знаем о нем из евангелий, является, очевидно, драматическим воплощением настроений вражды и ненависти к евреям, вспыхнувших в христианских кругах в первые годы после разрушения Иерусалима, когда, в связи с большим притоком в эллинские города еврейских беженцев, начались резкие столкновения и конкурентная борьба между общинами двух родственных религий. В этой атмосфере споров и взаимных обвинений в среде христиан возникло и укоренилось убеждение, что не римляне виноваты в гибели Иисуса, а евреи, приговорившие его к казни за то, что он явился им как сын божий. Это тяжкое обвинение, которое было поначалу лишь оружием в ожесточенной полемической борьбе, вскоре превратилось в сознании последователей Иисуса в неоспоримый исторический факт. И евангелисты, фиксируя это стойкое мнение, считали, что пишут чистую правду. В евангелиях можно даже проследить эволюцию этих антиеврейских настроений. В двух более ранних евангелиях (от Марка и от Матфея) в выдаче Иисуса римлянам и в его казни обвиняются только еврейские первосвященники и старейшины (Матфей, 27: 1; Марк, 15: 1). Вероятно, эта версия, хронологически самая древняя, ближе всего к истине. А в двух других евангелиях обвиняются уже не руководители, а все иудеи вообще. В Евангелии от Луки смерти Иисуса требует толпа, собравшаяся перед дворцом Пилата, а в Евангелии от Иоанна сказано, что иудеи увели и распяли Иисуса. Связана с антиеврейскими настроениями и явственно проступающая в евангелиях тенденция к реабилитации Пилата. В основе этой тенденции лежали изменения, происходившие постепенно в классовой структуре христианских общин. Над беднотой, составлявшей первоначально большинство верующих, брали понемногу верх представители средних, более зажиточных общественных слоев. Стремясь сохранить в неприкосновенности свой устоявшийся жизненный уклад, эти люди искореняли в христианстве все элементы изначального социального радикализма и всячески стремились убедить римские власти в том, что приверженцы Иисуса всегда были лояльными Риму.

Время распятия Иисуса Христа Матфей описывает так: (гл. 27, ст. 45—50): «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» – прошла песчаная буря. Апостол Иоанн описывает, что Иисус закричал: «Жажду!», только тогда солдаты по просьбе распятого поднесли ему губку и он высосал уксус. Преклонив главу, Иисус пробормотал: «Свершилось» – и испустил дух, при этом один из воинов ткнул покойника копьем под ребро, откуда «тотчас истекла кровь и вода», то есть сердце работала и Иисус был жив, он, скорее всего, впал в кому.

Занавес Иерусалимского храма разорвался из-за землетрясения. Земля в свою очередь потеряла голову в связи с землетрясением. Ее начала бить нервная дрожь, и какое-то время – евангелие не уточняет какое, но, должно быть, достаточно продолжительное – она тряслась, как в падучей. В нескольких местах она даже разверзлась! Все это вполне можно объяснить с точки зрения того, что произошел подземный толчок. Одновременно многочисленные могилы разверзлись, покойники приподняли надгробные плиты и высунулись из-под обломков из обвалившихся зданий: «И, выйдя из гробов по воскресении его, вошли во святой град, и явились многим» (Матфей, гл. 27, ст. 53), то есть это были люди, спасшиеся после землетрясения.

Чтобы понять, как могла возникнуть вера в воскресение Иисуса, необходимо помнить об особенностях мышления людей древнего мира. Предположение, что человек может физически подняться из могилы, не было для них чем-то необычным. Это одна из древнейших эсхатологических идей человечества. Однако непосредственное, прямое влияние на умы ранних христиан в этом отношении оказали верования Египта, Персии и некоторых восходящих к ним сект иудаизма. По представлениям египтян, умершие, после того как Осирис рассмотрит их хорошие и плохие поступки на земле, возвратятся в свои телесные оболочки; поэтому египтяне мумифицировали тела умерших и хранили их в пирамидах или в скальных гробницах. Телесное бессмертие проповедовала также религия Заратуштры, в особенности же митраизм. Являвшийся в первые века нашей эры опасным соперником христианства, митраизм главное ударение в своих догмах делал на обещании воскресения усопших. Что касается иудаизма, то идея физического бессмертия, ведущая, по всей видимости, свою родословную от персидских источников, явственно проступает в пророческих книгах Ветхого завета. Согласно этим пророчествам, когда-нибудь настанет «день Яхве»: страшный суд и новая, счастливая эра в истории человечества. В этот день мертвые поднимутся из могил, чтобы предстать перед судом божьим, который их оправдает или осудит. При этом одни говорят, что все люди воскреснут и предстанут перед судом, другие – что это случится только с иудеями. Есть еще и такие пророчества, по которым воскреснут одни лишь праведники, остальные же, отягченные грехами, будут обречены на вечное пребывание в «шеоле» – подземном царстве теней.

Поэтому ученики Иисуса поверили в его воскресение. Это объясняется тем, что они принадлежали к своей эпохе и были во власти ее понятий и представлений, а также, и прежде всего, их душевным состоянием после гибели любимого Учителя. Подавленные скорбью, отчаянием и угрызениями совести – ведь они отступились от него в самые тяжелые минуты его жизни, – удрученные ослаблением веры в его миссию и невозможностью понять смысл его позорной смерти на кресте, они внезапно воспряли духом и возликовали: Иисус воскрес!

(Дополнение. Мужчина в Индии очнулся в морге за несколько минут до вскрытия после того, как был признан врачами мертвым. Как пишет Daily Mail, он был найден без сознания в автобусе в Мумбаях. Его доставили в больницу, где медики не смогли нащупать пульс. Этот инцидент привлек внимание полиции. «Это серьезная небрежность врача. Мы попросили главу госпиталя написать отчет о проведении внутреннего расследования по данному делу. После этого врач должен понести ответственность», – рассказал шеф полиции Яшудас Горд. Врачи больницы сообщили, что доктор, который проводил обследование тела, не был знаком с особой процедурой. Согласно ей, человек, признанный мертвым, должен пролежать при комнатной температуре несколько часов на случай, если врач все же ошибся в своем диагнозе. К тому же доктор попытался скрыть проявление своей халатности. В полиции сообщили, что он хотел уничтожить свидетельство о смерти. Из-за этого правоохранители намерены начать расследование. Ранее в Гондурасе 16-летняя беременная девушка пришла в себя спустя сутки после своих похорон. Однако, как писали Дни.Ру, она умерла, пока ее пытались извлечь из могилы. Далее: https://news.rambler.ru/asia/31614277/?utm_content=rnews&utm_medium=read... На севере Испании труп ожил в морге прямо перед вскрытием. Об этом пишет «Газета.ру» со ссылкой на издание The Local. «Мертвый» индиец ожил за минуту до вскрытия. Сотрудники морга собирались произвести вскрытие, когда из мешка с телом вдруг раздался храп. Патологоанатомы помогли «живому трупу» выбраться из мешка и отправили его в больницу. Там мужчине поставили диагноз каталепсия – состояние, при котором отмечается значительное снижение или потеря чувствительности к любым внутренним и внешним стимулам. Издание отмечает, что мужчине, чуть не ставшему жертвой вскрытия, было 29 лет, и он отбывал заключение в тюрьме региона Астурия. Перед тем как отправить мужчину в морг, его смерть констатировали три врача. Далее: https://news.rambler.ru/incidents/38838103/?utm_content=rnews&utm_medium... «Краеугольный камень» христианства вера в то, что Иисус Христос умер на Т-образном кресте, а затем «чудесным образом», по «распоряжению» своего папы Яхве, воскрес. Однако наука доказала, что Иисус Христос не умер на Т-образном кресте, а ВПАЛ В КОМУ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.»: http://atheo-club.ru/newphpBB/viewtopic.php?f=3&t=4836&start=150).

Первой увидела его, должно быть, Мария Магдалина, особенно предрасположенная к подобным видениям. Иисус изгнал из нее в свое время семь демонов, из чего можно заключить, что она временами страдала каким-то психическим расстройством. Психологической науке известно, сколь заразительны такие видения. Произошла как бы цепная реакция, и Иисуса вскоре увидели многие его спутники. Весть об этих встречах с Учителем передавалась из уст в уста. Сердца его приверженцев наполнились надеждой. В такой полной нервного напряжения обстановке даже трезвые и уравновешенные люди часто поддаются внушению и перестают отличать субъективное от объективного, галлюцинации от действительности.

Вероятно, именно тогда приверженцы Иисуса начали отождествлять его с мессией, предсказанным Ветхим заветом. В книгах пророков, особенно в пророчестве Исайи, они нашли все, что случилось с Иисусом в его жизни: что слуга Яхве будет отторгнут от живых людей, презренный и униженный, погибнет среди преступников, жертвуя жизнью за грехи человечества, но восстанет на третий день и будет жить между великими и сильными. Их, несомненно, вдохновляло и то, что сказано в пророчестве Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем его» (6:2). Таким образом, распятие оказалось не поражением Иисуса, а его победой, жертвой, заранее намеченной богом. Иисус скоро явится снова, чтобы завести на земле новый, справедливый порядок. Такова была «благая весть», которую с жаром распространяли первые христиане. И народ повсюду: в Иерусалиме и Антиохии, в Дамаске и Эфесе – воспринимал ее с величайшей готовностью. Так возникли ростки будущей церкви – первые христианские общины.

Интересным источником является сообщение Павла, данное в первом послании к коринфянам. В послании сказано: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по писанию, и что он погребен был, и что воскрес в третий день по писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (15:3—8). Отрывок, как мы видим, крайне сух, деловит и лаконичен. Прежде всего, поражает большое число людей, которым явился Иисус. Кифа – буквально «камень» с арамейского языка, прозвище Симона, Петр – по-гречески. В приведенном Павлом перечне не названа ни одна женщина. Там нет ни матери Иисуса, ни Марии Магдалины, ни других женщин, присутствовавших при этом событии согласно евангелиям. Поражает также в его рассказе полное отсутствие всех подробностей, столь драматически описанных евангелистами. Нет в нем ни слова о пустом гробе Иисуса, о совершившихся там чудесах, о встрече с воскресшим Иисусом двух учеников из Еммауса, о Фоме Неверующем, коснувшемся раны Иисуса, о том, что воскресший Иисус ел с апостолами печеную рыбу, пребывал сорок дней на земле и, наконец, вознесся на небо на глазах у своих спутников. Мыслимо ли, чтобы Павел сознательно умолчал обо всем этом? Ведь у него не было никаких причин так поступить. И поэтому остается лишь предположить, что он просто ничего об этом не знал.

В Евангелии от Марка рассказано, что Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, принеся благовония, чтобы помазать тело Иисуса, нашли гроб открытым и пустым. Внутри гробницы сидел какой-то юноша в белой одежде (скорее всего, тайный соратник Иисуса), заявивший им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; он воскрес, его здесь нет» (16:6). Дальше юноша сказал, чтобы предупредили апостолов, что Иисус встретится с ними в Галилее. Однако женщины, охваченные ужасом, никому ничего не сказали. 50 кг (по современным меркам) алоэ и смирны для бальзамирования тела Иисуса, который принес некий Никодим, что оказалось достаточным, чтобы он смог воспрянуть, так как данные растения обладают бактерицидными, кроветворными и восстановительными свойствами. Иисус явился сначала Марии Магдалине, затем двум не названным по имени ученикам, спешившим в свою деревню, и, наконец, одиннадцати апостолам. Поручив им идти по всему миру и проповедовать евангелие, сам он вознесся на небо и воссел одесную бога. По одной версии, после своего «воскресения» и «вознесения», Иисус Христос оставался в Иудеи, где продолжал борьбу с Римом и верхушкой еврейского общества, но вскоре умер, по другой версии, эмигрировал в Южную Индию, после смерти тело его было перевезено на родину. Могила его в Палестине оставалась засекречена, сейчас она рассекречена, об этом, в частности, сообщают современные израильские средства массовой информации.

Знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в своей монументальной «Истории мира», ссылаясь на евангельский текст, он говорит, что Иисус умер на кресте намного быстрее, чем обычно умирали другие. Так быстро, что, когда об этом сообщили Пилату, тот усомнился, в самом ли деле Иисус умер.

Однако пустой гроб как доказательство воскресения оказался палкой о двух концах. Узнав о нем, евреи тут же пустили слух, что ученики Иисуса украли его тело и спрятали в другом месте, то есть обвинили соратников Христа в обыкновенном мошенничестве. Конечно, ранее не все из его соратников верили в воскресение Христа, возможно, они хотели взять его тело, но оказалось, что он живой, пришел в себя и переоделся садовником, чтобы тайно выйти из склепа и сада Иосифа Аримафейского. Отголоском этих слухов является сказание Иоанна, по которому Мария Магдалина, увидев, что камень отвален от гроба, побежала к Петру и другому ученику Иисуса со словами: «Унесли господа из гроба, и не знаем, где положили его» (Иоанн, 20:2). Когда затем ей явился Иисус, она не узнала его, ошибочно приняла за местного садовника и обратилась к нему со словами: «Господин! Если ты вынес его, скажи мне, где ты положил его, и я возьму его» (20: 15).

Родословная этого недоразумения зашифрована, очевидно, в другом отрывке Евангелия от Иоанна, где сказано: «На том месте, где он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (19:41—42).

По Матфею, о похищении тела вообще не могло быть речи, поскольку евреи опечатали гроб и окружили его стражей. Если же он, несмотря на все эти меры, оказался пустым, то вот почему: Мария Магдалина и «другая Мария» видели своими глазами, как сделалось землетрясение, во время которого сошел с небес ангел господень, отвалил камень от двери гроба и заявил, что Иисуса там уже нет, ибо он воскрес. Вопреки утверждениям Марка, женщины ничуть не испугались и не решили сохранить в тайне это событие. Напротив, они тут же побежали к ученикам Иисуса передать сообщенную ангелом благую весть. В дороге им навстречу вышел Иисус собственной персоной и велел известить апостолов, что он назначает им встречу в Галилее. Ангел был сторонник Иисуса, появился он еще в темноте, камень мог отвалиться от склепа в результате землетрясения.

Матфей рассказывает также, что подтвердить это могли бы люди из стражи, охранявшей гроб, не будь они столь жадны до денег. Они тоже увидели ангела господня и пришли в такой трепет, что были как мертвые. Но потом их подкупили священники, и они стали лгать, рассказывая, что ночью заснули на посту, а ученики Иисуса воспользовались этим и украли тело. Отсюда якобы и пошла сплетня, распространяемая многими поколениями евреев.

Лука заходит еще дальше в своих апологетических усилиях. В его версии уже не один, а два ангела сообщают о воскресении Иисуса. И около гроба находились кроме Марии Магдалины, Иоанны и Марии – матери Иакова еще другие женщины, чьи имена евангелист не счел нужным назвать. Таким образом, число свидетелей возросло. Согласно Луке, воскресший Иисус не явился двум Мариям, зато с ним разговаривали и поделились пищей два ученика из Еммауса, а потом и апостолы. Иисус, желая их убедить, что он действительно воскрес, поел в их присутствии печеной рыбы и сотового меда. И даже разрешил, чтобы к нему прикоснулись. Мог ли кто-нибудь перед лицом таких доказательств усомниться в воскресении Иисуса?!

Дальнейшую путаницу вносит евангелист Иоанн, предлагая свою, отличную от предыдущих версию истории с пустым гробом. В ней нет речи ни об одном, ни о двух ангелах, Мария Магдалина приходит одна и застает открытый пустой гроб. Петр и «другой ученик, которого любил Иисус», услышав ее слова о том, что «унесли господа из гроба», прибежали туда и увидели «одни пелены лежащие и плат, который был на главе его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (20:6, 7). Только тогда не названный по имени ученик поверил, что Иисус воскрес, очевидно, считая, что похитители не стали бы терять времени на то, чтобы раздеть покойного и аккуратно сложить его одежду. Итак, Иоанн вводит совершенно новый довод в пользу воскресения. Кроме того, он приводит и другие, еще более внушительные «доказательства». Когда Мария Магдалина, скорбящая и заплаканная, заглянула внутрь гроба, она увидела сквозь слезы двух сидящих ангелов в белых одеяниях, а потом, обернувшись назад, заметила самого Иисуса, принимая его, впрочем, поначалу за садовника. Когда недоразумение выяснилось, Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к отцу моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к отцу моему и отцу вашему, и к богу моему и богу вашему» (20: 17). Скорее всего, Иисус переоделся в одежду садовника, своего сторонника, чтобы не вызвать лишних подозрений у стражи.

В тот же день он явился также и своим ученикам, а через восемь дней вернулся к ним снова и позволил Фоме, чтобы тот пальцами коснулся его ран.

Церковь учит, что Иисус вознесся на небо. Об этом кратко сообщает автор вставки в Евангелии от Марка, но уже Лука описывает вознесение более подробно: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (24:50—52).Многие исследователи считают это позднейшей вставкой. Однако объяснение здесь можно дать следующее: визуальное заблуждение при удалении человека за горизонтом, на возвышенности, внушение или самовнушение, так как данные люди уверовали в Иисуса как в Бога. Пассы руками над внушаемыми без прикосновений к ним широко применялись в древние времена, сегодня им на смену пришли современные методы научного гипноза, такие как использование принципа обратной связи. В своей книге Rachel Copelan «How to hypnotize yourself and others», Lifetime books, Inc, Hollywood, Florida, в русском переводе: Рэйчел Коуплан «Гипноз: практическое руководство»), пишет «Пассы совершаются над руками, грудной клеткой и плечами пациента во время погружения его в глубокий сон. Когда глаза пациента закрыты, пассы должны совершаться между глазами пациента и источником света в комнате. Пассы, направленные вниз, обычно используются для погружения пациента в состояние гипноза, а пассы, направленные вверх – для пробуждения». По-видимому, нечто подобное проводил и Иисус, не зря же он, по некоторым данным, обучался искусству гипноза и фокусов в Египте, в Евангелиях практически полностью отсутствуют данные, где же находился Иисус в период своего возмужания, есть данные только о рождении (писали только Матфей и Лука) и о хождении по Палестине в период проповеднической деятельности для демонстрации своих сверхъестественных возможностей, чтобы наблюдавшие это уверовали в него как в Бога. Единственный эпизод можно найти у Луки, где 12-летний Иисус, во время пребывания в Иерусалиме ускользнул от родителей и, встретив в храме ученых мужей, поразил их своими познаниями и умом. Однако английский ученый Хьюз Сконфилд утверждает, что корни этой истории следует искать в произведениях Иосифа Флавия, в своей автобиографии под названием «Жизнь» иудейский историк похвалялся тем, что уже 14-летним мальчиком отличался выдающимся умом и эрудицией. Лука, бывший, как известно, человеком начитанным, несомненно знал произведения Иосифа Флавия, которые пользовались широкой популярностью в Римской империи. Иосиф Флавий подсказал Луке и другие идеи. Например, несомненно, из произведений Флавия взято упоминание о переписи населения, проведенной по приказу Квириния; у других евангелистов об этом нет ни слова. Лука, скорее всего, использовал эту информацию, чтобы мотивировать путешествие Святого семейства в Вифлеем. Ту же родословную имеет лаконичное упоминание о галилеянах, «которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лука, 13:1). Смысл его был бы непонятен, если бы мы не прочитали в «Иудейских древностях» (Флавий, XVIII, III, 2) о жестоко подавленных римлянами волнениях, причиной которых было то, что Пилат на строительство нового акведука для Иерусалима взял сокровища из храма. А другой исследователь, английский писатель, известный своими книгами, полными смелых и оригинальных гипотез Роберт Грейвс утверждает ни больше ни меньше, что Лука позаимствовал кое-что у римского писателя Апулея, автора «Золотого осла», произведения, которое сегодня считается классическим. И действительно, нельзя не согласиться, что в одном случае тематическое сходство текстов Апулея и Луки совершенно очевидно. Лука, единственный из евангелистов, приводит довольно странное сказание о двух учениках, которые по дороге в селение Эммаус встречают Иисуса, восставшего из мертвых. В «Золотом осле» есть поразительно похожий эпизод. Два путешественника, спеша к себе домой, с восторгом говорят о чуде, случившемся в округе. По дороге они встречают незнакомца и узнают от него, что он ничего не слышал об этом чуде. Прощаясь, один из путешественников говорит: «Ты, верно, из пришедших сюда, нездешний, что ничего не слышал об этом чуде». Предположение Роберта Грейвса, конечно, очень заманчиво, но имеется одно обстоятельство, не позволяющее безоговорочно принять его. Дело в том, что, когда Лука писал свое евангелие, Апулея еще не было на свете; по расчетам историков, он родился около 130 года н. э. Следовательно, о прямом заимствовании речи быть не может. Однако в пользу тезиса Грейвса можно привести два других аргумента. Во-первых, возможно, что описание эпизода на дороге в Эммаус – вставка, включенная в текст евангелия под влиянием Апулея одним из более поздних переписчиков. Это представляется в данном случае вполне вероятным, поскольку Евангелие от Луки носит характер компиляции, составленной из самых различных компонентов и, следовательно, легко поддающейся подобным операциям. А зачем понадобилось переписчику включать в текст такую, довольно-таки странную историю? Достаточно внимательно прочитать соответствующий фрагмент евангелия, чтобы понять, какую цель он преследовал. Это явная полемика с единоверцами, не слишком верившими в воскресение Иисуса (Лука, 24:25—35). Во-вторых (и это более вероятно), автор евангелия мог позаимствовать этот сюжет из повести греческого прозаика Лукия из Патр, жившего в I веке н. э. («Золотой осел» Апулея – лишь переработка данной повести), или из рассказа Аристида, жившего в I веке до н. э. Он, вероятно, хорошо знал произведения этих греческих, очень популярных в то время писателей, тем более что описываемые ими забавные приключения юноши, превратившегося в осла, были известны повсюду, где народ говорил по-гречески. Таково мнение польского исследователя Зенона Косидовского, которое он изложил в книге «Сказания евангелистов».

Конец ознакомительного фрагмента.