© С. П. Маврин (сост., предисл.), 2004
© Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004
Предисловие
Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 Трудового кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права фактически являются приоритетной частью правовой системы Российской Федерации, поскольку в том случае, когда международно-правовым актом устанавливаются другие правила, чем те, которые предусмотрены национальными российскими законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны применяться правила международно-правового акта. На это обстоятельство еще раз обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[1].
По мнению Пленума Верховного Суда РФ, под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. В свою очередь под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Применительно к сфере трудового права указанные принципы и нормы международного права формулируются и раскрываются главным образом в документах Международной организации труда, которая является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.
К настоящему времени МОТ приняла 2 декларации, 184 конвенции и 192 рекомендации.
Основополагающие принципы международно-трудового права фиксируются, прежде всего, в декларациях МОТ, к числу которых относятся так называемые Филадельфийская и Женевская декларации МОТ, содержащие общепризнанные принципы международного трудового права, сформулированные как основополагающие идеи правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обязательные для применения во всех государствах в силу их членства в МОТ.
Филадельфийская декларация (Декларация о целях и задачах Международной организации труда) была принята 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Международной конференции труда (МКТ)[2] в Филадельфии. Женевская декларация (Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации)[3] была принята 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МКТ в Женеве.
Филадельфийская декларация МОТ 1944 г., являющаяся приложением к Уставу Международной организации труда, устанавливает следующие фундаментальные принципы международного трудового права:
a) труд не является товаром;
b) свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
c) нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
d) борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве и постоянными и согласованными усилиями в международном масштабе, в которых представители трудящихся и работодателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются с ними для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.
В свою очередь Женевская декларация 1998 г. к числу фундаментальных принципов международного трудового права отнесла:
a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
c) действенное запрещение детского труда;
d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Принимая Декларацию 1998 года, Международная конференция труда особо подчеркнула, что:
a) свободно вступая в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Филадельфийской декларации 1944 г., и обязались добиваться достижения всех целей Организации используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства с полным учетом присущих им особенностей;
b) эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.
Фундаментальные трудовые права и общепризнанные принципы и базовые нормы международно-правового регулирования труда нашли свою конкретизацию в восьми основополагающих конвенциях МОТ, к числу которых относятся:
1. Конвенция о принудительном или обязательном труде № 29 (1930).
2. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию № 87 (1948).
3. Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров № 98 (1949).
4. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности № 100 (1951).
5. Конвенция об упразднении принудительного труда № 105 (1957).
6. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий № 111 (1958).
7. Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138 (1973).
8. Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 (1999).
Эти конвенции включают в себя важнейшие международно-правовые нормы, которые по сути представляют собой фундаментальное ядро всего международного трудового права. Учитывая это обстоятельство, Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Международной организации труда, олицетворяющий контрольный механизм в сфере реализации принципов и норм международного трудового права, всегда уделяет особое внимание их соблюдению в странах – членах МОТ.
Все восемь перечисленных конвенций наша страна ратифицировала.
Всего же за Россией в настоящее время числится 58 ратифицированных конвенций, из них 50 конвенций были ратифицированы СССР и достались России в порядке правопреемства, а 8 конвенций были ратифицированы Российской Федерацией самостоятельно. Однако из 58 ратифицированных конвенций юридическую силу сохраняет для России только 51 конвенция МОТ. Это объясняется тем, что 7 конвенций (№ 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123) были полностью пересмотрены МОТ путем принятия в 1973 г. обобщающей Конвенции № 138 «О минимальном возрасте приема на работу».
Данная Конвенция систематизировала все специальные акты МОТ, посвященные ограничению минимального возраста допуска несовершеннолетних на работу в различные отрасли экономики. В результате этой систематизации многие из ранее принятых специальных конвенций МОТ фактически утратили правовую силу и потому были денонсированы большинством государств – членов МОТ после ратификации ими Конвенции № 138. К числу таких государств относится и наша страна, которая ратифицировала 3 мая 1979 г. Конвенцию № 138 и на основании этого денонсировала 3 мая 1979 г. Конвенции № 10, 15, 58, 59, 60, 112[4] и 25 июля 1980 г. – Конвенцию № 123[5].
Таким образом, на сегодняшний день за Россией числится 51 действующая в нашей стране конвенция МОТ, среди них:
1. Конвенция о праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве № 11 (1921).
2. Конвенция об использовании свинцовых белил в малярном деле № 13 (1921).
3. Конвенция о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях № 14(1921).
4. Конвенция об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов № 16 (1921).
5. Конвенция о репатриации моряков № 23 (1926).
6. Конвенция об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах№ 27(1929).
7. Конвенция о принудительном или обязательном труде № 29 (1930).
8. Конвенция о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов (пересмотренная) № 32 (1932).
9. Конвенция о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода № 45 (1935).
10. Конвенция о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю № 47 (1935).
11. Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках № 52 (1936).
12. Конвенция о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации № 69 (1946).
13. Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков № 73 (1946).
14. Конвенция о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности № 77 (1946).
15. Конвенция о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах № 78 (1946).
16. Конвенция об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах № 79 (1946).
17. Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле (1947) и Протокол 1995 г. к данной конвенции № 81
18. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию № 87 (1948).
19. Конвенция о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная) № 90 1948).
20. Конвенция о помещениях для экипажа на борту судов (пересмотренная) № 92 (1949).
21. Конвенция об охране заработной платы № 95 (1949).
22. Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров № 98 (1949).
23. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности № 100 (1951).
24. Конвенция об охране материнства (пересмотренная) № 103 (1952).
25. Конвенция об упразднении принудительного труда № 105 (1957).
26. Конвенция о еженедельном отдыхе в торговле и в учреждениях^» 106(1957).
27. Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков № 108(1958).
28. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий № 111 (1958).
29. Конвенция о медицинском осмотре рыбаков № 113 (1959).
30. Конвенция о защите трудящихся от ионизирующей радиации № 115(1960).
31. Конвенция о частичном пересмотре конвенций, принятых Генеральной конференцией МОТ на своих первых 32 сессиях, с целью унификации положений о подготовке Административным Советом Международного бюро труда докладов о применении конвенций № 116(1961).
32. Конвенция о снабжении машин защитными приспособлениями № 119(1963).
33. Конвенция о гигиене в торговле и учреждениях № 120 (1964).
34. Конвенция о политике в области занятости № 122 (1964).
35. Конвенция о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках № 124 (1965).
36. Конвенция о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов № 126(1966).
37. Конвенция о помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) № 133 (1970).
38. Конвенция о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков № 134 (1970).
39. Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138 (1973).
40. Конвенция о помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) № 133 (1970).
38. Конвенция о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков № 134 (1970).
45. Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде № 155(1981).
46. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями № 156(1981).
47. Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов № 159(1983).
48. Конвенция о статистике труда № 160 (1985).
49. Конвенция об охране труда при использовании асбеста № 162 (1986).
50. Конвенция о найме и трудоустройстве моряков № 179 (1996).
51. Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 (1999).
Практическое значение деклараций и конвенций, включенных в данный сборник, состоит, прежде всего, в том, что, несмотря на свой международно-правовой характер, они устанавливают и регламентируют трудовые права и свободы, в том числе и российских работников. Такое утверждение основывается на том, что данные права и свободы являются разновидностью социально-экономических прав человека и гражданина. В свою очередь для реализации всех прав и свобод человека и гражданина в нашей стране характерно следующее:
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
2. Данные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).
3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ).
4. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 46 Конституции РФ). Таким образом, каждому работнику гарантируется судебная защита его социально-экономических (трудовых) прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного трудового права.
В итоге можно констатировать, что российское трудовое право имеет в качестве своей неотъемлемой и приоритетной части довольно большой массив международно-правовых актов, содержащих основополагающие принципы и нормы, призванные осуществлять правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений в России. Данные нормы и принципы имеют юридическое верховенство в нашей национальной правовой системе и должны применяться непосредственно. В практическом плане это означает возможность и необходимость прямого использования норм международного трудового права всеми субъектами и участниками правоприменительной деятельности, функционирующими в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в нашей стране.
К сожалению, до недавнего времени обращение отечественной правоприменительной практики к актам Международной организации труда носило по преимуществу эпизодический характер. Возможно, что тому виной было недостаточное количество текстовых источников соответствующих международных актов. Надеемся, что преодолению этого недостатка будет способствовать выход в свет данного сборника.