Вы здесь

Сборник статей. Личности (Тамерлан Ильдрым)

Личности

Шах Исмаил Хатаи

Шах Исмаил Хатаи (1487—1524) основатель Сефевидского государства, выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и поэт. Создатель империи просуществовавшей с 1501 по 1722 год. И не случайно, что именно в годы его правления процветали культура, искусство, зодчество и другие сферы общественной и политической жизни.

При шахе Исмаиле позиции азербайджанского языка укрепляются, и он возвышается до уровня государственного языка. На столетие азербайджанский язык стал языком двора, армии и правосудия. Шах Исмаил являлся не только сильным правителем, талантливым полководцем, но и поэтом, создававшем свои творения под псевдонимом «Хатаи», Шах Исмаил писал свои произведения на родном языке, обращаясь к ашугской стихотворной традиции. Произведения свои Шах Исмаил писал на простом языке в стиле народной поэзии (гошма, герайлы, варсаги, баяты). До наших дней дошли поэма «Дахнамэ», «Насихат-намэ», 400 газелей,100 касыд на азербайджанском языке, и поэма «Мукамма» написанная на фарси. Творческое наследие Хатаи оказало большое влияние на известных тюркских поэтов таких как Пир Султан Абдал, Гайгусуз Абдал, Гул Химмет и. д. р.

Покровительствовавший литературе, науке, искусству, Шах Исмаил, собрал вокруг себя поэтическую элиту того времени: Гурбани, Хабиби, Туфейли и д.р.

При Шахе Исмаиле Тебриз за короткий промежуток времени превратился в крупнейший центр культуры и науки на всем Ближнем и Среднем Востоке. Тебриз притягивал к себе не только местных, но и зарубежных представителей культуры и науки.

Шах Исмаил стал героем многих народных легенд и дастанов, недаром великий Физули называл Шаха Исмаила Хатаи «Падишахом своего времени». Азербайджанский композитор и дирижер Муслим Магомаев старший посвятил великому азербайджанцу оперу «Шах Исмаил».

Шах Исмаил внес неоценимый вклад в развитие азербайджанского языка и культуры. Создал все условия для развития всех сфер областей науки и культуры. Правления шаха Исмаила по праву можно считать «Золотым веком» Сефевидского государства.

Томас Мор – философ, гуманист, Лорд-канцлер Англии

Томас Мор (1478—1535) философ, поэт, политик, писатель-гуманист, юрист, родился в 1478 году в семье лондонского судьи. Томас Мор получил блестящее юридическое образование в Оксфорде. Учителями Томаса были знаменитые юристы того времени: Томас Линакр и Вильям Гросин. Томас Мор сделал блестящую карьеру, дослужившись до самого высшего государственного поста Лорда-канцлера Англии.

Что же им двигало? Чего он хотел на самом деле?

Ответ прост. Томас Мор был просветителем, служившим во благо народа и государства.

Нельзя не отметить знаменитый труд Томаса Мора «Утопия», который принес Томасу Мору общеевропейскую известность. «Утопия» – идеальная республика, где все равны перед законом, где все живут в гармонии и мире. Все осуществляется по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Образованная элита той эпохи находила политическое устройство вымышленным, а утописты находили его в высшей степени замечательным, но, увы, абсолютно неосуществимым на практике.

Хотя Томас Мор был и близок к королю и был его другом, его пугало, что король отменил католическую религию и учредил англиканское вероисповедание. Томас Мор был верующим католиком и не смог согласиться с мерами короля, и ушел в отставку под предлогом состояния здоровья. Он не мог предать свои принципы, и этот поступок обошелся ему дорого. Но Генрих VIII предоставил своему бывшему канцлеру возможность одуматься и признать, что именно король является главой английской церкви. Томас Мор не согласился. После судебного процесса по обвинению в государственной измене, который не имел никаких оснований, поскольку Томас Мор был человеком чести, верным своей стране. В 1535 году Томас Мор был казнён. Вспомнив о его былых заслугах, Генрих VIII заменил медленную и мучительную казнь на простое отсечение головы.

Томас Мор оставил колоссальное духовное наследие: многочисленные речи, поэмы, эпиграммы, поэтические произведения. Блестящий политический памфлет «История Ричарда Третьего». Яркая фигура Англии эпохи Ренессанса, секрет популярности произведений, которого довольно-таки прост. Он не только проповедовал гуманизм, но и был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Екатерина II «Золотой век» Российской Империи

Подразумевая, Золотой век Англии на ум сразу приходить Елизавета I «Королева дева» (1558—1603), Османской Империи Султан Сулейман I «Великолепный» (1520—1566) и Государства Российского Екатерина II «Великая» (1762—1796).

Эпоха рассвета культуры и литературы, не забывая заветов, Петра Великого Екатерина II продолжила не только укреплять российское государство в сфере культуры, просвещения, экономики, а также укрепила внутреннюю и внешнюю политику государства и расширила территорию страны.

Екатерина поставила перед собой задачи:

1. Нужно просвещать нацию, которой ты правишь.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве.

3. Поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

4. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважения соседям.

Исходя из поставленных задач, Императрица проводила активные реформы.

Реформы в сфере науки, культуры и образования: создание многочисленных журналов, открытие Эрмитажа, публичных театров, появление русской оперы, расцвета живописи. В 1755 году был отрыт Московский Университет (по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова), также начала свою работу академия художеств. Екатерина II покровительствовала развитию просветителям таким как: писатель-сатирик Д.И.Фонвизин, выдающийся русский поэт Г. Державин, русский историк-историограф, создатель «Истории государства Российского» Н. Карамзин, писатель, философ, поэт А. Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, основатель русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, художник Василий Бобровский и другие.

В результате реформ в образование была создана система среднего образования (Введение классно-урочной системы работавшей по единой государственной программе в 1768 году революционная по тем временам изменение). Были созданы закрытые училища, воспитательные дома, открытие первого в России института Благородных девиц (1764 год), учреждение в Санкт-Петербурге и Москве специальных учебных заведений для сирот. Также были созданы институты для дворян и граждан. В 1783 году учреждении академии наук игравшей важное значение в жизни государства, создание обсерватории, ботанический сад, архив, академия, Вольное Экономическое Общество

В 1767 году Екатерина созвала комиссию, в которую все слои населения, включая крестьян (кроме крепостных) – целью было создание нового свода законов. Чтобы направить работу Уложенной комиссии Екатерина написала «наказ», текст основывался на сочинениях авторов просветителей. Документ являлся либеральной программой ее царствования. После русско-турецких войны (1768—1774) и восстания Емельяна Пугачева начала еще более активные реформы. В 1775 году был издан манифест, дозволявший свободное открытие любых промышленных предприятий (также положительно сыграло на развитии экономики). В это же время осуществили губернскую реформу. Была введена новая административная-территориальное деление которая сохранилась до 1917 года. В 1785 году Екатерина II издала жалованные грамоты дворянству и городам. При ее правление сенат значительно увеличилась эффективность сената (реформа 1763 года). Желая, чтоб церковь была зависима от государства и за одно предоставить дополнительные земли дворянам, поддерживающие реформы, провела секуляризацию земель (1754 год).

Екатерина II не забыла и про здравоохранение. Каждый город был обязан иметь больницу, госпиталь. Создавались приюты для неизлечимо больных людей. Ради развития медицины и стать примером для своих подданных Екатерина сделала пробную прививку от оспы себе и своему сыну.

Экономика начала развиваться. Были ликвидированы внутренние таможенные пошлины, что способствовало развитию всероссийского рынка, число ярмарок росло, вновь стали отрываться мануфактуры и мастерские. Экспорт стал превосходить импорт. Из России вывозили металл, льняные ткани, парусное полотно, лес, хлеб. Большое значение имело введение регулирование государством цен на соль, не вводя монополию на торговлю солью, Елизавета II рассчитывала на усиление конкуренции и улучшения качества товара. Появились новые пункты внешней торговли Санкт-Петербург и Одесса. Российские торговые суда спокойно плавали по портам Европы. Появление первых банков 1754 году начали свою работу Дворянские и Коммерческие банки. При Екатерине II были выпушены первые бумажные деньги (денежная реформа 1769 года). Итогом экономической политики стало появление разного типа мануфактур, развитие всероссийского рынка, использование вольнонаемного труда и увеличение экспорта давало предпосылки для развития капитализма России.

Продолжая, заветам Петра Великого Екатерина II продолжила укрепление внешней политики государства. Ее императорского величество объединило вокруг себя крупных государственных деятелей той эпохи: А.Р.Воронцова, П.А.Румянцева, А.Г.Орлова, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Итогом внешней политики стало укрепление интересов России и укрепления в Европе. Укрепление позиций в Прибалтике, присоединение Крыма, Грузии, три раздела Речи Посполитой (после разделов Польши к России отошли: части белорусских, украинских земель, Латвия, Волынь, Курляндия).

При правление, Екатерины II значительно увеличилось население, построены сотни городов, казна была увеличена в 4 раза, развивалась промышленность и сельское хозяйство, развитие культуры, образования, экономики, здравоохранения, расширение территории государства.

Екатерина Великая по праву считается, наследницей Петра Великого. Императрица-просветительница, которая правила 34 года, чье правление в будущем назвали «Златым веком Екатерины».

Архитектор новой Турции – Мустафа Кемаль Ататюрк

Из всех видов славы Ататюрк достиг наивысшей, – славы национального возрождения.

Генерал де Голль («Золотая книга мавзолея»)

После окончания Первой Мировой войны от великой Османской Империи фактически ничего не осталось. Великая империя располагавшаяся на трех континентах и державшая свою руку на пульсе стран государств Европы, построившей справедливое общество и закон на захваченных территориях подарившая мира выдающихся поэтов, мыслителей, писателей, ученых и других выдающихся личностей угасала день за днем Империя уходила в прошлое. Первая Мировая война и так ослабила и так уже ослабевшую Османскую Империю. После войны страной стал управлять султан Махмуд, управлявший лишь на бумаги. Реальная власть была в руках комиссара Антанты. Территории, некогда захваченные кровью турок, получили независимость. Заветная мечта Европейских государств о возвращении Стамбула христианам и переименовании его в Константинополь могла быть реализована. Турецкий народ терял все и самое главное независимость и свободу. Туркам нужна была надежда, перерождение, луч света в этой кромешной тьме. Этим лучом света стал Мустафа Кемаль (1881—1938). Мужественный, образованный офицер. Родился в греческом городе Салоники в 1881 году, в семье бывшего таможенного служащего Али – Рыза Эфенди и его жены Зюбейде-ханым. С детства он проявлял способности к военному делу, был зачислен в военную школу в Македонской Битоле в 1896 году, а далее в 1899 поступил в Оттоманский военный колледж в Стамбуле. Мустафа Кемаль получил блестящее военное образование окончив Оттоманскую академию генштаба. Его военная карьера началась с ареста за противозаконную критику политики султана Абдул-Хамида II, после нескольких месяцев в заключении Мустафа Кемаль был сослан Дамаск. Показав стойкость характера молодой офицер не отказался от своих мыслей. Боевое крещения он прошел в войне с итальянцами в Ливии, во Фракии – против болгар, во время Первой Мировой Войны участвовал на решающих участках малоазийского фронта, в Дарданельской операции в 1915 году (успех добытый им в сражениях за Дарданеллы прославил его и сделал известным в стране). После занимал руководящие должности в Министерстве Обороны. После окончания, Первой Мировой войны Османская Империя и турецкий народ нуждался в спасение и выходы из кризиса. В этих условиях Мустафа Кемаль сделал свой выбор, взяв на себя ответственность за будущее своего народа. Организовывает несколько конгрессов во имя независимости Турции, принимает активное участие в политической жизни страны. В 1920 году Стамбул был оккупирован английскими солдатами. Мустафа Кемаль созывает Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ) через короткий период времени начинается национально-освободительная борьба турецкого народа. В 1922 году была отвоевана Смирна (древняя Смирна стала Измиром). В 1923 году после полного вывода войск союзников, Мустафа Кемаль основал Турецкое государство, став первым Президентом Турецкой Республики. Ему удалось добиться признание правительства и новых границ государства. Став президентом занялся осуществлением трудной задачи —модернизации турецкого общества, приобщения к европейской цивилизации, развитии науки, культуры и техники. Он, считал что с такой Турцией будут считаться великие мировые державы. Один из важнейших шагов о перерождении был сделан (ликвидация халифата, султанов, халифов и шариата) теперь надо было переходить ко второму важному шагу к реформам и построению нового турецкого государства который будет идти нога в ногу с Европой и которую будут уважать и считаться. Невозможно в одной статье описать весь вклад внесенный Ататурком в создании новой Турции. Рассмотрим ряд главных реформ осуществленным Мустафа Кемалем: отмена шариатского суда и запрет многоженства, правовые нормы созданные на западный лад, григорианский календарь, метрическую систему и одежду на европейский манер, переход с арабского алфавита на латиницу, отказ от персидских и арабских заимствованных слов, отмена аристократических титулов, введение имен и фамилий, перенос столицы из Стамбула в Анкару (тем самым он ослабил влияние своих конкурентов). Демократизация затронула все сферы жизни. Одними из важнейших шагов было то, что женщины получили право учиться в университетах, заниматься бизнесом, голосовать и избираться в парламент (одна из приемных дочерей Ататурка Сабиха Гекчен, стала первой женщиной пилотом). Система образование была унифицирована (было построено сотни школ, введены обязательные курсы по ликвидации неграмотности, все научные и учебные заведения были переданы в распоряжения министерства просвещения, создания тем самым единой светской системы образования). Мустафа Кемаль сам ездил по стране и обучал людей новой письменности, за что получил имя «Первый учитель республики». Благодаря введению единого языка турки в независимости от пола и происхождения почувствовали себя единой нацией. Также в жизнь была проведена новая правовая система западного типа (в 1926 году был принят гражданский кодекс, где были установлены либеральные светские принципы гражданского права. Кодекс был переписан с текста гражданского кодекса Швейцарии, на тот момент самого передового в Европе) и был введен итальянский Уголовный кодекс и Германский Коммерческий кодекс, другим важным шагом стало отделение религии от государства (в 1928 году) и Коран был переведен на турецкий язык. Дворцы, а также мечеть Святой Софии превратились в действующие музеи. Мустафа Кемаль считал важным, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и «не лезли» в дела государства, а государство же не должно было вмешиваться в дела веры. За рекордно короткий срок Турция переродилось в светское государство. Переход от исламского летоисчисления на григорианский календарь, введена метрическая система мер, установлена 5-дневная рабочая неделя (1925 год). Наглядная европитизация началась с отмены фрески, ставшая к тому времени символом турок и ортодоксальности. Вначале ношение фески было отменено в армии, а затем показав наглядный пример согражданам появился на публике в шляпе, тем самым Мустафа Кемаль объявил ношение фески преступлением. В 1934 году со стороны Турецкого парламента Мустафа Кемалю было присвоена фамилия Ататюрк («Отец турок» или «великий турок»). Как говорил сам Мустафа Кемаль «Полная независимость возможна только при экономической независимости». Экономические реформы имели не меньшее значение, чем политическое. В сельском хозяйстве была отменена старая система налогообложения и были созданы условия для частного предпринимательства. В 1927 году был принят закон «О поощрение промышленности». Промышленник желавший строить предприятие мог получить безвозмездно земельный участок до 10 га. Предприниматель освобождался от налогов на крытое помещение, на земельный участок, на прибыль и т. п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и налоги. Ататюрк и Исмет Иненю поставили своей главной целью установление государственного контроля в экономике. Главной их целью стало всесторонние объединение Турции и устранение иностранного влияния в экономике и улучшения внутренних связей в стране. Создавалось множество банков (в 1924 году при поддержке государства был создан первый деловой турецкий банк «İş Bankası») и государственных компаний. Строились государственные фабрики сельскохозяйственной, текстильной и машиностроительной промышленности. При Ататюрке началось активное строительство дорог в стране, были приняты и реализованы 1-й и 2-й планы индустриального развития страны. Также железные дороги перешли в управление государства также были проведены реформы с сфере здравоохранения, страхования, просветительские и культурные реформы и д. р. Власть впервые официально была разделена на законодательную, исполнительную и судебную в рамках Турции. Последний этап реформирование государства прошел в 1935 году когда религия была отделена от государства, государство стало светским и демократичным, окончательно была провозглашена республика и суверенитет над всеми своими территориями. Учреждался одно плановый парламент (меджлис). Ататюрк сформулировал идеологическою основу нового турецкого государства получившие название «Кемализм» базировавшийся на шести пунктах внесенных в конституцию 1937 года: народность, республиканизм, национализм, светскость, этатизм (государственный контроль в экономике), реформизм.

Не смотря на революционные реформы Ататюрка которые спасли Турцию которые воспринимали враждебно и радикально того требовало время. Надо было спасать Турцию и он это сделал. Религиозная и национальная реформы были приняты враждебно. Это был толчок для развития страны и оно того стоило. Анализируя все реформы Ататюрка мы приходим к выводу что все было сделано во благо народа и государства. Турция шла в ногу с Европой а в чем-то перегоняло ее. Когда все западные страны погрязла в Великой депрессии, благодаря реформам Ататюрку переживала настоявший бум. Предчувствуя. Вторую Мировую Войну Ататюрк завещал туркам не вступать в нее. Формально Турция вступила в войну в 1945 году объявив войну Германии, фактически турки выполнили просьбу своего спасителя и первого президента. Турция которую мы привыкли знать, как прогрессивное и развитое государство, которую уважают и считаются с её словом в мире, обязано целиком и полностью своему архитектору Мустафа Кемалю Ататюрку. Он сформулировал основные принципы национальной идеи: родина, нация, республика, общественные права вместе с ними были приняты ряд принципов которые были включены в конституцию. Республиканизм означал верность республиканской форме правления, революционизм-верность принципам борьбы за независимость, национализм-возвышение турецкой нации, лаицизм – защиту принципа отделении религии от государства, народность-непризнание классов и классовой борьбы, осуществление народного суверенитета на основе демократизма. Эти принципы были притворены в жизнь при Ататюрке и в нынешнее время являются актуальными в современной Турции. Ататюрк умер 10 ноября 1938 года в возрасте 57 лет во дворце Долмабахче (бывшей резиденции турецких султанов в Стамбуле). 21 ноября 1938 года был похоронен на территории музея этнографии в Анкаре (10 ноября 1953 года останки Ататюрка были перезахоронены в выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир»)

Конец ознакомительного фрагмента.