Вы здесь

Сборник статей. 1986—2006 гг.. 5. В ГОДЫ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ (А. Е. Тихомиров)

5. В ГОДЫ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №154, 25 декабря 1986 года.

Из истории района

СОБЫТИЯ «КРОВАВОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ» 9 января 1905 года всколыхнули всю страну: на борьбу с самодержавием поднялись угнетенные классы – пролетариат, крестьянство, а также передовая интеллигенция. В промышленно развитых районах страны эта борьба приняла самые острые формы – возведение баррикад, создание Советов, ниспровержение царских властей. Но как проходила борьба в крестьянских районах страны, непосредственно в Самарской губернии, Бузулукском и Бугурусланском уездах? Об этом можно узнать из архивных документов.

Из рапорта Бузулукского уездного исправника самарскому губернатору о волнениях крестьян в с. Пронькино Пронькинской волости, Бузулукского уезда (15 ноября 1905 года).

«Пристав 4-го стана донес мне, что 10 сего ноября проездом по делам службы по стану он был в с. Пронькино той же волости, где утром к волостному правлению собралась куча людей, десятка два местных крестьян и под руководством крестьянина с. Пронькино Василия Андреяновича Босова стала требовать у волостного старшины и сельского старосты отчета о сдаче податных денег, добавляя при этом, что подати манифестом прощены.

На разъяснения и увещевания пристава предводитель толпы Босов, а с ним и другие крестьяне начали возражать, что им ни старшину, ни старосту не надо, так как они теперь граждане, подати им прощены, а старшина и староста, собранные подати неизвестно куда дели и, кроме того, запрещают делить общественный лес…

Уездный исправник ПОПОВ».

(«Революция 1905 – 1907 гг. в г. Самаре и Самарской губернии». Документы и материалы. Куйбышевское кн. изд., 1955, стр.229).

В годы первой революции в России практиковались среди крестьян поджоги помещичьих имений, самовольные порубки леса; выдвигались требования раздела земли. И что интересно – были антивоенные призывы – закончить войну с Японией. Ведь многие рабочие и крестьяне Оренбуржья были мобилизованы в действующую армию и сражались где-то в Маньчжурии.

Каковы цели этой войны и зачем она вообще нужна, крестьяне не знали. И справедливо требовали от царского правительства прекращения войны с Японией.

В деревнях распространялись листовки членами только что образовавшейся в марте 1905 года оренбургской группы РСДРП,

Вот как звучат слова одной из листовок оренбургской группы РСДРП «К обществу»:

«Решительный момент наступил. По всей России льется кровь: в Москве, Петербурге, Лифляндии и т. д. То рабочий радостно вышел на давно желанный открытый бой! Он понес свою жизнь на алтарь свободы. И в эти минуты, кто не за народ, тот против народа! Кто безучастен, тот отдаляет неизбежный конец. Эту измену искупит лишь новое море крови!

Граждане! Примыкайте к народному движению, пока волна народного негодования не отбросила вас в сторону. Поддержите народ в его великой борьбе: голодный воин революции требует вашей помощи!

(Из фондов Центрального государственного архива).

Кроме листовок большевики распространяли революционные брошюры и воззвания.

В Бугурусланском и Бузулукском уездах крестьянское движение развивалось очень активно, ибо здесь были, в основном, помещичьи уезды. За годы революции 1905 – 1907 гг. в Бузулукском уезде в революционном движении участвовало свыше 83 процентов волостей, а в Бугурусланском – более половины.

Из сводки Самарского Губернского Жандармского Управления о крестьянском движении в Самарской губернии в 1905 году.

«Нападение крестьян с. Могутова той же волости на усадьбу землевладельца с разрушением каменной стены.

Вымогательство денег от управляющего винокуренным заводом дворянки Кошкаровой близ г. Бузулука, с угрозой разгромить завод.

В имении Аржанова в Таллинской волости крестьяне д. Яковлевки и Александровки рубят и увозят лес, оказывают вооруженное сопротивление объездчикам Аржанова, причем одному нанесли побои…

Увоз сена и рубка леса Таллинского-Ключегорского женского монастыря крестьянами д. Тростянки.

Рубка леса в имении Алашева при д. Усакле и с. Таллах крестьянами Тростянки и Талл».

В документе упомянуты и такие действия, как рубка Бузулукского казенного бора, угроза разгромить казенный лесопильный завод крестьянами с. Колтубанки, Елшанки и Палимовки. Рубка казенного леса Пронькино-Тоцкого лесничества крестьянами с. Баклановки, Пронькина, Маховки и Каменной Сармы.

А вот сообщения о выступлениях крестьян по Бугурусланскому уезду:

«В имении Плешанова в Юмуран-Табынской волости крестьяне Бугурусланского уезда, Натальинской волости, с. Никольского и д. Никольской рубят лес с оказанием объездчикам вооруженного сопротивления.

Крестьяне д. Софьевки самовольно разобрали хлеб из общественного магазина и самый магазин продали.

Выжжены постройки в усадьбе землевладельца Х. Х. Роппа при д. Борисовке, Дурасовской волости, скот разобран, и хлеб около 7000 пудов развезен…»

КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в 1905 – 1907 гг. развернулось по всей стране. Те порядки, которые существовали в деревнях и селах, не устраивали крестьянские массы. Положение в сельской местности было критическое: кабала кулаков и помещиков, разорение, безграмотность крестьян, физические расправы и мордобой. Все это привело к росту революционной активности крестьян, охваченных агитационной работой большевиков, их борьбы за лучшую жизнь.

10 июня 1906 года было направлено представление прокурора Самарского окружного суда министру юстиции о массовой порубке помещичьего леса крестьянами села Александровки и деревни Яковлевки Таллинской волости, Бузулукского уезда.

«В дополнение к представлению от 18 апреля с.г. за №4943 и вследствие предписания от 29 того же апреля за №1268 доношу вашему превосходительству, что медленность полиции в сообщении судебной власти о порубке леса на участке купца Красикова, по объяснению пристава 4-го стана Бузулукского уезда произошла по следующим причинам.

Порубка леса на участке Красикова началась одновременно крестьянами села Александровки и дер. Яковлевки Таллинской волости в грандиозных размерах. Не имея в своем распоряжении достаточной полицейской силы к прекращению порубки, пристав 4-го стана лишен был возможности, ввиду крайне возбужденного состояния крестьян, приступить к производству дознания и выяснения виновных.

И лишь с откомандированием уездным исправником в марте месяце в распоряжение пристава конного отряда казаков и стражников он, пристав 24 марта приступил к производству дознания о порубке». В течение 24, 25, 26 и 27 марта выяснил личности виновных в порубке леса крестьян села Александровки и дер. Яковлевки, отобрал порубленный лес, а затем передал окончательное дознание судебному следователю…».

Приведенные выдержки из документов начала века красноречиво рисуют размах крестьянских волнений в нашем крае, решимость крестьянства революционным путем свергнуть царский режим.