Вы здесь

Сборник лекций по 7 потенциалам. Серия «Школа Консультанта». 2. Лекция о потенциале разума (Алексей Сорока)

2. Лекция о потенциале разума

Самым распространенным определением человека является его определение как Homosapiens, то есть как человека разумного. Тем самым, называется его главная отличительная особенность – разумность. Таким образом, разум играет такую же важную роль как наши руки, глаза или другие части тела, хотя в более точном смысле, частью тела в данном случае является мозг, функцией которого является разумное мышление. Отсюда мы можем извлечь простой, но главный вывод: разум, мышление, познание – коренные жизненные свойства человека, отличающие его от всех живых и неживых явлений природы и делающие его самым совершенным, самым эффективным, самым успешным и самым могучим существом в этом мире.

Итак, разум как человеческое качество, его дела, работа или он сам как процесс, то есть мышление и познание, предполагают:

– его фактическое наличие;

– его опознание и знание о нем;

– его высокую, достойную оценку;

– навык, умение, искусство жить по разуму, мыслить правильно и эффективно, полноценно.

Прежде чем говорить о потенциале разума, давайте определимся с тем, что же такое разум. Разум в широком смысле – это рациональное начало в человеке, развитая способность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Мощь человеческого разума настолько велика, что он способен на поистине фантастические достижения.

Многие полагают, что уровень нашего интеллекта генетически запрограммирован, а значит, выше головы не прыгнешь. Однако ученые находят все больше и больше фактов, опровергающих это суждение. Ведь на самом-то деле, наш мозг – это постоянно развивающийся и обновляющийся орган. Коэффициент его полезного действия, следовательно, и наши умственные способности будут расти, если мозг регулярно и усердно тренировать.

Потенциал разума затрагивает, конечно же, весь процесс мышления, память, нашу обучаемость, самооценку, способность к познанию и адаптации, эго-идентичность. Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться, умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь – также относится к интеллектуальному вектору. Данная компетенция содержит в себе основные установки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли индивида.

Особенность разума при его взаимодействии с другими качествами человека, его волей, чувствами, эмоциями, страстями, воображением и т. д. состоит в том, что он может оценивать и контролировать их, поскольку сами по себе эмоции не могут этого делать. Только разуму присуща способность осознания и контроля поведения человека, кроме того, только разум может устанавливать осмысленную обратную связь между человеком и окружающей средой и контролировать самого себя.

Человеческий разум находится в непрерывной работе, и это является его главной характерной чертой. Если разум перестает работать, человек оказывается в ситуации психической смерти. Эта проблема (прекращение функционирования разума) находится в рамках психиатрии и представляет собой трагическое исключение. Ведь изначально человеческий разум работает непрерывно.

Как уже говорилось ранее, употребление психоактивных веществ своё разрушительное воздействие оказывает на все внутренние органы человека. Головной мозг в этом плане не является исключением. Соответственно, при длительном и постоянном употреблении искажаются все мыслительные процессы – ухудшается память, нарушается внимание, снижается способность к концентрации интеллектуальных усилий и т. д. Когда употребление психоактивных веществ переходит в стадию заболевания, вся мыслительная деятельность человека, в конце концов, сводится к предмету зависимости (алкоголь или наркотик) и действиям, связанным с употреблением. Сходную картину можно наблюдать и в случае созависимости, где превалирует охваченность сознания пациента зависимостью близкого, концентрация мыслей на больном и его пагубном пристрастии.

Для восстановления потенциала разума необходима доскональная проработка вместе с психологом всех аспектов интеллектуальной составляющей личности пациента, глубокое исследование степени её разрушения. На индивидуальных консультациях и занятиях в терапевтической группе значительную часть времени уделяется процессам осознавания – как имеющихся проблем и их причин, так и поведенческих и эмоциональных реакций, совместному с пациентом анализу его действий и мотивов, его убеждений. Это в результате помогает пациенту понять и найти нужные инструменты для восстановления и развития потенциала интеллекта. Также полезны любые методики и упражнения, активизирующие когнитивные ресурсы пациента, заставляющие работать его мысль и концентрировать внимание. Даже такой простейший приём, как ведение дневника, оказывает своё благотворное влияние – это помогает не только фиксировать свои действия и реакции, но и анализировать и систематизировать накопленные наблюдения.

Конец ознакомительного фрагмента.