Вы здесь

Сборник произведений. 2015 год. Остроухов Виктор Иванович (почётный член клуба) ( Литклуб Трудовая)

Остроухов Виктор Иванович (почётный член клуба)


Серединовка моя Родина

Краткие очерки о природе, хозяйственном укладе, быте, культуре, обычаях. О людях и событиях (1900 – 1945 гг.)

Об авторе

Остроухов Виктор Иванович родился 3 июля 1927 года в деревне Серединовке Жердевского района Тамбовской области и жил там до 17 лет.

С 1944 по 1974 год – служба в армии. Уволился в запас подполковником. Жил и служил в военном городке Трудовая Военный инженер.

Подполковник в отставке. Имеет двоих сыновей и трех внуков.


ВМЕСТО ЭПИГРАФА

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь Небесный

Исходил, благословляя.

Ф. И. Тютчев

К ЧИТАТЕЛЯМ


Эти очерки я пишу, когда на Российской земле уже перестало существовать селение, носившее название Серединовка.

Возможными моими читателями я предполагаю своих земляков, родившихся после Великой Отечественной войны, на глазах которых постепенно угасала жизнь деревни.

В очерках нет ничего придуманного, все, о чем я написал, было в реальной жизни. Это – безыскусный образ, ушедший в вечность России: хорош он или плох, но он есть частица нашей истории. Несколько поколений наших предков тоже родились и жили на этой земле; они создали хозяйственный уклад, быт, обычаи и культуру, которые просуществовали более двух столетий.

После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, Россия постепенно выходила на путь экономического развития: в городах стала набирать силу промышленность, в сельском хозяйстве также наметились положительные перемены.

Бурные события начала XX века вызвали в стране политический кризис, и в 1917 году произошла революция, которая изменила общественно-политический строй.

Серьезный перелом в жизни деревни произошел в связи с коллективизацией: крестьянин был лишен собственности и силой прикреплен (а точнее, вторично закрепощен) теперь уж к колхозной земле, и дано было ему новое название – колхозник…

Он не имел паспорта, не имел нормальной оплаты труда и права на отдых. Только к 1960 году колхозник досыта наелся хлеба и получил право на мизерную пенсию (в 1967 году она составляла 12 рублей).

И тут очередной эксперимент – укрупнение колхозов, что, в конце концов, и привело к исчезновению небольших деревень, названных «неперспективными».

В окрестностях Серединовки, начиная с 1960 года, перестали существовать Старожиловка, Рыбкино, Пчельник, а еще раньше – хутора Кондауров, Дубовые Солонцы, Лукичев и Костиков. Часть людей из них переселилась в более крупные селения, старшее поколение постепенно вымирало, младшее – расселилось по российской земле.

Нет больше Серединовки, но мы живем. Мы растворились в российском народе. И дух наших предков не только витает над тем пространством, которое ранее называлось Серединовкой, но и распространился над всей Россией.

В средствах массовой информации, в мемуарной литературе встречаются фамилии: Рудаков, Кудряшов, Деев, Маслов, Баранов, Остроухов, Минаев, Королев, Мещеряков… Возможно, это не столь отдаленные наши родственники.

В 2002 году Серединовку покинула последняя жительница – Зайцева Клавдия. На месте нашей деревни остался лишь, едва заметный курган, да заросшие бурьяном и кленом крестьянские усадьбы…

Нас, почему-то, обзывают тамбовскими волками. Но если вдуматься, так это же похвала. Волк – гордое существо, он не виляет хвостом, как собака, не идет покорно на заклание, как овца. Волк осторожен, отважен, силен…

Я пишу эти очерки в надежде, что они послужат неким духовным мостом между старшим и молодым поколениями, чьи корни прорастали на Серединовской земле.

Уважаемые земляки-читатели, в предлагаемой книге упомянуты более сотни имен, среди которых вы можете встретить и свое собственное, и имена родителей, и более отдаленных родственников.

В книге вы найдете описания старого быта, хозяйственного уклада, забытых и полузабытых ремесел, игр, забав, обрядов… Также найдете и эпизоды из трудовой жизни мирных и военных лет, узнаете, как ваши отцы и деды мужественно переносили трудности, не теряя своего достоинства.

В книге имеется несколько десятков иллюстраций, на которых изображены различные эпизоды из жизни Серединовки.

Прочитайте отдельные страницы своим детям, чтобы и они знали, как жили их предки.

Хотелось бы помечтать о том, что эта книга будет неким знаком памяти о СЕРЕДИНОВКЕ.

Будет уместным сказать читателям о людях, которые помогали готовить эту книгу и, пользуясь случаем, поблагодарить их.

Вот имена этих людей.

Чибизова Н. И. – сообщила мне многие подробности о жизни деревни и о судьбах людей.

Перенглиев Б. А. – оказал мне большую помощь в подготовке книги к изданию.

Автор.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОКРЕСТНОСТИ


Деревня Серединовка расположена в междуречье рек Осиновки и Бурначки, в трех километрах от Большой дороги, идущей от Астрахани, через Царицын, Поворино, Борисоглебск, Тамбов на Москву, и в семнадцати километрах от станции Жердевка. У Серединовки, как и у всех деревень старой Руси, был свой центр тяготения – приходское село Чикаревка. Этот приход состоял из трех деревень: Серединовки, Ярки (ныне Тафинцево) и Осиновки, и четырех хуторов: Кондауров, Дубовые Солонцы, Лукичев и Костиков.

Чикаревка была своеобразным административным и культурным центром: церковь, школа (с 1902 года), и в советское время: фельдшерский пункт, изба-читальная, сельсовет, сельпо, МТС.

Чикаревка расположена в плодородной долине реки Савалы и основана в начале XIX в. однодворцами (несущими до ухода в отставку государственную службу). По культуре жители Чикаревки отличались от жителей окрестных селений и поэтому, видимо, (как мы примечали), смотрели несколько свысока на своих соседей.

Посещение церкви сближало людей, способствовало их знакомству. Родственные отношения через брак чаще всего устанавливались внутри своего прихода.

Вообще-то, у крестьян не все села и деревни пользовались одинаковой репутацией. Взять хотя бы такой критерий: выйти замуж в Чикаревку или Туголуково (или взять оттуда невесту) считалось почетным, в Вязовое и Воскресеновку – хорошо, в Максимовку – похуже, в Сосновку (Павлодар) и Ржевку (Алексеевку) – не очень желательно, а уж в Арапово (Дорогую) – когда некуда деться.

Большие ярмарки устраивали в Бурнаке (в шестнадцати километрах от Серединовки) и в Туголуково (семь километров). В Бурнаке на огромной (больше чем Красная площадь в Москве) площади у бывшей земской больницы, располагались торговые ряды.

Жители лесных сел Терновки, Грибановки, Карачана и других, расположенных по реке Вороне и ниже по Савале, привозили сюда деревянные изделия: кадушки, колеса, дуги, лопаты, метлы и даже лапти (которые наши жители носили во время жатвы), многое другое. Тут и горшки, и деготь и сбруя и прочее, и прочее.

Ярмарочные дни приравнивались к праздничным. Как правило, на них приезжали глава семьи и хозяйка, брали с собой взрослых детей. Больших покупок не планировалось. Детям давалась некоторая сумма денег, и они могли целый день ходить среди толпы, развлекаться, покупать сладости. На площади ставилась карусель, выступали бродячие актеры, фокусники, циркачи, клоуны, силачи. И люди, особенно молодые, пользовались этим зрелищем за небольшую плату, а то и бесплатно. Взрослый же люд разве только мимоходом поглазеет немного, а то больше ходит по ярмарочной толпе, приценивается, разглядывает товар, корит его, спорит, рядится. В конце-концов делаются необходимые покупки, которые складываются обыкновенно в мешок, куда могут попасть одновременно и хомут, и полусапожки, и ботинки, и гостинцы для тех, кто остался дома.

На ярмарке встречаются родные и знакомые из других сел, обмениваются новостями. Довольный народ возвращается домой.

В 1868 году через нашу местность пролегла железная дорога Москва – Царицын. Станция вначале называлась Бурнак, позднее ее переименовали в Жердевку. Хозяйственные интересы населения в округе 20—25 километров сошлись в этом пункте.


ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТА


Мне не раз приходилось слышать рассуждения стариков о том, почему Серединовка изначально была расположена не на берегу речки Осиновки, а на удалении от нее на 1,5—2 километра, на высокой равнине, изрезанной множеством лощин. Мнения расходились, но наиболее вероятным объяснением можно считать следующее – из-за воды.

Пойма реки глубокая (20—25 метров), спуск к воде затруднен. С правой стороны поймы почти нет родников, и колодцы должны быть глубокими. Зато равнинная часть прорезается с запада на восток родниковой лощиной длиной около четырех километров, которая начинается почти от самого большака и доходит до речки. Верхняя часть лощины называется Симкиной лощиной, нижняя часть – Журавлиной.

На всем протяжении в нее врезаются еще несколько малых лощин, а по ее дну протекает ручей, который впадает в речку Осиновку. Поля, окружающие Серединовку, прорезаются еще тремя лощинами: Федосеевой, Андрей Иванчевой и Крутенькой.

К началу XXI века в лощинах сохранилось несколько прудов. На Симкиной – Журавлиной – три пруда, и на ее отрогах еще два: на Сторонской лощине – Алешкин пруд и на Серповской – пруд без названия. Сохранился пруд и на Федосеевой лощине, где раньше был хутор Старожиловка.

В лощинах много родников, которые питают ручьи, некоторые выходят на поверхность на склонах лощин, и население пользовалось водой из них для хозяйственных нужд. Обилие родников, скорее всего, и привело первых поселенцев, которые расположили свои усадьбы с южной стороны Журавлины.

Речка Осиновка входит в бассейн Дона и берет начало на водоразделе бассейна Волги и Дона у деревни Александровские Верхи. Бассейн самой Осиновки – около 70 квадратных километров. Вниз по течению на ней было расположено 12 населенных пунктов: деревни Прудовка, Бокино, Новопавловка (Лужки), село Павлодар (Сосновка), деревня Ракитино (Ракитово), хутор Пчельник, деревни Сторожиловка (Федосеев хутор), Серединовка (Тютчево), хутора Дубовые Солонцы, Кондауров, Лукичов и деревня Осиновка.

Главный исторический объект на этой территории – Курган на северном конце Серединовки. Никто, кажется, не изучал, когда и по какому случаю он насыпан. Старые жители приметили, что он находится как бы в цепочке курганов, тянущейся с юго-востока на северо-запад. С появлением мощной землеобрабатывающей техники курган постепенно распахивался и стал почти незаметным.

Уникальное место, по которому проходит старый большак. Начиная от села Вязовое до Сампура (почти 50 км) поверхность ровная как стол, после Сампура у села Текино прорезается балкой, а дальше до Тамбова – тоже равнина. Старики говорили, что в хорошую погоду (когда еще не было лесополос), можно было видеть наши Дубовые кусты за несколько десятков верст.

Еще одна достопримечательность ландшафта – Дубовые кусты. Недалеко (3 км) от деревни их было три до 30-х годов XX века. Теперь осталось два с восточной стороны большака. Первоначальное их происхождение неизвестно. Площадью они менее гектара, состоят из малорослого дуба, в подлеске – ежевика.

Примерно с 1936 года началась посадка защитных лесонасаждений. Они со временем изменили ландшафт степи. Посадки делались по краям оврагов и лощин, вдоль дорог, по границам колхозных земель. Они выполняют определенную положительную роль: уменьшают водную и ветровую эррозию почвы, способствуют снегозадержанию. Раньше буран в степи был крайне опасен для путника, не было никаких ориентиров, и случалось, что человек сбивался с дороги, плутал, выбивался из сил и погибал. Теперь не заблудишься – посадки. Но вместе с тем, путник лишился возможности любоваться степным простором – посадки закрывают.

Как создавались лесополосы?

В каждом колхозе в 1936—1937 годах образовывались так называемые звенья по посадкам лесополос. У нас в колхозе К. Маркса звено возглавлял Мещеряков Василий Алексеевич, который учился на курсах в районе. В звено входили моя мать Остроухова А. А., а также Рудакова М. А., Кудряшова М. В., Мещерякова М. С., Лашкина А. И. Первые посадки были сделаны за мельницей, от Алешкиного пруда до Осиновки. Это примерно 1,5 км. Сажали, в основном, березу и клен. Вначале молодые саженцы подъедал скот, но их подсаживали, пока не поднялись.

В другом колхозе «Серп и молот» звено возглавлял Мещеряков Николай Алексеевич (брат Василия Алексеевича). Это звено сажало полосу от Серповки до большака. Позднее были сделаны посадки на границах с Осиновскими и Старожиловскими полями. Общая протяженность лесополос на полях Серединовки около десяти километров.

Пусть эти насаждения будут живым памятником тем, кто с любовью и старанием их посадил. Но, к сожалению, их имена не остались ни в одном документе. А они достойны нашей памяти:


* Мещеряков Василий Алексеевич,

* Остроухова Анастасия Александровна,

* Рудакова Мария Андреевна,

* Кудряшова Мария Вуколовна,

* Мещерякова Мария Семеновна.

* Мещеряков Николай Алексеевич,

* Кудряшова Ульяна Никитична,

* Рудакова Елена Никитична,

* Чевелева Матрена Филипповна,

* Отставнова Мария Васильевна.


ПЛАН ЗАСЕЛЕНИЯ


Сегодня приходится говорить лишь о плане деревни. Сама деревня исчезла с лица земли в 2003 году, просуществовав более двух столетий.

Как выглядела Серединовка?

В плане она напоминала форму креста, концы которого направлены по сторонам света. Количество дворов достигало 110—115, но, начиная с 30-х годов XX века, оно начало сокращаться.

Первое заселение, вероятнее всего, появилось вдоль южной стороны балки Журавлина, так как в ней было много родников, стекавших в ручей, и это не могло не привлечь первых поселенцев. Застройка велась близко к южному краю балки, в один ряд Потому эта часть деревни называлась «Порядок». Застройка была плотной, так что на сравнительно небольшом участке умещалось дворов 35—40.

С восточной стороны Порядка из-за отлогой впадины четыре двора расположены с уступом метров в пятьдесят. Эта часть Порядка называлась «Концом». На этом конце и был наш дом (четвертый от края). Как память о нашей усадьбе, остался ряд акатника, который отделял нас от Лашкиных. С северной стороны балки, на горе, как раз напротив Конца, было четыре двора, которые почему-то назывались Балканом. Можно предположить, что кто-то из прежних жителей был на войне на Балканах и оттуда принес это название (пройти на Балкан, а особенно проехать было непросто).

Южная часть деревни называлась «Серповка» (по-местному – Серьповка). В разное время в ней было дворов до сорока. Застроена она в два ряда (улицей). Западная ее сторона имела разрыв с поворотом в форме «Г» – на выезд в направлении Жердевки. На повороте стояла лавка, с левой ее стороны, огороженная штакетником – братская могила. Мне не приходилось слышать, кто в ней похоронен. Вероятнее всего – красноармейцы, которые подавляли антоновское восстание, потому что нас, школьников, водили туда 7 ноября и 1 мая с красным флагом.

Конец ознакомительного фрагмента.