© Барсукова О. В., Гавриш Е. Н., Пикина Е. В., Хомякова С. Е., Цымбалова О. Л., 2017
© Оформление. ООО «Бук», 2017
От авторов
Разработка и введение целостного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) решает проблему формирования единого образовательного пространства. В основе качественных преобразований современной системы государственного образования лежит развитие новых вариативных подходов к обучению, определение задач образования дошкольников, а также выявление приоритетных направлений работы специалистов дошкольных образовательных организаций. В связи с введением новых стандартов образовательной деятельности, отличительной особенностью которых является направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования, у специалистов дошкольных отделений возникают особые цели и задачи.
Необходимость создания и разработки сборника коррекционно-развивающих занятий была продиктована тем, что ежегодно в дошкольные отделения поступают дети с различными нарушениями развития. Поэтому остро встает вопрос о поиске, подборе и модификации игровых упражнений, направленных на сопровождение периода адаптации детей, сплочение детского коллектива, принятие «особого» ребенка в группе, формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, формирование пространственно-временных представлений, произвольной регуляции деятельности, развитие познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности.
Важнейшей задачей дошкольного образования является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение социализации и индивидуализации развития ребенка. Кроме того, ФГОС ДО подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Данное пособие разработано педагогами-психологами, учителем-логопедом и музыкальным руководителем – сотрудниками психолого-педагогической службы ГБОУ Гимназии № 1590 города Москвы. Авторы представляют свой опыт организации практической и организационно-методической деятельности специалистов дошкольных подразделений. В пособии представлен комплект основных рабочих упражнений и развивающих игр.
Упражнения и игры составляют комплекс, охватывающий основные сферы развития ребенка: сенсомоторная сфера, речевая сфера, развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.
Предложенные игры и упражнения позволят специалистам составить комплексные конспекты коррекционно-развивающих занятий и творчески реализовать их в своей практической деятельности.