© Даниил Денисович Протасов, 2017
ISBN 978-5-4485-6616-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Пролог
1. О мире, в котором происходят действия этого повествования
Существует множество разных легенд, преданий, мифов, теорий и сказаний относительно того, как был создан мир, а некоторых больше волнует, из чего, но я не буду затягивать наш рассказ и обременять читателя унылыми и скучными пояснениями Совета магов Белого острова или же «бабкиными россказнями» на счет всего этого, но проведу краткий экскурс по известным на сей день землям. А начать наш рассказ, как мне кажется, стоит с огромного острова на юге, известного, как Алонер, что в переводе с эльфийского – «Первая Земля». Это очень плодородный и богатый металлами край, заселенный эльфийским народом, который за долгие лета своего существования успел измениться в силу заселенного ими места, разбился на несколько групп. В данном случае перед нами мэлонэвэ, или же эльфы моря, княжество которых и расположено тут. Большинство городов построено на юге, однако на севере расположено множество крепостей, фортов и замков, а так же два самых крупных города государства – Тэлмирит, дословно «Башня из мрамора», и столица, расположенная в заливе Нэвэбад, «Морской путь», Кольвэ, «Корона». В последнем проживают великий князь эльфов, на момент повествования – Эронэм III, и глава Церкви, в то же время Сивестр II.
Далее идем на север. Немного преодолев, виден Белый остров, на котором стоит Башня Совета, сильнейшего ордена магов в известном мире, роль которого – наблюдение за исполнением остальными чародеями особого закона, контролирующего силы заклинателей во избежание всеобщей угрозы. В это собрание входят 7 лучших волшебников. Примечательно, что остров имеет абсолютно квадратную форму. Подсчитано, что длина его – ровно 3 километра, что помогает картографам изготавливать свой продукт с большой точностью в масштабах.
Затем, если идти в том же направлении, перед нами встает континент. Взяв прямо на север от Алонера, попадаешь на земли так называемой Священной Империи, с юга и запада омываемыми водой, на севере граничащими с королевством нордлингов с длинным названием Литвуфурштендомент, когда-то последним языческим королевством (если, конечно, не считать орков), которое также населяют и мэловинте, эльфы снега. На северо-востоке – королевство Рэвинстерн, о котором, как и о Империи, будет изложено немного позднее, а сейчас я могу задержать читателя только географическим описанием этих земель. Так закончим со внешним миром этих государств, сказав, что на юго-восточных границах одного, и, стало быть, на южных – другого, расположено Ханство орков, недавно, лет 400 назад, пришедших с востока и осевших, если это можно так назвать, на обширных степных и пустынных территориях.
Теперь же перейдем ко внутреннему описанию двух образований, относительно которых я начал стоить картину материка. Империя занимает область, грубо говоря, между реками Рзейн на западе и Одре на востоке, а так же немного севернее этого. На северо-западе и в центре раскинулись лиственные леса и холмы, занимаемые герцогствами, графствами, и, как это ни странно, королевствами и княжествами мэлосивэ, эльфов леса, но возможное удивление ваше развеется позже, когда мы перейдем к более подробному описанию. Что до остальных земель, то на них раскинулись плодородные поля и дубравы, принадлежащие народу человеческому. Климат здесь идеален для того, чтобы выращивать богатые урожаи зерновых культур.
О Рэвинстерне в первую очередь надо сказать, что на его территории протекает самая большая из известных рек, Висала, и делит королевство на две части: по левому (запад) берегу расположены степи, засеваемые пшеницей, а по правому (восток) – леса, преимущественно хвойные, богатые мясом и пушниной. Если взять ещё восточнее, то можно упереться в Крупытские горы, дальше которых, верно, никто из путешественников не ходил. Про климат можно сказать, что он вполне приемлемый – лето довольно жаркое, а зимой выпадает вдоволь снега.
В довершение всего стоит отметить архипелаг к северо-западу от материка, состоящий из 7 островов, самым большим из которых является Урдердуг. Населяют их гномы, образовавшие собственное королевство Фирнсвейд. Стоит указать, что именно в этих землях начали выращивать и употреблять табак, а так же, если можно так сказать, здесь родилось искусство магии.
2. История
Опять же должен сказать, что не собираюсь проникать в тайны мироздания, высказывать теории о том, как появилась жизнь и разум, пусть это так и останется загадкой.
Историческую вводную я начну с событий, дата которых точно не установлена, но можно абсолютно уверенно сказать, что происходили они много тысячелетий назад. А, собственно, происходило следующее: на Алонере появляются первые эльфы.
Народ этот, чтобы вы имели представления о них, высокий, обычно представитель его выше человека на 10—12 сантиметров, и имеет заостренные уши, способные распознавать звуки за несколько километров от их источника. Так же надобно сказать, что живут они довольно долго, но не вечно, хотя первым познакомившимся с ними людям показалось обратное. Для сравнения, среднестатистический мэло проживает 350 лет, тогда как человек – лет 40.
Вначале эльфы живут племенами, занимаясь охотой и собирательством, но быстро осваивают земледелие, что толкает их обустраивать постоянное место жительства. Возникают первые города-государства, а потом и, вследствие дружбы и родства правителей некоторых таких образований, и княжества. Этот процесс, по словам ученых Академии Тэлмирита, занял примерно 3000 лет.
Так как границы таких государственных образований были весьма условными и определялись, к примеру, деревом или камнем, часто происходили споры о засеваемых землях, что двинуло эльфов на войны друг с другом. В этот период растет искусство создания оружия и доспехов, а так же усложняется и совершенствуется архитектура, в особенности фортификационная.
Далее нужно обратить внимание на город, изначально названый Эламус, «Жемчужина Севера», но потом переименованный в Кольвэ. Земли, прилегающие к нему, были менее плодородные, чем соседние. По этой причине княжество отказалось от экстенсивного развития хозяйства, которым пользовались окрестные государства, и перешло к развитию интенсивному, а, значит, требовались новые технологии и умные люди. За несколько сотен лет относительно маленькое поселение превратилось в оплот наук и знаний. Поля приносили урожай в 4 раза больше, чем в других княжествах. Военное дело тоже испытывало подъем: появилась возможность обрабатывать железо, а иногда появлялось оружие из стали; изобретено кольчужное плетение и созданы осадные машины, которые используют и по сей день – башни, требушеты, онагры и скорпионы.
Путем войны и интриг город объединил остров в единое государство, глава которого получил титул великого князя и верховного властелина эльфов и сохраняет его в настоящий момент, сохраняя за собой право призывать на войну армии не только мэлонэвэ, но и других эльфийских народов.
Примерно через двадцать лет после объединения произошло одно из самых важных событий мировой истории – создание алфавита и запись Первой Повести, свитка, рассказывающего о прошлом. Сейчас он хранится в библиотеке аббатства Святого Илэния в 7 километрах от Кольвэ. Именно с этого момента эльфы начали отсчет времени. Эльфийский год, принятый во всем мире, кроме Фирнсвейда, включает в себя 400 дней, по 100 на каждое время года. У гномов же на весну, лето и осень – 50, кроме зимы, которая длится 250 дней. Так же в эти дни происходила централизация Церкви. Её аппарат работал следующим образом: от четырех крупнейших городов выставляется по одному кардиналу, которые выбирают Верховного Кардинала (причем стать им может кто угодно) и под его руководством управляют всей остальной организацией. Это собрание называют Примовым Советом.
После объединения мэло обратили свои взгляды к морю, оно все больше привлекало и волновало их фантазии. Эльфы начали пробовать строить корабли, что получалось очень хорошо. Они обрабатывали специальные деревья, плотность которых ниже обычных, из-за чего суда получались быстроходные. Это были и есть большие лодки, сужающиеся к носу и широкие на корме, оснащенные, обычно, тремя косыми парусами и креплеными по бокам между кормой и центром корабля маленькими лодками для придачи стойкости и размещения на них горящего оружия – скорпионов со специальными поджигающимися стрелами. Если вдруг из-за него вспыхнет пожар, то команда покидала «отделение» и оно отпускалось.
В 37году первый экспедиционный флот высадился на безлюдных землях материка, а уже в 184 эльфийские колонии дошли до северного берега. Там мэло обнаружили иной народ, эри тал, как они их назвали. Мы же именуем их гномами. Низкорослые, обычно по грудь человеку, бородатые и трудолюбивые, они, из-за недостатка на островах дерева и избытка металлов, стали отличными кузнецами, а цивилизация их существовала к тому моменту примерно полторы тысячи лет.
Отношения между пришельцами и коренным населением были весьма разнообразными – то они лучшие друзья и торговые партнеры, то смертельные враги, готовые вырезать друг – друга толпами.
Так продолжалось несколько сотен лет. За это время эльфы исследовали и заселили весь известный нам материк. В 431 году к великому князю вернулось посольство с острова Урдердуг и рассказало удивительные вещи. Согласно их отчетам, некоторые эри тал умеют слова, ими произнесенные, обращать в действительность. Высокий народ назвал такое искусство «магия»: ма – слово; гия – дело.
В том же году эльфы заключили с гномами сделку. Они научили низкорослых письменности, а сами приняли искусство чародейства.
В 453 с Крупытских гор начали спускаться люди. Возможно, они появились ещё восточнее, но точно нам об этом не известно. Человек быстро заселяет земли нынешнего Рэвинстерна и двигается все западней, проникает в густонаселенные районы лесов и прорывается к морю, оседая по берегам океана. Вмиг гибнет империя эльфов, так как те, что остались на континенте не имели доступа к Алонеру.
Последующие десять лет люди образовывают множество своих государств. В 468 году начинается возвышение княжества Гурне, расположенного на западе современного Литвуфурштендомента. Правит им Зигмунд I, так же известный, как князь – оборотень. Он добивается больших успехов в изучении магии, становится сильнейшим чародеем своего времени и добывает очень сильные артефакты. Ведомый жаждой власти и крови, он развязывает несколько маленьких победоносных войн. А далее, в 472, объявляет, что воюет со всем миром и направляет дружины на восток, чтобы уничтожить будущих эльфов снега. В ответ на это континентальные эльфы, некоторые людские княжества и, уже объединенное к тому времени, королевство гномов выставляют свои армии и терпят несколько поражений. Тогда король Фирнсвейда, Хротгар IV, собирает с каждого своего острова по одному сильнейшему волшебнику и создает первый Совет. В решающей битве на холме Дуброн армия коалиции с огромными потерями побеждает Зигмунда и, затем, казнит его.
Так был создан Совет, избравший своим местом расположения Белый остров.
Далее по общей истории рассказывать нечего: войны, да интриги. Стоит только сказать, что в шестом столетии с юго-востока пришли орды орков – кочевников и доставляли большие неудобства людям своими набегами на приграничные земли. В тринадцатом столетии получило широкое распространение пороховое оружие, на что Совет отреагировал негативно и не дал этому делу развиваться, от чего используются только пушки, тяжелые и не точные, и самопалы, так же неточные и долго перезаряжающиеся, но эффективные в строю. Как говориться: «В армию – с мушкетом, на дракона – с арбалетом».
3. О магии, Совете, инквизиции и разном хламе
Искусство чародейства, как уже было казано выше, зародилось на северном архипелаге. По приданиям гномов, жил давным-давно обычный кузнец по имени Фьёргус. Дом его стоял в деревне Маддун, что на берегу океана. Климат здесь был суровее, где чем-либо, а ветер с воды мог и заморозить насмерть. Часто случалось так, что огонь в печи гас, и ковать не было возможности. В один из таких дней, когда пламя исчезло, мастер ощутил гнев и желание зажечь его. И, собрав эмоции и волю «в кулак», он произнес одно единственное слово: «Огонь». В тот же миг стало так жарко, что снег вокруг начал быстро таять.
Обнаружив такую способность, Фьёргус оставил меха и молот и пошёл искать учеников, попутно совершенствуя приобретенный навык.
Шли годы, сменялись поколения, а у магов начались проблемы. Основа этого искусства – слово, но если его использовать часто, оно теряет силу и его требуется заменять синонимами, дополнять новыми речевыми оборотами. К примеру, если первый чародей мог сказать одно слово и призвать огонь, то для того же кудеснику, жившему через двести лет после, понадобилась бы целая фраза, а то и предложение. Все чаще возникала ситуация, когда придуманное заклинание было сложным для запоминания, из-за чего искусство могло просто исчезнуть. Спасение пришло от эльфов, давших гномам письменность.
Есть ещё одна особенность. Маг должен практиковаться, иначе его ждет потеря дара и долголетия, которое он дает, но рано или поздно чародей приобретает способность колдовать при помощи мысли, что является высшим уровнем мастерства. Как раз одним из таких и был Зигмунд I (здесь стоит сказать, что был он и волколаком, о которых будет рассказано позднее).
Как вы уже знаете, его победили члены первого Совета. После казни князя был издан закон, контролирующий силу магов. Основные его аспекты были следующими: чародей не может вызывать одно и то же явление или предмет более одного раза в день, чтобы не «затирать» слова, а так же по достижении высшего уровня мастерства заклинатель обязан предстать перед судом, решающим его дальнейшую судьбу. Если «везло», то подсудимый мог занять место устаревшего, или погибшего члена Совета. В обратном случае его безболезненно убивали. Так же, для более совершенного контроля орден создал специальную организацию – инквизицию, в которую отбирались только монахи.
В этом разделе хотелось рассказать и о «разном хламе». Именно так в народе называют артефакты древности. С первого взгляда это – совершенно обычные вещи, но на самом деле в них заключена огромная сила, несравнимая с мощностью нынешних зачарованных предметов. Объясняется это стиранием слов заклинаний. Вот некоторые примеры таких предметов: горшок и скатерть, в которых появляется еда; килт, защищающий от любого меча, стрелы и магии; 6 перьев, пишущих без чернил; пряжка для ремня, дающая носителю большую силу; ржавое охотничье копьё, метающее молнии.
4. О Священной Империи и Рэвинстерне
Я считаю своим долгом рассказать вам о этих двух государствах, в особенности о втором, так как именно там и будут происходить основные события Повести. Но начнем мы с Империи.
После набега людей с востока еще несколько сотен лет рождались и погибали княжества и королевства. В 653 году король Бог`еништии, южного прибрежного людского королевства, Фридрих Матияш Рыжебородый отправил великому князю эльфов послание следующего содержания:
«Дорогой сосед мой заморский, великий князь и верховный властелин всех эльфов, Траннас II. Род мой не враг твоему народу и надеюсь я на дружбу с вашей стороны. Признаюсь, не люблю долгих приветствий и перейду сразу к делу. Собираюсь я создать особый союз государств, дабы противостоять нашествиям орков, а так же вернуть вам почти полный контроль над большинством эльфов с континента. От вас же я хочу попросить армию в 12000 воинов и флот в 300 кораблей.»
Далее приводились планы боевых действий и описание будущего государства. Владыка эльфов согласился с таким предложением и на 3 день зимы 654 года начались боевые действия, в результате которых 42 дня 657 года была создана Священная Империя.
Теперь о механизме её управления. В состав этого объединения входит множество субъектов, имеющих почти полную свободу, но зависящих от императора. Император – должность выборная. Избирается пожизненно из правителей 3-х государств: королевства Богеништия, эльфийского эрцгерцогства Астриште и княжества Брандушвейге. Голосует рейхстаг из правителей пяти курфюстрств, сейчас перечислять которые я не вижу смысла. Все субъекты должны платить 25 процентов от своих доходов императору, который, в свою очередь обязан 15 из них отдавать на содержание армии, защищающей объединение от внешних врагов. Так же эльфийские лорды обязаны подчиняться великому князю. Вся эта структура работает и по сей день.
Перейдем к Рэвинстерну. Доподлинно неизвестно, от чего королевство носит такое название. Самая распространенная теория гласит, что Рэвин – языческое имя первого короля, Вратислава I, а стерн – слово древнего восточного людского диалекта, переводящееся, как королевство.
Первая столица государства, как и его территории, лежали на правом берегу Висалы, на месте впадения в неё самого большого притока – Догнавы. В середине шестого столетия начинается большая территориальная экспансия и захват обширных степных земель на западе и лесных – на востоке. К восьмому столетию окончательно сформировываются границы централизованного государства, практически не изменившиеся по наш день. В 701 году столица переносится из Кравиште в Варву и определяется административное и военное устройство государства.
Страной правит могущественный и вседержавный король, а так же верховный главнокомандующий и царь восточных гор (Крупытских) и драконов, только горы те считаются бескрайними и заселенными, разве что, всякой нечестью, которая, естественно, никого над собой не признает, как и драконы, которых включили в титул из-за одного клана, присягнувшего на верность короне. Государство делится на пять воеводств: два степных – Приордынское, со столицей в Лове, и Приграничное, со столицей в Куве; Приморское, с центром в Гнане; Полесное, с главным городом Кравиште; и Столичное. Такие субъекты, в свою очередь, делятся на уезды.
В Рэвинстерне очень развито из-за вековых традиций военное искусство. В особенности жители этой страны любят лошадей, а, следовательно, на поле боя главная роль отведена кавалерии. Попытаюсь сейчас вам рассказать о армии королевства.
Начать хочется с особого сословия, которого нет более нигде, с казаков. Это крепкие и закаленные люди, или эльфы, которым вручается земля на границе и множество различных привилегий. Взамен они должны покупать форму, коня, саблю, кавалерийскую пику и стрелковое оружие, с которым можно обходится на коне – орчий лук, легкий арбалет, или же карабин или пистоль, и служить во время войны в армии коронного гетмана, главного полководца, которого назначает монарх. Немного отличаются от них городовые казаки, приспособленные к обороне крепостей. Таких же не одаривают землей, а содержат на специальном трехпроцентном налоге от прибыли жителей города.
Далее опишем терционное войско, названное так из-за того, что на его содержание отведена треть доходов казны. Эта армия делилась на четыре отделения: эльфийские пехотные полки – 10 полков по 10 хоругвей по девяносто человек в соотношении 50 ближнего боя на 40 стрелков; драгунские полки – 15 полков по 8 хоругвей по сто человек, конные стрелки; панцирные казаки, отбираемые из лучших казаков, носящие доспех, саблю, пику и лук – 5 полков по 8 хоругвей по сто человек; инженерные войска – пушки, катапульты, баллисты и осадное вооружение, численность штата часто меняется, составляет примерно 2000 человек.
Последняя армия – товарищеская, состоящая из ополчения бояр и шляхты, которые сами составляли хоругви крылатых гусар, размером от 100 до 150 человек каждая.
5. О лесных и о разного рода существах
Перед началом повествования я так же должен описать народ, называемый нами лесовиками, лешими, или лесничими. В самом деле, мы мало знаем о них, но постараюсь дать вам наиболее четкое представление.
Их история началась в 452 году, когда пять эльфийских домов, колонизировавших леса между Висалой и Крупытскими горами, зная он приближении людских племен, объявили о своей независимости от великого князя и порвали все отношения с ним. В последствии они пропустили пришельцев с гор через свои территории, а с осевшими неподалеку начали водить дружбу, правда, не пуская их в некоторые свои города.
Время меняло эльфийские народы, они все больше отличались друг от друга, но все это несущественно в отличие от метаморфоз, пережженных лесовиками всего за несколько десятилетий. Начнем с того, что жизнь их стала более длинной, в среднем пятьсот лет, кожа их заметно побледнела и стала твердой, как древесная кора, скулы стали более ощутимы, язык их изменился и стал не похож на другие. Но самая странная и необъяснимая особенность их заключалась в следующем – после смерти представители этой, можно сказать, отдельной расы, становились деревьями и про так еще одну жизнь. По их легендам, такие растения сохраняют память и могут разговаривать меж собой.
Так же народ этот опережал по прогрессу не только свое время, но и в некоторых вещах – наше. Приведу два примера. Некоторые повести сообщают о том, что они первые начали использовать порох. В Повести Пимберлейского аббатства приводится слова очевидца этих событий, капитана наёмников, отряд которого участвовал в одном из морских налетов, которые устраивали гномы на прибрежные людские территории:
«Мы хотели разграбить один из новых замков Рэвинстерна, Конопиште. По некоторым сведениям, туда должны были свозить треть дохода королевства для содержания армии. Всего должно было быть две линии обороны – береговая батарея и сам каменный замок на некотором расстоянии от берега, до куда не достанут катапульты. Первая оказалась недостроенной и мы легко высадились. Фортецию же надо было брать силой. С наскока не получилось, о нашем приходе знали и подготовились заранее, поэтому мы приняли решение начать осаду. На третий день, вечером, гномы произвели обстрел укреплений зажигательными снарядами и попали по расположению одной из трех хоругвей, посланных князем неких лесовиков. В ночь эти странные, как видно, эльфы вынесли на стены металлические трубы. Далее они засыпали в них какую – то смесь и, не поверите, останки погибших от огня товарищей, закатывали шары и… неожиданно загремел гром, земля содрогнулась, а некоторые из нас, только что стоявшие рядом, обратились в прах, или же распались на куски. Моментально разнеслась паника, началось движение, давка, а звуки продолжали периодично сотрясать воздух. Сам я еле выжил.»
Второй пример – деревянные солдаты. Согласно некоторым источникам принцу и будущему князю Станиславу III (все правители этого народа носят имя Станислав) на совершеннолетие подарили гвардейскую пехотную хоругвь, состоящую из деревянных солдат, работающих на камнях душ. В наше время мастер, умеющий изготавливать такие камни – редкость, а сделать механического человека… сомневаюсь, что таковые вообще имеются.
Столетья лесовики помогали королю Рэвинстерна расширять границы. Но в середине одиннадцатого века они просто взяли… и исчезли. В один миг города и леса опустели. Никто не знает, что с ними сталось.
А теперь начнем разговор о разного рода существах. Приведу краткие данные из «Атласа нецивилизованных, но разумных созданий мира».
1.Драконы:
1.1. Собственно драконы – очень долголетние и мудрые ящеры гигантских размеров, имеющие три пары конечностей и дышащие огнем. Некоторые драконы умеют принимать облик человека и жить среди нас, а мы и не догадаемся о его природе. Есть и ручные, которых разводят преимущественно в Рэвинстерне и Фирнсвейде.
1.2. Виверны – меньше и глупее драконов, но являющиеся отличными ездовыми животными. Так же у них нет передней пары лап, а только задняя и крылья. Разводятся только в Фирнсвейде.
1.3.Водяной – дракон без крыльев и ног, передвигающийся с помощью хвоста, живущий под водой и отдаленно напоминающий человека, если брать выше пояса.
1.4.Русалка – самка водяного, ещё более напоминающая человека. Согласно легенде, если человек искренне признается ей в любви, она станет представителем его рода. Однако, из-за их аппетита нет достоверно известных случаев такого характера, зато человек 100 в год считают без вести пропавшими.
2.Оборотни:
2.1.Волколак – человек, осознано превращающийся в волка. Если за неделю больной, если можно его так назвать, ни разу не меняет обличия, то возможна смерть. В шкуре зверя бедолага не осознает, что творит, и ведет себя как можно более агрессивно. Обратная метаморфоза происходит примерно через 7 часов.
2.2.Медолак – в отличие от представленного выше оборачивается в медведя.
3.Упыри:
3.1.Собственно упырь – восставший мертвец, пьющий человеческую кровь и обладающий особыми магическими способностями.
3.2.Босиорка – женщина – упырь.
4.Полурослики, так же известные, как домовые:
4.1.Шкрьяток – рядовой домовой, выполняющий роль прислуги. Каждый порядочный дворянин, особенно на востоке, должен иметь хотя бы одного такого.
4.2.Клобук – домовой, которому «посчастливилось» освободиться (у полуросликов считается дурным тоном не имение хозяина), приобретает особые магические способности. Такие заключают договоры на оговариваемых условиях с людьми и чему – либо оказывает некоторые услуги, к примеру, увеличивают доход. Договор может быть расторгнут и часто получивший, что хотел, клобук разрывает обещания.
5. Горные духи:
5.1.Краконош – бестелесное существо, существование которого оспаривается. Он устраивает лавины и обвалы, засыпает дороги и сбивает путников с пути.
5.2.Скшаты – гномы – одиночки восточных гор.
6. Ордынские данники, обязанные служить в ханской армии: гоблины, тролли и кентавры.
На этом я завершаю небольшую вводную часть и перехожу к основному повествованию.