3. Казачество
Газета «Ленинская искра», (Оренбург), №4 (43), 12 июля 2013 г.
«Только в 1918 году история окончательно разделила верховцев с низовцами. Но начало раздела намечалось еще сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель Приазовья, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами откалывались от Черкасска, чинили самовольные набеги на великоросские земли и служили надежнейшим оплотом всём бунтарям, начиная с Разина и кончая Секачом. Даже в позднейшие времена, когда все Войско глухо волновалось, придавленное державной десницей, верховские казаки поднимались открыто и, руководимые своими атаманами, трясли царевы устои: бились с коронными войсками, грабили на Дону караваны, переметывались на Волгу и подбивали на бунт сломленное Запорожье». («Тихий Дон», Книга 3-я, часть 6, Михаил Шолохов, Советский писатель, лауреат Нобелевской премии).
Слово «казак» существовало в русском языке очень давно и являлось заимствованием из тюркских языков, где имело несколько значений: «свободный, независимый человек», «бродяга, разбойник», «военный слуга феодала». Первоначальным значением слова на русской почве было «работник, наемный работник». Затем слово «казак» стало обозначать воинов, несущих службу на окраинах государства, первое упоминание казаков в русских летописях относится к 1444 году. Вот также некоторые «казачьи» слова тюркского происхождения с их первоначальным значением: атаман – «назначенный»; шапка – «шляпа»; башлык – «заголовок»; есаул – «начальник»; бунчук – «длинное древко с шаром или остриём, прядями конских волос и кистями», знак власти.
Это доказывает первоначальное заселение беглыми крепостными земель, где уже жили тюркские народы – татары, башкиры, казахи, чуваши, турки и др. Ногайка (нагайка) – от тюркского народа ногайцы. Кошевой – глава войскового управления в Запорожской Сечи (Сечь, расположенная «за порогами»), которое называлось кошем – с тюркского языка «сооружение на одной оси обращённых друг к другу и зеркально повторяющих друг друга зданий», впоследствии «военный лагерь». Сечь – с тюркского языка «избранные», Сечевая рада (от слав. «совет») – общевойсковое собрание, верховный орган в Запорожской Сечи, избирал войсковую старшину (от слав. «старший») и решал важнейшие вопросы.
Казаками становились, в основном беглые крепостные, которые убегали от своих хозяев – помещиков. Казаки были главной организованной силой в крестьянских войнах 16—18 вв. (восстания под руководством Разина, Булавина, Пугачева и др.). Это вызывало, с одной стороны, стремление царского правительства к ликвидации казачьей вольницы, с другой, было весьма заманчиво содержать данных вооруженных людей в качестве войска для защиты рубежей, обеспечивая их содержание за счет тех земель, которые присоединялись к Российскому государству. Трижды в правительственных кругах России стоял вопрос о ликвидации казачества. Но царское правительство решило своего рода подкупить казачество, выделив ему земли, различные привилегии и льготы.
В 18 – начале 20 вв. казачество – военное сословие, в которое могли входить люди разных национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, немцы и др. Царизмом была осуществлена система мер по превращению казачества в сословие, состоящее на службе государства для его защиты. Казачество широко использовалось в качестве карательно-полицейских сил против народных выступлений.
К 1917 г. существовали 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. После установления Советской власти и в годы гражданской войны во многих казачьих регионах (Оренбуржье, Дон, Кубань, Терек) начались мятежи. Советская власть должна была защищаться, поэтому нынешние крики о расказачивании, о репрессиях советской власти в отношении казачества носят крайне поверхностный характер, это была ответная мера по отношению к тем, кто выступал с оружием против Советской власти. Развернулась иностранная интервенция 14 государств, вторжение иностранных войск в казачьи области России.
Как выяснил доктор исторических наук Л. И. Футорянский в своей книге «Казачество России в огне гражданской войны 1918—1920 гг.» по поводу участия казаков в гражданской войне: «…нельзя утверждать о том, что большинство даже донского казачьего войска было на стороне белых. В связи с этим хотелось бы заметить, что самая главная опасность для нового взгляда – старые предрассудки, не носившие научного характера. Казачьи области и в этот период не стали Вандеей революции, они были только ареной ожесточенной борьбы белых и красных, при сохранении нейтралитета значительной массы». Боясь потерять свои наделы, подогреваемое агитацией белых, часть казачества опасалось, что их земли будут национализированы.
Уже после Февральской революции 1917 г. происходит демократизация всех казачьих войск, расширение форм его самоуправления. На проходивших съездах заявлялось, что казаки за демократическую республику с широкой автономией. На местах созывались казачьи круги, стали избирать атаманов. Первоначально и белая, и Советская власть были не против казачьей автономии. С победой Октября на Дону, Кубани, Тереке, в Черноморье, на Амуре к весне 1918 г. возникли республики, против которых Советская власть не возражала, но по мере дальнейшего развития событий, когда в белых войсках временно оказалось больше казаков, чем в красных, когда стали все громче звучать голоса «самостийников» за отторжение от России одной или нескольких казачьих областей через их объединение в союз, Советы выступили за упразднение республик. Против «самостийников» Кубани обрушился Деникин, который жестоко расправился со значительной частью Кубанской Рады. Первый Всероссийский съезд трудового казачества весной 1920 г. высказался за единое управление всей страной (кроме национальных автономий). Большинство казаков на последнем этапе гражданской войны больше не выступало против Советской власти и приняло активное участие в войне с Польшей, в разгроме десантов и крымских войск Врангеля. Основная масса казаков переходила на сторону рабочих и крестьян. Важное значение в завершении перехода казачества на сторону Советов сыграл первый Всероссийский съезд трудового казачества.
При Дутове в Оренбурге был расстрелян каждый сотый житель, из них – половина казаков! На Дону белыми было расстреляно и повешено от 45 до 25 тысяч казаков!
Белоказачество активно проводило репрессии против священнослужителей и церкви. Например, повешение известного священника Калабухова, расстрел священника в Оренбуржье, закрытие газеты «Оренбургский церковно-общественный вестник» за месяц до падения дутовской власти, регулярно выходящей при советской власти с февраля по июнь 1918 г. Говоря о грабежах казаков, В. П. Булдаков в его книге «Красная смута» писал: «Что касается казаков, то их грабеж перерастал в нечто непостижимое. Изнасилование принимает массовый характер, становится неотъемлемой, основной частью погромной программы, отодвигающей как бы на второй план все остальные части за исключением разве грабежа». «Если офицеры невольно прививали нижним чинам привычку к пьянству и безделью, то казаки – к разбою. Те же казаки научили бывших крестьян погромам еврейского, т.е. беззащитного и «чужого» населения». Даже такой известный историк-антисоветчик – эмигрант как С. П. Мельгунов – автор книги о красном терроре писал: что… «белый» террор всегда был ужаснее «красного», другими словами, реставрация несла с собой больше человеческих жертв, чем революция. Власть казачьих атаманов носила диктаторский и террористический характер. Мельгунов утверждает: «Пусть «казацкие» или иные атаманы в Сибири или на Дону, … запечатлели свою деятельность кровавыми эксцессами, часто даже над людьми неповинными. Колчак свидетельствовал, что он был бессилен в борьбе с явлением, получившим наименование «атаманщина». Белый казачий генерал, сотрудничавший с гитлеровцами, А. Г. Шкуро вынужден был признать, что «обыкновенно, пленив красную часть, казаки командовали: «Гей, жиды, вперёд, вперёд!» и тут же рубили выходящих».
Но необходимо отметить, что так называемый «красный террор» был вынужденной мерой Советской власти, иначе она не могла бы никак сохраниться! О жертвах красного террора в казачьих областях ходят фантастические данные, запущенные «специалистами-фальсификаторами». Вот что пишет Л. И. Футорянский о фальсификациях в этих вопросах: «Типичной в этом отношении является небольшая по объему брошюра М. Ж. Абдирова „История казачества Казахстана“. На ее страницах сказано: „Всего за советский период было репрессировано около 2 млн. казаков, из них 1,1 млн. уничтожено физически“. При этом дается ссылка на книгу Валентина Гольцева, однако на указанных страницах, как мы проверили, нет фактов, на которые ссылается Абдиров. Он же с большой легкостью утверждает о директиве ЦК, требовавшей якобы поголовного истребления верхов казачества, что она была подписана Я. М. Свердловым. Л. Д. Троцкому приписываются слова: „Расказачить казачество вот наш лозунг!“. Снова повторяется ссылка на книгу Гольцева, в которой не сказано, откуда данные сведения взяты, что не случайно вызывает сомнения в существовании вообще указанных фактов». Характер этих, с позволения сказать, документов весьма и весьма сомнителен, по-видимому «труд» данных историков по клевете на Советскую власть хорошо оплачивается!
Да, расстрелы тех, кто выступал с оружием в руках против Советской власти, были со стороны красноармейцев, но это не говорит о том, что репрессии носили массовый характер.
В годы Великой Отечественной войны в бывших казачьих областях были созданы крупные соединения казачьих войск, боровшихся против фашизма. Только на Дону было организовано 16 казачьих дивизий. Корпус и дивизия кубанских казаков героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками. В Оренбургской области были сформированы 8-я (11) Оренбургская гвардейская казачья и 91 гвардейская казачья и такая же 13 дивизия. В Челябинске из оренбургских казаков начала формироваться и ополченческая казачья дивизия. Многие из казачьих частей формировались на добровольной основе. Из 78 кавалерийских дивизий, воевавших против фашистов, 49 сформированы в бывших казачьих областях.
Плечом к плечу с другими частями казачьи соединения уже в первые месяцы войны вели ожесточенные бои с фашистами, прикрывали фланги и отход общевойсковых соединений на важнейших направлениях фронтов, использовались для контрударов по противнику, испытали вместе со всей страной горечь поражений. В последующем казачьи дивизии в сочетании с таковыми и механизированными войсками применялись при прорыве обороны противника, для его преследования. Они совершали дерзкие рейды в тыл врага. Вспомним хотя бы бессмертные действия казаков Л. М. Доватора, П. А. Белова под Москвой. Казачьи части наносили удары по флангам врага по незанятым промежуткам в обороне противника. Они под командованием генерала И. А. Плиева участвовали в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. Хотелось бы напомнить имя славного казака Героя Советского Союза В. Г. Обухова. Он командовал танковым корпусом в боях за Сталинград, а затем генерал-полковник Обухов стал заместителем командующего бронетанковыми войсками Советского Союза.
Дополнение. Этноним тюрков (турков) от «терюк» – человек. Много тюркских слов вошло в русский язык: буран, барыш, бархан, мазут, кафтан; (через тире – в первоначальном значении): майдан – «площадь», башка – «голова», сарай – «дворец», алтын – «золото», шихан – «одиночная возвышенность, холм», балык – «рыба», йогурт – «кислое молоко».