Вы здесь

Сборник статей. 1986—2006 гг.. 14. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ В ОРЕНБУРЖЬЕ (А. Е. Тихомиров)

14. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ В ОРЕНБУРЖЬЕ

Газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №122, 13 октября 1987 года.

Из истории нашего края

Излишне, пожалуй, напоминать читателям, насколько важную роль в народном хозяйстве, в развитии экономики и культуры любой страны играют транспорт и связь. Однако многие ли сельские жители (даже специалисты) знают историю их становления, к примеру, в нашем крае и в старой России? Редко кто заглядывает в справочные и специальные издания.

Первые железные дороги появились в России еще в 30-е годы прошлого столетия. Начало было положено на Нижнетагильском заводе (на Урале), где железнодорожная ветка сооружалась под началом искусных мастеров отца и сына Черепановых, бывших крестьян-крепостных. Тогда же была проложена железнодорожная линия, соединяющая Петербург с Царским Селом, загородной резиденцией российских императоров. А в 1843—1851 гг. шло строительство дороги от Москвы до северной столицы, стоившее народу немалых жертв и страданий. Это о них говорилось в известном стихотворении Н. А. Некрасова.

В Оренбуржье новый вид транспорта появился в 1877 году. Была построена железная дорога Оренбург – Самара. Появление железных дорог имело очень важное значение для развития промышленности, торговли и земледелия. Кроме того, железнодорожное строительство дало большой толчок развитию многих других отраслей российской промышленности, ибо возникла необходимость в рельсах, вагонах, паровозах, росте угледобычи.

Железные дороги соединили районы, где имелись источники сырья с заводями. В Оренбуржье стали появляться новые товары, цена на них уменьшалась. Это сказывалось и на формировании нового быта, культуры народных масс.

В начале XX века появилась новая железнодорожная ветка Оренбург – Кубек. Техническая оснащенность Оренбургского отделения дороги была довольно слабой. В сутки грузили всего 80 вагонов; средняя весовая норма грузового поезда не превышала 300 тонн.

По тому, что перевозят, можно определить развитие самого государства. Например, в 1913 году в общем объеме перевозок уголь составлял полтора, металл – два процента, а хлеб – 39, лесные материалы – десять процентов. То есть вывозили из Оренбуржья сырье в центральные районы страны.

В годы гражданской войны железнодорожный транспорт в стране был сильно разрушен, но в самые короткие сроки восстановлен. Уже в 1920 году вошла в эксплуатацию линия Орск – Оренбург. Молодое Советское государство придавало развертыванию железнодорожного строительства большое значение.

В годы первых пятилеток возросла эксплуатация железных дорог, поэтому возникла необходимость расширения их числа, протяженности. Была продолжена линия Орск – Оренбург до Троицка. Закончено строительство Аккермановской ветки.

Интересен один случай, который произошел в 1920 году на разъезде №4 около Бузулука. В это время шла война с Польшей, и в Бузулуке формировалась 9-я кавалерийская дивизия. Но командир этой дивизии Сапожков оказался предателем интересов парода.

В штаб его дивизии пробрались многие эсеры и бывшие белогвардейцы. Они склонили Сапожкова к сотрудничеству и захватили город. Части Красной Армии отошли к четвертому разъезду и создали здесь свой штаб. Вскоре красные собрали силы и выбили мятежников из города. В честь бойцов Красной Армии разъезд №4 стал называться «Красногвардеец». Он существует и сейчас.

В 1934 году была открыта Оренбургская дорога с линиями Кинель – Арысь и Оренбург – Айдырля. По железным дорогам перевозились строительные материалы для строящегося Орско-Халиловского металлургического комбината, станции Новотроицк.

В годы войны Оренбуржье снабжало фронт боеприпасами, медикаментами, топливом и другими необходимыми поставками. А в послевоенные продолжалось дальнейшее строительство железных дорог в области. Это линии Профинтерна – Светлый, Круторожино – Гай, узкоколейная линия Шильда – Адамовка.

Возросло значение линии Орск – Кандагач. Она не только обеспечивает бесперебойную доставку необходимого сырья заводам Новотроицка и Орска, но и сокращает путь в западные районы Казахстана и Средней Азии. Значительно вырос за это время Орский железнодорожный узел.

Для лучшего обслуживания пассажиров в 60—70-е годы были возведены новые вокзалы в Медногорске, Никеле, Профинтерне, Новотроицке. Значительно реконструирован вокзал в Оренбурге. С помощью чехословацких специалистов был построен вокзал в Бузулуке.

Проводилось также и техническое перевооружение транспорта. С 1961 года грузовые и пассажирские перевозки выполнялись на отдельных участках тепловозами. Проводилась реконструкция основных сортировочных станций. Система сигнализации тоже изменилась. Оборудован полуавтоматической блокировкой участок Орск – Никель – Гай. Была введена в действие релейная полуавтоматическая блокировка Новосергиевка – Оренбург.

Еще в середине XVIII века в нашем крае появилась первая почтовая линия Оренбург – Абдулино – Казань – Москва. В городе Оренбурге в 1877 году была учреждена городская почта.

В это же время появились первые почтовые ящики. Уже к 1912 году во всей губернии насчитывалось 58 предприятий связи.

В губернском центре и Орске имелись городские телефонные станции. Однако оборудование в них было крайне примитивным. Число абонентов в то время не превышало 700 человек.

После Великого Октября значительно расширяются и модернизируются телефонные станции. Самолетами и вертолетами почта и печатные издания доставляются в различные районы области. Широко стала применяться механизация в транспортировке и обработке почты. Появились автоматические ящики по продаже открыток и газет.

В настоящее время телефон, телеграф есть во всех городских и районных центрах нашей области. До революции Оренбург не имел междугородной телефонной связи. А сегодня она получила широкое развитие.

В 1935 году в нашей области появились самолеты гражданской авиации. Это были три самолета, как тогда их называли, «У-2». Самолетами перевозили различные срочные грузы и медикаменты, почту, продовольствие. Было шесть местных воздушных линий: в райцентры Октябрьское, Державине, Грачевку, Бугуруслан, Абдулино, Бузулук.

Но только после Великой Отечественной войны авиатранспорт приобрел существенное значение в области. Увеличились перевозки грузов и пассажиров.

Росту объема перевозок способствовало переоснащение старого Оренбургского аэропорта. Был построен новый современный аэропорт, принимающий современные турбовинтовые самолеты. Открыты новые воздушные линии, которые связали областной центр с городами и районными центрами страны.

Еще в начале пятидесятых годов воздушная линия связала Москву с Оренбургом. В настоящее время авиация все больше входит в жизнь трудящихся Оренбуржья. Пользуясь самолетом, можно намного сократить время в пути, сама же стоимость авиабилета лишь незначительно превышает стоимость проезда в поезде.

В настоящее время большое внимание уделяется дальнейшему развитию транспорта, связи, сферы бытового обслуживания. Партия поставила задачу коренного улучшения материально-технической базы этих отраслей народного хозяйства, повышения эффективности их работы.

Успехи могут быть большими, если полнее использовать преимущества социалистической системы хозяйства, активнее вовлекать в оборот производственные резервы, не допускать распыления капитальных вложений.